7. Проблемы повышения профессиональной квалификации руководителей школ [Текст] / под ред. Е. П. Тонконогой. - М.: Педагогика, 1987. - 168 с.
8. Теоретические основы непрерывного образования [Текст] / под ред. В. Г. Онушкина. - М.: Педагогика, 1987. - 208 с.
УДК37.018.46 (378.046.4)
Жаркова Елена Николаевна
Кандидат педагогических наук, доцент, проректор Алтайского краевого института повышения квалификации работников образования по учебно-методической работе, zhenl4@mail.ru, Барнаул
УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ
Elena Nikolaevna Zharkova
Candidate of pedagogical science, docent, vice-rector of the Altai regional institute of qualification of the educational staff on the educational - methodic part, zhenl4@mail.ru, Barnaul
MANAGEMENT OF THE DEVELOPMENT OF THE REGIONAL SYSTEM OF THE IMPROVEMENT OF QUALIFICATION
Рассматривая будущее как продолжение прошлого, невозможно преодолеть системные ограничения, в которых находится отечественное образование. Приоритетный национальный проект «Образование» (далее - ПНПО), комплексный проект модернизации образования (далее - КПМО) стали механизмами запуска системных изменений на основе проектных идей управленческого уровня. Пришли в движение процессы адаптации методов и технологий стратегического менеджмента к потребностям сферы образования, создания стратегических команд на различных уровнях управления образовательной системой, развития практики разделения ответственности и общественного участия в коллективном принятии решений и т. д. В условиях происходящих перемен значимой тенденцией является зарождающееся в управленческой среде понимание значимости, быстроты и адекватности принимаемых управленческих решений, обеспечивающих адаптацию к динамичным условиям, в сочетании с проектным управлением, опережающим и выстраивающим изменения.
Оформляющийся новый контекст деятельности системы повышения квалификации работников образования (далее - СГЖРО), связанный, прежде всего, с усилением процессов регионализации в условиях перехода к инновационной экономике, также требует не оптимизирующих, а прорывных инноваций в управлении ее развитием. В значительной части региональ-
ных программ, призванных обеспечить инновационное развитие региона, СПКРО определена как важнейшая составляющая кадрового обеспечения территориальной образовательной системы, которая выступает одним из необходимых условий и механизмов комплексной модернизации образования. Это означает, что на управленческом уровне постепенно формируется осознание необходимости динамичного опережающего устойчивого развития СПКРО. Однако в реальной практике управления в сфере повышения квалификации работников образования на региональном уровне наблюдается дефицит способов и средств, адекватных вызовам развития.
Эффективное управление развитием региональной СПКРО должно иметь комплексный характер и осуществляться, на наш взгляд, одновременно по таким направлениям, отражающим системные проблемы отечественного образования, как:
- создание институциональных механизмов управления системой;
- формирование инновационной инфраструктуры системы, обеспечивающей полный цикл управления знаниями;
- развитие кадрового ресурса для сферы повышения квалификации.
Охарактеризуем каждое из направлений более подробно.
Институционализация, согласно политическому словарю, означает
процесс, а также результат процесса, в котором какое-либо явление становится упорядоченным, стандартизируется с помощью норм [1]. Необходимость в обращении к институциональной проблематике возникает, по мнению П. Г. Щедровицкого, в периоды быстрой смены, разрушения существующих социальных структур и выработки понимания основ построения новых, предполагающих глубинные и длительные изменения, и потому нуждающихся в регулятивах в виде специальной разработанных норм [2].
В настоящее время в практике управления региональными СПКРО преобладает подход, который получил название «ручного управления», т. е. такого управления, при котором необходимые действия, процедуры, процессы не обладают силой воспроизводства, устойчивостью без постоянной поддержки со стороны конкретных лиц, управляющих ими. Неэффективность такого управления очевидна. Воспроизводство, которое происходит не по логике чьего-то действия, а по логике самодвижущегося процесса, обладающего своей инерцией, своей разрешающей силой, становится возможным при создании определенного комплекса институциональных механизмов. Системные изменения региональной СПКРО на уровне целей, содержания и структурной организации деятельности требуют управления с помощью институциональных механизмов, обеспечивающих постоянную «настройку» системы на динамично изменяющиеся и усложняющиеся потребности внешней и внутренней среды.
