Научная статья на тему 'Управление общественным мнением в современной России'

Управление общественным мнением в современной России Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3834
535
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / СМИ / ИНТЕРНЕТ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Рокотянская Виолетта Валерьевна

В статье выявлены специфика и характер содержания процесса формирования общественного мнения. Сформированы главные принципы и факторы, которые влияют на формирование общественного мнения. Раскрыты основные социальные функции общественного мнения. Исследованы непосредственно сообщества, которые распространяют информацию в интернете. Проанализирован результат внедрения политико-психологических установок в общественное сознание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF PUBLIC OPINION IN MODERN RUSSIA

The article examines the specifics and nature of the content of the process of forming public opinion. Formed the main principles and factors that influence the formation of public opinion. The basic social functions of public opinion are revealed. Researched directly to the community that disseminate information on the Internet. Analyzed the introduction of political and psychological attitudes in the public consciousness.

Текст научной работы на тему «Управление общественным мнением в современной России»

2.6. УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫМ МНЕНИЕМ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Рокотянская Виолетта Валерьевна, канд. экон. наук, доцент кафедры «Государственное и муниципальное управление» Место работы: ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К. А. Тимирязева»

rokotyanskay_ v_ v@mail.ru

Аннотация: в статье выявлены специфика и характер содержания процесса формирования общественного мнения. Сформированы главные принципы и факторы, которые влияют на формирование общественного мнения. Раскрыты основные социальные функции общественного мнения. Исследованы непосредственно сообщества, которые распространяют информацию в интернете. Проанализирован результат внедрения политико-психологических установок в общественное сознание.

Ключевые слова: слова: общественное мнение, управление, политический процесс, СМИ, Интернет.

MANAGEMENT OF PUBLIC OPINION IN MODERN RUSSIA

Rokotyanskaya Violetta V., PhD in Economics, associate professor of the Department of State and Municipal Administration Work place: Russian State Agrarian University named after K. A. Timiryazev

rokotyanskay_ v_ v@mail.ru

Annotation: the article examines the specifics and nature of the content of the process of forming public opinion. Formed the main principles and factors that influence the formation of public opinion. The basic social functions of public opinion are revealed. Researched directly to the community that disseminate information on the Internet. Analyzed the introduction of political and psychological attitudes in the public consciousness.

Keywords: public opinion, management, political process, mass media, Internet.

Актуальность работы обуславливается тем, что мы живем в цифровую эпоху, когда доступность и скорость распространения информации позволяет миллионам людей формировать свое мнение о происходящих событиях на основе сопоставления разных фактов и мнений. Интернет остается технологией, которую невозможно полностью поставить под контроль. Этим пользуются определенные политические силы и социальные группы, разжигающие ненависть населения к государственным органам власти при помощи зачастую ложной информации, что наносит вред укреплению демократической системы в государстве. Стоит отметить, что интернет стал важной и неотъемлемой частью общественной жизни для людей, «местом», где каждый может высказать свое мнение, вступить в дискуссию, передать и получить информацию. Это предоставляет возможность выявить сферы влияния на власть в Российской Федерации с помощью многих независимых интернет ресурсов, объединяющих людей и побуждающих их к действиям.

Большинство информации в сети Интернет нуждается в тщательном анализе и проверке на достоверность, поэтому особый статус и общественную значимость имеют те каналы и сообщества, достоверность и неподкупность которых были неоднократно подтверждены. Анализируя опубликованную в сети информацию, тематические сайты формируют оценочные суждения, внушаемые широкой аудитории пользователей, создавая, таким образом, общественное мнение.

На сегодняшний день заинтересованность в управлении общественным мнением с помощью глобальной сети интернет достаточно высока и характерна для всех ветвей власти.

Основы анализа поведения общественности, формирования общественного мнения и управления общественным сознанием были заложены западными социологами, политологами, философами в начале двадцатого века. Среди них стоит особенно выделить С. Московичи, Г. Лебон, Г. Тард, которые пер-

выми ввели понятие «психология толпы» [1, 3, 5]. Х. Ортега-и-Гассет и Х. Арендт также отмечали значимость таких понятий, как «масса», «толпа» при формировании общественного сознания, для изучения которого ими были введены категории «копирование», «приспособление» и «влияние» [2, 6]. Указанные категории представляют собой источники спонтанной реакции общественности, осуществляющейся через поведение определенных социальных групп, результаты исследования которых были представлены в работах Г. Шиллера, А. Де То-квиля и Г. Маркузе [4].

