Научная статья на тему 'Управление образованием в современной Турции: на пути перемен'

Управление образованием в современной Турции: на пути перемен Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
684
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / МИНИСТЕРСТВО / ОТДЕЛ / ЗАКОН / СТРУКТУРА / МОЛОДЕЖЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ПРИНЦИПЫ / ПЛАНИРОВАНИЕ / РУКОВОДСТВО / НАБЛЮДЕНИЕ / КОНТРОЛЬ / УРОВЕНЬ / УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ / ИНСТРУКЦИИ / ИНТЕГРАЦИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / TURKEY / EDUCATION / MINISTRY / DEPARTMENT / LAW / STRUCTURE / YOUTH / EDUCATIONAL SERVICES / PRINCIPLES / PLANNING / MANAGEMENT / MONITORING / CONTROL / LEVEL / CURRICULUM / INSTRUCTION / INTEGRATION / MODERNIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эришген Лилия Рафаэлевна, Мухаметшин Азат Габдулхакович

Статья рассказывает о деятельности Министерства национального образования Турции. Само Министерство имеет достаточно долгую и богатую историю, впервые появившись в системе органов государственной власти еще во времена Османской империи. Начальным коренным преобразованиям Министерство подверглось в 1920 г. В последующие годы Министерство также неоднократно подвергалось преобразованиям, отражавшимся не только на его структуре и характере деятельности, но и на его названии. Современная история Министерства была заложена Законом «Об организации Министерства национального образования» от 1926 г. Основной целью деятельности Министерства национального образования является реализация от имени государства ведущих целей турецкого национального образования на основе его ключевых принципов (среди которых руководство страны называет общность, светскость, научность, т.д.). В настоящее время Министерство имеет разветвленную сеть структурных подразделений по всей стране, однако, исследователями признается, что структура органа нуждается в существенных преобразованиях. К примеру, в структуру Министерства национального образования должны внедряться более демократические институты, что даст возможность принимать решения, в наибольшей мере соответствующие актуальным проблемам. Еще одно предложение по совершенствованию деятельности Министерства национального образования Турции состоит в углублении его сотрудничества с педагогическими факультетами университетов. В целом можно отметить, что все реформы системы управления образованием Турции направлены на создание необходимых условий для интеграции турецкой молодежи в мировое сообщество «на равных» посредством эффективной организации процесса обучения и воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Education management in modern Turkey: towards changes

The article describes the Ministry of National Education of Turkey. The Ministry itself has a long and rich history, first appearing in the system of state power during the Ottoman Empire. Initial Ministry undergone radical changes in 1920. In the following years the Ministry changed several times and that influenced not only its structure and activity, but also its name. The modern history of the Ministry has been set up by the Law "On the organization of the Ministry of National Education" of 1926. The main objective of the Ministry of National Education is the implementation on behalf of the state national education goals based on its key principles (including community, secularism, science, etc.). Currently, the Ministry has an extensive network of structural units across the country; however, the researchers recognized that the structure of the body needs significant reforms. For example, more democratic institutions must be introduced in the structure of the Ministry of National Education, which will allow to make decisions best suited to actual problems. Another suggestion for improving the activity of the Ministry of National Education of Turkey is deepening its cooperation with the Faculties of Universities. In general it can be noted that all the reforms of educational administration in Turkey aimed at creating the necessary conditions for the integration of Turkish youth in the world community "as equals" through the effective organization of the training and education.

