Управление процессами пространственной трансформации интеграционных образований в бизнесе
Management of the processes of spatial transformation of the integration
of business entities
Г оловков Андрей Николаевич
аспирант
ГОУ ВПО Сургутский государственный университет Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
Andrey N. Golovkov
post-graduate student of the Surgut State University
Аннотация: в статье раскрываются современные методы управления экономическим развитием, обосновывается их роль и особенности применения в рамках пространственной экономики.
Abstarct: the article is described a modern methods of management of economic development, role and key features of them in the spatial economics.
Ключевые слова: управление, пространственная экономика,
программы, особые экономические зоны, инвестиции, ресурсы.
Keywords: management, spatial economics, programs, Special Economic Zone, investment, resources.
Г осударство при осуществлении экономической и региональной
политики заинтересовано в трансформации экономической системы, изменении её структуры как по отраслям промышленности, так и по пространственному размещению. В настоящее время в Российской Федерации провозглашена следующая цель осуществления пространственно-экономических трансформаций: обеспечение сбалансированного социально-экономического развития регионов страны, укрепление территориальной целостности государства, стимулирование роста благосостояния и качества жизни граждан страны и сокращения различий между регионами по уровню жизни.
Как уже было отмечено, в настоящее время на уровне системы государственного и муниципального управления отсутствует представление об экономическом пространстве в контексте сфер физического пространства, в связи с чем фактически происходит подмена понятий «пространственный» и «территориальный» (зачастую они применяются как синонимы).
Однако следует признать, что при этом некоторые, применяющиеся ныне, меры государственной экономической политики приняты или реализуются с учетом действительно пространственных условий регионов (районов). К таким мерам, на наш взгляд, относятся:
1. Создание на территории Российской Федерации особых экономических зон (ОЭЗ);
2. Программы, касающиеся освоения месторождений полезных ископаемых;
3. Развитие экономики моногородов.
Особые экономические зоны — это определяемые Правительством Российской Федерации части территории, на которых действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а именно:
- инвесторы получают созданную за счет бюджетных средств инфраструктуру для развития бизнеса с бесплатным подключением к ней;
- резиденты получают таможенные льготы (режим свободной таможенной зоны) и налоговые преференции (снижение ставок налога на прибыль и социальных взносов, освобождение от земельного и транспортного
налогов на 5 лет);
- внедряется система администрирования «одно окно» при взаимодействии с государственными регулирующими органами;
- гарантия неизменности предоставляемых льгот и преференций.
В целом, такой режим позволяет снизить издержки на создание нового производства (по данным государственной управляющей компании ОАО «Особые экономические зоны», на 30%) и привлечь российских и зарубежных инвесторов в приоритетные для страны отрасли с целью развития высокотехнологичных отраслей экономики, импортозамещающих производств, туризма и санаторно-курортной сферы, разработки и производства новых видов продукции, расширения транспортно-логистической системы.
В России формирование особых экономических зон началось в 2005 году, с момента принятия Федерального Закона от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ Об особых экономических зонах в Российской Федерации. В настоящее время существуют ОЭЗ четырёх типов:
1. Промышленно-производственные — обширные территории, расположенные в крупных промышленных регионах страны. Определяющими преимуществами предполагаются близость к ресурсной базе для производства, доступ к готовой инфраструктуре и основным транспортным артериям.
В числе приоритетных направлений деятельности промышленно-произвдоственных ОЭЗ производство автомобилей и автокомпонентов, строительных материалов, химической и нефтехимической продукции, бытовой техники и торгового оборудования.
ОЭЗ данного типа располагаются на территории Республики Татарстан (ОЭЗ «Алабуга»), Липецкой области (ОЭЗ Липецк), Самарской области (ОЭЗ Тольятти) и Свердловской области (ОЭЗ «Титановая долина»).
2. Технико-внедренческие — формируются в крупных научнообразовательных центрах, имеющих научные традиции и исследовательские школы, с целью развития инновационного бизнеса, производства наукоемкой продукции и вывода ее на российские и международные рынки.
