Научная статья на тему 'Управление развитием муниципального образования на основе исследования его туристского потенциала'

Управление развитием муниципального образования на основе исследования его туристского потенциала Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
82
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / ТУРИЗМ / МЕНЕДЖМЕНТ / REGIONAL POLICY / MUNICIPALITY / DEVELOPMENT STRATEGY / TOURISM / MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Безрукова Наталия Алексеевна, Жулькова Юлия Николаевна, Шкунова Анжелика Аркадьевна

В статье рассмотрен вопрос воздействия туристского потенциала на развитие муниципального образования на примере Нижегородской области. На основании анализа открытых данных Федеральной службы государственной статистики доказывается снижение интереса населения к внутреннему туризму. В работе уточнены указанные в Стратегии социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 г. основные факторы, сдерживающие развитие туристской отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Безрукова Наталия Алексеевна, Жулькова Юлия Николаевна, Шкунова Анжелика Аркадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH MANAGEMENT OF MUNICIPAL EDUCATION BASED ON RESEARCH HIS TOURIST CAPACITY

The article discusses the impact of tourism potential on the development of the municipality on the example of the Nizhny Novgorod region. Based on the analysis of open data from the Federal State Statistics Service, a decrease in the interest of the population in domestic tourism is proved. The work specifies the main factors constraining the development of the tourism industry, indicated in the Strategy for Socio-Economic Development of the Nizhny Novgorod Region until 2035.

Текст научной работы на тему «Управление развитием муниципального образования на основе исследования его туристского потенциала»

Экономика

УДК 338

УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЕГО ТУРИСТСКОГО ПОТЕНЦИАЛА Безрукова Наталия Алексеевна, к.э.н., доцент Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород, Россия

(e-mail: bezrukova1905@mail.ru) Жулькова Юлия Николаевна, к.э.н., доцент Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, г.Нижний Новгород, Россия (e-mail: zhulkova@mail.ru) Шкунова Анжелика Аркадьевна, к.п.н., доцент Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, г.Нижний Новгород, Россия (e-mail: losalgiris@mail.ru)

В статье рассмотрен вопрос воздействия туристского потенциала на развитие муниципального образования на примере Нижегородской области. На основании анализа открытых данных Федеральной службы государственной статистики доказывается снижение интереса населения к внутреннему туризму. В работе уточнены указанные в Стратегии социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 г. основные факторы, сдерживающие развитие туристской отрасли.

Ключевые слова: региональная политика, муниципальное образование, стратегия развития, туризм, менеджмент.

Введение. В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. [1] все усилия были сосредоточены, в числе прочих задач, на повышении благосостояния населения и более динамичного развития российской экономики. В работе всех заинтересованных сторон в указанных направлениях нельзя недооценивать и крайне важную роль регионов, каждый из которых имеет свои экономические, географические, социальные, культурные и другие особенности, но при этом для каждого из них характерно стремление к повышению собственных социально-экономических показателей на основе развития основных отраслей. Цель работы состоит в рассмотрении туристской отрасли и оценке ее воздействия на социально-экономическую ситуацию в регионе.

Методика исследования. Одним из регионов, занимающих высокие позиции по ряду значимых экономических показателей является Нижегородская область, которая обладает значительными сырьевыми ресурсами. Как

и для других регионов в соответствии с указанной выше Концепцией, задача органов власти состоит в обеспечении высокого уровня благополучия местного населения и создании пространства для его развития, в основе которых заложены традиционные и непротиворечащие им современные ценности, а также инновационные идеи, являющие инициативой как непосредственно населения области, так и органов власти.

Согласно Стратегии социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 г. [2] для Нижегородской области особого внимания в числе прочих заслуживает и туристская отрасль, которая является не менее значимой составляющей ее инновационного развития. Необходимо отметить, что роли туризма в Нижегородской области уделяли внимание в своих трудах Е.Е. Егорова и И.Е. Казарина Н.А. [4], Зверевой и Е.Е. Егорова [6], Ю.А. Киселевой, А.Д. Симагиной и А.Д. Шебалова [7], О.С. Край-новой и Т.Е. Лебедевой [8], А.Б. Кряжева и Н.Н. Гировки [9], М.В. Нужди-ной [10], Н.Н. Огородцевой [11] и другие исследователи.

