Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ И КАПИТАЛИЗАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ СФЕРЫ УСЛУГ'

УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ И КАПИТАЛИЗАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ СФЕРЫ УСЛУГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
73
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ / ОРГАНИЗАЦИИ СФЕРЫ УСЛУГ / КАПИТАЛИЗАЦИЯ / КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СТОИМОСТЬ АКЦИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Остапенко В.Д., Лымарева О.А.

В статье рассматриваются аспекты взаимосвязи управления персоналом и капитализации организаций сферы услуг. Анализируется структура занятых в разных сферах деятельности, а также их влияние на совокупную стоимость организации - капитализацию. Делается вывод о необходимости перестроения модели взаимодействия акционеров и менеджмента корпораций, нацеленного на поиск взаимных интересов через программы стимулирования и мотивации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONNEL MANAGEMENT AND CAPITALIZATION OF SERVICE ORGANIZATIONS

The article examines the aspects of the relationship between personnel management and capitalization of organizations in the service sector. The structure of the employed in different spheres of activity is analyzed as well as their influence on the aggregate value of the organization - capitalization. It is concluded that it is necessary to restructure the model of interaction between shareholders and corporate management, aimed at finding mutual interests through incentive and motivation programs.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ И КАПИТАЛИЗАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ СФЕРЫ УСЛУГ»

УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ И КАПИТАЛИЗАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ СФЕРЫ

УСЛУГ

В.Д. Остапенко, магистрант О.А. Лымарева, канд. экон. наук, доцент Кубанский государственный университет (Россия, г. Краснодар)

DOI:10.24412/2411-0450-2021-11-3-27-31

Аннотация. В статье рассматриваются аспекты взаимосвязи управления персоналом и капитализации организаций сферы услуг. Анализируется структура занятых в разных сферах деятельности, а также их влияние на совокупную стоимость организации - капитализацию. Делается вывод о необходимости перестроения модели взаимодействия акционеров и менеджмента корпораций, нацеленного на поиск взаимных интересов через программы стимулирования и мотивации.

Ключевые слова: управление персоналом, организации сферы услуг, капитализация, корпоративное управление, стоимость акций.

Построение карьеры в финансовой индустрии в современной российской экономике, находящейся в фазе перехода к постиндустриальному типу производства, представляется одним из наиболее перспективных направлений. Сфера услуг вообще, а также финансовые услуги в частности относятся к доминирующим отраслям современных мегаполисов и крупных городов. Финансовая индустрия требует перманентного кадрового обновления, при этом в последние годы установился тренд на совмещение компетенций в области управления капиталом и подготовки программных решений в области соединения рынка финансовых и цифровых услуг [2]. Таким образом, перейдя на путь эко-системного развития, крупнейшие россий-

ские финансовые институты научились органично монетизировать человеческий капитал, отказываясь от стереотипных бизнес-моделей в пользу построения универсальных цифровых экосистем. Рыночная капитализация в таких условиях находится в тесной корреляции с возможностями менеджмента создавать и интегрировать передовые цифровые технологии. Российская экономика характеризуется преобладанием банковских институтов в финансовой сфере, следовательно, старт карьеры в крупном и среднем банке позволит выстраивать долгосрочные планы развития трудовых отношений и доходов до-мохозяйств, о чём свидетельствуют показатели на рисунке 1.

Рис. 1. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников финансовой деятельности, руб.

Финансовая сфера, как видно на графике, является привлекательной с точки зрения оплаты труда. Если сравнить с другими видами экономической деятельности,

то в сфере государственного управления уровень заработной платы существенно ниже - рисунок 2.

Рис. 2. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников государственного управления и обеспечении военной безопасности, социальном обеспечении, руб.

За последние пять лет уровень оплаты труда в финансовой сфере увеличился на 47%, что превышает уровень инфляции, а значит позволяет обеспечивать прирост благосостояния занятых в банковской и смежных индустриях. За этот же период заработная плата работников в сфере государственного управления увеличилась только на 21%, что ниже уровня роста цен за аналогичный период. Таким образом, как в номинальном, так и в динамическом отношении финансовая сфера должна привлекать больше профессионалов для построения карьеры.

Ведущий банковский институт современной в современной российской экономике - Сбербанк уделяет большое внима-

ние на стратегическое управление человеческими ресурсами [3]. Стратегия перехода к экосистеме предполагает органичное сочетание передовых цифровых технологий и кадрового потенциала, который должен реализовываться сквозь всю корпоративную иерархию, начиная с совета директоров, до рядовых сотрудников.

Заслуживает внимания серьёзный успех Сбербанка в области достигнутых финансовых результатов деятельности в последние годы. Генерируемая чистая прибыль делает Сбербанк не только ведущим финансовым институтом, но и одной из крупнейших корпораций во всей российской экономике - рисунок 3.

Рис. 3. Чистая прибыль акционерного общества «Сбербанк», млрд.руб.

