ш Оригинальная статья / Original article
m УДК 338.48
СО
< http://doi.org/10.35854/1998-1627-2023-8-882-890
CQ
f Управление рисками овертуризма
£ для обеспечения устойчивого развития дестинации
>
Александр Михайлович Ветитнев1Н, Елена Константиновна Воробей2, Татьяна Евгеньевна Гварлиани3
1 2 3 Сочинский государственный университет, Сочи, Россия
1 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-0810-2621
2 [email protected], https://orcid.org/0000-0001-8844-8018
3 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-9686-510X
Аннотация
Цель. Предложить меры для борьбы с овертуризмом и его негативными последствиями на глобальном уровне и на уровне Сочинской дестинации.
Задачи. Исследовать процессы и риски, связанные с овертуризмом (англ. overtourism); использовать при исследовании термин «овертуризм» для описания негативных последствий массового туризма, которые, как правило, связаны со взрывным ростом популярности определенных мест в мире, привлекающих к себе все больше внимания и со стороны рядовых туристов, и со стороны пользователей социальных сетей; практическую часть исследования провести на примере курортного города Сочи.
Методология. В настоящей статье с помощью анализа, системного подхода и статистических методов исследован международный и отечественный опыт нивелирования рисков оверту-ризма. Предложены меры для борьбы с овертуризмом и его негативными последствиями, как на глобальном уровне, так и на уровне Сочинской дестинации.
Результаты. При позитивной в целом ситуации в Сочинской дестинации с признаками овертуризма прослеживается формирование его начальных проявлений, что требует разработки профилактических мероприятий. В этом случае рекомендуется учитывать информацию Ассоциации рестораторов и отельеров HOTREC, предлагаемую для решения проблем овертуризма в странах Европы.
Выводы. В случае возникновения признаков овертуризма, обнаруженных с помощью различных методов оценки, региональным туристским администрациям следует рекомендовать разработку соответствующих стратегий предотвращения его проявления. Можно предположить, что такие стратегии должны формироваться в зависимости от стадий жизненного цикла дестинации.
Ключевые слова: овертуризм, управление рисками, массовый туризм, туристский продукт, устойчивый туризм, развитие
Для цитирования: Ветитнев А. М., Воробей Е. К., Гварлиани Т. Е. Управление рисками овертуризма для обеспечения устойчивого развития дестинации // Экономика и управление. 2023. Т. 29. № 8. С. 882-890. http://doi.org/10.35854/1998-1627-2023-8-882-890
Overtourism risk management for sustainable destination development
Alexandr M. Vetitnev1H, Elena K. Vorobey2, Tatiana E. Gvarliani3
1 2 3 Sochi State University, Sochi, Russia
1 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-0810-2621
2 [email protected], https://orcid.org/0000-0001-8844-8018
3 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-9686-510X
Abstract
Aim. To propose measures to combat overtourism and its negative consequences at the global level and at the level of Sochi Destination.
© Ветитнев А. М., Воробей Е. К., Гварлиани Т. Е., 2023
Tasks. To study the processes and risks associated with overtourism; to use the term "overtour-ism" to describe the negative consequences of mass tourism, which, as a rule, are associated with the explosive growth of popularity of certain places in the world, attracting more and more attention from both ordinary tourists and social network users; to conduct the practical part of the study on the example of the resort city of Sochi.
Methods. In this article the international and domestic experience of levelling the risks of overtourism is investigated with the help of analysis, system approach and statistical methods. Measures to combat overtourism and its negative consequences both at the global level and at the level of Sochi destination are proposed.
Results. With the overall positive situation in the Sochi destination with signs of overtourism, the formation of its initial manifestations can be traced, which requires the development of preventive measures. In this case it is recommended to take into account the information of the Association of restaurateurs and hoteliers HOTREC, proposed to solve the problems of overtourism in European countries.
