Научная статья на тему 'Управление общеобразовательной школой как фактор развития детской одаренности'

Управление общеобразовательной школой как фактор развития детской одаренности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
276
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКАЯ ОДАРЕННОСТЬ / МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ / CHILDREN''S TALENT MANAGEMENT MODEL / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ОБЩИЙ И СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / КРЕАТИВНОСТЬ / ПРОЛОНГИРОВАННАЯ ДИАГНОСТИКА / EDUCATIONAL PROGRAMS / EDUCATIONAL PROCESS / GENERAL AND SOCIAL INTELLIGENCE / CREATIVITY / PROLONGED DIAGNOSIS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карпова С. И.

В статье рассматривается проблема управления отечественной общеобразовательной школой, ориентированной на развитие детской одаренности как интеллектуально-творческого потенциала, присущего каждому учащемуся. Основную целью, по мнению автора, является разработка концепции и модели управления образовательным учреждением, позволяющей гармонично встроить работу по развитию одаренности в общий образовательный процесс школы в соответствие с требованиями государственных стандартов, личностных особенностей учащихся и запросов родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карпова С. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF COMPREHENSIVE SCHOOL AS FACTOR OF THE DEVELOPMENT OF CHILDREN'S TALENTS

The article deals with the problem of managing the national secondary school, focused on the development of children's talents as an intellectual and creative potential inherent in every student. The main purpose of the author's opinion, is the development of concepts and models of educational institution, allowing work to build harmonious development of giftedness in the overall educational process of the school into compliance with state standards, students' personal characteristics and wishes of the parents.

Текст научной работы на тему «Управление общеобразовательной школой как фактор развития детской одаренности»

In article the problem of formation of a moral and valuable position of students of teacher training college through which analysis value of this position in professional and pedagogical activity reveals is considered.

Keywords: formation, values, moral and valuable position.

Проблема становления нравственно - ценностной позиции личности - одна из самых актуальных в современной педагогике, так как в настоящее время одной из целей воспитания молодежи является нравственное развитие, формирование личностной позиции, потребности в нахождении собственных смыслов деятельности.

В настоящее время ученые обращают все большее внимание к системе требований, которым должен отвечать педагог и которые определяют успех в педагогической деятельности. Так, Я. И. Кузьминов, В. Л. Матросов, В. Д. Шадриков в своем «Профессиональном стандарте педагогической деятельности» приводят ключевые компетенции педагога, формирующиеся в процессе профессиональной подготовки, составляющие сущность профессиональной деятельности. Согласно профессиональному стандарту, одной из базовых компетентностей учителя должна быть позитивная направленность на педагогическую деятельность, то есть осознание целей и ценностей педагогической деятельности. Особо важным периодом в развитии ценностей является студенческий возраст. Ценностные ориентации, профессиональная позиция студента - это та первооснова, которая в течение всей его последующей жизни определяет профессиональную направленность и успех педагогической деятельности. В настоящее время у будущих специалистов не на должном уровне сформирована позиция и качества, характеризующие толерантность и нравственное отношение к обществу, людям, труду и самому себе. Происходящие экономические и социо-культурные изменения не всегда оказывают позитивное влияние на становление личности, ее идеалы и ценности, нравственные ориентиры и установки. Поэтому студенческая молодежь нуждается в особом педагогическом внимании и создании условий по становлению нравственноценностной позиции.

Данная проблема рассматривалась в аспекте философских, психолого - педагогических и аксиологических знаний. Рассмотрением различных аспектов данной проблемы занимались такие ученые как Н. М. Борытко, Л. В. Ведерникова, В. П. Бездухов, В. А. Сластенин. В их работах раскрыты такие категории как профессиональная позиция педагога, педагогические ценности и установки педагога, изучены и описаны их виды. Несмотря на множество исследований, мало изучен механизм становления нравственно-ценностной позиции студентов педагогического колледжа, не разработан общепринятый подход в создании педагогических условий по становлению такой позиции.

Для понимания сущности становления нравственно - ценностной позиции, рассмотрим некоторые понятия более подробно.

В своем исследовании Л. В. Ведерникова указывает, что процесс становления личности можно определить как целостный процесс движения человека в сторону субъектности[2,51]. То есть, становление - процесс и результат развития человека, обеспечивающий раскрытие новых личностных характеристик через достижение субъектности. Субъектность, как отмечал Н. М. Борытко, это утверждение самости. Речь идет о субъекте, способном не только реализовывать деятельность, но и выделять для себя собственный смысл этой деятельности. Выделение смысла деятельности является показателем сформированности личностной позиции педагога[1, 56]. Поэтому, осознав ценности и смысл педагогической деятельности, их значимость для себя, студент способен выстроить собственную систему личностных ценностей, через которую происходит нравственное саморазвитие и становление нравственно-ценностной позиции.

