Научная статья на тему 'Управление природоохранной деятельностью на основе кластера инновационного типа'

Управление природоохранной деятельностью на основе кластера инновационного типа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
215
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ЭКОСИСТЕМОЙ / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ПРОМЫШЛЕННЫЕ КЛАСТЕРЫ / ПРЕИМУЩЕСТВА КЛАСТЕРОВ / МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЕМ В РЕГИОНЕ / РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ / ДОСТУПНОСТЬ МЕСТНЫХ РЕСУРСОВ / МИНИМИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ / СНАБЖЕНИЕ РЕСУРСАМИ ВНУТРИ КЛАСТЕРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бутко Галина Павловна, Поротников Павел Анатольевич, Велиева Ольга Викторовна

Дается характеристика управления лесными ресурсами, которое представляет собой управление экосистемой, или лесом, хозяйствующих субъектов, общественных организаций и многих компонентов, входящих в природную систему региона. Выявлены преимущества кластеров для повышения конкурентоспособности по приоритетным направлениям: доступ к ресурсам, информации; организация общественных благ; использование нововведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление природоохранной деятельностью на основе кластера инновационного типа»

© Бутко Г. П., Поротников П. А., Велиева О. В., 2010

БУТКО Галина Павловна

Доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента и внешнеэкономической деятельности предприятия

Уральский государственный лесотехнический университет

620038, РФ, г. Екатеринбург, Сибирский тракт, 37 Контактный телефон: (922) 218-89-93 e-mail: [email protected]

ПОРОТНИКОВ Павел Анатольевич

Аспирант кафедры менеджмента и внешнеэкономической деятельности предприятия

Уральский государственный лесотехнический университет

620038, РФ, г. Екатеринбург, Сибирский тракт, 37 Контактный телефон: (912) 663-45-24 e-mail: [email protected]

ВЕЛИЕВА Ольга Викторовна

Аспирант кафедры менеджмента и внешнеэкономической деятельности предприятия

Уральский государственный лесотехнический университет

620038, РФ, г. Екатеринбург, Сибирский тракт, 37 Контактный телефон: (912) 663-45-24 e-mail: [email protected]

Управление природоохранной деятельностью на основе кластера инновационного типа

Ключевые слова: управление экосистемой; территориальные промышленные кластеры; преимущества кластеров; методы управления лесопользованием в регионе; разработка стратегий развития; доступность местных ресурсов; минимизация материально-производственных запасов; снабжение ресурсами внутри кластера.

Аннотация. Дается характеристика управления лесными ресурсами, которое представляет собой управление экосистемой, или лесом, хозяйствующих субъектов, общественных организаций и многих компонентов, входящих в природную систему региона. Выявлены преимущества кластеров для повышения конкурентоспособности по приоритетным направлениям: доступ к ресурсам, информации; организация общественных благ; использование нововведений.

На современном этапе действует несовершенный механизм управления процессами природопользования на предприятии, который не позволяет координировать цели и задачи экологического менеджмента для структурных подразделений.

Управление экономикой лесопромышленных производств и отдельными их структурами становится все более затруднительным из-за многообразия производственных условий. Большое значение имеет и реализация экономических решений, принимаемых на различных уровнях. Особую важность в связи с этим приобретают проблемы научно обоснованного поиска оптимальных решений в различных экономических ситуациях - решений, повышающих эффективность производства и обеспечивающих максимальную прибыль от используемых лесных ресурсов, имеющих многофункциональное назначение.

Наличие различных научных подходов, широкий спектр теоретического материала и разнообразие факторов, оказывающих влияние на деятельность предприятия, не позволяют предложить единый подход к управлению природоохранной деятельностью. Последнее оказывает непосредственное влияние на формирование и развитие эколого-экономической системы промышленного предприятия.

Как правило, функции лесных ресурсов изменяются под воздействием внешней среды, окружающей лесной сектор. Соответственно, изменение функций лесных ресурсов, как запрос со стороны потребителей лесобумажной продукции, общественных организаций и государства, приводит к изменению функций системы управления лесными ресурсами. Функционирование любой системы осуществляется на основе механизма, реализующего общие функции управления, такие как прогнозирование и планирование, организация, мотивация, координация, учет, контроль, регулирование, анализ, для достижения поставленных целей. Цель с точки зрения системного подхода -это желаемое состояние выходов системы, т. е. некоторое значение или подмножество значений параметров функций.

