С. Е. Галченко
УПРАВЛЕНИЕ ПОВЫШЕНИЕМ КВАЛИФИКАЦИИ В СИСТЕМЕ ГИМНАЗИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Работа представлена кафедрой управления образованием Педагогического института Южного федерального университета. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Л. М. Сухорукова
В статье освещаются вопросы управления повышением квалификации в системе гимназического образования как разновидность социального управления в соответствии с современными тенденциями и закономерностями модернизации образовательной инфраструктуры, рассматриваются содержание, стратегические принципы и виды управления, описывается информационная модель управления повышением квалификации в системе гимназического образования на основе стратегического планирования.
The article is devoted to questions of advanced training management as a version of social management according to the modern trends and laws of modernisation of the educational infrastructure. The content, strategic principles and kinds of management are considered; the information model of advanced training management in the gymnasia system is described on the basis of strategic planning.
Вопросам целостного и перспективного планирования управленческих действий по подготовке, переподготовке и повышению квалификации педагогических кадров уже давно уделяется самое пристальное внимание. В работах Р. Акоффа, И. Ансоф-фа, И. В. Бестужева-Лада, Э. Д. Днепрова, О. Е. Лебедева и других исследователей обосновывается необходимость стратегического планирования в управлении развитием социальных, в том числе педагогических, систем.
В связи с переходом к регионализации и муниципализации системы отечественного образования, государственно-общественным формам управления образовани-ем разработаны перспективные для развития управления в новых условиях понятия: образовательный регион, муниципальная система образования (МСО), управление развитием муниципальной системы образования (Ю. В. Громыко, О. Г. Лебедев, Н. Д. Малахов и др.). В работах Е. С. Березняка, Ю. А. Конаржевского, М. И. Кон-
дакова, П. В. Худоминского поставлены вопросы совершенствования методической службы повышения квалификации педагогических кадров системы образования.
Учитывая современные требования к системе образования в связи с регионализацией, ряд исследователей обосновали необходимость смены парадигмы образования, в том числе и в системе дополнительного профессионального образования, повышения квалификации, профессиональной переподготовки. В качестве одной из отвечающих времени парадигм может быть предложено непрерывное развитие человека в течение всей его жизни, структурными компонентами которого являются профессиональ -ная переподготовка, повышение квалификации, рекуррентное образование (В. П. Владислав лев, В. А. Бережной, Б. М. Бим-Бад, Т. Г. Зенкова, Н. А. Колосова, С. А. Мар-тыненко, Л. М. Сухорукова, С. Ф. Хлебуно-ва, Н. П. Цыбанев, О. М. Чубарян).
Одним из стратегических направлений в условиях малого города является управ -
ление повышением квалификации педагогических кадров малого города. Это обусловлено рядом обстоятельств. Так XIX Генеральная конференция ЮНЕСКО (1997 г.) определила непрерывное образование, образование в течение всей жизни (lifelong learning) как неограниченное во времени относительно сроков обучения. Оно объединяет всю деятельность и ресурсы в области образования и направлено на достижение гармоничного развития потенциальных способностей личности и процесса преобразования в обществе, а также реализацию на глоболокаль-ном уровне новых программ ЮНЕСКО «Образование для всех к 2015 году», Дакарская декларация.
Механизмом регионализации образования является введение в содержание образования социально-культурного, исторического опыта малого города, превращения образования малого города в развивающую и развивающуюся систему, способную обеспечивать развитие личности и развитие местных общественных систем при условии корпоративного взаимодействия между всеми социальными институтами. Получив достаточно высокую степень автономности, реализуя значительный моти-вационный и творческий потенциал педагогов, муниципальные системы образования в последнее десятилетие начали интенсивно развиваться. Это развитие в каждом конкретном случае было особенным, общим явилось стремление к созданию гибких и разнообразных систем образования в условиях малого города.
Сложность, многоаспектность и взаимозависимость управленческих проблем, определяющих характер практических преобразований муниципального управления образованием малого города, требует новых идей и подходов, раскрывающих пути повышения эффективности муниципального управления образованием, в частности проблемами повышения квалификации и
профессиональной переподготовки управленческих и педагогических кадров.
Поскольку управление образованием -это социально-педагогический процесс, основная функция которого состоит в обеспечении условий для реализации образовательных потребностей личности и общества, развитие подходов к управлению образовательным процессом осуществляется в соответствии с двумя линиями: техноло-гизацией управленческой деятельности на основе ее алгоритмизации и реализацией личностно ориентированного подхода в управлении. Следовательно, в контексте современной социокультурной ситуации управление чаще всего понимается как алгоритмическое .
