Научная статья на тему 'Управление проектами и приоритетными программами'

Управление проектами и приоритетными программами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1765
236
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ / ПРОЕКТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юрьева Т.В.

В связи с формированием нового типа экономического роста, основанного на инновациях, знаниях, активизации человеческого капитала проблема оптимизации методов управления на разных уровнях экономики приобрела еще большую актуальность. В статье проанализированы различные аспекты использования проектного управления. Сделан вывод о том, что проектное управление является эффективным инструментом достижения результатов в условиях заданных параметров на макрои микроуровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Юрьева Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление проектами и приоритетными программами»

36 (291) - 2012

Вопросы управления

УДК 338.2

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ И ПРИОРИТЕТНЫМИ ПРОГРАММАМИ

Т. В. ЮРЬЕВА,

доктор экономических наук, профессор,

заведующая кафедрой управления проектами и программами E-mail: tvyurieva@gmail. com Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

В связи с формированием нового типа экономического роста, основанного на инновациях, знаниях, активизации человеческого капитала, проблема оптимизации методов управления на разных уровнях экономики приобрела еще большую актуальность. В статье проанализированы различные аспекты использования проектного управления. Сделан вывод о том, что проектное управление является эффективным инструментом достижения результатов в условиях заданных параметров на макро- и микроуровнях.

Ключевые слова: проектное управление, государственные программы, федеральные целевые программы, проект.

Создание и развитие в России новой модели экономического роста предполагают развитие производства за счет широкого использования инноваций, позволяющих обеспечить непрерывное обновление технической и технологической базы производства, освоение и выпуск новой конкурентоспособной продукции, эффективное проникновение на мировые рынки, а также гарантирует эффективную систему социальной защиты населения. Реализация стратегических целей новой экономики требует оптимизации управления в целом, в частности, более

широкого использования инструментов и методов проектного управления (Project Management) на различных уровнях хозяйствования.

Деятельность, выполняемая в рамках той или иной социально-экономической системы, может быть подразделена на рутинную, импровизированную, функциональную и проектную. Следует отметить, что указанные виды деятельности на практике во многих случаях осуществляются одновременно, что делает актуальным изучение предпосылок внедрения и развития проектной деятельности, ее координации с иными видами деятельности.

Рутинная деятельность характеризуется выполнением простых, неформализованных, повторяемых действий. Импровизированная деятельность включает простые, неформализованные, неповторяемые схемы действий, основанные на опыте и осуществляемые в зависимости от ситуации. Функциональная деятельность - предварительно формализованные, повторяемые схемы действий, разработанные на основе профессиональных знаний и опыта.

Проектная деятельность представляет собой сложные, неповторяемые действия, заблаговременно формализованные, разработанные на основе конкретной ситуации, имеющие определенные

ограничения по ряду показателей (состав и объем работ, время, стоимость, качество и др.). В свою очередь управление проектной деятельностью или управление проектами - это особый вид управленческой деятельности, направленный на достижение определенных результатов в условиях заданных параметров. Управление проектами в отличие, например, от функциональной деятельности ведется на основе однократной, а не циклической деятельности.

Методы и инструменты управления проектами позволяют более четко определить цели, основные этапы, необходимые ресурсы, сроки выполнения проекта, сформировать профессиональную команду исполнителей, подготовить и заключить эффективные контракты, выявить возможные риски, обеспечить контроль за ходом выполнения проекта в течение всего его жизненного цикла. Все это позволяет существенно повысить эффективность бизнес-процессов, конкурентоспособность субъектов экономики в условиях стратегических изменений.

Можно привести множество примеров ведения экономической деятельности на основе проектного подхода: создание жилого или торгово-развлека-тельного комплекса, проведение научно-исследовательской работы, разработка и реализация образовательной программы, реструктуризация компании, организация спортивного турнира и др.

Статистические данные показывают, что более трети все реализуемых проектов могут быть определены как успешные. К критическим факторам успеха проекта относятся:

- целенаправленная поддержка со стороны заинтересованных лиц;

- готовность организации и ее руководства к

изменениям;

- эффективная организационная структура проекта;

- команда проекта;

- постоянный мониторинг параметров проекта;

- коммуникации проекта и др.

