Научная статья на тему 'Управление развитием кластерных структур на основе их жизненных циклов'

Управление развитием кластерных структур на основе их жизненных циклов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
395
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ / КЛАСТЕРНЫЙ ПРОЕКТ / КЛАСТЕРНАЯ ИНИЦИАТИВА / УПРАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРНЫМ РАЗВИТИЕМ / TERRITORIAL CLUSTER / LIFE CYCLE / CLUSTER PROJECT / CLUSTER INITIATIVE / MANAGEMENT OF CLUSTER DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Евдокимова Елена Николаевна, Степанов Максим Анатольевич

В статье рассматривается модель жизненного цикла территориального кластера. В основе разграничения стадий жизненного цикла представлена организованность кластера как комплексная характеристика системы взаимодействия между предприятиями-участниками. Показаны возможные меры государственного управленческого воздействия на кластеры, находящиеся на разных этапах жизненного цикла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF CLUSTER STRUCTURES DEVELOPMENT ON THE BASIS OF THEIR LIFE CYCLES

The article discusses the life cycle model of the territorial cluster. The basis for differentiation of life cycle stages is the cluster orderliness as a complex description of the interaction between participating companies. The authors consider the possible measures of state administrative impact on the clusters of different life cycle stages.

Текст научной работы на тему «Управление развитием кластерных структур на основе их жизненных циклов»

УДК 332.1:338.012(470 + 571) Максимова Татьяна Геннадьевна

доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой статистики и моделирования социально-экономических процессов Санкт-Петербургского государственного торгово-экономического университета

Иванов Егор Владимирович

аспирант кафедры статистики и моделирования социально-экономических процессов Санкт-Петербургского государственного торгово-экономического университета

РАЗВИТИЕ ФРАНЧАЙЗИНГА МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ В РОССИИ

Maksimova Tatiana Gennadyevna

D.Phil. in Economics, Professor, Head of Statistics and Socioeconomic Processes Modeling Department, St. Petersburg State University of Trade and Economics

Ivanov Egor Vladimirovich

PhD student, Statistics and Socioeconomic Processes Modeling Department, St. Petersburg State University of Trade and Economics

DEVELOPMENT OF FRANCHISING OF MEDICAL SERVICES IN RUSSIA

Аннотация:

Частная медицина в последнее десятилетие развивалась стремительно и является на сегодняшний день полноценным участником системы здравоохранения России. Тем не менее, для дальнейшего развития сектора платной медицины требуются новые подходы и способы ведения хозяйственных взаимоотношений. Авторами рассмотрен один из способов организации бизнеса медицинских услуг -франчайзинг, который, как показал мировой опыт, выступает одним из ключевых факторов развития малого предпринимательства и активно поддерживается правительством развитых стран. В статье проведено исследование современного положения франчайзинга на мировом и отечественном рынках, выделены основные отличия в их структуре. Основное внимание авторы уделили анализу структуры рынка франчайзинга медицинских услуг, выявили основные тенденции и перспективы его развития.

Ключевые слова:

франчайзинг, франчайзинговый рынок, франшиза, франчайзер, франчайзи, потребитель, здравоохранение, медицинские учреждения, платные медицинские услуги.

Summary:

The private medicine has developed rapidly in the recent decade and today it is a valuable member of the health care system in Russia. However, for the further development of the private healthcare sector the new approaches and methods of business operation are required. The authors consider such a method of medical services business as the franchising, which, as exemplified by the world experience, is one of the key factors in the development of small business actively supported by the governments in the developed countries. The article examines the current situation in the global and domestic franchising markets, identifies the main differences in their structure. Special attention is given to the analysis of the market structure of the medical services franchising, and the main trends and prospects of its development.

Keywords:

franchising, franchising market, franchise, franchisor, franchisee, consumers, healthcare, medical enterprises, paid medical services.

