УПРАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ
Седова М.М.
Седова Мария Михайловна - магистрант, кафедра педагогики, Московский городской педагогический университет, г. Москва
Аннотация: представленная статья - это взгляд на проблему управления педагогическим коллективом учителя средней школы, основного звена образовательной системы Российской Федерации.
Учитель, как никто другой знает и понимает все проблемы внутри педагогического коллектива, т.к. является непосредственным его участником, взаимодействует с коллегами и руководством по широкому аспекту педагогической деятельности, изнутри видит успех и недостатки процесса обучения детей.
В статье делается акцент на особенности образовательного процесса в условиях реформы системы образования, исходя из требований и вызовов современного общества. Школа призвана не просто дать качественные знания по основным предметам учебного курса, но и подготовить подрастающее поколение к взрослой жизни, к осознанию необходимости овладения передовыми технологиями.
Для решения этой задачи педагогические коллективы образовательных учреждений должны быть соответствующим образом подготовлены. Деятельность педагогов должна быть слаженной и скоординированной, основанной на совершенных методах и приемах.
В статье указываются отличительные черты современного управления в образовании, описываются различные подходы управленческой деятельности в сфере образования.
Раскрывается роль руководителей образовательных учреждений в создании комфортных условий образовательного процесса, надлежащего психологического климата, реализации привычных моделей управления, стилей руководства. Особое внимание в статье уделяется личности педагога, показана его уникальность и важность в связи с этим качественной кадровой политики в подборе и расстановке педагогов, их профессиональной подготовки и аттестации. Дается характеристика педагогического коллектива, его специфические особенности и отличия от других трудовых коллективов.
Констатируется важность преодоления негативных моментов, возникающих в процессе педагогического труда.
Ключевые слова: педагогический коллектив, управление, педагогическая деятельность, педагог.
УДК 331.225.3
В настоящее время развитие педагогического коллектива является одной из стратегических целей образовательного учреждения. В связи с модернизацией системы управления образованием возникает необходимость в постоянных изменениях моделей поведения педагогических и управленческих работников. Сегодня происходит реформирование всех уровней системы образования, передача финансовой ответственности с федерального на региональный уровень, слияние образовательных учреждений, в силу чего актуальность управленческой деятельности повышается.
Управленческая деятельность принципиально отличается от иных видов труда, так как связана с различными человеческими отношениями, множеством производственных ситуаций при максимальной ответственности за процесс и результат управления. Как отмечает А.Л. Егоршин, важные особенности управленческой деятельности заключаются в следующем:
- в многообразии видов деятельности на различных уровнях управленческой иерархии;
- неалгоритмическом, творческом характере деятельности, осуществляемой в условиях недостатка информации и часто изменяющейся, зачастую противоречивой обстановки;
- выраженной прогностической природе решаемых управленческих задач;
- значительной роли коммуникативной функции;
- высокой психической напряженности в силу большой ответственности за принимаемые решения [1, с. 124].
Деятельность руководителей образовательных учреждений, связанная с управлением педагогическим коллективом, сегодня становится предметом многочисленных дискуссий. Исследование данной темы с позиции психологического обеспечения осуществляется относительно недавно. Вместе с тем, как отмечают некоторые исследователи (А.П. Егоршин, Н.С. Касаткина), в современной отечественной педагогической психологии и психологии управления возникает объективная необходимость в изучении этой дефиниции в условиях перехода к рыночным отношениям менталитета как подрастающего поколения, так и многих педагогических работников, особенно молодых, изменившегося подхода к системе школьного обучения и воспитания. В связи с этим, руководители образовательных организаций вынуждены решать ряд сравнительно новых образовательных и управленческих задач, и особенно остро стоит проблема осознания значимости поиска инновационных методов и подходов к управлению педагогическим коллективом, психологического обеспечения деятельности руководства образовательным учреждением, возрастающего в условиях преобразования воспитательно - образовательного процесса практически любого образовательного учреждения [4, с. 403]. Кроме того, на наш взгляд, актуальность данной проблемы обусловливают возросшие требования к уровню психологической подготовленности руководителей образовательных организаций в силу усложнения современных условий образовательной деятельности педагогов и учащихся, постоянного роста профессиональных требований. Обоснованность исследования подчеркивается выводами ряда исследователей, согласно которым выбранный руководством образовательного учреждения стиль, способы и приемы управления педагогическим коллективом напрямую влияют на морально-психологический климат в коллективе, на достижение стоящих перед образовательным учреждением целей и задач [3, с. 84].
Управление педагогическим коллективом обеспечивает достижение целей повышения качества образования и включает в себя:
- создание условий, способствующих самореализации педагогов и их удовлетворению своей работой;
эффективное использование профессионального мастерства и возможностей педагогов;
- создание и сохранение благоприятного морально-психологического климата;
- удовлетворение профессиональных потребностей педагогических работников.
Каждый педагог является уникальной и неповторимой личностью, в связи с этим
руководитель вряд ли может рассчитывать на то, что применение одного и того же подхода, одних и тех же управленческих действий и приемов к разным сотрудникам будет одинаково эффективным. При этом следует принимать во внимание, что, с точки зрения психологов, в поведении работника проявляются не только рациональные, но и интуитивно-эмоциональные качества его характера. Таким образом, его решения и поведение определяют не только рациональные (сознательные), но и эмоциональные факторы, чаще всего выступающие совместно. Человек поступает, с одной стороны, согласно своим внутренним склонностям и решениям, а с другой, - согласно внешней обстановке. На решения и действия любого человека оказывают влияние:
а) особенности его личности;
б) возможности, данные ему природой либо развитые в ходе обучения;
в) имевшиеся или сложившиеся взгляды и вкусы;
г) мотивация деятельности, присущая ему от рождения или развитая.