Нравственно-ценностная позиция студентов педагогического колледжа понимается нами как интегральная характеристика личности студента, определяющая направленность на созидание собственного смысла и нравственно-ценностных ориентаций в профессионально-педагогической деятельности.

Таким образом, проанализировав различные подходы к проблеме становления нравственно-ценностной позиции обучающихся педагогического колледжа, можно сделать вывод, что данный процесс заключается в достижении студентом субъектности, то есть придании личностного смысла и формировании нравственно - ценностных ориентаций в профессионально-педагогической деятельности.

Литература

1. Борытко, Н. М. Педагогика [Текст] / Н. М. Борытко, И. А. Словцова, А. М. Байбаков.-2-е изд.-М.:Академия,2009.-496с.

2. Ведерникова, Л. В. Теория и практика становления и развития исследовательской компетентности педагогов [Текст]: моногр./ Ведерникова Людмила Васильевна, Рындина Юлия Валерьевна. - Ишим: ИГПИ им. П. П. Ершова, 2012. - 128 с.

3. Ведерникова, Л. В. Формирование ценностных установок студента на творческую самореализацию [Текст] / Педагогика №8, 2003г., с.47-53.

4. Сластенин, В. А. Педагогика [Текст] / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - 2-е изд. Стереотип.- М.: Академия, 2003. - 576 с.

Карпова С.И

Кандидат педагогических наук, доцент, кафедры педагогики и методики преподавания, АНОО ВПО «Одинцовский

гуманитарный институт»

УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛОЙ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ

Аннотация

В статье рассматривается проблема управления отечественной общеобразовательной школой, ориентированной на развитие детской одаренности как интеллектуально-творческого потенциала, присущего каждому учащемуся. Основную целью, по мнению автора, является разработка концепции и модели управления образовательным учреждением, позволяющей гармонично встроить работу по развитию одаренности в общий образовательный процесс школы в соответствие с требованиями государственных стандартов, личностных особенностей учащихся и запросов родителей.

Ключевые слова: детская одаренность, модель управления, образовательные программы, образовательный процесс, общий и социальный интеллект, креативность, пролонгированная диагностика.

Karpova. S.I.

PhD, Associate Professor, ANOO HPE Odintsovo Humanities Institute

MANAGEMENT OF COMPREHENSIVE SCHOOL AS FACTOR OF THE DEVELOPMENT OF CHILDREN’S TALENTS

Abstract

The article deals with the problem of managing the national secondary school, focused on the development of children's talents as an intellectual and creative potential inherent in every student. The main purpose of the author's opinion, is the development of concepts and models of educational institution, allowing work to build harmonious development of giftedness in the overall educational process of the school into compliance with state standards, students' personal characteristics and wishes of the parents.

Keywords: children's talent management model, educational programs, educational process, general and social intelligence, creativity, prolonged diagnosis.

18

Стратегической целью долгосрочного социально-экономического развития нашего общества является формирование качественно нового образа России как сильного, влиятельного и уважаемого во всем мире государства. Реализация этой цели на государственном уровне требует создания условий для максимально эффективного использования человеческого потенциала1.

Ведущее место в решении задачи формирования интеллектуально-творческого потенциала и социально значимых личностных качеств человека традиционно занимают учреждения общего образования. Разработка концепции управления общеобразовательной школой, ориентированной на выявление и развитие детской одаренности как внутреннего интеллектуальнотворческого потенциала личности каждого учащегося, является одним из наиболее востребованных направлений педагогических исследований и важнейшей задачей современной образовательной практики.

При изучении процесса управления образовательной школой ключевым вопросом является определение общего и специфичного в процессе управления.

Особо следует отметить работы, выполненные с позиций педагогического менеджмента (В.А. Кальней, М.М. Поташник, В.П. Симонов и др.). Не отрицая общую подчиненность процесса управления школой законам классического менеджмента, авторы подчеркивают, что объектом управления в данном случае становится образовательный процесс, осуществляет его как руководящий состав учреждения, так и педагогический коллектив. В этом случае не только руководитель образовательного учреждения наделяется управленческими функциями, но и учитель. Он тоже становится менеджером образовательного процесса, направленного на развитие внутреннего потенциала личности учащихся.

