Научная статья на тему 'Управление развитием экспортоориентированного производства перерабатывающих предприятий АПК'

Управление развитием экспортоориентированного производства перерабатывающих предприятий АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
91
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Наркевич Л. В.

В статье рассмотрены эффективные механизмы использования внутрипроизводственных резервов развития экспортного потенциала предприятий АПК. Предложен и адаптирован системный подход к развитию экспортоориентированного производства предприятий АПК на основе инвестиционно-ориентированного управления, обеспечивающего гармоничное сочетание инвестиций и продуктовых инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF DEVELOPMENT OF EXPORT-ORIENTED PRODUCTION OF PROCESSING ENTERPRISES OF AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX

The article discusses effective mechanisms for the use of internal reserves for the development of export potential of agricultural enterprises. A systematic approach to the development of export-oriented production of agricultural enterprises based on investment-oriented management, providing a harmonious combination of investment and product innovation, has been proposed and adapted.

Текст научной работы на тему «Управление развитием экспортоориентированного производства перерабатывающих предприятий АПК»

УДК 330.322.21

УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ЭКСПОРТООРИЕНТИРОВАННОГО ПРОИЗВОДСТВА ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ АПК

Л. В. НАРКЕВИЧ, кандидат экономических наук, доцент ГУВПО «Белорусско-Российский университет»

MANAGEMENT OF DEVELOPMENT OF EXPORT-

ORIENTED PRODUCTION OF PROCESSING ENTERPRISES OF AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX

L. V. NARKEVICH, Candidate of economic sciences, assistant professor Belarusian-Russian University

В статье рассмотрены эффективные механизмы использования внутрипроизводственных резервов развития экспортного потенциала предприятий АПК. Предложен и адаптирован системный подход к развитию экспортоориентирован-ного производства предприятий АПК на основе инвестиционно-ориентированного управления, обеспечивающего гармоничное сочетание инвестиций и продуктовых инноваций.

The article discusses effective mechanisms for the use of internal reserves for the development of export potential of agricultural enterprises. A systematic approach to the development of export-oriented production of agricultural enterprises based on investment-oriented management, providing a harmonious combination of investment and product innovation, has been proposed and adapted.

Введение. Важной составляющей развития экспортного потенциала организаций АПК являются инструменты использования выявленных и аналитически обоснованных производственных резервов выпуска экспортоориентированной продукции, разработка эффективной экспортной стратегии, реализация которой позволит занять достойное место на мировом рынке. Эффективными инструментами в системе управления развитием экспортоориентированного производства рассмотрены инвестиционно-инновационные компоненты (инвестиции и продукто-

вые инновации), предусматривающих интеграцию в механизм управления совокупности трех направлений использования производственных резервов: ценового (реализация резервов снижения себестоимости); повышения качества экспортоориентиро-ванной продукции (сырья, рецептур, технологии); улучшения организации сбытовой деятельности на внешних рынках (маркетинговый подход к исследованию потребностей рынка хлебопродуктов).

Анализ источников. Теоретико-методологические аспекты инвестиционно-инновационного управления производством рассмотрены в научных трудах Б. О. Блашенцева, М. А. Шаталова, Б. А. Безрукова, А. Н. Борисова, С. В. Дубкова, Т. П. Елисеевой, И. Д. Лакирбая, П. В. Манина, Г. В. Савицкой и др. [17]. Отмечено, что в разработках ученых не получили развития и требуют дополнительного исследования проблемы повышения эффективности механизма управления развитием экспортоори-ентированных производств предприятий АПК.

Методы исследования. При проведении исследования использовались общенаучные методы анализа и синтеза, обобщения, аналогии, сравнения, аналитический методы.

Основная часть. Разработана информационно-аналитическая система инвестиционно-ориентированного управления развитием экспортоориентированного производства ОАО «Булочно-кондитерская компания «Домочай»», специализирующегося на выпуске хлебопекарной продукции с ориентацией на устойчивое развитие экспорта.