Проектное управление широко применяется как в странах с развитой экономикой, так и в развивающихся социально-экономических системах. Активно развиваются профессиональные ассоциации проектных менеджеров. В частности, Международная ассоциация управления проектами (International Project Management Association - IPMA) (Швейцария) объединяет 55 национальных ассоциаций. Большой вклад в развитие проектного менеджмента

вносит Институт управления проектами США (Project Management Institute - PMI). Российская Национальная ассоциация управления проектами «СОВНЕТ», основанная в 1990 г., представляет собой добровольный союз профессионалов, осуществляющих научные исследования и разработки, обучение и сертификацию специалистов в области управления проектами, обоснование, подготовку, выполнение и управление проектами в различных сферах деятельности. Национальная ассоциация управления проектами «СОВНЕТ» в настоящее время объединяет свыше 40 организаций и фирм, около 150 индивидуальных членов, в том числе из дальнего и ближнего зарубежья, имеет отделения во многих городах России [2].

Управление проектами осуществляется на основе определенных стандартов. К наиболее известным международным и национальным стандартам в области проектного менеджмента относятся:

- IPMA Competence Baseline (ICB) - международные требования к компетенции менеджеров проектов;

- PMBOK Guide. A Guide to the Project Management Body of Knowledge PMI - руководство к своду знаний по управлению проектами;

- PMBOK Guide. Government Extension, PMI -руководство к своду знаний по управлению проектами для правительственных организаций;

- Practice Standard for Earned Value Management, PMI - руководство по применению методики освоенного объема;

- The Standard for Portfolio Management, PMI -стандарт управления портфелем проектов;

- The Standard for Program Management, PMI -стандарт управления программой;

- Practice Standard for Project Risk Management, PMI - стандарт управления рисками проекта;

- Organizational Project Management Maturity Model, PMI - модель зрелости организации в области проектного менеджмента;

- P2.M Japan - стандарт управления проектами и программами в организации (Япония);

- PRINCE2 - стандарт управления проектами (Великобритания);

- НТК (Россия) - основы профессиональных знаний и национальные требования к компетентности специалистов по управлению проектами. Данные стандарты постоянно совершенствуются и охватывают все новые аспекты деятельности проектного менеджмента.

Исходя из таких критериев, как масштабность, сложность, источник заказа, уровень новизны, причина возникновения и др., различают мелкие или средние проекты, мегапроекты, инвестиционные, инновационные, маркетинговые, международные, виртуальные проекты и пр. В зависимости от уровня реализации проектной деятельности можно выделить проектное управление на макро- и микроуровнях.

На макроуровне программный метод управления реализуется прежде всего посредством государственного программирования. Этот инструмент является одним из эффективных методов государственного регулирования экономики, базирующихся на принципах программно-целевого планирования. В настоящее время программно-проектный подход наиболее распространен в странах Европейского Союза, в США, Канаде, Японии и др. для решения стратегических задач развития экономики и социальной сферы, в тех случаях, когда необходимо сконцентрировать ресурсы для достижения конкретных целей в заданные сроки. В России в настоящее время также уделяется существенное внимание вопросам дальнейшей разработки теоретических и практических вопросов программно-проектного управления в области государственных целевых программ в условиях инновационной экономики.

Государственная программа - документ, определяющий цель, задачи, результаты, основные направления и инструменты государственной политики, направленные на достижение стратегических целей и приоритетов. Государственные программы разрабатываются и реализуются на основе следующих принципов:

- формирование исходя из четко определенных долгосрочных целей социально-экономического развития и индикаторов их достижения;

- определение органа исполнительной власти, отвечающего за реализацию программы;

- установление измеримых результатов;

- охват всех сфер деятельности органов исполнительной власти и большей части бюджетных ассигнований, других материальных ресурсов, находящихся в их распоряжении, а также интеграция регулятивных и финансовых инструментов для достижения целей государственных программ;

- наделение органов исполнительной власти и их должностных лиц, осуществляющих управление государственными программами и их подпрограммами, полномочиями, необходимыми и

достаточными для достижения целей программ в соответствии с принципами и требованиями проектного управления; - проведение регулярной оценки результативности и эффективности реализации программ (включая внешнею экспертизу), оценки их вклада в решение вопросов модернизации и инновационного развития экономики с возможностью их корректировки или досрочного прекращения, а также установление ответственности должностных лиц в случае неэффективной реализации программ. На федеральном уровне система государственных программ формируется исходя из стратегических целей и индикаторов Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р [3] и иных стратегических документов, утвержденных Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации. Состав подпрограмм и ожидаемые результаты от их реализации определяются государственной программой, а бюджетные ассигнования на их достижение утверждаются федеральными законами о федеральном бюджете.

