Научная статья на тему 'Управление рисками при внедрении технологий ITIL'

Управление рисками при внедрении технологий ITIL Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
593
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЯ ITIL / ИНСТРУМЕНТЫ ITSM / УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ / УПРАВЛЕНИЕ ИT-УСЛУГАМИ / РИСКИ НА ЭТАПАХ ВНЕДРЕНИЯ ITIL / ITIL METHODOLOGY / ITSM TOOLS / RISK MANAGEMENT / MANAGEMENT OF IT SERVICES / RISKS AT DIFFERENT STAGES OF ITIL IMPLEMENTATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ждамирова Эллина Юрьевна, Дёмина Анна Васильевна

В статье рассмотрены риски, возникающие на стадиях внедрения систем ITIL, а также риски, связанные с внедрением программных продуктов, реализующих практики ITIL. Выработаны практические рекомендации, применимые как для компаний, планирующих самостоятельное внедрение стандартов ITSM, так и для компаний, которые поручили этот проект сторонней организации. Уделено внимание финансовому, техническому, психологическому, организационному аспектам. На основании анализа рисков и типичных ошибок руководства даны рекомендации по их минимизации и предотвращению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RISK MANAGEMENT IN IMPLEMENTATION OF ITIL TECHNOLOGIES

The article considers the risks that arise at various stages of ITIL systems implementation, as well as the risks as-sociated with the implementation of software for ITIL practices. Practical recommendations that are relevant both for companies planning to independently implement the ITSM standards and for companies that commissioned this project to a third-party organization are given. Attention is paid to fi nancial, technical, psychological, and organizational aspects. Having analyzed the risks and typical management errors the authors present recommendations on how to minimize and prevent them

Текст научной работы на тему «Управление рисками при внедрении технологий ITIL»

Эллина Юрьевна Ждамирова,

мазистрант.

Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г. В. Плеханова

Ш annitdiivi40S fiya.ru Анна Васильевна Дёмина,

кандидат педааогических. наук, боценгл кафедры информационных систем в экономике. Саратовский социально-экономический институт (филиал) УДК 004 002 РЭУ им. Г. В. Плеханова

УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ ПРИ ВНЕДРЕНИИ ТЕХНОЛОГИЙ ITIL

В статье рассмотрены риски возникающие на стадиях внедрения систем ITIL. э также риски связанные с внедрением программных продуктов реализующих практики ITIL. Вырасота^Ы практические рекомендации, применимые КЭК д.пя .омпэни*, планирующих сэморгоятг.льно? рнедрснне стандарт ITSM, тал и дпи компании ксгорые поручили это: яроекг сторонней организации. Уделено внимание финансовому, ге>ничеоому, пси*о-пагичеШЙиу, организационному аспектам На основании анализа рисков и типичных ошибок руководства даны рекомендации по их минимизации и предотвращению

Ключевые слова: методолови* IT!L, инструменты ITSM, управление рисками, управление И [-услугами, риски и? этзла* и^арения H1L

Е, Уи. Zhdamtrova, A.V. Demina

RISK MANAGEMENT EN IMPLEMENTATION OF ITIL TECHNOLOGIES

Г lie a rti-Ьй considers Ihe risks that ansa at various siaaes ol TIL systems ■implementation, as we: as tin e nsks as sociated with the Implementation dF software for ITIL practices Practical recommendations that are relevant both for compa n ie& pignn nig to I nde pe ndently i mp!e men t the IT S M stan da rd s a n d tor comp s i>i es I h at commi s sioned this. pro]eel tog third-party org а тгайоп ar-egrvsn, Attention >&paid to financial, technical psychological. a no organizational aspects Havmg analyzed (he risks and typical management errors the authors present recommend aiions on how to minimize and prevent them

Keywords: ITIL methodology. ITSM tools, risk managemeni. management of IT seivices. risks at different stages of ITIL implementation.

К бизнесу в сфере ИТ предъявляются жесткие требования по надежности, безопасности, отказоустойчивости предоставляемых услуг Наряду с технологическими решениями, которые пе*ат в основе ИТ-сервиса или ИТ-уСлуГи не меь,ее важным являются прицессы внутреннего управления и организации взаимодействия с клиентом. Для успешного функционирования компании на высококонкурентном, стремительно вменяющемся рынке Необходимы четко от-лаженные'визн.гс-процвспэ. ИТ-специфицу крторыу и □трахает набор практик библиотеки 1Г11_ В процессе идентификации рисков, воз-.икающих при реализаций методологии ГП1 на предприятий «Мирантис» нами были выдепены наиболее значительные риски, ока-аь ьа-ощие сер=е^ное злилнке ьа процесс енедренип новик си стер и конечный результат По результатам прс веденного исследования Предложены рв!иен1+1л по ми химизации рисков при реализация методологии ГГ||_ «Мирантис» - Ь2Ь-компзния, предоставляющая услуги в сфере облачных технологии «Мирантиси»

яиляется участником группь» проектов свободного прс-гра ммн ого обеспечен ия О pe nStack кстс р De а споп ьэ у-ется для создйнир публичных и ■■астнык инфраструктурных облачных сервисов и оопэннуу хранилищ

