Научная статья на тему 'Управление профилактикой ВИЧ / СПИДа на Северо-Западе России: описание совместного Норвежско-Российского проекта'

Управление профилактикой ВИЧ / СПИДа на Северо-Западе России: описание совместного Норвежско-Российского проекта Текст научной статьи по специальности «Медицина и здравоохранение»

CC BY
158
54
Поделиться
Журнал
Экология человека
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
Ключевые слова
ВИЧ / СПИД / ПРОФИЛАКТИКА / КАЧЕСТВЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / HIV / AIDS

Аннотация научной статьи по медицине и здравоохранению, автор научной работы — Осланд О. , Грённингссетер А. Б., Мейлахс П. А., Клоуман Э. , Балаева Т. В., Блюстад Х. , Гржибовский А. М.

Описан проект «Управление профилактикой ВИЧ / СПИДа на Северо-Западе России», выполняемый группой исследователей из норвежских и российских научно-исследовательских учреждений и некоммерческих организаций в 2008-2011 гг. Основной акцент проекта сделан на оценку того, каким образом профилактика ВИЧ / СПИДа воспринимается как проблема общественного здравоохранения, требующая мультисекторального подхода. Проект ориентирован на исследование перспектив и процессов, связанных с профилактикой ВИЧ / СПИДа, среди четырех категорий: органов власти (федеральных, окружных и муниципальных), профессиональных групп, групп риска и широкой общественности. Посредством участия в проекте пяти муниципалитетов, расположенных в трех федеральных округах, анализируется, как реализуется стратегия профилактики ВИЧ / СПИДа на федеральном уровне и как эта стратегия воспринимается на более низких уровнях. В проекте используется комбинация количественной и качественной методологий, а основу составляют анализ документации, качественные социологические и количественные популяционные исследования.

THE GOVERNANCE OF HIV / AIDS PREVENTION IN NORTH-WEST RUSSIA: A DESCRIPTION OF THE NORWEGIAN-RUSSIAN PROJECT

A collaborating group of Norwegian and Russian research institutions, with the Norwegian Institute for Urban and Regional Research as a lead partner, has in 2008-201 1 implemented a study on HIV / AIDS governance in NorthWest Russia. The main focus has been on the extent to which, and how, HIV / AIDS prevention is perceived and treated as a public health issue, requiring a broad, multi-sectoral response. The project is actor-oriented and studies the perspectives and processes among, and in the intersections between, four categories of actors: authorities (federal, district and municipal), professional groups, risk groups, and general public. Through case studies in five municipalities (located in three federal districts) the project analyses how prevention strategies at the federal level are implemented and perceived at lower levels. The project combines quantitative and qualitative research methods. It is based on document analysis, qualitative case studies and surveys among the general population.

Похожие темы научных работ по медицине и здравоохранению , автор научной работы — Осланд О., Грённингссетер А. Б., Мейлахс П. А., Клоуман Э., Балаева Т. В., Блюстад Х., Гржибовский А. М.,

Текст научной работы на тему «Управление профилактикой ВИЧ / СПИДа на Северо-Западе России: описание совместного Норвежско-Российского проекта»

УДК 614.2 : 616.98-097-022-084 : 578 : 828 HIV

УПРАВЛЕНИЕ ПРОФИЛАКТИКОЙ ВИЧ / СПИДА НА СЕВЕРО-ЗАПАДЕ РОССИИ: ОПИСАНИЕ СОВМЕСТНОГО НОРВЕЖСКО-РОССИЙСКОГО ПРОЕКТА

© 2011 г. 1О. Осланд, 2А. Б. Грённингссетер,

3- 4П. А. Мейлахс, 5Э. Клоуман, 5 6Т. В. Балаева,

7Х. Блюстад, 5 7А. М. Гржибовский

'Норвежский институт городских и региональных исследований, г. Осло, Норвегия; 2Фафо институт социальных исследований, г. Осло, Норвегия; 3Центр независимых социологических исследований, г. Санкт-Петербург, Россия; 4Йельский университет, г. Нью-Хэйвен, Коннектикут, США; 5Университет г. Тромсё, Норвегия; 6Северный государственный медицинский университет, г. Архангельск, Россия; 7Норвежский институт общественного здравоохранения, г. Осло, Норвегия

