Библиографический список
1. О ценных бумагах: закон № 70/2006/QH11.
2. О ценных бумагах и рынке ценных бумаг: Указ Правительства № 144/2003/ND-CP.
3. О наказании за административные правонарушения в области ценных бумаг и на рынке ценных бумаг: Указ Правительства № 36/2007/ND-CP.
4. Сысоева Ю. В. Поведение инвесторов на рынке ценных бумаг: дис. ... магистра экономики. М.: 2010 г. 82 с.
5. Чан Тхань Туан. Пути совершенствования оценки факторов развития фондового рынка Вьетнама»: автореф. дис. ...канд. экон. наук: 08.00.10, 08.00.14. М., 2013 г. 26 с.
6. Шаламов Г.А., Чиеу Т.Д. Развитие рынка ценных бумаг Вьетнама в 2013 году // Вестник ИрГТУ. 2014. № 5 (88). С.206-211.
7. Шиллер Р. Иррациональный оптимизм. Как безрассудное поведение управляет рынками. М.: Изд-во: Альпина Паблишер, 2013 г. 419 с.
8. Chang, E.C., Cheng, J.W., Khorana, A. An examination of herd behavior in equity markets: An international perspective // Banking Finance. 2000. № 24. P. 1651-1679.
9. Christie, W.G., Huang, R.D. Following the pied piper: Do individual returns herd around the market // Financial Analysts.
1995. № 51. P. 31-37.
10. Hwang, S., Salmon, M. Market stress and herding // Empirical Finance. 2004. № 11. P. 585-616.
11. Kallinterakis, V. Herding and the thin trading bias in a startup market: Evidence from Vietnam. Working paper, Durham University Business School. 2007. 694 с.
12. Luu, T.B.N. Behavior Pattern of Individual Investors in Stock Market // International Journal of Business and Management. 2014. № 1. P. 1-16.
13. Rhaiem, N., Ammou, S.B, Mabrouk, A.B. Estimation of Capital Asset Pricing Model at different time scale. Application to French Stock Market // The International Journal of Applied Economics and Finance. 2007. № 2. P. 79-87.
14. Государственная комиссия по ценным бумагам Вьетнама [Электронный ресурс]. URL:http://www.ssc.gov.vn (23 янв. 2015).
15. Фондовая биржа г. Хошимина. [Электронный ресурс]. URL: http://www.hsx.vn/ (15 янв. 2015)
16. Фондовая биржа г. Ханоя. [Электронный ресурс]. URL: http://hnx.vn/ (27 янв. 2015)
17. Vietstock [Электронный ресурс] URL: http://vietstock.vn/ (21 янв. 2015)
УДК 338.984
УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ МОЩНОСТЬЮ НА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
© М.В. Дадалова1
Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, 308012, Россия, г. Белгород, ул. Костюкова, 46.
Исследовано понятие «управление производственной мощностью», рассмотрены взаимосвязанные функции, реализация которых представляет собой управление производственной мощностью. Проанализированы этапы разработки стратегии управления производственной мощностью и виды стратегий управления производственной мощностью в соответствии с возможностями предприятия, связанными с его текущей деятельностью и планами на будущее.
Ключевые слова: производственная мощность; функции; управление производственной мощностью; стратегии управления производственной мощностью предприятия.
PRODUCTION CAPACITY MANAGEMENT AT INDUSTRIAL ENTERPRISES M.V. Dadalova
Belgorod State Shukhov Technological University, 46 Kostyukov St., Belgorod, 308012, Russia.
The article studies the concept of production capacity management and discusses related functions, whose implementation does constitute the management of production capacity. It analyzes development stages of production capacity management strategy as well as the types of production capacity management strategies in accordance with the enterprise potential associated with its current activities and future plans.
Keywords: production capacity; functions; production capacity management; strategies of enterprise production capacity management.
Управление производственной мощностью предприятий реального сектора российской экономики является одним из важнейших инструментов вывода ее из кризиса, укрепления, развития и обеспечения конкурентоспособности. Научно-обоснованное управление производственной мощностью положительно влияет на экономические показатели деятельности пред-
приятий, а именно: обеспечивается рост выпуска продукции и снижается ее себестоимость; сокращаются инвестиции, необходимые для увеличения выпуска продукции; обеспечивается экономия труда, овеществленного в основных производственных фондах, за счет более интенсивного использования оборудования.