Каждому ид этик клиентов предоставляются индивидуальные услуги, и применяется индивидуальный л од> од согласно их специфическим лотребн остям Так. чвгтримор, осуществляется индивидуальная конфигурация Облачной инфраструктуры обновление программного продуктта н'-и отделы'ЫХ его компонентов ^а стороне заказчика происходит па заранее согласованному расписанию, сопровождающемуся рэссылка-ыи предупреждающих электронных сообщении за определенный срок до начала обновления

Повсеместное усилен ve конкуренции в экономике, выход компаний «а международный рынок, необходимость оптимизации работы сотрудников и усиление ия специализации треоует ноьых, более совершенных подходов и инструментов к управлению компаниями Нет сомнений в том, что организация внутренних оиэ-

нес-п ро цвссов нэп рямую вл ияет на кзч естео предоставляемых уел у- Специфика управления И Т.кампаниям и заключается в высокотехнологичное™ производства программных продуктов Необходимость калё*упяции себестоимости продукте контроль качества. марке-тин- погистнка, обработка заказов. послепродажное обслуживание и поддержка пользователей - организация этих гфоцессов не может пройти без использования информационных технологий и лежащих в их основе принципов Dr скорости ращения ИТ-службди разлйчнь* инцидентов з системах упра&пення этими процессами ио многом зависm работа ce ¿i компании Зачастую каждая минуса простоя ИТ-гистем^ обора-чибается ощутимой величиной недополученной прибыли прямые убытков

В управ пел и и услуга ми как и в любом направлении менеджмента, помимо классически* подходов, которые широко извепны m без которых профессиональное руководству уже немыслимо, неотъемлемой частью управления становятся принципы процессной организации деятельности На основе рекомендаций П"||_ реализован рэд программных продуктов для автоматизации работ Ы служб технической поддержки И I

Так ка* управление ИТ-се реи ta ми на -лунных и средних предприятиях редко ограничивается внедрением одного инструмента, предполагается целый комплекс интегрированных информационных систем, которые требуют значительного изменения бизнес-процессов и продолжительного подготовительного этапа Для организаций численностьютыс. человек детализация проекта и согласование требований по всему функционалу занимает несколько месяцев, э реализация всех требований (разработка и изнашивание бизнес-процессов, адаптация функционала и интерфейса серэисоэ построение ролевой модели) может потребовать до двух лет [3] Таким образом, в современной, далекой от стабильности ситуации при стремительном из чтении гребов&ний, предъявляемых к ИТ-компаниям участниками выскокинкурентных рынкоз становится очевидным риск устаревания требований и изменения тенденций еще на стадии их анализа, не пэаоря уже об этапе, когда большая часть функционала реализована Реализация устаревших требований приводит к появлению ненужного продукта который не соответствует актуальным потребностям пользователей что как минимум значительно уменьшает все преимущества автоматизации иуйфаа пения ИТ-сервисами В худшем случае такая автоматизация. не-соответствующая актуальным биэнпсопроцессам. достави г мессу проблем, устаревшие да иные нуждаются в актуализации, повторная работа по анализу требований значительно увеличит сроки и Бюджет проекта

Необходимо отметить, что дпя каждого из возможных IT-L-процессов, а их, по данном из разных источников. насчитывается более 20, существуют специфические риски Крометото, стоит отметить утопичность идеи внедрения нсех желаемых процессов по управлению сер ни сам и а pflMKasí одного проекта Необходимо требования разделить на группы в соответствии с

последоватспьностк,ю их реализации Ориентируясь

на группировку процессов, можно составить долго-

срочный ппан реализации, который в обш^м случае должен соответствовать следующим принципам.

- разделение функционала на блоки и последовательная реализация каждого блока функции в рамках одного проекта.

- каждый этап завершается переводом в эксплуатацию блока функции реализованных на данном этапе,

-каждый последующий этап может рассматриваться как развитие системы и не яапяется обязательным Данные рекомендации обусловлены спецификой инструмента в 1Т5М которые являются компонентными и взаи мо з а н н ы м и, ^о указывает направление для определения последовательности внедрения процессе б Кроме- того, описанные вище принципы избавляют рабочую группу от необходимости уточнения всех требований □ один промежуток ерзменр ограничиваясь лишь требованиями к 'функционалу, реализация которого мпачируегся на текущем этапе

Во-вторых, компания, внедряющая новыйтехнологии впервые, может не учесть в полной мере все ню-ансь даже если для внедрения прибегают к услугам йрнсаптингавых компании или комлании-лнедренц^ Иногда влиянию некоторые обстоятельств на продут-1ивную среду с реальными задачами может быт& уделено недостаточно внимания

В-третьих, как известно, система сопротивляется изменениям тем больше, чем серьезнее зги изменения То же самое применимо и К персоналу организации

