EDN: MDZJFW
Г.Е. Глебов - аспирант, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Владимирский филиал, Владимир, Россия, [email protected],
G.E. Glebov - Postgraduate Student, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Vladimir Branch, Vladimir, Russia;
Ю.Н. Лапыгин - д.э.н., профессор кафедры менеджмента, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Владимирский филиал, Владимир, Россия, [email protected],
Yu.N. Lapygin - doctor of economics, professor, Department of Management, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Vladimir Branch, Vladimir, Russia.
УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ СЕТИ АСПИРАНТУР ФИЛИАЛОВ ВУЗА НА БАЗЕ ЭКОСИСТЕМНОГО ПОДХОДА MANAGEMENT OF THE DEVELOPMENT OF A NETWORK OF POSTGRADUATE COURSES OF UNIVERSITY BRANCHES BASED ON AN ECOSYSTEM APPROACH
Аннотация. Реформирование системы подготовки научно-педагогических кадров требует определения новых моделей развития. В статье представлены результаты исследования проблем развития сети аспирантур филиалов вуза. Низкая результативность в части защит диссертаций, свидетельствует о накопившихся проблемах в деятельности аспирантур. Методическую основу исследования составили системный подход и социологические методы сбора и обработки первичной информации, метод парных сравнений и построения графов, метод экспертных опросов стейкхолдеров, методы построения морфологических матриц и иерархии целей. Выделены проблемы, которые нашли свое отражение в опросных листах стейкхолдеров. Определены наиболее значимые решения, направленные на развитие, а также построены морфологические матрицы, в которых нашли отражение цели развития сети аспирантур. Причем структурированы цели как начального, так и последующего этапов развития аспирантуры, что обеспечило построение интегрального дерева целей и определение основных направлений развития. Сформулирована функциональная стратегия развития сети аспирантур филиалов вуза и принципы формирования образовательной экосистемы аспирантуры вуза. Результаты экспертных оценок стейкхолдеров позволяют выйти на стратегические перспективы развития, направленные на построение образовательной экосистемы сети аспирантур филиалов вуза, что в перспективе повысит результативность подготовки научно-педагогических работников, а параллельно с этим позволит выработать новые решения актуальных задач власти и бизнеса в тех регионах, в которых разнообразные участники формируемой экосистемы, сотрудничая, обеспечат коэволюцию и вуза, и регионов, и страны в целом.
Absrtract. Reforming the system of training scientific and pedagogical personnel requires the identification of new development models. The article presents the results of a study of the problems of developing a network of graduate schools of university branches. Low performance in terms of dissertation defenses indicates accumulated problems in the activities of graduate schools. The methodological basis of the study was a systematic approach and sociological methods of collecting and processing primary information, the method of paired comparisons and construction of graphs, the method of expert surveys of stakeholders, methods of constructing morphological matrices and hierarchies of goals. Problems that are reflected in stakeholder questionnaires are highlighted. The most significant decisions aimed at development were identified, and morphological matrices were constructed, which reflected the goals of the development of the network of postgraduate schools. Moreover, the goals of both the initial and subsequent stages of graduate school development were structured, which ensured the construction of an integral tree of goals and the determination of the main directions of development. A functional strategy for the development of a network of postgraduate schools of university branches and principles for the formation of an educational ecosystem for postgraduate studies at a university are formulated. The results of expert assessments of stakeholders allow us to reach strategic development prospects aimed at building an educational ecosystem for a network of postgraduate schools of university branches, which in the future will increase the effectiveness of the training of scientific and pedagogical workers, and at the same time will allow us to develop new solutions to pressing problems of government and business in those regions in which in which the various participants in the emerging ecosystem, collaborating, will ensure the co-evolution of the university, the regions, and the country as a whole.
Ключевые слова: дерево целей, стратегия, экосистема, аспирантура, экспертные оценки, морфологическая матрица.
Keywords: goal tree, strategy, ecosystem, graduate school, expert assessments, morphological matrix.
Введение
Ориентация на повышение результативности аспирантуры [Приказ Минобрнауки России от 20 октября 2021 г. № 951 «Об утверждении федеральных государственных требований к структуре программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), условиям их реализации, срокам освоения этих программ с учётом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий аспирантов (адъюнктов)» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_401141/ (дата обращения: 18.10.2023)] высших учебных заведений (вузов) предусматривает рост эффективности всех процедур обучения, начиная от отбора абитуриентов и заканчивая защитой диссертационных работ выпускников аспирантуры. В этой связи ранее проведенные исследования с участием заинтересованных сторон (стейкхолдеров) путем опроса абитуриентов, аспирантов, выпускников аспирантуры и научных руководителей из числа аспирантур филиалов Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС) [21] позволяют, обработав информацию, продолжить исследование, подвергнув экспертной оценке варианты решений с помощью тех же категорий стейкхолдеров.
В основу сформированных решений положены подходы, предложенные ранее [1; 2] в части построения образовательной экосистемы аспирантуры с ориентацией на решение тех проблем, которые накопились в системе аспирантур филиалов РАНХиГС, с учетом потенциала системы аспирантур и тех возможностей, которые предоставляет внешняя среды при одновременном внимании к неблагоприятным ее факторам [3].
Представляют исследовательский интерес процедуры перехода от совокупности оцененных решений к целям развития аспирантуры с последующим их структурирование и построением иерархии целей, определяющей направленность развития аспирантуры и саму формулировку такой функциональной стратегии [4] вуза как ориентации на стратегические перспективы развития аспирантуры.