Системный подход к управлению экспортным потенциалом предприятия предусматривает использование выявленных в аналитическом блоке резервов снижения себестоимости продукции как ценообразующего фактора, повышения эффективности использования элементов производственного и трудового потенциалов. В частности, аналитически обоснованы производственные резервы выпуска экспортоориентированной продукции ОАО «БКК «Домочай»»:

- обеспечение оптимальных пропорций показателя затрат на рубль товарной продукции за счет положительного дефлятора

цен на сырье и продукцию, экономии топливно-энергетических и сырьевых ресурсов, наращивания объемов производства и продаж продукции, обеспечения инновационной активности и технической поддержки инвестиционными решениями;

- снижение переменных и постоянных затрат в себестоимости 1 тонны изделий (производство является материалоемким; рост в динамике в значительной мере отмечен по статьям основного и вспомогательного сырья, топлива) за счет сокращения прямых материальных и трудовых затрат (данные факторы занимает наибольшую долю в структуре количественного изменения себестоимости продукции);

- снижение потерь рабочего времени и дальнейшее повышение производительности труда, в частности, среднечасовой выработки рабочих в результате автоматизации производства и снижения трудоемкости технологических операций производства хлебобулочной и кондитерской продукции;

- обеспечение положительных пропорций роста производительности труда и заработной платы в контексте расширенного воспроизводства.

- ликвидация потерь времени работы оборудования (сокращение технологических разрывов в производстве широкого и глубокого ассортимента изделий);

- увеличение фондоотдачи активной части фондов за счет полной их загруженности;

- увеличение среднечасовой выработки оборудования за счет автоматизации производства и снижения трудоемкости технологических операций производства хлебобулочных и кондитерских изделий;

- снижение норм расхода сырья в результате внедрения инновационных технологий производства экспортоориентирован-ной продукции при условии положительного дефлятора цен;

- оптимизация ассортимента экспортоориентируемой продукции в контексте производства новых востребованных на внешнем рынке хлебобулочных (кондитерских) изделий и обеспечение высокого уровня рентабельности продаж;

- поиск выгодных рынков сбыта продукции на экспорт по параметрам объема и цены (расширение географии экспортных поставок изделий).

Производственные резервы роста выпуска и продаж экс-портоориентированной продукции сгруппированы по направлениям:

- оптимизация ассортимента экспортоориентируемой продукции в контексте производства новых востребованных на внешнем рынке хлебобулочных (кондитерских) изделий и обеспечение высокого уровня рентабельности продаж;

- поиск выгодных рынков сбыта продукции на экспорт по параметрам объема и цены (расширение географии экспортных поставок изделий).

В данном направлении произведен перспективный анализ и обоснована целесообразность организации сбытовой деятельности новой ассортиментной позиции изделий - снековой группы изделий (брецелей, колечек, соломки или индивидуальной формы снеков) в результате реализации инвестиционного проекта внедрения автоматизированной линии по производству снеко-вой группы изделий. Проект обеспечит реализацию производственных резервов роста эффективности использования основных средств (производственных площадей), материальных и трудовых ресурсов; соответственно снижение себестоимости и рост прибыли при высоком уровне качества продукции.

Цель инвестиционного проекта - создание условий для повышения выпуска экспортоориентированной продукции ОАО «БКК «Домочай»». Способ достижения цели - обеспечение высокотехнологичного процесса производства снековой группы изделий (брецелей, колечек, соломки или индивидуальной формы снеков) с экспортной ориентацией и инновационной составляющей. Разработанный проект можно отнести к типу инновационно-инвестиционных проектов, так как внедрение автоматизированной линии производства снековой продукции позволит реализовать инновационные технологические решения в производстве снековой продукции. Например, перспективным направлением рассмотрены инновационные процессы в техно-

логии производства воздушных снеков (воздушный продукт из отечественных комбинаций круп при добавлении вкусо-ароматических добавок в виде купажа СО2-экстрактов). Инновационные решения также могут быть предприняты по рецептурам оригинальных снековых продуктов (с учетом линии «здоровое питание»).