Привлекательность для венчурных фондов, а также разработчиков и производителей высокотехнологичной продукции определяет пакет таможенных льгот и налоговых преференций, доступ к профессиональным кадровым ресурсам наряду с пропагандированием модернизации в различных отраслях экономики.
Приоритетными направлениями развития технико-внедренческих зон являются нано- и биотехнологии, медицинские технологии, электроника и средства связи, информационные технологии, точное и аналитическое приборостроение, ядерная физика.
Четыре ОЭЗ данного типа расположены на территории Томска, Санкт-Петербурга, Москвы и Дубны (Московская область).
3. Портовые — находятся в непосредственной близости от основных глобальных транзитных коридоров. Их положение позволяет получить доступ к рынку портово-логистических услуг как на Дальнем Востоке, так и в центральной части России.
К настоящему времени обозначены три портовые ОЭЗ:
- ОЭЗ «Ульяновск» — на базе аэропорта «Ульяновск-Восточный» в близости к ульяновским авиационным предприятиям, что создаёт предпосылки для развития проектов, связанных с техническим обслуживанием и переоборудованием воздушных судов;
- ОЭЗ «Советская гавань» — формирование современного многопрофильного портового, судоремонтного центра в Хабаровском крае , который опирается на удобное географическое положение и уже существующую инфраструктурную базу;
- ОЭЗ «Мурманск» — предполагается строительство контейнерного терминала, модернизация действующих и возведение новых портовых мощностей по приему, перевалке и погрузке насыпных и наливных грузов, сборка буровых установок, с целью освоения шельфовых месторождений нефти и газа.
4. Туристско-рекреационные — располагаются в наиболее живописных и
востребованных туристами регионах России, предлагают создание благоприятных условий для организации туристического, спортивного, рекреационного и других видов бизнеса.
В настоящее время в России создано 13 особых экономических зон туристического типа: семь туристических зон располагаются на территории Иркутской области, Алтайского края, Республики Алтай, Республики Бурятия, Калининградской области, Ставропольского края, Приморского края, еще шесть ОЭЗ располагаются в северо-кавказском федеральном округе.
Кроме того, в Калининградской области с 1991 года действует ОЭЗ (СЭЗ «Янтарь»), условия функционирования которой на настоящий момент оговорены в отдельном Федеральном законе № 16-ФЗ от 10.01.2006 г.
Как видно из приведенных характеристик особых экономических зон, в каждой из них, так или иначе, учтены уникальные преимущества в сферах физического пространства (хотя и не производится такого деления). В целом, можно признать, что ОЭЗ в состоянии предложить (по крайней мере, на бумаге) заинтересованным инвесторам важные для них преференции. Однако, наличие особых ограничений, прописанных в законе, не позволяет использовать ОЭЗ для полноценного развития всех сфер пространства.
В законе отдельно оговорено, что никакая ОЭЗ, кроме зон туристско-рекреационного типа, не может находиться на территории нескольких муниципальных образований или включать полностью территорию административно-территориального образования.
При создании особой экономической зоны Правительство Российской Федерации определяет виды деятельности, осуществление которых разрешено на ее территории, однако в любом случае не допускается:
- добыча и переработка полезных ископаемых;
- металлургическое производство и переработка лома черных и цветных металлов;
- производство и переработка подакцизных товаров, за исключением легковых автомобилей и мотоциклов;
- все ОЭЗ, кроме ОЭЗ туристско-рекреационного типа, могут создаваться только на земельных участках, находящихся в государственной собственности.
Такие особые условия ограничивают развитие многих регионов (районов), в частности, имеющих ресурсный (недро-почвенный) потенциал.
Есть затруднения и с реализацией программ в сформированных ОЭЗ. В большинстве ОЭЗ не доведена до необходимого уровня инфраструктура, имеются затруднения с подключением резидентов к объектам инфраструктуры, не выстроен механизм взаимодействия резидентов экономической зоны, задействовано много управляющих и контролирующих органов, не хватает профессиональных и компетентных кадров. Институты власти, призванные помогать инвесторам, на деле занимаются перепиской и бесконечными совещаниями по одним и тем же вопросам. Причем все недостатки обычно объясняются минимальной, либо отсутствующей практикой управления такими зонами в России.
