Научная статья на тему 'Управление потребностью в запасных частях'

Управление потребностью в запасных частях Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
223
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
запасные части / силовые агрегаты / расход топлива / ресурс агрегата / запасні частини / силові агрегати / витрата палива / spare parts / vehicles / solution / demand
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Гецович Евгений Моисеевич, Бажинов Анатолий Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The solution of the problem concerning the demand of spare parts for power units with regard to future conditions of vehicles operation is stated.

Текст научной работы на тему «Управление потребностью в запасных частях»

УДК.621.113.

УПРАВЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЬЮ В ЗАПАСНЫХ ЧАСТЯХ Е.М. Г ецович, профессор, д.т.н., Ан.В. Бажинов, ассистент, ХНАДУ

Аннотация. Изложено решение проблемы потребности в запасных частях к силовым агрегатам с учетом будущих условий эксплуатации автомобилей.

Ключевые слова: запасные части, силовые агрегаты, расход топлива, ресурс агрегата.

УПРАВЛІННЯ ПОТРЕБОЮ В ЗАПАСНИХ ЧАСТИНАХ Є.М. Г ецович, професор, д.т.н., Ан.В. Бажинов, асистент, ХНАДУ

Анотація. Викладено рішення проблеми потреби в запасних частинах до силових агрегатів з обліком майбутніх умов експлуатації автомобілів.

Ключові слова: запасні частини, силові агрегати, витрата палива, ресурс агрегата.

MANAGEMENT OF DEMAND FOR SPARE PARTS Ye. Gezovich, professor, dr. eng. sc., An. Bazhynov, assistant, KhNADU

Abstract. The solution of the problem concerning the demand of spare parts for power units with regard to future conditions of vehicles operation is stated.

Key words: spare parts, vehicles, solution, demand.

Введение

Потребность в запасных частях к силовым агрегатам следует оценивать по параметрам, которые определяют нагрузочно-скоростной режим работы автомобиля (агрегата): скорость движения автомобиля, расход топлива, полный вес автомобиля, конструктивные особенности автомобиля и т.п., в зависимости от заданных условий эксплуатации.

Анализ литературы

Анализ литературных источников показывает, что работа транспорта должна базироваться на логистических принципах. Однако, на наш взгляд, прямой перенос логистического подхода к управлению предприятием автомобильного транспорта в неизмененном виде не приемлем [1, 2].

Цель и постановка задач

Целью исследования является анализ учета логистических затрат автотранспортного предприятия, выявление влияния логистики на снижение затрат транспортного предприятия, развитие теоретических основ и практических рекомендаций по логистическому обеспечению транспорта региона.

Поставленная цель предусматривает решение следующих задач:

- развитие теоретических основ и практических рекомендаций по логистическому обеспечению транспорта;

- выявление влияния логистики на снижение затрат транспортного предприятия;

- анализ методов и критериев учета логистических затрат;

- изучение практики состояния логистических служб АТП и оптимизация перспективного развития.

Расчет потребности в запасных частях

Для агрегата (сопряжения) переход от Ькр 1 к Я. составляет

Расход ресурса агрегата в целом складывается из показателей ресурса отдельных деталей силового агрегата Ьр . Таким образом, образуется система разнородных показателей расхода ресурса деталей силового агрегата по группам А, В, С.

Теперь нужно еще указать вес X. показателя ресурса по каждой группе деталей в общем балансе расхода запасных частей. Поскольку принято, что все X. вместе полностью составляют общую потребность в запасных частях за весь период эксплуатации, то естественно требовать, чтобы сумма всех весов деталей по всем группам составляла 100 %, т.е.

= 1.

(1)

Для удобства целесообразно перейти от Ьр, к безразмерным величинам Я..

При этом рекомендуется соблюдение следующих требований:

- если Ьр, имеет начальное значение Ьн, то

ему соответствует начало ввода в эксплуатацию значение Я. , равное 0;

- если Ьр, имеет значение Ькр, при котором

требуется ремонт силового агрегата, то ему соответствует значение Я., равное 1, т.е. полный объем деталей групп А, В, С;

- при расходовании ресурса Ьр¡ величина Я,

возрастает.

Здесь уместно отметить следующее. При переходе от Ьр. к Я, величина Ькр переходит в

предельное значение Я. пред. При этом, если соблюдаются рекомендованные требования, Ькр = 0 представляет собой минимально допустимое значение Я..

Приведем конкретный способ перехода от Ькр1 к ЯI. В данном случае можно использовать различные варианты: по суммарному расходу топлива, по пробегу силового агрегата с начала эксплуатации или по результатам диагностической оценки степени изношенности сопряжений силового агрегата.

по пробегу

4'

V ^кр V

(2)

по суммарному расходу топлива

(3)

по результатам диагностической оценки степени изношенности спряжений

(

5„

Л

V ^доп V

(4)

где ЬН - пробег агрегата с начала эксплуатации, км; Ькр. - нормативное значение ресурса агрегата до капитального ремонта, км; Qизр -израсходованное количество топлива с начала эксплуатации агрегата (автомобиля), л; Qcум - суммарный расход топлива, при котором агрегат потребует капитального ремонта, л; 5изм , 5доп - соответственно измеренное и

допустимое значение диагностического параметра степени изношенности сопряжений силового агрегата для деталей группы С.

Для определения суммарного расхода топлива целесообразно выбирать режимы работы двигателя, при которых значения удельного расхода топлива минимальны, т.е. gе = gе т1п.

