Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ РЕПУТАЦИЕЙ И МАНИПУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫМ МНЕНИЕМ НА ПРИМЕРЕ ДОЛГОСРОЧНОЙ, СРЕДНЕСРОЧНОЙ И КРАТКОСРОЧНОЙ АТАКИ НА БИЗНЕС'

УПРАВЛЕНИЕ РЕПУТАЦИЕЙ И МАНИПУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫМ МНЕНИЕМ НА ПРИМЕРЕ ДОЛГОСРОЧНОЙ, СРЕДНЕСРОЧНОЙ И КРАТКОСРОЧНОЙ АТАКИ НА БИЗНЕС Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
207
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ИНТЕРНЕТ / РЕПУТАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ РЕПУТАЦИЕЙ / ИНФОРМАЦИОННАЯ АТАКА / МАНИПУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Яблонских А.В.

Современный бизнес находится под воздействием большого количества внешних информационных факторов, которые могут как разрушить, так и усилить репутацию бренда и бизнеса. Цель работы - показать закономерность при выявлении информационных атак на бизнес и влияния на репутацию и показатели брендов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REPUTATION MANAGEMENT & MANIPULATION OF PUBLIC OPINION ON EXAMPLE OF A LONG-TERM, MEDIUM-TERM & SHORT-TERM ATTACK ON BUSINESS

Modern business is under the influence of a large number of external information factors that can both destroy and strengthen the reputation of the brand and business. The purpose of the work is to show a pattern in identifying information attacks on business and the impact on the reputation and performance of brands.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ РЕПУТАЦИЕЙ И МАНИПУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫМ МНЕНИЕМ НА ПРИМЕРЕ ДОЛГОСРОЧНОЙ, СРЕДНЕСРОЧНОЙ И КРАТКОСРОЧНОЙ АТАКИ НА БИЗНЕС»

УДК 659

Яблонских А.В.

канд. филологических наук, доцент кафедры массовых коммуникаций Российский университет дружбы народов, Президент международной Академии цифровых коммуникаций

(г. Москва, Россия)

УПРАВЛЕНИЕ РЕПУТАЦИЕЙ И МАНИПУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫМ МНЕНИЕМ НА ПРИМЕРЕ ДОЛГОСРОЧНОЙ, СРЕДНЕСРОЧНОЙ И КРАТКОСРОЧНОЙ АТАКИ НА БИЗНЕС

Аннотация: современный бизнес находится под воздействием большого количества внешних информационных факторов, которые могут как разрушить, так и усилить репутацию бренда и бизнеса. Цель работы - показать закономерность при выявлении информационных атак на бизнес и влияния на репутацию и показатели брендов.

Ключевые слова: социальные сети, интернет, репутация, управление репутацией, информационная атака, манипулирование.

Информационный мир в XXI веке невозможно представить без цифровых коммуникаций. И именно они чаще всего используются для реализации репутационных атак на бренды. Коммуникационное поле состоит как из реальных новостных поводов, так и из специально подготовленных новостей, которые могут служить для атаки на бизнес. По мнению Л.В. Коцюбинской[1], информационная атака — это спланированное, целенаправленное, массированное информационное воздействие на адресата, результатом которого будет формирование запрограммированного общественного мнения, а следовательно, и поведения. Кроме этого, информационная атака, в отличие от информационной войны, имеет четко выраженные временные границы.

В своей статье П.Г. Петруша выделяет[2] следующие группы инструментов работы с брендом в среде Интернет:

• Сайты, подсаиты и лендинговые (посадочные) страницы компании

• Новостные сайты и ленты новостей

• Страницы в социальных сетях

• Digital реклама (контекстная реклама и реклама в социальных сетях)

• Страницы в Википедии

Кроме того, можно привести ряд инструментов, которые важны для работы с репутацией:

• Отзывы на специальных платформах

• Публикации в блогосфере и у лидеров мнений

• Поисковую выдачу

• Стриминговые сервисы

• Петиции на специальных сайтах

Диапазон информационных атак широк. Он охватывает политику, культуру, спорт, экономику, национальное самосознание и другие сферы деятельности человека. Анализ содержания информационных атак представляет большой интерес и становится предметом многочисленных разноплановых исследовании" в зависимости от цели и методологических установок конкретного исследователя. Для формирования информационного сообщения необходимо определиться с целевой аудиторией. И в зависимости от бренда и бизнеса эта аудитория может отличаться (рис. 1).

