Научная статья на тему 'Управление проблемными кредитами в коммерческом банке'

Управление проблемными кредитами в коммерческом банке Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
862
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК / КРЕДИТОВАНИЕ / ССУДНАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / ПРОСРОЧЕННАЯ ССУДНАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / ПРОБЛЕМНЫЕ КРЕДИТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мягкова Т. А.

В статье рассматриваются аспекты управления просроченной ссудной задолженностью в коммерческих банках, как проблемной составляющей современной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление проблемными кредитами в коммерческом банке»

2. http://www.banki.ru/wikibank/internet-bank.

3. Разумов И. Интернет-банкинг: рейтинг услуг в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.cnews.ru.

УПРАВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМНЫМИ КРЕДИТАМИ В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ

© Мягкова Т.А.*

Филиал Ростовского государственного экономического университета (РИНХ),

г. Георгиевск

В статье рассматриваются аспекты управления просроченной ссудной задолженностью в коммерческих банках, как проблемной составляющей современной экономики.

Ключевые слова: коммерческий банк, кредитование, ссудная задолженность, просроченная ссудная задолженность, проблемные кредиты.

Управление «проблемными» кредитами - один из наиболее важных аспектов банковской практики. От правильности выбора метода работы с «проблемными» кредитами зависит не только успешность разрешения отдельной конфликтной ситуации, но и стабильность и репутация самого банка.

Анализ сведений об объемах кредитования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в целом по Российской Федерации по состоянию на 01 ноября 2013 года показал, что при объеме кредитного портфеля 22 386 955 тыс. руб. удельный вес проблемной задолженности составил 3,8 % [6].

По данным Центрального Банка РФ общая сумма кредитования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в рублях по состоянию на 06.11.2013 года составила 205 767 млн. руб., при этом просроченная задолженность достигла 14 034 млн. руб. (6,82 %).

По отраслевой структуре кредитного портфеля и сложившейся проблемной задолженности как в целом по Российской Федерации так и по СКФО лидирует оптовая и розничная торговля: общий объем кредитных средств направленных на финансирование корпоративных клиентов данной отрасли составляет 5 725 695 млн. руб. (при 4,27 % проблемности кредитов) и 66 079 млн. руб. (7,70 % просроченных кредитов) соответственно.

Нарушение принципа платности и срочности кредитования является актуальной проблемой современных кредитных организаций, усиливающейся в результате возрастающего негативного воздействия внешней среды, влияющей также на общее стратегическое развитие банков.

* Студент.

В отношении стратегии выявления и «спасения» кредитов не существует каких-либо универсальных правил, поскольку каждый «проблемный» кредит по-своему уникален.

Ухудшение качества кредита необходимо выявлять на ранней стадии, когда в распоряжении банка еще имеется достаточно способов выправления ситуации. В кредитной политике банка должны быть четко определены его действия в отношении проблемных кредитов.

При рассмотрении кредита, проявляющего признаки «проблемности», необходимо выяснить причины их возникновения. Например, изменение в планах деятельности корпоративного клиента может быть вызвано изменением общей конъюнктуры рынка, что не дает возможности заемщику прибыльно работать на привычном для него сегменте рынка. В случае же, если обнаружено отклонение показателей финансовой отчетности (например, снижение выручки, рост кредиторской и дебиторской задолженности), необходимо проанализировать аналогичные финансовые показатели за прошлые годы. Если изменение финансовых показателей связано с сезонным характером бизнеса - это еще не свидетельствует о реальном ухудшении финансового состояния заемщика в целом.

При этом следует учитывать, что в ряде случаев указанные признаки могут иметь и другое толкование (отличное от проблемного). Признаками финансового неблагополучия заемщика, с точки зрения кредитного специалиста, являются: нецелевое использование кредита, падение оборотов по кредиту, проведение кредитования с нарастающим итогом (перекредитование), поступление негативной информации о заемщике со стороны службы экономической защиты банка, деловых партнеров, других банков, моральное и физическое старение залогового имущества, ухудшение финансового состояния гаранта или поручителя заемщика, задержка или неполная выплата процентов за пользование предоставленными кредитными средствами и др.

Практически решение проблемы управления просроченной задолженностью в банках во многом зависит от двух условий:

Во-первых, содержит ли кредитный договор положения, дающие банку право проверять бухгалтерскую и финансовую отчетность заемщика путем осуществления проверок непосредственно на предприятии, а также имеется ли возможность прекратить действие кредитного договора и обратить взыскание на залог при наличии у банка обоснованных подозрений о неплатежеспособности заемщика.

Во-вторых, какими полномочиями наделен кредитный специалист банка, под постоянным контролем которого должен находиться каждый выданный кредит.

Этапы банковской практики в области мониторинга заключаемых кредитных договоров можно представить в общем виде (рис. 1).