За последнее время в России в области государственного программирования проведен большой объем работ. Среди них следует отметить утверждение перечня государственных программ Российской Федерации [1]; принятие Правительством РФ Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации [6]; утверждение Минэкономразвития России Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации [5] и др.

Государственные программы имеют целевой характер, включают множество взаимосвязанных проектов, объединенных общими целями, ресурсами, сроками выполнения. Как правило, такие программы имеют высокую стоимость и сложные формы финансирования, обладают трудоемкостью и длительными сроками реализации, а также оказывают существенное влияние на социально-экономическую ситуацию в стране, регионе, виде экономической деятельности и т. д.

Ресурсное обеспечение государственных программ осуществляется посредством рассмотрения бюджетных заявок, содержавших обоснование затрат на реализацию федеральных и межгосударс-

твенных целевых программ и иных федеральных нужд в соответствующем году. Органы управления -заявители бюджетных ассигнований определяют приоритеты, первоочередные цели, на которые следует направить требуемые бюджетные ассигнования, производят вариантные расчеты оценки возможностей реализации целевых программ, а также других федеральных нужд. Министерство экономического развития РФ совместно с Министерством финансов РФ на основе проектов бюджетных заявок и исходя из прогноза социально-экономического развития и проекта бюджета осуществляют анализ и балансовую увязку программ.

Государственные программы можно подразделить на федеральные (межстрановые), президентские, региональные, объектные и др. По содержанию различают научно-технические, социальные, инвестиционные, экономические, оборонные, чрезвычайные и иные виды государственных программ.

Например, чрезвычайные антикризисные программы разрабатываются в тех случаях, когда экономика находится в кризисном состоянии (последствия климатических, экологических катастроф, ведения военных действий, экономических кризисов). Чрезвычайные программы предусматривают поддержку и развитие конкретных направлений деятельности, способствующих выходу из кризиса. В результате наступления современного мирового экономического кризиса многими странами были приняты специальные государственные антикризисные программы. В России была разработана Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год. Реализация намеченных мероприятий во многом способствовала минимизации негативных социально-экономических последствий кризисной ситуации в стране.

В настоящее время в России разработаны и реализуются государственные программы развития энергетики, транспорта и связи, жилья, химической и микробиологической промышленности, образования, культуры и средств массовой информации, экологии, ликвидации последствий крупномасштабных аварий и ряд других.

Основными формами программного управления являются федеральные целевые программы и целевые комплексные программы. Федеральные целевые программы представляют эффективный инструмент достижения долгосрочных стратегических целей в области социально-экономической политики. Кроме того, федеральные целевые программы использу-

ются при реализации крупных инфраструктурных проектов. Эти программы характеризуются такими признаками, как целенаправленность, системность, комплексность, ресурсообеспеченность, приоритетность, экономическая безопасность, согласованность, выполнение в определенный срок и др. В процессе разработки федеральных целевых программ большое значение придается их информационному и методическому обеспечению.

Информационное обеспечение федеральных целевых программ включает сбор, анализ и обобщение информации о состоянии ресурсного потенциала (обеспеченность ресурсами, характеристики эффективности и использования, сложившаяся социальная, экологическая ситуация, постоянный обзор мировых тенденций и т. д.).

Методическое обеспечение процесса разработки федеральных целевых программ представляет собой систему взаимосвязанных прогнозов: политических, изменений внешней и внутренней среды, внешнеэкономических условий, структурной политики, научно-технических, экологических и иных. Методическое обеспечение требует также определения порядка расчета показателей и возможностей их сопоставимости (в случае использования количественных показателей), сроков программы, последовательности расчетов, связанных с анализом и др. При разработке программ, как правило, используются метод технико-экономического проектирования и нормативно-балансовый метод.

