Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ТЕРРИТОРИИ НА ОСНОВЕ КОНЦЕПЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА'

УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ТЕРРИТОРИИ НА ОСНОВЕ КОНЦЕПЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
47
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИИ / КОНЦЕПЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА / РЕПУТАЦИИ РЕГИОНА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гараев О.Р., Белкина Е.Н., Мусостов З.Р.

Актуальность исследования обоснована необходимостью поиска путей укрепления репутации территорий, так как это обуславливает их инвестиционную привлекательность, привлекает дополнительные ресурсы, позволяя достичь необходимых показателей развития. Формирование собственной репутации региона необходимо, так как это усиливает его узнаваемость, привлекает к нему внимание, позволяет добиться улучшения инвестиционного климата, вследствие чего развивается региональная экономика. При этом несомненное и важное значение для популярности региона имеет репутация бизнес-структур, осуществляющих свою деятельность на его территории. Присутствие в регионе международной промышленной компании, имеющей сформировавшийся положительный имидж, позволяет достичь роста привлекательности региона и его репутации, создавая к нему доброжелательное отношение. Проведен теоретический и методологический анализ проблем укрепления репутации территории, для чего раскрыты сущность категории «репутация территории, систематизированы подходы к ее изучению и составляющие элементы, определено влияние репутации территории на ее конкурентное положение. В статье выявлено, что для формирования высокого регионального имиджа региона необходимо наличие и развитие всех ее элементов: эмоциональной привлекательности территории, социальной и экологической безопасности, уверенности населения региона в завтрашнем дне, качества выстраивания взаимоотношений с партнерами, репутации руководителей региона, степени инновационности и инвестиционной привлекательности и т.д. Обосновано, что репутация является комплексным инструментом по привлечению к территории внимания потребителей и инвесторов, развития партнерских отношений с представителями бизнеса, фактором эффективного продвижения региональных проектов и формирования положительного имиджа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF THE DEVELOPMENT OF THE TERRITORY BASED ON THE CONCEPT OF REGIONAL IMAGE

The relevance of the study is justified by the need to find ways to strengthen the reputation of the territories, as it determines their investment attractiveness, attracts additional resources, allowing to achieve the necessary development indicators. The formation of the region's own reputation is necessary, as it enhances its recognition, attracts attention to it, allows to improve the investment climate, resulting in the development of the regional economy. At the same time, the reputation of the business structures operating on its territory is undoubtedly and important for the popularity of the region. The presence of an international industrial company in the region, which has an established positive image, makes it possible to achieve an increase in the region's attractiveness and reputation, creating a favorable attitude towards it. Theoretical and methodological analysis of the problems of strengthening the reputation of the territory has been carried out, for which the essence of the category "territory's reputation" has been disclosed, the approaches to its study and its constituent elements have been systematized, the influence of the territory's reputation on its competitive position has been determined. The article reveals that for the formation of the regional image it is necessary to have and develop all of its elements: the emotional attractiveness of the territory, social and environmental security, the confidence of the region's population in the future, the quality of building relationships with partners, the reputation of the region's leaders, the degree of innovation and investment attractiveness, etc. It is substantiated that reputation is a comprehensive tool to attract the attention of consumers and investors to the territory, the development of partnerships with business representatives, a factor in the effective promotion of regional projects and the formation of a positive image.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ТЕРРИТОРИИ НА ОСНОВЕ КОНЦЕПЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА»

Таблица 2 - Изменение текучести кадров после внедрения предложенных мероприятий

Наименование показателя 2022 год 2023 год Абсолютное отклонение, +/- Темп роста, %

Общее количество уволенных, чел 269 244 -25 90,7

Количество принятых на работу, чел 247 261 14 105,7

Среднесписочная численность работников, чел 3832 3849 17 100,4

Коэффициент текучести кадров, % 7,0 6,3 -0,7 90,3

По данным таблицы 2 видно, что вследствие внедрения предложенных мероприятий коэффициент текучести кадров в компании в перспективе должен снизиться на 0,7 %. Рассчитав социальную эффективность можно сделать вывод, что предложенные мероприятия положительно повлияют на ООО «Газпром добыча Краснодар».