1Дадалова Маргарита Всеволодовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга, тел.: 89051714150, e-mail: margarita130466@rambler.ru
Dadalova Margarita, Candidate of Economics, Associate Professor of the Marketing Department, tel.: 89051714150, e-mail: margarita130466@rambler.ru
Основной задачей на ближайшие годы остается наращивание темпов экономического роста и придание этому росту нового качества. Для ликвидации соответствующих «узлов напряженности» со стороны производственного потенциала необходима тщательно выверенная государственная промышленная политика [2], призванная, в частности, стимулировать инвестиционный подъем на избранных приоритетных направлениях. Устойчивость экономического роста в современных условиях может быть обеспечена лишь на базе ускоренного развертывания конкурентоспособных производств (прежде всего для увеличения выпуска товаров с высокой степенью переработки, пользующихся стабильным спросом на рынке), что напрямую зависит от темпов технологического перевооружения обрабатывающей индустрии. В этой связи предстоит не только значительно расширить масштабы инвестирования, но и придать ему инновационный характер, резко повысить эффективность капиталовложений. А это требует комбинации таких условий, как общий благоприятный инвестиционный климат, наличие источников масштабных капиталовложений, сопоставимость инвестиционной привлекательности обрабатывающих и иных отраслей народного хозяйства, отлаженность механизмов трансформации сбережений в инвестиции и межотраслевого перелива капитала.
В ближайшей перспективе привлечению заемных ресурсов в промышленность будут препятствовать сохраняющаяся низкая инвестиционная привлекательность его предприятий, высокие риски вложения средств в их модернизацию. В этой связи хотелось бы подчеркнуть следующее: разорвать замкнутый круг «низкая эффективность производства - плохое финансовое положение предприятий - отсутствие инвестиций - дальнейшее снижение конкурентоспособности» невозможно без расширения государственной поддержки промышленности с использованием различных бюджетно-финансовых инструментов, а также прямого государственного участия в реализации инвестиционных проектов, предусматривающих развитие высокотехнологичных и наукоемких конкурентоспособных производств [4]. Усиление роли государства в регулировании инвестиционных процессов по этим линиям - императив радикального обновления мощ-ностного потенциала экономики как непременного условия ее вывода на траекторию динамичного и устойчивого развития.
Методологически важно также учесть, что производственная мощность формируется и используется в процессе целенаправленной организационно-управленческой деятельности. Поэтому современный менеджмент, и корпоративный, и отраслевой, и общенациональный в особенности, должен рассматривать в качестве одной из своих базовых функций управление производственной мощностью.
Принимая во внимание вышесказанное, можно сделать вывод, что управление производственной мощностью должно носить комплексный, научно-обоснованный подход.
Управление производственной мощностью представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций, таких как анализ использования производственной мощности, оценка количества и технического уровня оборудования, планирование развития производственной мощности, мотивация, контроль.
1. Функция анализа использования производственной мощности. Оптимальный уровень производственной мощности и повышение эффективности использования этих мощностей является основной задачей управления производственной мощностью в настоящий период. От решения этой проблемы зависит место предприятия в примышленном производстве, выход из кризиса, его финансовое состояние, конкурентоспособность на рынке. Производственная мощность - это результат деятельности всех структурных подразделений предприятия, т.е. она носит интегративный характер, отражающий как количественный, так и качественный аспект; с одной стороны - всех вовлеченных в производство ресурсов, включая трудовые, управленческие и т.д., с другой стороны, она характеризуется и продуктом труда: его объемом, уровнем затрат и качеством; производственная мощность непосредственно влияет на конкурентоспособность продукции и формирует конкурентные преимущества предприятия.
2. Функция планирования развития производственной мощности. Она базируется и вытекает из выбранной стратегии развития предприятия и стратегии управления производственной мощностью (УПМ), которые будут рассмотрены ниже. Обычно реализация задачи дальнейшей интенсификации производства осуществляется через планы технического развития, которые входят в бизнес-план предприятия и должны быть увязаны с прочими разделами. Эти планы разрабатываются в соответствии с научно-технической политикой конкретного предприятия по двум основным направлениям:
- повышение уровня конкурентоспособности продукции;
- совершенствование технической базы производства.
