Научная статья на тему 'Управление пропедевтикой развития толерантности в процессе гражданского воспитания на основе проектной деятельности'

Управление пропедевтикой развития толерантности в процессе гражданского воспитания на основе проектной деятельности Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
69
31
Поделиться
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ПРОПЕДЕВТИКОЙ / РАЗВИТИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Багрийчук Е. П.

Управление пропедевтикой развития толерантности в процессе гражданского воспитания на основе проектной деятельности является предметом изучения данной статьи. Автор изучает проблемы теоретико-методологическая основа многокультурного образования, анализ философских трудов, системы образования, управление пропедевтикой, развитие толерантности, проектную деятельность, Концепции духовно-нравственного развития.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Багрийчук Е.П.,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Управление пропедевтикой развития толерантности в процессе гражданского воспитания на основе проектной деятельности»

УДК 373.1.02 Е.П. Багрийчук

УПРАВЛЕНИЕ ПРОПЕДЕВТИКОЙ РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА ОСНОВЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Управление пропедевтикой развития толерантности в процессе гражданского воспитания на основе проектной деятельности является предметом изучения данной статьи. Автор изучает проблемы теоретикометодологическая основа многокультурного образования, анализ философских трудов, системы образования, управление пропедевтикой, развитие толерантности, проектную деятельность, Концепции духовнонравственного развития.

Ключевые слова: управление пропедевтикой, развитие толерантности, проектная деятельность, концепция духовно-нравственного развития, воспитание личности гражданина, теоретико-методологическая основа, многокультурное образование, анализ философских трудов, система образования.

Гражданское воспитание на современном этапе приобретает все большую актуальность. Об этом свидетельствует ряд документов устанавливающих приоритет образования в государственной политике. Национальная доктрина образования в Российской Федерации в качестве основных рассматривает задачи обеспечения воспитания граждан правового, демократического государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, культуре, традициям других народов; формирование культуры мира и межличностных отношений [2, с. 14-15].

«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» в рамках Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, в сфере общественных отношений обучающихся предполагает, что воспитание должно обеспечить осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей, развитость чувства гражданской солидарности, поддержание межэтнического мира и согласия [1, с.13].

Существенным аспектом в исследовательском плане является целостное осмысление понимания толерантности в контексте не только ценностного гражданского качества личности, но и управления пропедевтикой толерантности в процессе гражданского воспитания на возможно более ранних стадиях социализации подрастающего поколения. Требуют рассмотрения также и вопросы об оптимальных условиях и средствах пропедевтики формирования толерантности у обучающихся младшего школьного возраста, условиях эффективности процесса формирования данного личностного качества.

В связи с этим важным результатом гражданской воспитанности обучающихся, по нашему мнению, среди других гражданских качеств является толерантность, как ценностное отношение к себе, близким, обществу, государству, культурному и национальному многообразию.

В 2001 году была принята Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 гг.)». Однако, как утверждается в «Рекомендациях Общественной палаты Российской Федерации о толерантности и противодействии экстремизму в российском обществе», работа по реализации программы закончилась преимущественно методическими разработками и не переросла в общественную кампанию и практическую деятельность. По-прежнему остаются актуальными как теоретические разработки в этой области, так и поиск эффективных форм воспитания толерантности, способствующих консолидации общества (мирового сообщества), мирному сосуществованию различных этносов и религиозных конфессий, межкультур-ному диалогу.

В настоящее время обсуждение и исследование проблемы толерантности приобрело универсальный характер для науки в целом. Существуют многочисленные философские, социологические, психологические, педагогические труды, направленные на ее многостороннее изучение.

Этим определяется актуальность и высокая востребованность толерантности в отношениях между людьми, которая жизненно важна во всех составляющих современного общества. Проблемы толерантности становятся наиболее актуальными в наши дни, с одной стороны, в связи с интенсивностью интегра-184

ции России в мировое сообщество, значительным расширением масштабов межкультурного взаимодействия, динамичным ростом социального запроса на деятельную, открытую личность, проявляющую ценностное отношение к другим людям и их взглядам; и, с другой стороны, в связи с сохранением в обществе негативных проявлений националистических настроений, ксенофобии.

Система образования, обладая уникальными возможностями по расширению знаний о других, непохожих на нас людях, их взглядах, культуре, в качестве одной из важнейших задач выдвигает проблему формирования толерантности у подрастающего поколения.