Conclusions. In the case of signs of overtourism detected by different assessment methods, regional tourism administrations should be advised to develop appropriate prevention strategies. It can be assumed that such strategies should be formed depending on the stages of the life cycle of the destination.
Keywords: overtourism, risk management, mass tourism, tourism product, sustainable tourism, development
For citation: Vetitnev A.M., Vorobey E.K., Gvarliani T.E. Overtourism risk management for sustainable destination development. Ekonomika i upravlenie = Economics and Management. 2023;29(8):882-890. (In Russ.). http://doi.org/10.35854/1998-1627-2023-8-882-890
В связи с прогрессирующим ростом количества туристских прибытий в мире, особенно в популярных дестинациях, стали накапливаться различные проблемы, обусловленные этой интенсификацией. Комплекс таких проблем получил название «овертуризм». Указанная дефиниция включена в Оксфордский словарь английского языка и признана одним из главных «слов 2018 года», по мнению данного издания [1].
Многие европейские популярные дестина-ции уже ощутили проявления овертуризма. Избыточный туристский поток захлестнул испанскую Барселону, итальянскую Венецию, шотландский остров Скай, хорватский курорт Дубровник, вызвав столкновения туристов с резидентами и ухудшив качество их отдыха. Наблюдаются неадекватные скопления людей в местах показа и на объектах массового пользования, пробки на дорогах, ухудшение санитарного состояния территорий и снижение качества жизни местного населения.
Одним из важнейших направлений обеспечения устойчивого развития дестинации становится предотвращение риска развития проявлений овертуризма. За рубежом вопросам проявления овертуризма в последние десять лет стали уделять большое внимание [2; 3; 4; 5; 6]. Развитие современных технологий, совершенствование коммуникаций, улучшение транспортной инфраструктуры, увеличение численности населения и рост
его благосостояния, повышение экономической и политической открытости способствовали резкому росту показателей мирового туризма, в первую очередь значительному увеличению количества посетителей и существенному превышению их количества над численностью населения в ряде популярных туристских дестинаций.
К примеру, в 2019 г. в Венеции соотношение количества резидентов к гостям составило 38,46, в Амстердаме — 22,35, в Барселоне — 18,75. В целом в Европе количество туристов превышало численность резидентов в полтора раза. Во время пандемии интенсивность туристских поездок существенно снизилась, однако объем тур-потока быстро восстановился и стал превышать допандемийный уровень.
Складывающаяся ситуация вызвала тревогу у Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC). Основываясь на данных о сложившемся и прогнозируемом количестве туристов в 2017-2027 гг., имеющейся инфраструктуре и состоянии окружающей среды, WTTC составил рейтинг дестинаций, наиболее подверженных риску овертуризма. В соответствии с рейтингом наиболее угрожающая ситуация прогнозируется в Куала-Лумпуре (Малайзия), Стамбуле (Турция) и Маниле (Филиппины). Ожидается нарастание проявлений овертуризма в таких туристских центрах, как Каир, Дели, Москва, Богота, Мумбаи.
о
CL
О
^ Global tourist arrivals per year
1 2'° < (billion)
1950 1960 1970 1980 1990 2000 2010 2017 2030
SOURCE: UNWTO
Рис. 1. Прогноз мировых туристских прибытий до 2030 г. Fig. 1. Forecast of world tourist arrivals until 2030
Взрывной рост турпотока специалисты связывают с ростом обеспеченности населения и увеличением доли среднего класса, наиболее склонного к путешествиям. Особенно высокий прирост демонстрирует Китай, в котором увеличение числа поездок в 2017 г., по данным Института туризма Китая, составило 1 380 % к 2000 г. К 2030 г. этот показатель увеличится до 400 млн.
По данным Всемирной туристской организации (UNWTO), количество туристов, выезжающих за рубеж, увеличилось в 2017 г. на 7 % и достигло 1,3 млрд человек, как видно на рисунке 1. Около половины данного объема приняли 100 самых популярных дестинаций, и UNWTO прогнозирует опережающий рост на ближайшее десятилетие.
