Научная статья на тему 'Управление предпринимательской деятельностью в современных условиях экономического развития'

Управление предпринимательской деятельностью в современных условиях экономического развития Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
382
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Агафонова В.В.

Корпоративные отношения как принцип группового построения бизнеса возникают между всеми заинтересованными сторонами, участвующими в реализации принятой корпоративной модели. Специфика интегрированной (групповой) структуры позволяет объединять участников на основе как вертикальных (вариант холдингового построения), так и горизонтальных связей, что предполагает множество путей реализации ее корпоративной модели с помощью развитой компоненты взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление предпринимательской деятельностью в современных условиях экономического развития»

Агафонова В.В.

канд. экон. наук, доцент кафедры экономической информатики Самарской государственной экономической академии, докторант кафедры экономической информатики Финансовой академии при Правительстве РФ

Сети бизнеса

управление предпринимательской деятельностью в современных условиях экономического

развития

Окончание. Начало в № 12/2002

Корпоративные отношения как принцип группового построения бизнеса возникают между всеми заинтересованными сторонами, участвующими в реализации принятой корпоративной модели. Специфика интегрированной (групповой) структуры позволяет объединять участников на основе как вертикальных (вариант холдингового построения), так и горизонтальных связей, что предполагает множество путей реализации ее корпоративной модели с помощью развитой компоненты взаимодействия.

Развитая компонента взаимодействия управленческих процессов в условиях глобализации бизнеса рассматривается в качестве эффективного средства управления экономическими системами и сетями. Ввиду существующих особенностей их функционирования в распределенных средах различного диапазона следует выделить следующие уровни взаимодействующих информационных бизнес-процессов: макро-, мезо- и микроуровень.

На макроуровне следует рассматривать управление самостоятельными, экономически независимыми предприятиями, фирмами, компаниями, которые являются партнерами и имеют общие интересы на основании заключенных смежных договоров и др. В этом случае их экономические интересы сопряжены и выходят за пределы фирмы. На этом уровне, наряду с реализацией концепции внутреннего интерфейса, особое место следует уделить внешнему интерфейсу, обеспечивающему устойчивый успех в бизнесе. Для мезоуровня характерным является корпоративное взаимодействие экономико-информационных процессов с односторонним, со стороны корпорации, приспособлением к поведению партнеров при помощи реализации внутреннего и частично внешнего интерфейсов (системы связей между внутренней и внешней средой корпорации - ред.).

На микроуровне предполагается рассматривать управление в пределах внутреннего информационного пространства предприятия, фирмы, компании в целом, а также в более узких пределах, например, в предметно-ориентированной подсистеме бухгалтерского учета.

При рассмотрении основных особенностей интерфейсной концепции управления, целесообразно сравнить их с характерными признаками существующей традиционной системы управления (таблица 1).

Таблица 1

Сравнительный анализ традиционной и интерфейсной концепции управления

Признаки традиционной модели Признаки интерфейсной модели

управления управления

Ориентация на функциональное управление

Низкая степень интеграции данных Стремление к максимальной производительности Оптимизация функций Отсутствие базы знаний Низкая степень процесса поддержки принятия решения

Неразвитая система взаимосвязей при решении задач

Ориентация на процессное управление

Высокая степень интеграции данных Обеспечение гибкости

Оптимизация процесса Присутствие базы знаний Средняя и высокая степень процесса поддержки принятия решения Развитая система прямой и обратной связей процессов

В настоящее время стоит вопрос о разработке в бизнесе системы управления с развитой компонентой взаимодействия, с помощью которой можно было бы постоянно держать в курсе событий пользователей системы (менеджеров, их партнеров и др.), принимающих решения в условиях децентрализации. Управленческие системы должны обеспечивать прямой и обратной связями в едином информационном пространстве конкретных партнеров по бизнесу, которые участвуют в хозяйственном процессе в разнообразных формах.

