А. С. Харлампиева
Управление общественным сектором сферы услуг в регионах
Общественный сектор, как известно, представляет собой совокупность ресурсов экономики, находящихся в распоряжении государства. Он включает в себя государственные организации, доходы и расходы бюджета. Соответственно, общественный сектор функционирует в виде государственных предприятий и учреждений, в виде налогообложения, программ общественных расходов. Экономика общественного сектора трансформирует предпочтения граждан в цели, которые преследует государство, как государство достигает эти цели, как расходуются эти средства, за счет чего происходит рационализация экономической деятельности. Ресурсы, с помощью которых государство участвует в общественной жизни, -это, с одной стороны, все то, владельцем чего оно является, а с другой - доходы и расходы бюджета. Сфера услуг не является исключением, так как может быть представлена сферой общественных услуг, а точнее, общественным сектором услуг. Важным становится вопрос о формирующейся системе управления в общественном секторе услуг.
Для измерения потенциальных возможностей развития общественных услуг, как важных составляющих уровня благосостояния населения страны и региона, используют концептуальный подход, предложенный в докладе комиссии Джозефа Стиглица «Измерение экономических результатов и социального прогресса» (Stiglitz J.E., Sen A., Fitoussi J.-P., 2009). Концепция располагаемых возможностей («capabilities») основана на подходе, при котором уровень жизни оценивается через свободу личности - возможности сделать выбор между различными комбинациями функциональных жизненных состояний (возможностей). Примером осуществления такого подхода является индекс развития человеческого потенциала, запущенный в практику Программой развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) в 1990 г. Он основан на представлениях о развитии как процессе, расширяющем свободу выбора и возможности людей.
Индекс человеческого развития (ИЧР) / Human Development Index (HDI) - это комбинированный показатель, характеризующий развитие человека в странах и регионах мира. Он каждый год рассчитывается экспертами Программы развития Организации Объединённых Наций (ПРООН) совместно с группой независимых международных экспертов. Эксперты используют в своей работе, наряду с аналитическими разработками статистические данные национальных институтов и международных организаций.
291
Концепция человеческого развития сменила так называемые «классические» теории экономического развития, которые базировались на показателе валового национального продукта, рассматривали человека только в качестве движущей силы экономического развития и провозглашали экономический рост главной целью общественного прогресса.
Индекс человеческого развития - это совокупный показатель уровня развития человека в той или иной стране. ИЧР измеряет достижения страны с точки зрения состояния здоровья, получения образования и фактического дохода ее граждан по трем основным направлениям, для которых оцениваются свои индексы:
1. Индекс ожидаемой продолжительности жизни: здоровье и долголетие, измеряемые показателем средней ожидаемой продолжительности жизни при рождении.
2. Индекс образования: доступ к образованию, измеряемый средней ожидаемой продолжительностью обучения детей школьного возраста и средней продолжительностью обучения взрослого населения.
3. Индекс валового национального дохода: достойный уровень жизни, измеряемый величиной валового национального дохода (ВНД) на душу населения в долларах США по паритету покупательной способности (ППС).
В 2010 г. семейство индикаторов, которые измеряют ИЧР, было расширено, а сам Индекс подвергся существенной корректировке. В дополнение к используемому ИЧР, который является сводным показателем, опирающимся на среднестрановые статистические данные и не учитывающим внутреннего неравенства, были введены три новых индикатора: Индекс человеческого развития, скорректированный с учетом социально-экономического неравенства (ИЧРН), Индекс гендерного неравенства (ИГН) и Индекс многомерной бедности (ИМБ).
Уровень развития сферы услуг в регионе можно оценивать с помощью показателя «Доля занятых в сфере услуг (в процентах от общей численности экономически активного населения региона)» (Кайсарова В.П., Харлампиева А.С., 2014). Общепринято, что к сфере услуг относятся оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, гостиницы и рестораны, транспорт и связь, финансовая деятельность, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг, государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное страхование, образование, здравоохранение и предоставление социальных услуг.