Всё это, вкупе с мировым финансовым кризисом 2008 года, стало причиной весьма скромных результатов от внедрения ОЭЗ. По официальным данным, с 2006 года по 2011 год бюджетные вложения на развитие особых экономических зон России составили более 45 миллиардов рублей или порядка $1,5 миллиардов, в ОЭЗ пришло 266 инвесторов (по состоянию на июль 2011 года) из 18 стран. Среди них есть такие транснациональные гиганты как Yokohama, Isuzu, Itochu, Sojitz, Air Liquide, Bekaert, Rockwool, Novartis, Plastic Logic и другие. Объем заявленных резидентами инвестиций - более 280 миллиардов рублей или порядка $ 9,7 миллиардов.
Однако данных о результатах деятельности функционирующих организаций-резидентов, налоговых поступлениях в бюджеты различных уровней, объеме фактических инвестиций резидентов, влиянии на социальноэкономическую обстановку в официальных источниках нет, что, по нашему мнению, может служить доказательством недостаточной эффективности особых экономических зон, отсутствии в настоящее время ожидаемого результата.
При этом особые экономические зоны, на наш взгляд, при максимальной заинтересованности всех участников процесса и научной организованности являются одним из немногих действенных методов государственной политики по привлечению инвесторов и развитию приоритетных отраслей и регионов (районов). Новым инструментом в рамках пространственного подхода к экономическому развитию может оказаться формирование особых пространственно-экономических зон. Сохраняя суть традиционных особых экономических зон (законодательное предоставление резидентам таможенных, налоговых, административных и иных преференций при осуществлении определенной деятельности на определенной территории), пространственноэкономические зоны будут охватывать только определенную сферу пространства, обеспечивая выгодные условия для размещения предприятий некоторых видов деятельности.
Как уже было сказано выше, на территории ОЭЗ законодательно запрещена добыча и переработка полезных ископаемых. В случае необходимости развития и реализации проектов в добывающих отраслях, на государственном уровне создаются различные программы с учетом состояния и запасов природных ресурсов.
Примерами подобных проектов могут быть строительство магистральных нефтяных и газовых трубопроводов («Восточная Сибирь-Тихий Океан», Мурманский нефтепровод, «Якутия-Хабаровск-Владивосток» и др.), а также проект «Урал Промышленный-Урал Полярный».
Система проектируемых и уже запущенных трубопроводов призвана соединить нефтяные и газовые месторождения (находящиеся в Западной и Восточной Сибири) либо с морскими портами (Находка, Мурманск), либо с перерабатывающими заводами с целью расширения и диверсификации экспортных поставок, выхода на новые рынки, преимущественно Азиатско-Тихоокеанского региона.
Проект «Урал Промышленный-Урал Полярный» — один из наиболее масштабных проектов по освоению природных ресурсов в истории
современной России. В рамках осуществления проекта планируется, в частности, разведка, изучение и эксплуатация месторождений комплекса полезных ископаемых, расположенных на восточных склонах Уральских гор, введение их в хозяйственный оборот, строительство железных дорог и объектов электроэнергетики.
Для реализации проекта создано одноименное открытое акционерное общество, акционерами которого являются Тюменская, Челябинская и Свердловская области, Ямало-Ненецкий автономный округ и Ханты-Мансийский автономный округ.
Комплексный проект состоит из трех блоков:
1. Транспортный блок (развитие железнодорожной магистральной сети);
2. Энергетический блок (строительство объектов генерации тепловой и электрической энергии, а также реализация региональных программ по энергосбережению и повышению энергоэффективности);
3. Блок геологии и горнорудных производств (проекты по добыче и переработке бурого угля, кварца, руд различных металлов).
Ожидаемым результатом реализации данного проекта, помимо очевидных социально-экономических последствий (рост поступлений в бюджеты всех уровней, создание новых рабочих мест, развитие импортозамещения и т.д), называется еще синергетический эффект от строительства нового транспортного коридора вдоль восточного склона Уральских гор, благодаря чему транспортное плечо при доставке руд на уральские металлургические заводы должно сократиться более чем на 1000 км, а соответственно и стоимость сырья. Это позволит улучшить экономические параметры ряда инвестиционных проектов в металлургии, машиностроении и других отраслях. По мнению специалистов, инвестиции в модернизацию предприятий вырастут в 4-5 раз. Это позволит эффективнее использовать конкурентные преимущества региона, в числе которых не только залежи полезных ископаемых, но и высокая квалификация рабочей силы, и богатые традиции, культура промышленного производства.