В современной науке и образовательной практике отмечается устойчивый интерес к изучению природы детской одаренности, способам ее диагностики и развития, при этом существует относительно мало работ, посвященных изучению специфики управления общеобразовательной школой, реализующей целенаправленную работу по выявлению и развитию детской одаренности. Сложность состоит в том, что организованный с учетом решения этой задачи образовательный процесс, с одной стороны, должен отвечать ориентирам и нормативам, заданным ФГОС, а с другой - основным современным стратегиям, формам организации, методам и приемам развития детской одаренности.

В соответствие с традициями отечественной науки одаренность рассматривается как интеллектуально-творческий потенциал, присущий каждому ребенку, и представляет собой системное, развивающееся в течение жизни качество психики, обеспечивающее успешность в деятельности и характеризующееся, прежде всего, индивидуальным сочетанием уровней развития общего, социального интеллекта и креативности.

Целью нашего исследования стала проверка на практике модели управления общеобразовательной школой, ориентированной на развитие одаренности учащихся.

Теоретическая основа современной концепции и модели управления общеобразовательной школой, ориентированной на развитие детской одаренности, должна базироваться на интеграции основных методологических подходов к управлению: системного и процессного.

Выбор системного подхода обусловлен тем, что общеобразовательная школа, являясь образовательной системой, становится также системообразующей подсистемой двух систем: системы российского образования и, сформированной за годы реализации федеральной целевой программы «Одаренные дети» (подпрограмма Федеральной целевой программы «Дети России»), отечественной системы работы с одаренными детьми, направленной на их выявление, развитие и поддержку.

Выбор процессного подхода обусловлен усилением роли общества в управлении современным образованием: это приводит к повышению требований к его качеству (результату) не только со стороны получателей образовательных услуг, но и со стороны работодателей, профессиональных сообществ и объединений. Свидетельством тому является создание Национальной системы независимой оценки и сертификации квалификаций в педагогической области. Процессный подход, ориентированный на управление результатами, в наибольшей степени отвечает задаче повышения качества образования, что, в свою очередь, повышает конкурентоспособность школы в современном образовательном пространстве.

Процессно-ориентированное управление уделяет особое внимание взаимодействию структурных элементов образовательной организации, причем взаимодействие строится не вдоль функциональной иерархии, а по горизонтали, на связи между структурными подразделениями.

Основное внимание обращается на межфункциональные виды деятельности, интегрирующие отдельные функции в общие потоки и нацеленные на конечные результаты. Это дает управленческий эффект, при котором каждый сотрудник многофункционален, т.е. на нем пересекаются несколько бизнес-процессов.

Методология процессного подхода обеспечивает целостность управления на стыках деятельности структурных подразделений и должностных лиц.

По отношению к управлению школой все действия в бизнес-процессах служат цели преобразования ученика на основе сформированного социального заказа общества на входе, в выпускника, обладающего необходимым уровнем подготовки в соответствии с требованиями ФГОС и социального заказа на выходе. Кроме того, процессный подход обеспечивает качество интегративного свойства системы, он нацелен на результат. Его использование помогает сформировать режим предотвращения сбоев в деятельности всех структурных подразделений и участников образовательного процесса, способствует их самоорганизации.

Конкретизировать реализацию процессного подхода в управлении общеобразовательной школой, ориентированной на поддержку и развитие детской одаренности, призвана корневая модель бизнес-процессов. Она представляет собой совокупность отдельных бизнес-процессов, необходимых для организации и управления образовательным процессом, ориентированным на развитие детской одаренности (Схема 1).

1 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р (в редакции распоряжения Правительства РФ от 08.08.2009 г. № 1121-

р).

19

Схема 1 - Корневая модель бизнес-процессов, обеспечивающих управление общеобразовательной школой, ориентированной на развитие детской одаренности

Таким образом, бизнес-процесс школы - особый процесс, который служит достижению основных целей школы (бизнес-целей) и включает в себя совокупность действий, мероприятий, связей между структурными подразделениями школы и между школой и внешним миром.

С нашей точки зрения в школьном управлении следует выделить три вида бизнес-процессов:

Управляющие - управляют функционированием образовательной системы школы (корпоративное управление, стратегический менеджмент, внутренний аудит);

Операционные (основные) - составляют основную деятельность школы («Разработка научно-методического обеспечения и сопровождения образовательного процесса, ориентированного на развитие детской одаренности»; «Осуществление образовательного процесса в соответствии с ФГОС на основе дифференцированного подхода, ориентированного на развитие детской одаренности» и др.);

Поддерживающие - обслуживают основную деятельность школы (подбор персонала, бухгалтерский учет, материальнотехническая и информационная поддержка, административно-хозяйственная деятельность).

