Научная статья на тему 'Управление производственным потенциалом строительного предприятия'

Управление производственным потенциалом строительного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
374
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ГИПОТЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / PRODUCTION POTENTIAL / COMPETITIVENESS / HYPOTHETICAL MODEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Даудова Л. Х.

Предлагается один из способов формирования цели в виде гипотетического состояния, к которому должно стремиться строительное предприятие в процессе своего развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT PRODUCTION POTENTIAL BUILDING ENTERPRISE

Suggests one way of forming objective in the form of a hypothetical state, should try to construction companies in their development process.

Текст научной работы на тему «Управление производственным потенциалом строительного предприятия»

сации жилищных сертификатов) инвестор меняет жилищные сертификаты в банке-гаранте на деньги, т. е. может погасить жилищные сертификаты деньгами в любой момент - с начала индексации до завершения займа в банке-гаранте.

Развитие системы долевого строительства, начавшийся выпуск жилищных займов представляют собой те формы привлечения средств юридических и физических лиц к финансированию развития недвижимости (прежде всего в жилищной сфере), которые наиболее возможны в современной российской практике.

Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что для Чеченской Республики ипотечный кредит имеет две составляющие:

- первая из них в виде компенсации за разрушенное жилье полностью оплачивается государством;

- вторую часть заемщик может взять по собственному желанию дополнительно на общих основаниях

Таким образом, в Чеченской Республике необходим путь с комбинацией различных методов и финансовых инструментов, различных схем накопления, дающий возможность субсидирования кредитов. Участие администрации делает эти схемы более дешевыми и доступными для населения и, самое главное, надежными.

Значимость регионального опыта обусловлена тем, что:

- во-первых, ипотека тесно связана с функционированием рынка

жилья, который в виду специфики товара, как правило, имеет региональные особенности;

- во-вторых, внешние факторы, оказывающие воздействие на инвестиционный процесс в жилищном строительстве, также в значительной мере носят региональный характер;

- в-третьих, будет ограничен отток капитала из региона, что способствует повышению его инвестиционной привлекательности.

Следовательно, создание на местном уровне региональных и местных фондов развития жилищного строительства с объединением нескольких источников финансирования (различных бюджетов и внебюджетных средств), возможность иметь крупные финансовые средства под гарантии администрации (эмиссия ценных бумаг и различные кредиты), огромная заинтересованность местных властей в решении жилищной проблемы —все это сегодня является одним из самых перспективных вариантов долгосрочного кредитования в России и ее регионах.

Литература:

1. Блюм Д., Смолянников А. Российский лизинг: взгляд с Запада// Консультант директора, 1998, № 7.

УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Даудова Л.Х, к.э.н., доцент Грозненского государственного нефтяного института

Предлагается один из способов формирования цели в виде гипотетического состояния, к которому должно стремиться строительное предприятие в процессе своего развития.

Ключевые слова: производственный потенциал, конкурентоспособность, гипотетическая модель.

MANAGEMENT PRODUCTION POTENTIAL BUILDING ENTERPRISE

Daudova L., Ph.D., assistant professor, Grozny state oil institute Suggests one way offorming objective in the form of a hypothetical state, should try to construction companies in their development process. Keywords: production potential, competitiveness, hypothetical model.

Выбор стратегии управления потенциалом строительного предприятия в значительной мере определяет успешность его функционирования и развития в различных условиях экономической среды. Применение той или иной стратегии, в свою очередь, зависит от ряда факторов, например:

- каким объемом потенциала обладает предприятие;

- насколько высок уровень конкурентоспособности потенциала предприятия;

- какова его доля на рынке кем оно является - лидером, соперником или аутсайдером;

- какие цели ставит перед собой предприятие - укрепить лидерство, выйти в лидеры, закрепиться в «серединке» или избежать банкротства.

В зависимости от поставленных целей предприятие выбирает ту или иную стратегию поведения на рынке. При этом сама технология управления потенциалом предприятия включает следующие этапы [1]:

а) оценка структуры динамики и эффективности использования потенциала предприятия, его доли на рынке;

б) оценка конкурентоспособности потенциала предприятия;

в) анализ резервов и потерь потенциала предприятия;

г) выбор стратегии и тактики по повышению конкурентоспособности потенциала предприятия;

д) проведение мероприятий по повышению конкурентоспособности потенциала предприятия, исходя из выбранной стратегии и тактики.