Прослеживаются две стратегии в отношении борьбы с избыточным скоплением туристов. Наиболее проработана и активно применяется стратегия перехода принимающих дестинаций на более высокий ценовой сегмент, что привлекает более обеспеченных людей и снижает суммарную нагрузку на территорию. Другой подход, наоборот, рассчитан на упрощение и удешевление туристского продукта, что способствует привлечению менее притязательной публики [1].
Применительно к отечественной практике овертуризм представляет собой реакцию на резкое увеличение спроса на внутренние поездки из-за стимулирующих мер государственной поддержки и санкционных запретов, что является типичным проявлением неравномерного развития туристских территорий. Традиционно избыточное ко-
личество туристов характерно для Москвы и Санкт-Петербурга (превышение туристами численности постоянного населения более чем в два раза), а также для курортов Юга России. После пандемии объем поездок в стране восстановился быстро и уже через два года превысил допандемийный уровень. Так, в 2022 г. Краснодарский край посетили 17,4 млн путешественников, что на 400 тыс. превысило уровень 2019 г. Скопление туристов в принимающей дестинации, помимо несомненных положительных эффектов, вызывает комплекс негативных проявлений (экономических, экологических, культурно-социальных), отрицательно воспринимаемых резидентами и провоцирующих их конфликты с приезжими.
В этом случае овертуризм можно определить как комплекс проблем, вызванных повышенной популярностью и неконтролируемым ростом числа путешественников на определенных туристских территориях, приводящих к снижению качества жизни местного населения, ущербу окружающей среде, разрушению культурного наследия, региональной самобытности и другим негативным последствиям для принимающих дестинаций. Широко используемый в последние годы за рубежом (особенно в ла-тиноязычном секторе) термин «туризмо-фобия» следует рассматривать, по нашему мнению, не как синоним, а как крайнее проявление овертуризма.
В качестве основных причин овертуризма можно назвать причины, указанные в исследовании А. В. Новичковой и Н. В. Новичко-ва [7], которые в целом мы поддерживаем:
ОВЕРТУРИЗМ
Экономические риски
Экологические риски
Социально-бытовые риски
Инфраструктурные риски
Криминальные риски
О
Ухудшение качества жизни резидентов
О
Рис. 2. Риски овертуризма и их классификация Fig. 2. Risks of overtourism and their classification
1. Удешевление транспортной составляющей и снижение стоимости размещения за счет увеличения низкобюджетного предложения, что, в свою очередь, приводит к более частым поездкам (три-четыре раза в год).
2. Возникновение модных тенденций в отношении принимающих дестинаций, что приводит к избыточному турпотоку в таких местах.
3. «Китайский синдром» практически по всем популярным направлениям.
4. Прогрессирующий рост общей численности международных поездок в связи с глобализацией и смягчением пограничных барьеров.
5. Склонность к концентрации приезжих в известных туристских центрах.
6. Рост продвижения туристических услуг через онлайн-сервисы и социальные сети.
Причины появления овертуризма служат основанием для нормирования рисков. В этом случае риски овертуризма можно структурировать так, как указано на рисунке 2.
Осознавая значимость проблем овертуриз-ма для устойчивого развития дестинаций, администрации принимающих территорий пытались разрабатывать и применять различные стратегии для предотвращения риска развития овертуризма [8]. Использованы разнообразные методологические подходы для оценки возникновения негативных
проявлений. Сразу выявлены ограничения количественного нормирования рекреационных нагрузок, поскольку каждая дести-нация имеет уникальные характеристики, исключающие установление единых нормативов. Существенным практическим аспектом реализации концепции устойчивого развития выступает формирование набора измеряемых показателей (индикаторов), позволяющих количественно оценивать степень достигаемой устойчивости, делать прогнозы и вырабатывать соответствующие решения [9].
