он должен предпринять. То есть возможные проблемные ситуации заранее описаны как типовые, и для них разработаны алгоритмы действий. Точно такой же смысл и у матрицы. Как видно из рис. 4, матрица нам дает 5 х 3 х х 3 = 45 различных вариантов позиции предприятия. Каждый отдельно взятый квадрант матрицы характеризуется определенным набором конкретных ситуаций, характерных для применения определенной технологии управления. Поэтому для того, чтобы сориентироваться, в каком же русле управлять предприятием, менеджер определяет координаты по осям матрицы и на основании их — однозначно сегмент, в который попадает предприятие в соответствии с его текущим состоянием и состоянием рынка в целом. Этому определенному сегменту соответствует вполне
определенный и четко описанный алгоритм действий или хотя бы вектор управления в этой ситуации. Проанализировав каждый отдельный сегмент матрицы, в итоге мы приходим к обобщенной сегментной классификации позиций транспортного предприятия, дальнейшее использование которой приведет к формированию методики выбора приоритетной технологии управления для транспортного предприятия.
Таким образом, проведя анализ состояния рынка, текущего положения предприятия на рынке и обозначив стадию жизненного цикла предприятия, с помощью сформированной матрицы можно достаточно точно определить позицию транспортного предприятия и предложить наиболее результативную в этой ситуации технологию управления.
Список литературы
1. Будрина Е. В. Рынок транспортных услуг: особенности формирования и развития: учеб. пособие. — СПб.: СПбГИЭУ, 2001. — Ч. 2.
2. Кононова Г. А. Экономика транспортного предприятия: учеб. пособие. — СПб.: СПбГИЭУ,
2002.
3. Лапуста М. Г. Справочник директора предприятия / под ред. М. Г. Лапусты. — 7-е изд., испр., измен. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2004. — 912 с. (Справочники «ИНФРА-М»).
4. Hussey D. Strategy and planning: a manager’s guide. — Chichester: Wiley, 1999.
УДК 658.012 Г. Н. Кузнецов,
ассистент каф. АУПП, СПГУВК
УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА
ORGANIZATIONAL CHANGES MANAGEMENT AT THE WATER TRANSPORT ENTERPRISES
В статье изложены методические положения по формированию системы управления организационными изменениями на предприятиях водного транспорта. Уточненено понятие «организационное изменение», обоснована классификация организационных изменений, происходящих на предприятиях водного транспорта, предложена концепция эффективного управления организационными изменениями и методы их реализации.
Выпуск 3
Выпуск 3
The article gives some methodical principles to form the system of the organizational changes management at the water transport enterprises. The author specifies the concept “organizational change”, grounds the classification of organizational changes at the water transport enterprises, suggests the concept of effective management of organizational changes and methods for their implementation.
Ключевые слова: организационное изменение, квазисостояние, организационные изменения самосохранения и развития, гиперустойчивость, эволюционные экономические процессы, онтогенез, эффективное управление, этапы жизненного цикла.
Key words: organizational change, quasi-condition, organizational changes of self-preservation and development, hyper-stability, evolutional economic processes, ontogenesis, effective management, life-cycle stages.
В УСЛОВИЯХ современной финансовой рецессии успешное развитие всех отраслей отечественной экономики, в том числе на предприятиях транспорта, во многом определяется их способностью оперативно реагировать на изменения внешней среды. В настоящее время конкурентная среда предприятий изменяется ускоренными темпами. Эта растущая изменчивость обусловливается результатом высоких покупательских ожиданий и переходом к глобальной конкуренции на всех видах транспорта, успех в которой определяется в современных условиях не столько самими факторами производства, сколько способностью системы адаптироваться к изменениям внешней среды. Конкурентная борьба во всех отраслях мировой экономики все больше сосредотачивается на организационных факторах, человеческих ресурсах и качестве всех технологических и производственных процессов.
Организационная перестройка ведется во всех сферах деятельности компаний, а разработка и реализация эффективных программ организационных изменений является ключевым фактором успеха в конкурентной борьбе. Для российских предприятий водного транспорта эта проблема особенно актуальна, так как происходит их реформирование в полноценные рыночные агенты и одновременно необходимо вписаться в процессы становления новой постиндустриальной глобальной экономической системы.
Обобщение определений понятия «организационное изменение», предлагаемое различными авторами, позволило уточнить его следующим образом: «Организационное изменение (далее — ОИ) — это совокупность действий (реакций) производственной сис-
темы на изменения во внешней и внутренней среде, сопровождающихся количественным и качественным ростом (сокращением) ее элементов, имеющих динамически неустойчивое состояние (квазисостояние), наличие которых требует постоянной адаптации к меняющимся условиям, приводящим к преобразованиям (в виде инноваций, реорганизации, реструктуризации и др.), повышающих эффективность конкурентоспособность предприятий водного транспорта».
