Научная статья на тему 'Управление нормативно-справочной информацией. Сравнительный анализ платформ'

Управление нормативно-справочной информацией. Сравнительный анализ платформ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1562
344
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАТФОРМА УПРАВЛЕНИЯ НОРМАТИВНО-СПРАВОЧНОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ / НОРМАТИВНО-СПРАВОЧНАЯ ИН ФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / СПРАВОЧНИК / MASTER DATA MANAGEMENT / MASTER DATA INFORMATION SYSTEM / DIRECTORY

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Долгорукова С. А.

В работе рассмотрены актуальность и преимущества платформ, используемых для управления нормативно-справочной информацией в организации. Разработан комплекс требований и на его основе проведен сравнительный анализ наиболее известных платформ, используемых для управления нормативно-справочной информацией, включающий методику проведения анализа, перечень характеристик для сравнения, краткое опи сание платформ от ведущих производителей в указанной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Долгорукова С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper discusses the relevance and benefits of using the master data management in the organization. Developed a set of requirements master data management. A comparative analysis of the most prominent master data management, including how to conduct the analysis, a list of characteristics for comparison, a brief description of the master data management from the leading manufacturers in this field.

Текст научной работы на тему «Управление нормативно-справочной информацией. Сравнительный анализ платформ»

УДК 004.413.5

Управление нормативно-справочной информацией. сравнительный анализ платформ

Аннотация. В работе рассмотрены актуальность и преимущества платформ, используемых для управления нормативно-справочной информацией в организации. Разработан комплекс требований и на его основе проведен сравнительный анализ наиболее известных платформ, используемых для управления нормативно-справочной информацией, включающий методику проведения анализа, перечень характеристик для сравнения, краткое описание платформ от ведущих производителей в указанной сфере.

Ключевые слова: платформа управления нормативно-справочной информацией; нормативно-справочная информация; информационная система; справочник.

Abstract.The paper discusses the relevance and benefits of using the master data management in the organization. Developed a set of requirements master data management. A comparative analysis of the most prominent master data management, including how to conduct the analysis, a list of characteristics for comparison, a brief description of the master data management from the leading manufacturers in this field.

Keywords: master data management; master data information system; directory.

Долгорукова С.А.,

студентка магистратуры Финансового университета Н s.doLgorukova@rambLer.ru

В последние годы стала ведущей тенденция информатизации всех сфер экономической и общественной жизни. Большинство предприятий и организаций в процессе развития начинают использовать разнообразные программные продукты. Так формируется информационная среда предприятия или организации как совокупность всех внедренных программных продуктов, используемых для управления различными областями деятельности.

У любого развивающегося предприятия возникает потребность в увеличении прозрачности и управляемости. Удовлетворение этой потребности невозможно без консолидации информационной среды, в которой каждый программный компонент способен эффективно и бесконфликтно взаимодействовать с другими.

Между тем на многих предприятиях все еще наблюдается отсутствие консолидированной информационной среды. Дело в том, что активное вне-

дрение программных продуктов на большинстве предприятий долгое время проводилось без учета возможности последующей интеграции, а информационные системы (ИС) и приложения в рамках одного предприятия были построены на разных программных платформах и использовали локальные классификаторы и справочники, зачастую никак не связанные друг с другом. Решение этих проблем, а также получение других важных для успешного функционирования предприятия преимуществ становятся возможными при внедрении системы управления нормативно-справочной информацией (СУ НСИ).

В общем плане под нормативно-справочной информацией (НСИ, Master Data, «мастер-данные», «основные данные») понимается условно-постоянная часть всей корпоративной информации, претерпевающая несущественные изменения в процессе повседневной деятельности организации, на основании которой формируется текущая документация. НСИ - это материальные, трудовые, экономические и технологические нормативы, номенклатурные справочники,каталоги, словари, классификаторы, т.е. весь массив информации, характеризующейся наибольшим постоянством. Чаще всего нормативно-справочная информация является исходным материалом для последующей обработки, и ее представление сводится к однородным массивам

Научный руководитель: Кондрашов Ю.Н., доктор технических наук, профессор.

данных. Отличительной чертой НСИ является то, что она используется многократно и хранится долго. НСИ изменяется редко и в основном используется для аналитической деятельности и подготовки отчетов [1, 2].

