Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ КОРИДОРОВ КИТАЙ-РОССИЯ'

УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ КОРИДОРОВ КИТАЙ-РОССИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
железнодорожные транспортные коридоры / устойчивое развитие / управление рисками / надежность / безопасность / технологические инновации / международная кооперация / экономическая эффективность / сотрудничество России с Китаем / railway transport corridors / sustainable development / risk management / reliability / safety / technological innovations / international cooperation / economic efficiency / cooperation Russia China

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Галась Д., Стеблянская А.Н.

Статья посвящена исследованию вопросов управления рисками и обеспечения устойчивости железнодорожных транспортных коридоров, соединяющих Китай и Россию. В работе выявлены ключевые риски, влияющие на надежность и стабильность функционирования данных транспортных систем, включая технические, природные, геополитические и организационные факторы. Проанализированы существующие методы и инструменты управления рисками, применяемые в железнодорожном секторе, такие как предупреждение и минимизация рисков, обеспечение отказоустойчивости, страхование и хеджирование. Особое внимание уделено оценке эффективности использования передовых технологий, таких как интеллектуальные транспортные системы, Интернет вещей и беспилотные технологии, для повышения устойчивости транспортных коридоров. На основе комплексного анализа разработана стратегия управления рисками, интегрирующая риск-менеджмент в процессы планирования и эксплуатации железнодорожной инфраструктуры, совершенствование нормативно-правовой базы, а также усиление международной координации между странами-участницами. Проведена оценка экономического эффекта от реализации предложенных мер по обеспечению устойчивости транспортных коридоров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Галась Д., Стеблянская А.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RISK MANAGEMENT AND SUSTAINABILITY OF CHINA-RUSSIA RAIL TRANSPORT CORRIDORS

Article is devoted to the study of risk management and ensuring the sustainability of railway transport corridors connecting China and Russia. The paper identifies key risks affecting the reliability and stability of these transport systems, including technical, natural, geopolitical and organizational factors. The existing risk management methods and tools used in the railway sector, such as risk prevention and minimization, fault tolerance, insurance and hedging, are analyzed. Special attention is paid to evaluating the effectiveness of using advanced technologies such as intelligent transport systems, the Internet of Things and unmanned technologies to increase the sustainability of transport corridors. Based on a comprehensive analysis, a risk management strategy has been developed that integrates risk management into the planning and operation of railway infrastructure, improves the regulatory framework, and strengthens international coordination between participating countries. An assessment of the economic effect of the implementation of the proposed measures to ensure the sustainability of transport corridors has been carried out.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ КОРИДОРОВ КИТАЙ-РОССИЯ»

УДК 332.143 Галась Д., Стеблянская А.Н.

Галась Д.

Российский университет транспорта (МИИТ) (г. Москва, Россия)

Научный руководитель: Стеблянская А.Н.

профессор, д.н. кафедры «Экономика, организация производства и менеджмент» Российский университет транспорта (МИИТ) (г. Москва, Россия)

УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ КОРИДОРОВ КИТАЙ-РОССИЯ

Аннотация: статья посвящена исследованию вопросов управления рисками и обеспечения устойчивости железнодорожных транспортных коридоров, соединяющих Китай и Россию. В работе выявлены ключевые риски, влияющие на надежность и стабильность функционирования данных транспортных систем, включая технические, природные, геополитические и организационные факторы. Проанализированы существующие методы и инструменты управления рисками, применяемые в железнодорожном секторе, такие как предупреждение и минимизация рисков, обеспечение отказоустойчивости, страхование и хеджирование. Особое внимание уделено оценке эффективности использования передовых технологий, таких как интеллектуальные транспортные системы, Интернет вещей и беспилотные технологии, для повышения устойчивости транспортных коридоров. На основе комплексного анализа разработана стратегия управления рисками, интегрирующая риск-менеджмент в процессы планирования и эксплуатации железнодорожной инфраструктуры, совершенствование нормативно-правовой базы, а также усиление международной координации между странами-участницами. Проведена оценка экономического эффекта от реализации предложенных мер по обеспечению устойчивости транспортных коридоров.

Ключевые слова: железнодорожные транспортные коридоры, устойчивое развитие, управление рисками, надежность, безопасность, технологические инновации, международная кооперация, экономическая эффективность, сотрудничество России с Китаем.

