Научная статья на тему 'Управление процессом перехода российских мегаполисов к инновационному типу экономического развития'

Управление процессом перехода российских мегаполисов к инновационному типу экономического развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
121
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ECONOMIC DEVELOPMENT / ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENTS / МЕГАПОЛИСЫ / MEGACITIES / УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / STATE REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Харламова Татьяна Львовна

В статье исследуются современные проблемы поиска эффективного механизма управления экономикой мегаполиса и перевода его развития на инновационный путь. Определены направления такой работы и даны рекомендации по совершенствованию государственного регулирования этого процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The management of transion of megacities to innovative type of economic development

The article examines the modern problem of the search of an effective mechanism of economic management of the megacity. The transition of its development to an innovative way is investigated. The directions of this work and recommendations on improvement of state regulation of this process are determined.

Текст научной работы на тему «Управление процессом перехода российских мегаполисов к инновационному типу экономического развития»

Mi, ^^тЯрлЯ!

Т.Л. ХАРЛАМОВА

Татьяна Львовна ХАРЛАМОВА — кандидат экономических наук, доцент.

В 1987 г. окончила экономический факультет Мичуринского плодоовощного института. С 2006 г. работает на кафедре менеджмента Санкт-Петербургского торгово-экономического института.

Автор более 50 научных работ.

Сфера научных интересов — управление процессом инновационного развития бизнеса.

^

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ПЕРЕХОДА РОССИЙСКИХ МЕГАПОЛИСОВ К ИННОВАЦИОННОМУ ТИПУ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Управленческий механизм обеспечения экономического развития имеет свою специфику в различных территориальных образованиях в зависимости от уровня экономического и научно-технического потенциала, регионального благосостояния, масштаба хозяйственного пространства, наличия экономических, в том числе природных, ресурсов, а также институтов, готовых обеспечивать процесс развития. Типы экономического развития определяются в зависимости от конкретных условий взаимодействия рабочей силы и средств производства, а также направленности инновационной деятельности.

Как показывает опыт экономически развитых стран, основополагающую роль в переходе к интенсивному типу развития играет стимулирование развития образования и науки, достижения которой должны постоянно внедряться в систему производства и потребления. Данный путь поддерживает и абсолютное большинство населения в нашей стране. Так, более 60 % опрошенных по поводу приоритетных направлений финансирования считают, что в первую очередь следует финансировать научные исследования и новые технологические разработки [2, с. 13]. Мировой опыт последних двух-трех десятилетий, особенно опыт новых индустриальных стран, свидетельствует о том, что стимулирование экономического развития с помощью одних монетарных инструментов не дает решения проблем в долгосрочном периоде. Нарастание финансового кризиса в Европейском сообществе — тому яркое подтверждение.

В условиях глобализации одной из важнейших движущих сил экономического развития является конкуренция. Ее положительное воздействие возможно при поддерживающей роли государства, обеспечивающего общие организационно-экономические, организационно-правовые, а также социальные условия деятельности хозяйствующих субъектов. Немаловажно при этом и влияние неэкономических методов. Государство, имея возможность сосредоточивать в своих руках финансовые, мате-риально-вещественные, сырьевые и трудовые ресурсы, может содействовать экономическому развитию. Иными словами, государство, воздействуя на экономические факторы, оказывает влияние на динамику и структуру спроса и предложения посредством определения степени монополизации рынков, изменения цен на различные ресурсы (например, через налоговую политику), изменения условий получения кредитов, объемов и структуры государственных расходов и пр. В сегодняшней России эта составляющая работает неудовлетворительно. В настоящее время имеют место большой объем госсектора (госкомпании и госкорпорации), значительно количество неконкурентоспособных, но поддерживаемых государством предприятий, несоответствие применяемых методов управления между-

Г

ГРНТИ 06.39.41 © Т.Л. Харламова, 2012

народным принципам, масштабный «теневой» бизнес. Формы государственного участия в решении современных проблем экономического развития мегаполиса могут быть различными, но сегодня они чаще всего строятся в соответствии с вышеназванными составляющими.

Становится очевидным, что в настоящее время требуется создание такой системы, при которой органы управления смогли бы сформировать механизм действенного регулирования, адекватный современным условиям глобальной и национальной экономики, а также специфическим задачам, которые могут и должны решать российские мегаполисы. Без этого говорить об инновационном типе экономического развития невозможно. Такая деятельность должна осуществляться в единстве с концепцией регионального развития, на основе стимулирования экономической активности всех регионов страны. При этом основной задачей государственного управления должно стать формирование баланса сил развития в каждом отдельно взятом регионе, что обосновывается значительным разнообразием российского экономического ландшафта. Исходя из этого, мегаполисы можно будет рассматривать как точки роста российской экономики. В частности, на начальном этапе это могут быть так называемые опорные мегаполисы. С этой целью следует, с одной стороны, создавать условия для научно-технологического и инновационно-промышленного развития региона, а с другой — компенсировать недостаток активности в этих областях усилиями мегаполисов, которые локализованы на данной территории или в регионе.

