УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ НА ОСНОВЕ АУТСОРСИНГА ЛОГИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ
Аннотация. В статье изложены принципы разработанной автором методики логистического аутсорсинга применительно к предприятиям автомобильной отрасли. Исследование предложенной методики для совершенствования деятельности ОАО «БелЗан» позволило повысить эффективность предприятия.
Ключевые слова: логистика, аутсорсинг, управление предприятием, качество, эффективность
Вступление
В последние годы научное сообщество, как равно и любого человека, все более интересует проблема соотношения понятий «цена» и «качество». Понятия «эффективность» и «результативность» процессов заложены в современных стандартах, а оценка продукции и процессов реализуется как в области качества, так и в экономике.
Потребителя, в конечном счете, всегда интересует и качество и цена, а точнее их соотношение. В конечной оценке играет значительную роль сокращение расходов при сохранении качества. Этим проблемам посвящено много исследований [1-22], а в предлагаемой работе показаны результаты управления предприятием на основе аутсорсинга логистических услуг.
В настоящее время для экономики России важно, чтобы развитие промышленности в целом и предприятий, в частности, происходило на основе совершенствования управления, эффективного использования научно-технического потенциала, обеспечивающего внедрение ресурсосберегающих, наукоемких и высоких технологий постиндустриального типа.
Новые подходы к организации бизнеса, к которым и относится аутсорсинг логистических услуг, становятся все более востребованными в условиях углубления разделения труда, активизации процессов слияния и поглощения производств, роста конкуренции и развития информационных технологий.
Основные принципы предлагаемой
методики
Логистический аутсорсинг представляет собой передачу части логистической деятельности предприятия сторонним организациям аутсорсин-говым провайдерам, или аутсорсерам - фирмам, которые способны эти функции выполнять быстрее, качественнее и с меньшими затратами, чем службы данной компании [23].
Практика показывает, что аутсорсинг как форма разделения труда находит все новые ниши применения как в сфере производства, торговли транспорта, так и в сфере логистики крупных компаний. К сожалению, темпы этого проникно-
вения еще далеки от темпов, которые могли бы обеспечить серьезный прорыв в этой области, что, на наш взгляд, могло бы дать особенно заметный толчок в качестве их материально-технического обеспечения.
Во многих странах логистический аутсорсинг показал высокую экономическую эффективность. Однако в России их опыт не обобщен, почти нет научных исследований, по результатам которых могли бы разрабатываться рекомендации, связанные с правовыми, экономическими, организационными, техническими и технологическими проблемами создания логистического аутсорсинга, т.е. нет научно разработанной концепции, комплексно охватывающей все стороны аутсорсинга.
Аутсорсинг сейчас рассматривается, в первую очередь, как способ сокращения расходов на вспомогательные операции с целью концентрации средств на развитии конкурентных преимуществ, главные среди которых: современные технологии, ноу-хау, высококвалифицированные кадры, спецоборудование и другие новации. В зарубежной практике данный подход известен как использование преимуществ «ключевой компетенции» компании, т.е. концентрация только на основных профилирующих функциях.
По данным зарубежных исследователей, для оценки роли логистического аутсорсинга примерно в 60 промышленных фирмах Западной Европы было проведено анкетирование, результаты которого представлены в табл. 1.
Для исследования возможности использования аутсорсинга как эффективной формы углубления специализации были взяты две основные функции материально-технического обеспечения: транспортировка и складирование ресурсов. Все два параметра напрямую связаны с номенклатурой продукции, потребляемой автосборочными предприятиями (ОАО «АвтоВАЗ», ОАО «КаМАЗ»), являющимися основными потребителями продукции ОАО «БелЗАН». При этом стоит отметить, что закупки остаются в ведении потребителей продукции.
Таблица 1
Оценка роли логистического аутсорсинга
Функции и цели логистики Оценка влияния логистического аутсорсинга, %
крайне негативное негативное не влияет положительное очень положительное
Логистические затраты - 3 13 77 7
Решение проблем - 11 31 52 6
Удовлетворение потребности клиентов - 2 34 50 14
Нововведения - 11 35 47 7
Эффективность - 4 42 45 9
Развитие - 9 43 42 6
Отношения сотрудников 5 32 48 13 2
Транспортировка - это связующий процесс логистики, который отбирает едва ли не большую часть ресурсов, выделяемых на логистическую функцию. Сложность организации доставки материальных ресурсов связана, прежде всего, с тем, что добывающие предприятия, как правило, находятся на значительном удалении от маршрутного транспорта, больших городов, промышленных и торговых центров, т.е. источников поставки [24].