Анализ деятельности лидирующих региональных СПКРО через призму понятия «институализация» показывает, что произошли существенные изменения, связанные с возникновением новой институциональной структуры, единицей которой является индивидуальная образовательная програмлш, в отличие от предшествующей, в основе которой было образо-
вательное учреждение. Этим обусловлена и новая конфигурация позиций и форм деятельности в региональной СПКРО, не свойственных ее традиционной институциональной структуре, которые обслуживают процесс проектирования, разработки и реализации индивидуальных образовательных программ. Между тем, этот важный «институциональный сдвиг» пока не отражен в действующих нормах федерального уровня [3], регламентирующих назначение, функции и структуру региональных служб и учреждений повышения квалификации.
Несмотря на очевидный рамочный характер федеральных норм, регулирующих деятельность СПКРО, в части своих положений они уже не соответствуют приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования и нуждаются в значительной конкретизации и дополнении нормативно-правовым обеспечением регионального уровня, учитывающим специфику региональной системы образования и ее кадрового состава. Неслучайно одним из значимых результатов КПМО в ряде регионов стало именно обновление нормативно-правового обеспечения деятельности СПКРО. В то же время региональное нормотворчество - процесс, пока еще во многом становящийся, в котором недостаточно отработаны как формат и площадки диалога между обществом, властью и профессиональным сообществом, так и процедуры инициирования и принятия коллективных решений и др. Появляющийся в регионах опыт является фрагментарным, локальным по возможностям распространения и нуждается в представлении в качестве целостной системы.
Опыт создания институциональных механизмов региональной СПКРО Алтайского края основывается на идее перехода от разрозненных процедур разработки отдельных документов «по мере надобности» к созданию комплекса взаимосвязанных нормативных регулятивов деятельности СПКРО, обеспечивающих синхронизацию процессов преобразования условий ее деятельности и нормативно-правового обеспечения требуемых изменений, контроль их исполнения и введения в практику. Рефлексия результатов первого этапа реализации данного направления, а также их внешняя экспертиза позволяет представить разработанный, согласованный, утвержденный и введенный в практику комплекс институциональных механизмов в качестве модельной методики для регионов, где работу по нормативно-правовому обеспечению деятельности СПКРО еще только предстоит развертывать.
Основанием для определения полноты разрабатываемой системы институциональных механизмов управления развитием региональной СПКРО являются компоненты процессуальной модели обеспечения качества образовательной услуги по повышению квалификации, а именно:
1) процесс маркетинга;
2) процесс проектирования услуги;
3) процесс предоставления услуги;
4) анализ исполнения услуги;
5) процесс повышения ее качества.
Разработанные и действующие нормы регулирования процесса развития региональной СПКРО отражены в Постановлении Администрации Алтайского края от 30.06.2006 № 282 «Об утверждении стандартов качества предоставления бюджетных услуг в сфере образования, культуры, здравоохранения и социальной политики, оказываемых населению Алтайского края за счет средств краевого бюджета», приказах управления Алтайского края по образованию и делам молодёжи от 05.09.2008 № 2896 «Об утверждении Положения об отборе образовательных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Алтайского края, создании реестра образовательных программ» и от 05.09.2008 № 2895 «О повышении квалификации педагогических и управленческих кадров Алтайского края и утверждении Положения о накопительной системе повышения квалификации», а также в ряде других документов.
В последнее десятилетие становится доминирующим стремление региональной СПКРО к самоорганизации, которое проявляется в интенсивном создании различных подсистем, способных к самостоятельному проектированию своей деятельности и реализации проектов; способности проектных групп осуществлять самоменеджмент (выполнять все функции управления по отношению к своей подсистеме); способности этих структур к развитию, изменению при возникновении изменений во внешней среде; сохранении способности выполнять взятые на себя функции при изменении собственной структуры [4, С. 53]. Эта тенденция характеризует не один из возможных вариантов развития СПКРО, а представляет собой обязательный внутренний этап, необходимым условием реализации которого выступает наличие институциональных механизмов, действующих в рамках данной системы.
Почти не исследованным остается и такой значимый аспект управления развитием региональной СПКРО в современных условиях, как создание сетевых систем управления, в которых присутствуют технологии принятия решений в условиях неполной информации и коллективного действия.