Управление общественным мнением - это коллективные процессы в обществе, его реакция на определенные жизненные факторы, создаваемая профессионалами, воздействующими на оценочные критерии граждан для формирования нужного суждения по актуальным вопросам. Субъектами управления общественным мнением являются организации, органы государственной власти, правительства иностранных государств, общественные и частные компании, политические партии.

Управление общественным мнением носит социализирующий, просветительский, мобилизационный и манипулятивный характер. Социализирующий характер выражается в объединении общества в социально-политическую культуру в русле политики, проводимой руководством страны, а также в выявлении активной гражданской позиции. Просветительский характер обеспечивает создание информационной среды для отчета органов государственной власти с целью информирования граждан. Мобилизационный характер проявляется в массовой активности в формате общественных дебатов по социально значимым вопросам. Манипулятивный характер состоит в действиях граждан, противоречащих их собственному мнению, в отрицании ими реальной картины мира, а также в подстрекательстве определенной группой лиц на неосознанные деяния. Стоит также отметить, что управление общественным

Проблемы экономики и юридической практики

мнением носит разный характер императивности. При управлении общественным мнением с помощью пропаганды или с помощью страха перед органами государственной власти, степень императивности может становиться максимальной, что плохо сказывается на настроениях в обществе. В настоящее время большинство демократических стран руководствуются маркетинговыми технологиями управления общественным мнением. Однако, основным средством этого управления продолжают оставаться средства массовой коммуникации, в то время как характер управления определяется его целями.

В современном мире управление изображается как система заранее спланированных действий, которая направлена на определенные задачи и имеет скрытый характер. Управление всегда возникает при взаимодействии одного человека с другим.

Основываясь на опыте зарубежных и отечественных исследователей, характер общественного мнения можно определить через субъект, объект, структуру, динамику, предмет, а также связующими с другими по содержанию характеристиками.

Общественное мнение представляет собой специфическую форму общественного, а в более широком смысле - массового сознания. Общественное мнение возникает через общественные потребности и общественные интересы. Ряд исследователей считают неотделимой чертой общественного мнения активность. Это подразумевает, что общественное мнение должно непосредственно оказывать влияние на развитие социально-политических процессов. Тогда инструментами выражения общественного мнения могут быть: средства массовой информации, общественные организации, политические партии.

Незаменимой характеристикой общественного мнения является публичность. Оно должно доходить до сведения как можно большего количества людей посредством, к примеру, информационных сообщений в СМИ о проведении массовых акций или публичных действий.

Признанной чертой общественного мнения является дискус-сионность, так как она образовывается в отношении социально значимых вопросов и подразумевает солидарность интересов различных общественных групп.

Степень самостоятельности общественного мнения определяется, главным образом, политическим режимом и политическими традициями государства. Так, в странах, где форма правления тоталитарная, общественное мнение формируется институтами официальной власти с помощью пропаганды и идеологии. При демократических режимах общественное мнение возникает как результат гражданской активности групп, которые могут быть созданы властвующей элитой с помощью различных технологий и на основе стратегии «soft power»..

Основу содержания общественного мнения составляют:

- события, процессы, явления, факты, слухи, сплетни;

- позиции лидеров;

- стереотипы общественных групп;

- религиозные убеждения;

- информационная политика СМИ;

- сложившиеся в социуме морально-этические нормы;

- научные знания.

Структура общественного мнения - это сочетание рационального, волевого и эмоционального компонентов. В ходе скрещивания рационального и эмоционального компонентов складывается оценочно-ценностная сторона или социальная оценка. Волевой компонент обозначает способность оказывать

влияние на принятие социально-политических решений стратегического значения.

Основные социальные функции общественного мнения:

1. Контрольная. Она обеспечивает степень социального конформизма разных личностей, важную для выживания и нормального функционирования социума в целом, а также реали-зовывает контроль за деятельностью органов государственной власти, гарантируя своевременное пресечение негативных для социума действий или мер с ее стороны.