Кроме того, с помощью проекта «Урал Промышленный - Урал Полярный» планируется связать экономику северных регионов страны в одно целое.
Описанные проекты, в отличие от ОЭЗ, направлены не на создание условий для привлечения инвесторов, а предполагают создание частногосударственного партнерства с крупнейшими предприятиями российской экономики (Лукойл, Сибур, ТНК-ВР), привлечение корпораций с участием государственного капитала (Газпром, РЖД, Роснано) для реализации крупномасштабных проектов по освоению месторождений полезных ископаемых, созданию новых производств, межрегиональных и международных транспортных сетей и т.д.
Реализация подобных проектов как метод государственного управления пространственным развитием — это, на наш взгляд, одна из основных ролей государства в современной экономической системе. Привлечение заинтересованных корпораций позволяет снизить инвестиционную нагрузку, а также разделить риски по поиску рынков сбыта и на случай каких-либо затруднений с ресурсами (неподтверждение запасов, истощение месторождений и т.д).
Кроме того, государство имеет возможность налогово-тарифного регулирования, что зачастую используется для повышения привлекательности подобных проектов или конкретных месторождений (в случае их освоения исключительно частными организациями). Так 20 июля 2009 года правительство Российской Федерации приняло постановление об обнулении таможенной пошлины на экспорт нефти с 13 месторождений Восточной Сибири. Данная мера была призвана активизировать разработку недр региона, которые служат ресурсной базой для заполнения некоторых строящихся трубопроводных сетей.
Важнейшими проблемами на современном этапе развития российской экономики в подобных проектах являются эффективность расходования средств на всех этапах реализации, а также всеобъемлющая оценка (особенно
экологическая) проекта на стадии разработки. Практика реализации большинства перечисленных выше проектов выявила недочеты различного характера, устранение которых приводило к срыву сроков строительства, увеличению стоимости проекта, необходимости его частичного пересмотра. Указанные проблемы являются абсолютно решаемыми при наличии воли и желания высших руководителей проектов.
В условиях международного финансового кризиса возникла проблема экономической стабильности в городах с монопрофильной экономикой (моногородах), что привело к разработке комплекса мер поддержки таких образований. Можно сказать, что, согласно предложенной нами классификации, к этому привело обострение экономической ситуации в территориальной сфере пространства.
В настоящее время, работа в данном направлении только началась. В соответствии с приказом Министерства регионального развития Российской Федерации (от 21 июля 2009 г. № 301) была создана Межведомственная рабочая группа Минрегиона по вопросам снижения негативного воздействия финансового кризиса на социально-экономическое развитие моногородов в субъектах Российской Федерации.
В рамках деятельности Межведомственной рабочей группы Минрегиона России были рассмотрены и одобрены следующие критерии отнесения населенных пунктов к категории монопрофильных:
- наличие предприятия или нескольких предприятий, осуществляющих деятельность в рамках единого производственно-технологического процесса, на котором занято на основной работе более 25% экономически активного населения;
- наличие в населенном пункте предприятия или нескольких предприятий, осуществляющих деятельность в рамках единого производственно-технологического процесса, на долю которых приходится более 50% объема промышленного производства.
Кроме этого, в 2009 году была сформирована Рабочая группа по
модернизации моногородов при Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции, в рамках деятельности которой были сформирован общий перечень из 335 городов (на основании предложений субъектов Российской Федерации), отнесенных к категории монопрофильных.
Структура моногородов по численности населения показывает, что наряду с крупными городами, где численность населения превышает 500 тыс. человек, основную массу составляют города с численностью населения до 20 тыс. человек (158 городов, или 47 % общего количества).
В качестве основного инструмента реализации поставленной задачи выступал комплексный инвестиционный план модернизации моногорода (КИП).