Чтобы провести ранжирование решений, направленных на повышение результативности аспирантуры совокупности филиалов вуза, построены макеты опросных, в которых респондентам предложено оценить каждое из решений по шкале от нуля до пяти. Сами оцениваемые решения распределены по опросным листам респондентов из расчета близости решений к конкретной группе респондентов. Причем вторые части (вторая
страница) опросных листов всех респондентов содержат одни и те же решения для оценивания, что позволяет увидеть их важность с разных точек зрения указанных групп стейкхолдеров.
В исследовании предполагалось, что в выборку опрашиваемых войдут все категории стейкхолдеров 12 аспирантур филиалов РАНХиГС: информационно-аналитическим отделом Управления аспирантуры и докторантуры РАНХиГС в режиме целевого запроса были направлены опросные листы указанных потенциальных респондентов в адрес аспирантур филиалов, которыми опросные листы были доведены до сведения аспирантов и научных руководителей всей сети вуза. Фактически же в опросе приняли участие респонденты 8 филиалов [Владимирский филиал РАНХиГС, Волгоградский РАНХиГС, Дальневосточный институт, Нижегородский институт, Орловский филиал РАНХиГС, Северо-Кавказский институт, Сибирский институт, Уральский институт].
Таким образов, окончательно выборка формировалась на уровне аспирантур филиалов вуза и составила 99 человек, в числе которых оказалось 61 аспирант, 36 научных руководителей, что позволяет судить о репрезентативности опроса.
Показатели учащихся в аспирантуре приведены в таблице 1, из которой следует, что среди опрошенных аспирантов 75 % составляют мужчины, что изначально положительно, поскольку доля мужчин в мировой практике преобладает в числе преподавателей [5]. Однако мотивом к поступлению в аспирантуру может выступать и стремление абитуриентов получить освобождение от призыва в армию.
Таблица 1 - Структура выборки аспирантов
Наименование показателя Количество аспирантов (всего 61 человек)
Пол Мужчин 46 (75 %) Женщин 15
Возраст, лет 23-30 32 (52 %) более 30 29
Семейное положение Семейные 18 (30 %) Холостые 43
Количество аспирантов по профилю аспирантуры, чел. Профильное (экономическое) 42 (69 %) Непрофильное 19
Стаж работы по профессии, чел. 0-3 года 18 (30 %) Более 3 лет 43
Место жительства По месту аспирантуры 49 (80 %) Иногородние 12
По возрастному составу аспирантов наблюдается примерное равенство между молодыми людьми в возрасте 23-30 лет и более старшими по возрасту аспирантами, причем 70 % аспирантов имеют после обучения в вузе стаж практической деятельности в реальном секторе экономики от 3 до 15 лет. Более двух третей аспирантов не обременено семейными отношениями, что придает им преимущество в части выделения необходимого времени на выполнение диссертационного исследования. Профильное образование имеется примерно у 70 % аспирантов, а среди остальных преобладают аспиранты с юридическим образованием (10 %), есть также аспиранты с инженерным образованием и образованием в области информационных технологий. Среди иногородних аспирантов преобладают москвичи (15 %), что, вероятно, обусловлено более низкой платой на периферии за обучение в аспирантуре, чем в столице.
Характеристики выборки по научным руководителям приведены в таблице 2, из которой следует, что среди научных руководителей незначительно преобладают доктора наук (по 53 %) по сравнению с кандидатами наук, как и доля руководителей в возрасте до 50 лет и доля научных руководителей старше 50 лет, что создает условие для преемственности научных школ и плавной смены поколений наставников.
Таблица 2 - Структура выборки опроса нау чных руководителей
Наименование показателя Количество научных руководителей - 36 человек
Ученая степень Кандидат наук 17 (47 %) Доктор наук 19
Ученое звание Доцент 25 (70 %) Профессор 11
Пол Мужчин 15 (42 %) Женщин 21
Возраст, лет 30-50 17 (47 %) более 50 19
Публикации за последние 3 года (в среднем 20 на одного руководителя) До 6 2 Более 6 34
Количество научных руководителей с индексом Хирша (в среднем 9,2) 5 и менее 10 (28 %) Более 5 26
Количество научных руководителей, выполняющих НИР за последние 3 года (в среднем 2,4) Ни одной НИР 12 (33 %) Более 1 24
Количество аспирантов одновременно у одного руководителя (в среднем 3) До 3 23 (64 %) Более 3 13
Количество аспирантов, прошедших предзащиту за 3 последних года Ни одного 23 (64 %) Более 1 13
Количество руководителей, под руководством которых аспиранты защитили диссертации в совете за 3 последних года (всего 7 аспирантов) Ни одного 32 (89) Более 1 4
Количество ответов руководителей на запросы аспирантов в месяц Менее 1 - 22 (61 %) Более 1 14
Доля доцентов составляет 70 % при доле профессоров в 30 %, что, с одной стороны, может побуждать доцентов активнее взаимодействовать с аспирантами, продвигая их к защите диссертации, для получения аттестата профессор, но с другой стороны, может снижать уровень квалифицированной помощи аспирантам по причине более высокой компетенции профессоров по сравнению с доцентами.
Женщин среди наставников аспирантов на 16 % больше, чем мужчин, что в целом отражает пропорции в гендерном составе вузов.
