СИСТЕМНЫМ АНАЛИЗ, УПРАВЛЕНИЕ И ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ
УДК 005:004.8
Л. Р. Черняховская, Е. Б. Старцева, И. П. Владимирова, А. И. Малахова
УПРАВЛЕНИЕ ПРИНЯТИЕМ РЕШЕНИЙ В ОРГАНИЗАЦИОННОМ УПРАВЛЕНИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРАВИЛ
Статья рассматривает применение интеллектуальных систем поддержки принятия решений в организационном управлении. Предложены задачи, модели и методы управления принятием решений на основе онтологии. Поддержка принятия решений; онтология; проблемная ситуация; организационное управление
Организация, функционирующая в сложных и быстро меняющихся социально-экономических условиях, должна обладать эффективно работающим механизмом управления и решения возникающих перед ней проблем. Под организацией понимается организационная система как объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил.
Актуальной тенденцией развития методов и средств управления организационными системами является их интеллектуализация. Использование имеющихся на предприятии коллективных корпоративных знаний и опыта персонала, сосредоточенных в стандартах, инструкциях, регламентах и базах данных, как исходного материала для построения информационной системы поддержки принятия решений, позволяет повысить эффективность организационного управления. Актуальной проблемой является также создание единого информационного пространства для обмена мнениями и опытом между различными субъектами организационного управления - специалистами разных предметных областей, участвующих в процессе управления.
Нами предложено осуществить поддержку принятия решений руководителя с созданием интеллектуальной системы поддержки принятия решений (ИСППР), основу которой составит онтологическая база знаний.
Контактная информация: 8(347)273-78-23 Работа выполнена в рамках гранта РФФИ 10-08-00743-а «Управление процессами функционирования сложных динамических, территориально распределенных систем на основе алгоритмов обработки знаний в условиях неопределенности и риска возникновения критических ситуаций»
ПОСТРОЕНИЕ ОНТОЛОГИИ ЗАДАЧ, МОДЕЛЕЙ И МЕТОДОВ
ОРГАНИЗАЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Практическая ценность любой системы, основанной на знаниях, в первую очередь зависит от используемой базы знаний предметной области. Следовательно, одной из важных задач при разработке таких систем является задача формирования баз знаний - получение знаний от эксперта предметной области, их формализация и представление в ИСППР. Решением задачи является разработка онтологии предметной области. Онтология представляет собой множество связей (отношений) элементов (понятий) базы знаний, которое является упорядоченным, а различные виды отношений позволяют организовать сложную иерархическую структуру понятий предметной области.
Онтологический подход имеет целый ряд преимуществ, которые оправдывают его применение в среде с большими объемами информации и необходимостью оперативного извлечения ее частей: сбор теоретических знаний, их представление в виде семантической сети понятий и отношений между понятиями; а также повышение эффективности информационного поиска на основе структуризации и классификации хранимых знаний.
Онтология решает задачу совместного и повторного использования знаний различными пользователями и компьютерными программами. Таким образом, разработка онтологии позволит повысить качество принимаемых решений.
На основе существующих задач, моделей и методов организационного управления была разработана онтология, в которую включены задачи организационного управления и соответствующие им модели и методы (рис. 1).
9й1 rhinq
Ж
ЛОйґі'Мі.іліч в»Кст (*ЛЬ_И_вПврв1М»НМ_уГ»И fl-v^p
\ 'т*' --
■ Издали рйпэЗану
■ U V в МВТ Г П ^ Мв ТЛ д м нП !*£<■ ■ 4 и И*
О,-.
--Х-.
„ віКВПНВПІЧОЇІЇТІ"—.__
#3^а_о(г»^1им«^_ггТ'*•'**■« фпламірлжм* "^U "~'Cv—
----1------ ^--И _ _ "-■ >>:■..
Q зЗДЯ а_в jiuHiNfn
a- - ___ _
■^ніап.-; п-¥>::-4іпа
., tz<c> гфсграмміфаіамні l|H»oon»p атміміл_»*Т4і
T с
tf'ilrpapiiMKMie tTjvi
^ \ X
І Ы^ддш. pametLUftfttHn‘'Лоьгыш ^д^з’
Зі f ияредкгчи«_0¥н*1*й
——■-П
#Idt»> WIMJ**Hl-I m*C_Q
Q- "
Щ ІДОВД aTvt-**_ м фы
Цедмівяміи.іосізіа.гамічш фНпжмш.иохмм» ;ч0-—t "**- - . ■-. Л
□ фР*гпмя*п#^*г oBb«ia*ji*eor п _> |»|/»>41Мм.
О ____--*а р Q ~ #с«Ш1*оа|ио^ыв.«шгси>ы
■ ■' У ft _ .
