Научная статья на тему 'Управление предприятием на основе инновационных подходов и принципов управления'

Управление предприятием на основе инновационных подходов и принципов управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
617
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Корепин Вадим Николаевич

The article is devoted to the review of innovations: principles, approaches and their classifications, and the place of innovations in management accounting of modern enterprises.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Enterprise management on the basis of innovation approaches and management principles

The article is devoted to the review of innovations: principles, approaches and their classifications, and the place of innovations in management accounting of modern enterprises.

Текст научной работы на тему «Управление предприятием на основе инновационных подходов и принципов управления»

ства как в уменьшении внешнего дестабилизирующего влияния на Россию, так и в более определенном учете и применении опыта других государств по использованию эффективных средств регулирования своих экономических систем.

1. Арин О.А. Мир без России. М., 2002. С. 447448.

2. Буянов B.C. // Глобализация: многостороннее измерение. М., 2004. С. 26.

3. Глазьев С.Ю. Почему мы самые богатые, а живем так бедно? Вопросы и ответы. М., 2003. С. 122.

4. Сомин А. // Российская газета. 2007. 10 марта. С. 6.

5. Перская В.В. // Глобализация: многостороннее измерение. М., 2004. С. 58.

6. Смолина Е.Э. // Проблемы социально-экономического развития России: интеграция в мировое сообщество: материалы междунар. науч.-практ. конф. 23-24 нояб. 2006 г. Тамбов, 2006. С. 45.

7. Наумов И.Н. // Анализ систем на рубеже тысячелетий: теория и практика. М., 1997. С. 231-233.

8. Лукашенко А.Г. // Сов. Россия. 2007. 6 марта. С. 3-4.

Поступила в редакцию 18.04.2007 г.

УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПОДХОДОВ И ПРИНЦИПОВ УПРАВЛЕНИЯ

В.Н. Корепин

Korepin V.N. Enterprise management on the basis of innovation approaches and management principles. The article is devoted to the review of innovations: principles, approaches and their classifications, and the place of innovations in management accounting of modern enterprises.

Несмотря на то, что термин «инновация» не нов, сегодня его толкуют особенно активно (произносят особенно часто), при этом подчеркивая его почти бытовое значение. Управленцы и экономисты предприятий и учреждений оперируют эти термином, стараясь подчеркнуть свою экономическую грамотность, но в реальности мало кто ясно представляет что же все-таки стоит за этим словом.

Прежде всего необходимо определиться с самим термином «инновация», т. к. однозначного его определения нет до сих пор.

Инновация в нашем понимании - это такое изменение в первоначальной структуре производственной системы, которое приводит к возникновению качественно нового ее состояния. Поэтому условимся в дальнейшем считать, что инновация - это целевое изменение в функционировании предприятия (учреждения) как системы.

Основоположник экономического описания инноваций Й. Шумпетер [1], впервые выделил пять типов нововведений:

- использование новой техники или новых технологий производства и / или сбыта;

- внедрение новой продукции с новыми свойствами;

- использование нового сырья;

- изменения в организации производства и управления предприятием;

- появление новых рынков сбыта.

Несмотря на такое разнообразие инноваций, сегодня существует достаточно мощный инструмент создания, внедрения и поддержки нововведений. Это маркетинг.

Маркетинг способствует инновационному процессу через изменения в организационной структуре и в управленческих процедурах и методах. Поэтому первым по значимости нововведением следует считать организационные и управленческие изменения (вся дальнейшая работа будет посвящена инновациям в сфере управления и организации).

В общих чертах инновационный процесс состоит из трех этапов:

- разработка - выдвижение инициативы, предложения, идеи или проекта возмож-

ного решения какой-либо проблемы, которые после проработки выльется в инновацию;

- внедрение - научно-техническая, экспериментальная или организационная деятельность, целью которой является начало инновации и поддержание необходимого хода ее протекания;

- распространение - использование уже однажды освоенной инновации в новых условиях или местах применения.