Мировая практика уже давно доказала эффективность использования франчайзинга для развития бизнеса. При этом выигрывают все стороны: франчайзер, франчайзи и потребитель. Так, франчайзер получает возможность расширить рынки сбыта, увеличить объемы продаж, снизить хозяйственные и управленческие расходы в связи с переносом их части на франчайзи, получить дополнительную прибыль от взносов франчайзи. Для франчайзи это один из способов стать владельцем бизнеса, не имея опыта и финансовых средств, возможность мгновенно приобрести репутацию среди потребителей за счет ведения бизнеса под признанным товарным знаком, экономия на рекламной кампании и т. д. Для потребителя это расширение инфраструктуры обслуживания с контролем качества.

Появление франчайзинга как способа организации бизнес-отношений в России датируют 1993 г. и связывают с приходом на рынок компании Ваэкт РоЬЫпэ. В последующие годы он активно развивался, что вывело Россию в 2013 г. на 8-е место среди мировых лидеров по темпам роста франчайзинга (на конец 1 квартала 2014 г. количество франчайзеров увеличилось до 1380) (см. рис. 1) [1; 2; 3]. При этом длительное время первое место в данном рейтинге занимали США, однако последние несколько лет лидером является Китай, где количество франчайзеров на конец 2013 г. достигло 4530. Если рассматривать глобальный рынок франчайзинга в целом, то на начало 2014 г. было представлено свыше 80 стран, в которых оперируют более 30 тыс. франчай-

зеров [4, с. 15-16]. Объем мирового рынка франчайзинга в денежном выражении в 2013 г. составил 7,8 трлн долл., что на 36,8 % больше, чем в предыдущем периоде, что свидетельствует о значительном интересе к данной форме ведения бизнеса [5].

Рисунок 1 - ТОП-15 мировых лидеров по числу франчайзеров в 2013 г. [6]

По данным Международной франчайзинговой ассоциации (International Franchise Association, IFA) на начало 2014 г. в структуре франчайзинга наибольший удельный вес приходился на сетевые рестораны быстрого обслуживания (26 %); затем следуют бизнес- (18 %) и личные услуги (11 %), к которым относятся и медицинские услуги (см. рис. 2) [7, с. 18].

Рисунок 2 - Структура мирового рынка франчайзинга в разрезе отраслей (по состоянию на январь 2014 г.), % [8, с. 18]

В отличие от мирового, в структуре российского рынка франчайзинга в 2013 г. наибольшую долю занимала розничная торговля (46 %). Второе место приходилось на сферу общественного питания (22 %), третье - на бытовое обслуживание (11 %). Удельный вес услуг по охране здоровья составлял всего 3 %, что значительно ниже мирового показателя и свидетельствует о том, что рынок медицинских франшиз в России находится на начальной стадии своего развития (см. рис. 3).

Рисунок 3 - Структура рынка франчайзинга в России в разрезе отраслей в 2013 г., % [9]

Несмотря на небольшую долю медицинских франшиз в общем объеме рынка франчайзинга в России, частная медицина стремительно развивалась в последнее десятилетие, что свидетельствует о потенциале роста данного сегмента рынка. Так, ежегодно наблюдается рост объемов рынка платных медицинских услуг населению как в целом, так и на душу населения. По данным Федеральной службы государственной статистики объем рынка платных медицинских услуг вырос до 416 млрд руб. в 2013 г. со 109,7 млрд руб. в 2005 г. (табл. 1) [ 10]. За 11 месяцев 2014 г. на платные медицинские услуги приходилось порядка 422 млрд руб. При этом в структуре платных услуг населению доля медицинских услуг увеличилась до 6 % в 2013 г. и 6,4 % за январь - ноябрь 2014 г. с 4,8 % в 2005 г. Платные медицинские услуги занимают 6-ю позицию из 16 после коммунальных, транспортных, услуг связи, бытовых и образовательных услуг, что свидетельствует о высоком спросе на платную медицину.