Следовательно, можно считать, что управление потенциалом в условиях рынка тесно связано с повышением конкурентоспособностью или к оценке и анализу и развитию факторов способствующих повышению конкурентоспособности потенциала строительного предприятия, выбору и реализации такого целесообразного «поведения» на рынке, которое наилучшим образом позволяет до-

стигнуть заданных целей функционирования. Выбор наиболее выгодной стратегии выполняется руководством строительного предприятия на основании результатов анализа внешней и внутренней ситуации экономической среды. При этом внешняя ситуация должна рассматриваться с позиции возможностей внешней среды беспрепятственно развивать как структуру, так и мощность производственного потенциала при наличии соответствующих инвестиций и путем увеличения объемов работ. Внутренняя ситуация характеризуется имеющимся у предприятия производственным потенциалом и объемом работ, запланированным исходя из величины этого потенциала, а также имеющимися для развития средствами.

В условиях рынка для эффективного функционирования строительному предприятию помимо определенной совокупности ресурсов необходимо также иметь в наличии менеджеров, способных целенаправленно использовать эти ресурсы, выполняя запланированные подрядные работы и проекты.

Рассматривая возможности производственного потенциала с точки зрения обеспечения его конкурентоспособности на рынке, необходимо учитывать следующие основные его черты [2]:

1. Производственный потенциал предприятия определяется его реальными возможностями. При этом, не только реализованными, но и не реализованными на текущий момент времени по различным причинам. Таким образом, первой основной задачей административного аппарата предприятия является реализация скрытых возможностей производственного потенциала, определяя основные резервы интенсивного пути его развития.

2. Возможности любого предприятия во многом зависят от имеющихся у него ресурсов и резервов, не задействованных в производстве. Поэтому потенциал определяется также некоторым имеющимся объемом ресурсов и резервов, как вовлеченных, так и не вовлеченных в производство, но подготовленных к использованию в нем.

Наличие выявленных, но не использованных резервов потенциала предприятия позволяет менеджерам применить их двумя способами: или использовать для расширения объемов производства и (или) для сокращения сроков строительства объектов.

3. Иметь ресурсы необходимо, но еще не достаточно для достижения стоящих целей. Необходимо также уметь эффективно использовать эти ресурсы. Данное обстоятельство показывает объективное требование наличия в управленческом персонале предприятия высококвалифицированных менеджеров на различных уровнях управления. Менеджерам необходимо учитывать, что потенциал предприятия определяется не только и не столько имеющимися у него возможностями и ресурсами, но и способностями менеджмента предприятия к их эффективному использованию с целью создания востребованной на рынке товарной строительной продукции и получения максимальной прибыли.

4. Уровень и результаты реализации потенциала предприятия определяются его организационной структурой и характером взаимодействия ее подразделений. Наиболее эффективным, с точки зрения полноты и целенаправленности использования потенциала, имеют сетевые организационные структуры, позволяющие, с одной стороны, каждому менеджеру принимать самостоятельные решения, с другой стороны, при возникновении трудностей переходить к коллективному обсуждению принимаемых решений.

Особую роль в управлении производственным потенциалом играет задача сбалансированности его элементов и, в первую очередь, труда и основного капитала. Западные бизнесмены [3] видят « ключ» к успеху в оптимальном сочетании отмеченных элементов производственного потенциала. Сказанное вытекает из условия, что все хозяйственные операции можно, в конечном счете, свести к определению взаимодействия: люди - продукт - прибыль. На первом месте при этом ставится умение людей использовать имеющиеся у них средства и материалы. Человеческий капитал следует учитывать как самостоятельный основной фактором в развитии производства. На Западе давно уже убедились, что вложение средств в квалификацию человека умножает доходы и повышает конкурентоспособность предприятий.