Классификатор бизнес-процессов школы, созданный на основе корневой модели, включает в себя управляющие, операционные (образовательный процесс) и поддерживающие бизнес-процессы с целями, задачами, результатами и моделями, соотнесенными с основной целью и миссией образовательной организации.

В качестве примера представляем один из операционных бизнес-процессов «Разработка научно-методического обеспечения образовательного процесса, ориентированного на развитие детской одаренности».

Цель бизнес-процесса: создание банка знаний по научному обеспечению и сопровождению образовательного процесса.

Задачи бизнес-процесса:

• создание авторских программ, учебно-методических разработок, диагностических методик;

• разработка инновационных образовательных технологий, совершенствующих образовательный процесс;

• разработка программ дополнительного образования, направленных

Ресурсы бизнес-процесса: информационные (законодательство, нормативная документация, методы, методики,

образовательные технологии и программы, документы, файлы, данные, программное обеспечение); финансовые (наличные деньги, средства на расчетных счетах и пр.); материальные (материалы, оборудование); кадровые и временные.

Результат бизнес-процесса: система научно-методического обеспечения образовательного процесса, ориентированного на развитие детской одаренности.

20

Модель бизнес-процесса «Разработка научно-методического обеспечения образовательного процесса, ориентированного на развитие детской одаренности»

1 Мониторинг научно-методической базы образовательного процесса с 1 целью сбора, обобщения и анализа состояния исследуемого объекта 1

2 Проектирование научно методического обеспечения образовательного J процесса: определение целей, задач, содержания и ожидаемых 1 результатов 1

3 Разработка научно-методическогообеспечения образовательного 1 процесса: составление учебных программ, диагностических методики т.д. 1

4 Апробация научно-методического обеспечения образовательного процесса 1 с целью определения эффективности для развития одаренности учащихся 1

5 J > Внедрение научно-методического обеспечения в общий образовательный процесс школы, включая систематическую пролонгированную оценку уровня развития одаренности учащихся

6 Сопровождение научно-методического обеспечения образовательного процесса: нормативно-правовое, информационное, психологопедагогическое, материально-техническое

Представленный классификатор бизнес-процессов следует соотнести со структурными подразделениями школы. Схема соотнесения определяет каждому структурному подразделению бизнес-процессы с целями, задачами и результатами, в которых оно занято, что приводит к четкому взаимодействию всех структурных подразделений по достижению основной цели и обеспечивает качество управленческого процесса (Схема № 2).

Схема 2 - Схема соотнесения бизнес-процессов общеобразовательной школы со структурными подразделениями

Взаимосвязь корневой модели с классификатором бизнес-процессов и схемой соотнесения бизнес-процессов со структурными подразделениями школы позволяет определить функции структурных подразделений, занятых в бизнес-процессах, и смоделировать управление общеобразовательным учреждением с позиций процессного подхода: управление школой на основе результатов бизнес-процессов (Схема № 3).

21

Схема 3 - Модель управления общеобразовательной школой с позиций процессного подхода

Интеграция процессного и системного подходов позволяет встроить психолого-педагогическую работу по развитию детской одаренности в общий образовательный процесс школы, с учетом требований ФГОС, индивидуальных особенностей учащихся и запроса родителей. При этом системный подход обеспечивает управление по достижению интегративного свойства образовательной системы, а процессный подход обеспечивает его качество. Основным критерием эффективности модели управления следует считать наличие положительной динамики в уровне развития детской одаренности учащихся, определяемой в ходе процесса ее систематической пролонгированной оценки.

В определении критериев оценки эффективности управления общеобразовательным учреждением, ориентированным на развитие детской одаренности, выделяются количественные и качественные критерии.

Среди количественных критериев фигурируют: количество учащихся-победителей и призеров конкурсных мероприятий (предметных олимпиад, марафонов, научно-практических конференций по проектной и исследовательской деятельности и пр.), количество выпускников, поступивших в вузы, количество разработанных авторских учебных программ основного и дополнительного образования и т.д. Наиболее значимым признается качественный критерий, выражающийся в оценке уровня развитости у учащихся таких основных элементов детской одаренности как:

• общий интеллект, рассматриваемый как способность к конвергентному мышлению (Дж. Гилфорд, В.Н. Дружинин, А.И. Савенков и др.);

• креативность - как способность выдвигать и реализовывать множество вариантов решения проблемной ситуации (Э.П. Торренс, Дж. Гилфорд, Дж. Рензулли и др.);

• социальный интеллект - интегральная интеллектуальная способность человека, определяющая успешность общения, возможность разбираться во взаимоотношениях людей, выстраивать свое поведение с учетом особенностей окружающего социума, способствующее социальной адаптации и эффективной самореализации в социуме (А.И. Савенков, Р. Стернберг, Д.В. Ушаков и др.).