Таблица 1 - Объем платных медицинских услуг населению [11]

Платные ме- Темп ро- Удельный вес ме- Объем плат- Темп роста

дицинские ста плат- дицинских услуг в ных медицин- платных меди-

Годы услуги насе- ных меди- общем объеме ских услуг на цинских услуг

лению, млн цинских платных услуг душу населе- на душу насе-

руб. услуг, % населению, % ния, руб. ления,%

2005 109755 106,8 4,8 764,7 125,3

2006 136672 107,8 4,9 955,4 124,9

2007 162115 104,6 4,7 1135,2 118,8

2008 195600 104,1 4,8 1370,3 120,7

2009 222950 98,8 4,9 1561,4 113,9

2010 252117 102,2 5,1 1753,4 112,3

2011 288114 104,1 5,2 2001 114,1

2012 332026 106,7 5,5 2331,6 116,5

2013 416227 103,5 6 2900,4 124,4

Январь -ноябрь 422337 101,4 6,4 3004,8 103,6

2014 г.

Необходимо отметить, что по неофициальным данным расходы на платную медицину значительно выше, а на теневой сектор приходится 15-20 % рынка платных медицинских услуг (см. рис. 4) [12].

Рисунок 4 - Динамика объема рынка платных медицинских услуг в России в 2005-2015 гг., млрд руб., % [13]

Рост потребления услуг частных медицинских компаний свидетельствует о том, что государственная система здравоохранения не способна в полной мере удовлетворить все потребности населения в качественных медицинских услугах и обусловливает необходимость расширения сети медицинских учреждений. Учитывая дефицит бюджетных средств, модернизация инфраструктуры отрасли здравоохранения России возможна путем развития франчайзинга в сфере медицинских услуг.

Роль франчайзинга в развитии платного сектора здравоохранения отмечена в работе А.Н. Максимовой [14, с. 85] и заключается в следующем:

- трансфер и коммерциализация интеллектуальной собственности;

- повышение качества кадрового потенциала путем обучения медицинского персонала и менеджеров франчайзи;

- альтернативный бюджетному способ привлечения инвестиций;

- создание доступа к инновационным медицинским технологиям и оборудованию;

- формирование современной инфраструктуры здравоохранения;

- повышение конкурентоспособности системы здравоохранения;

- использование передового, в том числе зарубежного опыта;

- улучшение качества медицинского обслуживания населения в отдаленных регионах.

В интернет-каталоге франшиз «БиБосс» на сегодняшний день в категории «спорт, здоровье и красота» заявлено 49 франшиз [15], из них только 16 (33 %) относятся к медицинским учреждениям, остальные представляют категории «спорт» и «красота». Еще 6 медицинских франшиз представлены на собственных сайтах франчайзеров. В медицинском секторе рынка франчайзинга в России также присутствуют франшизы аптеки PHARMA Distribution Group и магазинов медицинского оборудования «Кладовая Здоровья» и «Доброта. ру».

Анализ франшиз в сфере медицинских услуг по профилям деятельности свидетельствует о том, что в их структуре преобладают учреждения, занимающиеся лабораторной диагностикой, на которые приходится 31,8 % (см. рис. 5). Также пользуются популярностью клиники по диетологии и косметологии, удельный вес которых составляет 18,2 % от общего объема рынка медицинских франшиз. На третьем месте находятся стоматологические учреждения, на долю которых приходится 13,6 %. В целом же специализированные медицинские учреждения занимают 50 % общего объема рынка франшиз сектора здравоохранения.

В то же время крупных многопрофильных клиник, работающих по системе франчайзинга, на сегодняшний день в России всего две (клиника «НИАРМЕДИК» в Москве и «Медицинский Di Центр» в Саратове), на долю которых приходится 9,1 %, что говорит о начальной стадии развития франчайзинга в данном секторе деятельности. По одной франшизе предложены и такие виды деятельности, как медицинские центры формата «у дома» и пансионаты для престарелых, которые являются популярным направлением в медицинском франчайзинге в развитых странах. Таким образом, российский рынок франшиз сферы здравоохранения является ограниченным, поскольку свыше 120 видов медицинских услуг все еще остаются неохваченными.