Инновационная инфраструктура. Проблемы институализации региональной СПКРО тесно связаны с проблематикой создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования. Так, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.06.2009 № 218 утвержден Порядок создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования [5]. Инновация, инновационная деятельность, инновационная инфраструктура являются базовыми понятиями инновационной экономики. Экономика, основанная на знаниях, или экономика знаний - это экономика, которая создает, распространяет и использует знания для обеспечения своего роста и конкурентоспособности. Сейчас этот термин используется для определения типа экономики, где знания играют решающую роль, а производство знаний становится источником роста.
Инновационный процесс представляет собой совокупность процедур и средств, с помощью которых научное открытие, идея превращаются в социальное, в том числе, образовательное нововведение. Таким образом,
деятельность, которая обеспечивает превращение идей в нововведение, а также формирует систему управления этим процессом, и есть инновационная деятельность. Нововведение при таком рассмотрении понимается как результат инновации, а инновационный процесс включает в себя, по крайней мере, три этапа: генерирование идеи (в определенном случае - научное открытие), разработка идеи в прикладном аспекте, реализация нововведения в практике.
Проектирование инновационной инфраструктуры региональной СПКРО должно учитывать, на наш взгляд, необходимость и возможность обеспечения реализации всех циклов управления знаниями, а именно:
а) производства знаний (перевод инновационного опыта в содержание повышения квалификации; исследования, аналитика, экспериментальные и методические разработки; модификация информации из различных источников в информационные и образовательные ресурсы профессионального развития и др.);
б) распространения знаний (создание информационных каналов, формирование моделей диссеминации инноваций; развитие сетевых форм взаимодействия);
в) использования знаний (разработка проектов и программ, разработка управленческих решений, консалтинг, экспертиза, управление изменениями).
Эффективность инновационной деятельности во многом определяется инновационной инфраструктурой. Поэтому инновационная инфраструктура является базовой составляющей инновационной экономики, инновационного потенциала общества. Выстраиваемая инновационная инфраструктура региональной СПКРО Алтайского края включает:
- региональный институт повышения квалификации работников образования (далее - АКИПКРО), который представляет собой локус сосредоточения наиболее значимых действий и событий, оказывающих критически важное воздействие на регион;
- общественно-профессиональные организации (локальные и муниципальные методические, информационно-аналитические службы, окружные советы, профессиональные ассоциации и др.), функции которых связаны с оценкой качества профессиональной деятельности специалистов и формирование требований к результатам образовательных программ в СПКРО, адекватных запросам рынка труда;
- учреждения и организации, обеспечивающие проектирование нового содержания повышения квалификации, реализацию программ повышения квалификации на конкурсной основе;
- специализированные методические сети, объединяющие ресурсные центры (на базе школ-победителей конкурсов ПНПО, экспериментальных площадок и др.) и сетевые профессиональные сообщества, обеспечивающие эффективное использование материально-технических, кадровых, финансовых и организационных ресурсов на основе их концентрации и кооперации;
- различные сервисные службы и организации, занимающиеся развитием системы телекоммуникаций в регионе;
- другие институты и агентов индивидуального, экономического и социального развития региона.
Кадры. Общепризнанным является понимание того, что в условиях рыночных трансформаций одним из решающих факторов эффективности и конкурентоспособности любой системы является обеспечение развития ее кадрового потенциала на основе соответствующей концепции перспективного развития системы в целом. Хорошо образованные и умелые специалисты - это ключ к созданию, распространению и эффективному использованию знаний. В рамках понятия «экономика, основанная на знаниях» под знанием понимаются не только традиционные знания, которые преподаются в образовательных учреждениях, но и подходы, идеи по поводу того, как организовать производство услуги, какой сделать продукт. Обычное понимание знания - то, что знает человек, дополняется новым, в которое входит также и то, что «знает» организация в целом. Возрастает роль такого неосязаемого актива, как умение конкретного работника, коллектива решать поставленные перед ним сложные инженерные и научные задачи.
Эффективное формирование, развитие и использование кадрового потенциала становится стратегической задачей для региональных СПКРО. Решение этой задачи приобретает особое значение для учреждений повышения квалификации в условиях усиления конкуренции, которая возникла и развивается как следствие конкурсных механизмов, открытости и доступности дополнительных образовательных услуг различных субъектов предложения, в том числе учреждений высшего профессионального образования, негосударственных учебных центров, трансрегиональных организаций, предоставляющих услуги по повышению квалификации «поверх» административно-территориальных границ.