Одним из важных индикаторов возникновения овертуризма служит оценка отношения местных жителей к туризму. Хотя в средствах массовой информации нередко можно обнаружить статьи о недовольстве населения приезжими, научные публикации по данному вопросу российских исследователей немногочисленны и противоречивы [8; 10; 11]. В 2019-2021 гг. нами проведено инициативное исследование отношения резидентов ведущего курорта страны — города Сочи — к гостям [12; 13; 14].
Опрос 2 390 респондентов, то есть жителей курорта показал, что большая их часть относится к туристам в целом положительно, что отражено на рисунке 3. При этом 55,4 % резидентов никогда не вступали в конфликты с приезжими. Для оценки отношения жителей к туризму предложе-
о
сг
О
Резко
отрицательный (1)
0,08 % Отрицательный (2)
Рис. 3. Отношение жителей курорта Сочи к туристам [12] Fig. 3. Attitude of Sochi resort residents to tourists [12]
но вычислять индекс воздействия туризма как среднее арифметическое их оценок по 17 показателям. Моделирование показало, как видно на рисунке 4, что можно выделить четыре основных фактора, влияющих на восприятие населением воздействия туризма. Среди них — продолжительность проживания резидентов в дестинации, их профессиональный статус, социальная группа и вовлеченность в туризм.
Положительное восприятие туризма жителями соотносится с более высоким качеством их жизни и проявляется в меньшей частоте конфликтов с приезжими. В свою очередь, формирование негативного отношения к туризму из-за чрезмерного количества посетителей ухудшает качество жизни резидентов, усиливает их недовольство наплывом туристов и провоцирует конфликтные ситуации.
Другим важным индикатором развития овертуризма выступают потребительские оценки состояния дестинации приезжими.
Для учета этого параметра нами разработан методический подход к оценке гостями проявлений овертуризма. Он апробирован при опросе 2 536 туристов, прибывших на курорт Сочи в 2019-2021 гг. [15]. Определено влияние переполненности дестинации, а также частоты конфликтов с местными жителями на туристскую удовлетворенность и лояльность. Оказалось, что практически 75 % опрошенных воспринимали курорт Сочи как переполненный.
Туристы, оценившие город как чрезмерно перегруженный, которым скопление людей «испортило весь отдых», демонстрировали самые низкие значения вероятности их повторного приезда и рекомендаций курорта другим людям, как видно из таблицы 1.
Аналогично наличие конфликтов туристов с местными жителями достоверно ухудшало уровень их удовлетворенности пребыванием на курорте по сравнению с посетителями, не имевшими конфликтов с населением.
Представленный материал демонстрирует значительные возможности предлагаемых подходов к оценке влияния овертуризма на его основных стейкхолдеров. Вместе с тем такого рода исследования не всегда доступны и дороги. Поэтому для экспресс-диагностики апробирован сензитив-анализ отзывов путешественников о дестинации. Сензитив-анализ дает возможность определять тональность отзывов участников социальных сетей с помощью различных программных средств.
В качестве специализированной туристской среды использовали TripAdvisor, аккумулирующий многочисленные отзывы путешественников о различных объектах посещений. Для исследования отобрано 33 475 отзывов о курорте Сочи, размещенных на этом сайте с 2012 по 2021 г. Оказалось, что около 80 % отзывов имели положительную окраску, а по 10 % — нейтральные и отрицательные отзывы. Суммарный индекс тональности (compaund) в последние десять
0,53; 0,25
-0,8
-0,03
Рис. 4. Структурное математическое моделирование воздействия туризма на жителей Сочи
в программе AMOS [12] Fig. 4. Structural mathematical modelling of the impact of tourism on the residents of Sochi
in the AMOS programme [12]
лет несколько ухудшился, как видно на рисунке 5, что свидетельствует о нарастании проблем, связанных с приемом туристов в главной туристской дестинации страны.