2. Оценочная. Эта функция определяет границы допустимых и недопустимых в социуме действий и мер, формирует систему социальных приоритетов, а также критериев реагирования на работу власти и других социально-политических сил.

3. Консультативная. В ключе общественного мнения могут формироваться различные идеи, мысли и предложения к государственным органам власти в отношении решений тех или иных социально-политических задач.

4. Защитная. Проявление общественного мнения и влияние с его помощью на социально-политические процессы дает возможность различным социальным группам защищать свои интересы.

5. Директивная. Общественное мнение может не только рекомендовать, просвещать, но и диктовать, предписывать органам власти, какие меры необходимо предпринять для устранения негативных для общества явлений и процессов.

6. Регулятивная. Подразумевает урегулирование взаимных отношений в конфликтных ситуациях, между различными группами людей, а также между обществом и властью.

7. Социально-конструктивистская. Формируется в результате проявления гражданской деятельности.

В социологии есть две основные теории воздействия на субъект общественного мнения: элитарная и интегративная. Согласно элитарной теории, субъектом общественного мнения становятся немногочисленные социальные группы, которым присущи высокая степень информированности, социально-политической грамотности, а также гражданская активность. В интегративной теории субъектом выступает простое большинство граждан или наибольшие социальные группы, характеризующиеся общей целью и интересами.

Объектами общественного мнения являются факты, явления и события, обладающие общественной значимостью.

Политическое управление - это вид общественного управления, который осуществляется избранными народом органами, принимающими политические решения в сфере реализации стратегических задач государства, а также развития политических, правовых, социально-экономических и культурных институтов. Политическое управление направлено на достижение определенных целей правящей элитой и другими участниками политического процесса. Оно реализуется в постановке общенациональных целей развития, разработке внешней и внутренней политики, словом, там, где принимаются решения на общегосударственном уровне. В него всегда вовлечены политические, общественные институты, частный сектор и организации гражданского общества.

Процесс управления в политической жизни может проявляться как крайне неэтичное и недопустимое поведение по отношению к тем, кто не может сам проверить достоверность информации, касающейся важных новостей из жизни страны. В Российской Федерации подача новостей на телевидении происходит в несколько этапов: вначале запугать, затем успокоить, поставить риторический вопрос и вбросить в конце эфи-

ра положительную новость, которая порой бывает абсолютно абсурдной. Именно из-за недоверия к официальными СМИ и замалчивания ими реально значимых новостей большая часть аудитории уходит в неподконтрольное интернет пространство, где информация видна с разных точек зрения, где цензура телеканалов становится обходимой и потому бессильной.

Любое политическое управление несет в себе массу целей и задач, направленных на получение нужного результата. Главной целью политического управления является власть над народом, ее удержание и создание политического режима, комфортного для элиты. В большинстве случаев работа над контролем общественного мнения происходит в период пассивного управления, происходящего в стране. Это связано с тем, что любую информацию надо фильтровать и подавать так, чтобы это устроило основную часть населения, которая слушает и смотрит телевидение. Однако, успеха здесь можно достигнуть лишь при условии, что население считает телевидение единственным и достоверным источником информации, потому что так продолжалось многие десятилетия, в течение которых телевидению не было достойной альтернативы. Там, где в свое время главенствовало телевидение, сформировалась наибольшая сила воздействия политической пропаганды, целью которой являлся контроль за общественным мнением. Для этого к работе были привлечены подготовленные манипуляторы, которые отлично знали, что от них требуется.

Профессиональные манипуляторы проделывают колоссальную работу по анализу всех социально значимых групп, которые могут оказать прямую поддержку политику или кандидату, например, на выборах. Следовательно, можно констатировать наличие политического управления населением. Именно поэтому политические технологи всегда стараются представить своего кандидата в самом выгодном свете, что позволит ему привлечь на свою сторону наибольшее количество электората.

Стоит выделить несколько пунктов по реализации технологий политического управления:

1. Внедрение в сознание желательной для общества информации под видом классической, устоявшейся и неоспоримой истины.

2. Оказание давления на эмоциональную составляющую сознания, которая отвечает за чувство самосохранения и боязнь потерять свой минимум комфорта в будущем.

3. Осуществление значимых задач и планов для поддержки реализации новых целей.