Текст научной работы на тему «Управление образованием в современной Турции: на пути перемен»

УДК 37.01(560)

ББК 74.04(5Ту)

Э-95

Эришген Лилия Рафаэлевна, аспирант кафедры педагогики и психологии Набережночелнинского института социально-педагогических технологий и ресурсов, e-mail: liliyaerishgen@gmail.com;

Мухаметшин Азат Габдулхакович, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии Набережночелнинского института социально-педа-гогических технологий и ресурсов, e-mail: magngpi@mail. ru

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ В СОВРЕМЕННОЙ ТУРЦИИ:

НА ПУТИ ПЕРЕМЕН (рецензирована)

Статья рассказывает о деятельности Министерства национального образования Турции. Само Министерство имеет достаточно долгую и богатую историю, впервые появившись в системе органов государственной власти еще во времена Османской империи. Начальным коренным преобразованиям Министерство подверглось в 1920 г. В последующие годы Министерство также неоднократно подвергалось преобразованиям, отражавшимся не только на его структуре и характере деятельности, но и на его названии. Современная история Министерства была заложена Законом «Об организации Министерства национального образования» от 1926 г. Основной целью деятельности Министерства национального образования является реализация от имени государства ведущих целей турецкого национального образования на основе его ключевых принципов (среди которых руководство страны называет общность, светскость, научность, т.д.). В настоящее время Министерство имеет разветвленную сеть структурных подразделений по всей стране, однако, исследователями признается, что структура органа нуждается в существенных преобразованиях. К примеру, в структуру Министерства национального образования должны внедряться более демократические институты, что даст возможность принимать решения, в наибольшей мере соответствующие актуальным проблемам. Еще одно предложение по совершенствованию деятельности Министерства национального образования Турции состоит в углублении его сотрудничества с педагогическими факультетами университетов. В целом можно отметить, что все реформы системы управления образованием Турции направлены на создание необходимых условий для интеграции турецкой молодежи в мировое сообщество «на равных» посредством эффективной организации процесса обучения и воспитания.

Ключевые слова: Турция, образование, министерство, отдел, закон, структура, молодежь, образовательные услуги, принципы, планирование, руководство, наблюдение, контроль, уровень, учебные программы, инструкции, интеграция, модернизация.

Erishgen Liliya Rafaelevna, postgraduate student of the Department of Pedagogy and Psychology of Naberezhnye Chelny Institute of Social and Educational Technologies and Resources, e-mail: liliyaerishgen@gmail. com;

Mukhametshin Azat Gabdulkhakovich, Doctor of Pedagogics, professor of the Department of Pedagogy and Psychology ofNaberezhnye Chelny Institute of Social and Educational Technologies and Resources, e-mail: magngpi@mail.ru.

EDUCATION MANAGEMENT IN MODERN TURKEY: TOWARDS CHANGES

(reviewed)

The article describes the Ministry of National Education of Turkey. The Ministry itself has a long and rich history, first appearing in the system of state power during the Ottoman Empire. Initial Ministry undergone radical changes in 1920. In the following years the Ministry changed several times and that influenced not only its structure and activity, but also its name. The modern history of the Ministry has been set up by the Law "On the organization of the Ministry of National Education " of1926. The main objective of the Ministry ofNational Education is the implementation on behalf of the state national education goals based on its key principles (including community, secularism, science, etc.). Currently, the Ministry has an extensive network of structural units across the country; however, the researchers recognized that the structure of the body needs significant reforms. For example, more democratic institutions must be introduced in the structure of the Ministry of National Education, which will allow to make decisions best suited to actual problems. Another suggestion for improving the activity of the Ministry of National Education of Turkey is deepening its cooperation with the Faculties of Universities. In general it can be noted that all the reforms of educational administration in Turkey aimed at creating the necessary conditions for the integration of Turkish youth in the world community "as equals" through the effective organization of the training and education.

Keywords: Turkey, education, ministry, department, law, structure, youth, educational services, principles, planning, management, monitoring, control, level, curriculum, instruction, integration, modernization.

Современная Турция - одно из наиболее активно развивающихся государств в мире. Играя все более активную роль на мировой политической и экономической арене, Турция активно развивается и «внутри себя». Наиболее существенным преобразованиям подвергается сфера образования. Реформа турецкой образовательной системы касается не только процессов обучения, воспитания и развития детей, но и всей структуры управления образованием. Особо значимую роль в этом играет Министерство национального образования Турции.

