Научная статья на тему 'Управление предприятием на основе аутсорсинга логистических услуг'

Управление предприятием на основе аутсорсинга логистических услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
250
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
LOGISTICS / OUTSOURCING / OPERATION OF BUSINESS / QUALITY / EFFICIENCY / ЛОГИСТИКА / АУТСОРСИНГ / УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ / КАЧЕСТВО / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сабадаш Филипп Алексеевич

В статье изложены принципы разработанной автором методики логистического аутсорсинга применительно к предприятиям автомобильной отрасли. Исследование предложенной методики для совершенствования деятельности ОАО «БелЗан» позволило повысить эффективность предприятия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUSINESS ADMINISTRATION ON BASIS OF OUTSOURCING AND LOGISTIC ATTENDANCE

In this article is given an account of the principles of logistic outsourcing for machine-building business made by the author. The study of this method for enhancement of JSC “BelZan” work has permitted to increase the efficiency of business

Текст научной работы на тему «Управление предприятием на основе аутсорсинга логистических услуг»

УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ НА ОСНОВЕ АУТСОРСИНГА ЛОГИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ

Аннотация. В статье изложены принципы разработанной автором методики логистического аутсорсинга применительно к предприятиям автомобильной отрасли. Исследование предложенной методики для совершенствования деятельности ОАО «БелЗан» позволило повысить эффективность предприятия.

Ключевые слова: логистика, аутсорсинг, управление предприятием, качество, эффективность

Вступление

В последние годы научное сообщество, как равно и любого человека, все более интересует проблема соотношения понятий «цена» и «качество». Понятия «эффективность» и «результативность» процессов заложены в современных стандартах, а оценка продукции и процессов реализуется как в области качества, так и в экономике.

Потребителя, в конечном счете, всегда интересует и качество и цена, а точнее их соотношение. В конечной оценке играет значительную роль сокращение расходов при сохранении качества. Этим проблемам посвящено много исследований [1-22], а в предлагаемой работе показаны результаты управления предприятием на основе аутсорсинга логистических услуг.

В настоящее время для экономики России важно, чтобы развитие промышленности в целом и предприятий, в частности, происходило на основе совершенствования управления, эффективного использования научно-технического потенциала, обеспечивающего внедрение ресурсосберегающих, наукоемких и высоких технологий постиндустриального типа.

Новые подходы к организации бизнеса, к которым и относится аутсорсинг логистических услуг, становятся все более востребованными в условиях углубления разделения труда, активизации процессов слияния и поглощения производств, роста конкуренции и развития информационных технологий.

Основные принципы предлагаемой

методики

Логистический аутсорсинг представляет собой передачу части логистической деятельности предприятия сторонним организациям аутсорсин-говым провайдерам, или аутсорсерам - фирмам, которые способны эти функции выполнять быстрее, качественнее и с меньшими затратами, чем службы данной компании [23].

Практика показывает, что аутсорсинг как форма разделения труда находит все новые ниши применения как в сфере производства, торговли транспорта, так и в сфере логистики крупных компаний. К сожалению, темпы этого проникно-

вения еще далеки от темпов, которые могли бы обеспечить серьезный прорыв в этой области, что, на наш взгляд, могло бы дать особенно заметный толчок в качестве их материально-технического обеспечения.

Во многих странах логистический аутсорсинг показал высокую экономическую эффективность. Однако в России их опыт не обобщен, почти нет научных исследований, по результатам которых могли бы разрабатываться рекомендации, связанные с правовыми, экономическими, организационными, техническими и технологическими проблемами создания логистического аутсорсинга, т.е. нет научно разработанной концепции, комплексно охватывающей все стороны аутсорсинга.

Аутсорсинг сейчас рассматривается, в первую очередь, как способ сокращения расходов на вспомогательные операции с целью концентрации средств на развитии конкурентных преимуществ, главные среди которых: современные технологии, ноу-хау, высококвалифицированные кадры, спецоборудование и другие новации. В зарубежной практике данный подход известен как использование преимуществ «ключевой компетенции» компании, т.е. концентрация только на основных профилирующих функциях.

По данным зарубежных исследователей, для оценки роли логистического аутсорсинга примерно в 60 промышленных фирмах Западной Европы было проведено анкетирование, результаты которого представлены в табл. 1.

Для исследования возможности использования аутсорсинга как эффективной формы углубления специализации были взяты две основные функции материально-технического обеспечения: транспортировка и складирование ресурсов. Все два параметра напрямую связаны с номенклатурой продукции, потребляемой автосборочными предприятиями (ОАО «АвтоВАЗ», ОАО «КаМАЗ»), являющимися основными потребителями продукции ОАО «БелЗАН». При этом стоит отметить, что закупки остаются в ведении потребителей продукции.

