Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ В УСЛОВИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИИ ЦИФРОВЫХ ТАМОЖЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ В УСЛОВИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИИ ЦИФРОВЫХ ТАМОЖЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
530
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / ТАМОЖЕННЫЕ УСЛУГИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Насибуллин Амир Азгарович

Статья посвящена вопросам цифровой трансформации, происходящей во всех областях современной российской экономики и непосредственно в системе таможенного администрирования. Рассмотрены основные ориентиры, установленные «Стратегией развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года». Дана оценка влияния происходящих изменений на процесс применения системы управления рисками, ее совершенствование и дальнейшее развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Насибуллин Амир Азгарович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RISK MANAGEMENT IN THE CONTEXT OF INTELLECTUALIZATION OF DIGITAL CUSTOMS TECHNOLOGIES

The article is devoted to the issues of digital transformation taking place in all areas of the modern Russian economy and directly in the system of customs administration. The main guidelines established by the “Strategy of the development of the customs service of the Russian Federation until 2030” are considered. The assessment of the impact of changes on the process of applying the risk management system, its improvement and further development is given.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ В УСЛОВИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИИ ЦИФРОВЫХ ТАМОЖЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

6. Голоскоков В. И. Развитие системы управления региональным таможенным управлением на принципах стандартов ИСО серии 9000 // Актуальные аспекты освоения международных стандартов ИСО серии 9000 в таможенных службах государств - участников Таможенного союза: сборник материалов Международной научно-практической конференции. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2012. С. 17-20.

А. А. Насибуллин

управление рисками в условия интеллектуализации цифровых таможенных технологий

Статья посвящена вопросам цифровой трансформации, происходящей во всех областях современной российской экономики и непосредственно в системе таможенного администрирования. Рассмотрены основные ориентиры, установленные «Стратегией развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года». Дана оценка влияния происходящих изменений на процесс применения системы управления рисками, ее совершенствование и дальнейшее развитие.

Ключевые слова: таможенное администрирование; таможенные услуги; цифровизация; система управления рисками; искусственный интеллект; информационные технологии; система поддержки принятия решений.

A. A. Nasibullin

risk management in the context of intellectualization of digital customs technologies

The article is devoted to the issues of digital transformation taking place in all areas of the modern Russian economy and directly in the system of customs administration. The main guidelines established by the "Strategy of the development of the customs service of the Russian Federation until 2030" are considered. The assessment of the impact of changes on the process of applying the risk management system, its improvement and further development is given.

Keywords: customs administration; customs services; digitalization; risk management system; artificial intelligence; information technologies; decision support system.

Современный этап развития экономики и социальной сферы характеризуется глобальным влиянием на него новых информационных технологий. Как новый вектор развития компьютерных и вычислительных систем он характеризуется переходом в цифровое пространство, которое в масштабах страны приведет к росту во всех областях экономики, государственного регулирования, научно-общественной деятельности. Цифровизация становится основной движущей силой общественно-экономического развития, обеспечивающей повышение эффективности экономики и улучшение качества жизни.

Цифровое пространство дает возможность для формирования целостных технологических сред, в рамках которых создается необходимое техническое, документальное, инструментальное, методологическое окружение [1].

В 2017 г. правительством страны была разработана и принята программа «Цифровая экономика Российской Федерации», декларирующая стремление выработать структурированный официальный план мероприятий по решению задачи перевода экономики на цифровую платформу. С целью реализации национальной программы Указом Президента Российской Федерации (РФ) от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» перед Правительством РФ поставлены конкретные задачи, в том числе внедрение цифровых технологий и платформенных решений в систему государственного управления и оказания государственных услуг.

Несомненно, что использование новых электронных платформ и цифровых технологий создаст предпосылки для совершенствования функций таможенного администрирования, развития таможенных органов, позволяющих обеспечивать гибкое и эффективное взаимодействие с участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в целях совершенствования всей системы международного товарооборота.

Именно поиск и создание инновационных таможенных механизмов, позволяющих проводить эффективный контроль в условиях цифровой трансформации, -основная задача современного этапа широкомасштабных исследований, проводимых в таможенной сфере [2].

В ходе совместного заседания Экспертно-консультативного совета по реализации таможенной политики и Общественного совета при Федеральной таможенной службе (ФТС России) под председательством руководителя ФТС России В. И. Булавина 03.07.2019 деловым кругам был представлен проект «Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» (Стратегия развития) [3]. Стратегия развития утверждена распоряжением Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р как документ стратегического планирования, определяющий целевые ориентиры, приоритетные направления и задачи развития таможенной службы на долгосрочный период.