Рис. 1. Целевая аудитория для эффективных коммуникаций

При работе с целевыми аудиториями стоит уделять внимание эмоциональной вовлеченности каждой из них. Для информационных атак чаще всего используют В2С и Б20 аудиторию как наиболее быстро эмоционально реагирующую на информацию.

Как пишет Л.С. Сальникова, эффективные коммуникационные инструменты становятся решающими в успешной деятельности любой компании, поскольку они способствуют укреплению авторитета как самой компании, так и ее продукции, а хорошая деловая репутация способна увеличить число лояльных потребителей [3].

Основа любой информационной атаки - это манипулирование, а манипуляция - всегда игра на чувствах и эмоциях, как пишет Н.Ю. Непряхин [4]. Манипуляция иррациональна по своей природе и всегда доставляет психологический дискомфорт.

Основные эмоции, на которые идет воздействие (рис. 2), состоят из положительных, нейтрально-негативных и отрицательных эмоций.

Рис. 2. Коммуникационные точки воздействия на эмоции человека

Если новостной повод вызывает эмоцию, значит, он удачно вписался в парадигму мышления той аудитории, на которую было нацелено воздействие. Кроме эмоций для достижения эффекта эмоциональных качелей в восприятии информации используется воздействие на восприятие человеческих пороков и возможность создать впечатление присутствия тех или иных из них у объекта информационной атаки (рис. 3). Эмоциональные качели, которые вызывают новостные поводы, способны кардинально поменять точку зрения человека и подтолкнуть его к совершению действий, которые он бы никогда не совершил

[5, 6].

Рис. 3. Пороки в коммуникациях

Использование пороков и манипулирование через пропаганду определенных ценностей или воздействия на эмоциональное состояние человека служит для различных целей.

Среди них могут быть как своевременное оперирование информацией, так и создание эмоционального резонанса (рис. 4). Важно подчеркнуть, что репутация - это не одиночно-индивидуальное, но общее, коллективное, социальное мнение и через манипулирование этим мнением можно сформировать как положительный, так и отрицательный образ бренда[7].

г ОПЕРИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИЕЙ г -I СОЗДАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РЕЗОНАНСА г -> ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МИШЕНИ

\ /

/ Ч ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЛОГЬРОВ и ломов млиипил иопвлиис г л СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ РЕШЕНИЯ

/ \

С У УТАИВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ ОТВЛЕЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ г \ ВНУШЕНИЕ

Рис. 4. Пути манипулирования информацией

Манипулирование и убеждение анализируются как самостоятельные категории порождения социальной осознанности. Наибольший эффект от манипуляции" достигается, когда пользователь коммуницирует с такими же пользователями, так как уровень доверия к простым пользователям в группе гораздо выше, ведь они кажутся неангажированными и независимыми[8].

Для того, чтобы понять, является ли новостной повод атакой, или так сложились обстоятельства, что СМИ активно раскручивают его, можно прибегнуть к методу распознавания недостоверной информации (рис. 5).

s-

КРИЧАЩИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ

заголовки

\_

(-

источники

и издания

ч

/-

сравнение новостей

Рис. 5. Признаки недостоверной информации

Любая непроверенная информация может быть неправдоподобной и чаще всего таковой и является. Необходимо всегда искать первоисточник текста, фотографий, а также альтернативных точек зрения. В противном случае можно оказаться в ситуации, при которой фейковая новость становится первоисточником, распространяется и набирает вес и, как следствие, формирует ошибочное общественное мнение.

Так, в 1998-м в журнале The Lancet вышла статья хирурга Эндрю Уэйкфилда и 12 его соавторов о том, что вакцина против кори, свинки и краснухи (также известная как вакцина MMR) провоцирует развитие болезней аутистического спектра у детей. Хотя в исследовании была представлена малая

выборка и слабая доказательная база, оно получило большую огласку и стало главным аргументом антипрививочников в спорах о безопасности вакцин. Показатели по вакцинации населения прививкой MMR стали стремительно снижаться.

Многие известные ученые подвергли сомнению результаты исследования. Позже 10 из 13 авторов статьи в разное время признались в несостоятельности исследования и необъективности его результатов.

