DOI: 10.24412/2304-6139-2022-11222
М.В. Зелинская - д.э.н., профессор кафедры менеджмента, Кубанский государственный аграрный университет,
M.V. Zelinskaya - Doctor of Economic Sciences, Professor of Management, Kuban State Agrarian University;
Л.В. Коваленко - к.э.н., доцент кафедры менеджмента, Кубанский государственный аграрный университет,
L.V. Kovalenko - Candidate of Philosophy, Associate Professor of Management, Kuban State Agrarian University.
УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ РЫНКА ТРУДА В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ MANAGING THE DEVELOPMENT OF THE LABOR MARKET IN THE KRASNODAR REGION
Аннотация. В статье рассмотрены ключевые характеристики рынка труда в системе экономических отношений, изучены его основные компоненты и закономерности функционирования. Отмечено, что на территории Краснодарского края сформирован достаточный потенциал для эффективного развития рынка труда. Несмотря на то, что Краснодарский край можно отнести к регионам с умеренной напряженностью на рынке труда, в настоящее время можно наблюдать протекание кризисных процессов в исследуемой сфере. К индикаторам последнего относится рост инфляции, обесценивание рабочей силы в некоторых отраслях эконом и-ческой системы, увеличение напряженности на рынке труда, а также недостаточная эффективность программно-целевого метода его регулирования. Для улучшения ситуации и развития рынка труда в Краснодарском крае органам государственного и муниципального управления следует применять современные актуализированные инструменты такого развития, оказывать содействие целеориентированному повышению квалификации и переобучения рабочей силы.
Abstract. The article considers the key characteristics of the labor market in the system of economic relations, studies its main components and patterns of functioning. It is noted that sufficient potential has been formed on the territory of the Krasnodar Territory for the effective development of the labor market. Despite the fact that the Krasnodar Territory can be attributed to regions with moderate tension in the labor market, at present it is possible to observe the course of crisis processes in the studied area. The indicators of the latter include an increase in inflation, the depreciation of the labor force in some sectors of the economic system, an increase in tension in the labor market, as well as the insufficient effectiveness of the program-target method of its regulation. In order to improve the situation and develop the labor market in the Krasnodar Territory, state and municipal authorities should use modern updated tools for such development, assist in goal-oriented professional development and retraining of the workforce.
Ключевые слова: Краснодарский край, рынок труда, рабочая сила, стратегия развития, кризис, безработица, программа, регулирование, увеличение эффективности.
Keywords: Krasnodar Territory, labor market, labor force, development strategy, crisis, unemployment, program, regulation, efficiency increase.
Одним из наиболее перспективных и динамично развивающихся регионов Российской Федерации является Краснодарский край. Положительная динамика основных показателей социально -экономического развития, результативное функционирование основных отраслей экономики (в первую очередь, агропромышленного, курортно-туристского, транспортного комплекса) формирует потенциал для дальнейшего увеличения конкурентоспособности региона в долгосрочной перспективе [2].
Безусловно, эффективное функционирование экономики и социальной сферы невозможно без обеспечения кадрами, что подразумевает необходимость для органов власти содействия развитию рынка труда на территории региона.
Рынок труда можно охарактеризовать как подсистему в структуре рыночной экономики, развитие которой осуществляется в органической взаимосвязи с прочими подсистемами (рынками сырья и материалов, ценных бумаг и др.). Содержательной характеристикой рынка труда является купля -продажа рабочей силы, его функционирование осуществляется по тем же экономическим законам, которые характерны для рыночных подсистем любого типа. Компоненты рынка труда также соотносимы составу компонентов иных рыночных подсистем (рисунок 1).
Стратегия социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года в качестве одного из важнейших направлений такого развития определяет повышение эффективности содействия функционированию сферы занятости в регионе [5].
Рисунок 1 - Основные компоненты современного рынка труда
Стратегия социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года в качестве одного из важнейших направлений такого развития определяет повышение эффективности содействия функционированию сферы занятости в регионе [5].
Рассмотрим факторы, которые Стратегия социально -экономического развития определяет как обуславливающие внимание к состоянию рынка труда:
- наличие приграничного положения по отношению к регионам, характеризующимся высокой миграционной активностью (Ставропольский край, Ростовская область);
- характерная для аграрного региона система территориального расслоения трудовых ресурсов (существенная часть рабочей силы расположена на территории села, в сравнении с прочими регионами Российской Федерации);
- приоритет функционирования агропромышленного комплекса в региональной экономической системе обуславливает сезонность потребности в рабочей силы, значительно влияющую на состояние развития рынка труда;
- наличие этноэкономических факторов регионального развития во многом влияет на содержание трудовой деятельности [3];
- необходимость экологизации экономической деятельности (в первую очередь, сельского хозяйства) [1], формирует особые требования к профессионализму наемных работников.