На различных эта га у внедрение инструментов возможны определенные рис*и 1 Риски не этапе консалтинг л При вь-боре консультирующей кампании необхс ди мо учитъ! ват ь кол ич ество усп еш ньк реали зова нн ых п рое итог: данной специфики а также количество экспертов. Сертифицированных у компании-вендора выпустившей программное обеспечение или облачный серзис дпя реализации методологии ГГИ. При атом руководству важно обратить внимание на то, сколько успешных проектов было реализовано именно честным подразделением компании-енодренца, а не партнерами или коллегами. Но какой бы успешной и опытной ни была компания-консультант, дпя реализации проекта кампании-заказчику необходимо иметь собственную рабочую группу во главе с проектным менеджером В рабочую груллудолжны входитьслреалисты предметной области, а также, возможно, теи-пичео'.ие специалисты, которые будут да лее рззраба тывать и поддерживать продукт Главный риск этапа ¡¡онсаптинга - значительное лревьиление устаноппенных сроков проекта, при том что задержки возможны по вине не толыво консультирующей компании, но и компании-заказчика Это связано с тем что на этапе консалтинга эксперт изучают ряд докумеыоэ. а том чиспе описание процессов взаимодействуя ИТ-службы с конечными пользователями регламенте п. пролодят-ся анкетирсвание и интервьюирование ключевых специалистов в ит-области На данном этапе для снижения указанных рисков следует детально оговаривать с комг-а^ией. консулы а н1 ом ожидаемые результату консалтинга, утверадать максимально подробный ппан работ с указанием конкретных календарных гш-

риодов провел енип ветрен и и к частников а также перечень обсуждаемых вопросов

2 Риски на этапе постановки задачи

Одним ¡лэ главный рисков на этапе постановки задач и является сложность для сотрудников бизнес-под разделений полностью сформулировать вое функциональные требования ц системе, не начав тестароранье системы и *е увидев систему б декстаии Такая проблема может надолго затянуть формирование требовании конечных пользователей а после и* утверждения может привести * постоянным дополнениям и «а мене ни я и в постановке задачи.

Для снижения такого риска прежде всего должно быть выбрано половое решенае, максимально соответствующее задачам ИТ-подразделения компании Подобная система може-1" быть установлена в сэ-мом начале Проекта для членов рабочей группы давая сотрудникам возможность самостоятельно осваивать систему, пробовать вводить тестовое данные и формулировав ь конкретные вопросы и ложелани* ло доработкам. Кроме того, для экономии временных ресурсов компании и более эффективного освоения сервисна реноме едуется проведение специальный тренингов для рабочей группы

3 Риски при настройке системы

Основной технической сложностью, как правило, является интеграция уже существующих решений в новс1е системы с параллельной перестройкой рабочих процессов с целью Повышения эффективности нововведений. На данном этапе необходимо детально оБсуд^ть перечень интегрируемы к систем и по пучить подтверждение о возможности интеграции данны* нэ требуемом уровне

4 Риски при опытной экегтпуатации системы

Самым сложным и самым ответственным этапом

является этап опытной экеппуатации Необходимо Провести специальные куре»=1 обучения дпя сотрудников ИТ-и од разделений. Должны б ь.;ь деталь* о описаны инструкции по работе с системой

Руке вод ство компании должно продумать мотивацию сотрудников при запуске новой зисгеМЫ В первые

пару недель после запуска рекомендуется по специальным отчапем а налнзи poea i ь пол ичйс1 во о пер ации. выполняемых сотрудниками в системе и поощрять самых активных попьзовйггелей Обычно от момента внедрения системы до того, как сотрудники полностью пр^выннуг к ней, начнут ее использовать на 100% проходит 1-2 месяца [1]

5. Промышленная эксплуатация системы Итак система полностью настроена и внедрена но работа над !ьеи не прекращается и на этом шаге Конечно, уже i-e требуются значительные инвестиции i1 трудозатраты, система управлении может достраивайся и оптимизироваться сипами штатных специалистов компании, прошедших соответствующее обуче ние Очень важно на зтапе промышленной эксплуатации системы получать квалифицированную и свое-асеменную техническую поддержку от вендора внедренной системы Лучше всего четко определить сроки реакции службы технической поддержки на вопрос или проблему заказчика [2].

Чем больше процессов необходимо наладить или лер встроить, том бопьшв риска в во дни ка ет в п ро цресе изменении Но идентификация и. минимизация рисков должна быть неотъемлемым компонентом хорошо спланированного проекта

Таким образом, лябая ИТ-система - это не более чем удобный инструмент который сам по себе не может привести компанию к успеху, кеобкодимочеткое понимание бизнес процессов и растущих потребностей компании как системы нэ пути к долгосрочному развитию

1. Зуб А г упрлЁПЕ.ниэ проектам*, учебник и практикум V Юрэлт. 2016

2 Совершенствование автоматизированной системы управленчествеДЁйтельнасги UR.

tif<0/24SÜ9'irKlex МтП#ф«»=5 щатз сбращечип- 15 D6.2G1")

3. У-прав-пенк е рисками гри внедрении система icentuг-Management пак ЮЦПЦек-СНОГО решения IJRL:hüp ív,'.\"A' leí infí ru^t5N.-(jpTavii?r,¡e ■riskanii-pn-vnedrenii-sistpmy-icintiiy mana genie nl-kak'tanip е ksnogo-reske п ¡y j ¡'дата обращения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.