Сегодня мировая экономика отличается стремительным развитием, что вынуждает предприятия самостоятельно решать проблему обеспечения качественными человеческими ресурсами и определять приоритеты развития системы управления персоналом. Управление совершенствованием кадров в таких условиях становится важнейшим производственным фактором, влияющим на результативность работы организации. Правильно выбранный путь карьерного роста повышает удовлетворенность сотрудников как в профессиональном, так и в личном плане, и увеличивает производительность труда, что благоприятно сказывается на эффективности деятельности предприятия.

Источники:

1. Черникова В.Е. Кадровый менеджмент: текстовое электронное учебное издание. - Майкоп, 2019. С. 36-38.

2. Белова Е.О., Веселова Н.Ю. Менеджмент. - Краснодар, 2011. С. 105-110.

3. Попова Ю.Н., Белова Е.О. Различные подходы к управлению знаниями в современной компании // Новые технологии. 2013. № 3. С. 85-90.

4. Чекменева Е.В., Бженникова Д.Г. Контроллинг как инструмент эффективного управления предприятием // Актуальные вопросы экономических наук. Материалы III международной научно-практической конференции. 2020. С. 377-382.

5. Аванесян К.К., Черникова В.Е. Роль кадрового потенциала в системе инновационного потенциала организации // Современная Россия: потенциал инновационных решений и стратегические векторы развития экономики. Материалы Международной научно-практической конференции. ФГБОУ ВО «Кубанский государственный технологический университет». 2018. С. 272-276.

6. Чекменева Е.В., Степченко А.И., Решетникова Я.В. Влияние зарубежного опыта на российскую систему мотивации персонала // Структурная и технологическая трансформация России: проблемы и перспективы. От НЭПа до наших дней. (посвящена столетию НЭПа): материалы международной научно-практической конференции. Краснодар, 2021. С. 361-369.

7. Белова Е.О. Актуальные проблемы конкурентоспособности экономических систем юга России: коллективная монография /Ковалева Н.В., Алуян В.С. и др. - Краснодар, 2011. С. 82-88.

EDN: YBRGAA

О.Р. Гараев - аспирант кафедры «Менеджмент и управление персоналом», Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, Орел, Россия,

O.R. Garayev - post-graduate student of the department "Management and personnel management", Central Russian Institute of Management - branch of RANEPA, Orel, Russia;

Е.Н. Белкина - д.э.н., доцент, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, enbelkina@list.ru,

E.N. Belkina - doctor of economic sciences, associate professor, head of the department of state and municipal administration, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia;

З.Р. Мусостов - ассистент кафедры государственного и муниципального управления, Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова, Грозный, Россия, zmr@hotmail.co.uk,

Z.R. Musostov - assistant of the department of state and municipal administration, Chechen State University named after A.A. Kadyrov, Grozny, Russia.

УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ТЕРРИТОРИИ НА ОСНОВЕ КОНЦЕПЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА MANAGEMENT OF THE DEVELOPMENT OF THE TERRITORY BASED ON THE CONCEPT OF REGIONAL IMAGE

Аннотация. Актуальность исследования обоснована необходимостью поиска путей укрепления репутации территорий, так как это обуславливает их инвестиционную привлекательность, привлекает дополнительные ресурсы, позволяя достичь необходимых показателей развития. Формирование собственной репутации региона необходимо, так как это усиливает его узнаваемость, привлекает к нему внимание, позволяет добиться улучшения инвестиционного климата, вследствие чего развивается региональная экономика. При этом несомненное и важное значение для популярности региона имеет репутация бизнес-структур, осуществляющих свою деятельность на его территории. Присутствие в регионе международной промышленной компании, имеющей сформировавшийся положительный имидж, позволяет достичь роста привлекательности региона и его репутации, создавая к нему доброжелательное отношение.