За последнее время в России механизм разработки и реализации федеральных целевых программ существенно изменился. Это позволило усилить их целевую направленность, сделать более четкими условия выполнения. Все большее развитие получают проекты, основанные на принципах государственно-частного партнерства, направленные на стимулирование инвестиций, создание дополнительных рабочих мест. В качестве инструментов такого партнерства рекомендуется прежде всего использовать со стороны государства не финансовую, а организационную поддержку (доступ к инфраструктуре, земельным участкам, содействие в контактах с зарубежными партнерами и др.).

Совокупность федеральных целевых программ, реализуемых в Российской Федерации, направлена на обеспечение устойчивого экономического роста на основе знаниевой экономики, превращения инноваций в ведущий фактор экономического роста во всех секторах экономики, а также модернизации

традиционных секторов российской экономики (нефтегазовый, сырьевой, аграрный, транспортный). Таким образом, федеральные целевые программы ориентированы прежде всего на достижение стратегических ориентиров, установленных Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [3].

В Российской Федерации в 2012 г. приоритетные федеральные целевые программы реализуются по следующим направлениям:

- жилье;

- высокие технологии;

- транспортная инфраструктура;

- Дальний Восток;

- развитие села;

- социальная инфраструктура;

- безопасность;

- развитие регионов;

- развитие государственных институтов.

В целом в 2012 г. из федерального бюджета финансируется 55 федеральных целевых программ и федеральных программ развития регионов. Общая сумма финансирования составляет 1 058, 5 млрд руб., при этом на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы направляется около 189,8 млрд руб., или 18 % всех затрат [7]. Кроме того, существуют целевые программы ведомств. Большое количество программ принимается и реализуется на региональном и местном уровнях на основе кластерного подхода.

В условиях формирования инновационной социально ориентированной рыночной экономики государство особое внимание уделяет развитию социальной инфраструктуры. В рамках данного приоритетного направления разработана и успешно реализуется федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы [4], государственным заказчиком которой является Министерство образования и науки Российской Федерации. Цель программы - создание условий для эффективного воспроизводства научных и научно-педагогических кадров и закрепления молодежи в сфере науки, образования и высоких технологий, сохранения преемственности поколений в науке и образовании. Программа ориентирована на формирование условий для повышения уровня качественного состава научных и научно-педагогических кадров, системы механизмов их обновления и притока молодежи, а также эффективной системы мотивации научного труда. Особое место в рамках

программы отводится развитию сети национальных исследовательских университетов. Основные задачи федеральной целевой программы отражены в соответствующих индикаторах (см. таблицу).

Всего бюджетные назначения в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы составили 85,2 млрд руб. Около 39 % этой суммы направляется на ведение научно-исследовательских работ. Реализация данной программы позволяет улучшить материальную и финансовую базы современного вуза, выполнить научные исследования по актуальным направлениям, усилить мотивацию молодых преподавателей.

Развитие инновационной экономики формирует устойчивый спрос на проектных менеджеров, обладающих особыми профессиональными компетенциями, позволяющими им эффективно управлять экономическими процессами в условиях стратегических изменений и глобализации современного общества. По мнению автора, подготовка проектных менеджеров в высшем учебном заведении на уровне магистратской программы должна быть ориентирована на формирование следующих профессиональных компетенций:

- способность обосновывать, разрабатывать, реализовывать и контролировать проекты на федеральном, региональном, межрегиональном и местном уровнях;

- способность управлять междисциплинарными и межрегиональными проектами с учетом интересов государства, бизнеса и гражданского общества;

- способность управлять рисками проектов;

- умение осуществлять проектное финансирование;

- умение работать в команде проекта;

- способность оценивать социально-экономическую эффективность проекта и др. Выпускники данной магистерской программы могут реализовать приобретенные в процессе обучения навыки, занимая такие должности, как специалист по проектному менеджменту, менеджер проекта, ведущий менеджер проекта, директор программы и др. Все это определяет необходимость подготовки проектных менеджеров, обладающих соответствующими профессиональными компетенциями в рамках современной высшей школы. Пока же высококвалифицированных менеджеров в области проектного управления не хватает, и в

