Научная статья на тему 'Управление промышленным предприятием на основе интеграции потоковых процессов'

Управление промышленным предприятием на основе интеграции потоковых процессов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
462
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / ИНТЕГРАЦИЯ / ПРОЦЕССНЫЙ ПОХОД / МАТЕРИАЛЬНЫЙ ПОТОК / ПРОДВИЖЕНИЕ / ЗАТРАТЫ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / LOGISTICS / INTEGRATION / PROCESS MARCH / MATERIAL FLOW / PROMOTION / COSTS / COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белова Елена Олеговна, Алуян Вячеслав Саидович, Шелудько Елена Борисовна

В статье рассмотрена интегрированная модель организации и технологии товародвижения на предприятии. Управление предприятием на основе интеграции потоковых процессов позволяет снизить уровень запасов продукции в снабжении, производстве и сбыте, ускорить оборачиваемость вложенного капитала, снизить себестоимость производства, обеспечить удовлетворение потребностей потребителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Industrial enterprise management through the intergration of flow processes

The article describes an integrated model of organization and technology of product distribution in the enterprise. Enterprise management through the integration of flow processes allows to reduce inventory levels in the supply of products, production and sales, accelerate the turnover of invested capital, reduce production costs, meet the needs of consumers.

Текст научной работы на тему «Управление промышленным предприятием на основе интеграции потоковых процессов»

УДК 338.45:658 ББК 65.9(2)29 Б-43

Белова Елена Олеговна, кандидат экономических наук, доцент кафедры производственного и регионального менеджмента факультета экономики, управления и бизнеса Кубанского государственного технологического университета, т.: 8(961)5004646;

Алуян Вячеслав Саидович, доцент кафедры производственного и регионального менеджмента факультета экономики, управления и бизнеса Кубанского государственного технологического университета, т.: 8(918)3850000;

Шелудько Елена Борисовна, старший преподаватель кафедры производственного и регионального менеджмента факультета экономики, управления и бизнеса Кубанского государственного технологического университета, т.: 8(918)9595950.

УПРАВЛЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ ПОТОКОВЫХ ПРОЦЕССОВ

(рецензирована)

В статье рассмотрена интегрированная модель организации и технологии товародвижения на предприятии. Управление предприятием на основе интеграции потоковых процессов позволяет снизить уровень запасов продукции в снабжении, производстве и сбыте, ускорить оборачиваемость вложенного капитала, снизить себестоимость производства, обеспечить удовлетворение потребностей потребителей.

Ключевые слова: логистика, интеграция, процессный поход, материальный поток, продвижение, затраты, конкурентоспособность.

Belova Elena Olegovna, Candidate of Economics, assistant professor of the Department of Industrial and Regional Management, Faculty of Economics, Management and Business of Kuban State Technological University, tel.: 8 (961) 5004646;

Aluyan Vyacheslav Saidovich, assistant professor of the Department of Industrial and Regional Management, Faculty of Economics, Management and Business of Kuban State Technological University, tel.: 8 (918) 3850000;

Sheludko Elena Borisovna, senior lecturer of the Department of Industrial and Regional Management, Faculty of Economics, Management and Business of Kuban State Technological University, tel.: 8 (918) 9595950.

INDUSTRIAL ENTERPRISE MANAGEMENT THROUGH THE INTERGRATION OF FLOW

PROCESSES

(reviewed)

The article describes an integrated model of organization and technology of product distribution in the enterprise. Enterprise management through the integration of flow processes allows to reduce inventory levels in the supply of products, production and sales, accelerate the turnover of invested capital, reduce production costs, meet the needs of consumers.

Keywords: logistics, integration, process march, material flow, promotion, costs, competitiveness.

В условиях усиливающейся конкуренции для российских предприятий особенно актуальными являются поиск и использование всех возможностей повышения устойчивости бизнеса.

В середине XX в. ориентация производства на выпуск нужного на рынке товара и применение маркетинговых методов изучения спроса и воздействия на спрос оказались решающим фактором повышения конкурентоспособности. Задача создания систем, обеспечивающих сквозное управление материальными потоками, актуальности тогда не имела, во-первых, ввиду отсутствия технических возможностей построения таких систем в экономике, а во-вторых, ввиду того, что за счет применения новых для того времени маркетинговых приемов можно было резко уйти вперед. В сегодняшних условиях выявленный маркетингом спрос должен своевременно удовлетворяться посредством быстрой и точной поставки («технология быстрого ответа»). Таким образом, логистика дополняет и развивает маркетинг, увязывая потребителя, транспорт и поставщика в мобильную, технико-технологически и планово-экономически согласованную систему.