Механизм управления лесными ресурсами функционирует посредством воздействия различных инструментов управления [1] на деятельность лесопользователей для реализации целей управления лесными ресурсами в регионе. Региональная специфика механизма управления при этом определяется особенностями социально-экономических и природных условий.

Главная цель управления лесными ресурсами - достижение устойчивого развития путем рационального их использования и максимизации получаемого дохода на всех стадиях: от заготовки древесного и недревесного сырья до конечной переработки и утилизации. Соответственно, дерево целей состоит из блока приоритетных направлений управления лесопользованием в регионе. Необходимо учитывать и проблемы лесовыращивания (рис. 1).

Рис. 1. Алгоритм управления использованием и воспроизводством лесных ресурсов

Совершенствование механизма управления лесными ресурсами на региональном уровне целесообразно осуществлять путем разрешения противоречий, связанных с несоответствием имеющихся ресурсов системы государственного управления лесами целям их устойчивого развития. Поскольку управление лесными ресурсами представляет собой управление не столько экосистемой, или лесом, сколько действиями людей, хозяйствующих субъектов, общественных организаций и многих компонентов, входящих в природную систему региона, то механизм управления воздействует на различные виды данных отношений. Прямое и обратное действие механизма управления в процессе взаимоотношений субъекта и объекта можно представить следующей схемой (рис. 2).

Существующий материальный объект в виде участка лесного фонда, являясь источником лесных ресурсов, представляет интерес для хозяйствующего субъекта, обусловленный наличием рыночного спроса на продукцию, получаемую при их переработке. В сложившейся практике, согласно Лесному кодексу РФ, хозяйствующие субъекты после изъятия лесных ресурсов должны проводить комплекс мероприятий по их восстановлению.

Осуществляет лесовосстановление

Рис. 2. Механизм управления воспроизводством лесных ресурсов и лесопользованием

Предприятие (хозяйствующий субъект), как правило, приобретает лесные ресурсы у государства, которое заинтересовано в использовании наибольшего количества компонентов лесной среды. Направления, критерии эффективности и условия использования лесных ресурсов определяются в одностороннем порядке государством.

Проблемы функционирования механизма управления лесными ресурсами в регионе, как показывает практика, связаны с несовершенством налогового регулирования (например, не действует порядок получения льгот по региональным налогам из-за дефицита местного бюджета), процедуры принятия решения о предоставлении участков лесного фонда (наиболее продуктивные участки леса нередко достаются неэффективным пользователям вследствие недостатка информации о производственно-финансовой деятельности лесопользователя), стратегии управления лесными ресурсами в регионе (в существующих программах определены перспективы развития традиционных производств, а развитие производств на основе инновационного развития практически не рассматривается).

Установление региональных правил лесопользования является одним из действенных инструментов, способствующих поступательному развитию и техническому перевооружению лесопромышленных предприятий. Они должны регламентировать спорные моменты в вопросах эффективного лесопользования на основе научных исследований в области лесного хозяйства, лесоводства и использования полезностей леса.

Основная цель региональных правил - установление и правильное применение единых, приближенных к лесорастительным условиям региона видов и способов рубок, отводов и очистки лесосек, освидетельствования мест рубок и пр. Эти правила должны способствовать комплексному и рациональному использованию лесных ресурсов региона, учитывать особенности новых видов техники, инновационных технологических процессов лесозаготовительных производств.

К числу других инструментов административных методов управления лесопользованием в регионе относится разработка стратегий развития с учетом применения программно-целевого подхода. Основной целью при этом может быть разработка комплекса мер, взаимоувязанных по исполнителям и финансовым ресурсам, по эффективному использованию лесных ресурсов, развитию новых производств, предприятий, освоению новых продуктов, а также стратегических направлений инновационного развития лесного сектора региона.

Среди экономических методов управления лесными ресурсами целесообразно выделить повышение уровня доходности их использования и обеспечение окупаемости затрат на ведение лесного хозяйства. Формы экономического воздействия на объекты управления разнообразны.

К инструментам прямого действия обычно относят субсидирование отдельных производств, государственный заказ и целевое государственное финансирование. Отличительной особенностью прямых инструментов является ограниченность их использования в ряде лесных отраслей, а их необходимость диктуется условиями, когда применение прочих инструментов не представляется возможным. В определенных случаях это связано с убыточностью производства отдельных видов товаров или отраслей, имеющих важное социальное, культурное, оборонное и прочее значение.