Как минимум два важных момента способствуют реализации интерфейсной модели системы управления:

Первое. Модель системы управления должна базироваться на интеграции всех бизнес-процессов. Благодаря единому пространству данных / пространству знаний, одновременно и объединяющему их, и являющемуся хранилищем информации для всех бизнес-структур, осуществляется необходимый обмен данными. Так, косвенные расходы, связанные с невозможностью вовремя обрабатывать разрозненную информацию, а также проводить анализ результативных данных при помощи современных методов, могут быть устранены с помощью системы, использующей единое пространство данных/знаний, встроенной в компоненту интерфейсов. Второе. Все вышеперечисленное достигается в том случае, если информационная система управления бизнесом инвариантна к аппаратно-программной платформе. Посредством реализации модели интерфейсной компоненты обеспечивается соответствие модулям, выполненным под любые стандарты и различные операционные системы с помощью интерфейса информационной системы. При этом срок эксплуатации системы управления бизнесом продлевается за счет выполнения требований, предъявляемых к гибкой модели взаимосвязей между элементами системы. При разработке гибкой модели интерфейсной концепции современной информационной системы учитываются следующие характеристики и потребности компании (фирмы, организации, корпорации) при организации ее бизнеса:

1) производственный профиль (продукты, услуги, поставщики, клиенты);

2) цели и подцели (рассматриваются на длительную перспективу);

3) информационные потребности (стратегические, тактические, операционные);

4) технологические потребности (модернизация существующих бизнес-процессов, оптимизация технологических процессов);

5) интерфейсные потребности (наличие прямой и обратной связей и их оперативность);

6) обеспеченность необходимыми знаниями;

7) поддержка процесса принятия решения.

Следовательно, формирование механизма рыночных отношений, появление новых инструментов, методов и средств управления производственно-хозяйственной деятельностью предприятий, фирм, компаний оказывают на современном этапе значительное влияние на ведение предпринимательской деятельности. Учет требований, приводящих к успеху ведения предпринимательской деятельности,

обусловлен динамикой внутреннего развития во взаимодействии с внешней средой. Принятие решений в подобных условиях приводит к резкому росту потребностей в информации. Более того, обеспечение информацией по всем направлениям должно быть организовано безупречно. Поэтому сегодня недостаточно рассматривать информационные технологии только в качестве инструментария для обработки данных. С помощью компьютерных технологий (по запросам пользователя) необходимо из имеющихся баз данных извлекать всю нужную информацию, а рациональная организация взаимодействия пользователей экономико-управленческой системы требует привлечения достаточных средств для отбора, обработки и обновления информации. При этом следует решать вопрос о трансферте (передаче - ред.) совместно используемых знаний организационным подразделениям фирм, партнерам по кооперации и бизнесу, а также о коммерчески выгодных интерфейсах (системах связи - ред.). Эти проблемы находят свое отражение в программе «Технология информационного общества», направленной на становление целостного, гармоничного и содержательного информационного пространства1.

Быстрое развитие сетей, начиная от локальных систем и вплоть до региональных, национальных и интернациональных структур, приводит к отказу от классических рабочих полей информатики и вызывает необходимость дополнительных средств, организующих взаимодействие в предпринимательских структурах. Несомненно, это ведет к ликвидации границ между внутренней и внешней средой предприятия в прямом понимании этого слова. Все сложнее становится определять, где начинаются и заканчиваются эти границы. Создание и эксплуатация соответствующей структуры взаимодействия для подобных «виртуальных предпринимательских структур» относится к проблеме процессного управления с развитой функцией связности и взаимодействия. При этом обеспечиваются рациональный доступ к распределенным данным и знаниям в сети, оперативность управленческих решений, а в итоге -своевременное реагирование предпринимательских структур на быстро изменяющиеся требования рынка.

Организационным рычагом в достижении поставленной цели могут стать виртуальные, первоначально внутрихозяйственные, предпринимательские центры. Затем подобные центры могут быть организованы в масштабе отрасли, страны, а также на международном уровне. Вероятно, такие центры должны быть всесторонне охвачены функцией взаимодействия процессов, поддерживаемой современными информационными технологиями как в горизонтальном, так и в вертикальном срезах управления экономикой.