Проведен теоретический и методологический анализ проблем укрепления репутации территории, для чего раскрыты сущность категории «репутация территории, систематизированы подходы к ее изучению и составляющие элементы, определено влияние репутации территории на ее конкурентное положение. В статье выявлено, что для формирования высокого регионального имиджа региона необходимо наличие и развитие всех ее элементов: эмоциональной привлекательности территории, социальной и экологической безопасности, уверенности населения региона в завтрашнем дне, качества выстраивания взаимоотношений с партнерами, репутации руководителей региона, степени инновационности и инвестиционной привлекательности и т.д. Обосновано, что репутация является комплексным инструментом по привлечению к территории внимания потребителей и инвесторов, развития партнерских отношений с представителями бизнеса, фактором эффективного продвижения региональных проектов и формирования положительного имиджа.

Abstract. The relevance of the study is justified by the need to find ways to strengthen the reputation of the territories, as it determines their investment attractiveness, attracts additional resources, allowing to achieve the necessary development indicators. The formation of the region's own reputation is necessary, as it enhances its recognition, attracts attention to it, allows to improve the investment climate, resulting in the development of the regional economy. At the same time, the reputation of the business structures

operating on its territory is undoubtedly and important for the popularity of the region. The presence of an international industrial company in the region, which has an established positive image, makes it possible to achieve an increase in the region's attractiveness and reputation, creating a favorable attitude towards it.

Theoretical and methodological analysis of the problems of strengthening the reputation of the territory has been carried out, for which the essence of the category "territory's reputation" has been disclosed, the approaches to its study and its constituent elements have been systematized, the influence of the territory's reputation on its competitive position has been determined. The article reveals that for the formation of the regional image it is necessary to have and develop all of its elements: the emotional attractiveness of the territory, social and environmental security, the confidence of the region's population in the future, the quality of building relationships with partners, the reputation of the region's leaders, the degree of innovation and investment attractiveness, etc. It is substantiated that reputation is a comprehensive tool to attract the attention of consumers and investors to the territory, the development of partnerships with business representatives, a factor in the effective promotion of regional projects and the formation of a positive image.

Ключевые слова: развитие территории, концепция регионального имиджа, репутации региона, социально-экономическое развитие.

Keywords: development of the territory, the concept of regional image, the reputation of the region, socio-economic development.

Понятие регионального имиджа входит в понятийный аппарат различных наук. Его изучают в социологии, маркетинге, политологии и т. д., что говорит о достаточном научном интересе к данной проблеме. Постепенно увеличивается количество научных и научно--популярных публикаций в данной сфере. Однако говорить о достаточной изученности данной тематики пока преждевременно.

Имидж ориентирован на ожидания, временный контекст и определенные ситуации, являясь неоднородным понятием, состоящим их большого количества различных характеристик и черт, которые образуют вместе комплексное понятие. При этом имидж территории определяется, как совокупность существующих устойчивых представлений о территории, основывающихся на ее объективных и субъективных характеристиках, а также мнениях и стереотипах, сложившихся вокруг нее.

Важной составляющей регионального имиджа является репутация территории, под которой в данном исследовании понимается понятие «репутация», которое происходит от французского «reputation» и это «создавшееся общее мнение о достоинствах и недостатках кого-либо или чего-либо». В словаре маркетинговых терминов репутация определяется как «общественное мнение о качествах, достоинствах или недостатках кого-либо, чего-либо, человека, компании или товара». При этом задача состоит в создании и поддержании благоприятного отношения к объекту при появлении неблагоприятных о нем впечатлений.

Некоторые авторы проводят комплексное изучение таких понятий как имидж, репутация, бренд, анализируя их отличия и взаимосвязь (И. С. Важенина, В. И. Беляев), другие изучают различные аспекты репутации территорий и проблемы ее формирования и влияние на жизнь населения и ведение бизнеса (А. С. Груничев, Л. А. Ельшин, А. А. Давыдова). В рамках темы также были изучены материалы, посвященные вопросам влияния крупных корпораций на социальноэкономиче-ское развитие регионов, таких авторов, как М. И. Беркович, Н. И. Антипина, М. И. Бархударов, И. В. Чистникова, И. А. Гращенков, М. М. Мейер; затронуты вопросы потенциала регионов (В. Г. Беломестнов, И. А. Васильева, А. В. Яковлева, А. Н. Николаева).