Приведено маркетинговое обоснование выбранного вектора реализации резервов экспортоориентированного производства ОАО «БКК «Домочай»». Процедура инвестиционного проектирования на подготовительном этапе предусматривает исследование инвестиционных возможностей: предварительное изучение спроса на снековую группу изделий, оценку уровня цен на брецели, колечки, соломку и другие виды снековой продукции. Снеки входят в группу экспортоориентированной продукции с широким географическим сегментом. Наибольшие объемы экспорта ОАО «БКК «Домочай»» представлены в географическом сегменте Российской Федерации (в 2017 г. 88,88 % общего объема экспорта), соответственно представлен обзор российского рынка снеков по данным компании «Маркет Аналитика». В 2017 г. эксперты оценили объем рынка снековой группы изделий в 75 тыс. тонн, а к 2020 г. прогнозируется рост до 106 тыс. тонн, что соответствует приросту 41,33 %. Несмотря на то, что расход среднего потребления снековой продукции в России ниже, чем в других странах, темп роста потребления весьма высок. По данным Euromonitor International, в России в настоящее время потребление снеков на одного жителя составляет около 2,5 кг, в Западной Европе - 4 кг, а в США - около 11 кг. Тенденция ускорения темпа жизни способствует увеличению роста рынка снеков в России. В целом, рынок весьма насыщен, однако возможность появления новых производителей возможен. Сейчас наименее насыщенным является рынок Сибирского региона, что связано с высокими логистическими затратами [6].

Таблица 1. Эффект внедрения производства

инвестиционного проекта снеков

Технологический эффект

Экономический эффект

минимизация потерь времени, сырья, энергоресурсов на подготовку, запуск и производство;

непрерывный производственный цикл; отсутствие потерь времени на технологические разрывы (автоматическое переключение технологического процесса по ассортиментным позициям изделий); возможность безостановочной переналадки оборудования и перехода на другой вид ассортиментных позиций снеков за счет подачи сырья по рецептуре прецизионными дозаторами;

высокая скорость и соответственно производительность;

сокращение потерь материальных ресурсов в результате обеспечения высокой точности автоматического дозирования ингредиентов рецептур изделий; точность дозирования и номинальный (оптимальный) расход сырья в соответствии с рецептурой изготовления снеков; возможность использования отечественного основного и вспомогательного сырья; автоматизированное производство и синхронизация производственно-сбытовой деятельности;

минимальное количество брака; энергосбережение, так как данные устройства оборудованы датчиками уровня сырья

расширение ассортимента экспорто-ориентированной продукции; снижение себестоимости продукции по направлениям: снижение материалоемкости (в том числе сырьеемко-сти, топливо- и энергоемкости), трудоемкости, уровня накладных расходов на единицу продукции; ликвидация потерь времени работы оборудования, рабочих; повышение производительности оборудования, рабочих (среднечасовой выработки оборудования; среднечасовой выработки рабочих; увеличение объемов продаж конкурентоспособной продукции на внешнем и внутреннем рынках; расширение географии экспортных поставок;

рост объемов экспортных поставок; повышение узнаваемости бренда ОАО «БКК «Домочай»; повышение конкурентоспособности продукции по параметрам цены и качества;

загрузка производственных мощностей в данном блоке производства предприятия до 85 %

В ходе исследования выявлено, что в настоящее время в ОАО «БКК «Домочай»» имеются необходимые производственные площади для установки линии производства снеков на производственной площадке №3 г. Могилева в результате демонтажа неиспользуемого оборудования производства хлебобулочной продукции. Процедурой закупки оборудования рассмотрен открытый конкурс тендерных торгов. В качестве рыночного ориентира изучено коммерческое предложение УП «Владимир», предлагающее к поставке технологическое оборудование произ-

водства Российской Федерации. Стоимость линии производства снеков составляет 584 357,89 руб.; срок комплектации и поставки - до 2 месяцев (4-6 недель). Технологический и экономический эффект внедрения линии производства снеков обобщены в табл. 1.

