Научная статья на тему 'Управление портфелем стратегического развития экономических систем['

Управление портфелем стратегического развития экономических систем[ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
240
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ / ПОРТФЕЛЬ СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ / МОДЕЛЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПОРТФЕЛЯ / УПРАВЛЕНИЕ ПОРТФЕЛЕМ РАЗВИТИЯ / ECONOMIC SYSTEMS / A PORTFOLIO OF STRATEGY OF DEVELOPMENT / MODEL OF A STRATEGICHEKSY PORTFOLIO / INTERACTION IN SYSTEMS / MANAGEMENT OF DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Афоничкин А.И., Афоничкина Е.А.

Формирование стратегий развития крупных производственных комплексов представляет собой весьма сложную и многофакторную задачу по обеспечению процесса управляемого развития, учитывающего устойчивость, равновесие, сбалансированность и эффективность отдельных направлений развития. Одним из инструментов управления развитием является портфель стратегий развития, включающий варианты стратегий управления развитием, учитывающие особенности внутренней и внешней среды. В структуру портфеля должны входить регламенты управления развитием, система стратегий, обладающие необходимым потенциалом развития, согласованные взаимодействия корпоративных участников экономической системы. Сложность таких экономических систем и динамичность среды делает задачу управления портфелем стратегичексого развития еще более актуальной и своевременной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF THE PORTFOLIO OF STRATEGIC DEVELOPMENT ECONOMIC SYSTEMS

Formation of strategy of development of large industrial complexes represents sosby very complex and multiple-factor challenge of ensuring process of the operated development considering stability, balance, balance and efficiency of the certain directions of development. One of instruments of management of development is the portfolio of strategy of development including the options of strategy of management of development considering features internal and environment. The structure of a portfolio has to include the regulations of management of development, system of strategy possessing the necessary potential of development, the coordinated interactions of corporate participants of economic system. Complexity of such economic systems and dynamism of the environment does a problem of management of a portfolio of strategicheksy development even more actual and timely.

Текст научной работы на тему «Управление портфелем стратегического развития экономических систем[»

УДК: 339.9 ББК: 65

Афоничкин А.И., Афоничкина Е.А

УПРАВЛЕНИЕ ПОРТФЕЛЕМ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ1

Afonichkin A.I., Afonichkina E.A.

MANAGEMENT OF THE PORTFOLIO OF STRATEGIC DEVELOPMENT

ECONOMIC SYSTEMS

Ключевые слова: экономические системы, портфель стратегий развития, модель стратегического портфеля, управление портфелем развития.

Keywords: economic systems, a portfolio of strategy of development, model of a strategicheksy portfolio, interaction in systems, management of development.

Аннотация: формирование стратегий развития крупных производственных комплексов представляет собой весьма сложную и многофакторную задачу по обеспечению процесса управляемого развития, учитывающего устойчивость, равновесие, сбалансированность и эффективность отдельных направлений развития. Одним из инструментов управления развитием является портфель стратегий развития, включающий варианты стратегий управления развитием, учитывающие особенности внутренней и внешней среды.

В структуру портфеля должны входить регламенты управления развитием, система стратегий, обладающие необходимым потенциалом развития, согласованные взаимодействия корпоративных участников экономической системы. Сложность таких экономических систем и динамичность среды делает задачу управления портфелем стратегичексогоразвития еще более актуальной и своевременной.

Abstrakt: formation of strategy of development of large industrial complexes represents sosby very complex and multiple-factor challenge of ensuring process of the operated development considering stability, balance, balance and efficiency of the certain directions of development. One of instruments of management of development is the portfolio of strategy of development including the options of strategy of management of development considering features internal and environment.

The structure of a portfolio has to include the regulations of management of development, system of strategy possessing the necessary potential of development, the coordinated interactions of corporate participants of economic system. Complexity of such economic systems and dynamism of the environment does a problem of management of a portfolio of strategicheksy development even more actual and timely.