Представленные данные показывают, что при позитивной в целом ситуации с признаками овертуризма наблюдается формирование его начальных проявлений, что требует разработки профилактических мероприятий. В этом случае следует учитывать рекомендации Ассоциации рестораторов и отельеров HOTREC для решения проблем овертуризма в странах Европы:
1. Повышение уровня менеджмента при разработке и продвижении турпродукта дестинаций с упором на информационное обеспечение, грамотное планирование и реализацию адекватной политики в туристской сфере.
2. Политика ограничений, регулирования и сдерживания. Предлагается использовать не столько формальные запреты, сколько более продуманное распределение по месту и времени.
3. Разработка альтернативных маршрутов и сглаживание сезонности.
4. Улучшение взаимодействия всех стейк-холдеров, участвующих в туристском бизнесе с соблюдением взаимных интересов.
5. Обучение и повышение ответственности гостей, формирование культуры поведения в чужом регионе [7].
В связи с уходом с отечественного рынка западных информационных туристских ресурсов становится возможным использование разработанного подхода применительно к российским специализированным продуктам. Такой подход может включать
о
сг
О
со <
Таблица 1
Оценка влияния переполненности Сочи на туристскую удовлетворенность и лояльность к курорту [15]
Table 1. Assessment of the impact of Sochi overcrowding on tourist satisfaction and loyalty to the resort [15]
Параметр N* Удовлетворенность Вероятность повторного приезда Вероятность рекомендовать курорт другим людям
Сред. Стд. откл. Сред. Стд. откл. Сред. Стд. откл.
Не влияет 799 6,56 0,831 6,42 1,198 6,52 1,051
Влияет незначительно 955 6,33 0,942 6,15 1,232 6,25 1,139
Влияет 576 5,99 1,063 5,85 1,403 5,80 1,370
Сильно влияет 181 5,73 1,129 5,40 1,663 5,38 1,543
Испортило отдых 25 4,52* 1,896 3,44* 2,043 3,40** 2,309
Итого 2 536 6,27 1,014 6,09 1,363 6,14 1,293
о >
N — количество опрошенных респондентов.
** — p < 0,05 при использовании однофакторного дисперсионного анализа Anova.
0,80г 0,60 0,40 0,20
Compound
0,62
0,58 о,57 I-•-I 0,56 0,56 ►--®о>54 0,56 | .0,48
"*0,39
0,00L 2010
2012
2014
2015
2016
2020
2022
Рис. 5. Динамика уровня тональности отзывов туристов о курорте Сочи в 2010-2021 гг. [16] Fig. 5. Dynamics of the level of tone of tourists' feedback about the resort of Sochi in 2010-2021 [16]
в себя внедрение системы сдачи дешевого жилья в аренду путем установления норм и нормативов; формирование новых рабочих мест и привлечение местных жителей к работе в сфере туризма и гостеприимства; вовлечение населения к принятию решений в сфере туризма и разработку правил поведения для туристов; повышение информированности гостей о нормах и правилах, принятых в принимающем сообществе; увеличение налогов и сборов на уровне дести-нации; сглаживание сезонности; введение квот на посещение и увеличение тарифов по наиболее популярным объектам показа [1].
В случае появления признаков овертуриз-ма, обнаруженных с помощью различных методов оценки, региональным туристским администрациям следует рекомендовать разработку соответствующих стратегий предотвращения его проявления. Можно предположить, что такие стратегии должны формироваться в зависимости от стадий жизненного цикла дестинации [17].
На стадии вовлечения, при которой численность туристов только начинает расти и
отношение к ним населения характеризуется как положительное, требуется в основном организация мероприятий по привлечению в дестинацию посетителей. На этапе развития, если количество туристов растет, а отношение к ним изменяется от преимущественно позитивного к частичному раздражению и разочарованию, можно рекомендовать разработку превентивной стратегии предупреждения овертуризма.
