Научная статья на тему 'Управление портфелями проектов конкурентоспособного судостроительного предприятия'

Управление портфелями проектов конкурентоспособного судостроительного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
64
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
портфель проектов / судостроение / оптимизация / математическая модель.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — К. В. Кошкин, А. М. Возный, А. Н. Шамрай

Рассматрены проблемы, возникающие при формировании портфеля проектов конкурентоспособного судостроительного предприятия. Предложены математическая модель и соответствующие алгоритмы формирования оптимального портфеля проектов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT PORTPHOLIO MANAGEMENT OF THE COMPETITIVE SHIPBUILDING ENTERPRISE

Problems dealing with project portfolio forming for the competitive shipbuilding enterprise are discussed. The mathematical model and corresponding algorithms to form optimal project portfolio are proposed

Текст научной работы на тему «Управление портфелями проектов конкурентоспособного судостроительного предприятия»

Посилання на статтю_

Кошкин К.В. Управление портфелями проектов конкурентоспособного судостроительного предприятия/К.В. Кошкин, А.М. Возный, А.Н. Шамрай// Управлшня проектами та розвиток виробництва: Зб.наук.пр. - Луганськ: вид-во СНУ iм. В.Даля, 2008 - №2(26). С. 138-142.___

УДК 005.935

К.В. Кошкин, А.М. Возный, А.Н. Шамрай

УПРАВЛЕНИЕ ПОРТФЕЛЯМИ ПРОЕКТОВ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СУДОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Рассматрены проблемы, возникающие при формировании портфеля проектов конкурентоспособного судостроительного предприятия. Предложены математическая модель и соответствующие алгоритмы формирования оптимального портфеля проектов. Табл. 2, ист. 8.

Ключевые слова: портфель проектов, судостроение, оптимизация, математическая модель.

К.В. Кошкш, А.М. Возний, А.Н. Шамрай

УПРАВЛ1ННЯ ПОРТФЕЛЯМИ ПРОЕКТ1В КОНКУРЕНТОЗДАТНОГО СУДНОБУД1ВНОГО ПЩПРИСМСТВА

Розглядено проблеми, яю виникають при формуванн портфелю проек^в конкурентоспроможного суднобу^вного пiдприeмства. Запропоновано математичну модель та вiдповiднi алгоритми формування оптимального портфелю проек^в. Табл. 2, дж. 8.

K.V. Koshkin, A.M. Voznyi, A.N. Shamrai

PROJECT PORTPHOLIO MANAGEMENT OF THE COMPETITIVE SHIPBUILDING ENTERPRISE

Problems dealing with project portfolio forming for the competitive shipbuilding enterprise are discussed. The mathematical model and corresponding algorithms to form optimal project portfolio are proposed.

Постановка проблемы. Состояние судостроительной отрасли Украины к концу 90-х годов многочисленными публикациями характеризовалось как критическое.

На морском транспорте средний возраст сухогрузного составляет 20 лет, наливного 16 лет, пассажирского - 22 года; примерно 40 % судов морского флота Украины имеет возраст около 35 лет [2, 3, 4, 6].

Анализ финансового состояния и показателей производственной деятельности судостроительных заводов г. Николаева, проведенный по принятому в мировой практике стандарту GAAP (США) за 1997 г. [5], выявил следующее:

- низкий уровень загрузки мощностей и соответственной выпуска продукции, объем которого в 1997 г. по отношению к уровню 1992 г. составлял:

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2008, № 2(26)

1

на Черноморском судостроительном заводе (ЧСЗ) - 29 %, судостроительном заводе им. 61 коммунара - 27 %, судостроительном заводе "Океан" - 13 %;

- высокий уровень убыточности производства в 1997 г.: на ЧСЗ - 43420 тыс. грн, судостроительном заводе им. 61 коммунара - 22321 тыс. грн., судостроительном заводе "Океан" - 29537 тыс. грн;

- значительные объемы кредиторской задолженности: на ЧСЗ - 120538 тыс. грн, что в 5 раз выше выпуска 1997 г., на судостроительном заводе им. 61 коммунара - 93910 тыс. грн (в 10 раз выше), на судостроительном заводе "Океан" - 100512 тыс. грн (15 раз выше).

