Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ: МЕТОДЫ, СРЕДСТВА И ИНСТРУМЕНТЫ'

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ: МЕТОДЫ, СРЕДСТВА И ИНСТРУМЕНТЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1476
281
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТ / ПРОЦЕСС / УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ / УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ / AGILE / SCRUM / KANBAN / LEAN / SIX SIGMA / PRINCE 2 / PROJECT / PROCESS / PROJECT MANAGEMENT / EDUCATIONAL ORGANIZATION MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алиева А.Б.

В данной статье рассматриваются наиболее востребованные на сегодняшний день инструменты для управления проектами - как конкретные системы и механизмы, так и платформы для командной работы. Также рассмотрен образовательный проект: «Управление образовательной организацией», на каждом этапе развития проекта применяются собственные инструменты управления. Это могут быть диаграммы, схемы, методики анализа рисков и многие другие. Подобные методики позволяют объективно оценить состояние проекта и скорректировать развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT MANAGEMENT: METHODS, FACILITIES AND TOOLS

In this article, we briefly consider the most popular tools for project management today - both specific systems and mechanisms, and platforms for teamwork. The educational project "Management of an educational organization" is also considered. At each stage of the project development, its own management tools are used. These can be diagrams, diagrams, risk analysis techniques, and many others. Such methods allow you to objectively assess the state of the project and adjust the development.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ: МЕТОДЫ, СРЕДСТВА И ИНСТРУМЕНТЫ»

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ: МЕТОДЫ, СРЕДСТВА И ИНСТРУМЕНТЫ

А.Б. Алиева, старший преподаватель Северо-Кавказская государственная академия (Россия, г. Черкесск)

DOI: 10.24411/2411-0450-2020-11012

Аннотация. В данной статье рассматриваются наиболее востребованные на сегодняшний день инструменты для управления проектами — как конкретные системы и механизмы, так и платформы для командной работы. Также рассмотрен образовательный проект: «Управление образовательной организацией», на каждом этапе развития проекта применяются собственные инструменты управления. Это могут быть диаграммы, схемы, методики анализа рисков и многие другие. Подобные методики позволяют объективно оценить состояние проекта и скорректировать развитие.

Ключевые слова: проект, процесс, управление проектами, управление образовательной организацией, Agile, Scrum, Kanban, Lean, Six Sigma, Prince 2.

Процесс управления проектом включает в себя все-все этапы, начиная от контроля и заканчивая сдачей задачи. Для управления проектами используют системы управления проектами (СУП). Система должна быть достаточно гибкой: уметь перенастраиваться, корректироваться, совершенствоваться в соответствии с текущими задачами. Вообще под проектом можно рассматривать комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на достижение поставленных задач с четко определенными целями в течение заданного периода времени и при установленном бюджете [1]. Под объектами управления можно рассматривать: явления, процессы, человек, коллектив, социальная общность, механизмы, технологические процессы, аппараты.

Рассмотрим образовательный проект. «Управление образовательной организацией - это научно-обоснованные действия администрации и педагогов, направленные на правильный выбор целей и задач, изучение и глубокий анализ достигнутого уровня учебно-воспитательной работы, рациональное планирование времени и сил преподавателей и учащихся с целью углублённого изучения учебных предметов, нравственного воспитания, всестороннего развития личности и подготовки к сознательному выбору профессии» [2]. Разберем его на составные части.

Во-первых, это научно-обоснованные действия, и мы не можем их просто кому-то рекомендовать, нужно подвести какую -то научную базу, из которой мы выбираем критерии, что для нас является важным и ключевым образующим понятием.

Во-вторых, это администрация и педагоги, а потом еще всплывают и обучающиеся, это значит, что может можем использовать в разных проектных методиках управления проектами, разные категории людей с разными ролями, с разными правами, с разной степенью увлеченности и т.д. Получается, что под такое глобальное управление подпадают все, т. е. те на которых можно сейчас обратить внимание, что из объектов управления у нас есть коллектив учащихся, коллектив педагогов, отдельные люди и прочие индивидуумы, которые встречаются на нашем профессиональном пути.

