УДК 336.132.1
УПРАВЛЕНИЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ: СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ
КАЧЕСТВА ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ
Завьялова Ольга Владимировна
Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, доцент кафедры управления, канд. экон. наук, e-mail: algo79@inbox.ru
В статье рассматриваются ключевые изменения в системе оценки качества финансового менеджмента государственных, в том числе таможенных, органов за период с 2008 г. по настоящее время и дается оценка эволюции соответствующих показателей. Представлены аналитические данные в области оценки качества финансового менеджмента таможенных органов и выявлены основные проблемы оценки качества финансового менеджмента в таможенных органах
Ключевые слова: государственный финансовый контроль; финансовый менеджмент; оценка качества; Федеральная таможенная служба
RESULTS MANAGEMENT: A MODERN APPROACH TO ASSESSING THE QUALITY OF FINANCIAL MANAGEMENT IN CUSTOMS AUTHORITIES
Zavyalova Olga V.
Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Associate Professor of the Department of Management, Candidate of Economic Sciences, e-mail: algo79@inbox.ru
Thearticlediscusses thekey changes in the system ofassess-ingthequalityoffinancialmanagementofthestateandcus-toms bodies for the period from 2008 to the present, and assesses the evolution of relevant indicators. Analytical data in the field of assessing the quality of financial management of customs authorities are presented and the main problems of assessing the quality of financial management in customs authorities are identified
Keywords: state financial control; financial management; quality assessment; Federal Customs Service
Для цитирования: Завьялова О.В. Управление по результатам: современный подход к оценке качества финансового менеджмента в таможенных органах // Учёные записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2021. № 3 (79). С. 83-88.
Таможенные органы Российской Федерации занимают одну из ключевых позиций в системе государственного финансового контроля. Финансовой менеджмент таможенных органов организован на основе единого для всех главных администраторов средств федерального бюджета (ГАБС) подхода Министерства финансов РФ. Ключевым заключительным элементом организации финансового менеджмента является мониторинг его качества на основании бюджетной отчетности, по итогам которого предполагается формирование предложений по повышению в целом качества финансового менеджмента в государственном секторе.
Учет специфики государственного управления на современном этапе развития финансового менеджмента, для которого характерно формирование единой системной платформы совмещения направлений прикладных исследований (финансовый менеджмент и государственное управление), требует внимательного анализа и изучения проблематики, пробелов и формулировки направлений развития данной единой сферы с учетом требований синергии. Помимо данного аспекта целесообразно понимать, что в современных условиях происходит смена парадигмы в управлении государственными финансами, переход от применения традиционных теорий менеджмента в системе государственного управления к созданию
нового похода в государственном управлении, который, на взгляд автора, включает:
- в рамках целеполагания: переход от политических целей к важным для общества и граждан результатам;
- в рамках процессного подхода (в данном случае - бюджетный процесс): стремление от экономичности к результативности, от обоснования расходов к обеспечению их эффективности;
- в рамках реализации контрольной функции: смещение акцента с внешнего контроля на внутренний (развитие механизмов внутреннего финансового аудита в государственных органах).
Следование правилам и процедурам сегодня преобразуется в необходимость решения вопросов добровольного со стороны ГАБС соблюдения установленных норм и стандартов, повышения эффективности реализации функции обратной связи в целях реализации миссии, в целях развития органов государственного управления как сферы услуг, не вступающей в конфликт с контрольной функцией государства.
Общие стратегические направления развития финансового менеджмента в государственных органах, в том числе в таможенных органах, определены в государственной программе РФ «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» (2013-2024 гг.),
направленной на обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы РФ, повышение качества управления государственными финансами. Ответственным исполнителем и единым координатором мониторинга финансового менеджмента в государственных органах является Министерство финансов РФ. Федеральная таможенная служба (ФТС) России с 2016 г. является участником данной государственной программы [1].
Итоговый показатель, оценивающий качество финансового менеджмента, в 2020 г. был исключен из главных показателей данной государственной программы. Уровень контроля снизился, и сегодня вопросы совершенствования систем контроля
и качества финансового менеджмента отражены на уровне второй подпрограммы - «Повышение качества управления бюджетным процессом», что оценивается с помощью показателя 2.5 «Средний показатель качества финансового менеджмента главных администраторов средств федерального бюджета». Данный показатель носит обобщающий характер для всех ГАБС (в табл. 1 приведены плановые и фактические значения данного показателя в динамике).