Что касается публикационной активности, то она в целом высока (20 публикаций на одного научного руководителя в среднем за последние три года), что является хорошим показателем в части консультирования аспирантов по вопросам подготовки результатов исследований и их опубликования в научной литературе. Причем в среднем индекс Хирша находится на уровне более 9 и свидетельствует о публикациях научных руководителей в журналах с высоким рейтингом, что также позволяет говорить о высоком потенциале научных руководителей, обеспечивающем помощь аспирантам в части публикации статей в журналах из перечня, рекомендованных ВАК РФ. Более 60 % научных руководителей общаются со своими подопечными аспирантами не реже 1 раза в месяц, а оставшиеся (40 %) - 2 и более раз в месяц.
Достаточно высоки показатели проведения научными руководителями научно-исследовательских работ за последние три года (в среднем - 2,4 НИР на одного научного руководителя), что позволяет привлекать аспирантов к выполнению поисковых работ, связанных с темой диссертационного исследования (и сами указанные темы формировать в предметной области НИР).
В среднем на одного научного руководителя приходится 3 аспиранта, что вполне приемлемо, однако только четыре научных руководителя из всей совокупности отметили факт того, что их аспиранты прошли защиты своих работ в диссертационном совете, получив диплом кандидата наук, что составляет 11 % от числа всех научных руководителей. В тоже время, 64% выпускников аспирантуры успешно проходят предзащиту на профильной кафедре, что вероятно, отражает ориентацию на положения Федерального государственного образовательного стандарта [Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.06.01. Экономика (уровень подготовки кадров высшей квалификации). Приказ от 30 июля 2014 г. № 898 Министерства образования и науки Российской Федерации. - URL: https://base.garant.ru/70730 786/ (дата обращения: 11.04.2023)], позволявшего аспиранту при этом получить диплом «Преподавателя-Исследователя».
Методы
Определение направлений повышения результативности аспирантуры связано с ориентацией вуза на достижение комплекса целей. Формулирование целей в теории принятия решений следует за постановкой задачи (проблемы) [6] и выполняется различными методами [7], направленными на активизацию творческого мышления разработчиков, групповая работа которых позволяет сформулировать более сильные решения.
В настоящем исследовании группы стейкхолдеров были распределены в сети Интернет, а их экспертные оценки рассматриваемых вариантов решений использованы при определении области значимых решений (области Парето), на базе которых построены морфологические матрицы перехода от стратегически значимых решений к соответствующим целям.
Методы перехода от оцениваемых экспертами решений к построению иерархии целей, ориентированных на формирование образовательной экосистемы аспирантуры филиалов вуза, с одной стороны, требуют построения соответствующих морфологических матриц, а с другой стороны, за таким построением должно последовать построение интегрального дерева целей, где будут согласованы цели начального и последующего этапов развития аспирантуры, что обеспечит преемственность целей развития аспирантуры по этапам.
В этом процессе наряду с социологическими методами опроса экспертов [8] и построения морфологических матриц [9] использованы методы парных сравнений и построения причинно-следственных связей [10], позволяющих не только структурировать и выделять наиболее значимые проблемы, но и упорядочивать связи между целями, полученными в результате наполнения содержанием морфологических матриц типа «решения-цели» [11].
Методы построения графов как при структурировании проблем и поиске корневой проблемы, так и при построении иерархии целей (метод дерева целей) [9] обеспечили определение стратегически значимых направлений развития аспирантуры сети филиалов вуза.
С помощью методов парных сравнений построены и дерево целей, ориентированных на перспективу, исходя из результатов построения матриц решений, ориентированных на результаты анализа факторов внешней и внутренней среды, и дерево целей, ориентированных на перспективу в части построения образовательной экосистемы сети аспирантур филиалов вуза.
Метод выделения ключевых слов, из которых сформированы слоганы, отражающие содержание задач, входящих в блоки целей, обеспечил формулирование и название блоков целей, и самой функциональной стратегии развития сети аспирантур филиалов вуза.
Согласование содержания указанных выше иерархий целей методами структурирования формулировок позволило построить интегральное дерево целей, что обеспечило преемственность целей на начальном и последующем этапах развития сети аспирантур филиалов вуза. Дальнейшее формулирование видения и миссии [12] формируемой экосистемы также может базироваться на методах активизации и абстрагирования мышления стейкхолдеров.
Результаты и обсуждение
Наряду с оценками содержания позиций опросных листов научными руководителями, сформулированы проблемы, накопившиеся в руководстве аспирантами. Граф проблем, сгруппированных в 5 блоков приведен на рисунке 1, из которого следует, что доминирует проблемная область, связанная с отсутствием стимулов в повышении эффективности научного руководства аспирантами, что мешает росту числа защит.
Содержание отмеченного корневого блока проблем, представленного на рисунке 2 в форме графа, позволяет выделить наиболее значимые проблемы, среди которых:
1) затраты времени научного руководителя на работу с активным аспирантом не соответствуют установленным нормам времени;
2) низкая отдача от успешной защиты аспиранта для научного руководителя не стимулирует его активность.
Следует заметить, решения подобных проблем представлены для оценки в опросном листе, что свидетельствует об актуальности предложенных для оценки решений, а их оценки стейкхолдерами получили высокие значения. Среди возможностей в части повышения результативности аспирантуры научными руководителями названы позиции, которые также представлены в опросных листах, предложенных стейкхолдерам для их оценки.