Несмотря на указанную последовательность указанных этапов, такое расположение часто оказывается нерентабельным с точки зрения фактора времени. Поэтому их уплотнение по степени выполнения в параллельном режиме становится насущной потребностью. Перекрытие указанных этапов, их наложение друг на друга позволяет выполнять ускорение разработки, внедрения и распространения инноваций, постановки всего процесса на долговременную основу как бы в конвейерном режиме.

Этот режим невозможен без учета жизненного цикла продукции (либо инновации). Дело в том, что ускорение научно-технического прогресса сокращает время полезного использования и получения экономического эффекта от внедрения инноваций. Часто такие изменения происходят не последовательно, а спонтанно, скачкообразно, что не позволяет использовать традиционные методы анализа и прогнозирования.

Жизненный цикл продукции (инновации) отражает количественные изменения потребностей (спроса) и состоит из пяти этапов:

- внедрение продукции;

- рост производства в соответствии с растущей потребностью;

- зрелость продукции;

- насыщение потребностей;

- снижение потребности под влиянием повышения требований либо внедрения других инноваций.

Рассмотрим содержание отдельных фаз подробнее:

1. Внедрение инноваций связано с информированием потенциальных потребителей о технико-экономических свойствах продукции через маркетинг, рекламу и сбытовую деятельность. Одновременно осуществляется учет и быстрая реакция на замечания, опыт и предложения потребителей по поводу выпущенной продукции (инновации).

2. Рост производства наступает в результате устоявшегося спроса на продукцию, когда произошло определение всех требуемых ее характеристик, отработаны производственные и сбытовые процессы, налажен послепродажный сервис.

3. Зрелость продукции наступает в период расширения сбыта, интенсификации и улучшения отдельных элементов производственных, сбытовых и управленческих процессов.

4. Насыщение является началом кризиса продукции, вызванным ее технико-экономическими параметрами. Продукция быстро устаревает и перестает отвечать запросам потребителей, растет их давление с целью добиться качественных улучшений в характеристиках либо снижения цены.

5. Сокращение характеризуется значительными трудностями со сбытом. В уже обкатанном производстве это ведет к чрезмерному росту запасов и, в конце концов, к неизбежной остановке.

Классификация инноваций с точки зрения их структурной характеристики следующая.

Инновации «на входе» в предприятие как систему. Это предполагает целевое качественное или количественное изменение в выборе и использовании материалов, сырья, оборудования, информации, т. е. производственных ресурсов.

Инновации «на выходе» из предприятия как системы. Целевое качественное или количественное изменение результатов хозяйственной деятельности предприятия, например, выпускаемых изделий, услуг, технологий (иначе говоря, производственного продукта). Инновации структуры предприятия как системы. Это может быть целевое изменение в производственных, обслуживающих и вспомогательных процессах, причем как по качеству или количеству, так и по организации и способу обеспечения.

Кроме того, существует классификация инноваций по отдельным сферам деятельности предприятия:

• технологические инновации, направленные на создание новой продукции, технологий и материалов;

• производственные инновации, ориентированные на расширение производственных мощностей, диверсификацию производ-

ственной деятельности и изменение соотношения мощности производственных единиц;

• экономические инновации, обращенные на изменения методов и способов хозяйствования, снижение издержек производства, улучшение конечных финансовых результатов;

• торговые инновации, которые направлены на модификацию в торговой деятельности, в ценовой политике, предложение сопутствующих торговых услуг, расширение системы и методов сбыта продукции;

• социальные инновации, связанные с улучшением условий и характера труда, социального обеспечения, психологического климата и внутренних взаимоотношений;

• инновации в области управления, предполагающие улучшение организационной структуры, стиля и методов принятия решений, использование новых средств обработки информации.

Довольно часто в практике ведущих развитых стран для определения инноваций применяется следующая простая схема ответов на вопросы:

- что производится?

- как производится?

- для кого производится?

В зависимости от ответов на них формируется та или иная классификация инноваций с точки зрения того, что они изменяют на предприятии.