В настоящее время доминирующее положение в сфере транспорта занимает частная собственность. Предприятиями негосударственных форм собственности выполняется на морском транспорте 88,4 % перевозок грузов и 97,3 % перевозок пассажиров, на внутреннем водном — 97,7 и 90,4 %, соответственно [3]. Учитывая сложившуюся ситуацию, частные компании водного транспорта должны проявлять повышенную гибкость, чтобы укрепить свои позиции на рынке транспортных услуг. Это обусловливает необходимость исследования процессов трансформации предприятий водного транспорта в зависимости от изменений конкурентной среды, разработки теории и методики управления целенаправленными организационными изменениями для создания эффективных моделей организационного развития в целях поддержания их высокого конкурентного статуса.
В настоящее время особо значимые иссле -дования в этой области были проведены: А. А. Буловым, Л. Н. Буяновой, С. Ю. Глазьевым, А. П. Градовым, Г. Б. Клейнером, Г. А. Краю-хиным, Г. М. Курошевой, Е. А. Лаврентьевой, А. Н. Лазаревым, Б. З. Мильнером, В. Г. Никифоровым, Г. В. Поваровым, Н. Н. Селезневой, И. П. Скобелевой, Л. М. Чистовым и др.
Однако ряд теоретических положений
требует своего уточнения и развития. К ним относятся:
— уточнение понятия «организационное изменение»;
— разработка классификации типов и видов организационных изменений применительно к предприятиям водного транспорта;
— обоснование концепции формирования системы комплексного управления организационными изменениями;
— разработка методических основ (алгоритма) эффективного управления организационными изменениями на предприятиях водного транспорта.
Для эффективного управления организационными изменениями на предприятиях водного транспорта большое значение имеет анализ и прогнозирование будущих состояний внешней среды. Характер взаимодействия предприятия и внешней среды может быть различным. Влияние параметров среды и ее элементов на предприятие неоднозначно. Одни непосредственно связаны с ним различными типами связей, другие влияют опосредованно, создавая атмосферу, в которой оно функционирует и развивается. С другой стороны, помимо внешней среды, организационные изменения на предприятиях могут вызываться внутренними потребностями, которые определяют, по нашему мнению, все многообразие организационных изменений на предприятиях водного транспорта: процессов, услуг, потребляемых ресурсов, рынков и рыночных сегментов, организационного и производственного потенциала, целей, стратегии, механизмов функционирования и др.
Внешняя среда, обеспечивающая возможности для успешного функционирования на любом уровне экономической системы (на мега-, мезо- и микроуровне), должна обладать следующими свойствами: иметь необходимые ресурсы, не создавать ограничений для системы и способствовать развитию конкуренции.
В связи с этим автором выделены две категории организационных изменений: самосохранения и развития.
Под организационным изменением развития следует понимать количественные, качественные и структурные организационные изменения состава и способов соединения
элементов производственной системы, характера связей между ними и форм их проявления в пространстве и во времени. Для разви-ва-ющихся систем характерны, с одной стороны, устойчивость структуры, с другой — ее потеря, разрушение одной структуры и создание другой устойчивой структуры.
Слишком устойчивая система (гипе-рустойчивая) к развитию неспособна, так как она подавляет любые отклонения от своего гиперустойчивого состояния. Для перехода в качественно новое состояние система обязательно должна оказаться в какой-то момент неустойчивой. Однако перманентная неустойчивость — это другая крайность, такая же вредная для развивающейся системы, как и гиперустойчивость, ибо она исключает запоминание, закрепление в системе характеристик, полезных для взаимодействия с внешней средой, то есть того, что определяет устойчивую структуру системы.
Производственная система, как и любая другая экономическая система, является динамической неустойчивой системой и постоянно находится в состоянии колебания и необратимых сдвигов (разного масштаба). Из равновесного состояния она переходит в неравновесное, занимая там посредством самоорганизации различные устойчивые положения, и, обретая новую сложность, в очередной раз способна достичь нового равновесного состояния.
Производственная система не является самодостаточной, но в то же время это обособленный объект, который не может быть «растворен» в окружающей среде. Она является открытой к другим сферам деятельности — научно-технической, социальной, политической, культурной, экономической, экологической и т.д.
Известный русский экономист Н.Д. Кондратьев в ходе исследования проблем экономического развития (в частности, экономической динамики) и длинноволновых циклических колебаний экономической конъюнктуры вывел ряд принципиальных соображений по поводу сущности эволюционных процессов в экономике [2]. Н. Д. Кондратьев, не отрицая связи экономической эволюции с биологической, считал, что понятие эволюционных
Выпуск 3
Выпуск 3
процессов в экономике восходит к понятиям термодинамики.