В условиях рыночной экономики, для которой характерна жесткая конкуренция, товаропроизводитель должен постоянно следить за уровнем прогрессивности процесса производства и качества продукции [1]. Обеспечение соответствующего уровня конкурентоспособности производства не может быть достигнуто без совершенствования действующей технологии или разработки новой. Эти векторы определяются стратегией производственной мощности и ее видом.
3. Функция мотивации. Это процесс побуждения других людей к деятельности для достижения целей по организации. Выполняя эту функцию, руководитель подсистемы управления производственной мощностью осуществляет материальное и моральное стимулирование работников, от которых в первую очередь зависит планирование и использование производственной мощности, и создает наиболее благоприятные условия для проявления их способностей и профессионального роста. При хорошей мотивации
персонал организации выполняет свои обязанности в соответствии с целями этой организации и ее планами. Процесс мотивации УПМ предполагает создание для работников возможности удовлетворения их потребностей, при условии надлежащего выполнении ими своих обязанностей.
4. Функция контроля за эффективностью УПМ. Основными объектами оперативного контроля производства являются многие планово-экономические показатели: от часовых или сменно-суточных заданий до годовых объемов производства. Оперативный учет и контроль выполнения производственных планов производства должен способствовать правильному решению таких текущих задач, как обеспечение ритмичной работы во всех звеньях производства, сокращение перерывов в движении предметов труда по отдельным технологическим стадиям, повышение гибкости текущих планов выпуска и продажи продукции с учетом динамичного изменения требований рынка и т.д.
Правильное управление производственной мощностью имеет важное значение не только в рациональном использовании ресурсов, но и в стабилизации производства и насыщения рынка необходимыми товарами [6]. В рыночных условиях производственная мощность по своему существу определяет годовой объем предложения предприятия, учитывающий наличие и использование ресурсов, уровень и изменение действующих цен и другие факторы.
Производственная мощность и предложение характеризуют существующую на предприятии технологию и организацию производства, состав и квалификацию персонала, а также динамику их роста и перспективы развития. Являясь величиной динамичной, производственная мощность должна быть сбалансирована с производственной программой, или необходимо достижение равновесия между спросом и предложением на продукцию и услуги. Это требование следует непременно учесть при планировании производственной мощности предприятия или его подразделения. При превышении спроса над предложением необходимо планировать соответствующий прирост производственной мощности [5].
Управление производственной мощностью очень важно в достижении долгосрочного успеха организации. Как показывает опыт, слишком большие производственные мощности могут быть не менее вредны, чем слишком маленькие. При выборе стратегии производственных мощностей менеджеры должны рассмотреть вопросы следующего типа: «Мы должны иметь одну большую производственную мощность или несколько маленьких?», «Мы должны расширить производственные мощности прежде, чем возникнет дополнительный спрос, или ждать, пока он не появится?». Чтобы ответить на эти и подобные вопросы, необходим систематический подход и развитие стратегии производственных мощностей, соответствующей каждой конкретной ситуации [3].
Менеджеры предприятия должны исследовать три измерения стратегии выбора производственной мощности перед принятием соответствующих решений:
- выбор размера запаса производственной мощности;
- выбор времени и размера расширения;
- связывание решений по производственной мощности с другими принимаемыми решениями.
1. Выбор размера запаса производственной мощности. Средний уровень использования производственной мощности не должен подходить слишком близко к 100 процентам. Когда возникает такая ситуация - это сигнал о необходимости увеличения производственной мощности или уменьшения объемов принимаемых заказов.
В бизнесе используют большие запасы производственной мощности, когда спрос подвержен значительным изменениям. Большие запасы производственной мощности также необходимы, когда будущий спрос точно не определен, особенно если низка гибкость ресурсов. Неуверенность в своевременности поставок также приводит к необходимости использования больших запасов производственной мощности.
Аргумент в пользу маленьких запасов производственной мощности достаточно прост: замороженные деньги, не участвующие в производстве. Маленькие запасы производственной мощности имеют и другие преимущества - они показывают неэффективность, которая может быть замаскирована излишками производственной мощности, например, проблемы с прогулами или ненадежными поставщиками. Как только менеджеры и рабочие могут идентифицировать такие проблемы, они часто могут найти и способы их исправить.