Введение. Процесс управления развитием сложноорганизованных экономических систем предполагает формирование и реализацию комплекса проектных мероприятий на базе использования стратегических инструментов и механизмов, обеспечивающих развитие приоритетных направлений деятельности ЭС. Методология портфельного управления позволяет обеспечивать достижение стратегических целей при вариативных изменениях внешней среды и адаптации ЭС к этим изменениям. Подход стратегического управления на базе формировании портфеля проектов позволяет более тщательно учитывать динамику среды, более полно учесть стратегические цели и вырабатывать систему стратегий, альтернативы которых ориентированы на раз-

личные варианты изменения ситуации в процессе развития ЭС.

В работах [1,4,6- 9] обосновывается подход к управлению развитием экономических систем (ЭС) в виде портфельного управления, определяются базовые элементы портфеля и дается их дефиниция. В частности, в портфеле проектов стратегического развития должны быть учтены следующие элементы [1]:

- стратегические цели и их структурированное разбиение на функциональные и структурные деревья с иерархическими взаимосвязями между ними, т.е. дерево целей, декомпозированное по направлениям, участникам и целевым результатам;

- направления и приоритеты их развития;

1 Статья подготовлена на основе научных исследований, выполненных при финансовой поддержке гранта Российского научного фонда «Программно-целевое управление комплексным развитием Арктической зоны РФ (проект №14-38-00009)». Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого.

- экономический потенциал развития (функциональные виды и их уровень), требуемый для достижения системной цели и отдельных подцелей;

- временные и ресурсные ограничения на период развития в виде матриц стратегических ресурсов и возможностей их преобразования по направлениям развития и участникам ЭС;

- возможности преобразования потенциала развития в потребительские ценности в виде матрицы преобразования и их эффективности;

- система возможных стратегий развития в виде стратегических цепочек или стратегических сетей, представляющих альтернативы стратегического развития (цепочки взаимосвязанных или локальных стратегий для достижения целевого результативного состояния экономической системы);

- механизмы обеспечения устойчивого процесса развития ЭС, включающие: матрицы взаимодействий участников (функциональных, информационных, ресурсных (финансы, инвестиции, время, информация) и пр.) через реализацию портфеля стратегического развития; матрицы рисков, матрицы возможной синергии в процессе взаимодействия при реализации стратегий развития;

- бюджет портфеля (совокупность бюджетов портфельных стратегий), сформированный в виде нескольких альтернатив прогноза по базовым стратегическим направлениям развития;

- сетевая модель портфеля стратегий развития (иерархически определяемая по этапам формирования модели: анализ стратегических направлений развития, формирование целей и стратегических альтернатив, определение альтернативных прогнозных бюджетов портфеля, обоснование критериев развития, оптимизация структуры портфеля, сетевой график реализации).

Понятие портфеля должно быть тесно увязано с типологией и параметрами экономической системы, чтобы обосновать сами элементы портфельного управления. Так, в работе [1] обосновывается обобщенная структура и параметрическая модель ЭС корпоративного типа (ЕБ), включающая: систему взаимоотношений участников {А}; структуру управления {5}(функции, задачи, полномочия); ресурсы управления {Я}; потенциал развития {Р} и др. Структурными элементами модели ЕБ также являются: С - целевая функция бизнес-цепочки, В - типология бизнес-цепочки или бизнес-сети в структуре ЭС, Т - период управления развитием, М - материалы и комплектующие, ОТ - оборудование и технологии

n м

= Ш (Оь- А]к; 1]к; II:: Б]к; Т]к; Р]к; />,: 11:; \1:()!:). (1)

Для удовлетворения условиям

существования процесса развития как ЭС, так и участников в составе корпоративной экономической системы необходимо потребовать выполнение ряда условий и ограничений:

- иметь необходимые уровень и виды потенциала развития для формирования стратегии развития;

- иметь необходимые компетенции для участия в у-ой бизнес-цепочке;

- генерация синергии в процессе развития экономической системы;

- формирование политики и стратегий, обеспечивающих устойчивое развитие ЭС;

- согласовывать интересы, ресурсы и результаты участников ЭС для эффективного развития;

- удовлетворять требованиям оценки кластерной системы по качеству участника в составе бизнес-цепочек и кластера в целом.