Журнал The Lancet частично отказался от статьи только в 2004 году, когда выяснилось, что Уэйкфилда спонсировали юристы, защищавшие интересы родителей детей с аутизмом. В 2010-м подтвердилось еще более серьезное нарушение со стороны Уэйкфилда. Для исследования он использовал анализы крови, взятые у гостей, которые присутствовали на дне рождения его сына. Каждому ребенку, сдавшему кровь, ученый заплатил по пять фунтов стерлингов. После вскрытия этого факта Lancet окончательно отозвал статью о связи вакцины MMR и аутизма, а Уэйкфилда исключили из Медицинского реестра [9, 10].

Подобные примеры показывают, что размещение непроверенной информации возможно даже в серьезных научных изданиях. Сейчас мы видим, что аудиторию отталкивает от классического медиа использования приемов манипулирования, но и доверие к социальным медиа снижается[11].

При исследовании негативных сообщений и информационных атак их можно разделять по типам сообщения и ответной реакции бренда на него (рис. 6).

ТИП НЕГАТИВА С ЧЕМ ИМЕЕМ ДЕЛО РЕАКЦИЯ БРЕНДА РЕАКЦИЯ АГЕНТОВ ВЛИЯНИЯ ВРЕМЯ РЕАКЦИИ

КОНСТРУКТИВНЫЙ РЕАЛЬНЫЙ НЕГАТИВ V V СТАНДАРТНОЕ

СИСТЕМНЫЙ НЕГАТИВ

НЕКОНСТРУКТИВНЫЙ НАБРОСЫ

ТРОЛЛИНГ/ХОЛИВАР X

АТАКА КОНКУРЕНТОВ УСКОРЕННОЕ

Рис. 6. Типы негатива и работа с ним

Любая информационная атака имеет под собой конкретную цель [12, 13]. Чаще всего эти цели можно классифицировать следующим образом (рис. 7)

г л ЗАХВАТ КОМПАНИИ Г "Ч ЗАХВАТ ЗЕМЛИ И НЕДВИЖНОСТИ к. * г \ ИЗМЕНЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

\ /

г \ СОЗДАНИЕ ОТРИЦАТЕЛЬНОГО ОБРАЗА КОМПАНИИ ь. ' ДЛЯ ЧЕГО МОЖЕТ ИДТИ ИНФОРМАЦИОННАЯ АТАКА к Л Г \ СНЯТИЕ С ДОЛЖНОСТИ к -1

/

г > ЗАХВАТ ДОЛИ РЫНКА г ■> ОТВЛЕЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ К \ СТАРЫЕ ОБИДЫ

Рис. 7. Классификация целей информационной атаки

К основным целям можно отнести создание отрицательного образа компании или бренда и захват доли рынка, а также захват самой компании. Еще одной целью становится снятие с должности во время внутрикорпоративных конфликтов.

Информационная атака - это волнообразное явление, которое идет скачками. Можно выделить несколько волн информационной атаки на бренды в Интернете (рис. 8). Не нужно путать информационную атаку федерального масштаба и небольшой инцидент, который в потенциале может перерасти в нечто большее, но, скорее всего, его можно будет потушить в самом начале. Каналом передачи информационной атаки - так же, как ее оружием - выступают СМИ и сеть Интернет. В современном мире — это мощный и основной ресурс воздействия на человеческое сознание[14].

Рис. 8. 3 волны информационных атак на бизнес

1 волна - появление негативной информации, которая начинает раскручиваться и бурно обсуждаться в СМИ и социальных сетях. Тут важно подчеркнуть, что на взгляд Тулупова В.В., журналисты торопятся и при минимуме фактов выдают непроверенные комментарии и публикации к самым различным, порой невероятным версиям, сознательно или бессознательно прислуживая журналистике вымысла, но не факта[15]. Тем самым формируя, иногда, заведомо ложную точку зрения.

2 волна - вброс новых вводных и скачок обсуждении" (обычно в этот момент идут пиковые скачки сообщении" в десятки, а иногда и в сотни раз). Это

самое сложное и опасное время для компании, самые тяжелые моменты для службы коммуникации" и отработки в сети. Именно во 2 волне бренды понимают, что без наличия антикризисного плана действий репутация может быть уничтожена окончательно.

3 волна - после обсуждения всех тем в СМИ и социальных медиа начинают появляться ранее неизвестные факты. Их вброс осуществляется с целью разжигания конфликта, чаще всего в этот момент пользователи реагируют на тему не так сильно, т.к. она перестает их интересовать. Но бывают ситуации, когда на подогрев аудитории закладываются большие средства и много информации, которая заранее собрана для размещения в публичном поле, выдается порционно и последовательно, а не за один раз. В такой ситуации 3 фаза может длиться, пока интерес окончательно не угаснет, но это может тянуться годами.