Необходимо отметить, что обобщающих трудов, подробно рассматривающих теоретические и практические аспекты формирования регионального имиджа, способы и методы создания положительной репутации региона в коммуникационном пространстве, а также повышение устойчивости репутации региона за счет коммуникационных ресурсов международной промышленной компании, осуществляющей свою деятельность на его территории, пока нет. Также недостаточно исследований, которые представляют репутацию региона как ресурс его инвестиционной, экономической, социальной привлекательности и развития в целом. В связи с чем, тема исследования является весьма актуальной.

Современные конкурентные условия вынуждают территории искать новые ресурсы для развития [3]. При этом одним из главных нематериальных ресурсов развития территории становится ее репутация, вследствие чего процесс формирования долгосрочной, устойчивой репутации занимает важное место в продвижении территории. Репутация наиболее часто трактуется как устойчивое мнение о каком-либо объекте, которое формируется в течение продолжительного времени.

В отношении территории репутация представляет собой совокупность мнений, общественную оценку ее достоинств и недостатков. Причем эта категория достаточно динамична, и, если испортить репутацию можно достаточно быстро, то сформировать ее вновь - процесс продолжительный. Отметим, что категория «репутация» в последнее время достаточно часто употребляется при характеристике территорий, однако сущностные составляющие данного понятия остаются практически не исследованными.

Для того чтобы максимально раскрыть сущность понятия «репутация территории», необходимо рассмотреть также понятие имидж территории, так как эти категории тесно взаимосвязаны и зачастую подменяют друг друга. Нужно отметить, что существует много определений категории «имидж», так как практически в каждом научном направлении, так или иначе, изучаются его особенности.

Многие ученые связывают понятие имиджа с другим научным направлением - связями с общественностью, отражающими социологический подход. В этом случае имидж - это не только вымышленный образ в сознании групп людей, но и его вещественное выражение. В русле данного подхода имидж региона должен иметь не только эмоционально окрашенные нематериальные компоненты, но еще и определенные материальные составляющие.

Зарубежные ученые (Р. Дентон, Ж. Вудвард, Б. Брюс, Д. Брустин, К. Мелдер) видят в имидже процесс создания нового массового стереотипа, отличающегося эмоциональной яркостью и повышенной устойчивостью, этот образ способен удовлетворить ожидания широких социальных слоев населения. Имидж, по мнению западных исследователей, выполняет, прежде всего, информационную функцию, сообщая своими признаками сведения, необходимые для принятия различного рода решений.

Таким образом, проведенный анализ существа вопроса позволил сделать вывод о тесной взаимосвязи репутации территории с ее имиджем, а также о взаимном влиянии этих явлений друг на друга. В идеальном варианте развития событий

имидж и репутация региона должны формироваться параллельно, так как имидж территории в большей части зависит от её репутации, то есть от оценки её преимуществ и недостатков. И этим процессом надо управлять.

Необходимо констатировать, что, если вопросы имиджа территорий поднимаются, и даже предпринимаются некоторые попытки его регулирования и развития, то репутация большинства регионов России формируется стихийно. Также не редки ситуации, когда руководство региона, осуществляя решение вопросов создания положительной репутации территории, опирается на мнение ограниченного круга лиц, либо на собственное понимание сложившейся ситуации.

Вследствие этого, мероприятия, направленные на формирование репутации региона проводятся без необходимого научного обоснования, без учета рекомендаций, полученных по результатам социально-экономического анализа, мнения общественности или результатов социологических исследований, а также бизнес-сообщества и региональных общественных организаций.

Для того чтобы выстроить эффективную работу по формированию или исправлению репутации региона, необходимо знать составляющие ее элементы.

Современные конкурентные условия диктуют регионам необходимость развития своих конкурентных преимуществ с целью привлечения потребителей [4]. При этом кроме наличия у региона ресурсов важно, какие условия созданы для проживания, ведения бизнеса, инвестирования, туризма и отдыха и т.д.

Соответственно регион, имеющий сильный ресурсный потенциал [5], и предлагающий адекватные условия для жизни и ведения бизнеса, усиливает свою позицию и улучшает социально-экономические показатели, тем самым получая возможность развиваться.

В научных трудах по данной проблематике существует такое понятие как «репутационный капитал» территории, подразумевающий ее нематериальный актив, который может определяться и оцениваться с учетом определенных факторов, уровнем социально-экономической устойчивости и развития региона под влиянием внешней и внутренней среды.