Таким образом, в системе управления развитием, можно сформулировать два крайних варианта политики развития: организация отдельных частичных мероприятий

операционной деятельности или формировать комплекс взаимосвязанных и сбалансированных проектных объектов в виде некоторой стратегической цепочки (цепочки стратегий развития), удовлетворяющей условиям процесса развития ЭС. Последний вариант, хотя и является более сложным при планировании, имеет все же более четкую и ясную структуру целей, методов достижения, стратегических цепочек. Такой подход определен в литературе как портфельное управление или управление через формирование портфеля проектов, а в нашем случае - портфеля стратегий развития.

Формирование политики развития через разработку портфеля стратегий развит ия является одной из ключевых задач любой компании, успешность решения которой зависит от множества факторов. В работах [2,10] дается подробный анализ подходов и методологии, применяемых для решения задач управления развитием

сложноструктурированных экономических систем.

2. Методология портфельного управления.

В рамках концепции, сформулированной в работах [7-9] под портфелем проектов понимают комплекс спланированных мероприятий по дальнейшей деятельности ЭС, реализуемых в

условиях ресурсных ограничений для достижения стратегических целей. Здесь при формировании портфеля удается учесть стратегические цели и расставить нужные приоритеты для технологических, организационных и иных мероприятий по управлению изменения состояния ЭС. Эти мероприятия могут быть в виде проектов, пакетов работ, бизнес-планов и иных объектов процессного подхода.

Сама концепция управления проектами заключается в необходимости проведения изменений в организации через реализацию системы проектов, обеспечивающих достижение системных стратегических целей. Управление множеством проектов как единым системным объектом, требует соблюдения некоторых условий: перераспределение ресурсов, возможность трансформации последующих проектов в зависимости от условий и результат достигнутых на предыдущих этапах, согласованность ресурсов, необходимый уровень приоритетного ресурса для развития в определенный срок и на конкретных условиях, наличие высококвалифицированного менеджмента управления системой проектов.

Подход к организации процесса развития ЭС через портфельное управление проектами развития позволяет систематизировать цели развития, провести их декомпозицию по проектам, определить необходимые условия, ресурсы, сформулировать и рассчитать четкий график подготовительных и реализационных процессов. Однако, с другой стороны, организация проектного управления требует развития систематической проектной деятельности в структуре ЭС, что представляется достаточно затратным.

В работе [11] определяются условия портфельного управления: системность и актуальность решения системы проектов развития, непротиворечивость портфеля проектов, распределенность финансовых инвестиций в проекты, возможность рефинансирования последующих проектов из прибыли по предыдущим. Под портфельным управлением, здесь представляются процедуры, механизмы и инструменты эффективного управления портфелем проектов.

Под управлением портфелем стратегий мы будем понимать целенаправленную деятельность ЭС, направленную на достижение стратегических целей экономической системы путем планирования, формирования, оптимизации и мониторинга процессами управления изменениями в составе, структуре, взаимосвязей и степенью их согласованности в ЭС при определенных условиях и ограничениях, через механизмы стратегий

развития. Такой портфель стратегий должен обеспечивать взаимодействие между активными элементами ЭС, целями достижения, уровнем иерархии стратегического управления и результативностью управления.

Классификация портфелей управления проектами, приведенная в литературе, позволяет обобщить данную методологию управления на несколько групп по различным призна-кам[9,12,13]:

- по типу проектов (проекты развития; инвестиционные проекты; внутренние инфраструктурные проекты; производственные проекты; внешние инфраструктурные проекты; проектные программы);

- по целям управления (завершение в срок, в рамках бюджета, с целевыми показателями, с надлежащим качеством и пр.);

- по степени связи со стратегией (локальные проекты, системные проекты, проект как элемент стратегии);

- по типу развития (наращивания активов, наращивание инноваций, адаптация к внешней среде;

- по характеру взаимозависимости проектов (независимые, зависимые);

- по фазам жизненного цикла компании (проекты для каждого этапа ЖЦ);

- по виду деятельности (организационно-управленческие, технологические, инвестиционные, инновационные, маркетинговые, финансовые и пр.);

- по влиянию на бизнес-структуру компании (проекты радикальных изменений, проекты по нововведениям, проекты по структурным изменениям и пр.).