В последние годы федеральные власти России стали проявлять повышенное внимание к эпидемии ВИЧ / СПИДа в России. Федеральное финансирование борьбы с ВИЧ / СПИДом увеличилось в 20 раз только за один (с 2005 по 2006) год. В октябре 2006 г. была создана многосекторальная правительственная комиссия высокого уровня по борьбе со СПИДом с задачей координации деятельности органов власти при осуществлении государственной политики в сфере профилактики ВИЧ / СПИДа. Также была принята федеральная целевая программа «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями» на 2007—2011 гг. Основные цели политики борьбы с ВИЧ / СПИДом включают в себя координирование деятельности федеральных и региональных органов власти в реализации новых ключевых направлений, организацию межсекторального участия для обеспечения расширения масштабов профилактики и обзор законодательных норм. Несмотря на повышенное внимание к проблеме на федеральном уровне, страна все еще сталкивается с серьезными трудностями в реализации ответа на эпидемию ВИЧ / СПИДа. По данным Объединенной программы Организации Объединенных Наций по ВИЧ / СПИДу (ЮНЭЙДС), охват профилактическими программами групп риска по-прежнему является довольно низким, а эффекта от увеличения финансирования пока не наблюдается [10]. Эпидемия ВИЧ / СПИДа в России достигла своего пика в 2001 г. С тех пор количество новых случаев ежегодно снижалось, что предположительно было связано с состоянием сатурации эпидемии среди потребителей инъекционных наркотиков. Однако с 2005 г. вновь наблюдается небольшой рост заболеваемости, причем с более заметной ролью гетеросексуального пути передачи. Кроме того, некоторые эксперты утверждают, что Россия в ближайшее время может столкнуться с выходом эпидемии за пределы традиционных групп риска и распространением среди населения в целом [4]. Тем не менее данные официальной статистики в большинстве субъектов федерации на Северо-Западе России указывают на то, что в настоящее время гетеросексуальный путь распространения в основном наблюдается в среде потребителей наркотиков и их контактов [1]. Потенциальные демографические последствия распространения эпидемии ВИЧ / СПИДа в России в виде потерь и без того дефицитного человеческого капитала могут быть весьма серьезными [2].

В основе большинства современных определений общественного здоровья (public health) лежит определение Всемирной организации здравоохранения, согласно которому оно представляется как комплекс мер, направленных на укрепление здоровья и профилактику заболеваний, реализуемый посредством организованных усилий всего общества. Это подразумевает использование широкого межсекторального подхода

Описан проект «Управление профилактикой ВИЧ / СПИДа на Северо-Западе России», выполняемый группой исследователей из норвежских и российских научно-исследовательских учреждений и некоммерческих организаций в 2008-2011 гг. Основной акцент проекта сделан на оценку того, каким образом профилактика ВИЧ / СПИДа воспринимается как проблема общественного здравоохранения, требующая мультисекторального подхода. Проект ориентирован на исследование перспектив и процессов, связанных с профилактикой ВИЧ / СПИДа, среди четырех категорий: органов власти (федеральных, окружных и муниципальных), профессиональных групп, групп риска и широкой общественности. Посредством участия в проекте пяти муниципалитетов, расположенных в трех федеральных округах, анализируется, как реализуется стратегия профилактики ВИЧ /

СПИДа на федеральном уровне и как эта стратегия воспринимается на более низких уровнях.

В проекте используется комбинация количественной и качественной методологий, а основу составляют анализ документации, качественные социологические и количественные популяционные исследования. Ключевые слова: ВИЧ / СПИД, профилактика, качественные исследования, количественные исследования.