Для эффективного управления производством на строительном предприятии, прежде всего, следует построить модель его потенциала. Модель производственного потенциала строительного предприятия определяется следующим образом:

- объемом и качеством имеющихся у предприятия ресурсов;

- способностями сотрудников решать различные производственные задачи, т.е. их образовательными, квалификационными, психофизиологическими возможностями;

- способностями менеджмента оптимально использовать имеющиеся у предприятия ресурсы;

- инновационными способностями, т.е. способностью предприятия к перестройке для производства новой строительной продукции с применением последних достижений НТП;

- информационными способностями, т.е. способностью отбирать только полезную, с точки зрения достижения цели, информацию и использовать ее для принятия решений;

- финансовыми способностями, т.е. кредитоспособностью, внутренней и внешней задолженностью, привлекательностью для инвесторов.

В сумме все рассмотренные составляющие модели образуют совокупную способность предприятия, которая при сравнении с аналогичной способностью другого предприятия отражает уровень его конкурентоспособности.

Следовательно, конкурентоспособность производственного потенциала предприятия является сравнительной оценкой или характеристикой потенциала, отражающей его комплексные производственные возможности, выраженные относительно каких либо выбранных стандартов, позволяющих установить его экономическую нишу, занимаемую как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

Для оценки конкурентоспособности потенциала предприятий можно использовать опыт зарубежных стран. Здесь, в основном, используются два метода оценки конкурентоспособности потенциала предприятий: индикаторный и матричный [4]:

- в основу индикаторного способа заложена система показателей - индикаторов, с помощью которых можно дать оценку конкурентоспособности производственного потенциала различных предприятий и национальной экономики в целом. Под индикатором в зарубежной литературе понимается совокупность характеристик,

позволяющих в формальной форме описать состояние исследуемого объекта и на этой основе выбрать рекомендации по повышению эффективности его функционирования и развития.

Каждый индикатор включает ряд показателей, которые отражают состояние отдельного элемента исследуемого объекта. Другими словами, с помощью системы индикаторов можно полностью описать общее состояние исследуемого объекта, провести его анализ и на этой основе, при необходимости, выработать рекомендации по улучшению этого состояния с целью получения заданных возможностей эффективной работы. Индикаторы должны также обеспечивать возможность прогнозирования путей оптимального развития потенциала и его эффективного использования, а также вырабатывать новую стратегию и тактику управления производством адекватную сложившимся в экономической среде условиям.

В настоящее время индикаторный метод широко применяется за рубежом для оценки конкурентоспособности предприятий. Обычно при этом используется система индикаторов, включающая от 200 до 350 показателей и оценок экспертов-экономистов. Указанные показатели группируются как 10 основных факторов:

- динамика экономики (изменение составляющих потенциала во времени);

- производственная мощность предприятия;

- динамика внешних рыночных условий функционирования;

- финансовые возможности предприятия и его инвестиционная привлекательность;

- трудовой капитал;

- престиж государства;

- обеспеченность сырьем;

- ориентация на внешний рынок;

- инновационный потенциал;

- общественная стабильность.

Обычно каждый из десяти перечисленных индикаторов включает от 20 до 40 показателей, отражающих производственные возможности предприятий, начиная от способности менеджеров до прямых капиталовложений в производство, от затрат на научные исследования и налогообложения до государственных долгов, от качества выполняемых работ до стоимости рабочей силы, от производства стройматериалов до планирования. При этом возникает необходимость отбора наиболее значимых индикаторов для оценки каждого из приведенных 10 факторов.

Применение индикаторного метода усложнено тем, что при сравнении потенциалов двух и более предприятий может возникнуть ситуация, когда одно предприятие лучше другого по одним показателям, но одновременно хуже по другим показателям. В этом случае все десять индикаторов должны быть свернуты в один показатель путем подбора специальной функции, позволяющей выполнить такую свертку. В первую очередь для этого необходимо во всех индикаторах разделить показатели на два множества, первое из которых включает параметры, подлежащие увеличению, второе множество состоит из показателей, подлежащих минимизации. Затем каждому показателю присваивается степень его важности к..