Таким образом, портфель стратегий формируется исходя из определения структуры стратегии, типа взаимосвязей проектных объектов в структуре стратегии, согласования интересов и ресурсов участников ЭС и множества условий эффективности при выборе структуры портфеля. В этой связи рассмотрим подробнее модель стратегий.

3. Модель стратегии развития

Стратегия развития предполагает формирование такого управления, которое обеспечивает устойчивое и равновесное развитие всех элементов (участников) ЭС. А важным элементом стратегии устойчивого развития ЭС является механизм адаптивных изменений Элементами стратегии являются: вектор развития, экономический потенциал развития, стратегии развития, механизмы согласования интересов участников ЭС, инструменты управления стратегическими изменениями, механизм адаптации.

Вариации этих компонент вектора разви-

тия будут формировать комплекс возможных вариантов стратегий управления развитием, на множестве можно найти стратегию развития с оптимальными параметрами.

Тогда управление, определяемое стратегией U, будет обеспечивать перевод системы из исходного состояния S°ESk в целевое состояние ScESk при некоторых ограничениях и условиях по времени (7), виду БЦ (ESk), требуемой эффективности (Ef)

U'. (S°ESk -* ESk) | T,Ef,E. (2)

3.1 Вектор стратегического развития ЭС Таким образом, стратегию развития ЭС (U) можно представить как альтернативную систему многомерных векторов, каждая из компонентов которого отражает отдельный аспект развития её деятельности (инновации, инвестиции, маркетинг, производство и пр.) и влечет за собой цепочку процессов развития данного аспекта деятельности (функциональное направление) с учетом обеспечивающих процесс развития компонентов.

Вектор стратегического развития (Uо) может быть описан соотношением множеством возможных функциональных (направлений) векторов, зависящих от имеющихся видов и уровня потенциала развития, требуемых для роста конкретного направления деятельности ЭС,

N т,п...}

= 1И) ./е^

j=\ i=1

/е {т,«,...., /},

где U - интегральный вектор стратегического развития,

Uj - локальный (функциональный) вектор развития j -го направления развития,

j - номер направления развития из утвержденного множества {R},

N - количество направлений развития (мощность вектора),

i - номер вида потенциала развития для реализации j -го направления развития,

{m,n,...,} - количество видов потенциала, требуемое для согласованного развития в рамках j -го направления развития.

По каждому направлению Rj<^{R} формируется система процессных операций в рамках выбранной стратегии развития Uj по данному направлению, общее количество которых составляет К

Uj<^{ui, и2,и3,...,ик} . Набор процессных операций может представлять систему проектных объектов, систематизируемых в рамках стратегии, из которых

собственно и формируется стратегическая цепочка функциональных процессов развития, типа

{ui —> и2 —> ы3 —>...—>■ ик},

где Vu 6 U, 35,- с Sst; щ -> 5,. (3)

Цепочку такого типа (3) будем считать стратегической цепочкой (функциональной стратегией (U), позволяющей достигать функциональные состояния, описанные в дереве целей.

Каждый отдельный проект (процесс) Uj может быть задействован в нескольких разных цепочках, владельцем которых выступает либо участник ЭС, либо другой процесс стратегического управления.

Отметим, что стратегический вектор (U0) задает возможные целевые состояния ЭС (Sj), достижимые при реализации альтернативных вариантов стратегии развития, представленных в матрице стратегий развития ЭС, т.е.

U1 ^ u12 ^ u13 S1

uIK} ^

U2 *{U21 ^ U22 ^ U23 S2

U2K'}

lf cz u3 —> u32 u33 ...—> S3 (4)

«JA'} "">

Uk >{uN1 * UN2 * UN3 ••• * SN

UNK} ^

Процессы каждого из направлений стратегического вектора могут быть взаимосвязаны с процессами других направлений (рисунок 1).

{U11 ^ U12 ^ U13 Uik}

i ZU

{U21 ^ U22 ^ U23 U2k}

Рисунок 1 - Описание структуры

стратегии сетью проектных объектов

Понятие вектора развития ЭС является базовым элементом для формирования стратегии развития, структуру которой необходимо обосновать и определить переменные и условия.