лечением уходи организация медицинские

профилактика досуга людей центры формата "у

всех видов преклонного у дома"

Рисунок 5 - Структура рынка франчайзинга медицинских услуг по профилям деятельности, % [16]

Наиболее быстрыми темпами развиваются центры лабораторной диагностики, позволяющие франчайзи открывать медицинские офисы по забору биологического материала пациента и проводить анализ в лаборатории франчайзера. Среди учреждений, оказывающих услуги по лабораторной диагностике, безусловным лидером по количеству франчайзеров является компания «ИНВИТРО», имеющая 661 медицинский офис по состоянию на ноябрь 2014 г., из которых 358 франшизных и 230 собственных офисов находятся в России. Программа франчайзинга была запущена в 2005 г., в 2008 г. по версии журнала Forbes франшиза «ИНВИТРО» вошла в пятерку лучших российских франшиз, а в 2006, 2009-2011 гг. была обладателем премии «Золотой бренд» в номинации «Золотая франшиза» [17]. За «ИНВИТРО» следует многопрофильная клинико-диагностическая лаборатория «Гемотест», у которой в декабре 2014 г. насчитывалось 48 собственных и 228 франшизных отделений [18].

В структуре рынка медицинских франшиз по резидентному признаку преобладали российские франшизы - 72 %, на иностранные приходилось всего 18 %, что соответствует общей тенденции рынка франчайзинга в России (см. рис. 6). К иностранным компаниям, предлагающим свои франшизы на российском рынке, относятся Facilita (Германия) - лазерная терапия против никотиновой зависимости, Blanche et Brillante (Швейцария) и WhiteSmile (США) - отбеливание зубов, Anti Aging Center (Италия) - эстетическая медицина и пластическая хирургия.

иностранные

Рисунок 6 - Структура рынка франчайзинга медицинских услуг по резидентному признаку, % [19]

Размер паушального взноса в сфере здравоохранения находится в пределах 50 тыс. - 3,5 млн руб. [20]. При этом компании с более низким вступительным взносом развиваются быстрее, а высокий платеж говорит о наличии входного барьера в отрасль и снижении количества конкурентов.

Роялти в основном устанавливается в виде фиксированной суммы или процента с оборота. Низкий уровень роялти или его отсутствие компенсируется высоким паушальным взносом, агентскими платежами или отчислениями на рекламу. Указанные факторы позволяют сделать вывод о том, что франчайзеры хотят получать стабильный денежный доход от франчайзи, что характерно для высоко рискованных сфер деятельности, к которым медицина не относится, и свидетельствуют о том, что рынок франчайзинга в здравоохранении находится на начальном этапе развития.

Размер инвестиций во франшизные предприятия колеблется в пределах от 200 тыс. до 30 млн руб. в зависимости от сферы деятельности и перечня оказываемых услуг [21]. При этом небольшие объемы инвестиций характерны для открытия центров по отбеливанию зубов и лабораторной диагностике, а высокие - для многопрофильных и косметологических клиник.

Среди факторов, влияющих на развитие франчайзинга в медицине в России, выделим следующие:

1. Низкие демографические показатели страны, такие как превышение темпов прироста заболеваемости населения над общим приростом (см. рис. 7) и низкая средняя продолжительность жизни, что вызывает серьезную обеспокоенность и обусловливает необходимость повышения качества медицинского обслуживания, в том числе и путем использования франчайзинга.