292
Общественные услуги в большинстве случаев финансируются государством. Независимый институт социальной политики к таким расходам на социальные цели относит «пять разделов функциональной классификации расходов бюджета: образование; здравоохранение и физическая культура; культура и искусство; социальная политика; жилищно-коммунальное хозяйство» (URL: http://www.socpol.ru/publications/book.shtml). Их структура разного уровня по итогам исполнения бюджетов показывает, что начиная с 2010 г. и по настоящее время, по данным Федерального Казначейства (Казначейства России), основная тяжесть социальных расходов - 75 % в 2010 г. приходилась на региональные и местные бюджеты. В «расходах федерального бюджета социальные расходы составляют около 15 %, а в расходах консолидированных бюджетов субъектов РФ - 67,5%». Таким образом, потребление общественных услуг в целом по стране увеличилось в 2005-2014 гг. на 65 %, а их финансирование, особенно здравоохранения, образования и ЖКХ, осуществляется преимущественно на региональном и местном уровнях. Для более точного представления о состоянии общественного сектора услуг проводится анализ и на уровне регионов и муниципальных образований (например, городских округов), что дает возможность сравнить полученные данные со среднероссийскими показателями. Неравномерность и высокая динамичность регионального развития формируют предпосылки для выработки нового различных подходов к анализу общественного сектора сферы услуг в территориальном аспекте. Для получения эмпирических оценок сферы общественных услуг в России необходимо провести кластерный анализ на основе показателей уровня благосостояния населения в регионах страны.
Роль государства в сфере общественного сектора проявляется в решении вопросов, касающихся воздействия на экономический рост. Экономика общественного сектора трансформирует предпочтения граждан в цели, преследуемые государством, объясняет, как государство изыскивает средства для достижения этих целей, как оно эти средства расходует и за счет чего его экономическая деятельность рационализируется. Государство призвано обеспечить правовую базу и общественный климат, благоприятствующий эффективному функционированию рыночной экономики; защиту конкуренции; перераспределение доходов; корректирование распределения ресурсов с целью изменения структуры национального продукта; стабилизацию экономики, контроль за уровнем занятости и инфляции, стимулирование экономического роста. В отличие от рыночного, общественный сектор имеет дело с общественными благами, имеющими определенную специфику, которые в большинстве своем не являются предметом купли-продажи. По-
293
скольку в общественном секторе доминирующее место занимает деятельность государства, то часто его называют государственным сектором экономики. В экономической литературе структуру общественного сектора определяют как неоднородную и подразделяют на три подсектора: государственный, добровольно-общественный, смешанный. Наличие этих секторов усложняют реформирующуюся систему управления в данной сфере.
Г. В. Черкасская
Устойчивость систем социальной защиты как социально-экономических систем
Под системой социальной защиты (ССЗ) в самом общем плане предлагается понимать совокупность субъекта/субъектов и объекта/ объектов социальной защиты, согласно личным и общественным нормам осуществляющих за счет общественных и личных ресурсов совместную деятельность с целью восстановления нарушенного под воздействием социальных рисков нормального или установленного нормальным для данного общества уровня социальной адаптации и интеграции в социум объекта социальной защиты. Такие системы имеют место во всех человеческих сообществах и по мере своего развития оказывают все большее влияние на общие социально-экономические характеристики. В этой связи исследование основных характеристик этих систем имеет несомненную научную и практическую актуальность.
С точки зрения теории систем устойчивость любой системы может быть понята как некоторое постоянство или неизменность структуры (статическая устойчивость) и поведения (динамическая устойчивость) системы, а устойчивость экономической системы -как способность возвращаться в состояние экономического равновесия после того, как она была из этого состояния выведена под влиянием внешних и/или внутренних возмущающих воздействий. Под экономическим равновесием в данном случае понимается способность сохранять своё состояние сколь угодно долго независимо от возмущающих воздействий, правда, под экономической системой в данном случае понимаются системы, целью функционирования которых является получение дохода от вложенных в её функционирование ресурсов (см. Волкова В.Н. и др.).
Поскольку системы социальной защиты - это социальноэкономические системы, а их высокая конфликтогенность делает необходимым, в свою очередь, сохранение не просто экономического, а социально-экономического равновесия, и так как система соци-
294