Характеристика рабочей силы на территории региона определяет вектор функционирования рынка труда и перспективы его развития (рисунок 2).
Рисунок 2 - Динамика численности занятых в экономике и рабочей силы, тыс. человек
Проведенные исследования свидетельствуют об общем увеличении численности рабочей силы на территории Краснодарского края и числа занятых в экономике на 5 % и 6,9 % соответственно в 2020 году по сравнению с 2016 годом.
2016 г, 2017 г. 2018 г. 2019 :г. 2020 г.
Рисунок 3 - Характеристика состояния безработицы в Краснодарском крае
С точки зрения эффективности регулирования рынка труда региона опасной тенденцией является рост безработицы в 2019-2020 гг. (рисунок 3). Развитие в 2020 г. пандемии повлекло возникновение ряда кризисных процессов в экономике, что отразилось и на состоянии рынка труда - количество занятых в экономике от общей численности рабочей силы сократилось, составив 93,7 % в конце периода исследования.
Специалисты, исследующие проблемы занятости населения на территории Краснодарского края, отмечают, что регион характеризуется относительно высокой долей занятых в неформальном секторе экономики. По оценке экспертов Высшей школы экономики, объем неформального сектора рынка труда на Кубани в 2020 г. охватывает около 27 % от общего числа трудоспособных жителей региона. Кроме того, имеет место тенденция к продолжению увеличения неформального сектора рынка труда. Во многом такой процесс связан с высокой привлекательностью региона для мигрантов, часто предпочитающих осуществлять трудовую деятельность без оформления трудовых отношений с работодателем.
Рис. 4 характеризует распределение занятого населения региона по отраслям. Как свидетельствуют результаты исследования, основная доля занятых осуществляет трудовую деятельность в таких сферах экономики, как торговля, обрабатывающие производства, строительство, а также сельское и лесное хозяйство, охота и рыболовство.
Рисунок 4 - Отраслевое распределение занятых в экономике Краснодарского края в 2020 г. в % к общей численности занятых
По мнению большинства экспертов в сфере экономики и регионального развития, Краснодарский край можно отнести к регионам с умеренной напряженностью на рынке труда. Однако, несмотря на стабильный рост номинальной начисленной заработной платы работников организаций, разрыв между данным показателем и реальной заработной платой жителей региона из года в год увеличивается (рисунок 5).
Такой процесс вызван протеканием кризисных явлений в экономике Краснодарского края, ростом инфляции, обесцениванием рабочей силы в некоторых отраслях экономической системы. Пандемия 20202021 годов также негативно отразилась на функционировании рынка труда в регионе, что вызывает необходимость осуществления управленческих преобразований со стороны субъекта управления.
Рисунок 5 - Динамика номинальной начисленной заработной платы и реальной располагаемой заработной платы работников организаций, рублей
В настоящее время на территории Краснодарского края функционирует Государственная программа «Содействие занятости населения».
Таблица 1 - Оценка достижения целевых показателей Государственной программы Краснодарского края «Содействие занятости населения»
Показатель 2019 г. 2020 г.
Факт План Абс. откл. факта от плана Факт План Абс. откл. факта от плана
Уровень регистрируемой безработицы (в среднегодовом исчислении), % 0,8 0,7 + 0,1 0,9 0,7 + 0,2
Коэффициент напряженности на рынке труда (в среднегодовом исчислении), ед 0,4 0,5 - 0,1 0,4 0,5 - 0,1
Доля трудоустроенных граждан от численности граждан, обратившихся в органы службы занятости за содействием в поиске подходящей работы, % 67,1 68,4 - 1,3 66,4 68,6 - 2,2
Анализ достижения ее целевых показателей свидетельствует о недостаточной эффективности реализации программно-целевого метода управления сферой занятости населения (таблица 1).
Исследования показали, что ни один из заложенных целевых показателей Государственной программы Краснодарского края «Содействие занятости населения» не был достигнут. В наибольшей степени разрыв между плановым и фактическим значением показателя характерен в отношении доли трудоустроенных граждан от численности граждан, обратившихся в органы службы занятости за содействием в поиске подходящей работы.
Основной целью государственного регулирования рынка труда на территории Краснодарского края выступает стабилизация и приумножение человеческого капитала и сохранение трудовых ресурсов. Борьба с безработицей, обеспечения достойного уровня заработной платы и сохранение социальных гарантий для наемных работников выступают системообразующими факторами в регулировании рынка труда.
Опыт регионального развития свидетельствует об эффективности такого метода регулирования трудовых отношений как содействие работодателям в поиске наемных работников посредством создания и постоянного обновления единой базы вакансий.