Рисунок 7 - Темпы прироста заболеваемости населения России и общего прироста за год

в 2005-2013 гг., (%) [24]

Так, средняя продолжительность жизни россиян по данным Всемирной организации здравоохранения в 2012 г. составляла 69 лет, что ниже показателей Европейского и Западно-Тихоокеанского регионов (76 лет) и мирового значения в целом (70 лет) [22].

Необходимо отметить, что несмотря на ежегодное увеличение населения в период

2009-2013 гг., темпы прироста остаются низкими на фоне мировых показателей. Так, в период

2010-2014 гг. темпы прироста населения в мире составляли 1,15 %. Кроме того, по прогнозам Организации Объединенных Наций в период с 2014 г. по 2050 г. ожидается сокращение численности населения более чем 40 странах, среди которых выделяют Германию, Китай, Польшу, Российскую Федерацию, Румынию, Сербию, Таиланд, Украину и Японию [23].

2. Сокращение численности медицинских кадров и больничных организаций. Так, ежегодно наблюдалось как снижение количества больничных организаций (за исключением 2009 и 2011 гг.), так и больничных коек на 10 000 человек населения (табл. 2). Негативная динамика наблюдалась и в снижении численности медицинского персонала в 2012-2013 гг., при этом темпы уменьшения численности врачей в 2012 г. превысили темпы снижения числа больничных организаций, что увеличило рабочую нагрузку на оставшийся медицинский персонал.

Таблица 2 - Динамика численности медицинских кадров и медицинских организаций в Российской Федерации в 2005-2013 гг. [25]_

Показатели 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

Число больничных организаций, тыс. 9,5 7,5 6,8 6,5 6,5 6,3 6,3 6,2 5,9

Прирост за год, % -3,06 -21,05 -9,33 -4,41 0,00 -3,08 0,00 -1,59 -4,84

Число больничных коек на 10 000 человек населения 110,9 109 106,6 98 96,2 93,8 94,2 92,9 90,6

Прирост за год, % -1,16 -1,71 -2,20 -8,07 -1,84 -2,49 0,43 -1,38 -2,48

Число врачебных амбу-латорно-поликлиниче-ских организаций, тыс. 21,8 18,8 18,3 15,5 15,3 15,7 16,3 16,5 16,5

Прирост за год, % -1,36 -13,76 -2,66 -15,30 -1,29 2,61 3,82 1,23 0,00

Мощность врачебных амбулаторно-поликли-нических организаций, посещений в смену на 10 000 человек населения 256 255,2 257,4 255,8 256 258 260,6 263,7 264,5

Прирост за год, % 2,07 -0,31 0,86 -0,62 0,08 0,78 1,01 1,19 0,30

Численность врачей на 10 000 человек населения 48,6 49,1 49,6 49,3 49,8 50,1 51,2 49,1 48,9

Прирост за год, % 0,83 1,03 1,02 -0,60 1,01 0,60 2,20 -4,10 -0,41

Численность среднего медицинского персонала на 10 000 человек населения 107,7 108,1 108,1 105,9 106,2 105,6 107 106,1 105,7

Прирост за год, % -0,55 0,37 0,00 -2,04 0,28 -0,56 1,33 -0,84 -0,38

Необходимо отметить, что начиная с 2010 г. наблюдался ежегодный рост как числа врачебных амбулаторно-поликлинических организаций, так и количества посещений в смену на 10 000 человек населения, что свидетельствует о повышении спроса на услуги поликлиник.

3. Необходимость модернизации инфраструктуры отрасли здравоохранения в России.

Основная часть медицинской инфраструктуры была построена 30-40 лет назад, свыше одной трети ее в настоящее время нуждается в капитальной реконструкции и более половины парка медицинского оборудования необходимо обновить или заменить. Также в связи с появлением новых жилых микрорайонов в крупных городах возникла потребность в появлении новых медицинских учреждений.

4. Неудовлетворенность населения качеством обслуживания в системе обязательного медицинского страхования.

