Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ КОРОНОВИРУСА'

УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ КОРОНОВИРУСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1288
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАНДЕМИЯ / КРИЗИС / ЭКОНОМИКА / МЕНЕДЖМЕНТ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сапунова Т.А.

В данной статье актуальность работы связана с появлением пандемии, которая показала уровень готовности к кризису каждой отрасли экономики. Методика исследования включает в себя общественный анализ и анализ данных, представленных Счетной Палатой РФ. В работе рассмотрены теоретические аспекты антикризисного управления, методы управления компанией в период кризиса. На основе анализа статистических данных сделаны выводы и подведены итоги исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENTERPRISE MANAGEMENT IN THE CONTEXT OF THE CORONAVIRUS PANDEMIC

In this article, the relevance of the work is associated with the emergence of a pandemic, which showed the level of readiness for the crisis of each sector of the economy. The research methodology includes public analysis and analysis of the data provided by the Accounting Chamber of the Russian Federation. The paper considers the theoretical aspects of crisis management, methods of managing a company during a crisis. Based on the analysis of statistical data, conclusions are drawn and the results of the study are summarized.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ КОРОНОВИРУСА»

УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА Т.А. Сапунова, канд. экон. наук, доцент

Академия маркетинга и социально-информационных технологий (Россия, г. Краснодар)

DOI:10.24412/2411-0450-2021-4-2-124-128

Аннотация. В данной статье актуальность работы связана с появлением пандемии, которая показала уровень готовности к кризису каждой отрасли экономики. Методика исследования включает в себя общественный анализ и анализ данных, представленных Счетной Палатой РФ. В работе рассмотрены теоретические аспекты антикризисного управления, методы управления компанией в период кризиса. На основе анализа статистических данных сделаны выводы и подведены итоги исследования.

Ключевые слова: пандемия, кризис, экономика, менеджмент, государственная поддержка.

В российском обществе на современном этапе экономических преобразований возникает проблема, касающаяся многих отечественных предприятий - это неумение и незнание четкого алгоритма действий при тяжелой экономической ситуации, сложившейся в связи с наступлением пандемии, которая повлекла за собой наступление кризиса для многих предприятий [1]. Для более глубокого понимания рассматриваемой темы, необходимо раскрыть такое понятие, как антикризисное управление. Это система управления и контроля над предприятием, которая имеет комплексный характер. Такой механизм направлен на прогнозирование и предупреждение негативных бизнес - явлений путем применения стратегий менеджмента и создания новых специализированных про-

грамм. Использование данных методов поможет не только сберечь, но и укрепить, а также увеличить экономический потенциал фирмы на современном рынке [2].

За последние несколько лет в мире произошли непредвиденные события, о которых знает каждый из нас - это появление пандемии, которая внесла в общество любого государства свои коррективы. Рассмотрим влияние коронавируса на экономические процессы предприятий; способы, при помощи которых руководители пытаются стабилизировать бизнес и результат, полученный от всего комплекса мероприятий.

Основные проблемы, возникающие у компаний с наступлением пандемии представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Наиболее острые проблемы, с которыми столкнулись фирмы в период пандемии

Отсутствие необходимой документации для оформления операций

Отсутствие сотрудников на рабочих местах

Ненадлежащий поток наличности

Недоступность сырья или комплектующих деталей

Резкое снижение спроса

Непостояноство контрагентов, невыполнение обязательств с их стороны

1 % опрошенных

49,3

20

40

60

0

Практически половина опрошенных считают, что непрофессиональное поведение контрагентов и резкое снижение спроса привели к негативным последствиям в процессе деятельности предприятия. 37,9% не в силах работать вследствие отсутствия сырья или комплектующих деталей, т.к. множество российских компаний закупали сырье и все необходимо за рубежом. В период коронавируса границы были закрыты не только для туристов, но и для промышленно-экономической деятельности, результатом чего послужило отсутствие материалов, задержка рейсов и потеря денежных средств при транспортировке грузов. Остальная часть опрошенных связывает свои проблемы с ненадлежащим потоком наличности, то есть нерациональным распределением валют на российском и мировом рынке; отсутствие сотрудников на рабочих местах связано с огромным количеством зараженных и пе-

реносчиков инфекции, которые обязаны соблюдать социально-значимые меры, изолироваться и проводить необходимый процесс лечения. Длительный период карантина, который включал в себя комендантские часы, определенный график работы общественного транспорта, соблюдение дистанции между гражданами и т.д., что, несомненно, повлияло на рабочий процесс и деятельность предприятий. Закрытые государственные организации, связанные с оформлением документов, также затормозили получение лицензий, разрешений и др. Все негативные последствия, рассмотренные выше, распространились на большое количество отраслей экономики, в которых фирмы затрудняются в принятии решений в период кризисных ситуаций. На рисунке 2 представлены сферы бизнеса, которые пострадали сильнее всего в период коронавирусной инфекции.