На стадии укрепления численность гостей начинает существенно превышать количество местного населения. Проблемы избыточного туризма негативно отражаются на качестве жизни местного населения. Недовольство резидентов более выражено, чем на стадии развития и может сопровождаться массовыми протестами и увеличением числа конфликтных ситуаций. Стратегии регулирования на этом этапе включают в себя различные ограничительные меры, такие как повышение цен для туристов, рост и введение новых налогов, штрафов и запретов; регулирование доступа к наиболее популярным объектам показа
и распределение времени их посещения; запрет на строительство новых объектов в наиболее востребованных исторических местах, распределение заходящих в такие центры туристских лайнеров; ограничение на введение новых форм размещения гостей и др.
На стадии стагнации, если количество туристов становится стабильным и нет огромного прироста, стратегия туристской администрации направлена на привлечение новых гостей при одновременном решении проблем овертуризма с учетом требований устойчивого туризма.
Список источников
1. Овертуризм — что это такое? // Paikea.ru. 2018. 28 ноября. URL: http://paikea.ru/overtourism/ (дата обращения: 15.04.2023).
2. Egresi I. "Tourists go home!" — tourism overcrowding and "tourismophobia" in European cities (Can tourists and residents still co-habitate in the city?) // Proceedings of the TAW2018 International scientific conference (Tirane, 20-23 September, 2018) / eds. L. Pedata, E. Porfido, L. Rossi. Tirane: Universiteti Polis, 2018. P. 701-714. URL: https://www.researchgate.net/publication/327883652_Tourists_go_home_-_Tourism_over-crowding_and_tourismophobia_in_European_cities_Can_tourists_and_residents_still_co-habitate_in_the_city (дата обращения: 15.04.2023).
3. García-Hernández M., Calle-Vaquero M., Yubero C. Cultural heritage and urban tourism: Historic city centres under pressure // Sustainability. 2017. Vol. 9. No. 8. Article 1346. DOI: 10.3390/su9081346
4. Martins M. Tourism planning and tourismphobia: An analysis of the strategic tourism plan of Barcelona 2010-2015 // Journal of Tourism, Heritage & Services Marketing. 2018. Vol. 4. No. 1. P. 3-7. DOI: 10.5281/ zenodo.1247519
5. Milano C. Overtourism and tourismphobia: Global trends and local contexts. Barcelona: Ostelea School of Tourism and Hospitality, 2017. 47 p. DOI: 10.13140/RG.2.2.13463.88481
6. "Overtourism"? — understanding and managing urban tourism growth beyond perceptions: Executive summary. Madrid: The World Tourism Organization (UNWTO), 2018. 12 p. URL: https://www.e-unwto.org/doi/ pdf/10.18111/9789284420070 (дата обращения: 15.04.2023).
7. Новичкова А. В., Новичков Н. В. Овертуризм: локальные проблемы и глобальные решения // Современные проблемы сервиса и туризма. 2019. Т. 13. № 4. С. 36-45. DOI: 10.24411/1995-0411-2019-10404
8. Оборин М. С., Сарян А. А. Организационно-методические основы создания межведомственного механизма противодействия овертуризму и туризмофобии // Сервис в России и за рубежом. 2023. Т. 17. № 1. С. 47-66. DOI: 10.5281/zenodo.7793295
9. Воробей Е. К. Концепция устойчивого развития в условиях новой реальности XXI века: международные и российские тенденции // Sochi Journal of Economy. 2023. Т. 17. № 1. С. 69-78.
10. Аигина Е. В. Управление дестинациями в контексте сверхтуризма // Современные проблемы сервиса и туризма. 2019. Т. 13. № 4. С. 7-16. DOI: 10.24411/1995-0411-2019-10401
11. Александрова А. Ю. Сверхтуризм и туризмофобия в европейских городах-дестинациях (кейс Барселоны) // Современные проблемы сервиса и туризма. 2018. Т. 12. № 4. С. 56-68. DOI: 10.24411/1995-0411-2018-10405
12. Ветитнев А. М., Чигарев Д. В. Отношение жителей к туристам как показатель проблем овертуризма и туризмофобии для туристских дестинаций (на примере города-курорта Сочи) // Современные проблемы сервиса и туризма. 2019. Т. 13. № 4. С. 112-121. DOI: 10.24411/1995-0411-2019-10411
13. Ветитнев А. М., Чигарев Д. В., Бобина Н. В. Риск овертуризма в Сочинской туристской дестинации в послековидный период // Региональная экономика и управление: электр. науч. журнал. 2021. № 2 (66). Ст. 21. URL: https://eee-region.ru/article/6621/?ysclid=lkqqkhzz8l666395712 (дата обращения: 15.04.2023).