В этих условиях характерной чертой государственного воздействия становится отказ от идеологии выравнивания индустриального развития регионов в пользу выравнивания качества жизни населения и объема и качества предоставляемых ему благ. Это создает условия не только для экономического развития, но и для изменения качественных характеристик региональных хозяйственных систем и использования инноваций, изменяющих, прежде всего, качественный уровень. Как известно, принято выделять различные виды инноваций:

1) инженерные и научные инновации;

2) инновации производства и продукта;

3) дополняющие и революционные инновации;

4) секторальные и универсальные инновации;

5) «малобюджетные» инновации и инновации «по рыночной цене» [3, с. 4].

В зависимости от вида инноваций меняется содержание компенсационных мер государства по возмещению недостатка территориальной активности; соответственно трансформируется и роль государства в управлении региональным развитием, и соотношение плановых и рыночных инструментов. Дело в том, что на региональных пространствах постоянно происходят процессы обмена административными ресурсами между их участниками и предоставления экономическим агентам административного ресурса в обмен на другие блага. В результате постоянно осуществляются производство и распределение административных ресурсов и инструментов управления. Данный процесс обусловлен тем, что любой хозяйствующий субъект стремится получить максимальное количество административного ресурса в целях наиболее эффективной реализации своих интересов и укрепления зон влияния. Поэтому в результате постоянного перераспределения административного ресурса происходят процессы, способствующие временному обособлению отдельных отраслевых и территориальных зон за счет имеющихся у них в этот период значительных административных инструментов во всех сферах хозяйственной жизни [5, с. 39]. Как показало наше исследование, в мегаполисах этот процесс проходит более эффективно, порой в более короткие сроки.

Процесс разработки и реализации экономической политики мегаполиса осуществляется в зависимости от желаемых ориентиров в достижении масштаба и типа экономического развития, что детерминирует поведенческие схемы основных субъектов — чиновников, законодателей, общественности. Это требует выявления особенностей и разработки механизма принятия инновационных решений с учетом интересов всех хозяйствующих субъектов, расположенных как в мегаполисе, так и на тех территориях, которые с ним тесно связаны экономически (особенно это характерно для Москвы — Московской области и Санкт-Петербурга — Ленинградской области). В качестве критерия идентификации субъектов формирования и принятия стратегических инвестиционных решений на уровне мегаполисов может выступать отношение к этим процессам со стороны федеральной власти.

Информативность при этом можно рассматривать как элемент общего механизма участия общественности в процессе выработки инновационной политики и принятия решений на уровне местных ор-

ганов власти, при снижении уровня скрытности, безнаказанности и при сокращении коррупции. Совершенствование процедуры подотчетности осуществляется в рамках следующих направлений, обеспечивающих приемлемый темп выбранного типа экономического развития.

1. Усиление эффекта от работы основных контролирующих институтов. Важная проблема, связанная с усилением этих институтов, заключается в ограждении инновационных предприятий от чрезмерного и нежелательного влияния.

2. Совершенствование/пересмотр правил, инструкций и норм, применяемых контролирующими институтами. Наиболее ярким примером здесь могут служить нормативные законодательные акты в сфере государственных закупок, которые требуют пересмотра не только на местном, но и на федеральном уровне управления.

3. Создание и развитие взаимоотношений между властными группами и институтами сдерживания. В условиях демократизации процессов принятия, реализации и контроля экономических решений необходима жесткая прямая связь органов местной власти с общественностью. В сфере подотчетности по результатам важно привлекать представителей общественности к оценке качества услуг предприятий, выпускающих инновационную продукцию. Отметим, что более высокий интеллектуальный потенциал жителей мегаполиса и их политическая активность позволяет осуществить это на практике.

Повышение уровня конкурентоспособности — одна из важнейших задач, которые ставят перед собой хозяйствующие субъекты всех уровней, включая и мегаполисы. Исходя из этого, возникает вопрос: почему в конкурентной борьбе одни территории внутри страны оказываются более успешными, достигают более высоких показателей в развитии и уровне благосостояния населения, а другие остаются менее результативными? Иными словами, почему одни территории оказываются более конкурентоспособными, чем другие? Отталкиваясь от основных положений Концепции сравнительного преимущества, можно дать ответ на этот вопрос в зависимости от следующих характеристик:

— различное географическое положение;

— различные природно-климатические условия (особенно если речь идет о такой большой по территории стране, как Россия);

— наличие различных полезных ископаемых, их доступность и близость к потребителям;

— различные по величине издержки производства на единицу производимой продукции.