Для некоторых бизнесов негативные скачки носят системный характер и повторяются из года в год в одно и тоже время (чаще всего это связано с каким-то событием). И самыми сложными являются «юбилейные» годы - когда часть журналистов, блогеров и лидеров общественного мнения еще раз вспоминает ситуацию, и в этот момент различные «политические» активисты могут попробовать добавить себе очков, тем самым максимально нанося репутационный ущерб собственнику и компании.

Долгосрочный кейс: информационная атака на бренд «Кагоцел»

В сентябре 2019 года появилась [16] публикация в СМИ с заголовком «Демография споткнулась о Кагоцел» и Минздрав обвинили в сокрытии данных экспертизы лекарств. В публикации писали о том, что препарат не работает, а также приводит к мужскому бесплодию. В социальных сетях появились посты и комментарии на эту тему. К ней были привлечены эксперты[17] - важно

помнить, что при правильной постановке вопроса от любого специалиста можно добиться желаемого ответа. Это была первая волна атаки на «Кагоцел».

Во второй волне негатива появляется петиция с требованиям запретить в России препарат: «Защитите наших детей!» В Википедию была внесена правка о том, что по европейскому и американскому законодательствам и стандартам препарат не может быть использован в медицинской практике, при этом источник не был указан. В социальных сетях распространялось видео, в котором пользователь, которого воспринимали как эксперта рассказывал «что не так с кагоцелом». В тоже время в комментариях к различным роликам на УоиТиЬе, не связанным с тематиками здоровья и лекарственных препаратов,появлялись сообщения с тезисом «Не употребляйте противовирусное средство, оно приводит к бесплодию». Это работа так называемых «агентов влияния», или «ботов», которые активно размещали подобную информацию в этот период времени.

В декабре 2019 года появляется новость «Российских силовиков три года лечили препаратом, вызывающим бесплодие у мужчин». Тот факт, что публикации и новые темы о «Кагоцеле» продолжали появляться с сентября по декабрь, доказывает заказной характер кампании. Издания не интересуют старые темы, если не появилось никаких новых вводных и фактов.

Мониторинг того периода показал также, что многие записи на эту тему были в последствии удалены из социальных сетей, а иногда были удалены и аккаунты, их разместившие. Это говорит о том, что исполнитель мог покупать посты через биржу, или же заказывать их у ботов, которые позже были удалены.

В третьей волне можно наблюдать депутата, который заинтересовался, проходил ли «Кагоцел» клинические испытания. В различных ток-шоу на УоиТиЬе обсуждают препарат, и почему его нельзя принимать. В поисковых системах при запросе препарата - на первых строчках поисковой выдачи статьи о бесплодии и других проблемах. Тема продолжила развитие в СМИ даже спустя 6-8 месяцев после начала атаки.

На графике мониторинга чётко видно первую волну, вторую и третью волны (рис. 9). Причём третья длится несколько лет. Интерес к теме поддерживается искусственно.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ВОЛНЫ

О - ....

1 1 11|. 1.1.II.

1 II________________

Рис. 9. Результаты мониторинга сообщений о бренде «Кагоцел» [18]

По данным мониторинга (рис. 10), негативные сообщения составляют 27% от общего количества упоминаний, хотя обычно этот показатель не превышает 15%. При этом позитива - 34%, что показывает качественную работу компании с инфополем.

Рис. 10. Распределение сообщений о бренде «Кагоцел» по тональности [19]

Большая часть негатива в 2022 году - а именно более 1000 упоминаний -приходилось на тему детородной функции.

Компания пошла по юридическому методу отработки [20]. В суде было доказано, что действующее вещество «Кагоцела» не влияет на детородную функцию. Часть СМИ и блогеров поменяли информацию в своих публикациях. Мнимого фармаколога, который распространял негатив о компании, разоблачили в суде, и «Кагоцел» защитил свою репутацию [21, 22]. Но даже это не помогло, и негатив продолжал распространение в сети.

Данные по продажам показывают, что доля рынка, занимаемая «Кагоцелом», упала с начала информационной атаки в три раза (рис. 11).

