2. Сельское хозяйство в России. 2019 : Стат. сб. I Рос стат. - М., 2019. - 91 с.
3. Кабаненко М.Н., Андреева H.A. Анализ состояния земель сельскохозяйственного назначения России И Экономика, предпринимательство и право. - 2020. - Том 10, - № 4. - С 1035-1050.
4. Доклад о состоянии и использовании земель Краснодарского края в 2019 году: региональный доклад. - Краснодар, 2019. - 148 с.
5. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2019: Стат. сб. / Рос-стат, - М., 2019. -1204 с
6. Басова И.Д., Иватанова Н.П. Государствен и Li й мониторинг земель как фактор обеспечения рационального природопользования // Известия Тул ГУ. Науки о Земле, 2011. - №2. - С. 3-9.
7. Миляев Б.6., Михайлова Е.В. Перспективы применения сельскохозяйственных ресурсов в Российской Федерации // Интерэкспо Гео-Сибирь. -2019. - №2.- С. 147-153.
8. Воробьев A.B., Ахмедов А.Д. Создание, хранение и использование землеустроительной документации в период земельных преобразований / /Известия НВАУК.-2017,; - №4 (48).-С. 303 310.
9. Мамонтова И.Ю. Рациональное использование и охрана земель сельскохозяйственного назна чения// IACJ, - 2020. -т.-С. 20. Ю.Захарова Н.И. Мониторинг почв земель сельскохозяйственного назначения: сущность, цели и задач и // Вестник П АГС. -2012. - №2. ■ С. 117-121.
MANAGING THE PROCESSES OF INTERNATIONAL COOPERATION AND INTEGRATION OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN THE STA VROPOL TERRITORY FOR THE IMPLEMENTATION OF EXPORT ACTIVITIES Ostrovskiy Vladislav Igorevich, Postgraduate student, Southern Federal University, Rostov-on-Don
The internationalization of business activities and economic growth in the global environment have recently been largely supported by small and medium-sized businesses. The purpose of this article is to study small and medium-sized enterprise activities related to international cooperation and integration. Analysis of management practice shows that small and medium sized businesses are focused on independent production and promotion of products to foreign markets, and do not seek production cooperation and integrative cooperation with foreign partners. But the use of international cooperation and integration tools is one of the drivers of growth in foreign economic activity for small and medium-sized businesses, a trigger in international entrepreneurship. In this regard, the creation of institutional and financial conditions for the activation of exports, providing infrastructure and methodological support for foreign economic activities will contribute to the expansion of cooperation and integration ties between economic entities in the field of small and medium-sized businesses.
Keywords: international cooperation; international integration; internationalization; small and medium-sized businesses; cooperation.
DOI 10.24923/2222-243X.2020-35.7
УДК 339 ВАК РФ 08.00.05
> Островский В.И., 2020
ОСТРОВСКИЙ Владислав Игоревич, аспирант. Южный федеральный университет, Ростов на-Дону
УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССАМИ МЕЖДУНАРОДНОЙ КООПЕРАЦИИ И ИНТЕГРАЦИИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМА ТЕЛЬСТВА В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКСПОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ *
Интернационализация деятельности бизнеса, экономический рост в глобаль ной среде в последнее время во многом поддерживаются субъектами малого и среднего бизнеса. Целью статьи является изучение деятельности малых и средних предприятий, связанной с международной кооперацией и интеграцией. Анализ практики управления показывает, что малый и средний бизнес сосредоточен на самостоятельном производстве продукции и продвижении его на зарубежные рынки, и не стремится к производственному кооперированию и интегративному сотрудничеству с зарубежными партнерами, Но именно использование инструментов международной кооперации и интеграции представляется одним из драйверов роста внешнеэкономической деятельно стидля субъектов малого и среднего предпринимательства, триггером в международном предпринимательстве. В этой связи создание институциональных и финансовых условий активизации экспортной деятельности, обеспечение инфраструктурного и методического сопровождения внешнеэкономической деятельности будут способствовать расширению кооперационных и интеграционных связей хозяйствующих субъектов в сфере малого и среднего предпринимательства.
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-310-90078. Acknowledgments,: The reported study was funded by RFBR, project number 19-310-90078.
Ключевые слова: международная кооперация; международная интеграция; интернационализация; субъекты малого и среднего предпринимательства; сотрудничество.