Для решения поставленных задач на современном этапе, наряду с аппаратными и системными средствами, необходимо новое, высококачественное прикладное программное обеспечение с максимально высокими потребительскими свойствами: полезностью, удобством поддержания данных, эффективностью, ориентированностью на пользователя, полнотой интеллектуального наполнения и др.

Основное назначение привлекаемых средств состоит в том, чтобы предоставить пользователю принципиально новые возможности в организации управленческого труда, которые, наряду с оказанием помощи в решении задач вычислительного характера с обработкой больших объемов информации, будут формировать доступ к необходимым базам данных/знаний для решения проблем логического, аналитического, интеллектуального направления.

1 Программа «Технологии информационного общества» - новый подход к проблеме создания единого информационного пространства в России и Европе. Включает разработки в области информационных компьютерных технологий и их приложений.

Внедрение новых информационных технологий с использованием развитой компоненты взаимодействия призвано повысить эффективность работы в бизнесе в целом, одновременно улучшая условия взаимодействия пользователей с системой на различных уровнях управления. Реализация характерных принципов интерфейсной модели управления позволит устранить существенные недостатки, которые заключаются в слабой адаптации к изменениям в предметной области, в невозможности решать плохо формализуемые управленческие задачи и т.п. Процесс адаптации и эксплуатации может быть улучшен при решении проблемы создания гибких информационных комплексов, основанных на интегрированном взаимодействии различных элементов системы. Однако в условиях многоуровневой компонентной модели открытых систем на сегодняшний день остаются нерешенными проблемами всеобщего интеллектуального взаимодействия в системе управления предпринимательской деятельностью на уровне бизнес-процессов и всестороннего взаимодействия пользователя с когнитивно-интегрированной информационной бизнес-системой.

Реализация интеллектуального пользовательского интерфейса расширяет коммуникативную способность взаимодействия между пользователем и информационной системой на языке, максимально приближенном к языку конкретной предметной области, и предоставляет возможность автоматически извлекать знания для решения задач из накопленного опыта конкретных ситуаций в предметной области экономики.

При решении данной проблемы встает вопрос об интеллектуальном наполнении информационных ресурсов. Очевидно, что в подобных системах средства поддержки решения задач ориентированы на удовлетворение потребностей конечного пользователя. Разработку и использование механизма взаимодействия пользователя с системой управления предполагается рассматривать снизу вверх: от уровня пользователя информационной системы к более высоким уровням накопления, обобщения и использования знаний системы управления бизнесом в целом. Как показывает зарубежный опыт, приоритетным направлением является создание интерфейсов, способных воздействовать на различные органы чувств человека для интуитивного доступа, навигации и взаимодействия пользователя с информационной системой. Необходимо применение новых аппаратно-программных решений для разработки лучших условий труда, развитых технологий виртуальной реальности и интеграция большого спектра передовых дисплейных технологий для профессионального применения.

Остается проблема разработки интерфейсов для адаптации и взаимодействия пользователя с их новыми типами, моделирования поведения пользователя и т.д. Рекомендуется использовать доказавшие на практике свою эффективность новые средства взаимодействия между информационной системой и пользователем, основанные на применении индивидуального подхода.

Решение поставленных задач для системы управления бизнесом поможет полнее использовать информационные и интеллектуальные ресурсы в предметных областях экономики, не сосредотачивая основное внимание пользователя на ведении технологического процесса. Происходящие изменения предоставят большие возможности совершенствования форм управления в различных структурах предпринимательской деятельности.

& управленческие системы должны обеспечивать прямой и обратной связями конкретных партнеров по бизнесу

& сегодня недостаточно рассматривать информационные технологии только в качестве инструментария для обработки данных

& все сложнее определять, где начинаются и заканчиваются границы предприятия

& организационным рычагом в достижении поставленной цели могут стать виртуальные, первоначально внутрихозяйственные, предпринимательские центры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.