Выборка состояла из учащихся гимназии АНОО ВПО «Одинцовский гуманитарный институт» г. Одинцово Московской области; ГОУ Центр образования № 293 г. Москвы; МБОУ гимназия № 2 г. Чехова Московской области. Выбор данных учреждений был обусловлен их равенством по уровню, статусу (не ниже гимназического), материально-техническому и педагогическому потенциалу, наличием в каждом учреждении полного цикла общего образования, представленного начальным, средним и старшим ступенями.

В эксперименте на констатирующем этапе приняли участие учащиеся 1,5,9-х классов; на контрольном этапе - те же ученики, но только ставшие учащимися 4,9,11-х классов. Это позволило оценить эффективность организации работы по поддержке и развитию детской одаренности на начальном, среднем и заключительном этапах школьного обучения.

Оценка проводилась с использованием надежного и валидного комплекта диагностических методик, позволяющих не только получить достоверные данные, но и осуществить сравнительный анализ результатов учеников каждого из трех образовательных учреждений: тест «Прогрессивные матрицы Равена» для определения уровня развития общего интеллекта, «Краткий тест творческого мышления Э.П. Торренса (фигурная форма)», оценивающий уровень развития творческих способностей детей, «Методика исследования социального интеллекта» (Дж. Гилфорд, М. Салливена), позволяющая оценить развитость способностей учеников понимать последствия своего и чужого поведения, невербальный язык поведения, смысл слов, в зависимости от характера человеческих взаимоотношений, логику развития сложных ситуаций взаимодействия.

Обработка данных осуществлялась с помощью методов статистического анализа (методов описательной статистики, коэффициента ранговой корреляции и t-критерия Стьюдента).

На этапе констатирующего эксперимента не было выявлено лидерства ни одной из школ, принявших участие в эксперименте. Ученики каждой из них продемонстрировали лишь незначительное преимущество по тому или иному показателю детской

22

одаренности и в целом наибольшую развитость по показателю «общий интеллект», вполне согласующуюся с общей направленностью на развитие способности к выбору одного правильного ответа из предложенных вариантов.

На этапе формирующего эксперимента был проведен анализ реализуемой в гимназии Одинцовского гуманитарного института (далее гимназия ОГИ), выступающей в роли экспериментальной группы, модели управления общеобразовательным учреждением, ориентированным на развитие детской одаренности, на основе интеграции системного и процессного подходов.

Сформированная руководством гимназии нормативно-правовая база является ресурсом, позволяющем эффективно распоряжаться имуществом для расширения спектра образовательных услуг, в том числе на внебюджетной основе. Дополнительные финансовые средства, полученные в результате реализации платных образовательных услуг, а также организационно-правовая форма гимназии ОГИ (автономная некоммерческая образовательная организация), способствуют созданию эффективных организационных условий для модернизации образовательного процесса в соответствие с выбранной миссией школы и основной образовательной стратегией.

Полученное право реализации долгосрочной муниципальной целевой программы «Одаренные дети», определило основные направления стратегического менеджмента гимназии. Четко прописанные в муниципальной программе цели, задачи, показатели и критерии эффективности, позволили сформулировать миссию, концепцию образовательной программы и программы развития гимназии, определить основные подходы к управлению, выявить круг социальных партнеров, сотрудничество с которыми должно способствовать эффективности работы.

Таким образом, основной миссией и стратегической целью гимназии ОГИ является образовательная деятельность по развитию одаренности учащихся и реализация долгосрочной муниципальной целевой программы «Одаренные дети».

Управленческая система гимназии представлена структурными элементами, каждый из которых имеет свою зону ответственности.

Ответственность за результаты стратегического управления несут конференции гимназии (общее собрание работников) -высший орган управления (собирается 2 раза в год) и управляющий совет, в который входят представители Управления образования администрации Одинцовского района и руководство Одинцовского гуманитарного института - учредителя гимназии.

Ответственными за качество тактического управления являются директор, координирующий работу всех структурных подразделений, и заместители директора, обеспечивающие оперативное управление образовательным процессом и реализующие основные управленческие функции (анализ, планирование, организацию общественного контроля, самоконтроля, регулирование деятельности педагогического процесса и т.п.).

Общественное управление осуществляют и несут за него ответственность: управляющий, попечительский, педагогический; родительский комитет и совет учащихся гимназии.