Таблица 1

Оценка роли логистического аутсорсинга

Функции и цели логистики Оценка влияния логистического аутсорсинга, %

крайне негативное негативное не влияет положительное очень положительное

Логистические затраты - 3 13 77 7

Решение проблем - 11 31 52 6

Удовлетворение потребности клиентов - 2 34 50 14

Нововведения - 11 35 47 7

Эффективность - 4 42 45 9

Развитие - 9 43 42 6

Отношения сотрудников 5 32 48 13 2

Транспортировка - это связующий процесс логистики, который отбирает едва ли не большую часть ресурсов, выделяемых на логистическую функцию. Сложность организации доставки материальных ресурсов связана, прежде всего, с тем, что добывающие предприятия, как правило, находятся на значительном удалении от маршрутного транспорта, больших городов, промышленных и торговых центров, т.е. источников поставки [24].

С позиции аутсорсинга, транспорт можно рассматривать с точки зрения стратегии, тактики и операций. Какие виды транспорта требуются для перевозки тех или иных продуктов и следует ли вкладывать деньги в приобретение и обслуживание собственных транспортных средств или целесообразнее обратиться за транспортными услугами к внешним перевозчикам - вопрос стратегический.

Тактические вопросы включают диспет-чирование, выбор маршрутов, перевозчиков, а операционные - загрузку транспорта, упаковку,

обеспечение безопасности и сохранности груза и т.д. Практически границы между тактическими и операционными вопросами часто являются размытыми. Нас интересует вопрос: целесообразно ли выполнять перевозки самому или передать их на сторону?

В настоящее время существует немалое число транспортных предприятий, предлагающих взять на себя на разных условиях доставку и сопровождение грузов. Чтобы решить эту проблему, необходимо, прежде всего, проанализировать виды транспортно-экспедиторской работы действующих на рынке операторов. Среди провайдеров транспортных услуг можно выделить основные применяемые ими формы деятельности: вертикальная интеграция, диверсификация, узкая специализация и дифференциация функций. Поэтому при выборе аутсорсингового провайдера необходимо учитывать, какой из этих видов больше подходит к стратегии развития компании (табл. 2).

Таблица 2

Характеристика основных видов транспортно-экспедиторской деятельности

Виды транспортно-экспедиторской работы Общая характеристика деятельности провайдеров Экономико-организационный эффект от осуществления Стратегия осуществления

Комплексный Широкий спектр услуг по организации транспортировки Увеличение доли рынка и географии предоставляемых услуг Диверсификация или вертикальная интеграция

Специализированный Узкая специализация на предоставлении определенного вида услуг в зависимости от видов транспорта и характера грузов Повышение конкурентоспособности на определенном сегменте рынка Узкая специализация или дифференциация

Гибкий Индивидуальный подход в каждом варианте ассортиментной политики зависит от требований рынка Учет индивидуальных потребительских предпочтений Узкая специализация

ОАО «БелЗАН», как поставщик продукции, не имеет серьезных проблем в кооперации с транспортными компаниями по централизованной доставке крепежной продукции на производственные площадки основных

потребителей (ОАО «АвтоВАЗ» и ОАО «КамАЗ»).

Складирование - функция, которая изначально была связана с проблемами сохранности запасов. В настоящее время акцент переместился: предприятия стремятся сократить собственные расходы на эксплуатацию и

оснащенность складских помещений, на переработку грузов [25].

Работа с аутсорсером решает для предприятия много проблем. Используя собственные склады, предприятие сталкивается с ограниченностью объемов хранения. Ему проще переложить эту задачу на аутсорсера, который специализируется в приеме на ответственное хранение. Нет необходимости нести затраты на покупку складского оборудования, погрузо-разгрузочной техники, на их ремонт и содержание, на маркировку, упаковку, фасовку, обучение и наем персонала - у логистической фирмы это все уже есть.

Появляются новые серьезные проблемы: компьютеризация управления запасами, автоматизация складских операций, установление баланса между противоречащими друг другу целями и их оптимизацию (например, такими как качественное сервисное обслуживание потребителей, сокращение инвестиций на создание запасов и снижение эксплуатационных расходов), требование условий поставки канбан («точно в срок») и концепции «сжатия времени» (сокращение временных затрат на делопроизводство за счет ликвидации звеньев, не дающих прироста добавленной стоимости продукции).

