Научная статья на тему 'Управление показателями качества эксплуатационной безопасности карьерного автотранспорта'

Управление показателями качества эксплуатационной безопасности карьерного автотранспорта Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
70
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — М. К. Ибатов

Одной из важнейших проблем, стоящих перед карьерным автотранспортом, является повышение его эксплуатационной безопасности. Решение этой задачи возможно на основе предложенных теоретических предпосылок управления показателями качества эксплуатационной безопасности карьерного автотранспорта. Приводится структурная схема факторов, влияющих на безопасность автотранспортных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим сельскохозяйственным наукам , автор научной работы — М. К. Ибатов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Results of study of physical and chemical properties and structure of the surface of the catalyzer on the Al О carrier, containing fine disperse platinum as promoter, are presented. The analysis of the catalyzers tests on the effectiveness of CO oxide decrease when temperature in the reactors of neutralizers of worked gases of diesel engines of the carrier automeans was 250-600 C. was conducted.

Текст научной работы на тему «Управление показателями качества эксплуатационной безопасности карьерного автотранспорта»

УДК 622.684.001.25

УПРАВЛЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЯМИ КАЧЕСТВА ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КАРЬЕРНОГО АВТОТРАНСПОРТА

М.К. Ибатов

Карагандинский государственный технический университет

Карьер автокотгшщ алдында турган мацызды проблемалардыц 6ipi оныц пайдаланылу цаутЫздтн арттыру болып табылады. Бул мэселгн1ц uiewiAyi карьер автоквл'1г1тц пайдаланылу K,ayinci3dUi сапасыныц KepcetmiiumepiH баскдрудыц усынылган теорияльщ алгы шарттары негЫнде мумкш болады. АвтоквлЫ цуралдарыныц K,ayinci3dieiHe эсер ememin факторлардыц к,урылымдьщ сулбасы келпйр 'ьчген.

Одной из важнейших проблем, стоящих перед карьерным автотранспортом, является повышение его эксплуатационной безопасности. Решение этой задачи возможно на основе предложенных теоретических предпосылок управления показателями качества эксплуатационной безопасности карьерного автотранспорта. Приводится структурная схема факторов, влияющих на безопасность автотранспортных средств.

Results of study of physical and chemical properties and structure of the surface of the catalyzer on the Al О carrier, containing fine disperse platinum as promoter, are presented. The analysis of the catalyzers tests on the effectiveness of CO oxide decrease -when temperature in the reactors of neutralizers of worked gases of diesel engines of the carrier automeans was 250-600 C, was conducted.

Большинство задач по обеспечению безопасности связано в большей или меньшей степени с качеством изделия или материала, в данном случае автотранспортного средства, агрегата, узла, системы при их функционировании или использовании в определенных условиях эксплуатации. Качество

эксплуатационной безопасности автотранспортных средств (АТС) - это совокупность свойств, определяющих степень пригодности автотранспортного средства к выполнению заданных функций при соблюдении требований безопасности. Качество складывается из свойств. Каждое свойство характе-

148

НАУКА И ТЕХНИКА КАЗАХСТАНА

ризуется одним или несколькими параметрами, которые могут принимать различные количественные значения, называемые показателями.

На основе выполненного анализа методов и способов повышения безопасности АТС к основным свойствам, определяющим качество эксплуатационной безопасности карьерных автотранспортных средств, можно отнести активную и экологическую безопасность.

Показатели качества эксплуатационной безопасности ухудшаются с увеличением пробега АТС. При этом важными являются не только начальные значения показателей качества эксплуатационной безопасности, которые закладываются при производстве авто-

мобилей, но и характер изменения их в течение всего периода эксплуатации. Известные положения теории надежности автотранспортных средств, разработанные профессором Кузнецовым Е.С. [1,2,3], применимы при рассмотрении вопросов их эксплуатационной безопасности. По аналогии с показателями надежности для ряда показателей эксплуатационной безопасности (таких, как наработка на отказ агрегатов и узлов, обеспечивающих безопасность движения, величина тормозного пути, эффективность очистки токсичных компонентов отработавших газов и др.) характерным является изменение от времени эксплуатации или пробега автотранспортных средств по экспоненциальной зависимости:

ПК(1) = ПК1 ехр[-*(*-!)] ,

(1)

где Пк (О, ПК] - показатели качества на / -ом и первом году эксплуатации;

£ - коэффициент, определяющий интенсивность изменения показателя качества по времени или пробегу;

^ - продолжительность эксплуатации, годы или км.

Чем интенсивнее изменение показателей качества эксплуатационной безопасности автотранспортных

средств в процессе эксплуатации, тем ниже их эксплуатационные свойства.