Главная цель Стратегии развития - это формирование «качественно новой, насыщенной „искусственным интеллектом", быстро перенастраиваемой, информационно связанной с внутренними и внешними партнерами, „умной" таможенной службы, незаметной для законопослушного бизнеса и результативной для государства».

Полномасштабная цифровизация и автоматизация деятельности таможенных органов является основой Стратегии развития, отправной точкой ее целевых ориентиров [4].

Стратегия развития впервые определяет функции таможенной службы РФ: содействие развитию международной торговли, росту товарооборота и несырьевого экспорта, обеспечение национальной безопасности РФ, полноты и правомерности взимания таможенных платежей, достижение высокого качества таможенного администрирования, создание конкурентных преимуществ для законопослушных участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) [4].

Еще в 2017 г. в «Комплексной программе развития ФТС России на период до 2020 года» (Комплексная программа) были установлены ключевые показатели «10 шагов навстречу бизнесу», среди которых следующие:

- доля автоматически зарегистрированных электронных деклараций на товары должна составить 99%;

- доля автоматически выпущенных электронных деклараций на товары должна быть на уровне 80% [5].

Сегодня, в рамках реформы таможенных органов РФ, введены в строй и осуществляют свою деятельность 16 центров электронного декларирования (табл.).

Цифровая трансформация таможенной службы РФ в направлении ускорения и упрощения перемещения товаров через таможенную границу, развития внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности должна осуществляться с учетом рекомендаций и стандартов Всемирной торговой организации и Всемирной таможенной организации, основываться на лучших результатах мировой практики и использовании современных технологий [4].

Таблица

Доля деклараций на товары (ДТ), зарегистрированных в автоматическом режиме за 9 месяцев 2020 г., в крупнейших центрах электронного декларирования (ЦЭД) [6]

ЦЭД Объем автоматически зарегистрированных ДТ, %

Приволжская электронная таможня 85,3

Балтийский таможенный пост (ЦЭД) 86,63

Уральская электронная таможня 82

Московский областной таможенный пост (ЦЭД) 78,3

Центральная электронная таможня 80,78

Санкт-Петербургский таможенный пост (ЦЭД) 83,3

Сибирская электронная таможня 90

В первую очередь трансформация должна изменить архитектуру процессов таможенного контроля перемещения товаров в рамках внешнеторгового оборота. Разделенные по времени, месту проведения таможенные операции, тем не менее, должны быть встроены в структуру единой информационной платформы. Использование сквозных цифровых технологий и платформенных решений с применением элементов искусственного интеллекта и систем поддержки принятия решений позволит осуществлять таможенный контроль «незаметно» и быстро, проводя его по всей цепочке перемещения товаров, временного хранения, декларирования и выпуска [7].

Использование интеллектуальной системы поддержки принятия решения (ИСППР), осуществляющей автоматическое выявление рисков нарушения таможенного законодательства на всех стадиях совершения таможенных операций, должно в режиме реального времени оперативно предоставлять результаты проведенного анализа и предлагать лицу, принимающему решения (ЛПР), возможные варианты по минимизации выявленных рисков. ИСППР - система, которая помогает ЛПР в принятии решений, используя различные инструментарии обработки данных, моделирования и отображения информации; по принципу организации обладает «дружелюбным» пользовательским интерфейсом, высокой отказоустойчивостью; удобна, интерактивна и гибка по настройкам [8].

Основу ИСППР составляют комплекс взаимосвязанных моделей с соответствующей информационной поддержкой исследования, экспертные и интеллектуальные системы, включающие опыт решения задач управления и обеспечивающие участие коллектива экспертов в процессе выработки рациональных решений [9].

Актуальность применения ИСППР в процессе выявления и анализа рисков обусловлена возросшим количеством информации о товарах и транспортных средствах, представляемых к проверке, а также рядом факторов:

1) ограниченностью времени принятия управленческого решения;

2) сложностью принятия максимально правильного (законного) решения;

3) необходимостью точной оценки различных альтернатив;

4) необходимостью моделирования и прогноза развития ситуаций;

5) необходимостью принятия решения на основе множества исходных данных;

6) использованием больших массивов данных;

7) интеграцией и взаимодействием с внешними источниками данных (в том числе иными федеральными органами исполнительной власти).

