Научная статья на тему 'Управление развитием территорий: международная практика'

Управление развитием территорий: международная практика Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
262
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕПРЕССИВНЫЙ РЕГИОН / DEPRESSED REGION / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ / INTERNATIONAL EXPERIENCE / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / REGIONAL POLICY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Гребенкина С.А.

Возрастающая политическая и экономическая нестабильность, усиление влияния дестабилизирующих факторов на экономику регионов РФ обострили существующие региональные проблемы и усугубили их положение. Характерной особенностью российских регионов является их высокая дифференциация по уровню социально-экономического развития, углубляющаяся под действием неблагоприятных факторов. При этом действующие инструменты и механизмы региональной политики доказывают свою слабую эффективность, зачастую не учитывают специфики территории, что обуславливается их неразвитостью, отсутствием комплексности и серьезной научно-методологической базы. С этой точки зрения представляется интересным рассмотрение практики управления региональным развитием зарубежных стран. В статье представлен международный опыт управления развитием территорий, отражены приоритетные инструменты воздействия на социально-экономическое развитие региональных систем, выявлены основные меры политики зарубежных стран, возможные для применения в отечественной экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Management development: international practice

Increasing political and economic instability, the growing influence of destabilizing factors on the economy of the Russian regions has exacerbated existing regional problems and the situation on the whole. Russian regions are characterized by high differentiation in terms of social and economic development deepening under the influence of adverse factors. Along with this existing tools and mechanisms for regional policies prove ineffective, often do not take into account the specificity of the area due to their lack of development, lack of comprehensiveness and serious scientific and methodological base. From this point was interesting to review the practices of management of regional development in foreign countries. The article presents the international experience of region development management. It also reflects the priority instruments of influence on economic and social development of regional systems. The basic policies of foreign countries, it is possible to apply in the domestic economy.

Текст научной работы на тему «Управление развитием территорий: международная практика»

УДК 332

DOI: 10.21779/2500-1930-2017-32-4-63-67

С.А. Гребенкина

Управление развитием территорий: международная практика1

ФГБОУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»; Россия, 125993 (ГСП-3), г. Москва, Ленинградский просп., 49; s.greb@list.ru

Возрастающая политическая и экономическая нестабильность, усиление влияния дестабилизирующих факторов на экономику регионов РФ обострили существующие региональные проблемы и усугубили их положение. Характерной особенностью российских регионов является их высокая дифференциация по уровню социально-экономического развития, углубляющаяся под действием неблагоприятных факторов. При этом действующие инструменты и механизмы региональной политики доказывают свою слабую эффективность, зачастую не учитывают специфики территории, что обуславливается их неразвитостью, отсутствием комплексности и серьезной научно-методологической базы. С этой точки зрения представляется интересным рассмотрение практики управления региональным развитием зарубежных стран. В статье представлен международный опыт управления развитием территорий, отражены приоритетные инструменты воздействия на социально-экономическое развитие региональных систем, выявлены основные меры политики зарубежных стран, возможные для применения в отечественной экономике.

Ключевые слова: депрессивный регион, устойчивое развитие, международный опыт, региональная политика.

Текущие реалии, порожденные сложившейся экономической ситуацией, определяют актуальность вопроса управления устойчивым развития территории. Характерная для России высокая доля депрессивных и дотационных регионов усугубляет присущие нашей стране проблемы. Под депрессивными регионами понимают территории, ранее демонстрировавшие относительно высокие темпы роста, но в силу каких-либо причин потерявшие свои экономические преимущества и в настоящее время имеющие социально-экономические показатели ниже среднероссийских [5]. Согласно опыту стран Западной Европы изначально основополагающим признаком депрессивных регионов являлся высокий уровень безработицы. Позже был выделен ряд иных признаков, характеризующих качество жизни населения и уровень социально-экономического развития. Рассматривая практику зарубежных стран, стоит отметить отожествление депрессивных территорий преимущественно с промышленными регионами. В большинстве западных стран признаки депрессивности проявлялись в районах с доминированием отраслей первичного сектора. Иная ситуация наблюдалась в нашей стране: территории с высокой долей добывающих отраслей и нефтепереработки оказались менее уязвимы в отличие от регионов с концентрацией отраслей обрабатывающей промышленности [11]. Резкий спад был обусловлен разрывом экономических связей после развала СССР. Ситуация ухудшилась за счет хлынувших на отечественный рынок зарубежных высо-

1 Статья подготовлена по материалам доклада, представленного на III Международной научно-практической конференции «Модернизация экономических систем: опыт и перспективы», которая прошла 27-28 апреля 2017 года в Дагестанском государственном университете (г. Махачкала, РФ).

котехнологичных товаров с одновременным снижением объемов госзаказа оборонно-промышленной продукции.