Представители педагогического, родительского и ученического советов школы, играют важную роль в аудите образовательного процесса. Определенным итогом этой работы является то, что с 2010 по 2012 учебные годы учащиеся демонстрируют стабильные показатели по набранным баллам ЕГЭ выше средних по региону (Московской области). В гимназии ежегодно осуществляется мониторинг успешности выпускников при поступлении в профессиональные учебные заведения. Так, последние три года выпускники гимназии ОГИ демонстрируют 100% поступление в столичные вузы.

В процессе управления особое внимание уделено особенностям реализации основных бизнес-процессов, перспективным задачам их дальнейшего совершенствования с целью развития одаренности учащихся. Среди них такие бизнес-процессы как: «Разработка и реализация психолого-педагогического мониторинга детской одаренности»; «Разработка научно-методического обеспечения и сопровождения образовательной деятельности, ориентированной на развитие детской одаренности»; «Совершенствование профессиональных компетенций педагогов по диагностике и развитию детской одаренности»; «Организация психолого-педагогического мониторинга качества образовательного процесса».

Ведущее место принадлежит активным методам обучения (проблемным, поисковым, эвристическим, исследовательским, проектным и т.д.) как оказывающим наибольшее стимулирующее воздействие на интеллектуально-творческие способности детей и на их психосоциальное развитие. Учебный план гимназии предусматривает участие всех гимназистов с первого по десятый классы в исследовательской и проектной деятельности. Перечень учебных дисциплин промежуточной аттестации в каждом классе включает подготовку и публичную защиту собственных исследований, индивидуальных или групповых проектов учащихся.

Возможности для раскрытия внутреннего потенциала личности каждого ученика содержатся в успешно функционирующей в гимназии «Лаборатории обогащения содержания образования». Она предоставляет учащимся возможность выбора не только направления исследовательской или проектной работы, но и создает условия для индивидуального темпа и способа продвижения в предмете.

Гимназия функционирует в режиме полного дня (8.00 - 19.00). Воспитательная система гимназии включает:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- систему дополнительного образования, представляющую собой организацию деятельности временных коллективов детей, созданных по интересам;

- внеклассную и внеучебную деятельность, включающую в себя конкурсы защиты исследовательских работ и проектов детей, интеллектуальные марафоны, конференции, выездные экскурсии, летние лагеря и т.д.;

- систему ученического самоуправления, позволяющую учащимся раскрыть и реализовать свои организаторские и творческие способности, ощутить свою значимость и причастность к решению вопросов и проблем гимназии и т.д.;

Одним из важнейших направлений воспитательной работы гимназии является работа с родителями, цель которой состоит в приобщении семьи к процессу воспитания и развития школьников, способствующее укреплению связи семьи и школы в интересах развития одаренности ребенка. Работа осуществляется посредством привлечения родителей к реализации совместных групповых исследовательских проектов, совместных занятий с детьми в творческих лабораториях, работы в управляющих советах.

Концептуальная модель процессов системы менеджмента качества в гимназии включает в группу основных бизнес-процессов систематическую пролонгированную диагностику всех учащихся с целью определения динамики уровня когнитивного и психосоциального развития. Она осуществляется как с использованием тестовых методик и опросников, так и с привлечением методов пролонгированного педагогического наблюдения, объединяя в себе информацию всех участников образовательного процесса (учителей, психологов и родителей).

Таким образом, формирующий этап исследования показал, что процесс реализации управляющих и основных бизнеспроцессов предлагаемой концепции управления общеобразовательным учреждением, ориентированным на развитие детской одаренности, соответствует деятельности большинству выделенных специалистами направлений, реализуемых гимназией Одинцовского гуманитарного института. В ходе эмпирического этапа исследования был осуществлен подход, предполагающий совершенствование каждого из рассмотренных бизнес-процессов и входящих в него подпроцессов на протяжении всего времени существования гимназии.

На этапе контрольного эксперимента сравнительный анализ результатов диагностики общего, социального интеллекта и креативности учащихся трех параллелей классов школ - участников эмпирического исследования позволил обнаружить наличие положительной динамики в развитии их креативности. Наиболее выраженной эта динамика была в гимназии ОГИ. Учащиеся

23

начального и старшего звена данного учреждения продемонстрировали в большинстве своем высокий уровень развития творческих способностей и наибольший «прирост» в его развитии за время участия в формирующем эксперименте (табл.1)

Ее преимущество перед другими школами - участниками обусловлено не только наличием в образовательном процессе гимназии расширенного варианта реализации программ художественно-эстетического и психомоторного направлений, но и активной поддержкой педагогами и психологами школы проектной и исследовательской деятельностей, предполагающей стимулирование в учениках индивидуальной и коллективной инициативы, смелости в реализации своих творческих идей.