3.2 Стратегия экономического развития

Стратегическое развитие предполагает долгосрочное целеориентированное управление, обеспечивающее устойчивое и равновесное развитие всех элементов (участников) экономической системы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Задача выбора оптимальной стратегии развития сводится к нахождению в структуре вектора такой стратегической цепочки, которая

обеспечит максимум целевым параметрам модели ЭС в её целевом состоянии ^КЭС).

Формально вектор развития представляет иерархическую структуру, уровнями которой являются: цели развития (участников и системы в целом), условия приоритетности целевых функций, стратегические цепочки (стратегии развития), обеспечивающие достижение разных функциональных целей, проектные объекты (мероприятия) из которых составляется тело стратегии, обеспеченность стратегий потенциалом развития.

Система таких взаимосвязанных по уровням разбиения элементов стратегий развит ия (стратегических цепочек и сетей) образует портфель стратегического развития ЭС (стратегический портфель), и выбор (формирование) эффективного портфеля сводится к оптимизации структуры портфеля при определенных условиях и ограничениях.

Таким образом, под портфелем стратегий развития понимаем систему взаимосвязанных стратегических процедур в виде стратегических инициатив по развитию экономической системы на базе устойчивого и долгосрочного роста по приоритетным направлениям деятельности.

4. Управление портфелем стратегий развития

Существующие подходы в области методологии портфельного управления (управления проектами) хотя и описывают проекты развития, но не описывают портфель стратегических объектов, т.е. системы взаимосвязанных стратегических процедур по развитию экономической системы, где элементом портфеля является не просто проект, а инструмент стратегического управления.

Сформулируем некоторые определения в рамках данной проблематики. Структурными элементами портфеля стратегий развития является совокупность взаимосвязанных стратегических инициатив, детализированных по следующим параметрам:

- дерево целей, декомпозированного по направлениям, участникам и целевым результатам;

- бюджет портфеля (совокупность бюджетов портфельных стратегий), сформированный в виде нескольких альтернатив прогноза по базовым стратегическим направлениям развития;

- матрица стратегических ресурсов и возможностей их преобразования по направлениям развития и корпоративным участникам;

- система стратегических цепочек или стратегических сетей, представляющих альтернативы стратегического развития (цепочки

взаимосвязанных или локальных стратегий для достижения целевого результативного состояния экономической системы);

- матрица взаимодействий участников (по функциональному, ресурсному (финансы, инвестиции, время, информация и пр.) в процессе реализации портфеля стратегического развития;

- матрица генерации рисков и синергии в процессе взаимодействия по реализации стратегий развития;

- сетевая модель портфеля стратегий развития (иерархически определяемая по этапам формирования модели: анализ стратегических направлений развития, формирование целей и стратегических альтернатив, определение альтернативных прогнозных бюджетов портфеля, обоснование критериев развития, оптимизация структуры портфеля, сетевой график реализации).

По каждому из представленных элементов возможна её декомпозиция по уровням внутренней структуризации (проблемной, функциональной, операционной, ресурсной и пр.) и фазам стратегического управления [10].

Именно формирование представленной структуры элементов системы и составляет задачу определения эффективного портфеля стратегий развития. В методологии управления проектами большинство критериев эффективности оценивают объекты преимущественно с финансовой стороны без учета его дальнейшей ценности.

Для портфеля стратегий критерии должны удовлетворять следующим требованиям:

- отражать существенные и измеримые характеристики стратегических процессов развития по различным направлениям деятельности

- отражать стратегические цели организации и давать возможность декомпозиции целей по корпоративным участникам и производственно-технологическим цепочкам создания корпоративной ценности,

- учитывать интересы участников по целям, ресурсам и целевым показателям.

При оценке эффективности и выявлении оптимальной стратегии считаем, что система критериев удовлетворяет условиям аддитивности, является неотрицательной, уровень эффекта прямо пропорционален оценке эффективности стратегий и генерирует синергию.

Как мы ранее определили, что важным параметром в структуре стратегии является уровень и функциональный вид экономического потенциала развития. В процессе управления развитием в рамках

корпоративных экономических систем обычно выполняется следующее неравенство:

PtF > PtP, (5)

где PtF - требуемое (будущее) значение уровня и виды экономического потенциала для развития ЭС для достижения целевых показателей, PtP- имеющийся у ЭС уровень и виды потенциала для управления процессом развития.

