Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ОБУЧЕНИЯ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПРОГРАММАМИ: МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ'

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ОБУЧЕНИЯ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПРОГРАММАМИ: МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
управление / обучение / управление образованием / инструменты управления / management / training / education management / management tools

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Турышева Д. И.

Управление процессом обучения и образовательными программами является важной задачей для руководителей образовательных организаций. В данной статье представлены характеристики некоторых аспектов управления в образовании, приведены примеры. Далее описываются методы и инструменты, применяемые относительно управления процессом обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF LEARNING PROCESS AND EDUCATIONAL PROGRAMS: METHODS AND TOOLS

The management of the learning process and educational programs is an important task for the heads of educational organizations. This article presents the characteristics of some aspects of management in education, and provides examples. The following describes the methods and tools used to manage the learning process.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ОБУЧЕНИЯ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПРОГРАММАМИ: МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ»

УДК 37

Турышева Д.И.

Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова (г. Архангельск, Россия)

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ОБУЧЕНИЯ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПРОГРАММАМИ: МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ

Аннотация: управление процессом обучения и образовательными программами является важной задачей для руководителей образовательных организаций. В данной статье представлены характеристики некоторых аспектов управления в образовании, приведены примеры. Далее описываются методы и инструменты, применяемые относительно управления процессом обучения.

Ключевые слова: управление, обучение, управление образованием, инструменты управления.

Управление процессом обучения и образовательными программами является важной задачей для руководителей образовательных организаций. Далее рассмотрим основные аспекты этого процесса.

Важным аспектом являются планирование и проектирование образовательных программ, в которые, в свою очередь, включаются: разработка образовательных стандартов и учебных планов, определение целей, содержания и структуры программ, выбор методов и технологий обучения, формирование учебно-методического обеспечения.

Далее охарактеризуем некоторые аспекты организации и реализации образовательного процесса. В данную область включены: распределение учебной нагрузки и составление расписания, управление учебными ресурсами

(аудитории, оборудование, ЭОР), организация учебной деятельности обучающихся, контроль и мониторинг хода реализации программ.

Оценка и управление качеством образовательных программ также являются немаловажным фактором в процессе управления, здесь стоит сказать о важности таких аспектов как разработка систем оценки качества образования, проведение внутренней и внешней экспертизы программ, анализ образовательных результатов и обратной связи, принятие управленческих решений по совершенствованию программ.

Развитие и совершенствование образовательных программ включает в себя: актуализацию содержания программ с учетом изменений, внедрение инновационных методов и технологий обучения, повышение квалификации педагогических кадров, модернизацию учебно-методического обеспечения.

Эффективное управление процессом обучения и образовательными программами позволяет обеспечить высокое качество образования, удовлетворить образовательные потребности обучающихся и достичь желаемых результатов.

Управление процессом обучения и образовательными программами включает в себя использование различных методов и инструментов. Далее представлены некоторые из них.

Методы управления образовательными программами включают в себя: разработку и актуализацию образовательных стандартов и учебных планов,

проектирование и модернизация образовательных программ, управление содержанием и структурой образовательных программ, организацию и контроль реализации образовательных программ, мониторинг и оценку качества образовательных программ. Также немаловажным аспектом в системе управления процессом обучения являются инструменты управления процессом обучения, в которые могут входить системы управления обучением (например, Moodle), электронные журналы и дневники учащихся, системы управления учебным расписанием,

электронные образовательные ресурсы (ЭОР) и цифровые учебные материалы, системы видеоконференцсвязи для организации онлайн-занятий, инструменты для создания и управления учебным контентом, системы тестирования и оценки знаний учащихся, аналитические инструменты для мониторинга успеваемости и прогресса обучающихся[1].

Далее представлены методы и инструменты управления качеством образования:

системы менеджмента качества,

процедуры внутренней и внешней оценки качества образования, инструменты сбора и анализа данных об образовательных результатах, методы повышения квалификации и профессионального развития педагогов,

механизмы обратной связи от обучающихся, родителей и других заинтересованных сторон.

Эффективное использование этих методов и инструментов позволяет руководителям образовательных организаций управлять процессом обучения, повышать качество образовательных программ и достигать желаемых образовательных результатов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Громова Л.А., Трапицын С.Ю. Новые возможности управления качеством образовательных программ [Электронный ресурс] // Universum: Вестник Герценовского университета. - 2011. - №9. - Электрон. текстовые дан. Режим доступа: https://cyberlemnka.ru/article/n/mvye-vozmozhnosti-upravleniya-kachestvom-obrazovatelnyh-programm;

2. Гузаиров Мурат Бакеевич, Мартынов Виталий Владимирович, Рыков Виктор Иванович Управление процессом обучения на основе объектного подхода [Электронный ресурс] // Вестник УГАТУ (Vestnik UGATU). - 2007. -№7. - Электрон. текстовые дан. Режим доступа:

https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-protsessom-obucheniya-na-osnove-obektnogo-podhoda

Turysheva D.I.

Northern (Arctic) Federal University (Arkhangelsk, Russia)

MANAGEMENT OF LEARNING PROCESS AND EDUCATIONAL PROGRAMS: METHODS AND TOOLS

Abstract: the management of the learning process and educational programs is an important task for the heads of educational organizations. This article presents the characteristics of some aspects of management in education, and provides examples. The following describes the methods and tools used to manage the learning process.

Keywords: management, training, education management, management tools.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.