X
Я
СО
си г
V
Ё
Стратегической целью развития современной России является О
формирование нового качества социально-экономического про- ^
гресса. Его характеристиками являются, прежде всего, улучшение Си
социально-экономической ситуации, а именно повышение уровня _0
и качества жизни населения. Институт предпринимательства как двигатель экономического роста и источник инновационного развития внутренней экономической системы должен стать ключевым
инструментом для нового качества социально-экономического про- ир
гресса в России. При реализации нового качества социально-экономического прогресса необходимо максимально полно учитывать весь спектр влияющих на него факторов, важнейшим из которых, следует считать фактор глобализации. Как отмечают исследователи, российское предпринимательство может адаптироваться к глобальной конкуренции по двум сценариям.
Первый сценарий связан с отрицанием потенциала глобализации - в этом случае иностранные предприятия продолжат доминировать на мировых рынках и активно применять методы агрессивной конкуренции. Этот сценарий обусловит в долгосрочной перспективе вытеснение российских предприятий с зарубежных рынков, что в конечном итоге приведет к созданию олигополисти-
ческой структуры мировых рынков, которая сделает невозможным —
реализацию нового качества социально-экономического прогресса России из-за спада деловой и инновационной активности.
Второй сценарий предполагает превентивное использование возможностей глобализации посредством международного сотрудничества и интеграции российских предприятий для укрепления их позиций на внутреннем рынке и выхода на зарубежные рынки, развитие экспортных операций. В этом случае отечественные субъекты предпринимательства смогут усилить свои конкурентные преимущества, что будет способствовать росту бизнеса и инновационному предпринимательству в масштабах российских и зарубежных рынков. Этот сценарий, по мнению автора, является предпочтительным, так как он обеспечивает генерацию международного сотрудничества и интеграции.
В связи с этим государственное стимулирование развития международной кооперации и интеграции субъектов предпринимательства в России становится чрезвычайно важным. Проблема в том, что большинство российских субъектов малого и среднего предпринимательства в настоящее время слабо участвуют в процессах международного сотрудничества и интеграции, хотя их вовлечение в рассматриваемые процессы предусмотрено Стратегией развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 г. № 1083-р [5].
В условиях нестабильности мировой экономики процесс поиска субъектами международного бизнеса различных возможностей сотрудничества, среди которых выделяют международную кооперацию и интеграцию, выступает одним из ключевых направлений обеспечения экономического роста.
С целью разграничения понятий "международная кооперация" и "международная интеграция" остановимся на сущности этих тер-
минов и сформулируем определения, которые отражают точку зрения автора данной статьи на исследуемый вопрос
Международная кооперация в предпринимательстве - это форма организации совместной деятельности отечественных компаний с иностранными партнерами, которая основывается на коммерческом сотрудничестве и выражается в формировании выгодных международных экономических связей и расширении рынков сбыта [1].
Международную интеграцию субъектов предпринимательства можно охарактеризовать как процесс объединения экономических субъектов, который приводит к расширению и углублению производственно-технологичес-ких и маркетинговых связей, совместному использованию ресурсов, созданию взаимных благоприятных условий осуществления внешнеэкономической деятельности [4].
Концептуально основа международной кооперации и интеграции СМСП выражается в интернационализации предприятий, которая позволяет преодолевать возникающие кризисы и получать новые конкурентные преимущества на мировом рынке. Несмотря на все проблемы, связанные с формированием и развитием интегрированных бизнес-групп, партнеры по международной кооперации и интеграции получают несравненно большую выгоду от сотрудничества, так как формируют для себя рынок с высоким уровнем потребления
Перспективы развития международной кооперации и интеграции субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП) в России связаны с созданием инклюзивной среды для международных интеграционных объединений и защитой интересов малого и среднего бизнеса.
Проблематика международного предпринимательства в развивающихся странах имеет высокую практическую актуальность, изучается фрагментарно многими практиками, но остается достаточно разрозненной и редко попадает в фокус исследований. Большое количество научных публикаций по международному предпринимательству посвящено деятельности крупных транснациональных компаний, а сфера международного предпринимательства СМСП в отечественной практике остается практически неизученной.
Международная интеграция, представляющая собой процесс сближения и объединения предприятий, углубления их взаимодействия на основе различных форм кооперации, спо-
собствует снижению ресурсоёмкосги российской экономики, повышению производительности труда и, в конечном итоге, повышению эффективности бизнеса [2].