Опытный руководитель осознает, что человеческая природа представляет решающую переменную в деятельности и играет важную роль для эффективной работы организации.
Если рассматривать организационное поведение, в первую очередь, в качестве управленческого процесса, то в этом случае необходимо выяснить роль, принадлежащую в нем руководителям, по своей сути и являющимся его организаторами.
Отличительные черты современного управления в образовании:
1. Системный подход, реализуемый посредством единой системы педагогических требований, единой системы ценностных ориентаций.
2. Ситуационный подход, основанный на том, что принятие управленческих решений осуществляется с учетом сложившейся ситуации. В то же время, в случае экстренных ситуаций для принятия срочных решений по определенным вопросам проводятся внеплановые совещания.
3. Непрерывное совершенствование организационной культуры, реализуемое с помощью привлечения в образовательное учреждение специалистов высокого профессионального и общекультурного уровня, приглашением для повышения квалификации руководителей, ученых, проводящих лекции, консультации и семинары с управленческими и педагогическими работниками.
4. Личностно-ориентированный и индивидуальный подход, заключающийся в максимальном выявлении и использовании способностей каждого члена коллектива, соблюдении свободы выбора для всех участников образовательного процесса, создании благоприятного морально-психологического климата, проведении исследований психологической службой образовательного учреждения, индивидуальных бесед руководителя с работниками по вопросам личного участия в совершенствовании деятельности образовательной организации.
5. Демократический подход, состоящий в делегировании полномочий и ответственности руководителям подразделений и педагогическим работникам, предоставлении возможностей для обсуждения важных вопросов, учете мнения работников при принятии решений [2, с. 110].
Следует отметить, что уровень общительности - это важнейшее качество, определяющее профессиональную компетентность педагогов.
Таким образом, на основании вышеизложенного можно констатировать, что психологическое обеспечение работы руководства образовательной организации является одной из важнейших задач организации управления педагогическими коллективами.
Наиболее эффективные пути психологического обеспечения работы руководителя образовательной организации по управлению педагогическим коллективом, на наш взгляд, заключаются в следующем: взаимодействие психолога и руководства школы должно быть направлено на совершенствование стиля и способов управления педагогическим коллективом, соответствующих особенностям этапа развития педагогического коллектива, формирование в коллективе атмосферы доброжелательности, уважения и доверия к сотрудникам, использование коллегиальных методов принятия решений, демократизацию управления.
Таким образом, руководителю образовательной организации необходимо создавать психолого-педагогические условия, при которых каждый член педагогического коллектива мог бы чувствовать себя организатором на своем рабочем месте, что достигается посредством реализации продуктивных моделей управления и стилей руководства в процессе делового общения с сотрудниками и учащимися:
73
- Формирование оптимальных условий деятельности педагогических работников;
- Улучшение структуры взаимоотношений, личных контактов и т.п.;
- Обеспечение процедуры комплектования первичных коллективов школ, учитывающей психологическую совместимость людей;
- Использование активных социально-психологических способов, позволяющих выработать у членов коллектива навыки эффективного взаимодействия.
Функции управления педагогическим коллективом включают комплекс задач: кадровую политику, подбор работников; оценку и аттестацию; обучение; расстановку управленческих кадров. Создание команды единомышленников, способной ставить стратегические цели и решать сложные задачи, мотивирование сотрудников к изменяющимся условиям деятельности в силу модернизации образования, слияния образовательных организаций и т.д. подвластно лишь руководителям, овладевшим комбинационным искусством.
Педагогическому коллективу как профессиональному объединению людей свойственны все общие признаки коллектива. В то же время педагогический коллектив обладает и своими специфическими особенностями, к числу которых учеными относятся: полифункциональность, самоуправляемость ненормированнность рабочего дня педагогического работника, то есть отсутствие четких временных рамок для выполнения определенных видов педагогического труда, коллективный характер деятельности и коллективная ответственность за ее результаты. Это оказывает отрицательное влияние на жизнедеятельность педагогического коллектива, часто становится причиной перегрузки педагогов, недостатка свободного времени для их профессионального роста, что, в свою очередь, влечет возникновение конфликтов и стрессов, рассогласование интересов и целей в педагогическом коллективе.
Список литературы
1. Егоршин А.П. Управление персоналом: Учебник для вузов / А.П. Егоршин. 3-е изд. Нижний Новгород: НИМБ, 2013. 713 с.
2. Инновационное управление персоналом: сборник трудов IV Все-российского кадрового форума / Отв. ред. Г.П. Гагаринская. Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2015. 286 с.
3. Касаткина Н.С. Формирование благоприятного социально-психологического климата в педагогическом коллективе / Н. С. Касаткина, И. С. Аксенов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2013. № 10. С. 84-85.
4. Коваленко С.А. Психологическое обеспечение работы руководства школы по управлению педагогическим коллективом // Молодой ученый, 2017. № 20. С. 403406. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/154/43587/ (дата обращения: 12.02.2018).