Важнейшие целевые индикаторы и показатели федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы [7]

Индикатор 2009 2010 2011 2012 2013 Всего

Доля исследователей в возрасте 30-39 лет (включи- 12,2-12,4 12,5-12,9 13-13,2 13,2-13,7 13,8-14,6 13,8-14,5

тельно) в общей численности исследователей, %

Доля исследователей в возрасте 30-39 лет (вклю- 17-18 18-19 19-19,5 20-20,5 20,5-21 21-22

чительно) в общей численности исследователей в

секторе высшего образования, %о

Доля профессорско-преподавательского состава 35-36 36-36,5 37-38 38-39 39-40 40-41

государственных и муниципальных вузов в возрасте до 39 лет (включительно) в общей численности

профессорско-преподавательского состава, %

Доля исследователей высшей научной квалифика- 11,5-12 12-12,5 12,5-12,8 13-13,2 13,2-14 13,5-14,5

ции (кандидаты и доктора наук) в общей числен-

ности исследователей в возрасте до 39 лет (вклю-

чительно), %

Доля профессорско-преподавательского состава высшей научной квалификации (кандидаты и 58-59 59-60 61-62 62-63 63-64 63-64

доктора наук) в общей численности профессорс-

ко-преподавательского состава государственных и

муниципальных вузов, %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Доля аспирантов и докторантов - участников - 30 45 60 80 80

программы, представивших диссертации в диссертационный совет (нарастающим итогом), %

Количество студентов, аспирантов, докторантов и 15-17 30-34 45-51 53-58 60-65 60-65

молодых исследователей, принимавших участие в

предметных олимпиадах, конкурсах научных работ

и других мероприятиях, проводимых в области на-

уки и техники в рамках программы (нарастающим итогом), тыс. чел.

Количество студентов, аспирантов, докторантов и - 2-3 3,5-4,5 6-8 8-11 8-11

молодых исследователей из организаций - учас-

тников программы, закрепленных в сфере науки, образования и высоких технологий (зачисленных в

аспирантуру или принятых на работу в учреждения высшего профессионального образования, научные

организации, предприятия оборонно-промышлен-

ного комплекса, энергетической, авиационно-кос-

мической, атомной отраслей и иных приоритетных

для России отраслей промышленности) (нарастаю-

щим итогом), тыс. чел.

Доля исследователей в области естественных - 10-12 25-30 35-41 42-47 42-47

и технических наук - участников программы,

результаты работы которых в рамках мероприятий

программы опубликованы в высокорейтинговых российских и зарубежных журналах (нарастающим итогом), %

Доля обучающихся в национальном исследователь- - 76 77 79 82 82

ском университете по приоритетным направлениям

развития национальных исследовательских универ-

ситетов в общем числе обучающихся, %

Доля доходов от научно-исследовательских и - 22 23,5 25 28 28

опытно-конструкторских работ из всех источ-

ников по приоритетным направлениям развития

национальных исследовательских университетов в

общих доходах национальных исследовательских

университетов, %

ряде случаев приходится привлекать иностранных специалистов в первую очередь для реализации крупных проектов, имеющих большое социально-экономическое значение.

Функциональное назначение управления проектами в современной инновационной экономике требует дальнейшего развития и адаптации его методов и инструментов, их специализации, более тесной связи с процессами управления в целом, интеграции проектного и стратегического управления, наличия квалифицированных проектных менеджеров, способных эффективно управлять процессами в условиях формирования и развития инновационной социально ориентированной экономики.

Список литературы

1. Государственные программы Российской Федерации // Министерство экономического развития Российской Федерации. http://www. economy. gov. ru/minec/activity/sections/strategicPlanning/ GovPrograms.

2. Национальная ассоциация управления проектами «СОВНЕТ» - http://www. sovnet. ru.

3. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р.

4. О федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы: постановление Правительства Российской Федерации от 28.07.2008 № 568.

5. Об утверждении Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации: приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 22.12.2010 № 670.

6. Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации: постановление Правительства Российской Федерации от 02.08.2010 № 588.

7. Федеральные целевые программы России // Министерство экономического развития Российской Федерации. http://fcp. economy. gov. ru/cgi-bin/ cis/fcp. cgi/Fcp/Title.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.