Научная статья на тему 'Управление развитием энергосистемы региона в условиях реформирования энергетики России (на примере Краснодарского края)'

Управление развитием энергосистемы региона в условиях реформирования энергетики России (на примере Краснодарского края) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
76
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ященко А.В.

К настоящему времени в значительной степени завершен этап первоначальной трансформации плановой экономики в рыночную. В России фактически сформирована система отношений на основе частной собственности, для которой в течение прошедших десяти лет подготовлено законодательное, нормативное, информационное и финансовое обеспечение. Теперь ставится задача достижения устойчивого роста экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление развитием энергосистемы региона в условиях реформирования энергетики России (на примере Краснодарского края)»

"нам электричество

сделать все сумеет..."

управление развитием энергосистемы региона в условиях реформирования энергетики России

(на примере Краснодарского края)

ЯщенкоА.В.

аспирант кафедры управления социально-экономическими процессами Алтайской академии экономики и права, г. Барнаул, директор по развитию и корпоративному управлению ОАО "Независимая энергосбытовая компания", г. Краснодар

К настоящему времени в значительной степени завершен этап первоначальной трансформации плановой экономики в рыночную. В России фактически сформирована система отношений на основе частной собственности, для которой в течение прошедших десяти лет подготовлено законодательное, нормативное, информационное и финансовое обеспечение.

Теперь ставится задача достижения устойчивого роста экономики.

Одной из основных инфраструктурных отраслей экономики является энергетика, определяемая многими отечественными учеными-экономистами как «локомотив экономики». Энергетика в период затяжного экономического кризиса способствовала сглаживанию негативных экономических и социальных последствий за счет государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию. В то же время, в результате подобного административного регулирования отрасль оказалась в тяжелой ситуации. Острая нехватка инвестиционных ресурсов привела к моральному и физическому старению и выбытию основных производственных фондов, а наметившийся в последние годы рост объемов потребления энергии обозначил проблему дефицита генерирующих энергетических мощностей.

Реформирование электроэнергетики в стране началось не сегодня. Старт ему был дан в 1992 г. с учреждением (в соответствии с указами Пре-

оссийское предпринимательство

зидента РФ от 15 августа в электроэнергетике 1992 года № 923 и от 5

ноября 1992 года № образовалась новая система

1334) РАО «ЕЭС России».

Фактически произошел имущественных прав процесс приватизации

и акционирования от- и рыночных отношений

расли.

Владение электрическими сетями единой _

энергетической системы (ЕЭС) России, полны- _

ми или значимыми частями пакетов акций АО- _

энерго, АО-электростанций и АО «Центральное _

диспетчерское управление» позволяет РАО

«ЕЭС России» контролировать почти 3/4 общей _

мощности электростанций, около 83% произ- _

водства и почти 90% распределения электро- _

энергии в России.

На основе электрических сетей напряжением _

220 кВ и выше, принадлежащих РАО «ЕЭС Рос- _

сии», создан федеральный оптовый рынок эле- _

ктроэнергии и мощности (ФОРЭМ). Участни- _

ками ФОРЭМ являются АО-энерго, АО-электро- _

станции, все АЭС, а также небольшое число

крупных потребителей. Государственное регу- _

лирование тарифов на электроэнергию и мощности на ФОРЭМ осуществляется Федеральной

энергетической комиссией (ФЭК) РФ. На реги- _

ональных рынках регулирование тарифов проводится уполномоченными органами исполнительной власти субъектов федерации. _

Таким образом, в электроэнергетике образова- _

лась новая система имущественных прав и рыночных отношений, что существенно трансформировало условия развития и финансово-экономическую деятельность электроэнергетики. Второй этап реформирования (либерализация

рынка) начался 28 апреля 1997 года, когда вы- _

шел Указ Президента РФ № 426 «Об Основных _

положениях структурной реформы в сферах естественных монополий». Однако необходимо отметить, что принципиальные решения по выполнению этого Указа приняты не были.

Заново реформирование стартовало в 2000 г., _

когда Правительство РФ в лице своих представителей в органах управления поручило самому РАО разработать проект Концепции рест-

.

28 апреля 1997 года...

е

второй этап реформирования руктуризации рао «еэс

__России». При этом пер-

(либерализация рынка) начался воочередной целью реформирования объявлялось повышение эффективности предприятий электроэнергетики и максимально возможное содействие привлечению инвестиций. Итогом работы явилась не только сама Концепция, но и принятое Правительством РФ 11 ию-я 2001 г. Постановление № 526 «О реформировании электроэнергетики Российской Феде-ации».

С принятием в 2003 г. пакета федеральных законов начался непосредственно процесс реформирования. В пакет вошли следующие законы: "Об электроэнергетике"; "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" и другие. К настоящему времени структура отрасли практически полностью изменена: региональные вертикально интегрированные компании исчезли, разделившись по видам деятельности, вместо них теперь действуют сетевая компания, генерирующая компания, энергосбытовая компания. Функции диспетчерского управления отданы филиалу ОАО «Системный оператор». [RTF bookmark start: integrat] Разделение вертикально-интегрированных компаний в России не означает «измельчения» структуры отрасли. Вслед за разделением РАО «ЕЭС России» и региональных АО-энерго на специализированные компании, предусматривается горизонтальная интеграция последних[RTF bookmark end: integrat].

