Научная статья на тему 'Управление повышением инвестиционной привлекательности Республики Ингушетия'

Управление повышением инвестиционной привлекательности Республики Ингушетия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
91
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / INVESTMENTS / INVESTMENT ATTRACTIVENESS / INVESTMENT ACTIVITY / INVESTMENT CLIMATE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Местоев Багаудин Уматгиреевич

Существенным элементом развития любого региона является обеспечение его инвестиционной привлекательности: это дополнительные средства, которые позволяют сделать шаг к выходу из кризиса. В настоящее время определяющее значение в решении проблем социально-экономического развития Ингушетии имеют инвестиции в реальный сектор экономики и, именно они способны обеспечить повышение ее инвестиционной привлекательности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF THE INCREASE OF INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF THE REPUBLIC OF INGUSHETIA

The article is devoted to topical issues increasing the investment attractiveness of the region. An essential element of the development of any region is to ensure its investment attractiveness: these are additional funds that make it possible to take a step towards overcoming the crisis. At present, investment in the real sector of the economy is of decisive importance in solving the problems of the social and economic development of Ingushetia, and it is they who are able to increase its investment attractiveness.

Текст научной работы на тему «Управление повышением инвестиционной привлекательности Республики Ингушетия»

УДК 330.332.011

Местоев Б.У.1

управление повышением инвестиционной привлекательности республики ИНГУШЕТИИ

Аннотация. Существенным элементом развития любого региона является обеспечение его инвестиционной привлекательности: это дополнительные средства, которые позволяют сделать шаг к выходу из кризиса.

В настоящее время определяющее значение в решении проблем социально-экономического развития Ингушетии имеют инвестиции в реальный сектор экономики и, именно они способны обеспечить повышение ее инвестиционной привлекательности.

Ключевые слова: инвестиции; инвестиционная привлекательность, инвестиционная активность, инвестиционный климат.

Mestoev B.

MANAGEMENT OF THE INCREASE OF INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF THE REPUBLIC OF INGUSHETIA

Abstract. The article is devoted to topical issues - increasing the investment attractiveness of the region. An essential element of the development of any region is to ensure its investment attractiveness: these are additional funds that make it possible to take a step towards overcoming the crisis. At present, investment in the real sector of the economy is of decisive importance in solving the problems of the social and economic development of Ingushetia, and it is they who are able to increase its investment attractiveness.

Keywords: investments; investment attractiveness, investment activity, investment climate.

Любое государство с рыночной экономикой оценивается большим количеством разнообразных сторон развития и показателями, с помощью которых можно составить точную характеристику о его благосостоянии, уровне экономического и социального развития, конкурентоспособности, уровне жизни и др.

Одним из важнейших направлений в государственной политике является повышение рейтинга инвестиционной привлекательности страны, от которого зависит приток инвестиций в страну.

Российская Федерация - самая большая страна мира, обладает самыми большими залежами природных ископаемых, имеет самый большой запас нефти и газа, древесины, угля,

металлической руды, имеет выходы ко всем стратегически важным и экономически выгодным водным акваториям, граничит с государствами, потенциальными потребителями, обладает достаточным производственным, техническим и научным потенциалом, но при всем этом, страна сталкивается с проблемами в отношении обеспечения инвестиционной привлекательности территорий для иностранных инвесторов.

На данный период Россия не входит в топ наиболее инвестиционно-привлекательных стран мира. Кроме того, из-за целого ряда причин: падения цен на нефть, введения санкций против России и в целом геополитической ситуации на мировой арене, иностранные

1 Местоев Багаудин Уматгиреевич, ведущий специалист отдела по национальной и социальной политике Аппарата Правительства Республики Ингушетия, г. Магас, т. +7(928)092-36-67

Bagaudin Mestoyev, Leading Specialist, Department of National and Social Policy, Office of the Government of the Republic of Ingushetia, Magas, tel. +7 (928) 092-36-67

инвесторы не стремятся вкладывать финансовые средства в российскую экономику и недоверчиво относятся к нашей стране. Именно от степени развития благоприятных условий для привлечения инвестиционных потоков из-за рубежа зависит скорость достижения показателей социально-экономического развития страны. В связи с вышеизложенным, вопрос повышения инвестиционной привлекательности российской экономики и ее территорий стоит наиболее остро.

Как известно из экономической теории, приоритетной составляющей экономического роста является наращивание капитала, основой которого являются инвестиционные потоки. Поскольку масштаб привлечения инвестиций обусловлен инвестиционной привлекательностью, то будет целесообразным и актуальным проведение оценки привлекательности ряда российских территорий для частного инвестирования, а инвестиционная политика, выстроенная с ее учетом, будет способствовать улучшению инвестиционного климата, как для региона, так и для частных инвесторов.