Методология оценки качества финансового менеджмента главных администраторов средств федерального бюджета прошла определённую эволюцию за четыре периода, причем каждый был ознаменован изданием основного нормативного правового
Таблица 1
Показатель (индикатор) 2.5 «Средний показатель качества финансового менеджмента главных администраторов средств федерального бюджета» и оценка качества финансового менеджмента Минфин РФ и ФТС России. Плановые и фактические значения за 2017-2024 гг., баллы
Значение показателя 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024
Средний показатель качества финансового менеджмента ГАБС Плановое значение 63 75,8 55 60 70 71 73 75
Фактическое значение 71,8 50 81,3 75,7 - - - -
Оценка качества финансового менеджмента ФТС России Плановое значение - 75 77,5 80 - - - -
Фактическое значение 92,6 85,4 91,31 88,12 - - - -
Таблица составлена автором на основании данных: [1, с. 32], [2], [3]
документа Министерства финансов, определяющего перечень показателей финансового менеджмента, методик их расчёта (табл. 2). В данной таблице автором представлена сводная информация об изменениях, характеризующих систему оценки качества финансового менеджмента за период, начиная с 2008 г. по настоящее время. Оптимизация заключалась в систематизации и формировании внутренних уровней в рамках групп показателей, в укрупнении их весовых значений. Главным достижением десятилетнего периода развития (с 2008 по 2018 гг.) стало выстраивание единой системы мониторинга качества финансового менеджмента, в структуре которого четко было обозначено ключевое место внутреннего финансового аудита, включающего в себя внутренний финансовый контроль, который в свою очередь подразумевает контроль за исполнением бюджетных полномочий.
Сопоставительная оценка в динамике стала возможна для проведения, начиная с 2018 г., когда появилась система групп показателей, которая, несмотря на некоторые изменения в структуре в 2020 г., позволяет за последние четыре года, т.е. начиная с 2018 г., сравнить данные и выявить определенные тенденции изменения достигнутых значений показателей качества финансового менеджмента ФТС России.
Действующий на сегодняшний день порядок мониторинга качества финансового менеджмента применяется с 1 сентября 2020 г. [5]. Главной целевой установкой является обеспечение достижения значений плановых показателей качества исполнения бюджетных полномочий.
По данным направлениям Министерство финансов РФ ежеквартально и ежегодно публикует отчеты о результатах мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого ГАБС. ФТС России в 2020 г., по данным Министерств финансов, получила отличную оценку качества финансового менеджмента - 88,12 балла (максимальная оценка ГАБС - 95,35 баллов), ФТС заняла 9 место из 94 главных администраторов [4].
Автором также приведены данные, отражающие элементы оценки качества финансового менеджмента в ФТС России в динамике (табл. 3).
Из представленной таблицы следует, что показатели «Ведение учета и составление бюджетной отчетности», «Организация и осуществление внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита» и «Управление активами» не меняются год от года и находятся на уровне оценки в 95 и выше из 100 возможных. Наименьшие значения характерны для показателей «Управление доходами бюджета» и «Управление расходами бюджета» - они снижают итоговую оценку качества
Таблица 2
Эволюция показателей качества финансового менеджмента в государственных органах,
отраженная в документах
Приказ Минфина РФ от 10.12.2007 №123н «Об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств федерального бюджета» Приказ Минфина РФ от 13.04.2009 № 34н «Об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета» Приказ Минфина РФ от 29.12.2017 № 264 «О формировании отчета Минфина РФ о результатах мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федрального бюджета» Приказ Минфина России от 18 июня 2020 г. № 112н «Об утверждении Порядка проведения Министерством финансов РФ мониторинга качества финансового менеджмента»
2008-2009 гг. 2010-2017 гг. 2018-2020 гг. с 1 сентября 2020 гг.
Наименование компонента Вес Наименование компонента Вес Вес после 2014 Наименование компонента Вес Наименование компонента Вес
Среднесрочное финансовое планирование - Среднесрочное финансовое планирование 21 26 - - - -
Исполнение бюджета в части расходов - Исполнение бюджета в части расходов 21 31 Управление расходами бюджета 50 Управление расходами бюджета 50
Исполнение бюджета в части доходов - Исполнение бюджета в части доходов 7 7 Управление доходами бюджета 20 Управление доходами бюджета 20
Учет и отчетность - Учет и отчетность 15 10,5 Ведение учета и составление бюджетной отчетности 10 Ведение учета и составление бюджетной отчетности 10
Контроль и аудит - Контроль и аудит 15 10,5 Организация и осуществление внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита 10 Организация и осуществление внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита 10
Исполнение судебных актов - Исполнение судебных актов 7 5 - - -
Квалификация финансового подразделения ГРБС - Кадровый потенциал финансового подразделения ГРБС 7 5 - - -
Подведомственная сеть - Управление активами 7 5 Управление активами 10 Управление активами 10
Обеспеченность сетевыми ресурсами обмена информацией -
Количество показателей
13 49 105 72
Источник: составлено автором
финансового менеджмента ФТС России и при этом имеют максимальные веса при свертке показателей в единый показатель качества финансового менеджмента ГАБС (20 и 50 соответственно из 100). Если рассмотреть эти элементы оценки качества финансового менеджмента ФТС России более подробно, то на рисунке можно наглядно увидеть общее распределение от 0 до 100 всех РБС по данным
двум группам показателей.