с участием различных заинтересованных субъектов. Таким образом, понятие общественного здоровья выходит далеко за рамки традиционного сектора здравоохранения. По мнению Е. Ткаченко с соавт., науки и практики общественного здоровья в таком виде в Советском Союзе практически не существовало, а преобладало чисто медицинское понимание термина [9]. Интересно, что однозначного и общепринятого перевода термина «public health / общественное здоровье» на русский язык не существует. Часто этот термин переводится как «общественное здравоохранение» и охватывает только сферу оказания медицинских услуг. Современная российская система здравоохранения отличается достаточно высокой степенью децентрализации, при которой субъекты федерации, а иногда и муниципалитеты пользуются большой степенью автономии при планировании бюджета и принятии управленческих решений [3]. К настоящему времени как российскими, так и зарубежными исследователями было опубликовано большое количество результатов научноисследовательских проектов по различным аспектам эпидемии ВИЧ / СПИДа в России, например, о распространении инфекции в различных регионах страны, стигматизации уязвимых групп населения, угрозе для национальной безопасности и т. д. Однако, насколько нам известно, настоящее исследование является первой международной попыткой систематического рассмотрения связи между стратегией профилактики ВИЧ / СПИДа и её реализацией на федеральном, региональном и местном уровнях.

Теоретические аспекты

Проект основан на сотрудничестве исследователей, представляющих различные научные традиции и дисциплины, такие как медицина, социология, политология и социальная работа. Более того, российские и норвежские научные традиции в области общественного здравоохранения отличаются, равно как и государственные подходы к профилактике ВИЧ / СПИДа. Поэтому вместо поиска некоего общего знаменателя в подходах различных дисциплин и стран к данной проблеме участники проекта поставили задачу применить весь широкий спектр теоретических подходов с использованием и качественных, и количественных методов исследований.

Первым важным теоретическим аспектом является вопрос о доверии. Профилактика ВИЧ / СПИДа в первую очередь включает в себя информирование общества, а также расширение прав и возможностей людей с целью изменения их поведения и использования необходимых мер предосторожности. Основной предпосылкой для успеха профилактической работы является доверие целевых групп к той информации, которую они получают от властей и/или других источников. Без определенного уровня доверия к источникам предоставляемая информация вряд ли будет восприниматься всерьез, что повлечет за собой игнорирование рекомендуемых профилактических мер.

Одной из задач проекта является анализ доверия к различным источникам информации как представителей групп риска, так и населения в целом.

Управление профилактикой является вторым важным вопросом проекта. Принятие российским руководством межсекторального подхода к профилактике ВИЧ / СПИДа с включением различных секторов и уровней государственного управления и государственной политики, гражданского общества и частных лиц обусловливает актуальность научной литературы по вопросам управления. Стиль политики, подразумевающийся под понятием «управление», заключается в использовании «руководящих механизмов, которые не ограничиваются использованием власти и санкций правительства». Это отличает управление от традиционного «правления» и позволяет использовать косвенные методы воздействия, а также подразумевает горизонтальные, партнерские отношения между властью и обществом.

Третьим важным вопросом проекта является изучение различных концептуальных культурных моделей здоровья применимо к эпидемии ВИЧ / СПИДа в России и к тому, как она рассматривается с точки зрения общественного здравоохранения различными субъектами общества. Под культурной моделью понимаются общие для отдельной группы или всего общества более или менее сформулированные знания о мире, которые играют решающую роль в понимании мира и выборе действий. Здоровье и болезнь являются культурными категориями, и их понимание может различаться в разных группах населения, у представителей разных культур, а также в различные периоды времени. В данном проекте используется подход Т. Gjernes, который выделяет четыре идеальных типа моделей здоровья: биомедицинскую (экспертную), целостную (ВОЗ), политическую и популярную [5]. В вопросе профилактики ВИЧ / СПИДа использование различных моделей может повлиять на то, как различные субъекты понимают баланс между стратегиями, направленными на население в целом, и стратегиями, направленными на целевые группы.