Таким образом, исследование инвестиционной привлекательности региона должно помочь, как потенциальным инвесторам выбрать наиболее подходящий для ведения их бизнеса регион, так и властным структурам создать благоприятные условия для притока инвестиций и эффективного социально-экономического развития региона.

Решение проблемы повышения инвестиционной привлекательности региона должно быть в большинстве своем зоной ответственности региональных органов исполнительной власти, а не только федерального центра, так как именно на органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в большинстве своем, лежит ответственность за разработку комплекса мероприятий и стратегий, нужных для привлечения инвесторов на свою территорию. Предлагаемые решения должны учитывать реальное социально-экономическое положение региона, его конкурентные преимущества, а также интересы и предпочтения потенциальных инвесторов [2].

Высокая степень значимости обозначенных

вопросов и, в свою очередь, недостаточная проработанность механизмов для повышения инвестиционного рейтинга на региональном уровне и определяет актуальность данной темы.

В настоящее время существуют разные подходы к исследованию проблематики инвестиционной деятельности.

Г.А. Александров, Г.Г. Скворцова, И.В. Вякина [4] в своих работах исследовали преимущественно такие явления, как инвестиционный климат, инвестиционный потенциал, инвестиционные риски, но не проводили анализа причинно-следственных связей между ними, что ограничивает возможности совершенствования методов оценки в направлении их обоснованности и надежности.

Беляев А.В. в своих трудах описывает факторы, порождающие потерю репутации. Структура и характеристики интеллектуальной привлекательности описываются на примере таких показателей, как изобретательская активность, миграция, мониторинг одарённой молодёжи, привлечение инвестиций, наличие высокотехнологичных рабочих мест на рынке труда.

Важную роль в процессе повышения инвестиционной привлекательности региона играют интеграционные механизмы и партнерские отношения. Ключевым фактором инвестиционной привлекательности является институциональная среда региона. В трудах Давыдовой Л. В. и Ильина И. В. [6] поднимаются актуальные вопросы взаимоучета интересов и возможностей вклада в экономические начала, распределение рисков и доходов - все то, что характеризует проектное финансирование и способно стать основой привлечения в экономику России высококачественных инвестиций, в которых она так нуждается.

Ингушетия является самой молодой республикой в составе Российской Федерации. Она была образована в июне 1992 года. На протяжении последних лет в Республике Ингушетия велась активная работа по улучшению инвестиционного климата, что привело к активизации инвестиционных процессов.

В данный момент в регионе разработаны и успешно внедряются меры для повышения рейтинга привлекательности, такие как:

- создание новых и эффективных производств с применением современных, технических разработок;

- модернизация старых и нерентабельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, учитывая современные потребности рынка;

- повышение конкурентоспособности экономики качества выпускаемой продукции.

Главной целью и задачей инвестиционной политики является обеспечение экономического подъема республики за счет привлечения инвестиций в эффективные и конкурентоспособные производства и отрасли, учитывая географический и материально-технический потенциал региона.

В свою очередь выстраивание приоритетных мер и налоговых льгот стимулировало приток внебюджетных инвестиций в экономику Республики Ингушетия, в результате чего общий объем государственных и внебюджетных инвестиций в основной капитал значительно увеличился за период с 2008 по 2017 год.

Также с 2018 по 2022 годах в Республике Ингушетия планируется продолжение масштабного строительства социально-экономических объектов. С 2008 года в регионе уже построены и введены в строй и эксплуатацию свыше 450 социальных объектов, большинство из которых являются объектами сферы образования, культуры и спорта.

За счет строительства объектов для нужд социального развития в сфере образования, здравоохранения, культуры и спорта, инвесторами созданы более 676 рабочих мест, с общим фондом оплаты труда для бюджетных работников в размере 174 миллионов рублей в год.

Несмотря на низкий уровень инвестиционной привлекательности как Республики Ингушетия, так и России в целом, Правительством Республики Ингушетия были заключены контракты с иностранными инвесторами на поставку сельскохозяйственной продукции. В 2017 году между представителями Республики Ингушетия, Объединенных Арабских Эмиратов и Саудовской Аравии были заключены контракты на поставку фруктов и меда.

Работа в сфере повышения инвестиционной привлекательности региона и формирования благоприятного инвестиционного климата республики велась и продолжает вестись одновременно по нескольким основным и ключевым направлениям в регионе, таким как:

- формирование региональной законодательной базы;

- работа с федеральными органами исполнительной власти для привлечения федеральных средств на региональные инвестиционные цели;

- создание инвестиционной структуры. Кроме того, для презентации региональных

проектов в республике используются площадки российских и международных форумов и выставок.