Маркетинг отслеживает и определяет возникший спрос, т.е. отвечает на вопросы: какой товар нужен, где, когда, в каком количестве и какого качества. Логистика обеспечивает физическое продвижение

востребованной товарной массы к потребителю. Логистическая интеграция позволяет осуществить поставку требуемого товара в нужное место в нужное время с минимальными затратами [1].

Маркетинг ставит задачу системного подхода к организации товародвижения, при эффективной организации товародвижения каждый из этапов этого процесса должен планироваться как неотъемлемая часть хорошо уравновешенной и логически построенной общей системы. Однако методы технико-технологической интеграции всех участников процесса товародвижения являются основным предметом изучения не маркетинга, а логистики.

Маркетинг нацелен на исследование рынка, рекламу, психологическое воздействие на покупателя и т.д. Логистика же в первую очередь нацелена на создание технико-технологически сопряженных систем проведения материалов по товаропроводящим цепям, а также систем контроля за их прохождением.

Маркетинг планирует процессы организационно, а службы логистики занимаются оптимизацией (для обеспечения равновесного состояния между всеми подразделениями компании: снабжение, транспорт, производство, склад, сбыт и т.д., имеющими непосредственное отношение к оперативной организации процессов). При этом важнейшей задачей логистики является разделение функций организации, оптимизации и управления процессами, то есть логистика в связке с маркетингом становится логистикой маркетинга, становится одним из ключевых факторов успеха на рынке. Отдача от логистики выступает в виде показателя всей хозяйственной деятельности компании -достижение уровня обслуживания потребителей, заданного маркетингом [2].

Такая система взаимодействия маркетинга и логистики (маркетинговые подразделения планируют потоковые процессы организационно, а службы логистики занимаются их оптимизацией), позволяет полнее раскрыть отдачу от логистики как основной результат деятельности всей системы движения товаров в виде показателя уровня обслуживания клиентов. Этот результат включает в себя следующие элементы, в виде требований к уровню обслуживания:

- скорость исполнения заказов и доставки заказов клиентам;

- возможность обеспечить срочную доставку;

- высокое качество товаров;

- готовность произвести возврат (или обмен) дефектного товара;

- наличие разнообразных, в т.ч. сервисных услуг.

В реальной экономике процесс преобразования ресурсов в продукты для каждого продавца на рынках покупателя выступает как единый в части управления организацией и технологией и как общий потоковый процесс, разделенный внутри на участки преобразования по признаку технологической последовательности его осуществления как обязательной очередности операций по созданию продукта.

В более детализированном виде интегрированную модель организации и технологии товародвижения на предприятии можно представить схемой, которая позволяет более предметно очертить границы, разделяющие общий потоковый процесс на отдельные участки управления, и показать его единый и общий характер (рис. 1).

Рынок ресурсов как источник их движ ения к цели

_внешняя среда_ предприятия

Рынок продуктов как цель движения и источник доходов предприятия

Внутренняя среда предприятия

1. Служба маркетинга

- изучает емкость рынка сбыта своих продуктов

- представляет результаты службе производства для планирования его объемов и номенклатуры

2. Служба управления производством _______

- загружает производство заказами покупателей

- информирует службу МТС о потребностях производства в МТР ^

по номенклатуре и объемам для выпуска продукта в планируемом периоде

3. Служба МТС

’ - определяет потребность производства в МТР на планируемые ^____

период

- отбирает каналы доставки МТР на склады

- заключает договоры на закупку МТР с поставщиками и смежниками

- планирует перевозку закупаемых МТР на склады хранения и организует запуск их в

производство _

\

4. Служба транспорта

- организует перевозки МТР к местам складирования и преобразования их в продукты

—► 5. Складская служба

- организует приемку, разгрузку, складирование, управление запасами и отпуск ресурсов в места производственного использования

—► 6. Служба производственного диспетчирования

- организует движение МТР по технологической цепи звеньев преобразование их в потоки товаров и услуг

—► 7. Служба сбыта

V- организует складирование, хранение, управление сбытовыми запасами и отправку товаров заказчикам сфер обращения

Рис. 1 - Модель взаимосвязей служб технологического управления общим потоковым процессом предприятия

Это необходимо для дальнейшей увязки действий по управлению потоковыми процессами между технологическими и логистическими службами предприятия в случаях использования ею логистики.