В-третьих, это глубокий анализ - рациональное планирование, углубленное изучение, воспитание, сознательный выбор и прочее. При их разборе и трансляции мы понимаем, что мы не можем разбирать их поверхностно, если мы просто попробуем на практике, но это будет лучше, чем не попробовать вообще, конечно же полноценным использованием это тоже считать нельзя. Поэтому, чем глубже мы погружается, в какую-то конкретную методологию, в какой-то тип программного обеспечения или просто организационные

подходы, принципы, ценности, тем лучше и интереснее у нас будет получаться. Главное не нужно пугаться, того что у нас в начале не будет получаться, все когда-то тоже начинали, пытались, пробовали, поэтому первая стадия очень важна и ее не нужно пропускать и обязательно нужно идти дальше [6].

Здесь так же важно понять, что при рассмотрении результатов, могут быть плюсы и минусы, чему лучше уделить время, что лучше пробовать, пытаться применять определенный подход, а потом уже переходить к следующему шагу, что же в итоге у нас получилось, потому что в чистом виде мы не используем практически ничего отдельно друг от друга, оно в том или ином виде начинает пересекаться. Главное какие принципы мы закладываем в это дело.

В части объектов управления нам нужно четко понимать с кем мы работаем, если например, к нам пришел человек, у которого есть конкретная цель, задача, нужно помочь ему её решить. Если к нам приходит некий линейный руководитель, у которого задачи чуть шире и их чуть больше, т. е. с ним нужно работать конечно немного по-другому, может использовать другие и разные инструменты, все проработать и т. д. Если приходит начальник или директор большого подразделения, предприятия, то тут соответственно нужно подходить к нему с третьей стороны, так же рассказывать, выяснять, выводить на диалог, спрашивать его ожидания и т. д. Вообще в применении гибкой методологии очень важны коммуникации, чем соответственно они будут лучше проработаны, чем их будет больше и чем они будут качественнее, тем лучше для достижения цели. Так же в работе над проектом очень важную роль будет играть метод вашего подхода [6].

Все проекты разные. Не существует идеальной системы управления проектами, подходящей для каждого из видов проектов. Также не существует системы, которая бы подходила каждому руководителю и была удобна для всех членов команды.

Разработанные подходы сильно отличаются друг от друга. Они различаются по областям применения, детализированно-

сти, самодостаточности и формализации. В заголовке мы назвали их «методами» для удобства, но на самом деле в статье представлены стандарты, концепции, методы и фреймворки, которые применяются в управлении проектами [3].

Разберем некоторые методологии управления проектами, их очень много разных, по ним много информации и разных материалов. В основном источники англоязычные, поэтому при переводе мы можем столкнуться с некоторыми отличиями одного источника от другого, здесь кроме как прочитать в нескольких местах ничего не поможет. Потому что особенности перевода одного конкретного человека могут отличаться от перевода другого человека и могут искажать суть и принцип. Перечислим и разберем некоторый из них [4]:

- Классический проектный менеджмент.

- Agile - набор принципов и ценностей.

- Scrum - спринты и бэклог.

- Kanban - поэтапная доска состояний.

- Lean - потоковая концепция бережливого управления.

- Six Sigma - методология DMEDI.

- Prince 2 - «Проекты в контролируемой среде версия 2».

1. Классический проектный менеджмент - cамый очевидный способ сделать проект более управляемым - это разбить сам проект и процесс управления им на последовательные этапы. Именно на такой простой линейной структуре базируется классический подход к управлению проектами.

2. Agile - относится к семейству гибких итеративно-инкрементальных методов в управлении проектами и продуктами. Согласно данному подходу, проект разбивается не на последовательные фазы, а на небольшие, хорошо управляемые модули, которые по итогам их реализации «собираются» в готовый продукт.