Пример Краснодарского края может служить в качестве ориентира для других регионов на пути построения эффективных организационных, экономических и финансовых механизмов управления развитием энергетических систем. Основные рыночные характеристики

Таблица 1

Основные рыночные характеристики энергосистемы Краснодарского края

№ Наименование показателя п/п

1. Установленная мощность генерирующих источников, в том числе: ТЭЦ АО-энерго Блок-станции (независимые) Протяженность электрических сетей Отпуск электроэнергии в сеть Потребление электроэнергии Потери электроэнергии, к отпуску в сеть

Единица измерения

мВт мВт мВт км

млн. кВтч

млн. кВтч

%

Значение

1084,5 838 246,5 96 000 13500 12000 11

энергосистемы исследуемого региона приведены в табл. 1.

Как видим, независимые производители сегодня занимают значительную долю в структуре производства электроэнергии в регионе (23% от общей установленной мощности генерирующих источников).

Помимо независимых производителей электроэнергии в крае до недавнего времени существовали предприятия - оптовые перепродавцы электроэнергии, представляющие собой электросетевые комплексы низкого напряжения (0,4-10 кВ), обслуживающие коммунальное хозяйство и население крупных и средних городов и поселков. На сегодняшний день в крае насчитывается 29 таких предприятий, обслуживающих более 500 тысяч бытовых абонентов, что составляет более 25% от общего числа бытовых потребителей Краснодарского края [1]. Таким образом, исходя из наличия относительно большого количества независимых производителей и перепродавцов электрической энергии, управление реформированием энер-

независимые производители сегодня занимают

значительную долю в структуре производства

электроэнергии в регионе

в настоящее время реализация гетики в крае имеет

свои особенности. В на-проекта реформирования ОАО стоящее время реализация проекта реформи-"Кубаньэнерго" находится рования оао «Кубаньэ-

нерго» находится на на этапе согласования этапе согласования с акционерами, органами _с акционерами, органами власти. Рассматриваются следующие направ-

__власти ления реформирования,

которые не должны вы_ звать резкого скачка тарифов:

_ 1. Выделение сбытовой функции у ОАО «Куба-

ньэнерго» и предприятий оптовых перепродавцов, что соответствует основным направлениям реформирования энергетики, утвержденным постановлением Правительства РФ. 2. Реформирование управления сетевым иму-

_ ществом ОАО «Кубаньэнерго» и предприятий

оптовых перепродавцов, имеющее следующие варианты развития событий. _ Вариант 1. В организационном и имуществен_ ном отношении все остается как есть в настоящее время. Тарифы покупки электроэнергии _ для предприятий оптовых перепродавцов утверждаются по уровням напряжений в соответствии с новой методикой ценообразования на розничном рынке электроэнергии.

_ Вариант 2. Объединение активов предприя-

_ тий - оптовых перепродавцов в едином краевом сетевом предприятии с выделением сбытовой функции, без объединения с сетевыми активами ОАО «Кубаньэнерго». _ Вариант 3. Создание единой региональной сетевой компании на базе активов предприятий -оптовых перепродавцов и ОАО «Кубаньэнерго». По нашему мнению, вариант 3 может быть естественным продолжением и следующим эта_ пом развития событий по варианту 2.

_ Исходя из того, что основным направлением

реформирования электроэнергетики Российской Федерации является демонополизация и развитие конкуренции в сфере сбыта электрической энергии, можно сделать вывод о том, _ что в процессе разделения региональных АО-

российское предпринимательство

энерго по видам деятельности должны создаваться энергосбытовые компании, основной функцией которых будет являться продажа электрической энергии, приобретаемой на оптовом рынке электроэнергии, конечным потребителям. Правовой статус энергосбытовых компаний определен в Федеральном законе от 26.03.2003 № 35_ФЗ "Об электроэнергетике". Необходимо особо отметить, что, начиная с 2003 г. в Краснодарском крае осуществлено объединение муниципальных предприятий электрических сетей. На их базе создана и успешно работает ОАО «Независимая энергосбытовая компания» (НЭСК), которая закупает электроэнергию у ОАО «Кубаньэнерго», а также у независимых производителей электроэнергии, и оказывает комплекс услуг по ее доставке и сбыту потребителям. Сегодня доля рынка ОАО «НЭСК» на электроэнергетическом рынке Краснодарского края составляет 35% и ее можно рассматривать как реального конкурента создаваемой сетевой компании ОАО «Кубаньэ-нерго» на рынке электроэнергии низкого напряжения, а также в качестве потенциального гарантирующего поставщика. Можно утверждать, что сегодня ОАО «НЭСК» представляет собой компанию коммунальной энергетики, осуществляющую эксплуатацию распределительных сетей низкого напряжения, а также сбыт электроэнергии.

Литература

1. Бережной ВА, Султанов ГА Рыночное реформирование экономического механизма электроэнергетики регионального уровня. Краснодар, 2005 г. - 122 с.

ь в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.