Согласно мнению А. С. Груничева, репутационный капитал региона представляет собой динамическую переменную, которая изменяется и управляется в течение времени. При этом необходимо учитывать, что большинство факторов внешней среды не поддаются управлению. Поэтому в таких условиях система организации, планирования и контроля не может носить широкомасштабный характер.

Анализ репутации территории как ее конкурентного преимущества целесообразно провести через призму ее составляющих, так как репутация региона складывается из определенных компонентов, которые привлекают внимание целевой аудиторией. Наиболее полно и конкретно эти компоненты были выделены И. С. Важениной и в дальнейшем исследовались в работах А. С. Груничева.

На рисунке 1 отражены данные компоненты с учетом исследований обоих авторов. Эмоциональная привлекательность региона - это, прежде всего, иррациональное впечатление об объекте. Привлекательный, значит, привлекающий какими-то качествами, свойствами, доставляющий удовольствие, вызывающий интерес, увлекательный. Прибавление к пониманию привлекательности региона понятия эмоциональности, говорит о некой эмпатии к нему.

эмоциональная привлекательность

> развитие производственной и социальной инфраструктуры

) инновационная активность

) инвестиционная активность

особенностирегиональнойэкономики

N качество отношений с парнерами

гл-

( 1 репутацияруководсхоа

Рисунок 1 - Компоненты репутации региона

Эмоциональная привлекательность региона основывается, с одной стороны, на иррациональном отношении, когда положительные или негативные эмоции преобладают. Однако они основываются на определенных качественных характеристиках территории.

Эмоциональное отношение к территории складывается, прежде всего, на личных впечатлениях и переживаниях, в результате посещения территории на короткий период или пребывания в течение длительного промежутка времени. Следовательно, на первый план выходят природный и культурный потенциал территории, инфраструктурная составляющая, развитость индустрии развлечения, вопросы безопасности.

Несомненно, эмоциональная составляющая привлекательности региона очень важна для его репутации.

Современная социально-экономическая политика России [6], выражающаяся через комплекс концептуальных и стратегических документов, содержит ключевые проблемы в формировании и реализации инновационного социально-ориентированного пути развития, что указывает на недостаточность усилий региональных властей, направленных на улучшение условий социально-экономического развития региона. Соответственно, условия жизни в регионе прямо пропорционально влияют на окраску его репутации - от положительной до отрицательной [7].

Основными, используемыми при оценке социально-экономического положения региона, являются показатели, представленные на рисунке 2.

Рисунок 2 - Основные показатели, используемые при оценке социально-экономического положения региона

Важной характеристикой, которая влияет на репутацию территории, является ее социальная ответственность, которая подразумевает, что при принятии управленческих решений учитываются не только интересы индивидов, организаций или властных структур, которыми эти решения принимаются, но и интересы, ценности, цели широких социальных групп и населения региона в целом [2].

Фактически социально ответственным развитием региона можно назвать такую его реализацию, при котором качество жизни населения растет по отношению к комплексу имеющихся ресурсов. При этом качество жизни также является интегральным понятием и его точное определение нуждается в объективных фактах, оценке динамики этих фактов и корректной процедуры исчисления.

Так, уровень экономического развития является очень важным показателем, но его необходимо рассматривать с поправкой на соблюдение принципов социальной ответственности, сформулированных в стандарте ISO 26000:2010 «Руководство по социальной ответственности», который содержит руководство о том, как бизнесу и организациям нужно повышать свой уровень социальной ответственности, т.е. делать вести свою деятельность более корректно и прозрачно, что будет способствовать повышению благосостояния региона и росту его положительной репутации [1].

Отметим, что понятие и принципы социальной ответственности не так давно начали входить в сферу приоритетов хозяйствующих субъектов. Эффективное развитие региона характеризует наличие комплекса отраслей, которые обеспечивают внешние условия непосредственных процессов производства. Производственная инфраструктура включает все отрасли хозяйства региона.