ИСППР в системе управления рисками (СУР) таможенных органов должна обладать следующими возможностями [10]:

1) быть активной, непосредственно участвовать в разработке правильного решения;

2) нацеленной на оперативное взаимодействие с пользователем (предложенное ИСППР решение пользователь может доработать, усовершенствовать, а затем отправить обратно в систему для тестирования);

3) иметь хороший инструментарий и функционал:

- наличие доступа к статистическим, математическим и иным моделям;

- реализация возможности взаимодействия двух и более пользователей, занимающихся решением общей задачи;

- использование в работе не только внутренних, но и внешних данных;

- обработка документов и неструктурированной информации, заключенной в различных электронных форматах;

- ориентация не только на статистические данные, но и на знания;

4) быть интегрированной и общесистемной (таможенная ИСППР СУР должна являться неотъемлемой частью системы информационно-аналитического сопровождения декларирования и выпуска товаров и применяться многими пользователями).

В процессе принятия решения ИССПР СУР должна опираться на существующие эффективные системы обработки данных [8]:

- FDS (File Drawer Systems - системы предоставления доступа к нужным данным);

- DAS (Data Analysis Systems - системы для быстрого манипулирования данными).

В качестве активного инструментария ИССПР СУР можно использовать [10]:

- классические модели (линейные модели, модели управления);

- исторические данные;

- экспертные решения, знания;

- многомерные хранилища документов.

Основными необходимыми требованиями к ИСППР таможенного контура управления рисками являются:

- точность обработки данных;

- возможность трансформации полученных данных;

- скорость оперативного взаимодействия;

- нетребовательность к качеству исходных данных;

- способность к обучению;

- простота в организации и внедрении;

- эргономичность и удобство;

- независимость от специалистов;

- скорость обработки данных;

- легкость обучения.

При этом в качестве основных методов решения задач по выявлению таможенных рисков могут применяться следующие.

1. Классические алгоритмы машинного обучения. Отличительной чертой данных методов является не только прямое решение задачи, но и обучение в процессе применения решений по множеству однородных задач.

Для построения алгоритмов машинного обучения применяют средства математической статистики и численных методов, системный анализ, теорию вероятностей и теорию графов, различные техники работы с цифровыми данными.

В процессе машинного обучения, как правило, используются два типа формирования знаний:

- обучение по закономерностям: выявление устойчивых связей между данными по результатам фактических и документальных сведений на историческом массиве, например, зависимость цены товара от способа транспортировки, веса товара, от вида упаковки и т. д.;

- формализация знаний экспертов и их сохранение в базе знаний: любое решение, выданное в виде, например, решения о классификации товара, решения о корректировке сведений о таможенной стоимости и т. д., должно быть структурировано и отображено в соответствующей базе данных.

2. Обычные нейронные сети. Применение данных методов обусловлено тем, что многие данные, используемые при оценке и анализе рисков, неоднородны по видам появления. Так, при поступлении товаров основную часть данных мы знаем из товаросопроводительных и коммерческих документов - это статические данные. В процессе проведения операций по таможенному контролю, получаем дополнительные сведения, в том числе по результатам фактического контроля, сведения из независимых источников и т. д. - это динамические данные. ИСППР на основе анализа статических и динамических данных должна выдавать решения, полученные в результате оценки всей совокупности данных.

Особенностью моделей является то, что динамические данные по идентичным товарам изменяются в зависимости от условий покупки, поставки и т. п. Соответственно эти модели находятся в постоянном процессе обучения, и здесь максимально важна обратная связь, оценка результата воздействия по предыдущей ситуации.

Каждый из этих методов обладает как преимуществами, так и некоторыми ограничениями, поэтому именно гибкое использование комбинации данных способов позволит получить максимальную эффективность при решении задач по минимизации рисков в сфере таможенного администрирования.

ИСППР как основной инструмент при подготовке управленческого решения в области таможенного контроля должен быть интегрирован в действующую СУР, стать ее неотъемлемой частью. При этом необходимо понимать, что это механизм на базе искусственного интеллекта, в помощь основе всей таможенной системы -человеческому интеллекту. От уровня подготовленности, профессионализма,

опыта, решительности, скорости оперативного мышления инспектора, принимающего ответственное решение, зависит результат таможенного контроля, его эффективность и правомерность.