ФТС России осуществляет управление расходами на более высоком уровне, по сравнению с запланированным, а по качеству финансового менеджмента в рамках этой группы показателей превышает среднее значение по всем ГАБС, что наглядно видно из динамики плановых и фактических значений группы показателей «Управление доходами
Таблица 3
Оценка качества финансового менеджмента ФТС России: 2018-2021 гг., баллы
Наименование показателя На 1 января 2018 г. На 1 января 2019 г. На 1 января 2020 г. На 1 января 2021 г. На 1 июля 2021 г.
Общая оценка (в баллах) 92,6 85,38 91,3 88,12 86,32
Место в рейтинге ГАБС 2 14 6 9 7
Управление расходами бюджета 97 75,8 89,5 85,7 83,7
Управление доходами бюджета - 90,7 84,8 76,7 72,4
Ведение учета и составление бюджетной отчетности 99,5 98,3 98,3 100 100
Организация и осуществление внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита 100 95,0 97,5 99,1 99,1
Управление активами 99,9 100,0 100 100 100
Таблица составлена автором на основании данных: [4]
100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
. о ° „ ^УЧ о 0<Р° о <*> О о %с/ •• •• 00 а о • а& о о<Я> О ° °си ° с <? о
о «Р* о о О о ° о® О О ° л ,
° у О О 4 <Р О 1 ° о •
о о т • -у • • • •• •
•• • -А а • ^ •• . _ • •. « . •
••• « г • 9 • ••
•••• ^ • • • • •__
•
О о
0
20
40
60
80
100
Показатели качества управления доходами и расходами бюджета итоговая оценка) по 94 ГАБС за 2020 г., баллы (темные точки - «управление доходами бюджета», светлые точки - «управление расходами бюджета», крупными точками отмечены соответствующие значения для ФТС России). Рисунок составлен автором на основании данных: [4]
Таблица 4
Плановые (целевые) и фактические значения групп показателей «Управление доходами бюджета»
и «Управление расходами бюджета», 2018, 2019, 2020 гг.
Показатели/ даты Управление расходами, баллы Управление доходами, баллы
среднее значение по всем ГАБС плановый показатель ФТС России фактический показатель ФТС России среднее значение по всем ГАБС плановый показатель ФТС России фактический показатель ФТС России
На 1 января 2019 г. 72,3 75,0 75,8 83,0 75,0 90,7
На 1 января 2020 г. 84,8 77,5 89,5 78,3 77,5 84,8
На 1 января 2021 г. 81,9 80,0 85,7 52,2 80,0 76,6
Таблица составлена автором на основании данных: [3]
бюджета» и «Управление расходами бюджета» (табл. 4).
В отношении группы «Управление доходами» последние годы наблюдается снижение плановых для всех ГАБС показателей, при том что в отношении ФТС плановые показатели растут, но фактические значения ФТС снижаются.
При оценке качества управления доходами наибольший удельный вес имеет показатель «Качество планирования поступлений доходов» (0,3) [5]; данный показатель имеет наименьшее фактическое значение - 0,38 (при максимальном значении равном 1). Следует отметить, что при этом эффективность управления оперативной работой с доходами бюджета оценивается максимально.
Относительно низкий результат (ФТС России на 13 месте по данной группе показателей в 2020 г.) по этому показателю можно трактовать либо как недовыполнение прогноза поступлений доходов на текущий финансовый год для администратора доходов федерального бюджета, либо как значительное перевыполнение плана по доходам в отчетном периоде. С учетом сложившейся динамики показателей внешнеторговой деятельности Министерство
финансов РФ в сентябре 2020 г. актуализировало оценку поступлений доходов федерального бюджета на текущий финансовый год. В части доходов, администрируемых таможенными органами, указанная оценка составила 4 413,5 млрд рублей [6, с. 11]. Доходы федерального бюджета, адми-нистрируемые ФТС России, в 2020 г. составили 4751,8 млрд рублей (107,7 % к актуализированной оценке доходов), это на 977,3 млрд рублей, или на 17,1 % меньше, по сравнению с 2019 г. [6], при этом за 11 месяцев 2020 г. таможенными органами было перечислено 76,2 % от прогнозного значения, установленного для ФТС России [7]. Таким образом, в силу нестабильной ситуации, связанной с динамикой внешнеторговой деятельности, сегодня управление доходами в рамках финансового менеджмента государственных органов, в частности планирования, подвержено существенной вариабельности.