Как правило, это предполагает четыре основных вида инноваций [4]:

- инновации продукции;

- инновации процессов (технологические);

- инновации персонала (человеческого фактора);

- инновации управленческой деятельности.

Основу инновационной политики на промышленных предприятиях ведущих отраслей создают инновации продукции. Это залог их конкурентоспособности и экономического роста. Но главными по значимости считаются управленческие инновации, т. к. именно человек является носителем управленческой деятельности, главной движущей силой реализации инноваций как формы (организации), так и методов, способов и средств управленческой работы.

Необходимо подчеркнуть, что на предприятии не существуют изолированные ин-

новации. Они, как правило, взаимосвязаны друг с другом и проводятся либо последовательно, либо параллельно. Внедрение и проведение инноваций в одной сфере деятельности предприятия так или иначе затрагивает другие сферы и приводит к внедрению инноваций в них.

Здесь необходимо остановиться на качественной стороне инновационного процесса. Это можно сделать на основе «порядковой» классификации, включающей в себя восемь ступеней:

- Инновации нулевого порядка (регенерирование первоначальных свойств) - изменение с целью сохранить и обновить существующие функции производственной системы или ее части.

- Инновации первого порядка (изменение количества) - простое целевое приспособление к количественным требованиям при сохранении функций производственной системы или ее части.

- Инновации второго порядка (перегруппировка или организационное изменение) - простые организационные передвижки для обеспечения лучшей организации производственной системы или ее части.

- Инновации третьего порядка (адаптационные изменения) - изменения, вызванные взаимным приспособлением элементов производственной системы, ведущие к повышению эффективности ее в целом.

- Инновации четвертого порядка (новый вариант) - частичные функциональные изменения в рамках производственной системы или ее части, возникновение «вариантов» с новыми полезными свойствами или измененными параметрами.

- Инновации пятого порядка (новое «поколение») - изменение большинства или всех первоначальных свойств производственной системы с сохранением базовой структурной концепции.

- Инновации шестого порядка (новый «вид») - качественное изменение функциональных свойств производственной системы или ее части с модификацией первоначальной концепции.

- Инновации седьмого порядка (новый «род») - коренное изменение в функциональных свойствах производственной системы или ее части, которое меняет ее основной функциональный принцип.

В целом можно заметить, что порядок инновации является не только «мерой» характера и интенсивности изменений производственной системы. Порядок может выступать и в качестве меры сложности управления инновационным процессом. Чем выше порядок инновации, тем более высоки требования, предъявляемые к управлению инновационным процессом. Зависимость меры от порядка в данном случае нелинейна. Если инновации низших порядков (от 0 до 4 включительно) как количественные изменения можно относительно просто обеспечить в рамках обычной системы управления без увеличения ее сложности, то инновации более высокого порядка (от 5 до 7) требуют иного подхода. Здесь необходимо создание системы стратегического и тактического управления, четкого обеспечения ресурсами, разработка и оптимизация плана проведения взаимосвязанных инновационных процессов. Это в растущей степени относится к каждому более высокому порядку инноваций.

Необходимо отметить, что чем выше порядок инноваций, тем более он чувствителен к внешним воздействиям. Передовые предприятия на Западе стали проводить инновационную политику, основанную на предвидении изменений, пытаясь реагировать на первые, еще слабые сигналы будущего развития науки и техники. Создавая и обеспечивая для своевременной адаптации относительно стабильные «резервные» стратегии развития.

Предприятия на практике чувствуют не только необходимость внедрения инноваций, но и возрастающую потребность в управлении инновационными процессами. При этом особенно актуализируется способность своевременно:

- с опережением предусмотреть инновационные возможности;

- сконцентрировать ресурсы;

- комплексно и быстро управлять всем инновационным процессом;

- минимизировать риск неправильного выбора и запаздывания.

В этом случае гибкое управление инновационными процессами становится необходимостью. Своевременность принятия необходимых решений обеспечивается стратегией управления инновациями, входящей в ви-

де составной части в общую стратегию развития предприятия.