Таблица 1- Сравнительный анализ результатов диагностики креативности учащихся 1 и 2 этапах обследования

Наименование образовательного учреждения Среднее значение (М) Стандартное отклонение (S) Коэффициент корреляции (r) при p<0,05

1этап 2 этап 1этап 2 этап

Начальная школа

ГОУ Центр образования № 293 2,9 3,09 0,92 0,97 0,91

Г имназия № 2 г. Чехова 2,3 2,0 0,48 0,67 0,69

Г имназия ОГИ 3,0 3,5 0,69 0,80 0,69

Средняя школа

ГОУ Центр образования № 293 2,94 3,38 0,57 0,81 0,77

Г имназия № 2 г. Чехова 2,58 2,89 0,90 0,81 0,85

Г имназия ОГИ 3,25 3,57 0,93 0,92 0,82

Старшая школа

ГОУ Центр образования № 293 2,50 2,63 0,52 0,50 0,77

Г имназия № 2 г. Чехова 2,69 2,81 0,60 0,54 0,83

Г имназия ОГИ 3,38 3,94 0,81 0,85 0,71

Сравнительный анализ результатов 1 и 2 этапов экспериментального исследования по уровню социального интеллекта также обнаружил некоторое преимущество учеников гимназии ОГИ. В данном случае именно учащиеся начальной и старшей школы продемонстрировали наибольший «прирост» в развитии данного элемента детской одаренности (табл.2).

Таблица 2 -Сравнительный анализ результатов диагностики социального интеллекта учащихся 1 и 2 этапах ______________________________________обследования________________________________________

Наименование образовательного учреждения Среднее значение (М) Стандартное отклонение (S) Коэффициент корреляции (r) при p<0,05

1этап 2 этап 1этап 2 этап

Начальная школа

ГОУ Центр образования № 293 2,09 2,41 0,81 0,79 0,75

Г имназия № 2 г. Чехова 1,80 2,10 0,69 0,55 0,60

Г имназия ОГИ 2,13 2,55 0,71 0,51 0,57

Средняя школа

ГОУ Центр образования № 293 2,62 2,88 0,72 0,71 0,81

Г имназия № 2 г. Чехова 2,58 3,11 0,77 0,93 0,53

Г имназия ОГИ 2,85 3,14 0,65 0,66 0,75

Старшая школа

ГОУ Центр образования № 293 2,68 2,93 0,70 0,44 0,58

Г имназия № 2 г. Чехова 3,05 3,25 0,83 0,91 0,75

Г имназия ОГИ 3,08 3,54 0,65 0,93 0,49

Результаты сравнительного анализа 1 и 2 этапов в рамках исследования общего интеллекта не обнаружили значимых различий. Чуть больший «прирост» общего интеллекта отмечается только у учащихся старшей школы гимназии Одинцовского гуманитарного института (табл.3).

Возможно, это обусловлено небольшим отрезком времени, прошедшим между констатирующим и контрольным этапами эксперимента. Отмечено, что данные результаты согласуются с полученными другими исследователями, подтверждающими небольшую изменчивость уровня общего интеллекта человека в течение жизни.

Таблица 3 - Сравнительный анализ результатов диагностики общего интеллекта учащихся 1 и 2 этапах обследования

Наименование образовательного учреждения Среднее значение (М) Стандартное отклонение (S) Коэффициент корреляции (r) при p<0,05

1этап 2 этап 1этап 2 этап

Начальная школа

ГОУ Центр образования № 293 2,64 2,86 0,58 0,64 0,76

Гимназия № 2 г. Чехова 2,10 2,40 0,74 0,70 0,78

Г имназия ОГИ 3,05 3,32 0,72 0,84 0,68

Средняя школа

24

ГОУ Центр образования № 293 3,31 3,87 0,79 0,81 0,69

Г имназия № 2 г. Чехова 2,95 3,21 0,78 0,77 0,83

Г имназия ОГИ 3,68 3,86 0,77 0,85 0,88

Старшая школа

ГОУ Центр образования № 293 3,31 3,63 0,79 0,89 0,84

Гимназия № 2 г. Чехова 3,35 3,15 0,81 0,75 0,79

Гимназия ОГИ 4,04 4,46 0,81 0,51 0,80

Обобщая же в целом результаты проведенного эмпирического исследования можно утверждать, что они подтвердили эффективность реализуемой в гимназии Одинцовского гуманитарного института модели управления образовательным учреждением, ориентированным на развитие детской одаренности, с точки зрения интеграции системного и процессного подходов, позволяющих встроить психолого-педагогическую работу по развитию детской одаренности в общий образовательный процесс школы с учетом требований ФГОС, индивидуальных особенностей учащихся и запроса родителей.