Системообразующим концептом в теории социального управления является человек и его деятельность. Содержание уп-равления включает разработку образовательной политики, определение стандартов содержания и требований к качеству образования, развитие инфраструктуры образования, поддержку инновационных процессов, перевод образовательных учреждений из режима функционирования в режим развития, координацию и консолидацию всех субъектов образования для создания обра -зовательного региона1.
В число общих стратегических принципов управления входят: алгоритмическое управление; управление по отклонениям от заданной программы в системе с обратными связями; программно-целевое управление; управление с упреждением или управление по слабым сигналам; управление по целям, как частный случай развития идеи самоорганизации в социально-экономических системах; управление по результатам; управление посредством усвоения корпоративной культуры и системы социальных ценностей; управление по «принципу Родена», т. е. ориентация на стратегию возможного и отбрасывание всех невозможных и труднодостижимых целей.
Управление через рефлексию получило название рефлексивного управления. Термин «рефлексивное управление» в педагогике впервые был использован Н. Ю Ку-люткиным и Г. С. Сухобской. Рефлексивный подход к управленческим воздействиям лег в основу выстраивания на всех уровнях механизмов (стратегического и перспективного управления и планирования городской образовательной системой).
Согласно многочисленным исследованиям более эффективным в управлении считается ситуационный подход. Как и системный, ситуационный подход не является простым набором предписываемых правил, а представляет собой способ управленческого решения.
Челоеекоцентристский подход в своей основе опирается на теорию и практику менеджмента, придавая управлению координирующий и мотивационный характер в целом и в процессах коммуникаций принятия решений в частности. Концепции М. Альберта, М. X. Мескона, Ф. Хедоури выделяют в качестве самостоятельной функции мотивацию, которая указывает на важность стимулирования деятельности управляющих и управляемых в процессе управления.
Одним из подходов, нацеленных на практическую реализацию человекоцент-ристского подхода, является мотивационный подход (В. С. Лазарев, П. И. Третьяков, Г. X. Попов, Т. И. Шамова, А. И. Щербаков ). Назначение данного подхода состоит в поиске такого психолого-педагогического механизма стимулирования, который обеспечивает эффективную деятельность всех участников образовательного процесса. Тем самым функции руководства реализуется через личностно ориентированный подход (Е. В. Бондаревская, В. Ф. Бут, В. А. Шевченко).
Региональное и муниципальное образование становится системным объектом, функциями которого являются разработка
стратегии, создание инфраструктуры, обеспечение системы кадрами: их подготовка и переподготовка, привлечение и отбор (М. М Поташник, П. И. Третьяков и др.). Регионализация образования - ответ на потребности современности, комплексное решение задач развития образования стратегического и тактического порядка, усиление роли и влияния регионов в определении путей его развития, собственных стратегий развития в соответствии с федераль -ными потребностями и запросами.
Регионализация образования обуслав-ливает муниципализацию. Отмечается, что система муниципального образования учитывает социально-экономическую специфику во всем многообразии его характерных особенностей (М. В. Артюхов, Г. И. Герасимов). Муниципальные системы управления образованием образуют среднее звено в общей системе управления в регионах России. В своей деятельности муниципальные органы управления образованием подчинены местным администрациям, вопрос об их подчинении региональным органам управления образованием решается по-разному. Планирование в управленческой деятельности органов муниципального уровня начинает приобретать стратегический характер, опирается на специальные исследования социальной среды, образовательных потребностей различных групп населения, прогнозирование их изменений в будущем, а также на анализ и оценку внутреннего потенциала существующей системы образования.
Вариативная модель управления развитием образования малого города может быть представлена в виде информационного алгоритма: исходное состояние системы образования малого города; постановка целей и выдвижение альтернативных сценариев развития; анализ потенциалов развития системы: анализ сценариев, исхода из критериев всех социальных групп; общественная оценка; программирование и
оценка потенциальной эффективности вариантов программ; варианты программ развития образования; сравнительный анализ вариантов и утверждение администрацией города программы; программа развития; планирование; моделирование и мониторинг хода реализации программы; новое состояние системы образования; мониторинг нового состояния внутренней и внешней среды; переход к следующему циклу.