Смысл стратегии управления инновациями заключается в том, что она позволяет своевременно концентрировать усилия менеджеров на освоении и использовании перспективных достижений научно-технического прогресса. Этим обеспечивается стабильная динамика инноваций в интересах достижения целей предприятия, а также создаются условия для долгосрочной эффективности его деятельности.

Экономическая наука выделяет восемь ключевых пространств или основных сфер деятельности, в границах которых предприятие определяет свои главные цели. Это: положение предприятия на рынке, уровень производительности, наличие производственных ресурсов, степень стабильности, система управления, профессионализм персонала, социальная ответственность и инновационная деятельность. При принятии долгосрочных решений перед предприятием стоит вся совокупность выделенных стратегических целей, однако в определенные этапы экономического развития некоторые из них являются более значимыми, чем другие. Анализ стратегических целей предприятия показывает, что в настоящее время наиболее важными являются цели в области повышения эффективности системы управления предприятием. Одним из ключевых моментов повышения эффективности является внедрение инноваций в области управления, которые предполагают улучшение организационной структуры, стиля и методов принятия решений, использование новых средств обработки информации.

Успешность работы линейных и функциональных руководителей, равно как и специалистов, к числу которых относятся бухгалтеры, аудиторы, финансовые менеджеры, экономисты и др., зависит от различных видов обеспечения их деятельности: правового, информационного, нормативного, технического, кадрового ит. п. К числу ключевых элементов этой системы, без сомнения, относится информационное обеспечение системы управления предприятием, под которым следует понимать совокупность информационных ресурсов (информационную базу) и способов их организации, необходимых и пригодных для реализации аналитических и

управленческих процедур, обеспечивающих финансово-хозяйственную деятельность

данного предприятия.

Исключительно важным для определения эффективности использования информационной базы для принятия решений является требование своевременности, поскольку для пользователя имеют значение не данные вообще, а данные в нужном объеме и в нужное время. Так, информативность данных о текущих котировках ценных бумаг совершенно разнится в момент их объявления и, например, неделю спустя. Весьма спорен вопрос об аналитичности информационной базы, т. е. объеме данных в том или ином ее блоке. Не только в нашей стране, но и за рубежом в течение многих лет считалось, что чем больший объем данных доступен для аналитической обработки, тем более эффективное решение может быть получено. При этом упор делался на автоматизированную, а следовательно, формализованную аналитическую обработку данных. Ориентация на большие объемы предназначенных для анализа данных приводила к тому, что руководителя или специалиста захлестывал их бессистемный поток; часто он был даже не в состоянии ознакомиться с ними, не говоря уже об анализе и разумном использовании. Кроме того, не все данные, необходимые для анализа и принятия управленческих решений, могут быть представлены в виде документов и конкретных экономических показателей. Часть данных имеет качественный, трудно формализуемый и субъективный характер. Именно поэтому требование необходимой достаточности исходных данных, во-первых, бесспорно актуально и, во-вторых, не имеет однозначного решения.

В современной концепции управления важнейшими задачами управления являются выработка и исполнение решений, направленных на достижение финансово-экономической устойчивости и эффективности функционирования организации. Успешная реализация этих задач зависит не только от высокой компетентности и опыта руководства организации в конкретных сферах производственной деятельности, но и от умения экономически правильно, адекватно оценить и в реальном режиме времени отреагировать как на динамические внешние условия развития экономических процессов, так и на смену

режима функционирования организации, связанную с изменениями номенклатуры и объема производства продукции, структурными перестройками и т. д.

В западной практике управления особая роль отводится управленческому учету. При этом большое внимание уделяется расширению и усилению функций бухгалтерского учета, использованию его аналитического потенциала в качестве основного и достоверного источника управленческой информации, методам ее анализа с целью формирования управленческих решений.