Различия в экономике территории, населении, его культуре, уровне образования и дохода, инфраструктуре, управлении — все это в той или иной степени влияет на конкурентоспособность мегаполиса и тех фирм, которые здесь работают. Для того чтобы понять, какой из хозяйствующих субъектов является более конкурентоспособным, необходимо при сравнении использовать определенные показатели. Наш анализ показал, что в экономической литературе имеется множество подходов, выявляющих показатели конкурентоспособности. Обычно принято различать конкурентоспособность на микроуровне (конкурентоспособность фирм), мезоуровне (конкурентоспособность регионов) и на макроуровне (конкурентоспособность стран). При этом конкурентоспособность на региональном уровне можно рассматривать в узком и широком смыслах. В узком — если затрагивается соотношение цен на товары между различными регионами страны; в широком — если включается множество факторов, в той или иной степени влияющих на динамику региональных показателей развития в рамках экономики страны.

Исходя из разнообразия показателей оценки конкурентоспособности, представим интегрированный подход к оценке российских мегаполисов (см. табл.). Его цель — не просто выявить показатели оценки, но и определить посредством этого факторы, влияющие на конкурентоспособность и создающие конкурентные преимущества мегаполиса как единого хозяйствующего субъекта, действующего не только в границах страны, но и в рамках глобальной экономики. При этом следует признать, что данный подход имеет свои ограничения. Среди них выделяются: во-первых, отсутствие адекватной информации о тех или иных индикаторах конкурентоспособности и факторах, их определяющих; во-вторых, невозможность, да и ненужность, с точки зрения государства, обеспечения превосходства того или иного мегаполиса над остальными мегаполисами или регионами по всем показателям конкурентоспособности.

Таблица

Группы показателей оценки состояния экономики мегаполиса и потенциала его инновационного развития

Экономические показатели Социальные показатели Ресурсные показатели

Темпы экономического роста (ВРП); отраслевая структура экономики мегаполиса; темпы роста (падения) промышленного производства; объем и структура экспорта и импорта; динамика национальных и зарубежных инвестиций; объем и динамика собираемости местных налогов и сборов Доходы на душу населения; продолжительность жизни; рождаемость; смертность; детская смертность; качество и доступность медицины; качество и доступность образования; детская беспризорность; занятость населения (безработица); степень социального расслоения населения; уровень преступности; стоимость потребительской корзины; качество питания (потребление мяса и других продуктов на душу населения); обеспеченность жильем, средняя жилплощадь на душу населения; человеческий капитал Трудовые ресурсы; материальные ресурсы; интеллектуальные ресурсы

Составлено по: [7, с. 98-99].

Основываясь на представленном выше материале, укажем на возрастание требований к организации процесса управления инновационным развитием мегаполиса и механизму оценки результативности этой работы.

Управление инновационным развитием мегаполиса тесно связано с разработкой соответствующей политики, а результативность ее реализации — с инструментами регулирования (плановыми и рыночными). Исходя из этого, инновационную политику следует представлять как скоординированную систему административной, организационной и экономической деятельности администрации мегаполиса, направленной на достижение и регулирование экономического развития и инновационных преобразований в отраслевых и территориально-производственных комплексах мегаполиса. Цель этих действий — увеличение объема производства высокотехнологичной, наукоемкой продукции и повышение уровня конкурентоспособности производственного сектора и экономики мегаполиса в целом.

Инновационная политика на уровне мегаполиса определяется как в узком, так и в широком смысле. В узком смысле она понимается как совокупность инструментов, направленных на регулирование и развитие отдельных отраслей хозяйства, а в ряде случаев и предприятий. Такая трактовка позволяет охватить все сферы и отрасли, производящие продукты в материально-вещественной форме и в виде услуг, что дает возможность рассматривать мегаполис в качестве индустриального комплекса.

В широком смысле инновационная политика на уровне мегаполиса выходит за рамки только отраслевых и региональных проблем, так как включает решения, принимаемые на уровне государства. Это выражается в том, что состояние и развитие различных отраслей зависят от выбора механизма интеграции в хозяйственное пространство страны и специализации в этом пространстве того или иного мегаполиса, а в некоторых случаях, если речь идет, например, о Москве, Санкт-Петербурге и др., — и о вхождении в мировой рынок. Кроме того, следует учитывать уровень развития национальной системы управления инновациями и государственными программами развития отраслей, территорий и национальной экономики в целом. Таким образом, интеграция составляет сущность сегодняшних экономических отношений. При этом каждый из участвующих в этом процессе субъектов преследует свои интересы, как экономического, так и неэкономического характера.