Модернизация образования с акцентом на результативность в качестве организующего принципа требует от специалистов региональной СПКРО проектно-программных способов организации мышления и деятельности, готовности к самоопределению и принятию личной ответственности за успешную реализацию инновационных проектов, способности эффективно взаимодействовать с другими субъектами с учетом потенциала общественного ресурса.
Качественный состав специалистов региональной СПКРО отличается неоднородностью и включает следующие группы: педагоги-практики (из числа опытных учителей и руководителей, работающих в инновационных образовательных учреждениях и участвующих в диссеминации инноваций); академические преподаватели (из числа профессорско-преподавательского состава ВУЗов, работающих на условиях временного совмещения); молодые специалисты - преподаватели (в том числе - выпускники аспирантуры); ученые - исследователи проблем теории и практики дополнительного профессионального образования (как правило, сотрудники учреждений до-
полнительного профессионального образования); методисты муниципальных методических служб; технические работники, занятые в области программно-технического обеспечения.
Эффективное использование кадрового ресурса региональной СПКРО предполагает соорганизацию и кооперацию квалификаций и деятельностей специалистов указанных выше групп в рамках совместной коллективно-распределенной деятельности по достижению поставленных целей. Развитие кадров направлено на подготовку специалистов к участию в реализации таких инновационных функций региональной СПКРО, как:
- динамичное развитие кадрового потенциала региональной системы образования на основе опережающего повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов;
- проектирование содержания, методов и форм повышения квалификации специалистов с учетом социокультурных перспектив региона, динамики рынка труда и квалификаций;
- научно-методическое, аналитическое и экспертное сопровождение разработки и реализации целевых программ, образовательных проектов;
- консалтинговое сопровождение инновационной деятельности в области обновления содержания образования, использования новых образовательных технологий, внедрения в практику управления способов проектного менеджмента;
- создание специализированных методических сетей, направленных на сопровождение учебно-профессиональной деятельности педагогических и управленческих кадров края;
- проведение проектно-исследовательских работ, направленных на постоянное развитие самого института, авторефлексию всех процессов и событий, в нем происходящих.
Профессиональные затруднения работников региональной СПКРО можно разделить на специфические, характерные для конкретной группы специалистов, и универсальные, общие для всех научно-педагогических и методических работников данной сферы.
Так, к специфическим профессиональным затруднениям педагогов- практиков, методистов муниципального уровня относится недостаточное умение организовывать «передачу» технологий достижения устойчивых высоких результатов собственной профессиональной деятельности и, как следствие, преобладает режим репродуктивно- демонстрационной трансляции фрагментов образовательной или управленческой практик. Затруднения в работе академических преподавателей обусловлены, как правило, неразличением двух принципиально разных процессов - подготовки (в системе высшего профессионального образования) и собственно повышения квалификации (в СПКРО), вследствие чего происходит подмена процесса повышения квалификации процессом доподготовки, ликвидации дефицитов и пробелов полученного ранее образования. В работе молодых специалистов (особенно у выпускников аспирантур) «копируется» традиционная модель обучения в высшей школе.
В теоретических работах, посвященных проблемам развивающего образования взрослых, выполненных в рамках научной школы Г. П. ХЦедровиц-кого (Н. Г. Калашникова, В. Р. Лозинг, П. Г. Щедровицкий и др.), сущность повышения квалификации понимается как «рефлексивная надстройка над практической профессиональной деятельностью, предметом которой является качество последней» [6, с. 139], это «особая надстройка над деятельностью, закрепляющая: а) способы отношения к самой деятельности, б) способы организации реорганизации этой деятельности и в) формы подключения этой единичной деятельности к сложным системам коллективной и кооперированной деятельности» [7, с. 87-88]. Нетрудно заметить, что представленное понимание процесса повышения квалификации существенно отличается от традиционного подхода, при котором процессы обучения (подготовки) и повышения квалификация не различаются между собой и трактуются как освоение специалистами предметных знаний и практических навыков, адекватных квалификационным характеристикам.
В работе ученых - исследователей проблем теории и практики дополнительного профессионального образования проявляются универсальные, общие для всех групп затруднения объективного характера:
- отсутствие согласованного инструментария для анализа динамических потребностей в услуге по повышению квалификации и оценки качества повышения квалификации;
- недостаточный уровень владения проектно-аналитическими видами работ;
- недостаточный уровень развития способов рефлексивного анализа;
- недостаточный уровень владения способами работы с техниками сознания, мышления, коммуникации.