2. Выбор времени и размера расширения. Вторая проблема стратегии производственной мощности состоит в том, чтобы определить: когда ее расширять и насколько. Существует две крайние стратегии: экспансионистская стратегия, которая добавляет производственную мощность большими, но редкими порциями; и стратегия wait-and-see («ждать и смотреть», или «поживем - увидим»), которая делает эти добавки меньшими порциями, но более часто. В первом случае производственная мощность наращивается заблаговременно (когда заканчивается ее запас), а во втором случае - тогда, когда ее дефицит достигнет определенного порога.
Выбор времени и размера расширения связаны между собой. Если увеличиваются спрос и время между приращениями производственной мощности, размер приращений должен также расти. Экспансионистская стратегия, которая идет впереди спроса, минимизирует потери в продажах из-за недостаточной производственной мощности. Wait-and-see-стратегия следует за спросом, полагаясь на краткосрочные варианты: использование сверхурочного времени, временных рабочих, субподрядчиков, внешние склады, чтобы компенсировать любые нехватки.
Консервативная wait-and-see-стратегия состоит в том, чтобы расшириться с меньшими затратами, например, ремонтируя существующие производственные мощности, а не создавая новых. Так как стратегия wait-and-see следует за спросом, это уменьшает риск
перепроизводства, основанного на чрезмерно оптимистических прогнозах спроса, устаревшей технологии или неточных предположениях относительно конкуренции. Однако эта стратегия имеет другие риски, например - быть обойденным конкурентами, применяющими превентивный маркетинг, или неспособностью отреагировать на неожиданно высокий спрос. Wait-and-see-стратегия удовлетворяет этой краткосрочной перспективе, но может разрушить долю на рынке на длительном отрезке времени.
3. Связь производственной мощности и других принимаемых решений. Решения о расширении производственной мощности должны быть тесно связаны со стратегиями и операциями во всей организации. Когда менеджеры принимают решения относительно местоположения, гибкости ресурса и оборудования, они должны рассмотреть их воздействие на размер запаса производственной мощности. Этот запас предохраняет организацию от неопределенности так же, как и гибкость ресурсов и оборудования. Если система хорошо сбалансирована и сделано изменение в некоторой другой области принятия решений, то запас производственной мощности тоже может нуждаться в изменении, чтобы компенсировать это решение. К примерам таких связей с производственной мощностью можно отнести:
- Конкурентные приоритеты. Изменения в конкурентных приоритетах, которые приводят к более быстрым поставкам, требуют, чтобы большой запас производственной мощности учитывал всплески в спросе, если содержание склада готовых изделий неосуществимо или неэкономично;
- Менеджмент качества. При повышении уровня качества продукции можно использовать меньший запас производственной мощности, потому что будет меньше неуверенности, вызванной потерями в объеме выпуска продукции;
- Капиталоемкость. Инвестиции в новые дорогие технологии делают процесс производства более капи-
талоемким, заставляя уменьшать запас производственной мощности, чтобы получить приемлемые сроки возвращения вложенных средств;
- Гибкость ресурсов. Уменьшение гибкости рабочей силы требует увеличения запаса производственной мощности для компенсации перегрузки операций, которая вполне вероятно произойдет при менее гибкой рабочей силе;
- Оборудование. Уменьшение уверенности в оборудовании при прежней норме выработки требует увеличения запаса производственной мощности для удовлетворения спроса в пиковые периоды;
- Планирование. Более устойчивая окружающая среда позволяет иметь меньший запас производственной мощности, потому что изделия или услуги могут быть запланированы с большим уровнем гарантии.
Наконец, из-за связи решения об изменении производственной мощности с другими функциональными областями, требуется осторожная интеграция планов. Следует использовать маркетинг для знания особенностей рыночных сегментов и прогнозирования спроса. Финансовый анализ необходим, потому что расширение требует существенных капиталовложений, которые должны быть взяты из чистой прибыли или получены из внешних источников. Анализ людских ресурсов требуется, потому что изменения производственной мощности ведут к найму и обучению новых рабочих, и могут также означать болезненное сокращение производства и падение его объемов.