Очевидно, что развитие туристского комплекса вполне можно рассматривать как социально-экономическую систему, требующую наряду с другими не меньшего внимания в части своего управления.

Объективно в Нижегородской области существуют все возможные предпосылки для развития туристской отрасли, к числу которых можно отнести в первую очередь выгодное местоположение и развитую сеть автомобильных дорог, а кроме того наличие уникальных природных ресурсов и центров народных художественных промыслов и историко-культурное наследие. Вместе с тем необходимо отметить, что в настоящее время туристский потенциал области используется далеко не в полной мере, поскольку сталкивается с воздействием ряда факторов, которые вполне можно отнести в разряд сдерживающих.

К подобным факторам, в числе прочих, отнесем следующие:

- отсутствие системного подхода к развитию туризма. Изменить сложившуюся ситуацию возможно при условии более тщательного изучения потребностей и запросов как россиян, путешествующих по стране с разными целями (отдых, рабочая поездка и прочее), так и иностранных туристов, возможно привыкших к другим условиям проживания и отдыха;

- отсутствие популярности Нижегородской области в качестве туристской территории, что может объясняться, в том числе, отсутствием маркетинговой стратегии области;

- неудовлетворительное состояние объектов недвижимости - строений. С точки зрения культурной ценности всем объектам необходимо уделять должное внимание, однако с позиции развития туризма в первую очередь необходимо провести полный комплекс работ по приведению в качественное состояние объектов в исторической и прилегающей к ней частям города, в том числе доступным для пеших прогулок;

- неудовлетворительное состояние объектов недвижимости - территорий, которым требуются работы по их благоустройству и озеленению.

Здесь важно поставить вопрос не совсем стандартным образом, как это чаще всего и бывает при решении подобных вопросов. Необходимо уделить внимание выполнению работ и понимать, что даже при недостатке финансирования работы должны быть выполнены на высоком уровне качества и культуры их исполнения;

- недостаточно активная работа по привлечению инвесторов в развитие объектов, которые могут быть использованы в качестве центров притяжения для туристов.

Результаты и их обсуждение. В Стратегии социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 г. также отмечено, что в туристской отрасли занято более 9,5 тыс. чел. В этой связи для анализа ситуации целесообразно обратиться к данным Росстата. Так, Федеральная служба государственной статистики (Росстат) представляет следующие данные по рассматриваемой отрасли (таблица 1).

Таблица 1 - Число туристских фирм [3]

РФ/регионы Число туристских фирм

2005 2010 2013 2014 2015 2016 2017

Российская Федерация 5079 9133 11 324 11 614 11 893 12 395 13 580

Приволжский федеральный округ 966 1845 2574 2582 2708 2565 2779

Нижегородская область 97 184 289 281 399 269 344

Как видно из представленных данных, в целом по стране число турфирм увеличилось в 2,67 раза, при этом по Приволжскому федеральному округу - в 2,88 раза, а в Нижегородской области - в 3,55 раза.

Не менее важно рассмотреть и результат деятельности туристских фирм (таблица 2).

Таблица 2 - Число турпакетов, реализованных населению, тыс. [3]

РФ/регионы Число реализованных турпакетов

2005 2010 2013 2014 2015 2016 2017

Российская Федерация 4326,1 4358,0 5384,0 4384,1 4024,0 3351,5 4389,6

Приволжский федеральный округ 291,8 498,7 633,1 608,9 582,7 501,2 579,2

Нижегородская область 29,1 76,2 112,3 116,8 98,4 77,4 67,5

Данные Росстата указывают на сохранение или отсутствие значительных изменений (в зависимости от сравниваемых периодов) в количестве реализованных турпакетов по стране в целом (в 1,01 раза), что приводит к уровню 2010 г. Приволжский федеральный округ показал увеличение в 1,98 раза по сравнению с 2005 г., но существенное снижение с 2013 г. Нижегородская область по сравнению с 2005 г. увеличила рассматриваемый показатель в 2,3 раза, однако снизила практически в два раза по сравнению с результатом 2014 г.