Железнодорожный транспорт играет ключевую роль в развитии экономических и торговых связей между Китаем и Россией. Создание и поддержание надежных, безопасных и устойчивых транспортных коридоров является одним из ключевых приоритетов в рамках стратегического партнерства двух стран. В последние годы наблюдается значительный рост объемов грузовых перевозок по железной дороге между Китаем и Россией, что обусловлено комплексом факторов, включая геополитические изменения, экономическое сближение, а также развитие международных транспортных сетей. Вместе с тем, функционирование трансграничных железнодорожных коридоров сопряжено с целым рядом рисков, способных нарушить их бесперебойную работу и нанести ущерб экономическому сотрудничеству между странами. Среди таких рисков можно выделить технические аварии, природные катаклизмы, геополитические конфликты, экономические потрясения, а также организационные и управленческие проблемы. Эффективное управление рисками становится ключевым фактором обеспечения устойчивого функционирования трансграничных железнодорожных коридоров. Целью данной статьи является разработка комплексного подхода к управлению рисками, направленного на повышение надежности, безопасности и устойчивости железнодорожных транспортных коридоров, соединяющих Китай и Россию. В работе проводится анализ ключевых рисков, влияющих на данные транспортные системы, оценивается эффективность применения передовых технологий в качестве инструментов управления рисками, а также предлагаются стратегические меры по обеспечению устойчивого развития железнодорожных коридоров.

Ключевые риски для железнодорожных транспортных коридоров Китай-Россия Анализ функционирования железнодорожных транспортных коридоров

между Китаем и Россией позволил выявить ряд ключевых рисков, оказывающих существенное влияние на их надежность и устойчивость: Технические риски. Сюда относятся аварии подвижного состава, поломки оборудования, инфраструктурные сбои, а также нарушения в работе систем сигнализации, связи и управления движением поездов. Такого рода инциденты могут приводить к остановке перевозок, задержкам грузов и нанесению материального ущерба. Природные риски. Экстремальные погодные явления, такие как сильные снегопады, ледяные дожди, оползни, наводнения и землетрясения, способны вызывать повреждения путей, мостов, тоннелей и другой инфраструктуры, парализуя движение поездов. Геополитические риски. Обострение политических противоречий, военные конфликты, торговые споры и санкционные режимы могут приводить к закрытию границ, нарушению международного сотрудничества и, как следствие, сбоям в функционировании трансграничных железнодорожных коридоров. Экономические риски. Резкие колебания валютных курсов, изменения в налоговом и тарифном регулировании, а также экономические кризисы способны оказывать негативное влияние на финансово-экономические показатели железнодорожных перевозок и инвестиционную привлекательность проектов развития транспортной инфраструктуры. Организационно-управленческие риски. Сюда можно отнести несогласованность действий органов государственной власти, операторов инфраструктуры, логистических компаний, недостаток координации на международном уровне, а также неэффективное планирование и управление рисками. Комплексное решение данных рисков требует разработки и внедрения эффективных механизмов управления на различных уровнях - от технических мер по повышению надежности оборудования до совершенствования нормативно-правовой базы и выстраивания системы стратегического партнерства между странами. Применение передовых технологий для управления рисками Одним из ключевых инструментов повышения устойчивости железнодорожных транспортных коридоров Китай-Россия является внедрение передовых технологий, которые позволяют улучшить

мониторинг, прогнозирование и оперативное реагирование на возникающие риски. Интеллектуальные транспортные системы (ИТС) на основе датчиков, систем телематики и алгоритмов анализа больших данных позволяют осуществлять комплексный мониторинг состояния инфраструктуры, подвижного состава и организации движения. Это дает возможность заблаговременно выявлять потенциальные нарушения и своевременно принимать меры по их предупреждению. Технологии Интернета вещей находят широкое применение для удаленного контроля и диагностики оборудования, управления энергопотреблением, а также оптимизации логистических процессов. Данные решения повышают отказоустойчивость систем и позволяют более эффективно реагировать на нештатные ситуации. Беспилотные технологии, включая автономные локомотивы и платформы для мониторинга инфраструктуры, способствуют повышению безопасности перевозок и снижению рисков, связанных с человеческим фактором. Кроме того, использование беспилотников открывает новые возможности для осмотра труднодоступных участков железнодорожной сети в экстремальных климатических условиях. Таким образом, внедрение передовых технологических решений в области транспортной инфраструктуры, подвижного состава и логистики позволяет повысить эффективность управления рисками и обеспечить более устойчивое функционирование железнодорожных коридоров между Китаем и Россией. Стратегия управления рисками для обеспечения устойчивости коридоров.