На основании анализа текущего положения инвестиционной среды в регионе можно утверждать о наличии, хоть и не больших, но значительных темпов роста инвестиционных вливаний в регион. В 2018 году для развития социально-экономической сферы Республики Ингушетия привлечено более 27 млрд. руб. инвестиций на основной капитал (на 25,8% больше, чем в 2017 г.). Объем инвестиций в основной капитал крупных и средних предприятий и организаций составил 11,3 млрд. рублей (на 19,3% больше 2017 г.).

Приоритетными направлениями для реализации инвестиционной политики и направления основного объема привлеченного инвестиционного капитала являлись такие сферы как:

- строительство и ввод в эксплуатацию социальных значимых объектов;

- модернизация и реконструкция обветшалых зданий;

- развитие приоритетных направлений в сельском хозяйстве.

Источниками финансирования инвестиций в основной капитал являются привлеченные средства, которые сложились в основном за счет средств федерального, республиканского и местного бюджетов, а также банковских кредитов.

Руководством Республики Ингушетия, органами исполнительной власти проведена ра-

бота по привлечению инвестиций и государственных субсидий на развитие строительной и пищевой промышленности, на потребности внутреннего рынка России, но при всем этом бюджет региона остается дотационным и дефицитным, что составляет около 80% основного бюджета, многие из введенных в строй и эксплуатацию объекты промышленности оказались нерентабельными и зачастую просто простаивают.

Также одним из факторов снижения рейтинга инвестиционной привлекательности Республики Ингушетия, послужила криминогенная обстановка. Так с начала 2002 года в регионе действовал режим контр-террорис-тических операций, что очень отрицательно сказалось на иностранные инвестиционные капиталовложения.

Усиление роли Республики Ингушетия в улучшении инвестиционных процессов выполняется по следующим направлениям и критериям:

- формирование республиканской законодательной базы, регулирующей инвестиционную политику;

- предоставление льгот местными властями для привлечения инвесторов;

- открытость и привлекательность региона, его инвестиционного имиджа;

- активизация работы по привлечению иностранных инвестиций.

Создана эффективная система мер подде-

ржания инвестиционной деятельности, направленная на улучшение инвестиционного рейтинга республики, оказание финансовой и административной поддержки инвесторам, реализующим инвестиционные проекты на территории региона [2].

Необходимо отметить, что для привлечения иностранных инвесторов в Республику Ингушетия необходимо реализовывать следующие меры:

1. Развитие промышленности, в которой регион имеет географический и материально-технический потенциал.

2. Ориентирование на производство сельскохозяйственной и пищевой продукции, так как производимая промышленная продукция в Республике Ингушетия, да и в России в целом, уступает в качестве продукции зарубежных стран.

3. Улучшение механизмов и качества производства выпускаемой продукции, учитывая высокий уровень требований к качеству пищевой продукции в зарубежных странах.

4. Повышение имиджа субъектов Российской Федерации и всей страны за счет средств массовой информации для привлечения иностранных инвестиций. Инвесторы должны четко понимать, что инвестировать в экономику российских регионов выгодно, надежно и безопасно. Именно на этом и должны быть сосредоточены усилия федеральных, региональных и местных властей.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Подшиваленко, Г.П. Инвестиционный климат и инвестиционная привлекательность [Текст]

/ Г.П. Подшиваленко //Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2010. - № 15. -С. 7-15.

2. Рысухина, Д. В., Коровин, В. Е. Современные проблемы повышения инвестиционной при-

влекательности российской экономики [Текст] / Д.В. Рысухина, В.Е. Коровин // Молодой ученый. - 2016. - №8. - С. 28-39.

3. Проект «Инвестиционная стратегия Республики Ингушетия на период до 2030 года». -

[Электронный ресурс]. URL: http://www.lerc.m/?part=articles&art=4&page=69

4. Александрова Г.А., Вякина И.В., Кандаурова М.А. Коррупцияиформированиеинвестицион-

нойпривлекательности региона - [Электронный ресурс]. // Региональная экономика: теория и практика. 2013. № 24 (303). URL: https://cyberieninka.m/article/n/korruptsiya-i-formirovanie-investitsionnoy-privlekatelnosti-regiona (дата обращения: 05.03.2019)

5. Камалтдинова Р.М., Леонов В. Управление инвестиционной привлекательностью региона

в современных условиях // Российское предпринимательство. - 2012. - Том 13. - № 7. -С.140-144.

6. Давыдова, Л. В. Роль проектного финансирования в формировании инвестиционной привлекательности экономики России - [Электронный ресурс].// Финансы и кредит. - 2014. - № 48. - С. 25-31. URL: https://cyberleninka.m/article/n/rol-proektnogo-finansirovaniya-v-formirovanii-investitsionnoy-privlekatelnosti-ekonomiki-rossii https://cyberleninka.ru/article/ n/rol-proektnogo-fmansirovaniya-v-formirovanii-investitsionnoy-privlekatelnosti-ekonomiki-rossii.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.