Непосредственная разработка и формирование КИПов модернизации моногородов осуществлялась органами местного самоуправления моногородов, обсуждение комплекса мер по диверсификации экономики моногородов, включаемых в КИПы, производилось на площадке рабочих групп по модернизации моногородов, сформированных в 55 субъектах Российской Федерации и включающих в свои составы представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и собственников градообразующих предприятий.
Комплексный инвестиционный план:
- является ресурсно-обеспеченным инвестиционным пакетом (состоящим из комплекса взаимосвязанных и взаимодополняемых инвестиционных проектов) по решению наиболее критических проблем, выявленных в ходе диагностики и поддерживающим устойчивое развитие социальноэкономической системы;
- обеспечивает возможность координации развития городов на территории субъекта Российской Федерации или агломерации;
- позволяет в ходе реализации сконцентрировать возможности федеральных, ведомственных и региональных целевых программ и стратегий развития;
- дает возможность в ходе диагностики определить оптимальный путь развития города (включая стимулирование переезда населения);
- создает условия для реализации проектов на принципах государственночастного партнерства.
Обозначенные основные направления развития моногородов состоят в следующем:
- модернизация существующих производств, имеющих
конкурентоспособный потенциал: сокращение переменных издержек,
ориентация на выпуск товаров и предложение услуг с высокой добавленной стоимостью;
- поиск дополнительных экономических специализаций, диверсификация городской экономики посредством развития малого и среднего бизнеса в таких сферах как мелкотоварное производство по индивидуальным заказам, малоэтажное строительство и производство строительных материалов, сфера обслуживания, развитие информационно-коммуникативных технологий, модернизация коммунальной инфраструктуры, с созданием инфраструктуры поддержки предпринимательства: инкубаторов и технопарков;
- превращение в центр координации развития районного агропромышленного комплекса, переработка сельскохозяйственного сырья и поставка готовых продуктов на рынки агломераций и крупных городов;
- ускоренное развитие отвечающего потребностям местной экономики человеческого капитала;
- оказание инфраструктурных, транспортных и логистических, туристско-рекреационных и иных услуг для нужд агломераций и крупных городов.
Главным критерием отбора «якорных проектов», претендующих к софинансированию за счет средств федерального бюджета, должно стать комплексное решение проблем улучшения инвестиционного климата, модернизации промышленности, обеспечивающее максимальную дополнительную занятость с хорошо оплачиваемыми, современными рабочими местами, синергетический и мультипликативный эффекты.
В рамках проводимой работы в 2010 году из перечня 335 моногородов было выделено 35 моногородов, в которых зафиксировано нестабильное социально-экономическое положение, наблюдались предпосылки социальной напряженности и значительный спад в экономике и которым требуется более пристальное внимание со стороны федеральных властей и незамедлительная поддержка за счет средств федерального бюджета в виде межбюджетных трансфертов на реализацию инвестиционных проектов в форме дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов, в форме бюджетного кредита, субсидии на реализацию программ по развитию малого и среднего предпринимательства в моногородах, а также в виде внесения дополнительного имущественного взноса в Фонд ЖКХ на расширение программ по капитальном ремонту аварийных многоквартирных жилых домов и переселению граждан моногородов из ветхого и аварийного жилья.
Таким образом, большая часть средств должна предоставляться на возмездной и возвратной основе.
Кроме того, в целях снижения напряженности на рынке труда моногородов Правительством Российской Федерации было принято решение о дополнительном выделении отдельным субъектам федерации из средств субсидий из федерального бюджета на реализацию дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда моногородов, уровень регистрируемой безработицы в которых превышает среднероссийский уровень безработицы (2,1 % от численности экономически активного населения по состоянию на 1 февраля 2010 г.).