Результаты проведенного анализа свидетельствуют о необходимости принятия следующих мер для стимулирования развития и увеличения эффективности функционирования рынка труда на территории Краснодарского края:
1. Использовать актуализированные инструменты борьбы с безработицей, применение которых основано на росте профессионализма наемных работников [4]. Для этого необходимо развивать систему учреждений, осуществляющих повышение профессиональной квалификации работников.
2. Поиск путей увеличение числа рабочих мест посредством стимулирования развития основных отраслей экономики, что снизит напряженность на рынке труда.
3. Поскольку программы переобучения сотрудников, реализуемые региональными центрами занятости, в ситуации современного кризиса не всегда являются актуальными, необходимо осуществлять постоянный мониторинг состояния рынка труда с применением актуализированных методик оценки.
В заключение необходимо отметить, что подход органов государственного и муниципального управления к развитию рынка труда на территории Краснодарского края будет эффективен в случае применения комплекса методов регулирования трудовых отношений. Такой подход должен содержать систему мер поддержки малого и среднего бизнеса, что актуально в первую очередь для сельских территорий, в связи с необходимостью реализации политики импортозамещения.
Источники:
1. Зелинская М.В. К вопросу о необходимости управления экологизацией сельского хозяйства в Краснодарском крае / М.В. Зелинская, Л.В. Коваленко // Вестник академии знаний. - 2020. - №2(37). - С. 129-132.
2. Зелинская М.В. Проблемы государственного и муниципального управления экономическим развитием территории / М.В. Зелинская // Научно-технологическое обеспечение агропромышленного комплекса россии: проблемы и решения. Сборник тезисов по материалам V Национальной конференции. Краснодар, 2020. - С. 80.
3. Клочко Е.Н. К вопросу о сущности этноэкономических основ в региональном развитии экономических систем / Е.Н. Клочко, Л.В. Коваленко // Управленческий учет. - 2020. - №3. - С. 33-37.
4. Корохова Е.В., Зелинская М.В. Современные проблемы и направления управления кадрами в России / Е.В. Коро-хова, М.В. Зелинская // Экономика и управление в условиях современной России. Материалы IV национальной научно-практической конференции, текстовое электронное издание, 2020. - С. 201-205.
5. Новикова И.И. К вопросу о повышении эффективности механизмов регионального развития в Краснодарском крае / И.И. Новикова, Л.В. Коваленко // Экономика и предпринимательство. - №5(118). - 2020. - С. 339-342. References:
1. Zelinskaya M.V. On the issue of the need to manage the greening of agriculture in the Krasnodar Territory / M.V. Zel-inskaya, L.V. Kovalenko // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2020. - No. 2 (37). - S. 129-132.
2. Zelinskaya M.V. Problems of state and municipal management of the economic development of the territory / M.V. Zelinskaya // Scientific and technological support of the agro-industrial complex of Russia: problems and solutions. Collection of abstracts based on the materials of the V National Conference. Krasnodar, 2020 .-- P. 80.
3. Klochko E.N. On the question of the essence of ethnoeconomic foundations in the regional development of economic systems / E.N. Klochko, L.V. Kovalenko // Management accounting. - 2020. - №3. - S. 33-37.
4. Korokhova E.V., Zelinskaya M.V. Modern problems and directions of personnel management in Russia / E.V. Koro-khova, M.V. Zelinskaya // Economics and Management in the Conditions of Modern Russia. Materials of the IV National Scientific and Practical Conference, text electronic edition, 2020. - pp. 201-205.
5. Novikova I.I. On the issue of increasing the efficiency of regional development mechanisms in the Krasnodar Territory / I.I. Novikova, L.V. Kovalenko // Economics and Entrepreneurship. - No. 5 (118). - 2020 .-- S. 339-342.
DOI: 10.24412/2304-6139-2022-11223
А.В. Зонова - д.э.н., профессор кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита, Вятский государственный университет,
A.V. Zonova - Doctor of Economics, Professor of the Department of Accounting, Analysis and Audit, Vyatka State University;
B.М. Караулов - к.физ.-мат.н., доцент кафедры финансов и экономической безопасности, Вятский государственный университет,
V.M. Karaulov - Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Associate Professor of the Department of Finance and Economic Security, Vyatka State University.
ПОСТРОЕНИЕ БАЗОВОЙ И РАСШИРЕННОЙ МОДЕЛЕЙ ЭКОНОМИКИ CONSTRUCTION OF BASIC AND EXTENDED MODELS OF THE ECONOMY
Аннотация. В целях эффективного управления экономикой страны и отдельными отраслями, а также регулирования механизма формирования и рационального использования прибыли в государстве, планирования и распределения бюджета, разработаны две модели экономики: Базовая модель (закрытой) экономики и Расширенная модель функционирования экономики, позволяющей учитывать особенности экономики любой страны или региона с учетом внутренних и внешних факторов. Расширенная модель экономики строится на основе Базовой модели экономики, в которую включается система регулируемых параметров. Приведены ма-