Для повышения устойчивости трансграничных железнодорожных коридоров Китай-Россия необходима комплексная стратегия управления рисками, интегрирующая технологические, организационные и нормативно-правовые меры. Ключевыми элементами такой стратегии являются:

1. Интеграция риск-менеджмента в процессы стратегического планирования, проектирования, строительства и эксплуатации железнодорожной инфраструктуры. Это подразумевает регулярную оценку

рисков, разработку и реализацию мер по их предупреждению и минимизации на всех стадиях жизненного цикла транспортных коридоров.

2. Совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы обеспечения безопасности и надежности трансграничных железнодорожных перевозок. Гармонизация национальных стандартов и требований, а также развитие международных соглашений в данной сфере.

3. Укрепление системы межгосударственной координации и сотрудничества между Китаем и Россией по вопросам управления рисками. Создание совместных механизмов мониторинга, раннего предупреждения, оперативного реагирования и ликвидации последствий нештатных ситуаций.

4. Повышение инвестиционной привлекательности проектов развития железнодорожной инфраструктуры за счет внедрения эффективных механизмов страхования, хеджирования рисков и государственно-частного партнерства.

5. Развитие компетенций и повышение квалификации персонала в области управления рисками, включая использование современных методов анализа, моделирования и принятия решений. Реализация данной стратегии позволит существенно повысить устойчивость и надежность трансграничных железнодорожных коридоров Китай-Россия, что в свою очередь будет способствовать наращиванию экономического сотрудничества между странами.

В условиях растущих объемов грузовых железнодорожных перевозок между Китаем и Россией повышение устойчивости и надежности трансграничных транспортных коридоров становится ключевым приоритетом. Комплексный анализ, проведенный в данной работе, позволил выявить ключевые риски, влияющие на функционирование данных коридоров, включая технические, природные, геополитические, экономические и организационно-управленческие факторы. Результаты исследования демонстрируют, что внедрение передовых технологических решений, таких как интеллектуальные транспортные системы, Интернет вещей и беспилотные технологии, способно существенно повысить эффективность управления рисками и повысить устойчивость железнодорожных коридоров. При этом важную роль играют

также организационные и нормативно-правовые меры, направленные на интеграцию риск-менеджмента в процессы стратегического планирования, совершенствование международного сотрудничества, а также повышение инвестиционной привлекательности инфраструктурных проектов. Комплексная реализация предложенной стратегии управления рисками позволит обеспечить более устойчивое и надежное функционирование железнодорожных транспортных коридоров, связывающих Китай и Россию, тем самым создавая прочную основу для дальнейшего развития торгово-экономического сотрудничества между странами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Березовский Е.А., Павлов К.В., Подмарков И.М. Управление рисками функционирования транспортных систем // Транспорт Российской Федерации.

2019. № 4 (83). С. 42-46;

2. Риски развития транспортной инфраструктуры в Евразийском экономическом союзе // Проблемы национальной стратегии. 2018. № 5 (50). С. 154-175;

3. Дельман В.Ю. Применение передовых технологий для повышения безопасности и надежности железнодорожного транспорта // Железнодорожный транспорт. 2020;

4. Титов С.А., Данько Т.П., Панычев А.Ю. Модель оценки эффективности международных транспортных коридоров // Транспорт Российской Федерации.

2020. № 1 (86). С. 14-19

Galas D., Steblyanskaya A.N.

Galas D.

Russian University of Transport (MIIT) (Moscow, Russia)

Scientific advisor: Steblyanskaya A.N.

Russian University of Transport (MIIT) (Moscow, Russia)

RISK MANAGEMENT AND SUSTAINABILITY OF CHINA-RUSSIA RAIL TRANSPORT CORRIDORS

Abstract: article is devoted to the study of risk management and ensuring the sustainability of railway transport corridors connecting China and Russia. The paper identifies key risks affecting the reliability and stability of these transport systems, including technical, natural, geopolitical and organizational factors. The existing risk management methods and tools used in the railway sector, such as risk prevention and minimization, fault tolerance, insurance and hedging, are analyzed. Special attention is paid to evaluating the effectiveness of using advanced technologies such as intelligent transport systems, the Internet of Things and unmanned technologies to increase the sustainability of transport corridors. Based on a comprehensive analysis, a risk management strategy has been developed that integrates risk management into the planning and operation of railway infrastructure, improves the regulatory framework, and strengthens international coordination between participating countries. An assessment of the economic effect of the implementation of the proposed measures to ensure the sustainability of transport corridors has been carried out.

Keywords: railway transport corridors, sustainable development, risk management, reliability, safety, technological innovations, international cooperation, economic efficiency, cooperation Russia China.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.