Рисунок 1 - Граф блоков проблем, сформулированных научными руководителями
Рисунок 2 - Граф проблем корневого блока
Средневзвешенные оценки, данные аспирантами, свидетельствуют о том, что наивысшую оценку получило решение, направленное на стимулирование аспирантов в части их участия в грантовых конкурсах совместно с научными руководителями. Не получило особой поддержки решение производить преимущественно отбор в аспирантуру лиц, выполнивших обзор научной литературы с обоснованием идеи предстоящего диссертационного исследования, видимо, по причине отсутствия такого требования в нормативных документах о приеме в аспирантуру. Решение о создании клуба аспирантов также не получило особой поддержки, что подтверждается одной из реплик в опросных листах о том, что такое решение должно реализовываться по инициативе самих аспирантов (снизу).
По остальным решениям построена таблица 3, содержание которой демонстрирует переход от значимых решений к целям в поиске ответом на вопрос: «если решение будет реализовано, то какая цель будет достигнута?».
Таблица 3 - Переход к значимым целям с позиций оценок аспирантов
Формулировки приоритетных решений Формулировки целей
Стимулировать участие в грантовых конкурсах аспирантов с их научными руководителями Вовлечь аспирантов в актуальное исследование, результаты которого поощряются
При создании образовательной экосистемы аспирантуры РАНХиГС предусмотреть размещение в сети онлайн курсов по самообучению аспирантов Обеспечить гибкое во времени самообучение аспирантов
Организовывать круглые столы для аспирантов и их научных руководителей по проблемам бизнеса и органов власти Перевести практические занятия в аспирантуре в плоскость деловых игр, активизирующих мышление аспирантов
С участием аспирантов всей сети аспирантур РАНХиГС в короткие сроки публиковать коллективные монографии на базе идей аспирантов Стимулировать аспирантов к коллективной работе по проведению исследования с последующей быстрой публикацией результатов
Стимулировать аспирантов к саморазвитию в процессе прохождения педагогической практики Развивать навыки эмоционального интеллекта аспирантов
Формулирование темы исследования в рамках программы подготовки ориентировать на потенциальный рынок труда аспиранта Повысить компетенции аспиранта на выбранном рынке труда
Предлагать непрошедшим промежуточную ежегодную аттестацию аспирантам брать академический отпуск для самообразования Повысить компетенции аспиранта в части его самоорганизации в процессе исследования
Аспирантам образовательной экосистемы аспирантуры РАНХиГС разрешить формировать траекторию своего обучения самостоятельно Удовлетворить потребности аспирантов в приобретении компетенций, необходимых для выполнения исследований
Среди оценок научных руководителей с большим отрывом просматривается решение о формировании базы данных научных руководителей для включения их в состав разовых диссертационных советов РАНХиГС, кото-
рому предоставлено право самостоятельно принимать решения о присуждении ученой степени соискателям. Большое количество решений, получивших совокупные оценки меньше трех, можно не рассматривать на этом этапе исследования, а для остальных - сформулировать соответствующие цели, представленные в таблице 4.
Таблица 4 - Значимые цели с позиций оценок научных руководителей
Формулировки приоритетных решений Формулировки целей
Формировать базу данных научных руководителей для включения их в состав разовых диссертационных советов РАНХиГС Стимулировать научных руководителей к выводу аспирантов на защиту
На этапе сопровождения аспиранта после предзащиты назначать ему научного руководителя с оплатой его трудозатрат Стимулировать научных руководителей к выводу аспирантов на защиту
Выдвигать лучших научных руководителей на присвоение звания заслуженного работника высшей школы РФ Повысить статус научного руководителя
Стимулировать научных руководителей магистерских диссертаций в части производства задела для исследования в аспирантуре Обеспечить набор в аспирантуру потенциально подготовленных к успешной защите абитуриентов
Стимулировать научных руководителей аспирантов на формирование комплексных исследований силами нескольких аспирантов Активизировать групповую работу аспирантов и научных руководителей
На базе сетевого взаимодействия экосистемы РАНХиГС обеспечить обмен лучшими практиками деятельности научных руководителей Тиражировать методы подготовки аспирантов, обеспечивающие их успешную защиту
Ежегодно проводить научно-практическую онлайн конференцию по обмену опытом подготовки аспирантов в системе РАНХиГС Намечать варианты решения накопившихся проблем подготовки научно-педагогических кадров
Под идеи аспирантов формировать проектные команды из числа практиков, аспирантов и научных руководителей, магистрантов Решать актуальные прикладные задачи, вовлекая в исследование разномыслящих участников для реализации эффекта синергии
Общие решения организационного плана в развитии аспирантуры, оценку которым дали все вышеназванные стейкхолдеры, демонстрируют тот факт, что оценки выше трех получили 9 вариантов решений, на базе которых построена таблица 5, отражающая целевую направленность совершенствования программы обучения аспирантов.
Таблица 5 - Целевая ориентация корректировки программы обучения аспирантов.