За всем этим стоят непростые задачи: приемка товаров; проверка наличия и качества товара; регистрация поступления; обеспечение условий хранения (защита от пожаров, протечек, наводнений, от неблагоприятных погодных условий и пр.); проведение инвентаризаций и многое другое.

Заключение

Таким образом, взаимодействие ОАО «БелЗАН» со своими основными потребителями ОАО «АвтоВАЗ» и ОАО «КамАЗ», приобретающими крепежную продукцию предприятия массово, постоянно, крупными партиями и в широкой номенклатуре, ставит задачу организации консигнационных складов на территории данных потребителей, либо в непосредственной близости от них.

Помимо того, что это является дополнительным преимуществом в сбытовой политике ОАО «БелЗАН», решается несколько насущных проблем [26]:

- исключение дефицита в поставках за счет оперативного управления поставками и запасами на складе со стороны поставщика, т.е. ОАО «БелЗАН»;

- исключение для потребителей (автосборочных предприятий) не свойственных для них функций, таких как содержание и обслуживание склада комплектующих (крепежа), доставка их на место использования на конвейере и т.п.;

- сокращение затрат на производство у потребителей за счет общего удешевления стоимости услуг по транспортировке и складированию

по сравнению с существующим вариантом взаимодействия;

- сокращение отвлечения оборотных средств в запасы у потребителей;

- оптимизация запасов за счет поставок по системе «точно в срок».

Созданием такого рода складов ОАО «БелЗАН» во многом решило задачу своего монопольного присутствия в качестве поставщика крепежной продукции для ОАО «АвтоВАЗ» и ОАО «КамАЗ», что гарантирует сохранение доли присутствия в поставках.

Список литературы

1. Применение логики антонимов для комплексного анализа качества автомобильного крепежа / Закиров Д.М., Осипов Д.С., Гун И.Г., Сабадаш А.В., Овчинников С.В., Майстренко В.В., Мезин И.Ю. // Вестник Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова. 2010. № 4. С. 57-62.

2. Гун И. Г., Михайловский И. А., Осипов Д.С. Квалиметрическая оценка и повышение результативности сквозной технологии и системы менеджмента качества производства шаровых пальцев: монография. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова, 2008.

3. Шаровые шарниры шасси: совершенствование конструкций, технологий, методов оценки качества: Монография / Михайловский И.А., Гун И.Г., Гун Е.И., Касаткина Е.Г. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова, 2014. 201 с.

4. Комплексная оценка эффективности процессов производства шаровых пальцев: монография / Гун И. Г. [и др.]. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова, 2008.

5. Стенд для испытаний шаровых шарниров: пат. 2263889 RUS / Михайловский И.А., Гун И.Г., Ясаков Ю.М., Лапчинский В.В.

6. Комплексная оценка результативности сквозных технологий производства с использованием логики антонимов на примере шаровых пальцев / Гун И.Г., Михайловский И.А., Осипов Д.С., Сальников В.В. // Вестник Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова. 2005. Т. 1. № 9. С. 67-71.

7. Разработка, моделирование и совершенствование процессов производства шаровых шарниров автомобилей / Гун И.Г., Михайловский И.А., Осипов Д.С., Куцепендик В.И., Сальников В.В., Гун Е.И., Смирнов А.В., Смирнов А.В. // Вестник Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова. 2014. № 1 (45). С. 52-57.

8. Разработка процесса планетарно-поворотной обкатки / Михайловский И.А., Куцепендик В.И., Гун Е.И., Гун И.Г., Сальников В.В. // Металлургические процессы и оборудование. 2014. № 1 (35). С. 39-45.

9. Научно-педагогическая школа магнитогорского государственного технического университета по управлению качеством продукции и производственных процессов / Гун Г.С., Мезин И.Ю., Корчунов А.Г., Чукин М.В., Гун И.Г., Рубин ГШ. // Качество в обработке материалов. 2014. № 1. С. 5-9.

10. Разработка теории квалиметрии метизного производства / Рубин ГШ., Чукин М.В., Гун Г.С.,

Закиров Д.М., Гун И.Г. // Черные металлы. 2012. № 7. С. 15-20.

11. Актуальные проблемы квалиметрии метизного производства в период зарождения шестого технологического уклада / Гун Г.С., Чукин М.В., Рубин Г.Ш., Мезин И.Ю., Корчунов А.Г. // Металлург. 2014. № 4.С. 92-95.