Основные задачи на следующем этапе реализации программы:
- отбор не менее 15 лучших комплексных инвестиционных планов для поддержки их мероприятий. Согласно предварительному анализу, реализация мероприятий КИПов моногородов, может обеспечить до 40 тыс. новых рабочих мест, тем самым способствуя снижению уровня безработицы в каждом из городов вплоть до 2 %. В итоге число моногородов, получающих
господдержку, достигнет 50;
- формирование перечня «пилотных проектов» (не менее 50 стоимостью свыше 2 000 млн. руб.), реализуемых в 2011 году с привлечением Внешэкономбанка, как института развития;
- рекомендация региональным и муниципальным органам власти самостоятельно продолжать работу по поиску инвесторов для реализации инвестпроектов стоимостью до 2 000 млн.руб., а таких, по официальным данным, было заявлено более 1 тысячи, причем 774 из них — проекты стоимостью до 100 млн. руб.
- государственная поддержка инвестиционных проектов за счет федерального бюджета в основном должна ограничиться софинансированием строительства и реконструкцией инфраструктурных проектов (коммунальные сети, электроэнергоснабжение, дорожное хозяйство).
Как метод государственного управления пространственноэкономическими трансформациями, подобная поддержка монопрофильных городов применима скорее в условиях кризиса для предотвращения острых социальных последствий. При стабильном состоянии экономической системы подобные недостатки в структуре экономики должны выявляться в рабочем порядке и по возможности устраняться рыночными механизмами (стимулированием инвесторов для диверсификации хозяйства, реализацией программ по повышению эффективности градообразующих предприятий, созданием региональных особых экономических зон и т. д.).
При структуризации экономической системы в контексте сфер физического пространства комплекс мер государственного управления пространственно-экономическими трансформациями ограничивается стимулирующими программами для привлечения инвесторов в приоритетные отрасли пространства, а также построением инфраструктуры. Стратегическая роль органов государственного управления в этом случае определяется необходимостью комплексного оценивания всех сфер пространства страны, определению наиболее перспективных районов (дифференцированно по сферам пространства), исходя из долгосрочных целей экономической политики,
и выработке на основании этого системы мер по привлечению инвесторов и созданию предприятий.
Библиографический список
1. Головков А.Н. Пространственное развитие как экономическая категория // Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2011. - № 2 (26). - № гос. рег. Статьи 0421100034/. - Режим доступа к журн.: http://uecs.mcnip.ru;
2. Гольдберг О. В мире функционирует больше тысячи особых экономических зон, в России же их развитию, как всегда, мешают «национальные особенности»// Интернет-издание ДВ-РОСС, 2011 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://trudost.nichost.ru/?p=95092
3. Информационные материалы для инвесторов российских особых экономических зон // Министерство экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/resources/642fbb00464a688ebdaefd293491a18d/r us.pdf;
4. http://www.cupp.ru — официальный интернет-ресурс ОАО «Корпорация Урал Промышленный - Урал Полярный»;
5. http ://www.economy. gov.ru/ minec/activity/sections/sez/main/index —
официальный интернет-ресурс Департамента особых экономических зон и проектного финансирования Министерства экономического развития Российской Федерации;
6. http://www.monogorod.org — официальный интернет-ресурс секции «Моногорода» Союза Российских городов;
7. http://oao-oez.ru — официальный интернет-ресурс ОАО «Особые экономические зоны».
Bibliographical list
1. Golovkov A.N. Spatial development as an economic category //
Management of economic systems: science web-magazine. — 2011. — №2. [websource] — http://uecs.ru/uecs-26-262010/item/325-2011-03-25-11-33-26;
2. Goldberg O. There are thousand special economic zones in the world but their development in Russia faces with «national features» // Science web-magazine DV-ROSS. — 2011. [web-source] — http://trudost.nichost.ru/?p=95092
3. Press-kit for investors of russian special economic zones // Ministry of economic development of the Russian Federation [web-source] — http://www.economy.gov.ru/minec/resources/642fbb00464a688ebdaefd293491a18d/r us.pdf;
4. http://www.cupp.ru — official web-source of JSC «Corporation Ural Industrial — Ural Polar»;
5. http ://www.economy. gov.ru/ minec/activity/sections/sez/main/index —
official web-source of Department of special economic zones and project-financing of Ministry of economic development of the Russian Federation;
6. http://www.monogorod.org — official web-source of group «Monocities» of Russian cities Union;
7. http://oao-oez.ru — official web-source of JSC «SPECIAL ECONOMIC ZONES».