Отлаженные системы управления НСИ предоставляют организации следующие преимущества [3]:

• наличие единого информационного пространства НСИ предприятия, которое характеризуется целостностью, полнотой и непротиворечивостью данных и имеет развитую систему перекрестных ссылок между отдельными информационными подмножествами и срезами данных;

• стандартизация внутренних справочников;

• повышение управляемости и прозрачности управления предприятием;

• сокращение расходов на устранение ошибок из-за неоднородности данных;

• ускорение проектирования и реализации сквозных бизнес-процессов;

• обеспечение возможности получения НСИ, актуальной в прошлом;

• обеспечение формирования качественных аналитических отчетов;

• снижение затрат на организацию разных процессов ведения НСИ на предприятии;

• устранение дублирования данных;

• предоставление пользователям централизованного доступа к НСИ;

• снижение затрат на повышение эффективности обмена данными между информационными системами предприятия;

• сохранение инвестиций в уже развернутые системы и снижение затрат на их интеграцию в информационное пространство предприятия;

• повышение актуальности НСИ во всех информационных системах предприятия единовременно;

• стандартизация управления НСИ на предприятии;

• повышение эффективности деятельности сотрудников за счет устранения дублирования ввода информации.

Платформой для СУ НСИ является программно-аппаратный комплекс, позволяющий создавать и поддерживать системы различного назначения и архитектуры со следующим набором функций:

• централизованное управление НСИ (справочниками, классификаторами и др.);

• централизованный контроль всех нормативносправочных данных (при хранении, использовании или изменении);

• поддержка централизованного и распределенного (при необходимости) ведения НСИ;

• централизованное хранение актуальных и исторических данных, обеспечение оперативного доступа к ним;

• автоматическая синхронизация НСИ между элементами системы в различных подразделениях и филиалах;

• возможность изменения состава справочников, их структуры без модернизации программного кода системы.

Для эффективной и надежной работы, а также для обеспечения продолжительного жизненного цикла СУ НСИ программно-технологическая платформа системы должна удовлетворять следующим требованиям:

• интегрированность - наличие развитых технологических средств интеграции с другими прикладными системами и базами данных;

• адаптируемость - возможность настройки СУ НСИ под функциональные требования конкретной организации;

• масштабируемость по количеству пользователей, объему хранимых данных, интенсивности обмена данными, скорости обработки запросов и данных;

• соответствие международным стандартам информационных систем, в том числе стандартам разработки, сопровождения и документирования;

• надежность - время простоя, средства сохранения и восстановления данных, резервирование;

• возможность ведения контроля;

• обучение персонала;

• техническая поддержка;

• обновление версий.

Для сравнительного анализа различных платформ СУ НСИ было использовано анкетирование. Оно выполнялось по следующей схеме:

• разработка перечня вопросов, основанного на комплексе требований;

• выбор ведущих разработчиков, имеющих представительства в России;

• подготовка ответов по перечню вопросов (фаза анкетирования) на основании консультаций с экспертами, изучения документации, официальных отчетов и пресс-релизов;

• формирование сводной таблицы ответов по вопросам;

• анализ полученных ответов;

• графическое представление ответов по перечню вопросов в виде диаграмм;

• формирование выводов по результатам анализа.

Разработанный перечень вопросов выглядит так:

• наименование фирмы-разработчика;

тема номера: информационные технологии в бизнесе

Таблица 1

характеристики платформ, используемых для управления Нси

№ Параметр IBM ORACLE 1C MDM ЛАНИТ

Наименование системы InfoSphere MDM Server for PIM OracleMaster- DataManagement 1C: Управление нормативно- справочной информацией NORMA

Используемая СУБД MS SOL, ORACLE ORACLE MS SQL MS SQL, ORACLE

Платформа IBM AIX, Linux, Windows Linux, Windows Windows Windows

1. Наличие web-интерфейса 2 2 2 2

2. Наличие Windows-интерфейса О О 2 2

3. Возможность взаимодействия с интеграционными платформами 2 2 2 2

4. Поддержка централизованного ведения справочников 2 2 2 2

S. Поддержка распределенного ведения справочников, включая ведение справочников с приоритетом одной из систем ведения 1 1 2 2

б. Возможность построения справочников с фасетной и иерархической системой классификации 2 2 1 2

7. Поддержка многоязычного интерфейса и данных 2 2 О 2

8. Возможность использования для ведения справочников произвольного назначения 1 1 2 2

9. Наличие предопределенных отраслевых моделей О 2 1 О

10. Встроенные функции выверки и дедупликации данных О 1 2 2

11. Расширение функциональности за счет подключения программных компонентов, создаваемых пользователем 1 2 1 2

12. Поддержание историчности данных 2 2 2 2

13. Поддержание историчности структуры справочников 1 1 О 2

14. Поддержка процессов согласования изменения данных классификаторов 2 2 2 2

15. Поддержка структурных связей между классификаторами 2 1 2 2

16. Поддержка множественных структурных связей 2 О О 2

17. Поддержка ассоциативных связей 2 О О 2

18. Поддержка наследования справочников 2 2 2 2

19. Поддержка пользовательских типов данных 2 2 О 2

2О. Механизм распределения прав доступа пользователей 2 2 2 2

21. Сумма баллов ЗО 29 27 38

• наименование системы;