12. Перспективы производства высокопрочного крепежа из заготовок из углеродистых сталей с ультрамелкозернистой структурой / Чукин М.В., Полякова М.А., Рубин ГШ., Копцева Н.В., Гун Г.С. // Кузнечно-штамповочное производство. Обработка материалов давлением. 2014. № 1. С. 39-44.

13. Генезис научных исследований в области качества металлопродукции / Гун Г.С., Мезин И.Ю., Рубин ГШ., Минаев А.А., Назайбеков А.Б., Дыя Х. // Вестник Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова. 2014. № 1 (45). С. 92-96.

14. Nanodimentional structural part formation in high garbon steel by thermal and deformation processing / Chukin M.V.E., Korchunov A.G., Gun G.S., Polyakova M.A., Koptseva N.V. // Вестник Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова. 2013. № 5 (45). С. 33-35.

15. Гун Г.С., Чукин М.В., Рубин Г.Ш. / Управление качеством в метизном производстве // Металлургические процессы и оборудование. 2013. № 4 (34). С. 106-111.

16. Управление качеством продукции в технологиях метизного производства / Корчунов А.Г., Чукин М.В., Гун Г.С., Полякова М.А. М., 2012.

17. Стальная проволока / Белалов Х.Н., Клековкин А.А., Клековкина Н.А., Гун Г.С., Корчунов А.Г., Полякова М.А. Магнитогорск, 2011.

18. Особенности реологических свойств конструкционных наносталей / Чукин М.В., Гун Г.С., Барышников М.П., Валиев Р.З., Рааб Г.И. // Вестник Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова. 2008. № 1. С. 24-27.

19. Производство стальной проволоки / Клековкина Н.А., Клековкин А.А., Никифоров Б.А., Гун Г.С., Корчунов А.Г., Зюзин В.И., Кулеша В.А., Савельев Е.В. Белалов Х.Н. Магнитогорск: МГТУ им Г.И. Носова, 2005.

20. Создание и развитие теории квалиметрии металлургии / Гун Г.С., Рубин Г.Ш., Чукин М.В., Гун Г.И., Мезин И.Ю., Корчунов А.Г. // Вестник Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова. 2003. № 5. С. 67.

21. Гун Г.С., Пудов Е.А., Иванова Л.Б. / Оптимизация процессов обработки металлов давлением по комплексному критерию качества // Изв. вузов. Черная металлургия. 1982. № 8. С. 62.

22. Рубин ГШ., Гун Г.С., Пудов Е.А. / Комплексная оценка качества стальной канатной проволоки // Сталь. 1983. № 1. С 46.

23. Гембл П., Стоун М., Вудкок Н. Маркетинг взаимоотношений с потребителями: пер. с англ. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2012. 402 с.

24. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер Ком, 2011. 304 с.

25. Абрютина А.С., Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. М.: Дело и сервис, 2013. 256 с.

26. Сабадаш Ф.А., Толмачев О.М., Запускалов Н.М. Модернизация машиностроительных предприятий на основе логических систем КАКБАК и 1ш^т-Тат // Вестник Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова. 2016. № 1.

УДК 658.5:338.31 Лимарев А.С., Пензина К.О.

АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ПОТЕРЬ НА ПРОИЗВОДСТВЕ

Аннотация. В статье рассмотрены основные виды потерь, встречающиеся на современных предприятиях. Представлены наиболее популярные подходы, применяемые для устранения выявленных потерь. Описаны основные проблемы, с которыми сталкиваются российские компании при внедрении элементов концепции «Бережливого производства». Рассмотрены российские компании, внедряющие такие подходы и полученные ими результаты.

Ключевые слова: управление качеством продукции, система менеджмента качества, бережливое производство, потери производства

Развитие информационных технологий, повсеместное объединение производственных возможностей и финансовых рынков, как отдельных компаний, так и целых отраслей приводит к формированию единой глобальной экономической системы. Это в значительной степени упрощает возможности выхода продукции мировых компаний на национальные рынки. Такой подход приводит к росту конкуренции среди производителей, как на мировом, так и на российском рынке товаров и услуг. В связи с этим большую важность имеет поиск новых и совершенствование существующих моде-

лей управления качеством продукции и предприятия в целом [1]. Особое внимание в таких моделях должно быть уделено повышению эффективности производства и конкурентоспособности продукции. Решением этих вопросов на протяжении длительного времени занималось большинство мировых компаний. Совершенствование подходов должно осуществляться системно, с учетом множества различных аспектов деятельности компании, в том числе и социальных, и культурных национальных особенностей отдельных стран. Это существенно упрощает адаптацию международных компаний,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.