В настоящее время в регионах России в государственном управлении кооперационными и интеграционными процессами в предпринимательстве основное внимание уделяется интересам региона. При этом международная кооперация и интеграция на региональном уровне продолжает оставаться недостаточно востребованной, что обусловлено, в частности отсутствием знаний у субъектов малого и среднего предпринимательства об инструментах и механизмах государственной поддержки. Слабая просвещенность в этих вопросах на региональном уровне приводит к низкой востребованности инструментов экономического партнерства и сотрудничества, что, в свою очередь, сдерживает инновационное развитие региональной экономики и препятствует реализации нового качества социально-экономического прогресса России.
Процессы международной кооперации и интеграции могут как открывать новые возможности для развития, так и представлять угрозы для субъектов малого и среднего предпринимательства. В связи с этим отдельным аспектом государственного управления развитием субъектов малого и среднего предпринимательства является управление процессами их международной кооперации и интеграции. Данное управление направлено на достижение максимальной выгоды от них для самих субъектов малого и среднего предпринимательства и для отечественной экономики. Целью государственного управления процессами международной кооперации и интеграции субъектов малого и среднего предпринимательства является оптимизация посредством гармонизации интересов всех заинтересованных сторон и максимизации синергетическо-го эффекта данных процессов. Механизмом достижения цели выступает институциональный подход к управлению процессами международной кооперации и интеграции субъектов малого и среднего предпринимательства.
Учитывая высокую степень регионализации экономики современной России и специфичность внутренней и международной производственной специализации каждого региона, обусловленной уникальностью его природно-климатических условий, относительных и абсолютных отечественных и глобальных конкурентных преимуществ, государственное управление развитием процессов международной кооперации и интеграции субъектов ма-
лого и среднего предпринимательства должно осуществляться отдельно в каждом регионе. Для реализации нового качества социально-экономического прогресса использование сле-
дующей модели государственного стимулирования внешнеэкономической деятельности обеспечит достижение перспективных целей (рис. 1).
Региональные государственные регуляторы
Оценка
заинтересованности,
продвижение
интеграции,
организационная
поддержка
_ _ __ Сохранение
Низкие барьеры входа
Региональное международное интеграционное объединение предприятий
Субъекты крупного предпринимательства
Субъекты иностранного предпринимательства
Субъекты малого и среднего
предпринимательства
Субъекты малого и среднего
предпринимательства
J
О
си о си
-О X
я ^
со си г
Результаты:
1) массовая международная интеграция и кооперация регионального предпринимательства;
2) существенный рост инновационной активности и предпринимательской деятельности в региональной экономики;
3) возрастание конкуренции и наращение экспорта российского предпринимательства.
Рисунок 1 - Модель государственного стимулирования развития международной кооперации и интеграции субъектов малого и среднего предпринимательства Ставропольского края [3]
V
Ё
43
Экспортно ориентированные СМСП получают необходимый уровень поддержки своих проектов в области внешнеэкономической деятельности через сформированный специализированный механизм, обеспечивающий координацию усилий всех элементов государственной системы поддержки экспорта от финансовых институтов, профильных министерств и ведомств, государственных служб до торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах. Развитие региональных интеграционных объединений в настоящее время является приоритетной задачей на региональном уровне, создаются целостные региональные хозяйственные комплексы с общими наднациональными и межгосударственными органами управления [5].
Зарубежный опыт показывает, что в рыночной экономике значительная, если не доминирующая, часть малого бизнеса находится в сфере интересов крупных предприятий. Кроме того, стабильность, доход, финансовые и инвестиционные возможности малых предприятий напрямую зависят от их отношений с крупными компаниями. Содействие сотрудничеству малых и крупных предприятий, использование потенциала сектора малого предпринимательства для развития продуктовых линеек крупных компаний, является
важным направлением развития всей бизнес-среды.
Субъекты малого и среднего предпринимательства в наименьшей степени защищены от влияния глобализации. Неустойчивость их рыночных позиций из-за малой доли рынка и небольшой рыночной власти делает малый и средний бизнес сильно подверженным негативному влиянию иностранной конкуренции. В отличие от субъектов крупного предпринимательства, способного к сохранению своего положения на рынке, СМСП, как правило, либо под воздействием глобализации вытесняются с рынка более успешными иностранными конкурентами, либо используют ее возможности для самостоятельного выхода на иностранные рынки, что в большинстве случаев происходит в форме международной кооперации и интеграции.
