"нам электричество
сделать все сумеет..."
управление развитием энергосистемы региона в условиях реформирования энергетики России
(на примере Краснодарского края)
ЯщенкоА.В.
аспирант кафедры управления социально-экономическими процессами Алтайской академии экономики и права, г. Барнаул, директор по развитию и корпоративному управлению ОАО "Независимая энергосбытовая компания", г. Краснодар
К настоящему времени в значительной степени завершен этап первоначальной трансформации плановой экономики в рыночную. В России фактически сформирована система отношений на основе частной собственности, для которой в течение прошедших десяти лет подготовлено законодательное, нормативное, информационное и финансовое обеспечение.
Теперь ставится задача достижения устойчивого роста экономики.
Одной из основных инфраструктурных отраслей экономики является энергетика, определяемая многими отечественными учеными-экономистами как «локомотив экономики». Энергетика в период затяжного экономического кризиса способствовала сглаживанию негативных экономических и социальных последствий за счет государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию. В то же время, в результате подобного административного регулирования отрасль оказалась в тяжелой ситуации. Острая нехватка инвестиционных ресурсов привела к моральному и физическому старению и выбытию основных производственных фондов, а наметившийся в последние годы рост объемов потребления энергии обозначил проблему дефицита генерирующих энергетических мощностей.
Реформирование электроэнергетики в стране началось не сегодня. Старт ему был дан в 1992 г. с учреждением (в соответствии с указами Пре-
оссийское предпринимательство
зидента РФ от 15 августа в электроэнергетике 1992 года № 923 и от 5
ноября 1992 года № образовалась новая система
1334) РАО «ЕЭС России».
Фактически произошел имущественных прав процесс приватизации
и акционирования от- и рыночных отношений
расли.
Владение электрическими сетями единой _
энергетической системы (ЕЭС) России, полны- _
ми или значимыми частями пакетов акций АО- _
энерго, АО-электростанций и АО «Центральное _
диспетчерское управление» позволяет РАО
«ЕЭС России» контролировать почти 3/4 общей _
мощности электростанций, около 83% произ- _
водства и почти 90% распределения электро- _
энергии в России.
На основе электрических сетей напряжением _
220 кВ и выше, принадлежащих РАО «ЕЭС Рос- _
сии», создан федеральный оптовый рынок эле- _
ктроэнергии и мощности (ФОРЭМ). Участни- _
ками ФОРЭМ являются АО-энерго, АО-электро- _
станции, все АЭС, а также небольшое число
крупных потребителей. Государственное регу- _
лирование тарифов на электроэнергию и мощности на ФОРЭМ осуществляется Федеральной
энергетической комиссией (ФЭК) РФ. На реги- _
ональных рынках регулирование тарифов проводится уполномоченными органами исполнительной власти субъектов федерации. _
Таким образом, в электроэнергетике образова- _
лась новая система имущественных прав и рыночных отношений, что существенно трансформировало условия развития и финансово-экономическую деятельность электроэнергетики. Второй этап реформирования (либерализация
рынка) начался 28 апреля 1997 года, когда вы- _
шел Указ Президента РФ № 426 «Об Основных _
положениях структурной реформы в сферах естественных монополий». Однако необходимо отметить, что принципиальные решения по выполнению этого Указа приняты не были.
Заново реформирование стартовало в 2000 г., _
когда Правительство РФ в лице своих представителей в органах управления поручило самому РАО разработать проект Концепции рест-
.
28 апреля 1997 года...
е
второй этап реформирования руктуризации рао «еэс
__России». При этом пер-
(либерализация рынка) начался воочередной целью реформирования объявлялось повышение эффективности предприятий электроэнергетики и максимально возможное содействие привлечению инвестиций. Итогом работы явилась не только сама Концепция, но и принятое Правительством РФ 11 ию-я 2001 г. Постановление № 526 «О реформировании электроэнергетики Российской Феде-ации».
С принятием в 2003 г. пакета федеральных законов начался непосредственно процесс реформирования. В пакет вошли следующие законы: "Об электроэнергетике"; "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" и другие. К настоящему времени структура отрасли практически полностью изменена: региональные вертикально интегрированные компании исчезли, разделившись по видам деятельности, вместо них теперь действуют сетевая компания, генерирующая компания, энергосбытовая компания. Функции диспетчерского управления отданы филиалу ОАО «Системный оператор». [RTF bookmark start: integrat] Разделение вертикально-интегрированных компаний в России не означает «измельчения» структуры отрасли. Вслед за разделением РАО «ЕЭС России» и региональных АО-энерго на специализированные компании, предусматривается горизонтальная интеграция последних[RTF bookmark end: integrat].
