Научная статья на тему 'Управление потоком вылетающих авиапассажиров посредством диспетчеризации'

Управление потоком вылетающих авиапассажиров посредством диспетчеризации Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
129
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Прокопович Д.А.

Характеризуются основные проблемы, возникающие на этапе предполетного обслуживания авиапассажиров и предлагаются возможности диспетчеризации пассажиропотока для их разрешения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONTROL OF DEPARTING PASSENGERS FLOW BY MEANS OF DISPATCHING

The article discovers possibilities of dispatching to overcome some problems of departing passengers flow.

Текст научной работы на тему «Управление потоком вылетающих авиапассажиров посредством диспетчеризации»

Логистика в аэрокосмической отрасли

также помощь в осуществлении стандартизации и контроля качества, необходимых для выполнения заказа. Тем самым обеспечивается необходимый трансфер технологий, ноу-хау и т. д., что способствует интенсивному развитию предприятий малого и среднего бизнеса.

По оценкам специалистов, реализация проектов по внедрению концепции 8СМ дает возможность снижения уровня запасов до 60 %; сокращения времени изготовления за счет согласования процессных цепей до 50 %; увеличения прибыли за счет оптимизации процесса создания стоимости и снижения трансакцион-ных издержек на 30 %; повышения качества продукции

на 30 %; роста оборота и доли рынка за счет улучшения реакционной способности системы и изменения отношении с клиентами на 55 % [1].

Применение современных форм кооперации позволяет сконцентрировать ресурсы и усилия на тех ключевых компетенциях, которые определяют конкурентоспособность продукции и всего предприятия и целом.

Библиографические ссылки

1. Иванов Д. А. Логистика. Стратегическая кооперация. М. : Вершина, 2006.

M. V. Pimenova

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk

SUPPLY CHAIN MANAGEMENT AS A MODERN FORM OF COOPERATION

IN MACHINEBUILDING

A modern approach to making cooperation relations in machine-building based on the concept of supply chain management is presented in the article.

© Пименова М. В., 2011

УДК 658.7

Д. А. Прокопович

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск

УПРАВЛЕНИЕ ПОТОКОМ ВЫЛЕТАЮЩИХ АВИАПАССАЖИРОВ ПОСРЕДСТВОМ ДИСПЕТЧЕРИЗАЦИИ

Характеризуются основные проблемы, возникающие на этапе предполетного обслуживания авиапассажиров и предлагаются возможности диспетчеризации пассажиропотока для их разрешения.

Существующая система обслуживания вылетающих авиапассажиров характеризуется сложностью и многозвенностью, при этом на каждом этапе обслуживания регулярно образуются очереди. Пассажир вынужден резервировать значительное время для того, чтобы успеть пройти все формальности. Особенно заметны такие потери у часто летающих пассажиров, как правило, деловых людей с высокой стоимостью времени.

Также обратим внимание на два критических, на наш взгляд, фактора, требующих ускорения предполетного обслуживания:

- стремление к уменьшению допустимого интервала между стыковочными рейсами, что создает приращение потребительской ценности для пассажиров и является одним из конкурентных преимуществ авиакомпании;

- распространение авиакомпаний-дискаунтеров, задающих высокие требования к оборачиваемости воздушных судов и, следовательно, к ускорению посадки пассажиров на борт.

Опыт последних лет показывает, что общее время предполетного обслуживания, не смотря на совершенствование отдельных технологических процессов, возрастает. Обусловлено это в первую очередь усилением контроля безопасности. Пассажир порой проводит незапланированно большое время ещё перед входом в аэровокзал в очереди на досмотр. Особенно остро данная проблема стоит при одновременном прибытии большого числа пассажиров электропоездами, как это происходит, например, в Домодедово.

В результате пассажир является «невидимым» для системы обслуживания, ему трудно просигнализировать о своем присутствии и местонахождении в потоке предполетных процедур, а системе невозможно оценить необходимое для завершения в отношении этого пассажира всех процедур время, не говоря уже о том, чтобы управлять образующимися очередями в целях обеспечения своевременности вылетов.