Литература

1. Федеральный Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования» от 1 декабря 2007г. № 307-ФЗ [http://www.rg.ru/2007/12/06/obrazovanie-dok.html].

2. Шипилина Л.А. Менеджмент в современной школе: концепция профессионального управления. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2003. - 218с.

3. Симонов В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ - ХАУ в управлении педагогическими системами: Учебное пособие. - 3-е изд., испр.и доп. - М., 1999 - 430с.

4. Лазарев В.С. Системное развитие школы. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 302с.

5. Шамова Т.И. Менеджмент в управлении школой. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1992. - 316с.

6. Поташник М.М. Качество образования: проблемы и технологии управления в вопросах и ответах / М.М. Поташник. - М.: Педагогическеое общество России, 2002. - 352с.

Корнеенко Т.Н

Кандидат педагогических наук, Дальневосточный государственный университет путей сообщения ОСОБЕННОСТИ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ СЕГОДНЯ

Аннотация

В статье рассмотрены особенности феноменологического подхода к образованию. Феноменологический подход, учитывающий бытийную составляющую человека, в том числе и в познавательной деятельности, является основным в педагогическом процессе. Доказательством того служит то, что «человекоразмерный концепт» выступает основой в выстраивании отношений в обществе. Показаны отличительные особенности логического и феноменологического мышления в процессе обучения.

Ключевые слова: феноменология, феноменологический подход, образование, личность, мышление.

Korneenko T.N.

PhD in Pedagogical, Far Eastern State University of Railway Transport FEATURES OF PHENOMENOLOGICAL APPROACH IN EDUCATION TODAY

Annotation

In the article being shown features of phenomenological approach in the education. Today concept of human is basis of mutual relations in the society. The phenomenological approach is necessary in pedagogical process. It is takes into account emotional, volitional, subjective component in the cognitive activity ofperson. In the article being shown differences of logical and phenomenological thinking.

Key words: phenomenology, phenomenological approach, education, person, thinking.

Сегодня мир сталкивается с проблемами, которые с каждым годом все более усугубляются. Участившиеся экологические проблемы: таяние ледников, опустошение плодородных земель, изменение среднегодовой температуры Земли, участившиеся катастрофы: землетрясение, извержение вулканов, - все это, лишь некоторые из них. Расширяющееся информационное пространство помимо положительной стороны влечет за собой и зависимость человека от информации, от плодов своей деятельности. Наконец, утрачивается связь между людьми, между поколениями, нарастает отчуждение, что говорит об опустошении человека. Все это свидетельствует о духовном кризисе человека.

Отметим, что кризисные явления сегодня проявляются и в методологии таких фундаментальных наук как естественные. Суть кризисных явлений состоит в том, что процесс научного познания не может строиться так, как строился раньше, - только на основе методов рациональной индукции. Российский философ В.С. Степин выделил одну из особенностей «постнеклассической» науки, а именно субъектную обусловленность результатов научного познания. Это значит, что сегодня процесс познания мало напоминает «беспристрастное чтение законов природы», поскольку его результаты обусловлены влиянием познающего субъекта.

Полагаем, что все названные проблемы выступают следствием духовного кризиса, которым в какой-то степени пронизана и система образования. Так, погоня за внешними формами (компьютеризация образования) при прежнем содержании образования, в том числе и при прежнем подходе к образованию, тормозит или, говоря более резко, отрицательно влияет на развитие личности школьника.

Познавательная деятельность является основной в школе или в вузе. Следовательно, изменения в сфере образования, должны касаться подходов к процессу познания. Российский ученый Г.Г. Шпет отмечал, что «...мы не только видим и охватываем, но и разумеем видимое и охватываем»[6, с.72]. «Разуметь» видимое означает видеть и осмыслять познаваемое как феномен. Так, в историко-педагогической литературе можно выделить те, в которых подчеркивается многозначность процесса познания: процесс познания - не механическая рецепция (А. Дистервег); учиться - означает самому у себя находить (П.Ф. Каптерев); знание не сообщается переливанием из сосуда в сосуд (С.Л. Рубинштейн); субъект познания не только проявляется в акте познания, но и созидается, изменяется в нем (С.Л. Рубинштейн, В.П. Зинченко). Все названные положения предопределяют развитие нового подхода в мышлении учащегося - феноменологического.

Выделим какие основания феноменологии позволяют говорить о ней как о науке, на которую надо ориентировать образовательный процесс. Во-первых, это неполнота существующих подходов к развитию мышления или познавательных

25

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.