Для вывода судостроительной отрасли из положения, которое большинство авторов оценивало как катастрофическое, на протяжении 1996-1999 гг. Кабинетом министров Украины было принято около 40 постановлений и распоряжений по вопросам судостроения.

В 2000 г. был принят закон "О СЭЗ "Николаев", в рамках которого судостроительным заводом "Океан" (после приватизации - ОАО "Damen Shipyards Okean") был реализован инвестиционный проект "Повышение эффективности и качества строения судов на экспорт путем модернизации производства в условиях закона "О СЭЗ "Николаев". Мероприятия инвестиционного проекта существенно снизили производственные потери и повысили качество и темпы работ. Благодаря льготному режиму налогообложения средняя рентабельность строительства судов достигла 3 % [6]. Однако в 2005 г. специальная экономическая зона "Николаев" была ликвидирована, что с учетом преимущественной поставки судов иностранным заказчикам привело к экономическим потерям и отрицательной рентабельности производства. Аналогичная ситуация сложилась и на других судостроительных предприятиях (Херсонский судостроительный завод, Керченский судостроительный завод "Залив", Черноморский судостроительный завод и др.).

Анализ европейского судостроения средины 2000-х годов показывает, что рыночная стоимость судов азиатских корпораций меньше себестоимости европейских верфей. Европейское судостроительное объединение приняло обращение к ЕС с просьбой о политическом и экономическом решении вопроса устранения этой диспропорции. Предложено увеличить дотационность, ввести льготы и применить политические рычаги против агрессии азиатских компаний.

В отсутствии государственной поддержки и нестабильных законодательных условий функционирования украинскому судостроительному предприятию достаточно сложно обеспечить конкурентоспособность своей продукции. Это возможно лишь в условиях эффективного управления производством, использующего проектно-ориентированные организационные структуры и соответствующие технологии управления [7, 8].

Целью работы является разработка математических основ формирования портфеля проектов конкурентоспособного судостроительного предприятия.

Строительство судна можно рассматривать как инвестиционный проект. Портфель судостроительного предприятия состоит из множества проектов {Р,},

i = \..n , где n - общее количество проектов портфеля. В нем можно выделить проекты двух типов:

- уже реализующиеся проекты (z,=0);

- предлагаемые (дополнительные) проекты (z, =1).

Дополнительные проекты формируют пакет предложений. Включая или не включая проекты из этого пакета в состав своего портфеля, судостроительное предприятие может оптимизировать результативность (эффективность) своей

2

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2008, № 2(26)

деятельности. Количество включаемых в портфель дополнительных проектов заранее не ограничивается.

Включение проекта в портфель регулируется показателем рр, (состав портфеля). Если г,=0, тогда рр,=1 при любых условиях (нельзя исключать из портфеля проекты, которые уже реализуются).

Все проекты характеризуются временем начала рв,, окончания р/ и длительностью рб. Время окончания проекта определяется временем его начала и длительностью. Время начала и длительность проектов могут варьироваться в определенных допустимых пределах.

Каждый проект состоит из множества работ ау, у = \..ш, где т - количество работ -го проекта. Каждая работа характеризуется трудоемкостью выполнения Wj, временем начала аву, окончания а/у, длительностью абу, процентной загрузкой определенного производства агиу, переменными затратами асу и размером поступлений а/у. Состав и трудоемкость работ по проектам принимаются неизменными.

Постоянные затраты судостроительного предприятия не зависят от количества реализуемых проектов и определяются в разрезе времени - /ф,

^ = \..й, где б - время, необходимое на реализацию всех проектов портфеля.