Четвертый теоретический аспект связан с посреднической ролью системы здравоохранения и социального обеспечения между органами государственной власти и потребителями медицинских и социальных услуг. Индивидуальная способность специалиста создать хорошие доверительные взаимоотношения с пользователем услуг (пациентом) является одним из ключевых моментов в профилактике ВИЧ / СПИДа. Это особенно важно в странах Восточной Европы, где социальная политика меняется быстрыми темпами и где медицинские и социальные работники играют первостепенную роль в реализации новой политики на местном уровне [7]. В традиционной социологии определение профессии связано с такими характеристиками, как общее образование и база знаний, монополия позиции, организация и роль профессии [8]. Такой подход во многих случаях привел к узкой специализации вместо развития комплексных под-

ходов. С другой стороны, в современных исследованиях профессий особо важны отношения между поставщиками медицинских и социальных услуг и политиками, ответственными за принятие решений а также повышенное внимание изучению того, как профессиональные группы видят себя и свою роль в отношении других заинтересованных сторон и соответствующих органов власти.

К вышеперечисленным теоретическим аспектам следует добавить, что невозможно проводить исследования по проблеме ВИЧ / СПИДа без гендерной составляющей. Почти две трети зарегистрированных ВИЧ-позитивных в России составляют мужчины. Они же представляют собой подавляющее большинство в двух основных группах риска, в то время как группа работников коммерческого секса почти полностью представлена женщинами. Однако структура уязвимости меняется, доля женщин среди инфицированных постепенно увеличивается, причем в результате гетеросексуальных контактов. В глобальном масштабе женщины считаются наиболее уязвимой группой для ВИЧ-инфекции. Женщины превалируют среди беднейших групп населения в большинстве стран, а также имеют меньший доступ к информации. Таким образом, для успешной профилактики ВИЧ / СПИДа необходимо принимать во внимание гендерные особенности, которые могут значительно варьировать в разных странах. Гендерные аспекты профилактики составляют важную часть проекта.

География проекта и рабочие пакеты

Проект реализуется в трех субъектах Российской Федерации — г. Санкт-Петербурге, Ленинградской и Архангельской областях. Главными критериями для отбора являлись географическая принадлежность к Северо-Западному федеральному округу (СЗФО) и включение в многонациональную программу ООН по ВИЧ / СПИД в Баренцевом регионе. Мы сознательно отобрали регионы внутри СЗФО, которые сильно отличаются по распространенности ВИЧ / СПИДа, а также по ряду социально-экономических характеристик. Город Санкт-Петербург и Ленинградская область входят в число субъектов федерации с наиболее неблагополучной эпидемиологической обстановкой по ВИЧ с распространенностью инфекции в 2010 г. 47 и 79 на 100 000 населения соответственно, по данным проекта ЭпиНорт (www.epinorth.org). Архангельская область, по тем же данным, является одним из регионов России с наиболее низкими показателями (6,9 на 100 000 населения). Поскольку заболеваемость и распространенность ВИЧ / СПИД в России в городах намного выше, чем в сельской местности, для углубленных исследований мы отобрали один городской муниципалитет в Ленинградской области, два муниципалитета в Архангельской области и два муниципальных округа в Санкт-Петербурге.

Несмотря на то, что проект в основном создавался для изучения профилактики ВИЧ / СПИДа на местном уровне, необходимо понимание процессов в

более широком контексте, который включает в себя национальную политику, привлечение международных организаций-доноров, а также отношение групп риска и населения в целом к проблеме ВИЧ / СПИДа и поведение. Также анализировались горизонтальные отношения между местными органами власти, местными поставщиками медицинских и социальных услуг и организациями гражданского общества. С учетом различных задач и нескольких уровней весь проект был разделен на семь основных рабочих пакетов (work packages), после чего на этапе синтеза информации применялся метод триангуляции данных.