Выбор степеней важности производится на основе опроса экспертов, и они подбираются таким образом, чтобы

п

^ = 1 , 0 а” к. а” і , і = і,п

і=1

При этом суммарный показатель, соответствующий каждому J индикатору, будет вычисляться согласно следующему выражению:

п

Wl = ^ кіРі , ^ = 1,т і=1

где Р. - показатель индикатора j под номером і.

Далее производится свертка индикаторов в интегральный показатель конкурентоспособности производственного потенциала строительного предприятия. В качестве такой свертки можно использовать, например, усредненное значение оценок индикаторов:

т

W = ^ / т.

}=1

Особую роль при сравнении конкурентоспособности производ-

ственных потенциалов различных предприятий на основе индикаторного метода играет:

Наличие возможности их потенциалов адаптироваться к изменению спроса на выпускаемую продукцию;

- точным выбором определенных потребностей рынка, соответствующих возможностям предприятия;

- умением и ловкостью избежать жесткой и порой бессмысленной конкуренции; способностью переключаться на строительство новых подрядных проектов, освоение новых рынков и т.д.

Именно в мобильности или в способности приспосабливаться к спросу рынка и своевременно реагировать на его изменения путем структурной перестройки своего потенциала и развитие его в требуемых направлениях и определяется основной фактор эффективного развития строительного предприятия.

Методологической базой матричного метода является кривая жизненного цикла товарной продукции строительного предприятия в виде кривой жизненного цикла реализуемых им подрядных проектов.

Основываясь на достаточно простых положениях, в середине 70-х годов маркетинговая фирма «Бостон консалтинг групп» разработала матричную методику оценки конкурентоспособности различных товаров. Эта методика в настоящее время применяется при исследовании конкурентоспособности потенциала различных предприятий и отраслей. Главным инструментом исследований является матрица, построенная на основе двух показателей. По вертикали показываются темпы роста емкости рынка в линейном масштабе. По горизонтали показывается доля предприятия на рынке в логарифмическом масштабе. Все строительные предприятия располагаются на этой матрице в зависимости от своих возможностей и условий рынка. Наиболее конкурентными считаются те, которые имеют наибольшую долю на рынке.

Используя матричный метод, менеджеры могут оценить уровень конкурентоспособности потенциала не только своего предприятия, но и конкурентов, а затем выработать стратегию поведения на рынке. Матричный метод широко применяется американскими консультационными фирмами и является надежным инструментом для оценки конкурентоспособности потенциала и для российских предприятий.

Обычно потенциал предприятия реализуется в конкурентной борьбе на различных сегментах рынках. Успех его реализации во многом определяется субъективным образом, е.е. зависит от умений менеджеров, их знаний, опыта и профессионализма. Однако самооценки производственного потенциала обычно является недостаточно, и задача должна решаться путем опроса независимых экспертов и консультантов. При этом удобно использовать для сравнения, специально разработанные стандарты, т. е. оценки конкурентоспособности потенциалов различных предприятий, принятые за эталон. В этом случае самооценка достижений уточняется, корректируется и отражает уже реальное положение предприятия в системе рынка.

Успешная работа предприятий во многом начинается с определения стратегии поведения на рынке и выработки на ее основе тактики предприятия. Иначе говоря, она начинается с оптимальной подборки ресурсов, позволяющих получить максимальную прибыль с учетом правовых, экономических, социальных, экологических и других стандартов, принятых и закрепленных в обществе в виде законов, этических норм, психологических установок потребителей, национальных традиций и т.д. В общем виде стратегию успешного функционирования можно определить следующим образом [2] :

Дn(t) Дпо + Дпб + Дпф

Эб(0= р ~ р ’! max > n(t) а

при условии, что Эбф > Эн^), где Дп(0 и Pn(t) - соответственно совокупные доходы и ресурсы предприятия в момент времени t;

Д - доходы, остающиеся у предприятия после уплаты налогов и добровольных отчислений в социальные фонды;

Дпб - доходы предприятия, переданные в форме налогов в Российский и местный бюджет;

Дпф - доходы предприятия, переданные в форме добровольных отчислений в социальные фонды;

Р - ресурсы, авансированные предприятием.