На судостроительном предприятии имеется целый ряд специализированных производств, каждое из которых имеет определенный полезный фонд времени

работы в единицу времени t (производственная мощность) г/и, и = \, где д -

общее количество производств. Ни одно из производств и предприятия в любой момент времени t не должно быть перегружено:

п т

Е (Е (• аГии ) ■ РРг) < ,

7=1 ]=1

где Мщ - трудоемкость выполнения у-й работы ,-го проекта в момент времени t (определяется на основании общей трудоемкости выполнения Му, времени начала аву, окончания аЪ у и длительности абуу-й работы ,-го проекта).

Финансирование проектов может осуществляться из различных источников. Каждый источник характеризуется определенной стоимостью (нормой

доходности), выраженной в процентах - V, I = \..ц, где д - общее количество

источников финансирования. Все источники финансирования можно разделить на собственные г) =1 и заемные г) =0. Для каждого источника определяется индивидуальный график финансирования в разрезе каждого проекта ^ Соотношение между собственными и заемными средствами не должно быть меньше определенного процента /к:

а п т д

ЕЕ (ЕЕ / ■ г1) ■ ррг)

г=1 г =1 т=11=1 ^ /-,

--^ /к.

а п т д ^

ЕЕ (ЕЕ / ■ (1 - п))^ РРг)

г=1 г=1 т=11=1

Целевую функцию определения оптимального состава портфеля проектов судостроительного предприятия можно представить следующим образом:

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2008, № 2(26)

3

п т д

„ ЕЕ(Еи - аст) • рр, - &

¿=1 ]=1 1=1

д п т \

Е (Е (Е и • рр> ) • V)

1 +1=1 ¿=1 ]=1_

д п т

ЕЕ (Е • РР> )

1=1 ¿=1 ./=1

тах.

Решать задачу определения оптимального состава портфеля проектов можно при помощи известных методов динамического программирования [1].

В таблице 1 приведены агрегированные денежные потоки по портфелю проектов судостроительного предприятия, а в таблице 2 приведены значения дисконтированных денежных потоков, являющиеся частью целевой функции оптимального состава портфеля.

Таблица 1

Обычные денежные потоки

г=1

Наименование Итог 2003 2004 2005 2006 2007

Заказ 09117 31 мес. 1

Поступления 54284332 15199613 22799419 10314023 5971276 0

Затраты 45236943 14475822 18094777 8142650 4523694 0

Заказ 09118 34 мес. 1

Поступления 56582160 15277183 22632864 10750610 7921502 0

Затраты 47151800 14617058 17917684 8487324 6129734 0

Заказ 09119 37 мес. 1

Поступления 56321230 14643520 21965280 10137821 9574609 0

Затраты 46934358 14080307 17365712 7978841 7509497 0

Заказ 09120 23 мес. 1

Поступления 57541133 0 33949268 17262340 6329525 0

Затраты 47950944 0 30209095 12946755 4795094 0

Заказ 09121 29 мес. 1

Поступления 94816921 0 34134092 37926768 22756061 0

Затраты 79014101 0 31605640 30025358 17383102 0

Заказ 09122 25 мес. 1

Поступления 90765378 0 0 64443418 21783691 4538269

Затраты 75637815 0 7563782 48408202 19665832 0

Заказ 09123 17 мес. 0

Поступления 57621644 0 0 32844337 24777307 0

Затраты 48018037 0 0 29771183 18246854 0

Постоянные 3831720 766344 766344 766344 766344 766344

затраты

Итого поступления 410311153 45120316 135480923 150834981 74336664 4538269

Итого затраты 341925961 43173187 122756690 115989129 60006954 0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Чистый денежный 64553472 1180785 11957889 34079508 13563366 3771925