Также важно рассмотреть и другой параметр - численность обслуженных туристов. Для целей исследования рассмотрим данный показатель и в части туров по России (таблица 3), и в части зарубежных туров (таблица

4).

Таблица 3 - Численность российских туристов, отправленных туристскими

фирмами в туры по России, тыс. чел. [3]

РФ/регионы Число туристов

2005 2010 2013 2014 2015 2016 2017

Российская Федерация 1696,5 1741,3 1916,4 1974,2 2628,2 3284,2 3285,4

Приволжский федеральный округ 314,8 397,6 394,6 454,0 558,2 596,0 561,0

Нижегородская область 60,6 70,2 70,1 104,4 104,5 105,9 97,6

Таблица 4 - Численность российских туристов, отправленных туристскими _фирмами в зарубежные туры, тыс. чел. [3]_

РФ/регионы Число туристов

2005 2010 2013 2014 2015 2016 2017

Российская Федерация 2699,8 6462,9 7966,6 6512,9 5261,0 3422,1 5630,0

Приволжский федеральный округ 165,6 574,6 925,8 790,8 598,0 390,6 646,2

Нижегородская область 25,2 97,3 172,3 169,4 151,4 58,2 69,6

Так, в целом по стране показатель увеличился с 2005 г. в 1,94 раза и с 2016 г. удерживается на высоком за весь рассматриваемый период уровне - более 3200 тыс. чел. Приволжский федеральный округ несколько уступает указанным значениям и показывает увеличение в 1,78 раза по сравнению с 2005 г. и снижение по сравнению с 2016 г. Нижегородская область за рассматриваемый период в 12 лет увеличила практически на треть число

туристов (зафиксировано увеличение показателя в 1,6 раза), однако это уступает значению 2016 г.

По России в целом в зарубежные туры было отправлено по сравнению с 2005 г. туристов больше чем в 2,1 раза, что несколько превышает показатели по внутреннему туризму. По Приволжскому федеральному округу - в 3,9 раза, что значительно превышает данные таблицы 3, поскольку показывает увеличение более чем в два раза. Подобная ситуация складывается в Нижегородской области - увеличение в 2,76 раза по сравнению с 1,6 раза по внутреннему туризму.

Приведенные значения еще раз подтверждают значительное влияние указанных выше сдерживающих факторов, выявляют проблемы в отрасли и показывают необходимость принятия срочных мер по ее восстановлению и/или поддержанию.

За основу разработки мер по развитию туризма как одной из значительных составляющих комплекса конкурентоспособных секторов Нижегородской области необходимо принять во внимание видение отрасли, изложенное в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. [1]:

- создать индустрию туристских услуг, соответствующую современным требованиям рынка;

- повысить конкурентоспособность предлагаемых местным рынком услуг на международном рынке;

- создать в регионе комфортные (в том числе и для инвесторов) условия для развития туристской отрасли;

- привлечь молодежь к развитию внутреннего туризма;

- реализовать проекты совместно с экологическими организациями, с организациями по реставрации памятников (в том числе архитектуры) и прочее;

- образовать туристские зоны с высоким уровнем сервиса;

- создать туристские кластеры на уникальных по ресурсам и ландшафту территориям.

Здесь стоит отметить, что крайне важно выполнить не только заявленные в Концепции, но и другие мероприятия, обязательно оправданные в конкретном регионе.

В Стратегии социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 г. в качестве стратегической цели в данном направлении указано «Гармоничное развитие культурного ландшафта и туристического потенциала, построенное на сохранении историко-культурных традиций и ценностей, рациональном использовании современных технологий и активном экспорте культурных и туристических продуктов» [2].