Формулировки приоритетных решений Формулировки целей
Создать банк данных образовательных программ аспирантур филиалов РАНХиГС для выбора аспирантами необходимых им дисциплин, размещенных в сети Ориентировать обучение на потребности аспиранта
Включать в образовательный процесс по выбору аспирантов проблемные кейсы с участием потенциальных работодателей Вовлечь аспирантов в решение актуальных прикладных задач
Видеозапись образцовых защит диссертаций включать в образовательный процесс программы обучения в аспирантуре Скорректировать исследование аспирантов на специфику защиты диссертаций
В сети экосистемы разместить электронные версии содержания всех дисциплин, читаемых в аспирантурах филиалов РАНХиГС, для выбора аспирантами Удовлетворить потребность аспирантов в недостающих им компетенциях для выполнения исследований
Дисциплины программы обучения в аспирантуре, не относящиеся к экзаменам кандидатского минимума, отнести в разряд факультативных Оставить больше ресурсов времени для выполнения аспирантами диссертационного исследования
Предложить аспирантам факультативно осваивать дисциплины, читаемые в экосистеме аспирантуры филиалов РАНХиГС, в соответствии ориентацией на карьерный рост Реализовать потребности аспиранта в компетенциях, необходимых для его карьерного роста
Разрешить аспиранту формировать программу своего обучения, исходя из дисциплин, читаемых дистанционно в сети экосистемы аспирантуры филиалов РАНХиГС Создать условия обучения аспиранта, обеспечивающие реализацию его потребностей
В планы подготовки магистрантов включать факультативные дисциплины, формирующие навыки саморазвития и самообучения Помочь аспиранту приобрести компетенции по самостоятельной организации процесса исследования
Подготовить в электронном виде факультативный курс для самостоятельного обучения аспирантов по всем дисциплинам Создать возможность дистанционного обучения в аспирантуре по графику, выбранному самим аспирантом
Полученная совокупность целей, направленных на повышение результативности аспирантуры, может быть упорядочена методом парных сравнений и представлена в виде 6 целевых блоков. А название указанных блоков целей получены методом выделения ключевых слов из каждой формулировки целей, входящих в блок, с последующим построением слогана, который и отражает целевую направленность блока.
Такое блочное дерево целей приведено на рисунке 3, где главная цель построена все тем же методом выделения ключевых слов, но теперь уже из формулировок целей, отражающих целевую направленность блоков.
Первым в развитии аспирантуры такой этап следует считать в силу того, что его целевая основа построена на базе результатов анализа текущей ситуации, что же касается второго этапа, то им может стать ориентация на решения по формированию образовательной экосистемы аспирантуры, поскольку обозначенный процесс протяжен во времени и ориентирован на дальнюю перспективу.
Стратегически важные действия по созданию образовательной экосистемы сети филиалов вуза схожа с подходами построения образовательного кластера [13], но отличается большим вовлечением в этот процесс элементов внешней среды. Опираясь на полученные результаты опросов стейкхолдеров, построены матрицы перехода от стратегически значимых решений по формированию образовательной экосистемы аспирантуры к такого же рода целям (таблицы 6, 7, 8 и 9).
Структурирование полученных формулировок целей, выполнено методом парных сравнений, что позволило выделить ключевые слова блоков целей, из которых составлен слоган, характеризующий целевую направленность развития экосистемы аспирантуры на последующем этапе ее развития.
Структура дерева целей представлена на рисунке 4, в котором также, как и в предыдущем дереве целей первого этапа, выделено 6 блоков целей, однако здесь целевая направленность несколько иная, поскольку отражает ориентацию на отделенную перспективу.
Рисунок 3 - Дерево целей первого этапа перспективного развития аспирантуры
Таблица 6 - Цели обучения аспирантуре экосистемы
Формулировки решений в части обучения в аспирантуре Цели обучения в аспирантуре
- При создании образовательной экосистемы аспирантуры предусмотреть размещение в сети курсы по самообучению аспирантов. Дать возможность аспирантам приобрести необходимые компетенции для проведения исследований в удобное для них время
- При отборе абитуриентов учитывать оценку в части способности будущих аспирантов самообучаться. Принимать в аспирантуру тех, кто способен за 3 года выполнить диссертационное исследование
- Разрешить аспиранту формировать программу своего обучения, исходя из дисциплин, читаемых дистанционно в сети экосистемы аспирантуры РАНХиГС. Ориентировать обучение аспирантов на удовлетворение их потребностей
- Предложить аспирантам факультативно осваивать дисциплины, читаемые в экосистеме аспирантуры РАНХиГС в соответствии ориентацией на карьерный рост. Подготовить аспирантов к практической деятельности после завершения обучения в аспирантуре
- В сети экосистемы разместить электронные версии всех дисциплин, читаемых в аспирантурах филиалов РАНХиГС для выбора аспирантами. Дать возможность аспирантам выбирать дисциплины для своей траектории обучения
- Аспирантам образовательной экосистемы аспирантуры РАНХиГС разрешить формировать траекторию своего обучения самостоятельно. Повысить мотивацию аспирантов к защите диссертации
- В сети экосистемы разместить электронные версии методических пособий по подготовке диссертаций Подготовить аспирантов к самостоятельной работе над диссертацией
Таблица 7 - Цели формирования образовательной экосистемы аспирантуры
Формулировки решений по моделированию процессов диссертационного исследования Цели по моделированию процессов диссертационного исследования
- Формировать базу данных диссертационных работ по профилю аспирантур сети экосистемы филиалов для проверки на новизну идей аспирантов. Ориентировать аспирантов в части постановки цели своего исследования
- Организовать выполнение диссертационного исследования на тему, посвященную методическому обеспечению построения образовательной экосистемы аспирантуры. Обеспечить системный подход к развитию аспирантуры филиальной сети РАНХиГС
- Формировать базы данных о диссертационных исследованиях аспирантов на информационной платформе экосистемы. Формировать проектные команды аспирантов для проработки исследований в близкой предметной области исследования
- На информационной платформе экосистемы организовать площадку по обсуждению результатов исследования аспирантов. Ускорить критический анализ текста диссертационного исследования