В связи с этим Стратегия развития особое внимание предполагает уделить вопросам совершенствования системы профессионального развития должностных лиц таможенных органов, обеспечивающей подготовку квалифицированных кадров, в том числе в области информационно-коммуникационных технологий, способных на высоком профессиональном уровне выполнять задачи, стоящие перед таможенной службой. Фактически опыт, знания и компетенции таможенного офицера должны быть органично встроены в работу искусственного интеллекта [4].

В своем послании к Федеральному Собранию 15.01.2020 Президент РФ В. В. Путин отметил, что многократно возрастающая скорость технологических изменений в мире вынуждает нас создавать собственные технологии и стандарты по тем направлениям, которые определяют будущее. Это в первую очередь - искусственный интеллект, генетика, новые материалы и источники энергии, цифровые технологии [11].

Таким образом, цифровизация - это не просто новый технологический этап, это новый уровень развития постиндустриального общества. Ценностью становятся информация и все виды деятельности, связанные с обработкой информации, ее передачей, накоплением. Целые секторы экономики уходят в виртуальное пространство, переводят свой бизнес на цифровые рельсы, внедряют безбумажные информационные технологии. На смену классическим компьютерным процессам приходят технологии машинного обучения, искусственный интеллект, нейронные сети, виртуальная реальность.

Таможенные органы должны мягко, незаметно и органично встроиться в современную информационно-технологическую среду. Являясь ключевым звеном в цепи импорта как товаров, так и технологий, таможня сегодня не может оставаться в стороне от происходящих перемен. Чтобы не отстать в своем развитии и не стать помехой на пути ускоряющегося внешнеторгового трафика, необходимо перестроить таможенные технологии под цифровой формат.

Решать эту задачу единым комплексом сложно, длительно и затратно. На первых этапах необходимо выделить главные направления, которые замыкают в себе интересы всех сторон внешнеторгового оборота, и сосредоточить на них основное внимание. Первоочередной цифровой трансформации должны быть подвергнуты таможенные процессы и операции, которые существенным образом влияют на скорость и качество перемещения товаров через таможенную границу. В данном случае таможенный контроль, его обоснованность, оперативность и порядок проведения является основным элементом, влияющим на соблюдение законности, на скорость прохождения и качество исполнения таможенных формальностей. Существующие инструменты таможенного контроля морально устарели и уже не позволяют двигаться в информационном пространстве в современном, цифровом, темпе. Кардинальное изменение в процессах таможенного контроля, переход на современные инновационные платформы, использование интеллектуальных систем обработки и анализа данных позволят придать ускорение развитию таможенного администрирования и вывести его на новый - цифровой - уровень.

Использованные источники

1. Халин В. Г., Чернова Г. В. Цифровизация и ее влияние на российскую экономику и общество: преимущества, вызовы, угрозы и риски // Управленческое консультирование. 2018. № 10. С 46-63.

2. Макрусев В. В., Александров Д. Л. Управление деятельностью таможенных органов: учебник. СПб.: ИЦ Питер, 2019. 448 с.

3. Проект Стратегии развития российской таможни до 2030 года рассмотрен бизнес-сообществом [Электронный ресурс]. URL: https://glasnarod.ru/vlast/262102-proekt-strategii-razvitiya-rossijskoj-tamozhni-do-2030-goda-rassmotren-biznes-soobshhestvom.

4. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» [Электронный ресурс]. URL: https:// customs.gov.ru/storage/document/docunent_file/2020-06/03/2030.pdf (customs.gov.ru).

5. Приказ ФТС России от 03.03.2017 № 327 «О решении коллегии ФТС России от 25.05.2017 „О Комплексной программе развития ФТС России на период до 2020 года"».

6. Соколова О. Цифровизация. Новая реальность // Таможня. 2020. № 8 [447].

7. Макрусев В. В., Любкина Е. О. Проблемные вопросы интеллектуализации института цифровой таможни // Экономика и предпринимательство. 2020. № 2 (115). С. 932-940.

8. Интеллектуальные системы поддержки принятия решений: краткий обзор [Электронный ресурс]. URL: https://habr.com/ru/company/ods/blog/359188.

9. Узденева Т. А. Некоторые проблемы систем поддержки принятия решений // Молодой ученый. 2010 [Электронный ресурс]. URL https://moluch.ru/archive/16/1574.

10. Макрусев В. В., Соболь А. А. Когнитивный подход к повышению качества аналитической деятельности таможенных органов // Экономический анализ: теория и практика. 2020. Т. 19. № 3 (498). С. 416-429.

11. Послание Президента РФ к Федеральному Собранию от 15.01.2020 [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/62582.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.