Рис. 1. Этапы банковской практики в области мониторинга заключаемых кредитных договоров

Необходимо отметить, что первый и второй этап предполагают меры, применяемые к обычным кредитам, а третий и четвертый - уже к рисковым.

Независимо от того, являются ли признаки «проблемности» кредита финансовыми или нефинансовыми, ответственный кредитный специалист должен предпринять следующие меры, которые позволят разработать план мероприятий по улучшению качества предоставленного кредита:

- провести полный анализ финансового обеспечения кредита заемщика и составить заключение;

- собрать полную информацию о том, в каких направлениях работа банка с данным заемщиком подвержена риску;

- ежедневно контролировать поступления денежных средств за счет заемщика и в случае длительного отсутствия поступлений средств на расчетный (валютный) счет потребовать объяснения причин;

- проверить правильность юридического оформления всей кредитной документации, особенно документации по обеспечению возврата кредита;

- изучить возможность получения обеспечения в случае, если кредит не обеспечен.

Проблемные кредиты чаще всего являются результатом денежного кризиса у клиента, причем указанный кризис может проявиться внезапно, но развивается он постепенно. И по мере его развития начинают появляться еще слабые, но все же признаки (внешние и внутренние) его наступления. Сотрудники кредитного подразделения являются первой «линией обороны» банка против возможных убытков.

В случае признания кредита «проблемным» разрабатывается план действий банка, направленный на возврат кредита, который включает в себя ряд мероприятий. Их можно разделить на две основные группы:

1. Мероприятия по организационной, финансовой и иной помощи банка проблемному заемщику, способствующие преодолению кризиса и выполнению обязательств заемщика перед банком, в том числе:

- разработка программы изменения структуры задолженности (пересмотр графика платежей по возврату ссудной задолженности и выплате процентов, изменение форм кредитования и т.д.);

- работа с руководством заемщика по выявлению проблем и поиску их решений;

- назначение управляющих, консультантов и кураторов для работы с предприятием от имени банка;

- расширение кредита, выдача дополнительных ссуд, перевод долга с «просроченного» на текущий;

- увеличение собственного капитала компании за счет владельцев или других сторон;

- получение дополнительной документации и гарантий и др.

2. Мероприятия, непосредственной целью которых является возврат кредита в кратчайшие возможные сроки:

- реализация обеспечения;

- продажа долга заемщика третьей стороне;

- обращение к Гарантам и Поручителям;

- принятие мер правового характера;

- оформление документов о банкротстве и др.

Можно выделить четыре основных способа разрешения конфликта «Заемщик - Банк» с помощью этой группы мероприятий.

Первое, что возможно предпринять в данной ситуации, - это пересмотреть условия действующего кредитного договора, например, изменить процентную ставку и сроки платежей.

Второй способ - расширение кредита, т.е. выдача дополнительных средств. При этом статус долга изменяется с «просроченного» на «текущий».

Третьим способом, связанным с прерыванием действующего кредитного договора, является продажа части активов заемщика для погашения долга. Решение о продаже части активов принимается клиентом добровольно, поскольку он отвечает перед банком только залогом.

Наиболее радикальный, четвертый, способ - ликвидация залога. При его реализации взаимоотношения между банком и клиентом, как правило, полностью прерываются.

Все меры, предпринимаемые коммерческими банками с целью взыскания проблемной задолженности, можно разделить на судебные и внесудебные. По общему мнению участников кредитного процесса, обращение в суд

гораздо менее эффективно, чем внесудебное решение, например путем перепродажи долговых обязательств. В свою очередь в числе судебных и внесудебных мер также можно выделить несколько основных направлений работы с проблемным заемщиком.

Таким образом, общий итоговый объем плохих долгов до сих пор остается основной неизвестной в банковском уравнении. Чтобы приведенные схемы действий с «проблемными» кредитами были успешно реализованы на практике, нужно наладить систему учета, анализа, а также управления кредитным риском.

Список литературы:

1. Банковские риски: учебное пособие / Кол. авт.; под ред. О.И. Лавру-шина, Н.И. Валенцевой. - 2-е изд., стер. - М.: Кнорус, 2008. - 232 с.

2. Глухова И.А. Профилактика и снижение просроченной задолженности в кредитных портфелях банков: роль бюро кредитных историй и ЦККИ / И.А. Глухова // Банковское дело. - 2008. - № 12. - С. 80-83.

3. Ендовицкий Д.А. Анализ и оценка кредитоспособности заемщика: учебно-практическое пособие / Д.А. Ендовицкий, И.В. Бочарова. - 2-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2008. - 264 с.

4. Каким банкам не возвращают кредиты [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.klerk.ru/bank/articles/322432.

5. Малышева А. Минимизация кредитных рисков в рамках стратегии актуализации развития малого бизнеса // Банковское кредитование. - 2009. -№ 3.

6. ht:tp://www.cbr.ш/statistics/?prtid=pdko_sub.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.