Современные тенденции негативно влияют на функционирование региональных систем и национальной экономики в целом. Проблемы регионального развития Российской Федерации занимают центральное место в государственной политике, что обусловлено значимостью вклада регионов в общее развитие страны. Основные мероприятия региональной политики направлены на сбалансированное развитие территорий, что находит свое отражение в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года и предполагает создание территориальных центров роста как в «сырьевых» регионах, так и в регионах, концентрирующих инновационный, промышленный и аграрный потенциал. Наряду с концепциями разрабатываются целевые программы и стратегии развития субъектов, осуществляется за счет бюджетных средств финансирование инвестиционных проектов, размещение государственных заказов, бюджетно-налоговое регулирование, создание кластеров, технопарков, технополисов, развитие международного сотрудничества и т. д. Вместе с тем на фоне обострения экономической обстановки отмечается углубление дифференциации регионального развития, в связи с чем необходимо изучение зарубежной практики для ее заимствования и модификации с учетом особенностей российской экономики. Мировой опыт развития территорий различается в зависимости от страны и соответственно обладает своей спецификой, что обуславливает невозможность его применения в чистом виде. Однако некоторые элементы и инструменты региональной политики, адаптированные к условиям российской экономики, могут иметь положительный результат. Выбор мер воздействия на развитие депрессивной территории основан на активизации собственного потенциала, слабых и сильных сторон. Так, основные мероприятия региональной политики Австрии направлены на развитие культуры, считающейся основой предпринимательства. Рассмотрим особенности региональной политики зарубежных стран по управлению развитием территорий.

Так, в основе региональной политики Японии лежит индикативное планирование, закрепленное на законодательном уровне. Регионы отличаются высокой самостоятельностью. Меры государства направлены на обеспечение «качественного экономического роста». Среди основных мер приоритет отдается развитию инфраструктуры регионов, а также повышению «имиджа» территорий.

Особенности территорий Китая обусловлены их независимостью и самообеспеченностью. Решение региональных проблем возложено на специально созданные в Правительстве министерства и ведомства. С этой целью вся территория Китая делится на три экономические зоны: Восточную, Центральную и Западную, характеризующиеся разным уровнем развития. Региональная политика отличается максимальной конкретизацией мероприятий и поэтапностью реализации. Стратегически важным направлением признается создание экономически свободных зон.

Рассматривая опыт Бельгии, стоит отметить, что центральным звеном выступают инвестиционные компании и региональные корпорации развития, призванные проводить мониторинг текущей ситуации, осуществлять территориальное управление, оказывать меры поддержки организациям с трудным финансовым положение, проводить промышленную политику государства, отдельной территории и т. д.

Специфика политики США заключается в адресности, преимущественном решении локальных проблем, характеризуется децентрализацией управления и сокращением роли государства в регулировании предпринимательской деятельности. Приоритетными факторами развития признаются географическое расположение, квалифицированные

кадры и инновационное развитие территорий на основе кластеров. На региональном уровне создаются специальные федерально-штатные комиссии, отвечающие за формирование прогнозов, планов, проведение различного рода исследований. Развитие инфраструктуры рассматривается одним из главенствующих фактором развития территории.

Во Франции действует политика «полюсов роста» - развитие региональных «столиц». Среди важнейших мероприятий отмечаются инвестиционные субсидии, направленные на содействие размещения промышленных предприятий за чертой города с целью недопущения перегруженности.

Региональные программы Канады отводят приоритет развитию северных территорий. Основные мероприятия государства сводятся к инвестированию капиталоемких проектов по развитию инфраструктуры регионов, формированию горнопромышленных предприятий, научным исследованиям и т. д.

В Нидерландах, являющихся лидером государственного управления, функционируют государственные компании по управлению региональным развитием, чей функционал включает деятельность по укреплению экономической структуры территории и борьбу с безработицей. Компании осуществляют поддержку предприятиям малого и среднего бизнеса через долевое участие в инновационной деятельности.

Региональная политика Швеции также реализуется посредством государственных региональных компаний, сформированных для управления развитием проблемных территорий. Помощь компаний осуществляется преимущественно через финансовую поддержку предприятий. Наряду с этим оказывается помощь по развитию производства и управления предприятиями.

В Германии плановые показатели роста задаются через План федерального содействия, в соответствии с которым регионы уже сами вырабатывают мероприятия по их достижению. Поддержка территорий обеспечивается преимущественно за счет стимулирующих мер развития предприятия в отсталом регионе.

В Великобритании важнейшие направления территориального развития закреплены на законодательном уровне. В частности, запрещается размещение предприятий на территории крупных городов и агломераций, стимулируется их создание в слаборазвитых регионах. Распространенным инструментом региональной политики Англии являются гранты. При этом речь идет об инвестиционных грантах в форме обычного субсидирования и инновационных грантах посредством внедрения передовых технологий, разработки новых способов производства и выпуска высокотехнологичной продукции.

Стабилизационная политика Шотландии включает создание благоприятных условий для формирования долгосрочных стимулов привлечения инвестиций за счет оказания мер поддержки вновь появляющимся фирмам, смягчения таможенных правил, устранения бюрократических ограничений, налоговых скидок, направления инвесторов в определенные регионы, ускоренной амортизации и т. д.