Финансирование инвестиционного проекта. По итогам работы за 2016-2017 гг. установлен низкий уровень чистой прибыли (соответственно 205 и 12 тыс. рублей), не обеспечивающий инвестиционную активность организации. В качестве источника финансирования инвестиционного проекта внедрения линии производства снеков ОАО «БКК «Домочай»» рассмотрен лизинг как одно из перспективных направлений обновления технологического оборудования в промышленности. Лизингодателем выбрана универсальная лизинговая компания ООО «АСБ Лизинг». Произведены аналитические расчеты в контексте определения суммы уменьшения налогов в связи с предоставлением льгот по лизингу в части налогообложения. В расчетах исходили из налоговой льготы на амортизацию (18 % от суммы амортизационных отчислений); ставка дисконтирования, учитывающая риски проекта по производству и продвижению на рынок нового продукта, определена в размере 13 %.

Расчет потоков платежей по лизингу (договор с ООО «АСБ Лизинг») представлен в табл. 2.

Таблица 2. Перспективный анализ лизинговых платежей по инвестиционному проекту

Показатель 01.01.19 -31.12.19 01.01.20 -31.12.20 1.01.21 -01.07.21 Итого

Лизинговый платеж, рублей 305 053,66 220 709,76 140 217,90 665 981,32

Налоговая льгота по лизингу, рублей 54 909,66 39 727,76 25 239,22 119 876,64

Посленалоговая стоимость лизинга 250 144,00 180 982,00 114 978,68 546 104,68

Коэффициент дисконтирования при ставке дисконта 13 %, доли единицы 0,885 0,783 0,693 2,36

Дисконтированная стоимость лизинговых платежей 221 366,38 141 735,46 79 685,99 442 787,82

Общая стоимость закупки, демонтажных, монтажных и пус-коналадочных работ по инвестиционному проекту внедрения линии производства снеков составляет 584 358 рублей. Стоимость лизинговых платежей составила 665 981,32 рублей, что соответствует удорожанию объекта лизинга на 81 623,32 рублей или на 13,97 %. Дисконтированная стоимость лизинговых платежей с учетом налоговых льгот по лизингу по результатам расчетов определена в размере 442 787,82 тыс. рублей, что ниже стоимости инвестиционного объекта на 24,23 %.

Обоснование экономической эффективности реализации инвестиционного проекта. Экономический эффект реализации инвестиционного проекта включает: создание условий для повышения выпуска экспортоориентированной продукции в результате выведения на рынок нового продукта - снеков; повышение производительности используемого в ОАО «БКК «Домо-чай»» оборудования на производственном участке № 3; повышение загрузки производственных мощностей на данной производственной площадке предприятия до 85 %; снижение сырь-еемкости, энергоемкости, трудоемкостирости и соответственно прямых материальных и трудовых затрат в составе себестоимости продукции в результате использования прогрессивного технологического процесса и высокотехнологичного оборудования; уменьшение себестоимости продукции и повышение ее конкурентоспособности по цене; рост качества производимой продукции в группе снеков, что обеспечит увеличение объемов продаж, расширение географии продаж, включая внутренний рынок, а также рынки Российской Федерации и СНГ; улучшение организации сбытовой деятельности на внешних рынках, закрепление на наиболее выгодных географических сегментах.

Перспективный расчет и анализ выручки от продаж в результате реализации инвестиционного проекта внедрения линии производства снеков представлен в табл. 3.

Таблица 3. Перспективный анализ доходов от реализации инвестиционного проекта внедрения автоматизированной линии производства снеков

Показатель 2019 г. 2020 г. 2021 г.