Особая роль в этом отводится школе, где складываются взгляды на мир и ценностные ориентации молодых поколений, накапливается личный опыт общения. В связи с этим перед современной школой сегодня стоят непростые задачи - это, во-первых, максимальное использование потенциала учебных дисциплин, имеющихся в базовом школьном курсе, во-вторых, внедрение в реальную школьную практику программ, направленных на формирование у обучающихся толерантности как важного свойства личности юного гражданина, способного достойно представлять свою страну и проявлять уважение к другим народам в процессе межкультурного взаимодействия.

Однако существующая система школьного образования не обеспечивает в полной мере ее формирования. Поэтому проблема формирования толерантности у школьников остается одной из важнейших задач современного образования.

Современные исследователи исходят из того, что неотделимым компонентом современного образования является учёт эт-норегиональной специфики (В.В. Амелин, Г.Н. Волков, М.Н. Губогло, Э.М. Виноградова, В.П. Комаров, А.Б. Панькин, В.А. Тишков, Г.В. Шешукова и др.) [3].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализ философских, психолого-педагогических, социологических трудов показывает, что исследование педагогических аспектов проблемы толерантности и ее формирования значительно расширилось в последние годы. Положения, касающиеся роли и места толерантности в современном обществе, рассматриваются в трудах А.Г. Асмолова, Р.Р. Валитовой, Б.С. Гершун-ского, В.М. Золотухина, В.А. Лекторского, М. Уолцера и др.; по-

являются фундаментальные и прикладные исследования по проблеме формирования толерантности (Г.В. Безюлева, С.К. Бонды-рева, Н.А. Валеева, Э.Дж. Вафина, Б.З. Вульфов, Л.В. Головатая, И.Б. Гриншпун, П.Ф. Комогоров, А.В. Коржуев, Н.В. Круглова, Н.Ю. Кудзиева, В.Г. Маралов, И.В. Миротворская, Б. Риэрдон, В.А. Ситаров, П.В. Степанов, Е.А. Стрельцова, В.В. Шалин и

др.) [3, 5].

В последнее время возникли концепции многокультурного образования Г.Д. Дмитриева, поликультурного образования А.Н. Джуринского, В.В. Макаева, З.А. Мальковой, мультикультурно-го образования Н.Б. Крыловой, Г.В. Палаткиной, A.B. Шафико-вой.

Сущность толерантности и особенности процесса ее формирования находятся в поле научного внимания В.Е. Козлова, О.В.Лебедевой, Н.В. Мольденгауэр, Т.А. Пичугиной, Ю.М. По-литовой, А.Д. Солдатенкова и других ученых [4].

Проблеме воспитания толерантности у школьников и студентов отнесены публикации A.M. Байбакова, С.Ю. Ивановой, И.В. Круговой, М.А. Перепелицыной, П.Н. Степанова.

Все исследования, несомненно, представляют большую ценность для педагогики как науки и практики, но проблема изучения процесса формирования этнической толерантности у школьников в подростковом возрасте остается недостаточно изученной. Необходимо осмысление понимания толерантности в контексте ценностного гражданского качества личности, оптимальных средствах пропедевтики формирования толерантности у обучающихся младшего школьного возраста, условиях эффективности процесса формирования данного личностного качества.

Принимая во внимание потребность практики, состояние научного знания, выделенные ранее противоречия, мы определили проблему исследования, состоящую в необходимости научного осмысления процесса формирования толерантности в современных условиях.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: положения культурно-исторической теории (Л.С. Выготский,

А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев); положения теории социальной идентичности (Г. Тэджфел, Дж. Тернер) и межгруппового взаимодействия (B.C. Агеев, Г.М. Андреева); и как важного психического регулятора социальных отношений личности, группы, об-186

щества (П.Н. Шихирев); выводы этнопсихологов о взаимосвязи позитивной этнической идентичности и этнической толерантности (Н.М. Лебедева, Г.У. Солдатова); современные исследования проблем этнической толерантности (А.Г. Асмолов, Г.У. Солдатова, Е.И. Шлягина, Н.М. Лебедева, Т.Г. Стефаненко, М.Н. Гу-богло, В.К. Малькова, Л.М. Дробижева и др.) [5, 7].