С позиции аутсорсинга, транспорт можно рассматривать с точки зрения стратегии, тактики и операций. Какие виды транспорта требуются для перевозки тех или иных продуктов и следует ли вкладывать деньги в приобретение и обслуживание собственных транспортных средств или целесообразнее обратиться за транспортными услугами к внешним перевозчикам - вопрос стратегический.
Тактические вопросы включают диспет-чирование, выбор маршрутов, перевозчиков, а операционные - загрузку транспорта, упаковку,
обеспечение безопасности и сохранности груза и т.д. Практически границы между тактическими и операционными вопросами часто являются размытыми. Нас интересует вопрос: целесообразно ли выполнять перевозки самому или передать их на сторону?
В настоящее время существует немалое число транспортных предприятий, предлагающих взять на себя на разных условиях доставку и сопровождение грузов. Чтобы решить эту проблему, необходимо, прежде всего, проанализировать виды транспортно-экспедиторской работы действующих на рынке операторов. Среди провайдеров транспортных услуг можно выделить основные применяемые ими формы деятельности: вертикальная интеграция, диверсификация, узкая специализация и дифференциация функций. Поэтому при выборе аутсорсингового провайдера необходимо учитывать, какой из этих видов больше подходит к стратегии развития компании (табл. 2).
Таблица 2
Характеристика основных видов транспортно-экспедиторской деятельности
Виды транспортно-экспедиторской работы Общая характеристика деятельности провайдеров Экономико-организационный эффект от осуществления Стратегия осуществления
Комплексный Широкий спектр услуг по организации транспортировки Увеличение доли рынка и географии предоставляемых услуг Диверсификация или вертикальная интеграция
Специализированный Узкая специализация на предоставлении определенного вида услуг в зависимости от видов транспорта и характера грузов Повышение конкурентоспособности на определенном сегменте рынка Узкая специализация или дифференциация
Гибкий Индивидуальный подход в каждом варианте ассортиментной политики зависит от требований рынка Учет индивидуальных потребительских предпочтений Узкая специализация
ОАО «БелЗАН», как поставщик продукции, не имеет серьезных проблем в кооперации с транспортными компаниями по централизованной доставке крепежной продукции на производственные площадки основных
потребителей (ОАО «АвтоВАЗ» и ОАО «КамАЗ»).
Складирование - функция, которая изначально была связана с проблемами сохранности запасов. В настоящее время акцент переместился: предприятия стремятся сократить собственные расходы на эксплуатацию и
оснащенность складских помещений, на переработку грузов [25].
Работа с аутсорсером решает для предприятия много проблем. Используя собственные склады, предприятие сталкивается с ограниченностью объемов хранения. Ему проще переложить эту задачу на аутсорсера, который специализируется в приеме на ответственное хранение. Нет необходимости нести затраты на покупку складского оборудования, погрузо-разгрузочной техники, на их ремонт и содержание, на маркировку, упаковку, фасовку, обучение и наем персонала - у логистической фирмы это все уже есть.
Появляются новые серьезные проблемы: компьютеризация управления запасами, автоматизация складских операций, установление баланса между противоречащими друг другу целями и их оптимизацию (например, такими как качественное сервисное обслуживание потребителей, сокращение инвестиций на создание запасов и снижение эксплуатационных расходов), требование условий поставки канбан («точно в срок») и концепции «сжатия времени» (сокращение временных затрат на делопроизводство за счет ликвидации звеньев, не дающих прироста добавленной стоимости продукции).
За всем этим стоят непростые задачи: приемка товаров; проверка наличия и качества товара; регистрация поступления; обеспечение условий хранения (защита от пожаров, протечек, наводнений, от неблагоприятных погодных условий и пр.); проведение инвентаризаций и многое другое.
Заключение
Таким образом, взаимодействие ОАО «БелЗАН» со своими основными потребителями ОАО «АвтоВАЗ» и ОАО «КамАЗ», приобретающими крепежную продукцию предприятия массово, постоянно, крупными партиями и в широкой номенклатуре, ставит задачу организации консигнационных складов на территории данных потребителей, либо в непосредственной близости от них.