Для реализации поставленной цели в документе определены восемь стратегических задач, в числе которых реализация кластерного подхода в туристской отрасли, создание культурного ландшафта, высокого уровня

ориентированного на клиентов сервиса, развитие инфраструктуры и ряд других.

Кроме того, в документе запланировано выполнение ряда проектов, в числе которых:

- проведение маркетинговых исследований и определение приоритетных целевых потребительских сегментов, который предусматривает выполнение стандартных маркетинговых операций по изучению рынка: определение и оценку целевой аудитории, установление предпочтений потребителей туристских услуг, сегментирование;

- разработка зонтичного бренда и бренд-бука, то есть работа по созданию единого фирменного стиля региона;

- формирование паломнических центров на базе Дивеевского, Макарь-евского, а также других монастырей и святых мест.

Заключение. Реализация указанных и ряда других мероприятий, заявленных в Стратегии социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 г., приведет к развитию инфраструктуры (транспортной, телекоммуникационной, инженерной и социальной в том числе на основе разработок, изложенных в [5]), созданию новых рабочих мест и будет способствовать достижению муниципальным образованием целей, указанных в Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.

Список литературы

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.

2. Стратегия социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года.

3. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2018: Стат. сб. / Рос-стат. М., 2018. 1162 с.

4. Егоров Е.Е., Казарин И.Е. Некоторые аспекты управления информатизацией туристской отрасли / В сборнике: Индустрия туризма и сервиса: состояние, проблемы, эффективность, инновации сборник статей по материалам II Международной научно-практической конференции. 2015. С. 19-22.

5. Жулькова Ю.Н. Мониторинг инфраструктурного обеспечения объектов недвижимости // Приволжский научный журнал. 2013. № 4 (28). С. 171-175.

6. Зверева Н. А., Егоров Е.Е. Проектирование природно-этнографического туристического комплекса в современных условиях / В сборнике: Индустрия туризма и сервиса: состояние, проблемы, эффективность, инновации сборник статей по материалам II Международной научно-практической конференции. 2015. С. 75-78.

7. Киселева Ю.А., Симагина А.Д., Шебалов А.Д. Туризм как направление социально-экономического развития Нижегородской области // Достижения науки и образования. 2017. № 9 (22). С. 23-24.

8. Кряжев А.Б., Гировка Н.Н. О маршрутах въездного культурно-познавательного туризма Нижегородской области // Приволжский научный журнал. 2014. № 2 (30). С. 150-154.

9. Нуждина М.В. Развитие делового туризма в Нижегородской области // Тенденции развития науки и образования. 2019. № 48-3. С. 40-43.

10. Огородцева Н.Н. Роль туризма в формировании позитивного имиджа территории (опыт Семеновского городского округа Нижегородской области) // Управление городом: теория и практика. 2016. № 3 (22). С. 69-73.

Bezrukova Natalia Alekseevna, Cand.Econ.Sci., associate professor (e-mail: bezrukova1905@mail.ru)

Zhulkova Julia Nikolaevna, Cand.Econ.Sci., associate professor (e-mail: zhulkova@mail.ru)

Shkunova Angelika Arkadievna, Cand.Pedag.Sci., associate professor (e-mail: losalgiris@mail.ru)

RESEARCH MANAGEMENT OF MUNICIPAL EDUCATION BASED ON RESEARCH HIS TOURIST CAPACITY

Abstract. The article discusses the impact of tourism potential on the development of the municipality on the example of the Nizhny Novgorod region. Based on the analysis of open data from the Federal State Statistics Service, a decrease in the interest of the population in domestic tourism is proved. The work specifies the main factors constraining the development of the tourism industry, indicated in the Strategy for Socio-Economic Development of the Nizhny Novgorod Region until 2035.

Keywords: regional policy, municipality, development strategy, tourism, management.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.