Таким образом, пассажир должен стать «видимым» ещё до прибытия в аэропорт и оставаться таковым вплоть до посадки на борт воздушного судна.

Решетневскце чтения

Другими словами, необходима диспетчеризация пассажирского потока. Техническими средствами обеспечения «видимости» могут стать RFID-метки, получаемые до прибытия или по прибытии в аэровокзал, а также мобильная связь.

Рассмотрим проблемные аспекты предполетного обслуживания и возможности диспетчеризации для их разрешения.

Предварительная регистрация вне аэропорта посредством сайта авиакомпании порождает специфическую проблему явки пассажира на посадку вследствие непредвиденных обстоятельств во время проезда к аэропорту (дорожные инциденты, затянувшееся застолье-проводы и др.). Идентификация пассажира и установление канала связи с ним в этом случае дает возможность исправить ситуацию (например, выслать за припозднившимся пассажиром автомобиль, разумеется, с отдельной оплатой за эту услугу) и обеспечить как перевозку пассажира, так и своевременное выполнение рейса.

Находит применение диспетчеризация и в «чистой» зоне аэровокзала, после прохождения пассажиром всех формальностей. Именно здесь регулярно «теряются» пассажиры, увлекшись посещением многочисленных кафе и магазинов. Сбой на этом этапе наиболее ответственен, поскольку в случае неявки пассажира, багаж его необходимо снять с самолета, что приведет к неминуемой задержке вылета. Пионером в подобном мониторинге является авиакомпания SAS, выдающая пассажирам при регистрации чипы, отслеживающие местоположение пассажира и оповещающие его по громкой связи в том участке «чистой» зоны, в котором он находится [2].

Многогранны возможности диспетчеризации пассажиров при разделении пассажиропотоков. RFID может решить проблему структурирования очереди на посадку на борт через телетрап, обеспечивающий максимальное ускорение этого процесса, сокращая тем самым время между посадкой воздушного судна и его по следующим взлетом.

Диспетчеризация пассажиропотоков может найти свое применение также при разделении потоков пассажиров, завершивших перелет, и трансферных и

транзитных пассажиров, резидентов данной страны и иностранных граждан и др.

Особое внимание необходимо уделить координации пассажиропотоков в сбойных ситуациях, связанных с массовой задержкой авиарейсов. События конца декабря 2010 года в аэропортах Шереметьево и Домодедово продемонстрировали полную неспособность управлять нештатной ситуацией. В таких случаях незаменимыми являются идентификация и диспетчеризация пассажиров, поскольку они позволят сделать пассажира мобильнее, разгрузить аэровокзал в случае длительного сбоя, направив пассажиров в городские отели, при этом обеспечивая постоянный контроль за их местонахождением, информирование и обратную связь.

Важной особенностью пассажиропотока является определенная способность его к самоорганизации, в отличие, например, от материального потока. Пассажир может принимать решение о моменте вхождения в поток, продвижении по стадиям обслуживания в зависимости от формирующейся у него системы предпочтений, которой можно управлять определенными мотивирующими факторами. Например, поощрять раннее прибытие пассажира в аэровокзал и своевременное прохождение последовательности процедур бонусными милями.

Таким образом, диспетчеризация вылетающих авиапассажиров находит применение на всех стадиях предполетного обслуживания - от дальних подступов к аэропорту до посадки на борт и может без дорогостоящих вложений повысить эффективность использования времени как самим пассажиром, так и обслуживающими его каналами.

Библиографические ссылки

1. Зверева П. Регистрации в аэропорту не будет [Электронный ресурс] // Авиатрансп. обозрение : электрон. версия журн. URL: http://www.travel.ru/news/2007/05/31/110178.html (дата обращения 15.09.2011).

2. SAS решит проблему опоздания пассажиров на посадку в самолет [Электронный ресурс] // URL: http://www.travel.ru/news/2008/04/29/122921 .html (дата обращения 15.09.2011).

D. A. Prokopovich

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk

THE CONTROL OF DEPARTING PASSENGERS FLOW BY MEANS OF DISPATCHING

The article discovers possibilities of dispatching to overcome some problems of departing passengers flow.

© npoKonoBm fl. A., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.