Объем продаж снеков, тонн 617,317 864,244 987,708

в том числе

Продукт «Брецель», тонн 192,527 269,538 308,044

Продукт «Колечки», тонн 223,748 313,247 357,997

Продукт «Соломка», тонн 201,042 281,459 321,667

Себестоимость производства 1 т, рублей 3187,85 3347,243 3548,077

Цена реализации 1 т, рублей 3347,243 3581,549 3902,885

Выручка от реализации, тыс. рублей 2066,31 3095,33 3854,91

Затраты на производство и реализацию, тыс. рублей 1967,91 2892,83 3504,46

Затраты на рубль товарной продукции, тыс. рублей 0,952 0,935 0,909

Прибыль от реализации, тыс. рублей 98,40 202,50 350,45

В расчетах исходили из времени работы линии в 3-сменном режиме, непрерывно с коэффициентом использования 0,9 (10 % приняты на проведение ППР и других профилактических плановых работ). Прирост объемов производства и продаж продукции снековой группы принят исходя из наращивания загрузки производственной мощности в рассматриваемом временном интервале в размере 50; 70; 80 % с момента запуска инвестиционных активов. Учтена номинальная производительность автоматизированной линии по производству снеков для брецелей, колечек, соломки соответственно в размере 148; 172; 150 кг / час. Цена снековых изделий принята в размере средней цены реализации продукции, произведенной на линии гриссини, и отгруженной на экспорт в 2017 г. в размере 3 347,243 рублей. В расчетах учтен индекс инфляции в рассматриваемом временном интервале. Уровень запланированной себестоимости принят в соответствии со среднегодовой величиной затрат на рубль произведенной на линии гриссини и реализованной на экспорт продукции в размере 0,952 рублей.

При формировании цены с учетом стратегии проникновения на рынок снековой продукции предусмотрено использование низких цен внедрения и увеличение неиспользованного

ОАО «БКК «Домочай»» экспортного потенциала. Гибкое приспособление ценовой политики, ее применение в сложных условиях конкуренции на рынке снековой группы изделий позволит предприятию надежно закрепиться на рынках Российской Федерации, дальнего зарубежья и успешно конкурировать с производителями аналогичной продукции. Поэтапное увеличение производственной мощности установлено выше точки безубыточности, обеспечивает ОАО «БКК «Домочай»» прибыль со среднегодовым приростом в размере 88,72 %. При этом среднегодовой темп изменения себестоимости производства 1 тонны сне-ков составляет 133,45 %; среднегодовой прирост цен - 136,59 %. Расчет прибыли от продаж снековой продукции произведен с учетом роста объемов производства, прироста затрат (табл. 4). Данные 2018 г. приняты на уровне фактических с учетом динамического тренда.

Таблица 4. Перспективный анализ прироста прибыли от реализации инвестиционного проекта

Показатель 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.

1 2 3 4 5

Объем экспорта до внедрения линии, тонн 1477,785 1625,563 1869,397 2149,807

Цена 1 т, долл. 1098,18 1098,18 1098,18 1098,18

Выручка от продаж до внедрения линии, тыс. долларов 1622,87 1785,16 2052,93 2360,88

Затраты на рубль отгруженной на экспорт продукции до внедрения линии, долларов 0,938 0,938 0,938 0,938

Затраты на производство и реализацию до внедрения линии по гибкому бюджету, тыс. долларов 1521,98 1674,18 1925,31 2214,10

Прибыль от экспорта продукции до внедрения линии, тыс. долларов 100,89 110,98 127,63 146,77

Объем экспорта снековой продукции, тонн - 432,122 604,971 691,395

Цена 1 т, долларов - 1695,66 1814,36 1977,15

Выручка от экспорта снековой продукции, тыс. долларов - 732,73 1097,64 1366,99

1 2 3 4 5

Затраты на рубль отгруженной на экспорт продукции после внедрения линии, долларов - 0,952 0,935 0,909

Затраты на производство и реализацию после внедрения линии по гибкому бюджету, тыс. долларов - 697,84 1025,83 1242,72

Прибыль от экспорта снековой продукции, тыс. долларов - 34,89 71,81 124,27

Итого прибыль от экспорта продукции, тыс. долларов 100,89 145,87 199,43 271,04

Относительный прирост прибыли, % 100,00 44,58 97,67 168,65

Объем экспорта до внедрения линии производства снеков принят исходя из уровня за 2017 г. с учетом среднегодового прироста объема экспорта за 2015-2017 гг. в размере 23,95 %, скорректированным на риски внешнеэкономической деятельности предприятия. Цена 1 тонны принята по 2017 г. в размере 1098,18 долларов. Затраты на экспорт установлены в соответствии с относительным их показателем затратоемкости экспорта на уровне 2017 г. 0,938 долларов. В соответствии с вышепред-ставленными условиями, перспективная линейка прибыли по экспорту продукции до внедрения линии производства снеквой продукции ОАО «БКК «Домочай»» определена в размере 100,89; 110,98; 127,63; 146,77 тыс. долларов.