поток

Дисконтированные денежные потоки Таблица 2

Наименование Итог 2003 2004 2005 2006 2007

Заказ 09117 31 мес. 1

Поступления 38612567 12881028 16374188 6277433 3079918 0

Затраты 32552172 12267646 12995387 4955868 2333271 0

Заказ 09118 34 мес. 1

Поступления 39830312 12946765 16254571 6543153 4085823 0

4

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2008, № 2(26)

| Затраты_| 33582835 | 12387337 | 12868202 | 5165647 | 3161649 | 0 |

Продолжение таблицы 2

Заказ 09119 37 мес. 1

Поступления 39293552 12409762 15775122 6170191 4938477 0

Затраты 33133732 11932464 12471784 4856169 3873315 0

Заказ 09120 23 мес. 1

Поступления 38152927 0 24381836 10506393 3264698 0

Затраты 32048753 0 21695701 7879795 2473256 0

Заказ 09121 29 мес. 1

Поступления 59335298 0 24514573 23083402 11737323 0

Затраты 49939050 0 22698679 18274360 8966011 0

Заказ 09122 25 мес. 1

Поступления 52441758 0 0 39222254 11235785 1983719

Затраты 45038333 0 5432190 29462726 10143417 0

Заказ 09123 17 мес. 0

Поступления 32769937 0 0 19990078 12779859 0

Затраты 27531185 0 0 18119661 9411524 0

Постоянные 2396489 649444 550376 466421 395272 334976

затраты

Итого поступления 267666415 38237556 97300289 91802826 38342024 1983719

Итого затраты 226294875 36587447 88161944 70594565 30950919 0

Чистый денежный 38975051 1000665 8587969 20741841 6995833 1648743

поток

Как видно из расчетов, в портфель включены заказы 09117, 09118, 09119, 09120, 09121 и 09122. При этом удовлетворяются все ограничения и максимизируется значение целевой функции (38975051 грн).

Выводы

1. Предложена математическая модель формирования оптимального состава портфеля проектов судостроительного предприятия.

2. Модель позволяет учитывать как существующие проекты предприятия, так и те, которые добавляются в портфель.

3. Основными ограничениями модели являются производственная мощность предприятия по видам производства и структура капитала.

4. Функцией цели является максимум чистой приведенной стоимости портфеля проектов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бурков В.Н., Квон О.Ф., Цитович Л.А. Модели и методы мультипроектного управления. - М.: Институт проблем управления РАН, 1997. - 62 с.

2. Голуб О. Морской флот Украины в 1998 году: наличие, состав, возраст // Судоходство, 1998. - №10. - С. 20-21.

3. Грищенко Ю., Жигинас Л. "Круги ада" вокруг рентабельности отечественного судостроения // Судоходство, 1998. - №12. - С. 41-47.

4. Чантурия Н.В. Три удара правительства, которые разрушили судостроение // Судоходство, 1999. - №3. - С. 20-21.

5. Проект реструктуризацп суднобудiвноí галузi Укра'ши. Технiко-економiчнi пропозицп щодо реструктуризаци та стабозацп виробничо' дiяльностi суднобудiвних заводiв м. Миколаева. - Ки'в: ДП1 "ДтроверфГ, 1998. - 145 с.

6. Манжос Г. "Если государство не развивает свое судостроение, оно вынуждено развивать чужое" // Порты Украины, 2006. - №4. - С. 42-44.

7. Математические основы управления проектами наукоемких производств: Монография / А.А. Павлов, С.К. Чернов, К.В. Кошкин, Е.Б. Мисюра. - Николаев: НУК, 2005. - 92 с.

8. Организация конкурентоспособного судостроительного предприятия (на примере Damen Shipyards Galati) / К.В. Кошкин, Н.П. Романчук, О.А. Воробьева и др. // Зб. наук. праць УДМТУ. - Микола'в: УДМТУ, 2003. - №3 (389). - С. 126-133.

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2008, № 2(26)

5

Стаття надмшла до редaкцiÏ 27.04.2008 р.

6 "Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2008, № 2(26)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.