При таком режиме значения среднего эффективного давления равны Ре = 0,5Ре тах , а скорости вращения коленчатого вала п = 0,6птах, тогда мощность Ыдв = 0,3Дпах, при которой удельный расход топлива будет минимален. Кроме того, следует принять скорость движения автомобиля соответствующей наибольшему ресурсу силового агрегата, т.е.

Следовательно

Q = 0, 3^тахёетіпЛі л

^^сум ОТТ" , .

Р т ^тах

(5)

Показатель потребности в запасных частях для силовых агрегатов по автомобилю в целом рекомендуется находить по формуле

п

КрТ =!ХД., (7)

.=1

т.е. как сумму частных показателей Я. потребности в запасных деталях отдельных силовых агрегатов с учетом соответствующих весов.

Номенклатура запасных частей, приведенная на 100 автомобилей, корректируется показателем потребности в запасных частях

N =Пз Кп/Лсп , (8)

где п3 - количество запасных частей на 100 автомобилей.

Экспертная оценка показала, что значения весов распределяются по силовым агрегатам в соотношении, представленном в табл. 1.

Т аблица 1 Значение весов ресурса силовых агрегатов

Количество осей автомобиля Г руппы деталей

Двухосный Т рехосный

A B C A B C

Сил. агрегат ЦПГ 0,30 0.25 0,20 0,30 0.20 0,20

КШМ 0,20 0.25 0,20 0,20 0.20 0,20

КПП 0,20 0.25 0,15 0,20 0.20 0,20

Сред- ний мост _ _ _ 0,10 0.20 0,20

Задний мост 0,20 0.25 0,20 0,10 0.20 0,20

хода топлива и скорости для транспортной машины будет иметь вид

Кп=1/[бфП/0,7 Отитах] > 1,0 , (9)

где Оф, <2тт - соответственно фактический и

минимальный суммарный расход топлива транспортной машины, л; Уа, Утах - соответственно средняя техническая скорость и максимальная скорость транспортной машины, км/ч.

Критерий потребности в запасных частях к силовым агрегатам для грузовых автомобилей и седельных тягачей в составе автопоездов, автомобилей-фургонов с учетом выражений (8), (9) преобразований определяется по формуле

к = 1/[М52^ х

^пах • ge т1п (10)

х( Н, ап + И№ • дн •ур) (1 + 0,01КЕ)] < 1,0

где дн - номинальная грузоподъемность, т; у - коэффициент использования грузоподъемности; в - коэффициент использования пробега.

Следует различать наряду с указанным выше показателем ресурса автомобиля в целом и эксплуатационный показатель ресурса автомобиля.

Эксплуатационный показатель ресурса автомобиля устанавливается по минимальному значению Я. одного из силовых агрегатов, т.е.

Расход топлива и скорость движения являются энергетическими показателями использования транспортных машин в конкретных условиях эксплуатации. Транспортные машины с меньшим расходом топлива и большими скоростями движения имеют большой ресурс силовых агрегатов. Ресурс транспортной машины можно выразить через расход топлива, израсходованный на пробег с начала эксплуатации и до ее списания (снятия с эксплуатации), капитального ремонта.

Учитывая выражения (3) и (5), критерий потребности в запасных частях с учетом рас-

Кр = R min. (11)

Показатель расходования ресурса силовых агрегатов для парка автомобилей, например, АТП, регион и т.п., определяется из уравнения

П

IКЦ

КАтп = —А------, (12)

Л

где АП - списочное количество автомобилей.

Эксплуатационный показатель расходования ресурса силовых агрегатов для парка автомо-

билей устанавливается по эксплуатационному значению автомобиля из уравнения

n Э х кэ

КАтп = j=Lr~. (13)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

n

Для количественной оценки технического состояния парка автомобилей в настоящее время используется коэффициент технической готовности.

Коэффициент технической готовности не отражает в полной мере истинное техническое состояние парка, например, срок эксплуатации, пробег, степень изношенности сопряжений агрегатов и т.п. Для объективной оценки технического состояния парка целесообразно использовать такую зависимость

Кр = КАтп • КАтп, (14)

где ат - коэффициент технической готовности.

Как показали расчеты и экспериментальные исследования, значения Кр > 1,70 указывают

на необходимость списания парка.

Эффективность эксплуатации автомобилей представляет собой отношение показателя расходования ресурса силовых агрегатов к показателю З затрат на техническое обслуживание, запасные части, эксплуатационные материалы и т.п.

Л = КА (15)

С

где З - показатель затрат на техническое обслуживание.

Методика определения затрат изложена в соответствующих нормативных документах.

Выводы

Потребность в запасных частях к силовым агрегатам следует оценивать по показателю расходования ресурса.

В отличие от коэффициента технической готовности, показатель расходования ресурса оценивает техническое состояние подвижного состава не только в данный момент времени, но и на будущий период эксплуатации (месяц, квартал, год и т.п.) с учетом будущих условий эксплуатации автомобилей.

Литература

1. Говорущенко Н.Я., Туренко А.Н. Системо-

техника проектирования транспортных машин. Учебное пособие. - 3-е изд., испр. и доп. - Харьков: ХНАДУ, 2004. -208 с.

2. Абрамов О.В., Розенбаум А.П. Прогнози-

рование состояния технических систем.

- М.: Наука, 1990. - 126 с.

3. Сарбаев В.И., Грудцин В.А. Организация

контроля качества работ на предприятиях фирменного сервиса // Актуальные проблемы управления качеством производства и эксплуатации автотранспортных средств: материалы Х1-й Международной научно-практической конференции.

- Владимир: ВлГУ, 2006. - С. 172-173.

Рецензент: В.П. Волков, профессор, д.т.н., ХНАДУ.

Статья поступила в редакцию 30 мая 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.