Многие СМСП упускают из виду выгоды, связанные с интернационализацией хозяйственной деятельности: более высокую производительность, более стремительный рост, более высокий уровень инноваций и более высокие шансы на коммерческий успех. Основными особенностями глобализации в настоящее время являются беспрецедентное снижение торговых барьеров во всем мире и значительное усовершенствование системы материально-технического обеспечения [7]. Прорыв в обла-
сти информационных технологий открывает путь для расширения обмена технологиями и знаниями, появления новых видов экономических сделок, например, электронная торговля. Благодаря синергетическому эффекту появляется доступ к новым ресурсам, упрощается проникновение на рынокдругой страны, обеспечивается быстрый выход продукции на зарубежный рынок, появляется возможность тщательного изучения зарубежного рынка.
Значительную роль в развитии международной интеграции предпринимательства играет внешнеэкономическая стратегия государства по стимулированию экспортной деятельности субъектов малого и среднего бизнеса, содействию кооперации их с зарубежными предприятиями. Все это способствует наращиванию темпов экспорта, снижению барьеров входа на зарубежные рынки, активному расширению иностранных рынков, активизации притоку из-за рубежа капиталов, технологий и квалифицированных кадров.
Б каждом регионе сформирована инфраструктура государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, которая призвана решать задачи по организационному и нормативно-правовому обеспечению государственной поддержки и развития предпринимательства, по совершенствованию административного управления малым и средним предпринимательством, преодолению административных барьеров при развитии предпринимательства, по выработке и реализации механизмов поддержки, программ развития малого и среднего предпринимательства, по развитию инфраструктуры и координации деятельности общественных объединений, союзов предпринимателей [6].
Рассмотренный институциональный подход к управлению процессами международной кооперации и интеграции субъектов малого и среднего предпринимательства позволил определить общие концептуальные основы дан-
ного управления. Он показал, что данное управление может иметь как стимулирующую, так и сдерживающую направленность, и в нем центральное место и ключевая роль отводятся созданию и развитию соответствующего инфраструктурного обеспечения.
Литература:
1. Владимирова И.Г. Глобализация мировой экономики: проблемы и последствия // Менеджмент 0 России И за рубежом. - 2001. - Na 3. - URL: https:/ /www.cfin.nj/press/management/2001 -ЗЛ O.shtml
2. Никулина О.В., Кузнецов A.A. Международная кооперация как механизм взаимодействия промышленных предприятий в сфере инноваций // Национальные интересы: приоритеты и безопас ность, - 2016. - - С. 88-102. - URL https:// elibrary.ru/download/elibraty_258689S6_81365487. pdf
3. Островский В,И. Роль международной кооперации и интеграции субъектов малого и среднего предпринимательства в реализации нового качества социально-экономического прогресса России Ц Гуманитарий Юга России. - 2019. - Том. 8. - №4, - С. 257 268. - URL: https://www.joijr.isras.ru/ upload/joumals/5/articles/6671/pubii с/6671 -12284-1-P8.pdf
4.Райзберг Б. А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е-Б, Современный экономический словарь. - 2-е изд., испр. - М.: ИНФРА М, 1999. - 479 с.
5. Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, утв. Распоряжением Прави тельства Российской Федерации от 2 июня 2016 г. №1083-р / Нормативная правовая база закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц: сборни к нормативных материалов. - М., 2017. - 2-е изд. - 348 с.
6. Формы государственной поддержки малого и среднего бизнеса. Официальный сайт Министерства экономического развития Ставропольского края. - URL: http://www.stavinvest.ru/work/sub79/ subSI
7. Широкова Г.В., Зибарев И.А. Интернационализация предпринимательских фирм из стран с развивающейся экономикой: опыт России // Вестник Санкт-Петербургского университета. - Сер. Ме неджмент. - 2013, - Вып. 1. - С. 69-109. - URL: https:/ /elibrary.ru/download/elibrary_18914651_ 52768075.pdf
SMALL HOTELS IN THE HOTEL SERVICES MARKET OF THE REPUBLIC OF CRIMEA: STA TE AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT
Plugar Elena Valeriana, PhD of Economics, Associate Professor Bugaeva Tatyana Nikolaevna, PhD of Economics, Associate Professor Stakhno Natalia Dmitrievna, PhD of Economics, Associate Professor
Tauride Academy Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky, Simferopol, Republic of Crimea
A retrospective study of the small hotels' development in the Republic of Crimea was conducted. The normative acts regulating the activity of hotels in the Crimean region in the period 1995-2020 were systematized, The main types of small hotels and their legal conditions were highlighted. The prospects and necessary measures of state support for the development of small-capacity hotels were formulated.