Управление производственной мощностью - это особая область менеджмента на предприятии. Она охватывает совокупность организационно-экономических решений по обеспечению уровня производственной мощности и ее эффективного использования. Все эти функции можно объединить в последовательность действий, которой вполне подойдет понятие стратегии УПМ [4]. Основные этапы разработки стратегии, представлены на рисунке.
Общая стратегия развития предприятия (совокупность бизнес-единиц в соответствии с рынками сбыта)
ц
Оценка имеющихся ПМ по каждой бизнес-единице с точки зрения соответствия ее жизненному циклу и спросу
Ц
Выбор решения по обеспечению ПМ бизнес-единиц (вид стратегии УПМ)
ц
Планирование способа достижения цели (комплекс мероприятий, сроки, ресурсы)
ц
Поиск средств и их источников для осуществления стратегии УПМ
ни
Оценка эффективности стратегии УПМ
ЭтапыразработкистратегииУПМ
Каждому этапу соответствуют свой методический инструментарий. Как показало исследование, наиболее проработанными являются вопросы, связанные с оценкой использования производственной мощности, а наименее методически подкрепленными - этапы выбора типа стратегии УПМ. В связи с этим нами дана
Таким образом, организация может и ликвидировать, и увеличить мощности по производству своей продукции. При этом решение будет приниматься ею в соответствии с возможностями увеличения мощности и другими критериями, связанными с текущей деятельностью и планами на будущее.
Виды стратегий по отношению к ПМ
Вид стратегии Ее характеристика Когда лучше применять
Сокращение производственной мощности, в т.ч. увеличение запаса мощности, ликвидация избыточных или не используемых мощностей. Обусловлена общей стратегией предприятия - дезинвестированием или уходом с рынка; она может быть как временным процессом, так и окончательным. Большие запасы производственной мощности необходимы, когда будущий спрос точно не определен и подвержен значительным изменениям; высок износ, а также низка гибкость ресурсов. Малые запасы производственной мощности возможны при стабильном спросе и низком износе
Стратегия наращивания производственной мощности: А) поиск внутренних резервов (интенсивный подход) Б) ввод дополнительных мощностей (экстенсивный подход) Обусловлена стратегией роста (наступательной) Выявление и расширение «узких мест»; в т.ч. за счет инноваций Выбор времени и размера расширения связаны между собой: если увеличивается спрос и велик временной лаг между приращениями производственной мощности, размер приращений должен также расти Уровень запаса =0; Спрос растущий; Рынок стабильный; Конкуренция умеренная; ЖЗЦ продукции на фазе роста, его длительность не менее 10 лет.
Диверсификация Производства Возможности ее применения ограничены, перепрофилирование возможно при технологической схожести продукции Существенное изменение спроса; конверсия, структурные изменения в экономике.
классификация основных видов стратегий УПМ, их характеристика и условия применения (таблица). Выбор стратегии базируется на анализе внутренней среды и внешней среды предприятия, в частности на оценке производственных возможностей, включая SWOT-анализ [4].
Производственная мощность формируется и используется в процессе целенаправленной организационно-управленческой деятельности. Поэтому современный менеджмент, и корпоративный, и отраслевой, и общенациональный в особенности, должен рассматривать в качестве одной из своих базовых функций управление производственной мощностью.
Статья поступила 30.03.2015 г.
Библиографический список
1. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: учеб.-метод. пособие. М.: Финансы и статистика, 2003. 176 с.
2. Водянов А.А. [и другие]. Производственные мощности российской промышленности в контексте задач экономического роста // Российский экономический журнал. 2006. № 2. С. 3-22.
3. Дадалова М.В. Проблемы управления производственной мощностью в обрабатывающей промышленности // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2008. № 4. С. 290-294.
4. Дадалова М.В. Управление производственной мощностью на предприятиях стекольной промышленности: дис. ... канд. эконом. наук: 08.00.05. Белгород, 2009. 175 с.
5. Зайцев Н.Л. Производственная мощность предприятия. М.: Экзамен, 2006. 413 с.
6. Рудычев А.А., Лычев А.Ю. Методы оценки эффективности функционирования предприятий // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2014. № 3. С. 120-124.