В основу воспроизводственного цикла хозяйственной деятельности любого субъекта экономики заложен принцип поточности как непрерывности движения носителей потока «от источника до цели», и оно организовано по модели производственно-коммерческого цикла, предусматривающего минимум разрывов между его фазами [3].

Интегрированный логистический подход, использующий «цепочку ценностей», ориентирован на всех участников. Логистические цепочки содержат пять областей эффективности:

- связь с поставщиками;

- связь с потребителями;

- технологические процессы внутри одного подразделения;

- логистические процессы между подразделениями внутри предприятия;

- логистические связи между предприятиями в логистической цепочке.

Совокупность фаз как полный цикл процесса преобразования ресурсов в продукты фирмы в действии представлен на рис. 2 в виде модели взаимосвязей служб технологического управления общим потоковым процессом предприятия [4].

Перечисленные в этой модели подсистемы хозяйственного аппарата предприятия (представленные перечнем из семи позиций в левой части рисунка 1) образуют полную структурную технологическую цепь, состоящую из множества конкретных звеньев, всего процесса управления товародвижения предприятия.

Интегрированная логистика позволяет наиболее эффективно реализовать цели

промышленного предприятия. На максимизацию прибыли будут влиять такие факторы, как

конкурентная позиция предприятия, конкурентная цена, низкие издержки и структура отрасли.

Интегральная ответственность за уровень издержек связана в этом случае не только

внутрифирменными затратами. Она также включает в себя ответственность за эффективность и

своевременность поставок, выбор между производством продукции и ее приобретением у

поставщиков. Управление базируется на методе вовлечения отдельных взаимосвязанных элементов в

интегрированный потоковый процесс с целью предотвращения нерациональных потерь

материальных и других ресурсов. Однако, большинство российских предприятий управляется на

основе традиционных методов и не приспособлено к извлечению дополнительного эффекта от

логистики. Таким образом, логистику предприятия можно рассматривать как интегрированный

процесс по обеспечению создания потребительной стоимости с наименьшими затратами.

в с

Снабжение: Поддержка Распределение:

поставщики производства: * потребители

внугрштроизводст D

венная логистика

< <

А - финансовый поток, обслуживающий снабжение (поставщиков), В - поставка комплектующих,

материалов,

С - продвижение товарного потока, D - выручка от реализации продукции и услуг Рис. 2 - Модель управления хозяйственной деятельностью товаропроизводителя в рамках цикла «материально-техническое снабжение, производство, сбыт»

Итак, можно сделать вывод, что управление предприятием на основе интеграции потоковых процессов позволит:

- гармонизировать внутренние бизнес процессы компании, повысить эффективность деятельности функциональных подразделений;

- сократить затраты и уменьшить себестоимость продукции;

- увеличить количество потенциальных и фактических потребителей, удержать и расширить рынок сбыта;

- повысить качество обслуживания заказов потребителей, укрепить репутацию и авторитет

компании;

- повысить конкурентоспособность компании в условиях жесткой конкуренции на рынке.

Литература:

1. Бауэрсокс Д.Д., Клосс Д.Д. Логистика: интегрированная цепь поставок: пер. с англ. М.: Олимп-бизнес, 2010. 640 с.

2. Мартин Кристофер, Хелен Пэк. Маркетинговая логистика. М.: Технологии, 2009. 200 с.

3. Новиков О.А., Семененко А.И. Производственно-коммерческая логистика: учебное пособие. В 2 ч. Ч. 2. СПб.: СПбУЭФ, 2011. 144 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Родионова В.Н., Федоркова Н.В. Оптимизация материальных потоков в производственносбытовой системе. Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2011. 169 с.

References:

1. Bowersox D.D., Closs D.D. Logistics: integrated supply chain: trans. from English. M.: OlympBusiness, 2010. 640p.

2. Martin Christopher, Helen Peck. Marketing logistics. M.: Technologies, 2009. 200p.

3. Novikov O.A., Semenenko A.I. Industrial-Commercial Logistics: textbook. Part 2. St.: SPbUEF, 2011.

144 p.

4. Rodionova V.N., Fedorkova N. V. Optimization of material flow in the supply system. Voronezh: VSTUPublishing, 2011. 169p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.