Научная статья на тему 'Управление процессом развития малого и среднего предпринимательства Республики Башкортостан'

Управление процессом развития малого и среднего предпринимательства Республики Башкортостан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
308
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ЭКОНОМИКА / КОНСОЛИДАЦИЯ / МЕХАНИЗМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кохановская Индира Ирековна

Статья посвящена анализу проблемы обеспечения развития малого и среднего предпринимательства в регионе. Основной стратегической целью государственной политики в области развития предпринимательства является решение социально-экономических задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES DEVELOPMENT MANAGEMENT IN THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN

Thе article analyzes the problems of development of small and medium-sized businesses in the region. The main strategic goal of the state policy in the field of entrepreneurship development is the decision of social and economic problems.

Текст научной работы на тему «Управление процессом развития малого и среднего предпринимательства Республики Башкортостан»

УДК 338.24 И.И. Кохановская

Indira Kokhanovskaya

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Аннотация. Статья посвящена анализу проблемы обеспечения развития малого и среднего предпринимательства в регионе. Основной стратегической целью государственной политики в области развития предпринимательства является решение социально-экономических задач.

Ключевые слова: предпринимательство, государственная поддержка, экономика, консолидация, механизм.

SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES DEVELOPMENT MANAGEMENT IN THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN

Annotation. Ше article analyzes the problems of development of small and medium-sized businesses in the region. The main strategic goal of the state policy in the field of entrepre-neurship development is the decision of social and economic problems. Keywords: business, state support, economics, consolidation, mechanism.

Государственная программа развития малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан исходит из того, что в сложившейся ситуации проблемы развития малого предпринимательства можно разрешить только объединенными усилиями и согласованными действиями предпринимателей, их общественных объединений, органов государственной власти и финансово-кредитных организаций. Главными целями деятельности Правительства Республики Башкортостан в области развития малого и среднего предпринимательства являются совершенствование системы государственной поддержки бизнеса и создание благоприятных условий для его развития в республике. Закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан» установил общие нормы и принципы государственной политики в отношении малого предпринимательства. Успешное развитие малого предпринимательства в Республике Башкортостан предполагает, с одной стороны, развитие партнерских отношений с республиканскими органами управлениями, а с другой, наличие внутреннего потенциала предпринимательства как источника саморазвития.

По итогам 2014 г. в Республике Башкортостан насчитывается более 129 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства, из них 5098 малых предприятий, 35 768 микропредприятий, 314 средних предприятий, 87 999 индивидуальных предпринимателей. В 2014 г. по сравнению с 2013 г. количество малых предприятий увеличилось на 31 ед., средних - на 17 ед. По количеству малых предприятий республика занимает 4-е место среди регионов Приволжского федерального округа, 11-е место в Российской Федерации [1].

В соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [2] стратегической целью государственной политики в области развития предпринимательства является решение социально-экономических задач, обеспечивающих рост экономики и формирование конкурентной среды; обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства; оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг) на внутреннем и внешних рынках, результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств; обеспечение занятости населения и развитие самозанятости; увеличение доли товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта, производимых субъектами малого и среднего предпринимательства; увеличение доли налогов в налоговых доходах феде-

© Кохановская И.И., 2015

Вестник Университета № 12, 2015

рального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства.

В 2014 г. главой Республики Башкортостан Р.З. Хамитовым приняты решения о создании:

- координационного совета по предпринимательству при главе Республики Башкортостан -совещательно-консультативного органа, вырабатывающего стратегические решения для ускоренного продвижения инициатив, направленных на развитие предпринимательской деятельности;

- государственного комитета Республики Башкортостан по предпринимательству и туризму -органа исполнительной власти, отвечающего за развитие предпринимательства.

Основным направлением совершенствования нормативной правовой базы поддержки и развития малого предпринимательства является дальнейшая разработка законодательства, создающего благоприятный правовой климат для развития предпринимательства в Республике Башкортостан, а также координация всех нормативных правовых актов и снятие противоречий между ними. Совершенствование нормативной правовой базы по предпринимательской деятельности должно быть направлено на упрощение организации предпринимательской деятельности, устранение административных барьеров.

В целях дальнейшего развития нормативной правовой базы поддержки и развития предпринимательства Республики Башкортостан требуется ряд мер.

1. Предусмотреть в законодательстве по лизинговой деятельности:

- налоговые льготы инвесторам, вкладывающим средства в лизинговую деятельность;

- возможность использования имущества неплатежеспособных предприятий, находящихся в государственной (муниципальной) собственности, в качестве источника ресурсного обеспечения малого и среднего бизнеса на условиях долгосрочной аренды или лизинга.