Эб^) и Эн© - соответственно фактический и нормативный

уровень эффективности функционирования в момент времени 1

Если Эн(1) > Эб(1), то считается, что предприятие функционирует неэффективно.

Данная формула выражает успешность функционирования предприятия с точки зрения рынка строительных работ в целом. Ибо она нацеливает предприятие не только на увеличение собственных доходов, но и на активное участие в формировании налоговых бюджетных поступлений и социальных фондов, а также на конкуренцию с активным балансом доходов и расходов. Предприятия, осуществляя такую стратегию, имеют не только конкурентоспособный потенциал, но и увеличивают экономическую роль государства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В мировой практике основные результаты деятельности предприятия определяются категорией доходов. Все доходы подразделяются на доходы, остающиеся в распоряжении предприятия и доходы, которые изымаются у него в виде налогов, ренты субсидий и других видов платежей, а также в результате конкуренции, например, в виде ценовых уступок. Доходы обычно сопоставляются с вкладываемыми в производство ресурсами. Различные соотношения доходов и ресурсов при сопоставлении с аналогичными стандартами, определяемые экспертным путем, дают возможность оценить конкурентоспособность потенциала предприятия. Такая оценка дается с использованием ряда показателей и нормативов, достигая которых предприятие становится конкурентоспособным. В качестве метода разработки стандартов в настоящее время широко используется метод, основанный на экспертных балльных оценках.

Стандарты конкурентоспособности потенциала строительных предприятий подразделяются на экономические и социальные. Они обычно тщательно отбираются, их может быть достаточно много и относительно мало. Это зависит от широты проводимых исследований. При этом необходимо иметь методику получения и систематизации информации о различных уровнях конкурентной борьбы и количественных индикаторов, представленных с помощью этой информации.

Для этих целей обычно выделяются нормативные показатели и уровни конкурентоспособности потенциала. Таких уровней в зависимости от цели исследования может быть несколько. К наиболее важным из них можно отнести следующие [2] :

- мирового лидерства, этот уровень включает показатели, выражающие конкретные значения индикаторов конкурентоспособности для ведущих фирм и строительных организаций;

- мирового стандарта,_определяющегося средним уровнем нормативных показателей, выход на которые означает выдвижение предприятия в число ориентиров эталонов;

- народнохозяйственного лидерства;

- народнохозяйственного стандарта;

- отраслевого лидерства;

- отраслевого стандарта;

- порогового уровня, если по одному из индикаторов предприятие является конкурентоспособным.

Каждому уровню конкурентоспособности соответствует определенный набор индикаторов в виде конкретных показателей. Все они образуют матрицу конкурентоспособности потенциала предприятия, в которой отражаются относительные величины выбранных показателей и их балльное выражение.

Следует отметить, что рассмотренные известные методы определения конкурентоспособности производственного потенциала различных предприятий обладают следующими недостатками:

- они дают количественную оценку возможностей предприятия, но не показывают, насколько эффективно используются имеющиеся у предприятия ресурсы;

- не показывают, к каким значениям показателей, и каким образом к ним должны стремиться предприятия;

- не дают рекомендаций по повышению конкурентоспособности потенциала предприятия и не отражают внешних условий его функционирования.

Для того, чтобы обойти указанные недостатки рассмотренных выше методов для оценки конкурентоспособность производственного потенциала строительных предприятий целесообразно использовать метод, основанный на определения близости фактического потенциала к гипотетическому, эталонному для текущих условий функционирования. Для этого сформированная гипотетическая модель конкурентоспособности производственного потенциала может рассматриваться как целевая ситуация, к которой должно стремиться исследуемое предприятие в процессе своего развития.

В этом случае, при сравнении конкурентоспособности потенциалов двух предприятий наиболее лучшим из них является то, у которого степень близости к идеализированному потенциалу является большей.