Само Министерство имеет достаточно долгую и богатую историю. Впервые оно было создано еще в период Османской империи, 17 марта 1857 г., под названием «Министерство национального образования».

Первым министром национального образования был Абдуррахман Сами Паша (1857-1861 гг.). Начальным коренным преобразованиям Министерство подверглось в 1920 г., когда на основании Закона №3 от 2 мая 1920 г. одно из 11 созданных тогда министерств было сформировано под названием «Министерство образования». Вновь сформированное в тот период Министерство состояло из 5 подразделений (отделов): 1. Программная комиссия. 2. Отдел начального образования. 3. Отдел среднего образования. 4. Управление древнетюркскими памятниками. 5. Управление реестровой статистикой.

В последующие годы Министерство также неоднократно подвергалось преобразованиям, отражавшимся не только на его структуре и характере деятельности, но и на его названии. Современная история Министерства была заложена Законом «Об организации Министерства национального образования» от 1926 г. Вплоть до 27 декабря 1935 г. оно именовалось Министерством образования; с 28 декабря 1935 г. до 21 сентября 1941 г. это было Министерство культуры; с 22 сентября 1941 г. до 9 октября 1946 г. в стране действовало Министерство народного образования; с 10 октября 1946 г. ведомство значилось как Министерство национального образования. Однако, ни одно из этих названий не «прижилось» и уже в 1950м году в оборот вернулось наименование «Министерство образования». В 1960-м году название этого органа вновь преобразовалось и стало звучать как Министерство национального образования. Следующая волна изменений пришлась на 80-ые года 20 в., когда в 1983 г., в связи с объединением образовательных услуг со спортивными услугами и услугами для молодежи появилось Министерство национального образования, молодежи и спорта. Однако, уже 2 марта 1989 г. постановлением к Закону №356 спортивные услуги и услуги для молодежи были исключены из числа образовательных услуг, а Законами №3797 и 4359 Министерство приняло сегодняшний вид [1].

Таким образом, в настоящее время деятельность Министерства национального образования Турции регулируется нормами и положениями Закона №3797 «Об организации и функциях Министерства национального образования». В нынешнем своем виде Министерство состоит из 4 подразделений: 1. Центральное правление. 2. Провинциальное правление. 3. Зарубежное правление. 4. Учреждения, связанные с министерством.

Министерство имеет разветвленную сеть структурных подразделений по всей стране, что позволяет ведомству вести свою деятельность достаточно эффективно. Так, организационные подразделения Министерства можно встретить в 892 районах и 81 провинции страны. Кроме этого, Министерство национального образования Турции имеет зарубежные представительства в 21 государстве (20 образовательных советов и 18 образовательных атташе).

Основной целью деятельности Министерства национального образования является реализация от имени государства ведущих целей турецкого национального образования на основе его ключевых принципов, к числу которых относятся: (1) общность и равность, (2) потребности индивида и общества, (3) управляемость, (4) право на образование, (5) равность возможностей, (6) регулярность, (7) реформы и принципы Ататюрка и национализм Ататюрка, (8) научность, (9) светскость, (10) демократичность образования, (11) планирование образования, (11) смешанное образование, (12) взаимодействие образовательного учреждения и семьи, (13) вездесущность образования.

Реализация данной цели осуществляется через решение широкого круга задач, основная цель которых формулируется следующим образом: планирование, руководство, наблюдение и контроль за всеми воспитательными и образовательными услугами, касающимися преподавателей и учащихся образовательных учреждений всех уровней, связанных с Министерством, с тем, чтобы взращивать:

- граждан в непосредственной связи с реформами и принципами Ататюрка и национализмом Ататюрка, нашедшими свое отражение в Конституции страны,

- граждан, принявших, защищающих и развивающих национальные, морально-этические и культурные ценности турецкого народа,

- граждан, любящих свою семью, Родину, народ и постоянно стремящихся их возвысить,

- граждан, осознающих и доведших до уровня привычки свои обязанности и обязательства перед Турецкой Республикой, являющейся светским и социально-пра-вовым, демократическим государством, опирающемся на права человека и основные принципы, лежащие в основе Конституции Турецкой Республики.