2. Предусмотреть в законодательстве по поддержке предпринимательства:

- обеспечение гарантий стабильности и долгосрочности государственной политики в отношении малого и среднего бизнеса;

- разделение полномочий по регулированию и поддержке малого и среднего бизнеса между региональными и местными органами власти в части разработки и принятия нормативных правовых актов, установления льгот по арендным платежам и кредитованию.

3. Разработать предложения по внесению в нормативные правовые акты положений об административной ответственности представителей органов государственной власти и управления, которые своими действиями или бездействием наносят ущерб предпринимательским структурам.

4. Для привлечения безработных граждан к предпринимательской деятельности разработать схему приобретения оборудования с привлечением лизинговых компаний и средств, предусмотренных на поддержку безработных граждан.

Результатом внесения изменений и дополнений в законодательную базу поддержки и развития малого предпринимательства должны явиться:

- создание благоприятного правового климата для развития предпринимательства в Республике Башкортостан;

- создание действенного механизма реализации нормативных правовых актов на практике;

- систематизация и координация всего действующего законодательства, устранение противоречий между нормативными правовыми актами.

Республиканской программой развития малого и среднего предпринимательства определены приоритетные направления деятельности субъектов малого предпринимательства: агропромышленный комплекс, в том числе переработка сельскохозяйственной продукции; промышленность и инновационная сфера; строительство и жилищно-коммунальная сфера; бытовое обслуживание; общественное питание и придорожный сервис; внутренний туризм; утилизация отходов. В список приоритетных направлений деятельности включены также народные художественные промыслы как ремесленное производство, способствующее росту национального самосознания. Предприятия мало-

го бизнеса, обладая сравнительно эффективной и маневренной структурой, возможностью быстро подстраиваться к конъюнктуре рынка, готовностью к необходимым инновациям, в конечном счете, способны добиваться значительных конкурентных преимуществ по сравнению с крупными предприятиями. Дальнейшее увеличение числа субъектов малого предпринимательства и улучшение их деятельности позволит создавать новые рабочие места, удовлетворять возрастающие потребности людей, способствовать развитию рыночной системы хозяйствования социальной направленности.

Выделим ключевые перспективные направления деятельности в сфере государственной поддержки развития малого и среднего предпринимательства:

- анализ и мониторинг ситуации с развитием субъектов малого и среднего предпринимательства;

обучение предпринимателей от начинающих до топ-менеджеров, организация доступных консультаций по вопросам предпринимательства, интенсификация всех каналов информирования предпринимателей;

- популяризация и повышение имиджа занятия предпринимательством;

- определение и создание «точек роста» по отраслям народного хозяйства и поддержка ключевых направлений;

- развитие социального предпринимательства, привлечение субъектов малого и среднего предпринимательства к реализации социальных проектов;

- усиление рыночных позиций субъектов малого и среднего предпринимательства на внутрирегиональном, межрегиональном и международном рынках;

- создание благоприятных условий для взаимодействия между крупным и малым бизнесом посредством развития субконтрактации и аутсорсинга;

- координация и поддержка муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства.

В целях регулярного получения объективной информации о состоянии предпринимательского климата в Республике Башкортостан и снижения административных барьеров необходимо разработать и внедрить стандарт проведения органами местного самоуправления мониторинга предпринимательского климата с использованием современных 1Т-технологий. Кроме того, необходимо регулярное проведение социологических опросов и анкетирования самих предпринимателей. Вышеперечисленные меры направлены на формирование благоприятной среды функционирования различных элементов системы, обеспечивающей стимулирование деятельности малых предприятий на основе сотрудничества государственных органов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях с предпринимательскими структурами, общественными и негосударственными объединениями предпринимателей.

В современных условиях становится все более очевидной настоятельная необходимость создания постоянно функционирующего механизма взаимодействия всех, кто осуществляет поддержку малого и среднего предпринимательства на всех уровнях управления: федеральном, региональном и местном. Только на основе консолидации всех усилий с привлечением широкой общественности и при активном сотрудничестве с органами власти всех уровней могут быть созданы благоприятные условия для нормальной деятельности и развития этой сферы деятельности.

Библиографический список

1. Изменения, вносимые в государственную программу «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан» от 01.04.2015 г. № 110 // Ведомости Государственного Собрания-Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан. - 2015. - № 12(486).

2. Федеральный Закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации (с изменениями на 29 июня 2015 года) № 156 // Российская газета. - 2015. - № 6715.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.