Перспективный анализ объемов прибыли от реализации сне-ковой продукции произведен в соответствии с требованиями: объем экспорта снековой продукции принят в размере 70 % от годового объема производства брецелей, колечек, соломки на линии; показатель затрат на рубль отгруженной на экспорт и произведенной на линии продукции принят в размере по годам: 0,952; 0,935; 0,909 долларов; в соответствии с приведенным выше показателем произведен расчет затрат на объем экспортируемой снековой продукции по гибкому бюджету; перспективная линейка прибыли по экспорту снековых изделий на 20192021 гг. установлена в размере 34,89; 71,81; 124,27 тыс. долларов.

С целью текущей оценки перспективности проектов произведен расчет чистой дисконтированной стоимости (табл. 5).

Таблица 5. Расчет чистой дисконтированной стоимости инвестиционного проекта, тыс. рублей

Год Сумма инвестиций Доходы Коэффициент дисконтирования (ставка дисконта 13 %) Дисконтированные капитальные вложения Дисконтированные доходы Чистая дис- контиро-ванная стоимость

2019 305,05 153,53 0,88496 269,96 135,87 -134,09

2020 220,71 283,54 0,78315 172,85 222,06 49,21

2021 140,22 448,63 0,69305 97,18 310,92 213,74

Итого 665,98 885,70 - 539,99 668,84 128,86

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оценка экономической эффективности проекта, произведенная в соответствии с международными стандартами, определила выгодность предлагаемого к реализации проекта:

- чистый дисконтированный доход - 128,86 тыс. рублей;

- индекс рентабельности проекта - 1,239;

- рентабельность инвестиций - 23,86 %;

- модифицированная внутренняя норма доходности -10,84 %;

- срок окупаемости равен 2,42 года (29 месяцев).

Заключение. Таким образом, в рабочем формате экономической среды ОАО «БКК «Домочай»» реализован системный подход к развитию экспортоориентированного производства на основе инвестиционно-ориентированного управления. Приведена аналитическая поддержка управленческих решений в рамках инвестиционно-инновационного проекта внедрения автоматизированной линии производства снековой группы изделий. Результаты перспективного анализа показывают достаточный уровень эффективности предложенного механизма использования внутрипроизводственных резервов развития экспортного потенциала ОАО «БКК «Домочай»» с учетом допустимых рисков.

Список литературы

1. Безруков, Б. А. Структурное построение инвестиционно-инновационного развития предприятий / Б. А. Безруков, А. Н. Борисов // Социально-экономические явления и процессы. - 2009. - № 4. - С. 13-15.

2. Блашенцев, Б. О. Проблемы инвестиционно-инновационного развития предприятий АПК / Б. О. Блашенцев, М. А. Шаталов // JSRP. - 2015. - № 6 (26). - С 39-47.

3. Дубков, С. В. Модели и методы устойчивого инновационного развития экспортоориентированных предприятий / С. В. Дубков. - Минск: Белпринт, 2014. - 243 с.

4. Елисеева, Т. П. Оценка инновационно-инвестиционного бизнес-процесса модернизируемого предприятия в условиях риска / Т. П. Елисеева, И. Д. Ла-кирбая // Пространство экономики. - 2013. - № 1-2. - С. 43-47.

5. Манин, П. В. Механизм управления экспортным потенциалом промышленных предприятий / П.В. Манин // Вестник ВУиТ. - 2015. - №3 (34). - С. 2330.

6. Обзор российского рынка снеков. Исследования компании «Маркет Аналитика» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.food-market.spb.ru/ - Дата доступа: 28.10.2018.

7. Савицкая, Г. В. Экономический анализ: учеб. пособие. / Г. В/ Савицкая. - 9-е изд., испр. - М.: Новое знание, 2012. - 698 с.

Информация об авторе

Наркевич Лариса Владимировна - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и управления ГУВПО «Белорусско-Российский университет». Информация для контактов: тел. раб. 8(0222)280990; е-mail: Ьга[email protected].

Материал поступил в редакцию 27.11.2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.