Пример Краснодарского края может служить в качестве ориентира для других регионов на пути построения эффективных организационных, экономических и финансовых механизмов управления развитием энергетических систем. Основные рыночные характеристики
Таблица 1
Основные рыночные характеристики энергосистемы Краснодарского края
№ Наименование показателя п/п
1. Установленная мощность генерирующих источников, в том числе: ТЭЦ АО-энерго Блок-станции (независимые) Протяженность электрических сетей Отпуск электроэнергии в сеть Потребление электроэнергии Потери электроэнергии, к отпуску в сеть
Единица измерения
мВт мВт мВт км
млн. кВтч
млн. кВтч
%
Значение
1084,5 838 246,5 96 000 13500 12000 11
энергосистемы исследуемого региона приведены в табл. 1.
Как видим, независимые производители сегодня занимают значительную долю в структуре производства электроэнергии в регионе (23% от общей установленной мощности генерирующих источников).
Помимо независимых производителей электроэнергии в крае до недавнего времени существовали предприятия - оптовые перепродавцы электроэнергии, представляющие собой электросетевые комплексы низкого напряжения (0,4-10 кВ), обслуживающие коммунальное хозяйство и население крупных и средних городов и поселков. На сегодняшний день в крае насчитывается 29 таких предприятий, обслуживающих более 500 тысяч бытовых абонентов, что составляет более 25% от общего числа бытовых потребителей Краснодарского края [1]. Таким образом, исходя из наличия относительно большого количества независимых производителей и перепродавцов электрической энергии, управление реформированием энер-
независимые производители сегодня занимают
значительную долю в структуре производства
электроэнергии в регионе
в настоящее время реализация гетики в крае имеет
свои особенности. В на-проекта реформирования ОАО стоящее время реализация проекта реформи-"Кубаньэнерго" находится рования оао «Кубаньэ-
нерго» находится на на этапе согласования этапе согласования с акционерами, органами _с акционерами, органами власти. Рассматриваются следующие направ-
__власти ления реформирования,
которые не должны вы_ звать резкого скачка тарифов:
_ 1. Выделение сбытовой функции у ОАО «Куба-
ньэнерго» и предприятий оптовых перепродавцов, что соответствует основным направлениям реформирования энергетики, утвержденным постановлением Правительства РФ. 2. Реформирование управления сетевым иму-
_ ществом ОАО «Кубаньэнерго» и предприятий
оптовых перепродавцов, имеющее следующие варианты развития событий. _ Вариант 1. В организационном и имуществен_ ном отношении все остается как есть в настоящее время. Тарифы покупки электроэнергии _ для предприятий оптовых перепродавцов утверждаются по уровням напряжений в соответствии с новой методикой ценообразования на розничном рынке электроэнергии.
_ Вариант 2. Объединение активов предприя-
_ тий - оптовых перепродавцов в едином краевом сетевом предприятии с выделением сбытовой функции, без объединения с сетевыми активами ОАО «Кубаньэнерго». _ Вариант 3. Создание единой региональной сетевой компании на базе активов предприятий -оптовых перепродавцов и ОАО «Кубаньэнерго». По нашему мнению, вариант 3 может быть естественным продолжением и следующим эта_ пом развития событий по варианту 2.
_ Исходя из того, что основным направлением
реформирования электроэнергетики Российской Федерации является демонополизация и развитие конкуренции в сфере сбыта электрической энергии, можно сделать вывод о том, _ что в процессе разделения региональных АО-
российское предпринимательство
энерго по видам деятельности должны создаваться энергосбытовые компании, основной функцией которых будет являться продажа электрической энергии, приобретаемой на оптовом рынке электроэнергии, конечным потребителям. Правовой статус энергосбытовых компаний определен в Федеральном законе от 26.03.2003 № 35_ФЗ "Об электроэнергетике". Необходимо особо отметить, что, начиная с 2003 г. в Краснодарском крае осуществлено объединение муниципальных предприятий электрических сетей. На их базе создана и успешно работает ОАО «Независимая энергосбытовая компания» (НЭСК), которая закупает электроэнергию у ОАО «Кубаньэнерго», а также у независимых производителей электроэнергии, и оказывает комплекс услуг по ее доставке и сбыту потребителям. Сегодня доля рынка ОАО «НЭСК» на электроэнергетическом рынке Краснодарского края составляет 35% и ее можно рассматривать как реального конкурента создаваемой сетевой компании ОАО «Кубаньэ-нерго» на рынке электроэнергии низкого напряжения, а также в качестве потенциального гарантирующего поставщика. Можно утверждать, что сегодня ОАО «НЭСК» представляет собой компанию коммунальной энергетики, осуществляющую эксплуатацию распределительных сетей низкого напряжения, а также сбыт электроэнергии.
Литература
1. Бережной ВА, Султанов ГА Рыночное реформирование экономического механизма электроэнергетики регионального уровня. Краснодар, 2005 г. - 122 с.
ь в