Рабочий пакет 1. Стратегия профилактики ВИЧ / СПИДа на федеральном уровне и вклад международных организаций. Данный пакет включает в себя обзор стратегии профилактики ВИЧ / СПИДа на федеральном уровне. В нем рассматриваются основные задачи, в соответствии с которым работают региональные и муниципальные органы власти. Кроме того, изучается роль международных доноров в формировании российской политики по ВИЧ / СПИДу, особенно в рамках регионального сотрудничества в Баренцевом регионе и в рамках «Северного измерения». Рабочий пакет включает в себя 8 глубинных интервью с представитями организаций федерального уровня — Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Роспотребнадзора, других отраслевых министерств, членами координационного совета по проблемам ВИЧ / СПИДа, организаций гражданского общества, а также 5 глубинных интервью с представителями международных организаций и комитетов.

Рабочий пакет 2. Тематические исследования профилактики ВИЧ / СПИДа в пяти муниципалитетах трех субъектов федерации. Пакет состоит из ряда взаимосвязанных исследований, представленных в таблице.

Обзор тематических исследований, проводимых на различных уровнях

Тип респондентов Регио- наль- ный уровень Муни- ципаль- ный уровень Тип интер- вью Коли- чество интер- вью

Политики регионального уровня, занимающиеся профилактикой ВИЧ x ПС 7

Политики, занимающиеся профилактикой ВИЧ на муниципальном уровне x ПС 8

Врачи, медсестры, социальные работники x ФГ 8

Представители НКО, занимающихся ВИЧ-проблематикой x x ФГ 3

ВИЧ-позитивные. В каждой группы были ПИН, МСМ, КСР x x ПС, ГИ 23

Примечание. НКО — некоммерческая организация, ПИН — потребители инъекционных наркотиков, МСМ — мужчины, имеющие секс с мужчинами, РКС — работники коммерческого секса, ПС — полуструктурированное интервью, ФГ — фокус-группа (6—8 человек), ГИ — глубинное интервью.

Объемы выборкок для каждого из исследований, входящих в этот рабочий пакет, несомненно, очень малы для количественых заключений и экстраполяции результатов на генеральные совокупности, из которых эти выборки отбирались. В то же время качественные исследования обладают большими преимуществом перед количественными методами в случаях, когда необходимо определить взаимосвязь между субъектами, организациями и понятиями. Вместо того чтобы разбивать информацию на отдельные элементы, в данном исследовании применялся целостный подход путем сохранения всех элементов одновременно в поле зрения. Применялся метод триангуляции данных путем получения детальной информации от людей с очень разным отношением к их контакту с ВИЧ / СПИДом. Для различных типов субъектов были использованы различные методы интервью. Так, индивидуальные полуструктурированные интервью проводились при опросе лиц, определяющих политику на районном и муниципальном уровнях, которых очень сложно привлечь в исследования по причине нехватки времени. Индивидуальное интервью обычно приводит к большей открытости респондентов и получению большего объема информации, включая нюансы, которые сложно уловить при проведении количественных исследований или в фокус-группах. Метод фокус-групп использовался для изучения отношения профессиональных групп и представителей некоммерческих организаций к проблеме профилактики. Данный метод дает респондентам возможность рассмотреть свои собственные взгляды в свете мнения других, чего невозможно достичь при проведении индивидуальных интервью. Из этических соображений набор ВИЧ-инфицированных для исследования проводился с большой осторожностью. Основным методом сбора информации в данной группе были полуструктурированные глубинные интервью.

Рабочий пакет 3. Популяционные поперечные исследования, направленные на определение отношения населения к проблеме профилактики ВИЧ / СПИДа и особенностей их поведения. Пакет состоит из двух количественных популяционных исследований. Первое представляет собой классическое поперечное эпидемиологическое исследование, проведенное в г. Архангельске на выборке 1 200 человек, сформированной случайным методом среди населения в возрастной группе 18—39 лет. Данная возрастная группа была выбрана как группа наибольшего риска заражения инфекциями, передающимися половым и гемоконтактным путем. Помимо анкетирования, целью которого является получение сведений об источниках информации о ВИЧ / СПИДе, доверии к тем или иным источникам, знаниях о ВИЧ, отношении к профилактическим программ и т. д., целью исследования также было определение распространенности гепатитов В и С, простого герпеса 2 типа в Архангельске. Для создания репрезентативной выборки колл-центр специализированного агентства осуществлял рекруитмент участников исследования,