14. Ветитнев А. М., Чигарев Д. В. Предупреждение риска овертуризма в Сочинской туристской дестинации // Вестник Академии знаний. 2021. № 44 (3). С. 58-64. DOI: 10.24412/2304-6139-2021-11213
15. Vetitnev A. M., Chigarev D. V. Assessment of overtourism manifestations by visitors of Russian destinations: Case from Sochi // Journal of Environmental Management and Tourism. 2021. Vol. 12. No. 1. P. 228-242. DOI: 10.14505/jemt.12.1(49).19
16. Vetitnev A., Chigarev D., Enushevskaya V. Sentiment analysis as a tool for assessing the negative impact of tourism on a destination // E3S Web of Conferences. 2021. Vol. 311. Article 06008. DOI: 10.1051/e3sconf/202131106008
17. Butler R. The concept of a tourist area cycle of evolution: Implications for management of resources // Canadian Geographies / Géographies canadiennes. 1980. Vol. 24. No. 1. P. 5-12. DOI: 10.1111/J.1541-0064.1980. TB00970.X
О er О
References
1. Overtourism — what is it? Paikea.ru. Nov.28, 2018. URL: http://paikea.ru/overtourism/ (accessed on 15.04.2023). (In Russ.).
2. Egresi I. "Tourists go home!" — tourism overcrowding and "tourismophobia" in European cities (Can tourists and residents still co-habitate in the city?). In: Proc. TAW2018 Int. sci. conf. (Tirane, 20-23 September, 2018). Tirane: Universiteti Polis; 2018:701-714. URL: https://www.researchgate.net/publication/327883652_Tourists_ go_home_-_Tourism_overcrowding_and_t ourismophobia_in_European_cities_Can_tourists_and_residents_ still_co-habitate_in_the_city (accessed on 15.04.2023).
3. García-Hernández M., Calle-Vaquero M., Yubero C. Cultural heritage and urban tourism: Historic city centres under pressure. Sustainability. 2017;9(8):1346. DOI: 10.3390/su9081346
4. Martins M. Tourism planning and tourismphobia: An analysis of the strategic tourism plan of Barcelona 20102015. Journal of Tourism, Heritage & Services Marketing. 2018;4(1):3-7. DOI: 10.5281/zenodo.1247519
5. Milano C. Overtourism and tourismphobia: Global trends and local contexts. Barcelona: Ostelea School of Tourism and Hospitality; 2017. 47 p. DOI: 10.13140/RG.2.2.13463.88481
m <
6. "Overtourism"? — understanding and managing urban tourism growth beyond perceptions: Executive summary. Madrid: The World Tourism Organization (UNWTO); 2018. 12 p. URL: https://www.e-unwto.org/doi/ pdf/10.18111/9789284420070 (accessed on 15.04.2023).
7. Novichkova A.V., Novichkov N.V. Overtourism: The local problems and global solutions. Sovremennye prob-lemy servisa i turizma = Service and Tourism: Current Challenges. 2019;13(4):36-45. (In Russ.). DOI:
W 10.24411/1995-0411-2019-10404
2 8. Oborin M.S., Saryan A.A. Organizational and methodological foundations of an interdepartmental mechanism
x to countering overtourism and turismophobia. Servis v Rossii i za rubezhom = Services in Russia and Abroad.
>x 2023;17(1):47-66. (In Russ.). DOI: 10.5281/zenodo.7793295
9. Vorobey E.K. The concept of sustainable development in the new reality of the XXI century: International and ü Russian trends. Sochi Journal of Economy. 2023;17(1):69-78. (In Russ.).