Так, по статистике в 2012-2013 гг. 51 % россиян пользовались платными медицинскими услугами, при этом только 34 % жителей средних и крупных городов были довольны работой системы здравоохранения как государственной, так и частной [26]. Среди причин недовольства работой государственных учреждений респонденты чаще всего называли невозможность получить нужную услугу в короткие сроки, отсутствие необходимого сервиса (доброжелательности, возможности вызвать домой врача или медсестру к «неострому» больному) и нерациональную организацию приема больных (очереди, неудобное время приема и т. д.).

5. Повышение медицинской культуры населения.

Население все чаще стало задумываться о собственном здоровье и с большим пониманием относиться к обследованиям, например перед беременностью или диспансеризацией.

6. Повышение уровня поддержки развития франчайзинга со стороны как государства, так и финансового сектора.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На сегодняшний день франчайзинговая деятельность в России регулируется следующими законодательными и правовыми актами [27, с. 57]:

- Гражданский кодекс Российской Федерации (ч. II, гл. 54 «Коммерческая концессия», ст. 1027-1040).

- Приказ Роспатента от 29.12.2009 г. № 186 «Об утверждении Рекомендаций по вопросам проверки договоров о распоряжении исключительным правом на результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации».

При этом термин «франчайзинг» в российском законодательстве не представлен, вместо него используется понятие «коммерческая концессия».

В 2012 г. были внесены поправки в российский Гражданский кодекс, благодаря которым франчайзеры получили возможность устанавливать цены на товары и услуги, которые их франчайзи продают потребителям [28, с. 57]. Кроме этого, в 2014 г. был разработан проект № 503845-6 Федерального закона «О франчайзинге» [29, с. 57], что, несомненно, является значительным шагом в развитии франчайзинга в России.

Положительное влияние франчайзинга на рост экономики России обусловило создание специальных программ кредитования на открытие бизнеса по франшизе. Первым банком, предлагающим такую услугу своим клиентам, стал «Сбербанк России», который позволил франчайзи получить кредит на создание собственного бизнеса при условии покупки франшизы, аккредитованной банком. На сегодняшний день похожие продукты предлагают «Райффайзенбанк», «ВТБ24», «Росбанк», а также финансовая группа «Лайф», создавшая для этих целей специальный фонд «Лайф Франчайзинг».

Таким образом, анализ тенденций развития и структуры рынка франчайзинга в медицинском секторе в России позволяет нам выделить следующие перспективные направления:

1. Увеличение доли сегмента «уход и организация досуга людей преклонного возраста». По данным Минздравсоцразвития самой быстрорастущей группой населения России являются пожилые люди старше 60 лет. При этом 54 % данной группы приходится на людей 70 лет и старше. Кроме того, в 2015 г. ожидается, что число людей в возрасте старше 85 лет возрастет втрое. При этом на всю страну насчитывается около 1500 домов престарелых (при потребности порядка 4000). Например, во Франции, которая близка к нашему менталитету по отношению к пожилым людям, действуют 7000 таких учреждений [30].

В Москве осенью 2014 г. действовало свыше 60 частных домов престарелых, а всего в России их представлено порядка 200. При этом по официальной статистике 40 % потенциальных клиентов обращаются в государственные учреждения, 60 % приходится на долю частных пансионатов [31].

На сегодняшний день сегмент «уход и организация досуга людей преклонного возраста» представлен франшизой только одной компании - УК «Социальные Системы», которая в 2013 г. вывела на рынок торговую марку «Близкие люди», разработанную специально для франчайзеров. По состоянию на январь 2015 г. у компании насчитывалось 14 собственных и 7 франчайзин-говых пансионатов в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Ленинградской области и других регионах страны, что делает ее самой крупной на территории Российской Федерации [32]. Быстрый рост сети франчайзинговых пансионатов за год свидетельствует о значительном интересе к данному виду бизнеса индивидуальных предпринимателей.