В этой связи требуется формирование эффективных механизмов наращивания уровня конкретных видов потенциала, включающий наращивание видов ресурсы развития и поиск возможностей для их преобразования. Условиями такого преобразования являются: существовании приоритетного доминирования направлений развития; эффект убывания (наращивания) ресурса; согласованность корпоративных участников по их интересам и ресурсным затратам на процедуру развития.

Понятие экономического интереса можно интерпретировать как достижение

максимальной прибыли при совместном преобразовании ресурсов и получении ценности.

Если определить, что экономический потенциал Pt развития также представляет собой вектор функциональных видов потенциала в виде

Рг(.) = (иЦ и2(.).....и,{.)) щ Е РГ ,

где Pt - вектор динамики видов потенциала (ресурсов и возможностей), который отражает необходимый для развития набор элементов стратегического развития (и).

Учитывая, что процесс развития ЭС предполагает последовательную смену экономических состояния ЭС в дискретные моменты времени и задает целевой уровень ЭС в момент времени 1, динамику процесса развития ЭС можно описать уравнением типа [9]

где /(.) - функция - целевой индикатор, / с [ 0; 7],

к,(.)- управление (правила поведения ЭС в процессе развития),

{и1 < и2 < ...< ип} - известные предельные уровни экономического состояния на траектории развития ЭС, задающие уровни соседних состояний Ut и иш ЭС, когда последующее состояние зависит от предыдущего состояния. Т.е. V - уровень, на который отличается состояние ЭС в момент времени t+1 от состояния в момент t,

и, - и+1.=ли, V = и+1 + лиш.

С учетом этого уровень целевого состоя-

ния развития ЭС определим как

Задавая начальные и конечные состояния ЭС в процессе развития в виде

и^О) =щ >0, и,(0 = 0, ЙЕ [tj+1.....Т],

ie{l. 2.....п-1},

решение уравнения (6) может быть записано в виде

11,(0 = тах [и0, ии (t,)- qj, i е N. (7) Содержательно это обозначает, что:

- моменты времени {?,}, соответствуют содействию стратегии переходу на новый уровень состояния ЭС в процессе развития,

- величины {с/,}д- - затраты на управление в процессе развития ЭС,

- ui(.) ^0 - динамика изменения функциональных видов потенциала развития, вкладываемых в процесс развития, i е N.

Таким образом, процесс стратегического развития /-ого функционального направления описывается обобщенным уравнением (6) [6-9], причем скорость роста параметров состояния описываемой функцией (yi(ui(ti_1), ui(t))), зависящей от достигнутого состояния (предыдущий уровень развития ui(ti) и уровень вкладываемого потенциала развития hi(t)).

Темп роста на каждом шаге функционального развития на отрезке (ti - ti-1) определяется выражением Д = ui(ti+1) /ui(ti)). А системное развитие на данном временном отрезке определяется на базе функциональных направлений развития как среднегеометрическое в виде dES = (Л21 + Л22 +.... + A2n)1/n,

где Д - темп роста по i-му функциональному направлению за единичный временной период для j-го состояния ЭС.

А за весь период развития (te [0,1,... 7]), темп роста на всей траектории развития ЭС (Д) составит

Д = min (Ä°eS,Ä1eS,Ä2 es,., ЛТes), (8)

ie Nt

где Д1 - темп роста на траектории развития за i-ый период времени в процессе развития.

Эффективность выбранной стратегии развития тогда можно определить по динамике прироста целевых показателей, как произведение исходного уровня показателя (ЦД=0) на уровень темпа роста по всей траектории

ЦП=Т = ЦП=0 • л.