Основными видами динамических процессов производственных систем являются эволюционные (необратимые) и циклические (обратимые) процессы. Как отмечал Н. Д. Кондратьев, почти все экономические элементы, взятые по отдельности, и системы в целом подвержены как качественным, так и количественным изменениям. Взятая в целом экономическая система представляет собой как бы целый поток непрерывных и многообразных качественных и количественных изменений. В ней имеются некоторые элементы, описывающие кривую необратимого процесса изменений, в целом процесс экономического развития предприятия представляется процессом необратимым.
Неповторимость, или необратимость, означает лишь невозможность изменения направленности процессов в каждый данный момент времени, что характерно для обратимых процессов. Поэтому «под волнообразными (повторяемыми или обратимыми) процессами, — подчеркивал Н. Д. Кондратьев, — следует понимать те процессы, которые в каждый данный момент имеют свое направление и, следовательно, постоянно меняют его, при которых явление, находясь в данный момент в данном состоянии и затем, меняя его, рано или поздно может вновь вернуться к исходному состоянию» [2].
Термодинамическая интерпретация сущности экономической эволюции, предложенная Н. Д. Кондратьевым, подтверждается также необратимостью научно-технического прогресса, предопределяющего смену технологических укладов. С точки зрения термодинамики экономическая эволюция — двойственный процесс. С одной стороны, это процесс нарастающего поглощения энергии и материи из окружающего природного мира, усложнения связей и отношений в экономической системе, с другой — процесс, сокращающий энергетический потенциал окружающего мира, усиливающий беспорядок в его материальной структуре [2].
Эволюционные изменения, связанные с потерей системой устойчивости, невозможностью возврата старого состояния устой-
чивости и переходом ее в новое устойчивое положение, определяют законы развития производственных систем. Совокупный экономический рост обусловлен синергетическим действием законов функционирования и развития производственных систем.
Переход от одного устойчивого состояния производственной системы к другому может осуществляться достаточно долго или, наоборот, очень радикально и быстро. Скорость замещения зависит от совокупности внутренних и внешних факторов. Чтобы подняться на качественно новый уровень функционирования системы, требуется создание критической массы необходимых условий. Если скорость замещения мала (сравнима с периодом технологическою цикла), то организационные изменения называются непрерывными (эволюционными). Если скорость замещения велика (меньше цикла обновления продукции), то скачкообразными (революционными) изменениями.
Для более всестороннего и объективного рассмотрения и представления организационных изменений на предприятиях водного транспорта следует дополнить известные в теории и практике классификации организационных изменений двумя важнейшими критериями (направлениями исследования), отражающими такие свойства, как адаптивность к воздействиям внешней среды, способность к обеспечению сохранения основных функций системы путем приспособления к изменившимся условиям внешней и внутренней среды и онтогенез — развитие как отражение циклического существования системы через совокупность преобразований, претерпеваемых организацией от рождения до конца жизненного цикла.
Используя действие закона самосохранения, из теории систем в работе выделен в качестве объекта исследования новый блок подвидов классификации организационных изменений — реакция предприятия на вызовы внешней среды, способы взаимодействия с ней и влияния на среду с целью ее «улучшения». Суть закона самосохранения состоит в том, что в течение некоторого времени система, экономно используя свои ресурсы, может сохранять свою целостность и противостоять
многократно превышающим силам воздействия внешней среды. Это возможно только при условии экономного расходования ресурсов в обмен на длительность времени сохранения жизни организации [1].
Чтобы противостоять среде функционирования, предприятие должно соизмерять и всемерно учитывать не только силу влияния внешней среды, но и собственную сложность и многомерность, к тому же имеющую дополнительно большую определенность и подвижность. В связи с этим для любой организации принципиально важно определить выбор направлений своей самозащиты: с одной стороны, усиленно защищать свои слабые звенья, элементы, связи, а с другой — учитывать взаимосвязь внутренних и внешних факторов и обусловленность внутренних факторов внешними. При этом надо специально выделять те факторы, на которые система обязана реагировать прежде всего.
В связи с этим автором уточнена класси-
фикация организационных изменений, в которой выделяется в качестве объекта исследования еще один новый признак классификации организационных изменений — онтогенетический, то есть изучение организационных изменений на разных этапах жизненного цикла предприятия (см. табл. 1). Автором предложена концепция управления организационными изменениями, базирующаяся на новой парадигме управления. Суть ее заключается в определенном отходе от изначального убеждения, что успех фирмы определяется рациональной организацией производства продукции, снижением издержек за счет выявления внутрипроизводственных резервов, повышением производительности труда и эффективности использования всех видов ресурсов. При таком традиционном подходе предприятие рассматривается как «закрытая» система, его цели и задачи считаются заданными, как и условия его деятельности, достаточно стабильными в течение длительного периода времени.