Появление мощных программных продуктов для персональных компьютеров, способных моделировать варианты действий с оценкой возможных финансовых и производственно-экономических результатов, позволяет создать полный управленческий цикл и использовать информативность управленческого учета во внутрифирменном управлении на более высоком уровне. При этом в основу моделей заложены показатели форм внутренней и внешней отчетности, которые в данном контексте являются инструментами планирования и управления. В последнее время отечественные менеджеры и руководители организаций проявляют значительный интерес к управленческому учету, стремятся выделить в контуре управления новую информационную систему. Однако в этом отношении существуют определенные трудности, связанные как с пониманием сущности и возможностей управленческого учета, так и с его организацией.

Если понятие «бухгалтерский учет» определено законодательно, то понятие «управленческий учет» в России не регламентировано и допускает много разных толкований. Специалистами широко обсуждается вопрос о месте управленческого учета в системе управления организацией, который сводится к следующему: управленческий учет должен быть связан с системой управления организацией в целом и всеми ее функциями или же сосредоточен на предоставлении соответствующей количественной информации менеджерам, ответственным за достижение конкретных производственных результатов? Второй из указанных подходов, очевидно, занижает роль управленческого учета, т. к. учетная информация для целей управления на любом уровне должна быть соответствующим

образом подготовлена и интерпретирована на основе определенных методов анализа. Сами по себе количественные данные не улучшают процесс управления.

Управленческий учет использует данные производственного учета, но в зависимости от целей управления они группируются по разным основаниям, что придает им более широкое смысловое содержание. Это производится с целью прогнозирования будущих издержек и обеспечения этой информацией менеджеров всех уровней управления организацией для принятия правильных решений по обеспечению будущих результатов ее деятельности.

Если обобщить высказывания современных авторов о содержании, целях и задачах управленческого учета, то их можно свести к следующим пяти тезисам:

1. Прогнозирование, нормирование, планирование и учет производственных затрат, калькулирование себестоимости; прогнозирование, планирование и учет периодических расходов отчетного периода; планирование и учет фиксированных (долгосрочных) расходов на капитальные вложения и инвестиционную деятельность.

2. Контроль и анализ расходов по разным направлениям, сегментам, продуктам, подразделениям, отклонений от норм и смет расходов, динамики показателей и т. п.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Планирование, учет и анализ доходов и результатов деятельности по направлениям, подразделениям, сегментам, центрам ответственности ит. п.

4. Формирование внутренней количественной информации для использования в оперативном управлении хозяйственной деятельностью, контроле действий и стимулировании персонала.

5. Система управленческого учета создается для управления конкретной компанией и не может регулироваться обязательными для всех нормами и стандартами. Хорошо организованный управленческий учет, адекватно соответствующий условиям деятельности компании, обеспечивает не только

контроль текущей работы, но и улучшение ее результатов в будущем.

Таким образом, руководству предприятия в современных условиях следует изменить традиционный подход к системе учета, сделать ее инструментом стратегического управления. При этом следует отметить, что учет не является самоцелью, а служит средством для достижения успеха в бизнесе. Об эффективности информационных систем следует судить в свете их воздействия на успех деятельности предприятия. Информационная система должна соответствовать стратегии предприятия. Только в этом случае она будет способна принести организации максимальную пользу и обеспечить успех в конкурентной борьбе. И, наконец, если давать наиболее всеобъемлющее определение, то управленческие инновации - это то новое знание, которое воплощено в новых управленческих технологиях, в новых административных процессах и организационных структурах. Они могут представлять собой, например, введение новых методов организации работы, структурирования задач, распределения ресурсов, определения вознаграждения ит. п. Иначе говоря, сферой реализации управленческих инноваций является менеджмент хозяйствующего субъекта. Естественно, что управленческие инновации не прямо, но косвенно связаны с основной (производственной) деятельностью.

1. Шумпетер Й.А., История экономического анализа. М., 2004.

2. ГОСТ Р ИСО 9000-2001. Система менеджмента качества: основные положения и словарь; Введ. 31.06.2001.

3. Международный стандарт ИСО 9000-2000. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности; Введ. 15.12.2000.

4. Круглов М.И. Стратегическое управление компанией. М., 1998.

Поступила в редакцию 30.04.2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.