При применении метода сравнения потенциала с эталоном все предприятия по объему выполняемых ими подрядных работ разбиваются на пять основных категорий:

- предприятия с очень маленьким объемом производства от 0

до V!;

- предприятия с маленьким объемом производства от V! до V ;

- предприятия со средним объемом производства от V до V3;

- предприятия с большим объемом производства от V3 до У^;

- предприятия с очень большим объемом производства от V до

Затем определяется множество показателей - индикаторов и для каждой категории предприятий строится идеальная для текущих условий функционирования эталонная модель конкурентоспособного предприятия М *.

После этого строится модель конкретного анализируемого предприятия, т.е. даются оценки индикаторов, которыми обладает его производственный потенциал, т.е. строится его модель М. После этого, происходит сравнение одноименных показателей идеального и исследуемого предприятий и определяется близость их значений. На основе полученных оценок близости отдельных показателей вычисляется общая оценка близости Б (М*, М) потенциалов идеального и исследуемого предприятий. Важным при этом является то, что модели сравниваемых потенциалов предприятий содержат показатели, определяющие и объемы вводимых в производство факторов, т.е. близость оценок показателей индикаторов должна определяться с учетом вкладываемых в дело ресурсов. При этом принимается решение, что чем ближе потенциал исследуемого предприятия к идеальному, тем выше его конкурентоспособность.

Для сравнения индикаторов производственного потенциала их удобно представить в нечетком виде, описав при помощи лингвистических переменных. В этом случае может быть использована методика сравнения нечетко представленных показателей а. и а* для определения между ними степени близости Б (а., а*) , где 1 -показатель индикатора, 1 = 1, п, а - значение показателя исследуемого предприятия, а.* - значение показателя в гипотетической модели потенциала[1].

После определения степеней близости по всем показателям моделей потенциалов идеального и исследуемого предприятий степень их близости можно определить следующим образом.

1. Если все индикаторы являются равносильными по степени влияния на потенциал предприятия, то величина Б (М, М*) может определяться следующим образом:

п

Б (М,М*) = ШШ Б (а., а* ,

I =1

т.е. минимальному значению из всех локальных показателей близости. Иными словами, степень близости потенциалов определяется наиболее узким местом между сравниваемыми показателями.

2. Если индикаторы имеют различные степени влияния на эффективность производства, то величину близости потенциалов можно определить следующим образом:

р(а, а*)

Б (М, М*) = _1=1___________________,

п

где к. - степень влияния 1 параметра на производственный процесс.

Обычно коэффициенты к. определяются на основе опроса экспертов и удовлетворяют следующему условию:

п

^ кг = 1 , о а” к. а” 1, 1 = 1,п.

г =1

При изменении рыночных условий функционирования в соответствии с ними изменяется и эталонная модель потенциала идеального предприятия. Очевидно, что любое реальное предприятие, при заданных объемах производства, должно стремиться к соот-

ветствующей конкурентоспособности своего потенциала, равной конкурентоспособности идеального предприятия в соответствии с состоянием внешней и внутренней среды функционирования. Следовательно, используя опыт высококвалифицированных менеджеров и экспертов можно построить ситуационную модель управления развитием потенциала строительного предприятия. В этом случае целевая ситуация будет определяться моделью М*, текущая ситуация - моделью М, а правила вывода управленческих мероприятий будут иметь следующее содержание: « Если ситуация М* отличается от ситуации М по параметру а. со степенью близости Б (а., а*) е” а.0, то для преобразования М в М* следует выполнить управленческие мероприятия Ъ., j = 1,т. Совокупность таких правил по каждому из параметров а., 1 = 1,п будет определять ситуационную модель управления потенциалом предприятия в конкретных условиях внешней среды, для которых построена модель М*.

Литература:

1. Авдеенко В.Н., Котлов В.А. Производственный потенциал промышленного предприятия. - М.: Экономика, 1989.

2. Рыночная экономика. В 3-х т. Том 2. Часть 1/ Основы бизнеса. -М.: Соминтэк, 1992.

3. Быков В.И. Новый менеджмент: управление предприятием на уровне высших стандартов; теория и практика эффективного управления. - М.: Экономика, 1997.

4. Магомедов А. Г., Мусаева В. П., Мелехин В.Б. Ситуационная модель оперативного управления экономикой строительного производства с нечеткой логикой // Вестник ДНЦ РАН, № 10, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.