Реализуемый показатель качества эксплуатационной безопасности - это среднее значение показателя качества за заданный или фактически сложившийся срок службы автотранспортных средств. В случаях, когда показатели качества эксплуатационной безопасности изменяются по экспоненциальной зависимости, реализуемый показатель определяется по формуле:

л,(0 =

пк] ехр к

¿ехр [- И]

(2)

В принципе реализуемый показатель качества эксплуатационной безопасности является управляемым и зависит от начального значения показателя качества ПК] , интенсивности его изменения в процессе эксплуатации Пк (?) и срока службы автотранспортных средств ? (рисунок 1).

Начальное значение показателя качества определяется сферой производства, но с учетом требований сферы эксплуатации. Срок службы автотранспортного средства зависит не только от его конструктивной долговечности и условий эксплуатации, но и от баланса между потребностью и объемом производства данных моделей АТС, а также от правильной политики обновления основных фондов, реализуемой сферой эксплуатации. Интенсивность же изменения первоначальных показателей качества зависит как от сферы производства, так и от сферы эксплуатации. Автомобильная промышленность влияет на интенсивность изменения показателей качества эксплуатационной безопасности повышением износостойкости и прочности деталей, качества применяемых материалов и т.п. Сфера эксплуатации, применяя рациональную систему технического обслуживания и ремонта АТС, передовые производственные процессы, современную материально-техническую базу предприятий и другие методы, может активно влиять на реализуемые показатели качества эксплуатационной безопасности. Приня-

то считать, что вклад сферы производства и сферы эксплуатации на реализуемые значения показателя качества соотносится как 3:2 [1].

Следовательно, сфера эксплуатации влияет на реализуемый показатель качества эксплуатационной безопасности, что обуславливает необходимость совершенствования методов поддержания работоспособности и надежности систем, обеспечивающих безопасность автотранспортных средств.

С позиций системного подхода при решении задачи повышения эксплуатационной безопасности карьерных автотранспортных средств целесообразным представляется использование программно-целевого метода, суть которого заключается в четком определении конечной цели системы и в объединении в форме программы всех видов деятельности для достижения этой цели.

В качестве системы в данном случае предлагается рассматривать сферу эксплуатации карьерного автотранспорта, а в качестве цели - обеспечение эксплуатационной безопасности карьерных автотранспортных средств, показателями которой могут являться надежность агрегатов и узлов, обеспечивающих безопасность движения, эффективность очистки токсичных компонентов отработавших газов и др.

Управление показателями качества эксплуатационной безопасности автотранспортных средств является одной из важнейших функций инже-

1 50_

нерно-технической службы (ИТС) автомобильного транспорта. Хотя содержание, аппарат и методы, применяемые при программно-целевом управлении, меняются в зависимости от его уровня и специфики отрасли, существо управления, его технология имеют ряд общих черт [1,4, 5].

В общем виде управление определяется как функция системы, ориентированная на сохранение ее основных качественных показателей в условиях изменения среды или выявление и реализацию некоторой программы, обеспечивающей устойчивость функционирования, достижение системой поставленной цели.

К основным этапам программно-целевого управления относятся:

1. Определение цели, стоящей перед управляемой системой или подсистемой. Целью системы является ее возможное будущее состояние, достижимое при помощи определенных действий, являющихся следствием принятых решений.

2. Получение объективной информации о состоянии системы и действующих на нее внешних факторов.

3. Обработка и анализ информации.

4. Принятие решений в соответствии с целями системы, полученной и обработанной информации. Под решением понимается выбор на основании установленных критериев из многих, одной или нескольких альтернатив развития, существенно изменяющих состояние системы.

НАУКА И ТЕХНИКА КАЗАХСТАНА

5. Придание решению нормативной формы и его доведение до исполнителей.

6. Реализация принятого решения.

7. Получение реакции или отклика системы в виде новой информации, которая снова обрабатывается, анализируется и на ее основе принимается новое решение или корректируется прежнее.

Таким образом, программно-целевое управление носит многоэтапный характер, когда система достигает цели, как правило, не за один, а за несколько этапов, последовательно корректируя действия с учетом достигнутых результатов.

Программно-целевой метод предполагает, что поставленные перед системой цели могут достигаться разными способами. Поэтому важным является выявление всех факторов или по крайней мере главных, способствующих достижению поставленной цели, а затем установить среди них определенную очередность или провести их ранжирование по степени важности каждого фактора для достижения системой поставленной конечной цели.

Исходной базой при разработке классификации и выборе факторов, влияющих на эксплуатационную безопасность карьерного автотранспорта, являлись дерево систем технической эксплуатации автомобильного транспорта [ 1 ], результаты научно-исследовательских работ и опыт практической деятельности предприятий горнодобывающей промышленности, занима-

ющихся эксплуатацией карьерного автотранспорта. Анализ ранее выполненных исследований позволил разработать структурную схему факторов, влияющих на эксплуатационную безопасность автотранспортных средств (рисунок 2).