Рис. 11. Рынок противовирусных препаратов [23]

Данная атака показательна с точки зрения потери доли рынка из-за репутационных проблем, при этом даже доказательство в суде обратного не помогло распространению неправдоподобной информации в сети Интернет. Суд является рациональный аргументом, при этом все что приводилось в качестве неправдоподобных новостей было эмоциональным и несдержанным. Ситуация с Кагоцелом показательна тем, что при наличии всех рациональных аргументов, манипуляция работает, так как создает неадекватное восприятие действительности.

Среднесрочный кейс: информационная атака на бренд <<^1МЬегг1е8»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В случае с Wildberries[24, 25] первая волна атаки была основана на распространении информации о сбоях данного сервиса. Хотя любой современный интернет-сервис подвержен различным сбоям и техническим проблемам.

Во второй волне по различным каналам начали распространять информацию о том, что компания берет плату за возврат. Многие телеграм-каналы и паблики в социальных сетях стали брать эту тему, хотя ранее о подобном не писали. Кроме этого, появились скриншоты с камер наблюдения компании, которые предоставил кто-то из сотрудников. В третьей волне появились свежие новостные поводы, в том числе о том, что «сотрудники не могут нормально сходить в туалет».

Особенность кампании состоит в том, что сообщения были однотипны: использовались одни и те же фотографии, скриншоты, тексты с небольшими изменениями. В комментариях появлялись одинаковые иллюстрации и практически одинаковые тексты с разницей в минуту.

Новости распространялись по сетям с одними и теми же администраторами каналов во Вконтакте и Телеграм. Это показывает заказной характер инфоповода.

Если посмотреть информационное поле, то можно увидеть, что компания подвергается подобным атакам регулярно, но все они носят характер среднесрочных атак (рис. 12).

Рис. 12. График появления публикаций, тональность публикаций с упоминанием Wildberries [26]

Краткосрочный кейс: информационная атака на «Ополье»

В некоторых случаях конкуренты способны взять подходящую тему и начать искусственно распространять её в СМИ, социальных сетях и других каналах. Пример - кейс «Вимм-Билль-Данн» и принадлежащего компании бренда «Ополье» [27, 28].

В 2016 году во Владимирской области произошла вспышка коровьего вируса - ящура. В региональных СМИ вышли 3 новости на данную тему, постов в социальных сетях не было. На следующий день Роспотребнадзор начал плановую проверку всех предприятий с молочной продукцией, что также привело к нескольким публикациям в СМИ. Компания изъяла часть продукции «Ополье» из магазинов, чтобы не подвергать риску своих покупателей, пока идет проверка [29].

Атака на бренд началась с публикации некого блогера из Москвы, который разместил скриншот письма Роспотребнадзора об изъятии продукции из точек продаж. Очевидно, что скан письма у блогера не мог появиться случайно. Данная публикация стала первоисточником для массированной атаки. Федеральные СМИ начали интересоваться данной темой. Документ об изъятии продукции также попал в руки атакующих - он был опубликован у другого блогера. Пост на данный момент удален, но остался в мониторинге[30].

Статьи на тему вируса и компании стали носить массовый характер: 1500 постов в социальных сетях, 142 размещения в федеральных СМИ[31]. Атака продолжилась в мессенджерах и социальных сетях: в сообщениях отмечали, что в продукции компании якобы обнаружен вирус. Компанию начали просить прокомментировать ситуацию и только после получения результатов проверки было сделано заявление. Никакого вируса в продукции не было, но в социальных сетях и мессенджерах продолжалось распространение призывов не употреблять продукцию компании (рис. 13).

При работе с подобными атаками важно не торопиться быстро давать комментарии. Необходимо разобраться с проблемой, понять причины. Если проверка прошла, то нужно удостовериться, что продукция безопасна. Для отработки негатива компания сперва не удостоверилась в том, что в продукции вируса нет, и только позже доказала это с помощью соответствующего документа.

СТАТИСТИКА

СОЦ СЕТИ СМИ (упоминания Рер*Ьсо/Вимм-Билль-Дамн)

I

Рис. 13. Статистика упоминаний бренда в социальных сетях и СМИ [32]

Все 3 информационных атаки объединяет одно: сильные компании и крупные бренды лишаются доли рынка из-за репутационных проблем. Силы, средства и время, задействованные на подобные атаки, огромные, но важно и достаточно подобрать удобный информационный повод.