4. Рассуждения о фактах, которые имеют или имели вес в современном геополитическом мире.

Политическое управление базируется на заранее подготовленных историях, преподносимых социуму как альтернативные, иные варианты событий, не требующие ни осмысления, ни использования критического мышления, благодаря чему возникают ложные интересы. Такими политическими технологиями зачастую пользуются политические пиар службы.

Видоизменения средств массовой коммуникации привели к своевременному развитию рекламы и пиар-технологий после демократических трансформаций в России. Нельзя отрицать их наличие в Советском Союзе, но говорить об их расцвете именно в этот исторический период не приходится.

Реклама взывает не к рациональному мышлению, а к эмоциональному. Она, как любой гипнотический метод, нацеливается на палитру эмоций человеческого сознания с тем, чтобы обеспечить интеллектуальное подчинение определенного объекта. Реклама подобного рода взывает к человеческим

эмоциям всеми возможными способами, к которым относятся: часто повторяющееся фраза, слоган, картинка, давление авторитетом политического актора, а также возможный пикантный подтекст рекламируемого для притупления критического сознания. Совершенно ясно, что качества, описанные в рекламном ролике или вывеске, могут не до конца сочетаться с реальной картиной происходящего. Данные методики опираются на нерациональную составляющую психики, ингибирующую активность критического мышления, и являются, по своей сути, губительными для сознания или, по образному выражению, «опиумом для народа».

Политическая реклама по своей сути является лишь популизмом, мечтой или желанием услышать именно то, чего так долго ждут. Когда человек слышит то, что давно хотел услышать, он получает глубокое удовлетворение и уверенность в завтрашнем дне. Еще в начале прошлого столетия академик и лауреат Нобелевской премии в области медицины и физиологии Иван Павлов констатировал: «У нас должна быть одна потребность, одна обязанность - охранять единственно нам оставшееся достоинство: смотреть на самих себя и окружающее без самообмана» [7].

Люди, занятые в политическом управлении современной Россией, пришли к выводу, который со временем стал ошибочным и раковым для телевидения: интернет никогда не заменит ТВ и его каналы, на которых есть контент для любого зрителя и слушателя, не сможет превзойти их по картинке, подаче, материалу и поэтому можно без опасения уступить интернету ту часть, которая останется от большого информационного потока, профильтрованного цензорами ТВ. Главной целью создания сети интернет была и остается свобода обмена информацией. В начале 2000-х аудитория интернет-сайтов была еще не так велика, как на сегодняшний день, благодаря чему можно было не опасаться блокировки или фильтрации контента интернет-сайта.

Тем не менее, сетевая свобода информационного обмена обрела со временем и негативные стороны, такие как виртуальное хулиганство; доступность материалов, содержащих сцены насилия или носящих агрессивный характер; быстро формирующаяся интернет-зависимость; ощущение вседозволенности; интернет мошенничество.

Естественно, все негативные стороны уравновешиваются огромным количеством положительных моментов: быстрый поиск информации, связь с любой точкой мира, общение по интересам, обучающий контент и так далее. Проблема заключается лишь в том, как человек будет использовать данный ресурс.

Именно поэтому в настоящее время отдельным направлением стала таргетинговая реклама, нацеленная на определенную аудиторию. Ее задача - оказывать воздействие на те группы потребителей, которые максимально заинтересованы в определенном товаре. По такому же принципу действуют политические пиар службы, стремясь сохранить ту аудиторию, которая уже поддерживает их движение или партию, и привлечь еще большую аудиторию, сомневающуюся или не определившуюся со своим выбором.

В отношении конкурентов в политике нередко применяются «грязные» политические технологии, основанные на историях, которые должны быть неожиданными, целенаправленными, упор должен быть сделан на больные точки оппонента, а удар должен быть массированным, чтобы привести к общественному порицанию.

Проблемы экономики и юридической практики

1. При использовании «грязных» технологий, их «мишени» и его PR-службе следует начать работу по решению данной проблемы, не доводя ситуацию до полной катастрофы. Стоит минимизировать данную проблему с максимальной скоростью, обеспечив опровержение негативной информации и сглаживание острых моментов, чтобы не ухудшить положение путем увеличение резонанса вокруг данной проблемы.