используя деперсонифицированную базу мобильных телефонов. Приглашение пройти бесплатное обследование на гепатиты В, С и герпес 2 типа получали жители Архангельска в возрасте 18—39 лет. Базой исследования являлась Университетская клиника при Северном государственном медицинском университете (СГМУ), где происходила регистрация участников, забирались образцы крови и предлагалась для заполнения конфиденциальная анкета. Лабораторные анализы проводились на базе вирусологической лаборатории Архангельского областного кожно-венерологического диспансера: биологический материал (кровь) от участников исследования протестирован на гепатиты В и С, а также герпес 2 типа с применением диагностических тест-систем фирмы «Вектор-Бест». Основными партнерами, ответственными за выполнение этого рабочего пакета, являются СГМУ (г. Архангельск) и Норвежский институт общественного здравоохранения (г. Осло, Норвегия). Кроме того, эта часть проекта выполняется как диссертационная работа, поддержанная помимо ответственных партнеров стипендией Президента Российской Федерации и программой Баренц-Плюс под научным руководством норвежских и российских ученых с последующей защитой в Норвегии и России.

Второе популяционное поперечное исследование проводилось в возрастной группе 18 лет и старше в Санкт-Петербурге и Архангельске, то есть в регионах с низкой и высокой распространеностью ВИЧ-инфекции. Поскольку в предыдущих социологических исследованиях, проводимых в России, уже освещались вопросы отношения населения к основным группам риска и знаний факторов риска заражения ВИЧ, то в данном исследовании акцент был сделан на изучение знаний населения о существующих программах профилактики и их отношения к ним, а также уровня доверия к источникам информации и организациям, занимающимся вопросами профилактики ВИЧ / СПИДа. Исследование осуществлялось посредством телефонных интервью с использованием универсальной для обоих городов анкеты. Интервью проводились сотрудниками профессиональных социологических агентств, которые получили детальные инструкции для снижения вариабельности результатов как между интервьюерами одного агентства, так и между агентствами. Было сделано 7 194 звонка по случайно отобранным телефонным номерам в Санкт-Петербурге и 19 728 звонков в Архангельске. Возрастно-половой состав выборки оказался малорепрезентативным для городов, поэтому был применен квотный набор недостающих групп, в результате которого окончательный размер выборки составил 1 005 человек в Санкт-Петербурге и 1 028 человек в Архангельске, причем окончательные выборки были репрезентативны как по полу, так и по возрасту для каждого из городов. Результаты, полученные в ходе двух популяционных исследований в России, затем сравнивались с результатами поперечного популяционного исследования на выборке 1 001 человек, выполненного по аналогичной

методике с использованием идентичных вопросов в Норвегии [6].

Рабочий пакет 4. Синтез и многоуровневый анализ. Особое внимание в данном пакете было уделено процессам, происходящим на пересечении различных рабочих пакетов, субъектов и уровней, участвующих в профилактике ВИЧ / СПИДа на Северо-Западе России. Это находит свое отражение в появляющихся публикациях по материалам проекта, в которых часто интегрируются данные, полученные от различных участников на различных уровнях с помощью различных методов и входящих в различные рабочие пакеты проекта. В этом рабочем пакете мы используем результаты, полученные в ходе выполнения трех вышеописанных рабочих пакетов, чтобы оценить, в какой степени профилактика ВИЧ / СПИДа на разных уровнях соответствует федеральной стратегии, как деятельность на разных уровнях взаимно дополняет или противоречит друг другу. Основными задачами данного пакета являются ответы на следующие вопросы: 1. В какой степени профилактическая работа по ВИЧ / СПИДу на муниципальном и региональном уровнях согласована с федеральной политикой и международными рекомендациями? 2. Какие механизмы обратной связи существуют на муниципальном уровне, чтобы информировать и по необходимости корректировать стратегию профилактики ВИЧ / СПИДа на региональном и федеральном уровнях?