> Кс**г,сґ^ііга-і^мю* фТвори* і«роят.сіпмі
^г<. .тмв Оіімам саыадопзвъдети О D ' />
^ •' а / •“"**“-^»Р,“*',-№‘ • Акчжтн»_чи’гnarw j *
Q~ фМнтЩ^ТрацнДЙИ* фМе*а»«*04?р4Гь*-)4<>*>л фмет^^аы^.хгрвдаг^ви^ресурса О #Дмффж*4*адагь*«»е_урЛ)<еи»л»_1»_оп'»**гы«*в_упржп«нне
□“ □' п "□
ШРЪ9($ч#щиЪ8 іігііь-
■ІЛй-fiHn йгттгымзвдди
—ІЗ
Рис. 1. Онтология задач, моделей и методов организационного управления
Модели представлены в виде математических моделей, которые включают в себя дискретные и непрерывные модели и механизмы (механизм распределения ресурса, механизм активной экспертизы, механизм внутренних цен, конкурсный механизм, механизм обмена и т. п.).
ОПИСАНИЕ ОНТОЛОГИИ ПРОИЗВЕДЕНО НА ЯЗЫКЕ OWL-DL (ONTOLOGY WEB LANGUAGE BASED ON DESCRIPTION LOGIC)
Для программной реализации разработанной онтологии был выбран программный инструментарий Protege, который является удобным для управления онтологией, поддерживает язык OWL DL и удовлетворяет таким требованиям, как ясность, декларативность, портативность, предметная независимость.
Для решения большинства рассмотренных задач необходимо определить показатели качества работы сотрудников. Для измерения данных показателей в количественных величинах должна быть выбрана шкала измерения. Современная технология представления показателей основана на формировании сбалансированной системы показателей (ССП или the Balanced Scorecard, BSC) для представления бизнес-процессов.
Управление предприятием на базе сбалансированной системы показателей является одним из приоритетных направлений в области стратегического менеджмента. Являясь инструментом, позволяющим трансформировать стратегию организации в исчерпывающий набор
показателей деятельности, BSC позволяет проводить целенаправленный мониторинг деятельности организации, прогнозировать и упреждать появление проблем, контролировать наиболее существенные финансовые и нефинансовые показатели деятельности организации, органично сочетая уровни стратегического и оперативного управления. Развитие методологии
BalancedScorecard характеризуется переходом от простой оценки показателей деятельности к управлению стратегическим развитием компании. В рамках данной методологии разрабатывается «карта стратегии» - визуализированное представление стратегии в виде стратегических целей, показателей и причинно-следственных связей. В методологии BalancedScorecard карта стратегии рассматривается в разрезе стратегических перспектив. При этом выделяются четыре перспективы: финансы, клиенты, внутренние процессы, обучение и рост [2].
Цели отдельных подразделений должны совпадать с целью организации в целом. При этом цели и критерии могут противоречить друг другу и требовать согласования, но мы предполагаем, что цели согласованы.
На основе разработанной онтологии задач, моделей и методов организационного управления предлагается построить правила принятия решений на языке SWRL, которые обеспечит необходимую гибкость процесса принятия решений в организационных системах.
Рис. 2. Стратегическая карта
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, нами предложены задачи, модели и методы управления принятием решения в организационных системах на основе онтологии. Предложен механизм для получения количественных значений показателей, выбрав их на основе системы сбалансированных показателей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Новиков Д. А. Теория управления организационными системами. М.: МПСИ, 2005. 584 с.
2. Никулина Н. О., Черняховская Л. Р. Модели информационной поддержки принятия решений с использованием систем управления электронным документооборотом: учеб. пособие. Уфа: УГАТУ, 2009. 134 с.
ОБ АВТОРАХ
Черняховская Лилия Рашитовна, проф. каф. техн. кибернетики. Дипл. инженер электр. техники (УАИ, 1970). Д-р техн. наук по сист. анализу, упр-ю и обр. информ. (УГАТУ, 2004). Иссл. в обл. сист. анализа, интеллект. инф. систем, систем искусств. интеллекта.
Старцева Елена Борисовна, доц. каф. автоматизир. систем управления. Дипл. инженер по АСУ (УАИ, 1992). Канд. техн. наук по АСУ (УГАТУ, 1997). Иссл. в обл. интеллект. инф. систем, систем искусств. интеллекта.
Владимирова Ирина Павловна, асп. каф. техн. кибернетики. Дипл. экономист-математик по матем. методам в экономике (УГАТУ, 2009). Готовит дис. в обл. построения интеллект. инф. систем.
Малахова Анна Ивановна, асп. той же каф. Дипл. инженер по АСУ (УГАТУ, 2009). Готовит дис. в обл. построения интеллект. инф. систем.