Развитость социальной инфраструктуры, в свою очередь, обеспечивает удовлетворенность социально -бытовых и культурных потребностей населения. Составляющими социальной инфраструктуры являются предприятия общественного питания, медицинские учреждения, детские дошкольные учреждения, различные учебные учреждения, жилищно-коммунальное хозяйство, организации отдыха, физкультуры и спорта, культуры и т.д. Их совокупность и достаточность позволяют повысить качество жизни жителей региона, что положительно отражается на его репутации

Инновационная активность региона включает в себя все мероприятия, которые направлены на создание, приобретение, внедрение и распространение усовершенствованных и новых видов продукции, технологий, сырья и материалов, а также методов организации производства и управления [8].

Влияние инвестиционной привлекательности региона на его репутацию складывается из ее основных характеристик. Говоря о содержательной стороне инвестиционной привлекательности, необходимо отметить, что ее составляют: инвестиционный потенциал, инвестиционные риски, инвестиционная активность региона (рисунок 3).

Рисунок 3 - Факторы инвестиционной привлекательности региона

Важным условием формирования репутации региона является качество отношений с партнерами, что подразумевает как внешние, так и внутренние связи. Наиболее ценным показателем выступает умение выполнять свои обязательства, особенно в нестабильных внешних условиях. Качественные отношения с партнерами определяют региональный бизнес-климат.

Руководство регионов должно обеспечить возможность предпринимателям вести эффективную деятельность на их территории, по мере необходимости оказывая помощь и облегчая условия ведения бизнеса. Например, осуществляя поддержку малого и среднего бизнеса, оказывая субсидиарную, консультационную и другую помощь.

Репутация руководства региона, и, прежде всего, его главы, является собирательным образом, который характеризуется следующими чертами:

- двусторонним характером коммуникации «политический лидер - массы»;

- взаимосвязью между репутацией руководства региона и его имиджем, то есть образ не должен быть оторван от конкретного субъекта;

- пассивно-активной сущностью политической репутации, другими словами, репутация будет формироваться в любом случае, даже если руководитель региона не будет прилагать никаких к этому усилий;

- репутация определяет восприятие имиджа руководителя;

- связью репутации и психологических составляющих: мифов и легенд о руководителе. Отметим, что в России ежегодно формируется рейтинг эффективности губернаторов и глав субъектов РФ, на основании которых можно судить о репутации того или иного руководителя региона.

Таким образом, репутация региона является одним из важнейших инструментов привлечения к территории внимания потребителей и инвесторов, развития партнерских отношений с представителями бизнеса, фактором эффективного продвижения региональных проектов. Взаимное влияние всех перечисленных элементов репутации региона может быть, как положительным, так и отрицательным в зависимости от протекающих в регионе процессов и их регулирования. Олицетворяя собой комплекс возможностей для реализации существенных интересов членов различных групп целевой аудитории, репутация региона становится гарантией эффективного использования его конкурентных преимуществ для жизни, бизнеса, капиталовложений, отдыха, учебы и т.д.

В современных условиях территории вынуждены конкурировать между собой, решая вопросы развития имиджа с целью привлечения крупных производителей, инвесторов как субъектов укрепления своей репутации.

Анализ составляющих элементов репутации региона, показал, что их наличие важно для ее формирования и, в целом, данные критерии могут использоваться в качестве основы для оценки репутации территории. Необходимо, однако, отметить, что такой компонент как эмоциональная привлекательность территории, выделенный Важениной, весьма сложно оценить и особенно управлять, так как он формируется, скорее, стихийно.

Успех любого продвижения территории зависит от того, насколько вовлечены стейкхолдеры в стратегические процессы. Основными причинами этого выступают следующие факторы:

- рост количества подтверждений эффективности продвижения территорий при условии максимальной вовлеченности широкого круга участников местного уровня и наоборот, отсутствие успеха у инициатив, не подкрепленных поддержкой местных сторон влияния;

- вовлеченность в процессы продвижения территории как можно большего количества субъектов влияния позволяет принять это продвижение как важную область территориального развития и управления.

Фактически можно говорить о том, что субъекты продвижения территории выступают и субъектами укрепления ее репутации. На укрепление репутации региона влияет много факторов, одним из которых является эффективное использование региональных ресурсов. Это позволяет достичь хороших социально-экономических показателей развития региона, повышения качества жизни населения, поэтому важно выявлять, формировать и развивать идеи активного привлечения инвестиционных и инновационных возможностей.