Основу политики Чехии составляют модели дифференциации территорий с использованием индикативного подхода, что способствует наиболее эффективной реализации мероприятий регионального развития.

Отметим, что органы власти США, Канады и европейских стран стали оказывать целенаправленную помощь территориям еще в двадцатые годы XX века в связи кризисом, ухудшившим положение промышленных регионов. В 50-е годы XX в. региональная политика стран с рыночной экономикой в качестве комплекса мероприятий поддержки проблемных регионов была оформлена на законодательном уровне. Затем в семидесятых годах в странах Западной Европы в рамках Европейского Союза сформировалась региональная политика на национальном уровне. Вышеизложенное подтвержда-

ет тот факт, что для зарубежных стран региональная политика - явление постоянное, что, в свою очередь, определяет развитость и разнообразие существующих инструментов и мероприятий.

Таким образом, несмотря на различие подходов к обеспечению устойчивого развития территорий, наблюдаются схожие черты. В частности, задействование инструментов бюджетно-финансовой системы при усилении стимулирующей функции, развитие инновационной деятельности, региональных инициатив и наиболее эффективного использования потенциала территории. Перенос положительной практики зарубежных стран для российских регионов возможен за счет наделения территорий большей самостоятельностью, укрепления законодательных основ по обеспечению устойчивого развития, максимальной конкретизации мер поддержки для усиления согласованности взаимодействия субъектов, увеличения инвестиций в развитие человеческого потенциала и инновационной активности, расширения экономически активных зон, разработки моделей дифференциации регионов на основе усовершенствованной индикативной системы для выработки наиболее эффективных мер.

Литература

1. Указ Президента РФ от 03.06.1996 № 803 "Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации".

2. Аскеров Н.С. Горные территории Республики Дагестан: экономический потенциал и институты развития // Устойчивое развитие горных территорий. - 2016. -Т. 8, № 4. - С. 338-347.

3. Голова И.М., Суховей А.Ф., Никулина Н.Л. Проблемы повышения инновационной устойчивости регионального развития // Экономика региона. - 2017. - Т. 13, № 1. -С. 308-318.

4. Голова И.М. Методологические проблемы обоснования региональных приоритетов инновационного развития // Экономика региона. - 2013. - № 2 (34). - С. 145-156.

5. Гребенкина С.А., Данилина М.В. Особенности региональной политики в условиях глобализации: сборник статей победителей международной научно-практической конференции «Научные достижения и открытия современной молодёжи» в 2 ч. - Ч. 1. (Пенза, 17 февраля, 2017). - Пенза, 2017. - С. 503-505.

6. Гребенкина С.А. Проблемы экономической безопасности региона // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2015. - № 12. - С. 70-74.

7. Гусев А.Б. Стратегии экономического развития регионов России: системный кризис и новое экономическое пространство //Экономика региона. - 2013. - № 4 (36). -С.220-237.

8. Лаженцев В.Н. Территориальное развитие как экономико-географическая деятельность (теория, методология, практика) // Экономика региона. - 2013. - № 1 (33). -С. 10-20.

9. Петров А. П. Закономерности формирования региональных кластерных инициатив // Экономика региона. - 2013. - № 1 (33). - С. 133-142.

10. Плисецкий Е.Л. Зарубежный и отечественный опыт государственной поддержки развития территории // Региональная экономика: теория и практика. - 2014. -№ 42 (369). - С. 32-44.

11. Плисецкий Е.Л, Черкасов И.Л. Региональная экономика: учебное пособие. -М.: КноРус, 2013. - 272 с.

12. Суховей А.Ф. Инновационная инфраструктура как инструмент развития социально-экономической системы региона // Экономика региона. - 2013. - № 2 (34). -С.120-132.

Поступила в редакцию 14 июня 2017 г.

UDC 332

DOI: 10.21779/2500-1930-2017-32-4-63-67

Management development: international practice S.A. Grebenkina

Financial University under the Government of the Russian Federation; Russia, 125993 (GSP-3), Moscow, Leningradsky av., 49; s.greb@list.ru

Increasing political and economic instability, the growing influence of destabilizing factors on the economy of the Russian regions has exacerbated existing regional problems and the situation on the whole. Russian regions are characterized by high differentiation in terms of social and economic development deepening under the influence of adverse factors. Along with this existing tools and mechanisms for regional policies prove ineffective, often do not take into account the specificity of the area due to their lack of development, lack of comprehensiveness and serious scientific and methodological base. From this point was interesting to review the practices of management of regional development in foreign countries. The article presents the international experience of region development management. It also reflects the priority instruments of influence on economic and social development of regional systems. The basic policies of foreign countries, it is possible to apply in the domestic economy.

Keywords: depressed region, sustainable development, international experience, regional policy.

Received 14 June, 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.