2. Развитие медицинских центров в формате «у дома». На сегодняшний день такую франшизу предлагает только медицинский центр «ЛЕЧУ». В США, например, франшиза такого формата предлагалась уже с конца 80-х гг. ХХ в. Особенностью предоставления медицинских услуг в формате «у дома» является расстояние между пациентом и врачом. То есть помощь оказывается в непосредственной близости от указанного места проживания, учебы или работы. Особенно популярными будут такие медицинские центры в спальных районах. Развитие медицинских центров указанного формата возможно за счет расширения видов деятельности центров лабораторной диагностики.

3. Увеличение стоматологических клиник. На сегодняшний день из представленных стоматологических франшиз 2 относятся к услугам по отбеливанию зубов (Blanche et Brillante и WhiteSmile) и только 1 франшиза представляет полноценную стоматологическую клинику («Клиника Доброго Стоматолога»), что свидетельствует о низкой насыщенности данного сегмента рынка. При этом по данным исследования, проведенного компанией РБК [33], такие услуги, как лечение кариеса и зубопротезирование, вошли в десятку наиболее востребованных медицинских услуг в 2012-2013 гг.

4. Перспективным видом деятельности в сфере здравоохранения для применения франчайзинга является и офтальмология. Несмотря на то что на сегодняшний день в России не представлено ни одной франшизы по офтальмологии, тем не менее, услугой по коррекции зрения в 2013 г. пользовались 15,9 % москвичей и 12,9 % россиян в целом [34].

В заключение отметим, несмотря на активный рост российского рынка франчайзинга, в сфере здравоохранения на сегодняшний день он находится на начальном этапе своего развития. Об этом свидетельствуют низкая доля франчайзеров, структура франшизных платежей, малое число зарубежных франшиз, узкий перечень видов медицинских услуг. Увеличению спроса на платную медицину и соответственно развитию франчайзинга в сфере медицинских услуг в России, по нашему мнению, будет способствовать ряд факторов: рост заболеваемости населения и повышение медицинской культуры; сокращение численности медицинских кадров и больничных организаций; необходимость модернизации инфраструктуры отрасли здравоохранения; неудовлетворенность качеством обслуживания в системе обязательного медицинского страхования;

усовершенствование законодательной базы и развитие программ по льготному кредитованию бизнеса по франшизе. Среди перспективных направлений для использования франчайзинга выделим стоматологию и офтальмологию, а также расширение сети частных пансионатов для престарелых и медицинских центров в формате «у дома».

Ссылки:

1. Состояние и анализ развития рынка франчайзинга в Республике Казахстан : отчет о результатах исследования. 2014 [Электронный ресурс]. URL: http://www.damu.kz/content/files/OtchetPoIssledovaniyuSostoyanieIAnalizRazvitiyaRyn-kaFranchayzingaVRK_2014g_Rus.pdf (дата обращения: 26.08.2014).

2. Рождественская А. Семь факторов роста российского франчайзинга [Электронный ресурс]. URL: http://franshiza.ru/ar-ticle/read/sem_faktorov_rosta/ (дата обращения: 06.02.2014).

3. Олейников С. Общий обзор самого полного каталога франчайзинговых предложений для России за 1 кв. 2014 г. [Электронный ресурс] // Франчайзи. URL: http://www.franchisedirect.co.uk/ (дата обращения: 07.05.2014).

4. Состояние и анализ развития рынка франчайзинга ...

5. Рождественская А. Указ. соч.

6. Составлено по данным: Состояние и анализ развития рынка франчайзинга ... ; Рождественская А. Указ. соч.

7. Состояние и анализ развития рынка франчайзинга ...

8. Составлено по данным: Там же.

9. Составлено по данным: Состояние и анализ развития рынка франчайзинга ... ; Рождественская А. Указ. соч.

10. Структура платных услуг населению РФ [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/retail/# (дата обращения: 01.12.2014).

11. Составлено по данным: Там же.