В целом, репутация региона, как и его потенциал, основывается на тех возможностях и ресурсах, которые он может предоставить с точки зрения потребителя. Однако говоря о репутации, имеются в виду не потенциальные, а реальные предлагаемые обществу региональные возможности и ресурсы, направленные на реализацию интересов потребителей. Рост репутации региона предполагает обязательное наличие реализуемого на практике достаточного уровня удовлетворения потребностей всех целевых аудиторий потребителей региона, что достигается при помощи реализации на его территории эффективной социально-экономической политики.

Считаем, что для создания благоприятной репутации территории очень важно понимание, что одной из главных движущих сил этого процесса являются ее жители - носители идентичности и имиджа территории, основные ее потребители и продвигающая сила. Поэтому важно формирование у населения чувства гордости за свой регион, для чего должны создаваться условия жизни, отвечающие потребностям людей. Чем выше будет уровень жизни населения, тем лучше будет и его репутация. Поэтому при формировании репутации территории, обязательно должен иметь место рост уровня жизни ее населения, который взаимосвязан со всеми процессами (экономическими, политическими, социальными, технологическими, инновационными и т.д.), протекающими в ее пределах.

Источники:

1. Avdeeva I. The concept of preventive cybersecurity management of the iot device market in the digital economy / Avdeeva I., Golovina T., Sulima E., Suhanov D., Tihanov E., Guzhina G. // В сборнике: ACM International Conference Proceeding Series. 4. Сер. "Proceedings of the 4th International Scientific and Practical Conference "Digital Economy and Finances", DEFIN 2021" 2021. С. 3490859.

2. Sakharova S. The public administration of the socio-economic development of the arctic zone based on a stakeholder approach / Sakharova S., Avdeeva I., Golovina T., Parakhina L. // В сборнике: IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. Сер. "Scientific and Technical Findings of the Arctic Exploration 2020: Present and Future" 2021. С. 012035.

3. Авдеева И.Л. Методология стратегического управления изменениями в контексте современных вызовов и возможностей экономики / И.Л. Авдеева // Среднерусский вестник общественных наук. 2022. Т. 17. № 1. С. 186-200.

4. Авдеева И.Л. Организационно-управленческие аспекты формирования интегрированных структур / Авдеева И.Л. // В сборнике: Современные тенденции развития менеджмента и государственного управления. Материалы всероссийской очной научно-практической конференции. Под редакцией Т.А. Головиной. 2020. С. 10-13.

5. Аганбегян А.Г. Главная задача - возобновить устойчивый социально-экономический рост (интервью) / Аганбегян А.Г. // Среднерусский вестник общественных наук. 2021. Т. 16. N°2. С. 17-31.

6. Головина Т.А. Публичное управление социально-экономическим развитием арктической зоны на принципах государственно-частного и муниципально-частного партнерства / Т.А. Головина, С.М. Сахарова // Среднерусский вестник общественных наук. 2021. Т. 16. № 2. С. 95-111.

7. Парахина Л.В. Государственная инвестиционная политика в целях обеспечения устойчивости экономического роста / Л.В. Парахи-на // В сборнике: Новая экономика: институты, инструменты, тренды. Материалы международной научно-практической конференции. 2017. С. 188-192.

8. Полянин А.В. Механизм управления инновационной деятельностью наукоемких предприятий / А.В. Полянин, Т.А. Головина, В.А. Полищученко // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2021. N° 3 (66). С. 22-27.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Адаменко А.А. К вопросу о приоритетных направлениях совершенствования региональной экономической политики / А.А. Ада-менко, Д.Ш. Мусостова, М.В. Маничкина // Естественно-гуманитарные исследования. - 2021. - № 37(5). - С. 10-14.

10. Вагин С.Г. Концептуальные пути формирования стратегии развития региональной экономики / С.Г. Вагин // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2013. - № 12(110). - С. 24-27.

11. Еремина, И. А. Проблемы внедрения комплексного публичного проекта развития территории региональными органами управления в условиях неопределенности / И. А. Еремина, Х. М. Мусаева // Деловой вестник предпринимателя. - 2022. - № 9(3). - С. 52-61.