2. Конечной целью «грязных» технологий становится максимальный ущерб, который можно нанести имиджу политика или целой организации через слабые и непроработан-ные стороны их биографии либо истории, если речь идет об организации.

Одним из плюсов применения таких технологий становится выявление слабых сторон оппонента с последующим их гипертрофированным усилением. Эффективные методы борьбы с такими приемами можно найти только при наличии знаний в области формирования общественного мнения и управления общественным сознанием, а также понимания структур и разновидностей общественного мнения:

1. Массовое или результативное мнение является общей суммой мнений и делится на ситуативное, зависящее от событий, происходящих вокруг объекта; и общее индивидуальное мнение в контексте определенной проблемы.

2. Воспринимаемое общественное мнение образуется общественными кругами на основе значимых для них явлений и процессов.

3. Активизированное общественное мнение формируется у заинтересованных граждан, которые по своей воле занимаются определенными процессами в жизни общества.

4. Латентное общественное мнение образуется по мере развития дебатов на различные темы и под влиянием информационного потока.

В критических ситуациях, возникших из-за «грязных» политических технологий разного рода, существует возможность переключить общественное мнение на другую новость или проблему меньшего масштаба.

Примером применения «черного пиара» может послужить событие, которое произошло на выборах президента Российской Федерации в 2018 году, когда кандидат от партии КПРФ Павел Грудинин не уведомил ЦИК о нескольких своих незакрытых счетах в иностранных банках. Эта новость была мгновенно подхвачена всеми соперники кандидата, инициировавшими его повсеместную травлю.

В качестве другого примера применения «грязных» политических методов можно привести обращение к эмоциям, широко распространенное в современной политической пиар-традиции. Когда в ходе политических дебатов Ксения Собчак вылила на своего оппонента, Владимира Жириновского, стакан с водой, многие увидели в этом поступке храбрость и уверенность новоиспеченного кандидата в президенты, что само по себе могло принести ей определенное количество голосов. Но, как показывают исследования, голосование «разумом» свойственно преимущественно мужчинам, в то время как женская аудитория голосует «сердцем».

Управляя общественным мнением на основе эмоций, включающих страх, надежду и любовь, можно легко начать использовать некие стереотипы, не связанные с логикой. Для такой социальной группы людей, как люди пенсионного возраста, достаточно видеть, что кандидат уверенно держится, убедительно и связно говорит, презентабельно смотрится на экране ТВ (на нем классический костюм, белая рубашка, гал-

стук), чтобы удостовериться в серьезности и правильности намерений кандидата.

Все эти несущественные с точки зрения практической деятельности детали могут подкупить часть электората, который регулярно смотрит телепередачи, но в глобальной сети все начинается с таких площадок, как YouTube, Instagram, Facebook, Twitter, VK, Telegram.

В период возникновения тематических каналов на всех интернет-площадках никто не мог и подумать о том, что со временем эти сообщества станут одним из ведущих инструментов управления общественным мнением. Ведь именно в интернете могут существовать действительно свободные СМИ. Каждый день человек просматривает страницы нескольких социальных групп в поисках новостей. Здесь пользователь сам вправе выбирать в какой отрезок времени смотреть и читать новости, что также стало плюсом интернет-коммуникации.

Можно с уверенностью сказать, что интернет - это огромный ресурс, создание которого стало одним из самых значимых событий в истории человечества. Никогда еще информация не была так доступна, как в наступившем XXI веке. С такими темпами обмена информацией и ее объемами порой бывает трудно или невозможно справиться, так как наряду с правдивой информацией поступает и ложная, что создает опасность личностной деградации. В этом состоит основной недостаток интернета - именно здесь человек может с легкостью потерять несколько часов своей жизни, потратив их на бесполезный и отупляющий контент. Если на телевидении информацию контролируют и подвергают цензуре, то в интернете вся информация находится в свободном доступе.