- Лучшие практики обучения в аспирантуре размещать в сети образовательной экосистемы аспирантуры для выбора дисциплин каждым аспирантом. Стимулировать выбор индивидуальной траектории обучения в аспирантуре
- При формировании образовательной экосистемы аспирантуры предусмотреть механизм выделения лучших практик деятельности научных руководителей. Повысить результативность научного руководства аспирантами
- Организовать конкурс на лучшую практику деятельности научных руководителей в развитии аспирантов экосистемы. Стимулировать научных руководителей к повышению своей результативности
Таблица 8 - Цели формирования информационных платформ экосистемы
Формулировки решений по формированию информационной платформы Цели по формированию информационной платформы
- На базе технологии блок-чейн вести развитие идей аспирантов в сети экосистемы. Сохранить приоритет новых решений за аспирантами-авторами
- Использовать технологию блок-чейн при обмене идеями аспирантов в сети экосистемы. Стимулировать создание новых вариантов решений, обладающих признаками новизны
- Создать малую группу инициативных магистрантов по обслуживанию новостного канала информационной платформы экосистемы. Вовлечь магистрантов в процесс подготовки научно-педагогических кадров
- Установить, что аспиранты и научные руководители, взаимодействуя в сети экосистемы с другими аспирантами и научными руководителями, несут ответственность за защиту конкретной диссертации. Обеспечить подготовку диссертации в срок аспирантской подготовки
- Использовать технологию блок-чейн для передачи и хранения информации на платформе образовательной экосистемы. Создать условия для безопасного обмена информацией среди аспирантов и научных руководителей
- На информационной платформе экосистемы размещать только проверенную и достоверную информацию со ссылкой на первоисточник. Облегчить процедуры оформления результатов диссертационного исследования
- Обновление информационной платформы экосистемы по мере появления новых программных продуктов. Обеспечить качество информационного обслуживания аспирантов
Таблица 9 - Цели формирования исследовательских команд экосистемы аспирантуры
Формулировки решений в области создания исследовательских команд Цели создания исследовательских команд
- Вовлекать в экосистему аспирантуры для стимулирования процесса самообучения аспирантов представителей власти и бизнеса. Повысить актуальность тем исследований Обеспечить аспирантов фактическим информационным материалом
- Проблемы развития экосистемы аспирантуры обсуждать два раза в год на конференции аспирантов и научных руководителей. Развивать аспирантуру на базе вовлечения стейкхолдеров в решение накопившихся проблем
- В сети экосистемы предусмотреть возможность кооперации аспирантур филиалов по корректировке программ обучения. Повысить качество программ обучения в аспирантуре
- Формировать в сети экосистемы команды аспирантов, проводящих исследования в смежной предметной области. Реализовать синергические эффекты в работе профильных команд аспирантов
- Включать в информационные платформы образовательной экосистемы аспирантуры информационные ресурсы хозяйствующих субъектов. Обеспечить аспирантов информационными ресурсами для проведения исследований
- На информационной платформе экосистемы создать клуб аспирантов по генерированию диссертационных идей. Создать условия для взаимопомощи аспирантов при генерировании идей диссертационных исследований в малых группах
- На информационной платформе экосистемы создать площадку для представления требований к выпускникам со стороны работодателей. Помочь аспирантам формировать траекторию своей карьеры по завершении обучения в аспирантуре
- На информационной платформе экосистемы в рамках дискуссионного клуба аспирантам обсуждать новую информацию в предметной области исследований для выработки оригинальных решений. Стимулировать аспирантов к обмену новой информацией в предметной области специальности
- Привлекать ресурсы потенциальных работодателей для обновления информационной платформа экосистемы, обеспечивая при этом решение проблем работодателей. Формировать карьеру аспирантов после обучения Ориентировать исследование на внедрение
Рисунок 4 - Дерево целей, ориентированных на формирование экосистемы
Рассматривая блоки целей первого этапа в стратегическом развитии аспирантуры как своего рода задачи в подготовке к реализации целей второго этапа, методом парных сравнений и последующим выстраиванием связей между блоками целей, выстроена иерархия целей, представляющую собой интегральное дерево целей развития аспирантуры (рисунок 5).
Интегральное дерево целей включает четыре главных цели (4 приоритетных направления), девять подцелей и 59 задач. Метод ключевых слов обеспечивает построение формулировки общей цели развития аспирантуры, которая находится на вершине иерархии. Теперь, если взять за основу определение стратегии, как своего рода модель достижения цели [14], то стратегия развития образовательной экосистемы аспирантуры будет звучать следующим образом: «Развивать экосистему аспирантуры на базе цифровых платформ, ориентируя подготовку аспирантов на удовлетворение их потребностей в части выполнения диссертационного исследования и реализации последующей карьеры, стимулируя результативность исследования и работу научных руководителей». Содержание и ориентация стратегии подобного рода вписывается в практику подготовки научно-педагогических кадров зарубежных стран [15, 16, 17, 18, 19, 20], как в части отбора мотивированных и подготовленных к проведению исследований аспирантов, так и в отношении коллаборации аспирантов в процессе обучения, освобожденного от дисциплин, не относящихся к экзаменам кандидатского минимума.
Выводы
Подводя итоги, необходимо отметить следующее. Выделены наиболее значимые решения по повышению результативности работы аспирантуры, на базе которых может быть составлены отдельные проекты и программы стратегического толка в части активизации работы аспирантов, повышения помощи аспирантам со стороны научных руководителей, а также улучшения работы самой аспирантуры и корректировки программы обучения в аспирантуре. Построено дерево целей, адекватное выработанным наиболее значимым решениям, во главе которого находится главная цель, формулировка которой звучит следующим образом: «Ориентировать подготовку аспирантов на защиту диссертационных работ, освобождая учебный процесс от второстепенной нагрузки на аспиранта и удовлетворяя его потребности в приобретении недостающих компетенций, как в проведении исследований, так и в работе проектных команд, и при этом стимулировать научных руководителей, привлекая их к решению проблем повышения результативности аспирантуры».