3. Как культурные модели здоровья различных субъектов применимо к вопросам профилактики ВИЧ / СПИДа влияют на их мнение о профилактике ВИЧ / СПИДа как задаче общественного здравоохранения?

4. Как воспринимает свою роль каждый из субъектов профилактической работы на различных уровнях по отношению к другим субъектам, и насколько хорошо эти роли и их восприятие помогают создать целостную картину профилактики ВИЧ / СПИДа на Северо-Западе России?

Рабочий пакет 5. Диссеминация результатов проекта. Результаты, полученные в ходе проекта, будут в основном опубликованы в международных, российских и норвежских научных и научно-практических журналах, а также представлены на крупных международных и российских конференциях. Полный список всех опубликованных материалов и презентаций на конференциях представлен на странице: http://guango. nibr.no. Проект был представлен на XVIII Международной конференции по СПИДу в Вене в июле 2010 г. Предварительные результаты, полученные в ходе реализации первых двух рабочих пакетов, были представлены на заключительной международной конференции «Управление профилактикой ВИЧ / СПИДа на Северо-Западе России», состоявшейся в Архангельске 2 декабря 2010 г. и собравшей около 100 участников из России, Норвегии, Финляндии и США.

Рабочий пакет 6: Менеджмент проекта, международное сотрудничество и привлечение внеших экспертов. Помимо установленного научного со-

трудничества между норвежскими и российскими научно-исследовательскими учреждениями — непосредственными исполнителями проекта — результаты исследования будут доведены до сведения организаций, занимающихся профилактикой ВИЧ / СПИДа на национальном и международном уровнях с использованием существующих и хорошо работающих связей Норвежского института общественного здравоохранения в России, Европе и странах бывшего СССР. Проект с самого начала курировался группой экспертов, с которыми проводились постоянные консультации по вопросам планирования и выполнения проекта. В эту группы входили: Смольская Т. Т. (д. м. н., руководитель Северо-Западного окружного центра по профилактике и борьбе со СПИДом, г. Санкт-Петербург), Бобрик А. (к. м. н., исполнительный директор Открытого института здоровья, г. Москва), Кокер Р. (профессор общественного здоровья, Лондонская школа гигиены и тропической медицины, г. Лондон, Великобритания), Гериш А. А. (заместитель начальника отдела Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Минобрнауки России, г. Москва), Хелэе Л. А. (Норвежский институт городских и региональных исследований, г. Осло, Норвегия), Карвонен О. (Международный советник экспертной группы по ВИЧ / СПИДу и ассоциированным инфекциям партнерства «Северного измерения», Национальный институт здравоохранения и социального благосостояния, г. Хельсинки, Финляндия).

Этические аспекты

Дизайн исследования, в том числе составление анкет и отчетной документации, разрабатывался в соответствии с рекомендациями Национального комитета по научной этике в области социальных и гуманитарных наук Норвегии и соответствует всем принципам Хельсинкской декларации. Все участники исследования были проинформированы о целях и задачах исследования и использовании полученных данных и подписали информированное согласие на участие. Все участники имели право выйти из исследования на любом этапе без объяснения причин. Для проведения количественного исследования, входящего в рабочий пакет 3, было получено разрешение Комитета по медицинской этике Северного государственного медицинского университета в г. Архангельске. Данные, собранные в ходе проекта, хранятся в организациях-участниках исследования в строгом соответствии с национальными правилами в области защиты и безопасности данных. Все участники исследования имеют право быть проинформированными о результатах собственных лабораторных анализов. При выявлении гепатитов В и С всем участникам предоставлялась возможность бесплатно проконсультироваться у врача-инфекциониста Архангельской областной клинической больницы для дальнейшего лечения.