В рамках управления расходами наблюдается более благоприятная тенденция, связанная с превышением среднего значения данной группы показателей по ГАБС и превышением планового (целевого) значения (табл. 4). В табл. 5 представлена
Таблица 5
Оценки ФТС России по показателям качества управления расходами бюджета за 2020 г.
№ п/п Наименование показателя Оценка по показателю
1. Показатели качества управления расходами бюджета на обеспечение выполнения функций казенных учреждений 0,87
2. Показатели качества управления расходами бюджета на социальное обеспечение и иные выплаты населению 0,77
3. Показатели качества управления расходами бюджета на капитальные вложения в объекты государственной собственности 0,73
4. Показатели качества управления расходов бюджета на предоставление межбюджетных трансфертов -
5. Показатели качества управления расходами бюджета на предоставление субсидий юридическим лицам 0,90
6. Показатели качества управления расходами бюджета на исполнение судебных актов 0,96
Таблица составлена автором на основании данных на 1 января 2021 г.: [4]
общая внутренняя структура показателей качества управления расходами бюджета.
Наиболее существенно на итоговую оценку по группе показателей управления расходами повлияли аспекты, связанные с капитальным строительством (существенно неполное исполнение сводной бюджетной росписи) и с расходами на социальное обеспечение [4]. Таким образом, показатели группы планирования расходов на капитальное строительство требуют особого внимания ФТС России.
Подводя итог, необходимо отметить целесообразность повышенного внимания к вопросам среднесрочного финансового планирования в области управления доходами и расходами в части бюджетных средств, администри-руемых ФТС РФ. Существенно возросшие за последнее два года показатели - динамика и вариабельность множества внешних факторов - напрямую оказывают воздействие на финансовый менеджмент в государственном секторе, который на данный момент может рассматриваться как молодая, недавно сформировавшаяся единая система, общая методологическая платформа которой еще не окончательно оформлена (вопросы формирования бюджетных рисков, например, находятся в процессе поиска методологических решений). Возникает актуальный вопрос о внесении изменений в методику расчета показателей качества финансового менеджмента, которые учитывали бы оперативность, гибкость бюджетного планирования при условии обеспечения аспектов экономической безопасности. Помимо того, предстоит построить взаимосвязи между показателями эффективности деятельности таможенных органов с системой финансового менеджмента как важнейшей подсистемой государственного финансового контроля.
Таким образом, акценты на результативность и эффективность финансового менеджмента в государственном секторе создают новые вызовы и требуют, помимо полного соблюдения норм бюджетного законодательства, пересмотреть концептуальный подход государственного финансового контроля в целом.
Библиографический список:
1. Государственная программа РФ «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков». Утверждена постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 320 // Официальный сайт Министерства финансов России. URL: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/budget/govprog/ gosfin/ (дата обращения: 19.09.2021).
2. Форма сведений о качестве финансового менеджмента для целей размещения в информационно-телекоммуникационной системе «Интернет» от 31 августа 2021 года // Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. URL: https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2021/09/ main/Godovaya.pdf (дата обращения: 19.09.2021).
3. Сведения о качестве финансового менеджмента ФТС России // Официальный сайт Федеральной таможенной службы Российской Федерации. URL: https:// customs.gov.ru/activity/finansovo-ekonomicheskaya-deyatel-nost-/svedeniya-o-kachestve-finansovogo-menedzhmenta- (дата обращения: 10.09.2021).
4. Министерство финансов РФ. Бюджет. Качество финансового менеджмента в государственном секторе. Результаты за 2017, 2018, 2019, 2020, 2021 гг. // Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. URL: https://minfin.gov.ru/ru/ perfomance/budget/fin_quality/results/res2020/ (дата обращения: 12.09.2021).
5. Приказ Минфина России от 18 июня 2020 № 112н «Об утверждении Порядка проведения Министерством финансов Российской Федерации мониторинга качества финансового менеджмента» // Информационно-правовой портал Гарант.ру. URL: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74463528/ (дата обращения: 19.09.2021).
6. Таможенная служба РФ. Справочные материалы к расширенному заседанию коллегии ФТС России // Официальный сайт ФТС России URL: https:// customs.gov.ru/activity/results/ezhegodnyj-sbornik-tamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii (дата обращения: 16.09.2021).
7. О перечислении средств в федеральный бюджет за январь-ноябрь 2020 года // Официальный сайт ФТС России URL: https://customs.gov.ru/activity/ results/summy-tamozhennyx-platezhej,-postupa yushhix-v-byudzhet/document/259558 (дата обращения: 20.09.2021).