Большинство отраслей Индустрия красоты Производство Спорт Логистика Сфера развлечений Сфера обслуживания Торговля Туризм

Общественное питание и % опрошенных 0 20 20 30 40

Рис. 2. Отрасли российской экономики, пострадавшие в период распространения корона-

вируса

Общественное питание, туризм и торговля пострадали больше всех, из-за ограничительных мер со стороны государства, отсутствия спроса, сложных внутригосударственных событий и других явлений, негативно повлиявших на развитие и функционирование компаний. Остальные сферы также находились в затруднительном положении, пытаясь собственными силами предпринять действия, хотя бы стараясь поддерживать уровень предпри-

ятия на период докарантинных мероприятий [3].

В период кризиса управление фирмой невозможно без государственной поддержки. Пандемия - наглядный пример современной ситуации, где государство обязано содействовать фирмам. Рассмотрим государственные мероприятия, которыми воспользовались отечественные производители (рис. 3).

Отмена проверок налоговой отчетности

Снижение или отмена коммунальных платежей

Снижение или отмена обязательных страховых взносов

Арендные каникулы

Беспроцентный кредит или кредит на льготных условиях

Финансовая поддержка в виде субсидий

Отсрочка, снижение или отмена налогов

0 20 40 60 80

^ % опрошенных

Рис. 3. Формы государственной поддержки, которыми воспользовались предприятия в

период пандемии

Государственная антикризисная политика была направлена на помощь большинству отраслей экономики, пытаясь предотвратить ликвидации компаний малого и среднего бизнеса, поддержать его на прежнем уровне [4].

Помимо государственных мероприятий, существуют и другие методы преодоления экономического кризиса в организации:

1. Сокращение затрат состоит из контроля, анализа и проведения мероприятий по снижению затрат и оценке полученного результата. Направления деятельности -сокращение закупки сырья, фонда заработной платы, производственных расходов, а также использование ресурсосберегающих технологий.

2. Увеличение поступлений денежных средств - это и есть та самая часть государственной поддержки, включающая в себя предоставление дотаций, субсидий и ной материальной помощи. Поступление денег в фирму также возможно путем продажи или сдачи в аренду активов компании, оптимизации продаж и др.

3. Проведение реструктуризации кредиторской задолженности - это процесс исполнения сделок, направленных получение различных уступок со стороны кредиторов. Например, сокращение кредитной ставки или освобождение от уплаты про-

4. Изменение стратегии развития компании можно использовать как один из способов выхода из кризиса. Стратегии роста, сокращения, ликвидации, развития отрасли и продукта - каждая влияет на процесс деятельности предприятия по -своему, поэтому фирме необходимо правильно выбрать стратегию с целью повышения доходности, укрепления компании среди конкурентов и повышения экономических показателей [6].

5. Проведение реорганизации и реструктуризации предприятия - полное изменение направления деятельности организации, включая пересмотр выпускаемой продукции, ассортимента, факторов производства и системы общего менеджмента [7].

Таким образом, можно сделать вывод, что в современном мире необходимо развивать и искать новые пути выхода предприятия из кризиса. Период пандемии показал, что ни одна страна не готова к глобальному спаду экономики, межгосударственная торговля необходима, а также следует уделять большее внимание социально - значимым отраслям, т.к. уровень жизни населения неразрывно связан с процессами, происходящими в обществе, и экономика занимает одно из лидирующих мест в рассматриваемом процессе.

центов [5].

Библиографический список

1. Базаров Г.С., Беляков С.Г., Бекзех Л.П. и др. Теория и практика антикризисного управления. Учебник для вузов. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2018. - 122 с.

2. Иванюта С. М. Антикризисное управление: учебное пособие // МОН. - Киев: Центр учебной литературы, 2020. - 683 с.

3. Боумэн К. Основы стратегического менеджмента / Пер. с англ. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2019. - 334 с.

4. Коротков Э.М., Беляев А.А., Валовой Д.В., Глазунова Н.Ы., Ефимова М.П. Антикризисное управление: учебник для студентов высших учебных заведений по экономическим специальностям / под ред. Э.М. Короткова. - М.: ИНФРА-М, 2021. - С. 374-381.

5. Василенко В. А. Антикризисное управление предприятием: учебное пособие. - 2-е изд., испр. и доп. - К.: Центр учебной литературы, 2020. - 590 с.

6. Козлов Д.С., Сапунов А.В. Роль и место стратегии в деятельности организации // Modern Science. - 2020. - №4-3. - C. 94-98.

7. Лигоненко Л.А. Антикризисное управление предприятием: теоретико-методологические основы и практический инструментарий: монография / Киевский национальный торгово-экономический университет. - К.: КНТУ, 2020. - 301 с.

ENTERPRISE MANAGEMENT IN THE CONTEXT OF THE CORONAVIRUS PANDEMIC

T.A. Sapunova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Academy of Marketing and Social and Information Technologies (Krasnodar, Russia)

Abstract. In this article, the relevance of the work is associated with the emergence of a pandemic, which showed the level of readiness for the crisis of each sector of the economy. The research methodology includes public analysis and analysis of the data provided by the Accounting Chamber of the Russian Federation. The paper considers the theoretical aspects of crisis management, methods of managing a company during a crisis. Based on the analysis of statistical data, conclusions are drawn and the results of the study are summarized.

Keywords: pandemic, crisis, economy, management, state support.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.