EDN: VSWEOY

И.Н. Горбова - к.э.н, доцент кафедры менеджмента и управления персоналом, Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, Орел, Россия, igorbova.ru@gmail.com,

I.N. Gorbova - candidate of economics, associate professor of the department of management and personnel management, Central Russian institute of management - branch of RANEP, Orel, Russia;

Д.А. Новиков - аспирант кафедры менеджмента и управления персоналом, Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, Орел, Россия, d.novikovmoscow@mail.ru,

D.A. Novikov - postgraduate student of the department of management and personnel management, Central Russian Institute of Management, branch of RANEPA, Orel, Russia;

Н.В. Захаркина - к.э.н, доцент кафедры менеджмента и управления персоналом, Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, Орел, Россия, natashazaharkina@mail.ru,

N.V. Zakharkina - candidate of economics, associate professor of the department of management and personnel management, Central Russian institute of management - branch of RANEP, Orel, Russia.

УПРАВЛЕНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ КАК ИНСТРУМЕНТ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY MANAGEMENT AS A TOOL FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE ENTERPRISE

Аннотация. Современные компании осуществляют свою деятельность в определенной социальной, экономической и политико-культурной среде, поэтому руководство этих компаний должно рассматривать необходимый элемент в управлении такой как корпоративная социальная ответственность (КСО). Стабильность в обществе выступает основным условием эффективного и стабильного функционирования бизнеса. Вследствие этого, представителям бизнеса необходимо координировать собственные интересы с интересами общества путем реализации перед ними корпоративной социальной ответственности, а для этого необходимо включать в свои долгосрочные интересы мероприятия по улучшению социальной среды. В статье рассмотрены тенденции и основные направления развития КСО, отношения и ожидания общественности к компаниям, приведены примеры российских компаний. Сделан вывод о том, что для организаций важно принимать участие и становиться социально ответственными компаниями, вносить вклад в улучшение и служить примером для других компаний. Внедрение культуры КСО имеет множество преимуществ как внутри, так и за ее пределами: улучшает деловую репутацию и обеспечивает дифференцированную стоимость; повышает лояльность клиентов и увеличивает возможность привлечения новых; формирует лояльность среди работников и способствует чувству принадлежности к предприятию.

Abstract. Modern companies operate in a certain social, economic and political-cultural environment, so the management of these companies should consider a necessary element in the management such as corporate social responsibility (CSR). Stability in society is the main condition for the effective and stable functioning of business. As a consequence, representatives of business need to coordinate their own interests with the interests of society through the implementation of corporate social responsibility, and for this it is necessary to include measures to improve the social environment in their long-term interests. The article deals with trends and main directions of CSR development, public attitudes and expectations towards companies, and gives examples of Russian companies. It is concluded that it is important for organizations to participate and become socially responsible companies, contribute to improvement and set an example for other companies. Implementing a CSR culture has many benefits both internally and externally: it improves business reputation and provides differentiated value; it increases customer loyalty and increases the ability to attract new customers; it builds loyalty among employees and promotes a sense of belonging to the company.

Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность, управление, предприятие, устойчивое развитие. Keywords: corporate social responsibility, management, enterprise, sustainable development.

Современное состояние жизни и экономики характеризуется существенным взаимодействием всех сфер жизни общества. В настоящее время устойчивое развитие экономики ориентируется на цели благополучия общества с активным участием корпораций и компаний в решении глобальных проблем. На современном этапе мы наблюдаем постоянное взаимодействие и взаимопроникновение политики и экономики в жизнь общества. Однако, не всегда деятельность в политической и экономической сфере направлена на повышение эффективности жизнедеятельности населения. Тем не менее, конечной целью всех усилий должно быть улучшение уровня и качества жизни людей.

Условия развития современной экономики, характеризующейся необходимостью активизации внедрения принципов корпоративной социальной ответственности (далее - КСО) в жизнь общества, обусловлены тем, что Россия стала участницей политических, экономических, социальных интеграционных процессов. В последнее время в обеспечении конкурентоспособности и достижения высокой производительности и прибыльности бизнеса крупные и малые предприятия проявляют особый интерес к корпоративной социальной ответственности [7].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.