Воспитание и формирование толерантности - процесс многоплановый и разносторонний. В педагогической науке изучением этой проблемы занимались Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова,

В.С. Кукушкин, Л.В. Строганова, Л.Г. Федоренко, М.И. Рожков, Л.В. Байбородова, М.А. Ковальчук, М.В. Конышева, В.П. Ватман [6, 7]. Задачи, выдвигаемые на первый план воспитания толерантности это: формирование у подрастающего поколения адекватной современному уровню знаний, картины мира; овладение общей культурой, создание условий для развития положительной этнической и гражданской идентификации личности -члена поликультурного гражданского сообщества, интегрированного посредством родной и общероссийской культуры в мировое культурное пространство; воспитание нетерпимости к проявлениям национализма, религиозного экстремизма и ксенофобии, формирование российского общегражданского единства.

По мнению Строгановой Л.В. толерантность, в сущности, не столько качество, черта личности, сколько ее реализуемое состояние. Потому еще одной особенностью воспитания толерантности выступает теснейшее двуединство его задач: развитие а) готовности и б) подготовленности человека к сосуществованию с другими людьми, сообществами, обстоятельствами и принятие их такими, каковы они есть. Под готовностью мы понимаем внутреннее состояние, мотивацию, желание и способность положительного отношения к объекту; а подготовленность - это комплекс практических знаний и умений, с помощью которых человек может понять другого и его обстоятельства, динамичную, обновляющуюся или новую среду.

В современном понимании, процесс воспитания в целом и воспитание толерантности в частности - это эффективное взаимодействие (сотрудничество) воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели. Сложность воспитательного процесса состоит в том, что его результаты не видны явно и не быстро обнаруживают себя, как в процессе обучения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

И.П. Подласый отмечает, что личность подвергается одновременному воздействию множества разнохарактерных влияний и накапливает не только положительный, но и отрицательный опыт, требующий корректировки. Потому этому процессу присущи значительная вариативность и неопределенность результатов. Комплексность данного процесса заключается в единстве целей, задач, содержания, форм и методов, подчиненного идее целостного формирования личности.

По мнению Подласова И.П., хорошо организованное воспитание должно подготовить человека к трем главным ролям в жизни - гражданина, работника, семьянина. Воспитывая гражданина, отмечает автор, необходимо содействовать формированию у ребенка таких качеств личности, как: чувство национальной гордости и патриотизма; бережное отношение к национальным богатствам страны, языку, культуре, традициям; уважение прав и свобод других людей; активная жизненная позиция; выполнение гражданских обязанностей - чувство долга перед страной, обществом, родителями; дисциплинированность, трудолюбие, ответственность. Причем, эти качества, также не маловажны для человека, при выполнении и других социальных ролей -работника, семьянина. Мы считаем, что формирование выше перечисленных качеств личности, будет способствовать и воспитанию толерантности в том числе.

------------------------------------------ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бережнова Л.Н. Этнопедагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.Н. Бережнова, И.Л.Набок, В.И.Щеглов. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 240 с.

2. Воспитать человека: Сборник нормативно-правовых, научно-методических, организационно-практических материалов по проблемам воспитания / Под ред. В.А. Березиной, О.И. Волжиной, И.А. Зимней. — М.: Вента-на-Графф, 2003. -384 с. ISBN 5-9252-0433-6

3. Вяткин Б.А., Хотинец В.Ю. Этническое самосознание как фактор развития индивидуальности // Психологический журнал. 1996 Т.17. №5. С. 69-75

4. Губогло М.Н. Идентификация идентичности: Этносоциологические очерки/ М.Н. Губогло; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая.- М.: Наука, 2003. - 764 с.

5. Паина Л.И. Межэтническая интеграция - условие воспитания этнической толерантности // Вестник ОГУ - 2001. - №2 - С..40-44.

6. Rotheram M.J., Phinney J.S. Introduction: Definitions and perspectives in the study of children's ethnic socialization // Children's ethnic socialization: Pluralism and development. Newbury Park (Cal.), 1987. P. 10-28.

7. Vaughan, 1987 Vaughan G.M. A social psychological model of ethnic identity development //Children's ethnic socialization: Pluralism and development. Newbury Park(CaL), 1987. P. 73-91. EEH

КОРОТКО ОБ АВТОРЕ

Багрийчук Е.П. - аспирант, Технический институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» в г. Нерюнгри, luminamoon@mail.ru