Помимо того, что это является дополнительным преимуществом в сбытовой политике ОАО «БелЗАН», решается несколько насущных проблем [26]:
- исключение дефицита в поставках за счет оперативного управления поставками и запасами на складе со стороны поставщика, т.е. ОАО «БелЗАН»;
- исключение для потребителей (автосборочных предприятий) не свойственных для них функций, таких как содержание и обслуживание склада комплектующих (крепежа), доставка их на место использования на конвейере и т.п.;
- сокращение затрат на производство у потребителей за счет общего удешевления стоимости услуг по транспортировке и складированию
по сравнению с существующим вариантом взаимодействия;
- сокращение отвлечения оборотных средств в запасы у потребителей;
- оптимизация запасов за счет поставок по системе «точно в срок».
Созданием такого рода складов ОАО «БелЗАН» во многом решило задачу своего монопольного присутствия в качестве поставщика крепежной продукции для ОАО «АвтоВАЗ» и ОАО «КамАЗ», что гарантирует сохранение доли присутствия в поставках.
Список литературы
1. Применение логики антонимов для комплексного анализа качества автомобильного крепежа / Закиров Д.М., Осипов Д.С., Гун И.Г., Сабадаш А.В., Овчинников С.В., Майстренко В.В., Мезин И.Ю. // Вестник Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова. 2010. № 4. С. 57-62.
2. Гун И. Г., Михайловский И. А., Осипов Д.С. Квалиметрическая оценка и повышение результативности сквозной технологии и системы менеджмента качества производства шаровых пальцев: монография. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова, 2008.
3. Шаровые шарниры шасси: совершенствование конструкций, технологий, методов оценки качества: Монография / Михайловский И.А., Гун И.Г., Гун Е.И., Касаткина Е.Г. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова, 2014. 201 с.
4. Комплексная оценка эффективности процессов производства шаровых пальцев: монография / Гун И. Г. [и др.]. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова, 2008.
5. Стенд для испытаний шаровых шарниров: пат. 2263889 RUS / Михайловский И.А., Гун И.Г., Ясаков Ю.М., Лапчинский В.В.
6. Комплексная оценка результативности сквозных технологий производства с использованием логики антонимов на примере шаровых пальцев / Гун И.Г., Михайловский И.А., Осипов Д.С., Сальников В.В. // Вестник Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова. 2005. Т. 1. № 9. С. 67-71.
7. Разработка, моделирование и совершенствование процессов производства шаровых шарниров автомобилей / Гун И.Г., Михайловский И.А., Осипов Д.С., Куцепендик В.И., Сальников В.В., Гун Е.И., Смирнов А.В., Смирнов А.В. // Вестник Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова. 2014. № 1 (45). С. 52-57.
8. Разработка процесса планетарно-поворотной обкатки / Михайловский И.А., Куцепендик В.И., Гун Е.И., Гун И.Г., Сальников В.В. // Металлургические процессы и оборудование. 2014. № 1 (35). С. 39-45.
9. Научно-педагогическая школа магнитогорского государственного технического университета по управлению качеством продукции и производственных процессов / Гун Г.С., Мезин И.Ю., Корчунов А.Г., Чукин М.В., Гун И.Г., Рубин ГШ. // Качество в обработке материалов. 2014. № 1. С. 5-9.
10. Разработка теории квалиметрии метизного производства / Рубин ГШ., Чукин М.В., Гун Г.С.,
Закиров Д.М., Гун И.Г. // Черные металлы. 2012. № 7. С. 15-20.
11. Актуальные проблемы квалиметрии метизного производства в период зарождения шестого технологического уклада / Гун Г.С., Чукин М.В., Рубин Г.Ш., Мезин И.Ю., Корчунов А.Г. // Металлург. 2014. № 4.С. 92-95.
12. Перспективы производства высокопрочного крепежа из заготовок из углеродистых сталей с ультрамелкозернистой структурой / Чукин М.В., Полякова М.А., Рубин ГШ., Копцева Н.В., Гун Г.С. // Кузнечно-штамповочное производство. Обработка материалов давлением. 2014. № 1. С. 39-44.