12. Обзор платных медицинских услуг и здорового образа жизни [Электронный ресурс] // Информационно-аналитический портал РБК. Исследования рынков. URL: http://marketing.rbc.ru/reviews/medicine2013/chapter_1_1.shtml (дата обращения: 05.11.2013).

13. Составлено по данным: Там же.

14. Максимова А.Н. Роль франчайзинга в развитии системы здравоохранения в России // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2012. № 2. С. 83-85.

15. БиБосс.ру : федер. бизнес-портал по франчайзингу, коммерческой недвижимости и готовому бизнесу [Электронный ресурс]. URL: http://www.beboss.ru/ franchise/search/beauty?page=4 (дата обращения: 10.02.2015).

16. Составлено по данным: БиБосс.ру ... ; Программа франчайзинга [Электронный ресурс] // Медицинский Di Центр. URL: http://di-center.ru/content/franchaizing.html (дата обращения: 03.02.2015) ; Программа франчайзинга [Электронный ресурс] // Anti Aging Center. URL: http://www.antiagingcenter.it/ru/franchajzing/priemuschestva (дата обращения: 04.02.2015) ; Программа франчайзинга [Электронный ресурс] // Клиника Доброго Стоматолога («KDC»). URL: http://www.kdc-spb.ru/page/about/franchise/ (дата обращения: 10.02.2015) ; Программа франчайзинга [Электронный ресурс] // Центра эстетической медицины «Риммарита». URL: http://www.rimmarita.ru/usloviya-franchajzinga (дата обращения: 30.01.2015) ; Программа франчайзинга [Электронный ресурс] // СИТИЛАБ. URL: http://www.citilab.ru/mos-cow/partnership/franchising.aspx (дата обращения: 12.02.2015) ; Программа франчайзинга [Электронный ресурс] // Сеть медицинских клиник «Доктор Бобырь». URL: http://www.spina.ru/about/cooperation (дата обращения: 09.01.2015).

17. БиБосс.ру ...

18. Там же.

19. Составлено по данным: БиБосс.ру ... ; Программа франчайзинга [Электронный ресурс] // Медицинский Di Центр. URL: http://di-center.ru/content/franchaizing.html (дата обращения: 03.02.2015) ; Программа франчайзинга [Электронный ресурс] // Anti Aging Center. URL: http://www.antiagingcenter.it/ru/franchajzing/priemuschestva (дата обращения: 04.02.2015) ; Программа франчайзинга [Электронный ресурс] // Клиника Доброго Стоматолога («KDC»). URL: http://www.kdc-spb.ru/page/about/franchise/ (дата обращения: 10.02.2015) ; Программа франчайзинга [Электронный ресурс] // Центра эстетической медицины «Риммарита». URL: http://www.rimmarita.ru/usloviya-franchajzinga (дата обращения: 30.01.2015) ; Программа франчайзинга [Электронный ресурс] // СИТИЛАБ. URL: http://www.citilab.ru/mos-cow/partnership/franchising.aspx (дата обращения: 12.02.2015) ; Программа франчайзинга [Электронный ресурс] // Сеть медицинских клиник «Доктор Бобырь». URL: http://www.spina.ru/about/cooperation (дата обращения: 09.01.2015).

20. Там же.

21. Там же.

22. Мировая демографическая ситуация. 2014 г. / Организация Объединенных Наций. Нью-Йорк, 2014. 44 с.

23. Там же.

24. Составлено по данным: Официальная статистика по населению РФ [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/ (дата обращения: 01.12.2014).

25. Там же.

26. Рынок медицинских услуг Москвы. Частные клиники 2013 [Электронный ресурс] // РБК.research. 2013. № 1. 239 с.

27. Состояние и анализ развития рынка франчайзинга ...

28. Там же.

29. Там же.

30. БиБосс.ру ...

31. Там же.

32. Там же.

33. Рынок медицинских услуг Москвы ...

34. Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.