Остальные задачи, решаемые в настоящее время Министерством национального образования, носят более практический характер, но в конечном итоге направлены на достижение главной цели:

- открывать все виды образовательных учреждений дошкольного, начального и среднего образования, имеющих организованный и распространенный характер, и давать разрешение другим министерствам, организациям и учреждениям открывать образовательные заведения, оставшиеся вне системы высшего образования;

- организовывать и осуществлять услуги, связанные с воспитанием и образованием турецких граждан за рубежом;

- устанавливать уровень эквивалентности образовательных учреждений, открытых другими министерствами, организациями и учреждениями, имеющих организованный и распространенный характер, оставшихся вне системы высшего образования, и совместно готовить и утверждать программы и положения;

- взаимодействовать в определении программ, инструкций и уровня эквивалентности обучения в учреждениях среднего образования, относящихся к Вооруженным Силам Турции.

Некоторые задачи напрямую касаются высшего образования (такие, как исполнять обязанности и

обязательства, возложенные на Министерство Законом «О высшем образовании» для обеспечения реализации высшего образования в рамках целостности с политикой национального образования; осуществлять в учебных заведениях услуги, связанные с физическим, спортивным воспитанием и скаутингом; обеспечивать молодежь, получающую высшее образование, жильем, питанием и оказывать материальную помощь и т.д.).

Современными турецкими чиновниками сферы образования ясно осознается тот факт, что конечной целостной целью процесса обучения и воспитания должна стать интеграция турецкой молодежи в мировое сообщество «на равных». При этом, ответственность за достижение данной цели несут, в первую очередь, именно функционеры от Министерства народного образования. Как справедливо отмечают современные исследователи: «Сотрудники Министерства образования, работающие как в центре, так и в периферии, должны участвовать в модернизации структуры, в принятии важнейших решений, в улучшении условий труда, а также должны быть готовы к прохождению курсов по повышению квалификаций» [2].

Нельзя не отметить, что в нынешней деятельности Министерства есть немало недостатков и негативных явлений, без преодоления которых невозможно совершенствование его деятельности в целом. Проведенный анализ мнений, предложений и рекомендаций позволил определить, что должно быть сделано, в первую очередь, для их искоренения: (1) В структуру Министерства национального образования должны внедряться более демократические институты, что даст возможность принимать решения, в наибольшей мере соответствующие актуальным проблемам. (2) Совет по образованию должен быть преобразован в автономную структуру, в деятельности которой могли бы участвовать и представители педагогических факультетов. Сам Совет необходимо структурировать по ступеням образования, иными словами, должны быть созданы аналогичные советы для начального, среднего и высшего образования. (3) В структуре Министерства может быть создано Управление информационного обеспечения, которое будет заниматься подготовкой информации с учетом статических данных и проводимых на постоянной основе разнообразных исследований. (4) Министерство национального образования должно более тесно сотрудничать с педагогическими факультетами университетов. Информация, хранящаяся в Министерстве должна передаваться педагогическим факультетам; больше внимания должно уделяться исследованиям, проводимым в стенах педагогических факультетов; необходимо обеспечить своевременность развития данных факультетов.

Решение всех этих вопросов, несомненно, сопряжено с рядом трудностей как объективного, так и субъективного характера, и требует значительных финансовых вложений.

Литература:

1. Байраклы А.Ф. Система просвещения Турции. Анкара, 2009. С. 5.

2. Алыч М. Необходимость организационных изменений в общеобразовательных лицеях. Эскишехир, 1990. С. 86.

References:

1. Bayrakli A.F. System of education in Turkey/Ankara, 2009. P.5.

2. Alych M. Need for organizational changes in comprehensive schools. Eskisehir, 1990. P.86.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.