Основные задачи отдела образования малого города по стратегическому плани-рованию и управлению повышением квалификации педагогических кадров: создание условий для реализации Закона РФ «Об образовании» с учетом политики органов местного самоуправления в области обра -зования; приведение инфраструктуры образования в соответствие с социокультурной ситуацией, сложившейся в городе; создание единого образовательного пространства на основе механизмов, обеспечивающих его целостность и перспективы развития; создание социально-педагогических условий для становления гуманистической системы воспитания; создание условий для роста педагогической культуры, профессионализма работников образования на основе развития педагогического творчества, инновационных процессов в образовании; развитие научно-методической и консультационной деятельности в целях повышения качества подготовки и профессиональной переподготовки педагогических кадров.
Комплекс взаимосвязанных процессов стратегического управления и планирования отдела образования малого города по повышению квалификации педагогических кадров включает в себя анализ информации о внешней среде, соотнесенность с миссией, целями и стратегией развития, прогнозирование, моделирование сценариев, а также оперативное планирование и корректировку стратегий.
Таким образом, разработанная нами информационная модель управления повышением квалификации в системе гимназического образования представляет определенную новизну именно для стратегического планирования и управления повышением квалификации педагогических кадров малого города. Она позволяет осуществлять управление повышением квалификации педагогических кадров малого города на основе стратегического планирования, исходящего из детального учета образова-тельных запросов педагогов, управленческих кадров потребностей, условий и социокультурного развития данного города. Модель также предусматривает включение в цикл управления мониторинга (целенаправленное изучение и оценка наличного состояния системы образования по определенным критериям и показателям), который позволяет уже на местном уровне своевременно корректировать управленческие действия по стратегическому планированию повышения квалификации педагогических кадров.
Кафедрой управления образованием разработан и реализуется образовательный «Форсайт» как инновационное направление образовательной деятельности. Системообразующей структурой «Форсайта» является факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования и кафедра управления образованием, реализующая программы повышения квалификации, профессиональной переподготовки управленческих и педагогических кадров образовательной социоэкономической сферы.
На кафедре совместно с муниципальными органами управления образованием реализуются инициативные проекты по трансформации социального, педагогического, менеджериального образования в регионе, а также научно-образовательный проект «Трансформация образования в
Южном федеральном университет как мегавузе: образование для всех».
Приоритетами «Форсайта» по подготовке управленческих кадров являются глобальные программы непрерывного, многоуровневого высшего и постдипломного образования педагогических и управленческих кадров как мультикластерной сети; полисистемный подход (системно-сценарный, системно-кластерный, целостный, институциональный и др.) к созданию программ подготовки управленческих кадров системы НПО и СПО на Юге России; целевая программа «Подготовка менеджеров».
В аналитическом докладе «Основные закономерности и тенденции подготовки управленческих и педагогических кадров для системы НПО и СПО в Южном федеральном округе» отмечается, что актуальными задачами повышения квалификации и профессиональной переподготовки в системе гимназического образования становятся подготовка менеджеров образования для работы по адаптации детей мигрантов, переселенцев в образовательном простран-стве Юга России, а также подготовка педагогов для работы в билингвальных, национальных образовательных учреждениях, общественных объединениях2.
Поэтому в соответствии с положениями Болонского и постболонского процес-
сов в системе повышения квалификации активно и успешно применяются технологии электронного обучения: мультимедийные стримминг-технологии в электронном образовании; коллаборативные технологии образования и виртуальные образовательные сообщества; виртуальные научные лаборатории и образовательные приложения виртуальной реальности; коммуникационные технологии в дистанционном образовании.
Ведется работа по разработке и созданию инновационных образовательных модулей, курсов и программ смешанного и дистанционного обучения. Информационная инфраструктура дополнительного профессионального образования управленческих и педагогических кадров на основе технологий открытого образования по отношению к традиционным элементам образовательной инфраструктуры является «метаин фраструктур ой».
Таким образом, управление повышением квалификации в системе гимназического образования, понимаемое как разновидность социального управления, ориентировано на инновационные тенденции и закономерности модернизации системы российского образования и способствует достижению гармоничного развития потенциальных способностей личности и процесса преобразования общества.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Основные тенденции закономерности и тенденции подготовки управленческих и педагогических кадров для системы НПО и СПО в Южном федеральном округе. Аналитический доклад.
2 European Association for Environmental Management Education EAEME http: // www.jrc.org.eaeme/.