13. Генезис научных исследований в области качества металлопродукции / Гун Г.С., Мезин И.Ю., Рубин ГШ., Минаев А.А., Назайбеков А.Б., Дыя Х. // Вестник Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова. 2014. № 1 (45). С. 92-96.
14. Nanodimentional structural part formation in high garbon steel by thermal and deformation processing / Chukin M.V.E., Korchunov A.G., Gun G.S., Polyakova M.A., Koptseva N.V. // Вестник Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова. 2013. № 5 (45). С. 33-35.
15. Гун Г.С., Чукин М.В., Рубин Г.Ш. / Управление качеством в метизном производстве // Металлургические процессы и оборудование. 2013. № 4 (34). С. 106-111.
16. Управление качеством продукции в технологиях метизного производства / Корчунов А.Г., Чукин М.В., Гун Г.С., Полякова М.А. М., 2012.
17. Стальная проволока / Белалов Х.Н., Клековкин А.А., Клековкина Н.А., Гун Г.С., Корчунов А.Г., Полякова М.А. Магнитогорск, 2011.
18. Особенности реологических свойств конструкционных наносталей / Чукин М.В., Гун Г.С., Барышников М.П., Валиев Р.З., Рааб Г.И. // Вестник Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова. 2008. № 1. С. 24-27.
19. Производство стальной проволоки / Клековкина Н.А., Клековкин А.А., Никифоров Б.А., Гун Г.С., Корчунов А.Г., Зюзин В.И., Кулеша В.А., Савельев Е.В. Белалов Х.Н. Магнитогорск: МГТУ им Г.И. Носова, 2005.
20. Создание и развитие теории квалиметрии металлургии / Гун Г.С., Рубин Г.Ш., Чукин М.В., Гун Г.И., Мезин И.Ю., Корчунов А.Г. // Вестник Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова. 2003. № 5. С. 67.
21. Гун Г.С., Пудов Е.А., Иванова Л.Б. / Оптимизация процессов обработки металлов давлением по комплексному критерию качества // Изв. вузов. Черная металлургия. 1982. № 8. С. 62.
22. Рубин ГШ., Гун Г.С., Пудов Е.А. / Комплексная оценка качества стальной канатной проволоки // Сталь. 1983. № 1. С 46.
23. Гембл П., Стоун М., Вудкок Н. Маркетинг взаимоотношений с потребителями: пер. с англ. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2012. 402 с.
24. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер Ком, 2011. 304 с.
25. Абрютина А.С., Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. М.: Дело и сервис, 2013. 256 с.
26. Сабадаш Ф.А., Толмачев О.М., Запускалов Н.М. Модернизация машиностроительных предприятий на основе логических систем КАКБАК и 1ш^т-Тат // Вестник Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова. 2016. № 1.
УДК 658.5:338.31 Лимарев А.С., Пензина К.О.
АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ПОТЕРЬ НА ПРОИЗВОДСТВЕ
Аннотация. В статье рассмотрены основные виды потерь, встречающиеся на современных предприятиях. Представлены наиболее популярные подходы, применяемые для устранения выявленных потерь. Описаны основные проблемы, с которыми сталкиваются российские компании при внедрении элементов концепции «Бережливого производства». Рассмотрены российские компании, внедряющие такие подходы и полученные ими результаты.
Ключевые слова: управление качеством продукции, система менеджмента качества, бережливое производство, потери производства
Развитие информационных технологий, повсеместное объединение производственных возможностей и финансовых рынков, как отдельных компаний, так и целых отраслей приводит к формированию единой глобальной экономической системы. Это в значительной степени упрощает возможности выхода продукции мировых компаний на национальные рынки. Такой подход приводит к росту конкуренции среди производителей, как на мировом, так и на российском рынке товаров и услуг. В связи с этим большую важность имеет поиск новых и совершенствование существующих моде-
лей управления качеством продукции и предприятия в целом [1]. Особое внимание в таких моделях должно быть уделено повышению эффективности производства и конкурентоспособности продукции. Решением этих вопросов на протяжении длительного времени занималось большинство мировых компаний. Совершенствование подходов должно осуществляться системно, с учетом множества различных аспектов деятельности компании, в том числе и социальных, и культурных национальных особенностей отдельных стран. Это существенно упрощает адаптацию международных компаний,