Таблица 1
Классификация организационных изменений организации в соответствии с этапами жизненного цикла организации (ЖЦО)
Признак ./""Этап ЖЦО Зарождение Рост Зрелость Стагнация
Обратимость Эволюционные Эволюционно- Стабильно Переменно-
процесса изменения циклические циклические циклические
Период Преимущественно Стратегические, Стратегические, Преимущественно
стратегические оперативные оперативные оперативные
Причины возникновения Создание новой системы Возможность интенсивного развития Необходимость в изменениях снижается Изменения практически не проводятся
Среда изменений Преимущественно внутренние Внешние, внутренние Преимущественно внешние Внешние
Новизна Преимущественно Заимствованные, Собственные, Собственные,
изменений заимствованные собственные заимствованные заимствованные
Характеристика проводимых изменений Непрерывно- планомерные Планомерные, скачкообразные Преимущест- венно планомерные Текущие
Функциональное содержание изменений Структурные, организационные, производственные, управленческие, финансовые, информационные
\ггл\
Выпуск 3
Выпуск 3
Рис. 1. Концептуальная схема процесса управления организационными изменениями
Новая парадигма управления основана на системном и ситуационном подходах к управлению. Предприятие рассматривается как «открытая» система; главные предпосылки успеха его деятельности отыскиваются вне системы, успех связан с тем, насколько хорошо она приспосабливается к внешней среде, прогнозирует и распознает угрозы, противостоит им, отыскивает возможности, возникающие в среде, извлекает из них максимум выгоды. Это и есть главные критерии эффективности системы управления согласно новой парадигме.
Концептуальная схема процесса управления организационными изменениями на предприятиях водного транспорта представлена на рис. 1.
Важной составляющей управления организационными изменениями на водном
транспорте является оценка экономической эффективности вариантов программ ОИ. Методы оценки должны базироваться, с одной стороны, на традиционных методах расчета эффективности инвестиционных проектов, а с другой — на стадии реализации программы ОИ. Целесообразно использовать конкретные показатели, характеризующие эффективность деятельности предприятий водного транспорта, до и после реализации организационных изменений. Создание и реализация изложенного подхода формирования системы управления организационными изменениями на предприятиях водного транспорта будет во многом способствовать ускорению их инновационного развития и повышению конкурентоспособности на международном рынке транспортных услуг.
Список литературы
1. Казакова Н. В., Кузин Б. И. Методика выбора стратегии организационного развития про-
изводственной системы в рыночных условиях функционирования // Гуманитарные науки. — 1997. — 3.
2. Кондратьев Н. Д. Избранные сочинения. — М.: Экономика, 1993.
3. Российский статистический ежегодник-2009: стат. сб. / Росстат. — М., 2009. — 834 с.
УДК 681.5.03 Е. К. Алексеева,
канд. экон. наук, доцент, СПГУВК;
С. А. Алексеев,
канд. техн. наук, ст. науч. сотр.,
НИЦ
ПОСТРОЕНИЕ ЧАСТНЫХ МОДЕЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ СОДЕРЖАНИЯ И ТЕХНОЛОГИИ ТРЕНАЖЕРНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СУДОВОЖДЕНИЮ
CONSTRUCTION OF PRIVATE MODELS FOR MANAGEMENT THE QUALITY OF THE CONTENT AND TECHNOLOGY OF SIMULATOR TRAINING OF THE NAVIGATION SPECIALIST
В составе частных моделей управления качеством содержания и технологии тренажерной подготовки специалистов введены понятия обобщенной и частной профессиональных задач, определены набор показателей для оценки качества технологии тренажерной подготовки, а также состав процедур для создания качественной технологии, включающей: выбор адекватных методов обучения и создание качественной учебно-материальной базы с использованием перспективных средств тренажерной подготовки.
The concept of generalized and private professional tasks was introduced as a part of the private models of the quality of content and technology of simulator training. The set of indicators for quality evaluation of technology of simulator training was determined. Also, the composition ofprocedures for creation of high quality technology, which includes selection of adequate methods of training and building up a quality training base with the use of modern methods of simulator training was revealed.
Ключевые слова: содержание, технологии, качество, обучение, судовождение, модели управления, учебно-материальная база, тренажерная подготовка.
Key words: content, technology, quality, training, navigation, management models, training base, simulator training.
ЕШЕНИЕ проблем совершенствования процесса тренажерной подготовки (ТП) будущих специалистов по судовождению в учебных заведениях связано с тем, что продуктивное управление качеством ТП невозможно без перехода от субъективных описаний объектов, явлений и про-
цессов, происходящих в системе ТП, к строгим и объективным их представлениям. Такой переход возможен при разработке достаточно адекватных моделей. При этом потребности практической подготовки обучающихся делают эту задачу особенно актуальной с позиций моделирования процесса управления каче-
Выпуск 3