Методики защиты от подобных атак можно разделить на следующие:

1. Принятие

Понимание того, что все, что размещено в информационном поле -правда, но у компании отсутствует готовый план действий, поэтому компания очень долго принимает решение и с большой долей вероятности ей приходится делать заявление.

2. Агрессивное нападение

У компании готова карточка рисков и план отработки по данной ситуации. Выделяется бюджет и происходит быстрое реагирование в медиином поле.

3. Затаившаяся обида

Компания никак не отрабатывает информационный повод, но собирает информацию о том, кто может стоять за ним. И через некоторое время (это может быть неделя, месяц, год) сама создает похожую ситуацию своему оппоненту.

4. Нейтралитет

Игнорирование происходящего и полное отсутствие реагирования на ситуацию. Такой вариант событии" возможен, если компанией владеет один собственник, и компания не является акционерным обществом.

Информационные атаки на бизнес - это систематическое явление, факт существования которого нельзя отрицать. От скорости выявления атаки зависит репутация бренда и рыночная доля, которая может сильно пошатнуться после атаки. На сегодняшний момент крупная информационная атака на компанию может оцениваться в десятки миллионов рублей, именно поэтому, чаще всего, информационные атаки идут в сторону лидеров в своей отрасли - бренды и компании с высокой долей рынка, когда выгода о порушенной репутации стоит вложенных затрат тех, кто её заказывает.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Коцюбинская Л.В., «Информационная атака: понятие и онтологические своиства» [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnaya-ataka-ponyatie-i-ontologicheskie-svoystva (Дата обращения: 10.03.2023)

2. Петруша П.Г. «Цифровые инструменты управления репутацией университета» [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovye-instrumenty-upravleniya-reputatsiey-universiteta (Дата обращения: 10.03.2023)

3. Сальникова Л.С. «Укрепление репутации российского бизнеса -важнейшая социальная и экономическая задача» [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ukreplenie-reputatsii-rossiyskogo-biznesa-vazhneyshaya-sotsialnaya-i-ekonomicheskaya-zadacha (Дата обращения: 10.03.2023)

4. Непряхин Н.Ю. «Я манипулирую тобой»

5. Кихтан В.В., Мамиева Б.Ю. «К вопросу о манипулировании в современных СМИ» » [Электронный ресурс]. URL: https: //cyberleninka. ru/article/n/k-vopro su-o-manipulirovanii-v-sovremennyh-smi (Дата обращения: 10.03.2023)

6. Н.С. Урсу «Технологии манипулирования в сети Интернет» [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/ntehnologii-manipulirovaniya-v-seti-internet (Дата обращения: 10.03.2023)

7. Комоликова С.С. «Понятие репутации в культурологическом аспекте» [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-reputatsii-v-kulturologicheskom-aspekte (Дата обращения: 10.03.2023)

8. Г.Л. Тульчинскии, А.А. Лисенкова «К вопросу о манипулировании в современных СМИ» [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-manipulirovanii-v-sovremennyh-smi (Дата обращения: 10.03.2023).

9. «The Lancet окончательно отказался от статьи об опасности прививок». МЕБНовости. [Электронный ресурс] URL: https: //medportal. ru/mednovosti/the-lancet-okonchatelno-otkazalsya-ot-stati-ob-opasnosti-privivok-38228664-9e36-413b-b363-989bdfcd4725/?ysclid=lewx2odt1o204305364 (Дата обращения: 10.03.2023)

10. «У прививки нет срока давности». Lenta.ru. [Электронный ресурс] URL: https://www. gazeta.ru/science/2010/02/03_a_3319357.shtml (Дата обращения: 10.03.2023)

11. Михальченко В.Л., «Коммуникационная стратегия pr: бренд, имидж, репутация» [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikatsionnaya-strategiya-pr-brend-imidzh-reputatsiya (Дата обращения: 10.03.2023)

12. Бедрицкий А.В. «Информационная война: концепии и их реализации»

13. Сковородников А. П., Копнина Г. А. «Лингвистика информационно-психологическои воины: к обоснованию и определению понятия»

14. Иваник Е. Д., Катровскии Ю. А., Чащина Д. О., «Влияние социальных сетей на репутацию компании» [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-sotsialnyh-setey-na-reputatsiyu-kompaniy (Дата обращения: 10.03.2023)