Если значение конечного уровня показателя (ЦП1=Т) удовлетворяет заданным условиям, то следует оценить ценность (эффективность) стратегического управления

развитием. Эффективность (Ef) ЭС можно определить в обобщенном виде как разность между достигнутой ценностью (эффектом развития) от реализации стратегии развит ия D(y) и затратами на использование текущего значения потенциала развития с(у) (ресурсы разных видов и активы в виде возможностей): Ef = arg шах [ED,(y) - Е с/у)] (9) {yv>0} ieNt jeM

В [9] такая схема управления ресурсами развития носит название централизованной схемы, реализуемой в условиях жесткого администрирования, так как она не учитывает интересы участников, владельцев привлекаемых ресурсов (внутренних и сторонних), исполнителей процесса реализации стратегии, а также ограниченность потенциала. В частности, от вида задания граничного уровня ресурса, функция (9) может включать: функции затрат (метод штрафных функций), дополнительное приращение ресурса (займы, кредиты, ссуды и пр.), дис-

кретность видов и уровня ресурсов (учет в функции дохода) и т.д.

На основании моделей (1, 6, 7, 9) можно обеспечить оптимальное распределение ресурсов между портфельными стратегиями, используемыми для управления процессом развития ЭС эффективным способом.

Выводы. Тем самым решается задача управления портфелем стратегического развития, в рамках такого управления возможно оптимизировать структуру портфеля стратегического развития. А сама задача портфельной оптимизации состоит в определении структуры и состава стратегий развития, формировании приоритетных стратегических цепочек и сетей (состоящих из альтернативных стратегий), при котором ценность, приносимая экономической системе данным набором стратегий развит ия (портфелем стратегического развития), будет наилучшей (более выгодной).

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Афоничкин, А.И., Афоничкина, Е.А., Топорков, А.М. Моделирование кластерных экономических систем в виде сетевой структуры (бизнес-сети) // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2016. - № 1(35), т. 2. - С. 3-12.

2. Афоничкин, А.И., Журова, Л.И., Топорков, А.М. Методология обеспечения устойчивого развития сложноорганизованных экономических систем: монография. - Самара: Изд-во Самарского научного Центра РАН, 2015. - 316 с.

3. Багиев, Г.Л., Длигач, А.А., Соловьева, Ю.Н. Форсайт технологии маркетинга: Маркетинг взаимодействия. Системно-рефлексивный маркетинг. Бенчмаркинг. Управление компетентностью. Измерение и оценка ценности: монография / под науч. ред. Г.Л. Багиева - СПб.: Астерион, 2016. -400 с.

4. Балашов, В.Г., Заложнев, А.Ю., Иващенко, А.А., Новиков, Д.А. Механизмы управления организационными проектами. - М. : ИПУ РАН, 2003. - 84 с.

5. Баркалов, С.А., Бакунец, О.Н., Гуреева, И.В., Колпачев, В.Н., Руссман, И.Б. Оптимизационные модели распределения инвестиций на предприятии по видам деятельности. - М.: ИПУ РАН, 2002. - С. 69.

6. Бурков, В.Н., Квон, О.Ф., Цитович, Л.А. Модели и методы мультипроектного управления. -М.: ИПУ РАН, 1998. - 62 с.

7. Гаврилов, Н.Н., Матвеев, А.А. Введение в управление портфелями проектов // Труды Инженерно-экономического института (РЭА им. Г.В. Плеханова). Выпуск 4. - М.: Изд-во Россельхозака-демии, 2004. - 569 с. - С. 139-149.

8. Кендалл, И., Роллинз, К. Современные методы управления портфелями проектов и офис управления проектами: максимизация ROI. - М. : ПМСОФТ, 2004. - 576 с.

9. Матвеев, А.А., Новиков, Д.А., Цветков А.В. Модели и методы управления портфелями проектов. - М. : ПМСОФТ, 2005. - 206 с.

10. Методические и организационные основы управления развитием компаний: монография / Н.И. Комков, Н.Н. Бондарева, В.С. Романцев, НИ. Диденко, Д.Ф. Скрипнюк. - М.: Наука, 2015. - 520 с.

11. Поляков, К. Жонглирование портфелем / Директор информационной службы. - 2013. -№ 10. - Режим доступа: http://www.osp.ru/cio/2013/10/13038203/

12. Шехтман, А.Ю. Разработка моделей кластерной политики // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2014. - № 4. - С. 22-30.

13. Режим доступа: http://www.hse.ru/data/531/308/1234/

14. Режим доступа: http://www.guu.ru/dles/magistr/ombi.doc

s

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.