Особенность повышения квалификации специалистов региональной СПКРО, понимаемого нами как деятельность по самоизменению собственной профессиональной деятельности, предполагает:
- рефлексивный анализ обучающимися собственной профессиональной деятельности с точки зрения обеспечения и поддержки процессов развития, осознание своих образовательных потребностей, самоопределение;
- проектирование в коммуникативном взаимодействии с другими субъективно значимого содержания и способов собственной профессиональной деятельности по сопровождению процессов развития, осмысление и углубление понимания теоретических оснований последнего;
- постоянный рефлексивный анализ собственной учебно-профессиональной деятельности и формирование новых задач саморазвития.
Цели и задачи повышения квалификации специалистов региональной СПКРО предусматривают: на первом уровне - достижение психологической готовности к изменению способов профессиональной деятельности через осмысление назначения деятельности целостной единой СПКРО в условиях развития образования и согласование с ним целей и ценностей собственной профессиональной деятельности, принятие ценностей раз-
вития, постановку организационно-методических, исследовательских, проектно-аналитических и других личностно значимых для обучающихся задач; на втором уровне - достижение технологической готовности к решению новых профессиональных задач через перевод теоретических представлений о функциях развития региональной системы образования в область практического применения, овладение операционально-деятель-ностным содержанием собственной профессиональной деятельности; на третьем уровне - достижение максимально возможного уровня профессиональной компетентности через самоопределение относительно реальных образовательных проектов и программ различных уровней региональной СПКРО.
Содержанием повышения квалификации специалистов региональной СПКРО являются: 1) система знаний: повышение квалификации как деятельность, характеристика образовательных услуг по повышению квалификации, принципы и технологии стратегического менеджмента, управления знаниями, проектирование и программирование и т. д.; 2) практический опыт: управления собственным развитием через учебную деятельность по освоению новых способов профессиональной деятельности, совместного анализа, экспертизы, проектирования и коммуникации, реализации новых способов деятельности в реальной практике, участия во взаимодействии различных уровней системы и др.; 3) опыт эмоционально-ценностных отношений: в учебно-профессиональной деятельности, совместном проектировании, реализации проектов и т. д.
Формой освоения выделенного содержания выступает совокупность методов обучения, обеспечивающих:
- участие обучающихся в целеполагании и определении смыслов своего учения;
- рефлексивный анализ результатов собственного продвижения в освоении учебного материала и эффективных способов самообразования и развития;
- проектирование новых способов профессиональной деятельности, адекватных современным задачам кадрового сопровождения развития региональной системы образования;
- практическую реализацию проектов;
- самоанализ и оценку степени овладения повышением квалификации как деятельностью.
Формирующиеся профессиональные сообщества специалистов инновационной инфраструктуры региональной СПКРО также являются источником инноваций и изменений и одновременно инновационным средством кадрового развития региональной СПКРО. Внутри инновационного сообщества «взращиваются» сущностные инновационные характеристики региональной СПКРО, моделируются механизмы ее развития.
В целом институты и службы региональных СПКРО - лидеров движутся в направлении становления как самообучающихся организаций, которые
постоянно расширяют возможности создания собственного будущего. Они непрерывно учатся, постоянно пытаясь улучшить свой продукт или услуги и опираясь при этом на принцип обучения «по месту выполнения профессиональных задач», на том материале, который предоставляет конкретная работа, и на том знании, которое можно тут же использовать по необходимости. Это «учеба в процессе труда».
Библиографический список
1. Калашникова, Н. Г. Подготовка будущих учителей начальных классов к формированию у школьников умения учиться. Барнаул: АКИПКРО, 2001. С. 139.
2. Политический словарь [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// mirslovarei.com.
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 № 610 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://base.consultant.ru.
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 июня 2009 г. № 218 «Об утверждении Порядка создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования».
5. Профессиональное образование: опыт научно-педагогической рефлексии: Сборник научных трудов [Текст]/ Сост. и науч. ред. Т. А. Каплунович, М. В. Александрова. Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2005. С. 53.
6. Щедровицкий, П. Г. Очерки по философии образования. [Текст]/ П. Г. Щед-ровицкий. - М.: ПЦ «Эксперимент», 1993. С. 87-88.
7. Щедровицкий, П. Г. Установочный доклад [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www. shkp.ru/lib/archive.