Каждому участнику исследования присваивался уникальный личный идентификационный код. Только несколько российских медицинских работников имели возможность идентифицировать участников по коду (для направления к специалисту при обнаружении инфекционных заболеваний). Все международные и российские исследователи, которые будут осуществлять статистическую обработку материала, имеют доступ только к деперсонифицированным массивам данных для обеспечения анонимности исследования как на этапе анализа, так и при публикации результатов.

Проект финансируется Норвежским советом по исследованиям в рамках трехлетней программы сотрудничества с Российской Федерацией (грант № 184931/S50) и Министерством иностранных дел Финляндии.

Список литературы [References]

1. Blystad H., Nilsen 0., Andresen S. The HIV situation in Northwest Russia and the Baltic // Tidsskr Nor L®geforen. 2006. Vol. 126(23). P. 3131-3134.

2. Brown H. Russia's blossoming civil society holds the key to HIV // Lancet. 2006. Vol. 368(9534). P. 437-440.

3. Danishevski К., Balabanova D., McKee M., et al. The fragmentary federation: experiences with the decentralized health system in Russia // Health Policy and Planning. 2006. Vol. 21(3). P. 183-194.

4. Eberstadt N. The Future of Aids // Foreign Affairs. 2002. Vol. 81(6).

5. Gjernes T. Helsemodeller og forebyggende helsearbeid // Sosiologisk tidsskrift. 2004. Vol. 12. P. 143-165.

6. MandalR., Nuland B. R., Gmnningsxter A. B. Fortsatt farlig a kysse. Kunnskap om holdninger om hiv. Oslo: Fafo report, 2008. Vol. 21.

7. Kiik R. Key themes and settings of social work in Estonia. Tartu: Tartu University Press, 2006.

8. Stoker G. Governance as theory // International Social Science Journal. 1998. Vol. 155. P. 17-28.

9. Tkatchenko E., McKee M., Tsouros A. Public health in Russia: the view from the inside // Health Policy and Planning. 2000. Vol. 15(2). P. 164-169.

10. UNAIDS. Country Situation Analysis: Russian Federation. Available from: URL: http://www.unaids.org/en/ Regions_countries/countries/russian_federation.asp.

THE GOVERNANCE OF HIV / AIDS PREVENTION IN NORTH-WEST RUSSIA: A DESCRIPTION OF THE NORWEGIAN-RUSSIAN PROJECT

*A. Aasland, 2A. B. Grenningsæter, 3’ 4P. A. Meylakhs,

5E. Klouman, 5 6T. V. Balaeva, 7H. Blystad,

5 7A. M. Grjibovski

‘Norwegian Institute for Urban and Regional Research,

Oslo, Norway

2Fafo Institute for Labour and Social Research, Oslo, Norway

3Centre for Independent Social Research, St. Petersburg, Russia

4Yale University, New Haven, СТ, USA 5University of Troms0, Norway

6Northern State Medical University, Arkhangelsk, Russia 7Norwegian Institute of Public Health, Oslo, Norway

A collaborating group of Norwegian and Russian research institutions, with the Norwegian Institute for Urban and Regional Research as a lead partner, has in 2008-2011 implemented a study on HIV / AIDS governance in NorthWest Russia. The main focus has been on the extent to which, and how, HIV / AIDS prevention is perceived and treated as a public health issue, requiring a broad, multi-sectoral response. The project is actor-oriented and studies the perspectives and processes among, and in the intersections between, four categories of actors: authorities (federal, district and municipal), professional groups, risk groups, and general public. Through case studies in five municipalities (located in three federal districts) the project analyses how prevention strategies at the federal level are implemented and perceived at lower levels. The project combines quantitative and qualitative research methods. It is based on document analysis, qualitative case studies and surveys among the general population.

Keywords: HIV / AIDS, prevention, qualitative studies, quantitative studies

Контактная информация:

Одне Осланд — доктор наук, научный сотрудник Норвежского института городских и региональных исследований

Адрес: Norwegian Institute of Urban and Regional Research, Postbox 44, Blindern, N-0313 Oslo, Norway.

Тел. +47 2295 8800 E-mail: aadne.aasland@nibr.no