Рисунок 5 - Интегральное дерево целей
Созданы основы для построения стратегии развития аспирантуры: определены стратегически значимые цели развития и содержание основных решений по их достижению.
Показано, что интегральное дерево целей развития аспирантуры, отражающее ориентацию, как на решение текущих проблем, так и на перспективное развитие, включает такие решения как:
- принимать в аспирантуру мотивированных абитуриентов, способных выполнить диссертационное исследование;
- реализовывать синергические эффекты малых исследовательских групп аспирантов, обеспечивая их информационными ресурсами и стимулируя научных руководителей;
- ориентировать аспирантов на новые решения актуальных задач, стимулируя их взаимодействие и обсуждение результатов исследований;
- готовить аспирантов к работе над диссертацией, обеспечивая удовлетворение их потребностей в индивидуальном развитии.
Установлено, что содержание и ориентация стратегии подобного рода вписывается в практику подготовки научно-педагогических кадров зарубежных стран, что подтверждает жизнеспособность вырабатываемых решений по развитию аспирантуры.
Показана схожесть сети аспирантур филиалов вуза с кластерной структурой организации бизнеса, но с той разницей, что участником сети аспирантур смогут стать не только аспиранты и работники вуза, но и разнообразные подсистемы внешней среды, имеющие отношение к результатам диссертационного исследования, защите диссертации и внедрения разработок аспирантов. Кроме того, вовлечение в процесс создания подобной образовательной экосистемы заинтересованных сторон обеспечит реализацию синергических эффектов и в регионах, и в стране в целом.
Установлено, что в образовательной экосистеме аспирантуры могут быть реализованы индивидуальные образовательные траектории аспирантов в силу реализации новых форматов и возможностей создаваемых инновационно-информационных платформ, дистанционных форм образования и защиты диссертаций в разовых диссертационных советах, формируемых из ведущих специалистов лучших научных школ филиалов РАНХиГС
Сформулированы принципы формирования образовательной экосистемы аспирантуры:
- создать сеть из самих аспирантур филиалов РАНХиГС и аспирантуры головной организации, в которую в том числе войдут бизнес-структуры регионов и научно-исследовательские организации, представители власти, выпускники аспирантуры и т.д.;
- организовать цифровые инновационные платформы для аспирантов и научно-педагогических работников филиалов по выполнению научно-исследовательских работ (заказы бизнеса, власти, администрации президента, инициативные работы аспирантов), в которых формировать кросс-региональные команды на принципах партнерства, коллаборации, коэволюции, внутренней конкуренции, децентрализации для реализации синерги-ческих эффектов в исследованиях;
- приветствовать конференции всех уровней во всех филиалах для аспирантов, а также вебинары в виде круглых столов аспирантов, деловых игр, клуба аспирантов, дискуссионных площадок и т.д.
- участвовать в разработке и мониторинге реализации стратегии развития регионов и страны в целом.
Источники:
1. Глебов Г.Е., Лапыгин Ю.Н. Образовательная экосистема аспирантуры // Муниципалитет: экономика и управлении. 2023. №4. C. 22-32. DOI 10.22394/2304-3385-2023-4-22-32. - EDN: RLCNYK.
2. Глебов Г.Е., Лапыгин Ю.Н. Возможности развития аспирантуры в филиале вуза // Муниципальная академия. 2024. №1. С. 144-151. - DOI: 10.52176/2304831X_2024_01_144.
3. Божко Л.М. Анализ факторов внешней среды при проведении организационных изменений в условиях турбулентности. Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2023. № 1 (61). С. 55-64. - DOI: 10.26456/2219-1453/2023.1.055-064.
4. Barebina N.S., Rybalko S.A., Fang Zh., Yakhno T.V. Structural and functional features of the argumentation strategy in the educational and pedagogical discourse in the linguocultural context. Reports Scientific Society. 2023. № 4 (36). С. 73-80. EDN: AZVBJO.
5. Пиньковецкая Ю.С. Гендерная структура научно-педагогических работников организаций высшего образования в разных странах // Векторы благополучия: экономика и социум. 2022. № 2 (45). - С. 71-80. - EDN: SGXJAR.
6. Aguilar-Cisneros J.R., Valerdi R., Sullivan B.P. Students' systems thinking competencies level identification through concept maps assessment. Proceedings of the Institute for System Programming of the RAS. 2023. Т. 35. № 1. С. 101-112. - DOI: 10.15514/ISPRAS-2023-35(1)-7.
7. Шолудченко И.Е. Стратегии мышления гениев. Технологии и методы творческого мышления. Интеллектуальные ресурсы - региональному развитию. 2023. № 1. С. 162-168. EDN: JGTTOC.
8. Коврижных В.И. Исследование проблемы развития формирования надпрофессиональных навыков студентов региональных вузов (на материале социологического исследования). Скиф. Вопросы студенческой науки. 2023. № 3 (79). С. 108-112. - EDN: YQFHBA.