Подобные успехи являются заслугой эффективного менеджмента компании, а также свидетельствуют об устойчивом векторе, нацеленным на реализацию лучших практик в области кадрового менеджмента. Сбербанк успешно взращивает не просто армию менеджеров, в служебные обязанности которых входит увеличение продаж и привлечение новых клиентов, а

осуществляет экспансию на смежные кадровые рынки, обеспечивая синергетиче-скими эффектами экосистему за счёт талантливых программистов, системных аналитиков, маркетологов и т.д.

Финансовые результаты деятельности Сбербанка рефлексируются в устойчивом росте его рыночной капитализации - рисунок 4.

Яне'14 Июл '14 Яне'IE Июл Ч Б Янв'16 Ивл'16 Яне'17 Иол "17 Яне'18 Мел 1 S Яне '19 Июл'19 Ян Е '20 Июл '2D

Рис. 4. Стоимость акций Сбербанка

За последние пять лет капитализация Сбербанка увеличилась более чем в четыре раза. Причиной этому следует считать не только щедрые дивиденды и гегемонию на рынке банковских услуг, но и тщательно продуманная политика в области управления кадровым потенциалом. В рамках экосистемы, современный банкир -это больше не классический финансист, обладающий знаниями в области бухгалтерского учёта и банковского дела, а 1Т-специалист, способный сочинять программный код, работать с большими данными, тем самым обеспечивая рост проникновения финансовых услуг во все сфе-

ры человеческой деятельности. Подобное положение дел требует изменения всей философии кадровых взаимоотношений в коммерческих банках, так как сращивание финансовых и информационных услуг порождает новые противоречия во всей индустрии поиска, найма и управления персоналом современных банков [7].

Поскольку разработка и реализация кадровой политики является составной частью всей стратегии развития банковской экосистемы, то обращает на себя внимание организационно-управленческая структура исследуемой банковской институции, что представлено на рисунке 5.

Рис. 5. Корпоративное управление акционерного общества «Сбербанк»

Важно подчеркнуть, что ключевым акционером в составе общего собрания является Центральный Банк, на долю которого приходится свыше 50% голосующих акций. Формально оставаясь независимым, Банк России по устоявшейся регулятивной модели, реализует управленческие решения, «спускаемые» из федерального правительства и Администрации Президента. Группа других крупных акционеров представлена иностранными инвестиционными фондами и банками, которые контролируют около 40% акций [8]. В таком сложном взаимодействии интересов ключевая роль отводится наблюдательному совету и правлению банка, которые в качестве

благосостояния акционеров, достигаемый за счёт курсовой и дивидендной доходности. В свою очередь комитет по кадрам и вознаграждению формируется из состава наблюдательного совета, который напрямую отчитывается перед общим собранием акционеров.

Важность и первоочерёдность кадровой политики Сбербанка подтверждается их массированными инвестициями в образовательные платформы, способные формировать перспективные кадровые резервы, становясь частью бльшой экосистемы. Капитализация финансового бизнеса, таким образом, впадает в зависимость от материализации передовых идей и воплощения потенциала, представленного человеческим капиталом.

целевой функции избрали рост

Библиографический список

1 Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 г. №395-1 (последняя редакция)

2 Абраменко А.А., Саенко И.И., Остапенко В.Д. Теоретические аспекты корпоративно культуры в сфере управления персоналом // Со11одшт-]оигпа1 №24 (48), 2019. С.5.

3 Майорова, И.Д. Управление карьерой персонала организации / И.Д. Майорова // Материалы Ивановских чтений. 2017. № 4 (16). С. 64-70.

4 Маслова, С. Ю. Управление профессиональной карьерой как способ повышения эффективности деятельности организации / С.Ю. Маслова // Экономика, управление, финансы: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, декабрь 2017 г.). -Пермь: Меркурий, 2017. -С. 1-2.

5 Миллер, А.И. Проблемы управления карьерой сотрудников / А.И. Миллер // Наука через призму времени. 2017. № 8 (8). С. 40-45.

6 Хрусталёв А. В. Формирование кадровой стратегии и кадровой политики организации / А.В. Хрусталев // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2017. - Т. 39. - С. 3081-3085.

7 Шейн Э. Х. Организационная культура и лидерство / Э. Х. Шейн. - СПб: Питер, 2013. 3-е изд. - 336 с.

8 https://www.moex.com/

PERSONNEL MANAGEMENT AND CAPITALIZATION OF SERVICE ORGANIZATIONS

V.D. Ostapenko, Graduate Student

O.A. Lymareva, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kuban State University (Russia, Krasnodar)

Abstract. The article examines the aspects of the relationship between personnel management and capitalization of organizations in the service sector. The structure of the employed in different spheres of activity is analyzed as well as their influence on the aggregate value of the organization - capitalization. It is concluded that it is necessary to restructure the model of interaction between shareholders and corporate management, aimed at finding mutual interests through incentive and motivation programs.

Keywords: personnel management, service sector organizations, capitalization, corporate governance, share price.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.