Обобщение отечественного и зарубежного опыта показывает, что к основным факторам, определяющим эксплуатационную безопасность, можно отнести:

- систему обеспечения работоспособности и надежности АТС;

- методы и средства снижения токсичности отработавших газов АТС;

- персонал;

- организацию транспортного процесса;

- подвижной состав;

- условия эксплуатации.

В свою очередь, каждый из представленных факторов состоит из группы подфакторов. Чем детальнее будет декомпозиция факторов и подфакторов, тем обоснованнее будет принятие управляющих решений и оценка эффективности работы данной системы.

В рамках рассматриваемой систе-

мы по управляемости факторы подразделяются на управляемые, частично управляемые и учитываемые. К управляемым факторам относятся такие факторы, изменяя которые можно оказывать влияние на эксплуатационную безопасность. К учитываемым факторам относятся те, которые не поддаются изменению, но объективно влияют на эксплуатационную безопасность.

Учесть такой широкий спектр факторов при управлении показателями качества эксплуатационной безопасности карьерного автотранспорта в реальных условиях функционирования предприятий представляется сложным. Поэтому важным является выявление наиболее важных факторов на основе их анализа, рассмотрения причинно-следственных связей, а также использования методов ранговой корреляции. Следующим этапом должно быть установление характера и вида зависимости поставленной цели от наиболее важных факториальных признаков на основе сбора исходного статистического и экспериментального материала и последующей его ма-

тематической обработки. ЛИТЕРАТУРА

Кузнецов Е.С. Управление тех- сплуатационной надежности автомобилей. -М.: Транспорт. -1969. -153 с.

4. Моррисей Д. Целевое управление организацией. Пер. с англ. -М.: Советское радио. -1979. -144 с.

5. Управление НИ и ОКР. Под ред. Трапезникова В.А. -М.: Экономика. -1979.-202 с.

нической эксплуатацией автомобилей. -М.: Транспорт. -1990. -272 с.

2. Кузнецов Е.С. Вопросы управления надежностью и технической эксплуатацией автомобилей. -М.: Высшая школа. -1977. -107 с.

3. Кузнецов Е.С. Исследование эк-

Управление реализуемым показателем качества эксплуатационной безопасности АТС

Рисунок 1

а - влияние изменения начальных значений показателя качества /7 ,77Л| на реализуемые показатели качества 77А.(/),/7^(0 и интенсивность изменения показателя качества ПК(1),ПК(1) ( мероприятия сферы производства);

б - регулирование сроков службы и изменение реализуемых показателей качества 77А,(/,), Пк(/2) (мероприятия сфер производства и эксплуатации);

в - влияние мероприятий сферы эксплуатации на интенсивность изменения показателя качества IIк (/) , 77Л (/) и изменение реализуемых показателей качества Пк([) , 77/ (0

Структурная схема факторов, влияющих на эксплуатационную безопасность автотранспортных средств

Повышение эксплуатационной безопасности автотранспортных средств

т

п

Система обеспечения работоспособности и надежности а!-регатов и узлов, влияющих на безопасность АТС

Уровень обоснованности системы

Обеспечение выполнения рекомендаций и нормативов системы

Уровень организации и управления системы

Адаптивность системы к изменению конструкции АТС и условий их работы

Уровень обеспеченности производственной базой предприятии

Л

Методы и q)eдcтвa снижения токсичности отработавших газов АТС

Совершенствование рабочего процесса сгорания топлива в двигателе

Снижение концентрации токсичных компонентов отработавших газов в системе их выпуска

Разработка новых двигателей, работающих на альтернативных видах топлива

Поддержание рациональных режимов работы двигателя

Обеспечение исправного технического состояния двигателя и его систем

Персонал

Квалифи-

кация ИТР,

— водителей

и ремонт-

ных раоо-

чнх

Система

— стимули-

рования

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

труда

персонала

Оптимиза-

ция режи-

ма труда и

отдыха

персонала

Учет пси-

хофизио-

логических

характери-

стик води-

телей и их

профес-

сиональ-

ный отбор

ы

Организация транспортного процесса

Совершенствование организации дорожного движения

Оптимизация движения транспортных потоков

Обеспечение рациональных режимов движения АТС

части чно управляемые и учитываемые

Подвиж-

ной

состав

1

Исходный

уровень

конструк-

т тивной

безопас-

ности

АТС

Качество

капи-

тально

отремон-

тирован-

ных

АТС

Качество

исполь-

зуемых

_ эксплуа-

тацион-

ных ма-

териалов

Управле-

ние воз-

растной

структу-

рой парка

АТС с

учетом их

техниче-

ского

состояния

Условия эксплуатации

Рисунок 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.