Субсидирование и государственный заказ могут применяться для поддержки народно-художественных промыслов, выполнения государством социальных обязательств в регионах с высоким уровнем безработицы в определенный период. Динамичное развитие перерабатывающих производств требует увеличения экономически доступных лесосырьевых баз, однако освоение новых лесных территорий нередко сдерживается отсутствием развитой транспортной сети.

Даже в таком высокоинтенсивном регионе, как Краснодарский край, предприятия лесопромышленного комплекса, как правило, территориально разрознены, принадлежат большому количеству разных собственников и имеют некомпактные лесосырьевые базы. В такой ситуации строительство лесных дорог круглогодового действия практически не ведется. В отдельных случаях крупные холдинговые компании осуществляют строительство дорог, однако объем работ недостаточен для полного освоения лесных ресурсов региона.

Решение вопроса по расширению сети лесных дорог круглогодового действия и повышению доступности лесосырьевых баз может быть осуществлено целевым государственным финансированием строительства за счет средств бюджетов, в том числе за счет консолидации финансовых ресурсов заинтересованных предприятий и организаций, например, в лесном кластере. Идея лесных кластеров в принципе не нова. Она широко используется в лесном секторе экономики многих обеспеченных лесными ресурсами стран (Швеция, Финляндия, США) [1-3].

Природное разнообразие, свойственное России, где почти 70% территории занято землями лесного фонда, а лесистость отдельных субъектов РФ находится в интервале от 2 до 80%, накладывает особый отпечаток на структуры управления лесным сектором в малолесной и многолесной зонах. В каждом конкретном случае управление региональным лесным сектором вырабатывает свои рецепты и оптимальные стратегии. Как правило, эти стратегии направлены на совместную деятельность нескольких предприятий, формирование из определенного конгломерата организованного сообщества, деятельность которого определяется взаимовыгодным сотрудничеством [4].

Именно на базе этих предпосылок в промышленно развитых и развивающихся странах происходит формирование корпораций и кластеров. Под кластером понимается комплекс предприятий, промышленных компаний, исследовательских центров, научных учреждений, органов государственного управления, общественных организаций, создаваемый на базе территориальной концентрации сетей специализированных поставщиков, основных производителей и потребителей, связанных технологической цепочкой. Такие комплексы являются альтернативой секторальному (отраслевому, корпоративному) подходу. Теория корпоративных объединений достаточно развита, в то время как теория кластеров получила развитие только в последние годы. При этом особое значение приобретает социальная структура кластера. Развитие хорошо функционирующих кластеров составляет один из самых существенных шагов на пути

к развитой экономике и является важным социальным направлением повышения конкурентоспособности организаций.

О важности развития кластеров говорит тот факт, что Национальная ассоциация губернаторов США, наряду с такими направлениями государственной политики, как обеспечение доступности финансовых инвестиционных средств, оказание технического содействия, совершенствование регулирования в области ценных бумаг, упрощение процедур регистрации и лицензирования, реформирование схем регулирования предпринимательства, создание интеллектуального капитала в университетах штатов, создание благоприятной налоговой среды, совершенствование системы обучения предпринимателей, обеспечение общественного признания заслуг предпринимателей, в качестве основной выделяет и решает проблему формирования промышленных кластеров.

Территориальные промышленные кластеры имеют особое значение для развития предпринимательства по нескольким причинам. Прежде всего, они дают возможность фирмам иметь высокую степень специализации. Это позволяет предпринимателям создавать новые фирмы, обслуживающие конкретную промышленную нишу. При этом меньшая степень специализации вертикальной интеграции структур внутри кластера облегчает вхождение в кластер новых фирм. В кластерных структурах облегчается доступ к капиталу, а близость большого количества фирм облегчает обмен идеями и передачу знаний от специалистов входящих в кластер фирм предпринимателям, начинающим собственное дело.

Территориальные промышленные кластеры имеют в своей основе определенную устойчивую систему распространения новых знаний, технологий и продукции - так называемую технологическую сеть.

Они опираются на совместную научную базу. Предприятия кластера имеют дополнительные конкурентные преимущества за счет возможности осуществлять внутреннюю специализацию и стандартизацию, минимизировать затраты на внедрение инноваций. Принципиально важной особенностью кластеров является присутствие в их структуре гибких предпринимательских образований малого и среднего бизнеса, что позволяет легко формировать инновационные «точки роста».