9. Заславская О.В., Малафий А.С. "Мозговой штурм" и работа в группах как формы организации познавательной деятельности аспирантов в процессе обучения по дисциплине "методология научного исследования". Известия Тульского государственного университета. Педагогика. 2023. № 1. С. 2834. - EDN: TZXYAO.
10. Афтени И.В. Метод последовательных и парных сравнений, классический метод экспертных оценок Дельфи. Молодой ученый. 2023. № 51 (498). С. 76-77. - EDN: AQJRAA.
11. Болтунов С.А. Цели развития системы образования региона // Ученые записки: Научно-практический журнал. - 2021. - № 2 -С. 45-48. -EDN: VDCBWE.
12. Свириденко С.А. Стадии развития общеобразовательных организаций через призму стратегического менеджмента. Мир науки. Педагогика и психология. 2023. Т. 11. № 4. - EDN: URBUTY.
13. Вильданов И.Э., Сафин Р.С. Возможна ли эволюция кластера в образовательную экосистему технического вуза? // Казанский педагогический журнал. 2023. № 2 (157). С. 27-34. - EDN: HQMNVO.
14. Овчинникова Л.О. Модель картины мира как основа коммуникативной стратегии. Международный журнал тоциогуманитарных исследований. 2021. № 3 (3). С. 59-65. - EDN: OBBRZC.
15. Cook, E., Crane, L., Kinash, S. (2021). Australian postgraduate student experiences and anticipated employability: A national study from the students' perspective. Journal of Teaching and Learning for Graduate Employability. 12. 150. - DOI: 10.21153/jtlge2021vol12no2art1030.
16. Hutapea, Parulian et al. Innovation Momentum in A Higher Education Ecosystem (A Study at The University of Indonesia). Proceedings of the Proceedings of The 1st Workshop Multimedia Education, Learning, Assessment and its Implementation in Game and Gamification, Medan Indonesia, 26th January 2019, WOMELA-GG (2019): n. pag. - DOI: 10.4108/eai.26-1-2019.2282912.
17. Melles, Gavin & Woelfel, Christian. (2014). Postgraduate Design Education in Germany: Motivations, Understandings and Experiences of Graduates and Enrolled Students in Master's and Doctoral Programmes. Design Journal. 17. 118. - DOI: 10.2752/175630614X13787503070079.
18. Niemi, Hannele: Education reforms for equity and quality: an analysis from an educational ecosystem perspective with reference to Finnish educational transformations - In: CEPS Journal 11 (2021) 2, S.27 - DOI: 10.25656/01:22767.
19. Souto-Otero, Manuel. (2021). Validation of non-formal and informal learning in formal education: Covert and overt. European Journal of Education. 56. -DOI: 10.1111/ejed.12464.
20. Wang, Z. and Zhang, Q. (2019) Higher-Education Ecosystem Construction and Innovative Talents Cultivating. Open Journal of Social Sciences, 7, 152. -DOI: 10.4236/jss.2019.73011.
21. Глебов Г.Е. Научно-исследовательская деятельность глазами студентов // Ученые записки, 2023, №4. С.11-17. - EDN: NGPHVP; Глебов Г.Е., Лапыгин Ю.Н. Ответственность за результат несет научный руководитель? // Ученые записки: Научно-практический журнал. - 2023. - № 4 - С. 18-24. -EDN: YFMTUO.
EDN: DARPWI
Е.А Горлова - к.э.н., доцент, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
E.A Gorlova - candidate of economics, associate professor, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia;
А.В. Дудченко - к.ю.н., доцент, Краснодарский филиал Российского экономического университета, Краснодар, Россия, a-dyd4enko @yandex.ru,
A.V. Dudchenko - candidate of legal sciences, associate professor, Krasnodar branch of the Russian Economic University, Krasnodar, Russia;
И.И. Гладько - обучающаяся факультета управления, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
I.I. Gladko - student at the Faculty of Management, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia.
РОЛЬ БРАКА И СЕМЬИ В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ THE ROLE OF MARRIAGE AND FAMILY IN THE SYSTEM VALUES OF MODERN YOUTH
Аннотация. В статье исследуется актуальная социальная проблематика, связанная с изменением взглядов на институт семьи и брака в современном обществе. Было проведено обширное исследование среди студентов высшего учебного заведения, целью которого стало выявление и анализ текущих тенденций и отношений молодёжи к образованию семьи и ролей в ней. Используя количественные и качественные методы исследования, включая опросы, автор предоставляет детальную картину ценностных ориентиров респондентов, выделяя ключевые факторы, влияющие на формирование их отношений к семейным ценностям. Результаты исследования отражают широкий спектр мнений и позволяют сделать выводы относительно динамики отношений молодых людей к браку и семье, а также предсказать возможные сдвиги в социальных нормах будущего.
Abstract. The article examines current social issues related to changing views on the institution of family and marriage in modern society. An extensive study was conducted among students of a higher educational institution, the purpose of which was to identify and analyze current trends and attitudes of young people towards family formation and roles in it. Using quantitative and qualitative research methods, including surveys, the author provides a detailed picture of the respondents' value orientations, highlighting the key factors influencing the formation of their attitudes towards family values. The results of the study reflect a wide range of opinions and allow us to draw conclusions regarding the dynamics of young people's attitudes towards marriage and family, as well as predict possible shifts in social norms in the future.
Ключевые слова: брак, семья, система ценностей, молодёжь, социальные изменения, ценностные ориентиры, институт брака, семейные устои, молодёжная социология.
Keywords: marriage, family, value system, youth, social changes, value guidelines, institution of marriage, family foundations, youth sociology.