Инновационную политику мегаполиса следует формировать на основе следующих взаимосвязанных друг с другом базовых принципов:

ориентированность — соответствие приоритетов развития промышленности потребностям хозяйствующих субъектов и нацеленность на повышение конкурентоспособности на региональном, национальном и мировом уровнях;

согласованность — предполагает тесное взаимодействие органов власти, представителей бизнеса и научного сообщества в процессе формирования и реализации инновационной политики;

целостность — единство взаимосвязи регулирующих инструментов инновационной политики друг с другом и с другими инструментами, формирующими экономическую действительность;

прозрачность — использование критериев оценки и отбора отраслей, территорий и отдельных предприятий науки, образования и промышленности для их поддержки и стимулирования развития [1,с.42].

Одним из приоритетов инновационной политики мегаполиса является развитие инновационных форм организации производственной деятельности. В современной экономической науке инновационные предприятия исследуются как самостоятельный сектор экономики. Поэтому для мегаполисов следует разрабатывать их собственную инновационно-промышленную политику. Примером этого может быть разработанный проект «Промышленная политика Санкт-Петербурга до 2020 года», реализация которого позволит повысить уровень инновационной активности бизнеса и устранить диспропорции между экспортом и импортом высокотехнологичной продукции.

Реализация инновационной политики подразумевает определенную последовательность действий. Эти действия должны быть управляемы, желательно из единого центра. В качестве критерия управляемости предлагается обеспечение баланса интересов участников инновационного процесса, работающих в мегаполисе. Основной задачей обеспечения баланса интересов будет такая организация привлечения инвестиций, при которой на каждом этапе процесса инновационного развития будет возможно устанавливать единые цели и критерии выбора. Тогда механизм достижения баланса интересов может быть выражен в единстве следующих трех положений.

1. Реализация стратегических направлений инновационного развития мегаполиса на основе взаимодействия трех систем — предприятий, региона и государства. В основе возникающих между ними отношений лежат экономические интересы и противоречия. В зависимости от временной характеристики интересов хозяйствующих субъектов определяется их способность действовать достаточно долго и обеспечивать стабильность в развитии инновационных процессов.

2. Внедрение системы отраслевых контрактов. Эту систему следует рассматривать как реальный инструмент достижения компромиссных решений в ходе реализации экономического развития инновационного типа. При этом соглашения могут выступать действенным инструментом, обеспечивающим практическую реализацию инновационной политики мегаполиса [6, с. 52].

В связи с этим возникает проблема финансирования деятельности программ инновационного развития. И здесь следует подчеркнуть, что только за счет финансовых ресурсов предприятий поставленные задачи не решить — требуется выделение и использование бюджетных средств. При обосновании бюджетного финансирования (как федерального, так и на уровне субъектов Федерации) необходим тщательный анализ самих инновационных проектов, а также их социальных последствий и эффектов. Показателен опыт самого крупного российского мегаполиса — Москвы. В одобренном недавно проекте развития столицы на 2012-2016 гг. говорится о финансировании развития высокотехнологичных отраслей, модернизации востребованных производств и реструктуризации неконкурентоспособных предприятий [4].

Активизация работы по этим направлениям позволит не только усилить инвестиционный процесс как таковой, но и обеспечить инвестиции в инновационную деятельность. Это, в свою очередь, невозможно без действенной системы государственного управления. Таким образом, инновационное развитие имеет определенную логику и последовательность решения, но его практическая реализация возможна только с учетом условий экономической жизни и модели развития конкретного мегаполиса и всей страны в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Беломестное В.Г., Зубарев Н.М. Формирование ресурсно-инновационной политики хозяйствующих субъектов как фактор роста инвестиционного потенциала сложных социально-экономических систем. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2008. 193 с.

2. Клоцеог Ф., Чернова Л., Сухотин А. О выборе перспективы развития // Экономист. 2010. № 8. С. 11-21.

3. Паркер Б. Кривая опыта // Ведомости. 2010. 28 июля.

4. Проект государственной программы «Стимулирование экономической активности» на 2012-2016 годы // Официальный портал мэра и Правительства Москвы. URL: http://www.mos.ru/press-center/news/index.php?id_4= 19522

5. Харламова Т.Л. Возможности гармонизации взаимоотношений между предпринимателями и государством //Известия СПбУЭФ. 2011. № 4. С. 37-41.

6. Харламова Т.Л. Совершенствование управленческого процесса, обеспечивающего перевод экономики региона на инновационный тип роста. СПб.: Изд-во Политехи, ун-та, 2009. 123 с.

7. ТЦиборщ КВ. Сравнительный анализ конкурентоспособности и финансового состояния предприятий отрасли и/или региона // Маркетинг в России и за рубежом. 2005. № 5. С. 92-111.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.