Опыт высокоразвитых стран показал, что развитие кластерных принципов в межотраслевом сотрудничестве дает мощный импульс инновационному развитию. Использование общих инфраструктурных элементов территориального кластера практически всегда более эффективно во всех отношениях. Многие кластеры включают торговые ассоциации и другие совместные структуры частного сектора, поддерживающие членов кластера, позволяют им строить комплексные каналы товародвижения.

Преимущества кластеров в деле повышения конкурентоспособности могут быть получены по следующим направлениям:

• доступ к ресурсам;

• доступ к информации;

• взаимодополняемость;

• доступ к организациям и общественным благам;

• стимулы;

• преимущества в нововведениях.

Определение местоположения внутри кластера может обеспечить привилегированный или более дешевый доступ к таким специализированным факторам производства, как компоненты, машинное оборудование, бизнес-услуги, персонал, по сравнению с вариантами отдаленных локализаций - объединением по вертикали, формальными альянсами с внешними структурами или с «импортом» факторов производства.

Таким образом, кластер представляет собой пространственно-организационную форму, которая по своей внутренней сущности может быть более эффективной в отно-

шении ресурсов - в случае доступности конкурентоспособных местных поставщиков. Получение ресурсов извне кластера может оказаться необходимым, как в случае дефицита ресурсов древесного сырья в лесном секторе.

Получение факторов производства от участников кластера («местные» ресурсы) может снижать стоимость сделок по сравнению с использованием удаленных источников («дистанционные» ресурсы). Доступность местных ресурсов минимизирует потребность в материально-производственных запасах и избавляет от необходимости затрат на импорт, а также связанных с этим задержек.

Снабжение ресурсами внутри кластера облегчает коммуникацию, снижает издержки на адаптацию и способствует общему обеспечению вспомогательного или поддерживающего обслуживания, такого как установка, наладка, обучение пользователей, устранение неполадок и своевременный ремонт. При равенстве других параметров доступ к местным ресурсам всегда превалирует над обеспечением доступа к дистанционно удаленным ресурсам, особенно в случае прогрессивных или специализированных факторов производства, включающих в качестве неотъемлемой части технологию, информацию или обслуживание.

Внутренние, присущие кластерам преимущества оказывают также сильное стимулирующее воздействие на местных поставщиков, стремящихся в результате стать более сильными и совершенными, а входящие в кластер фирмы стараются поощрять появление новых поставщиков или вложение инвестиций на месте удаленными поставщиками.

По нашему мнению, целесообразно в рамках лесного кластера выделять предприятия-лидеры, которые могут служить своеобразным «локомотивом» регионального лесного сектора и рассчитывать на финансовую поддержку из средств региона. Вовлечение в хозяйственный оборот лесодефицитного региона таких крупных материальных активов, какими являются экологические, рекреационные, защитные услуги леса и недревесная лесная продукция, также будет способствовать росту инвестиционной привлекательности лесохозяйственных и лесопромышленных предприятий, их конкурентоспособности. А это, в свою очередь, даст новый импульс инновационной деятельности в условиях динамичных целевых установок для отраслей лесного сектора.

В сфере научно-образовательной и социально-общественной деятельности могут быть предложены дополнительные рекомендации: учитывая происходящие в мире глобальные финансово-экономические процессы, весь ход развития мировой экономики в последние тридцать лет, региональным учреждениям и организациям научно-образовательного профиля желательно закладывать в базу образовательных программ вузовского и послевузовского образования идею практически безотходного, экологически безопасного производства продукции лесных отраслей.

Источники

1. Бутко Г. П. Стратегия обеспечения конкурентоспособности предприятий лесного комплекса. Екатеринбург : УГЛТУ 2003.

2. Антонов А. В. Научные основы формирования организационно-экономического механизма управления лесным комплексом. М. : МГУЛ, 1999.

3. Бурдин Н. А., Шлыков В. М., Егорнов В. А. и др. Лесопромышленный комплекс: состояние, проблемы, перспективы. М. : МГУЛ, 2000.

4. Крылов Э. И., Журавкова И. В. Анализ эффективности инвестиционной и инновационной деятельности предприятия. М. : Финансы и статистика, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.