10. Aigina E.V. Destination management in overtourism. Sovremennye problemy servisa i turizma = Service and Tourism: Current Challenges. 2019;13(4):7-16. (In Russ.). DOI: 10.24411/1995-0411-2019-10401
11. Aleksandrova A.Yu. Overtourism and turismophobia in European cities-destinations (the case of Barcelona). Sovremennye problemy servisa i turizma = Service and Tourism: Current Challenges. 2018;12(4):56-68. (In Russ.). DOI: 10.24411/1995-0411-2018-10405
12. Vetitnev A.M., Chigarev D.V. The attitude of host destination residents towards tourists as the indicator of problems of overtourism and turismophobia (the case of the city resort of Sochi). Sovremennye problemy servisa i turizma = Service and Tourism: Current Challenges. 2019;13(4):112-121. (In Russ.). DOI: 10.24411/1995-0411-2019-10411
13. Vetitnev A.M., Chigarev D.V., Bobina N.V. The risk of overtourism in the Sochi tourist destination in the port-pandemic period. Regional'naya ekonomika i upravlenie: elektronnyi nauchnyi zhurnal = Regional Economics and Management: Electronic Scientific Journal. 2021;(2):21. URL: https://eee-region.ru/article/6621/?ysclid= lkqqkhzz8l666395712 (accessed on 15.04.2023). (In Russ.).
14. Vetitnev A.M., Chigarev D.V. Preventing the risk of overtourism in a Sochi tourist destination. Vestnik Akademii znanii = Bulletin of the Academy of Knowledge. 2021;(44):58-64. (In Russ.). DOI: 10.24412/23046139-2021-11213
15. Vetitnev A.M., Chigarev D.V. Assessment of overtourism manifestations by visitors of Russian destinations: Case from Sochi. Journal of Environmental Management and Tourism. 2021;12(1):228-242. DOI: 10.14505/ jemt.12.1(49).19
16. Vetitnev A., Chigarev D., Enushevskaya V. Sentiment analysis as a tool for assessing the negative impact of tourism on a destination. E3S Web of Conferences. 2021;311:06008. DOI: 10.1051/e3sconf/202131106008
17. Butler R. The concept of a tourist area cycle of evolution: Implications for management of resources. Canadian Geographies/Géographies canadiennes. 1980;24(1):5-12. DOI: 10.1111/J.1541-0064.1980.TB00970.X
Сведения об авторах
Александр Михайлович Ветитнев
доктор экономических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского центра
Сочинский государственный университет
354003, Сочи, Пластунская ул., д. 94
Елена Константиновна Воробей
доктор экономических наук, доцент, начальник управления научной политики и исследований, доцент кафедры инновационных технологий в экономике и управлении
Сочинский государственный университет 354003, Сочи, Пластунская ул., д. 94
Татьяна Евгеньевна Гварлиани
доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономики и финансов
Сочинский государственный университет
354003, Сочи, Пластунская ул., д. 94
Поступила в редакцию 25.05.2023 Прошла рецензирование 21.07.2023 Подписана в печать 29.08.2023
Information about Authors
Alexandr M. Vetitnev
D.Sc. in Economics, Professor,
Leading Researcher at the Research Center
Sochi State University
94 Plastunskaya st., Sochi 354003, Russia
Elena K. Vorobey
D.Sc. in Economics, Associate Professor, Head of the Department of Scientific Policy and Research, Associate Professor at the Department of Innovative Technologies in Economics and Management
Sochi State University
94 Plastunskaya st., Sochi 354003, Russia
Tatiana E. Gvarliani
D.Sc. in Economics, Professor, Professor at the Department of Economics and Finance
Sochi State University
94 Plastunskaya st., Sochi 354003, Russia
Received 25.05.2023 Revised 21.07.2023 Accepted 29.08.2023