3. Scrum - разбивает проект на части, которые сразу могут быть использованы заказчиком для получения ценности, называемые заделами продуктов (product backlog). И несмотря на то, что «задел продукта» - достаточно верный перевод и

используется в профессиональной литературе, в российской практике чаще всего используется просто «бэклог» (backlog (бэклог) - это список новых функций, изменений существующих функций, исправления ошибок, изменений инфраструктуры или других действий, которые команда может выполнить для достижения определенного результата.

4. В Lean, так же, как и в Scrum, работа разбивается на небольшие пакеты поставки, которые реализуются отдельно и независимо. Но в Lean для разработки каждого пакета поставки существует поток операций с этапами.

5. Работа по методу Kanban выстраивается на нескольких принципах. Во-первых, вся информация о проекте должна быть визуализирована, что позволяет видеть накладки, ошибки и недочеты и активно их устранять. Во-вторых, работа над одной задачей должна вестись одновременно всей командой - это помогает сбалансировать усилия и получаемые результаты, исключает неравномерное распределение нагрузки. И, в-третьих, время на выполнение всех задач строго контролируется, благодаря чему оптимизируется процесс и экономится время.

6. Six Sigma - это более структурированная версия Lean нежели Kanban, в ко-

торую добавлено больше планирования для экономии ресурсов, повышения качества, также снижения количества брака и проблем.

Конечная цель проекта - удовлетворение заказчика качеством продукта, которого можно добиться при помощи непрерывного процесса улучшения всех аспектов проекта, основанном на тщательном анализе показателей. В концепции 6 сигма уделяется отдельное внимание устранению возникающий проблем

7. PRINCE 2. Название произошло от акронима «PRojects IN Controlled Environments version 2», что переводится как «Проекты в контролируемой среде версия 2». В отличие от гибких методов, PRINCE2 не использует итеративный подход к проекту. На сегодняшний день, чтобы преуспевать в конкурентной борьбе, нужно обеспечивать наилучшее совмещение отлаженных бизнес-процессов в структурах управления с динамичными и направленными на окончательный результат проектными подходами.

Потому предложенные инструменты для управления проектами являются совершенными и современными инструментами для повышения эффективности бизнеса и составляющих его деловых процессов.

Библиографический список

1. Шарпак Сергей. Топ-7 методов управления проектами: Scrum, Kanban, PRINCE2 и другие. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.pmservices.ru/project-management-news/top-7-metodov-upravleniya-proektami-agile-scrum-kanban-prince2-i-drugie/

2. Система управления образовательной организацией. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://spravochnick.ru/pedagogika/sistema_upravleniya_obrazovatelnoy_organizaciey

3. Управление проектами. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pbaconsult.com/ru/solutions/corporate/kompleksnoe-upravlenie-predpriyatiem/upravlenie-proektami.

4. Максим Остропольский. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://seoforge.ru/instrumenty/kak-polzovatsya-trello

5. Макарова Е.П. Бизнес-консалтинг в области управления проектами: Учебное пособие. - М., 2008.

6. Заславский А.А. Средства и инструменты управления проектами // МГПУ, 2020.

PROJECT MANAGEMENT: METHODS, FACILITIES AND TOOLS

A.B. Alieva, Senior Lecturer North-Caucasian state Academy (Russia, Cherkessk)

Abstract: In this article, we briefly consider the most popular tools for project management today - both specific systems and mechanisms, and platforms for teamwork. The educational project "Management of an educational organization" is also considered. At each stage of the project development, its own management tools are used. These can be diagrams, diagrams, risk analysis techniques, and many others. Such methods allow you to objectively assess the state of the project and adjust the development.

Keywords: project, process, project management, educational organization management, Agile, Scrum, Kanban, Lean, Six Sigma, Prince 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.