Часто используемым приемом управления общественным мнением служит методика перегрузки информации в социальных сетях, а также создание информационных поводов разного рода для сокрытия в общей новостной ленте наиболее важных и значимых новостей. Тот факт, что рейтинги многих знаменитостей и действующих политиков составляются на основе количества записей и упоминаний в средствах массовой информации, социальных сетях, блогерской сфере, количеством комментариев, репостов и сообщений, тона самих упоминаний, а также социологических опросов. Такие процедуры вполне стандартны в глобальной сети и входят в разряд обязательных, поэтому все меньше возникает необходимость в эфирном времени на телеканалах. Однако, рейтинги, составленные на основе данных социальных сетей, могут быть условными, как и их правдивость. Они легко могут создавать ложное позитивное представление о человеке, организации, партии или кандидате. Сам факт представленности в рейтинге, например, «лучших политиков в стране» формирует у общественности позитивный образ выдающегося представителя власти, совершенно не основанных на результатах его реальной деятельности.

Смысл политического управления - это получение наибольшей поддержки населения путем управления общественным мнением. Целью появления политиков в информационном пространстве уже является не донесение до народных масс своей политической программы, а лишь убеждение в правильности собственной стратегии, ведь для одобрения обществом необходимо лишь правильно представить политика и создать нужный в конкретной ситуации образ.

Интернет-технологии структур, работающих на государственном уровне, делают основной упор на систематическое внедрение в подсознание социума разного рода историй и

мифов, норм и общественных правил, иллюзий, касающихся многих острых процессов, а также ценностей политического и общественного характера.

Интернет-манипуляции общественным мнением должны происходить незаметно и не вызывать даже минимальных подозрений: человек должен прийти к выводу, что он сам делает данное заключение по определенному вопросу. Именно так и усыпляется критическое мышление. Объяснить успешность данных технологий в российском социуме можно несколькими факторами:

1. Сохранение устаревших взглядов о правоте и надежности новостных статей, размещаемых в средствах массовой информации.

2. Регулярно обновляемые техники политического управления.

3. Развитие коммуникаций и технологических процессов.

4. Появление новых общественных мнений.

5. Регулярное обращение к людям с целью выявления их мнения на происходящие процессы.

Политическая жизнь современной России характеризуется одним из самых высоких уровней конкуренции. Поэтому для сохранения и приумножения политического капитала необходимо контролировать общественные массы с помощью максимально большего количества ресурсов, в спектре которых лидирующее положение сети интернет в настоящее время неоспоримо.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 91,97%.

Список литературы:

1. Московичи С. Исторический трактат по психологии масс. Век толп. /

Пер. с фр. Т.П. Емельяновой - М.: Изд-во: «Центр психологии и психотерапии», 1996.

2. Tarde G. Communication and Social Influence. Chicago - London, 1969.

3. Лебон Г. Психология народов и масс. Санкт-Петербург, 1995.

4. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Вопросы философии. 1989.

№ 3.

5. Арендт X. Массы и тоталитаризм. // Вопросы социологии, 1992. Т.1, № 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1994.

7. Токвшь А. де Демократия в Америке. Кн. 1. М., 1992.

8. Павлов И. Об уме вообще и русском в частности. 1918.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Рокотянской Виолетты Валерьевны по теме: «Управление общественным мнением в современной России» Исследование посвящено изучению феномена общественного мнения и вытекающих из его сущностных характеристик особенностей формирования общественного мнения как процесса принятия, переработки и осмысления социальными группами полученной информации, исследованию факторов, влияющих на формирование мнения социальных групп и общества в целом по какой-либо социально значимой проблеме, рассмотрению феномена управления процессом формирования общественного мнения и возможностей манипулирования общественным мнением, а также последствий, к которым такое манипулирование ведет.

Актуальность темы исследования определяется, прежде всего, значимостью общественного мнения в современных социальных процессах. Не случайно общественное мнение характеризуется как «пятая власть»: в демократическом обществе оно является важным фактором принятия и осуществления решений по всем ключевым вопросам общественной жизни. Формирование гражданского общества, становление реальной демократии требует углубленного внимания к функционированию общественного мнения в системе социальных взаимодействий. Обозначившиеся в XX в. проблемы, связанные с возможностями манипулирования общественным мнением, и осознание опасностей такого манипулирования также делает актуальным теоретическое исследование процессов формирования общественного мнения и факторов, детерминирующих эти процессы.

Таким образом, представленная научная работа рекомендуется к публикации в открытой печати.

Доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры «Менеджмент и маркетинг» Кабардино-Балкарского государственного университета Х.М. Бербекова

А.Б. Нагоев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.