15. Тулупов В.В. «Репутация СМИ и доверие к журналистике» [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/reputatsiya-smi-i-doverie-k-zhurnalistike (Дата обращения: 10.03.2023)

16. «Демография» споткнулась о Кагоцел». Издание: «Версия» [Электронный ресурс] URL: https://versia.ru/realizaciya-nacproekta-demografiya-pod-voprosom-iz-za-zapreshhennogo-vo-vsem-mire-veshhestva (Дата обращения: 10.03.2023)

17. «Тайные пилюли Минздрав обвинили в сокрытии данных экспертизы лекарств. Что угрожает пациентам?» Издание: Lenta.ru [Электронный ресурс] URL: https://lenta.ru/articles/2019/09/23/lekarstvo/ (Дата обращения: 10.03.2023)

18. Данные аналитических систем Медиалогия и Brand Analytics

19. Данные аналитических систем Медиалогия и Brand Analytics

20. Первое деловое издание Татарстана угодило в скандал с «антикоронавирусным» препаратом» Издание: Реальное время._[Электронный ресурс] URL: https://realnoevremya.ru/articles/172840--vremya-i-dengi-

perepechatali-spornuyu-statyu-o-kagocele?ysclid=lf13v3nipr14279787_(Дата

обращения: 10.03.2023)

21. «Ниармедик» защитила репутацию «Кагоцела». Издание: SmartPharma. [Электронный ресурс] URL: https://www.smartpharma.ru/publication/single/niarmedik-zashchitila-reputatsiiu-kagotsela-80772 (Дата обращения: 10.03.2023)

22. «Производитель «Кагоцела» защитил репутацию в суде». Издание: Право. [Электронный ресурс] URL: https://pravo.ru/news/227418 (Дата обращения: 10.03.2023)

23. Данные AlphaRM 2017-2022, sell-in

24. «Исследование для Sostav: наши эксперты проанализировали информационную атаку на Wildberries». Издание: Ашманов и партнеры. [Электронный ресурс] URL: https://www.ashmanov.com/news/issledovanie-informatsionnaya-ataka-na-wildberries/?ysclid=lf1408n67r214830579 (Дата обращения: 10.03.2023)

25. «Информационная атака. Кейс компании Wildberries». Издание: Ашманов и партнеры. [Электронный ресурс] URL: https://www.ashmanov.com/static/files/WB_infoataka.pdf (Дата обращения: 10.03.2023)

26. Данные аналитических систем Медиалогия и Brand Analytics

27. «Что делать, если конкуренты запустили на компанию информационную атаку». Издание: Rusbase. [Электронный ресурс] URL: https://rb.ru/opinion/information-attack/ (Дата обращения: 10.03.2023)

28. «Ситуация вышла из-под контроля»: как «Вимм-Билль-Данн» справлялся с ложной информацией об испорченных продуктах фирмы» Издание: Faros.Media. [Электронный ресурс] URL: https://faros.media/ (Дата обращения: 10.03.2023)

29. «PepsiCo изъяла молочную продукцию компании «Ополье» в связи со вспышкой ящура во Владимирской области». [Электронный ресурс] URL: https://milknews.ru/index/novosti-moloko_7442.html (Дата обращения: 10.03.2023)

30. Социальная сеть «ВКонтакте. Удалённый пост. [Электронный ресурс] URL: https://vk.com/wall2284814 502 (Дата обращения: 10.03.2023)

31. «Из магазинов начали изымать молочную продукцию завода «Вимм-Билль-Данн». [Электронный ресурс] URL: https://www.rbc.ru/business/26/10/2016/58107ef59a794702b8813788 (Дата обращения: 10.03.2023)

32. Данные аналитических систем Медиалогия и Brand Analytics

Yablonskikh A.V.

Candidate of Philological Sciences, Associate Professor of the Department of Mass Communications

Peoples' Friendship University of Russia President of the International Academy of Digital Communications

(Moscow, Russia)

REPUTATION MANAGEMENT & MANIPULATION OF PUBLIC OPINION ON EXAMPLE OF A LONG-TERM, MEDIUM-TERM & SHORT-TERM ATTACK ON BUSINESS

Abstract: modern business is under the influence of a large number of external information factors that can both destroy and strengthen the reputation of the brand and business. The purpose of the work is to show a pattern in identifying information attacks on business and the impact on the reputation and performance of brands.

Keywords: social networks, Internet, reputation, reputation management, information attack, manipulation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.