• используемая СУБД;

• платформа;

• наличие web-интерфейса;

• наличие Windows-интерфейса;

• возможность взаимодействия с интеграционными платформами;

• поддержка централизованного ведения справочников;

• поддержка распределенного ведения справочников, включая ведение справочников с приоритетом одной из систем;

• возможность построения справочников с фа-сетной и иерархической системой классификации;

• поддержка многоязычного интерфейса и данных;

• возможность ведения справочников произвольного назначения;

• наличие предопределенных отраслевых моделей;

• встроенные функции выверки и дедупликации данных;

• расширение функциональности за счет подключения программных компонентов, создаваемых пользователем;

• поддержание историчности данных;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• поддержание историчности структуры справочников;

• поддержка процессов согласования изменения данных классификаторов;

• поддержка структурных связей между классификаторами;

• поддержка множественных структурных связей;

• поддержка ассоциативных связей;

• поддержка наследования справочников;

• поддержка пользовательских типов данных;

• механизм распределения прав доступа пользователей.

В качестве объектов сравнительного анализа были выбраны наиболее известные в области СУ НСИ фирмы-разработчики, официально представленные в Российской Федерации:

• InfoSphere MDM Server for PIM (IBM);

• Oracle Master Data Management (ORACLE);

• 1C: Управление нормативно-справочной информацией (1C MDM);

• NORMA (ЛАНИТ).

InfoSphere MDM Server for Product Information Management предназначен для обеспечения возможности управления информацией об изделии. Обеспечивает интегрированный и согласованный просмотр информации о продуктах и службах

внутри и вне компании, и управление этой информацией.

Oracle Master Data Management предназначен для обеспечения решения задачи построения общекорпоративного источника актуальной и доверительной НСИ всех участников бизнеса. Решения Oracle MDM обеспечивают репозиторий, прикладной бизнес-функционал и интеграционные средства для консолидации и синхронизации НСИ.

«1с: MDM Управление нормативно-справочной информацией (нси)» предназначен для построения единых систем НСИ корпоративного уровня. Позволяет автоматизировать процессы консолидации, первичной обработки и ведения НСИ, обеспечивает функции интеграции НСИ между различными учетными и информационными системами.

NORMA предназначен для проектирования и внедрения автоматизированных систем управления НСИ и встраивания сервисов управления НСИ в разнородные информационные системы.

По ответам на вопросы сформирована сводная таблица, характеризующая платформы, используемые для управления НСИ в зависимости от оцениваемого параметра (табл. 1).

Экспертная сравнительная оценка характеристик платформ, используемых для управления НСИ и технологий, проводилась на основе:

• анализа ответов на подготовленный перечень вопросов;

• анализа дополнительных информационных материалов, описывающих предлагаемые решения;

• дополнительных консультаций со специалистами фирм;

• анализа действующих проектов.

Использовалась трехбалльная система оценки по

каждому из 20 рассматриваемых параметров:

• 0 - параметра нет в указанной платформе СУ НСИ;

• 1 - параметр есть в указанной платформе, но его реализация имеет те или иные недостатки либо ограничения;

• 2 - параметр реализован в указанной платформе СУ НСИ без явных недостатков.

Для удобства сравнения рассматриваемых решений СУ НСИ ответы на подготовленные вопросы и выставленные баллы представлены в виде лепестковых диаграмм (рис. 1-4).

По результатам сравнительного анализа на основе анкетирования были сделаны общие выводы по каждой платформе, представленные в табл. 2.

Сравнительный анализ платформ был выполнен на основе оценок степени соответствия комплексу общих требований и требований к функционалу.

Механизм распределения прав доступа пользователей

Поддержка пользовательских типов данных

Наличие web-интерфейса

Наличие Windows-интерфейса

Поддержка наследования справочников

Поддержка ассоциативных связей

Поддержка множественных структурных связей

Поддержка структурных связей между классификаторами

Поддержка процессов согласования изменения данных классификаторов

Поддержание историчности структуры справочников

Поддержание историчности данных

Возможность взаимодействия с нтеграционными платформами

Поддержка централизованного ведения справочников

Поддержка распределенного ведения справочников, включая ведение справочников с приоритетом одной из систем ведения

Возможность построения справочников фассетной и иерархической системой классификации

Поддержка многоязычного интерфейса и данных

Возможность использования для ведения справочников произвольного назначения

Наличие предопределенных отраслевых моделей Встроенные функции выверки и

Расширение функциональности за счет подключения программных компонентов, создаваемых пользователем

■ InfoSphere MDM Server for PIM IBM

дедупликации данных

Рис. 1. InfoSphere MDM Server for PIM

Механизм распределения прав доступа пользователе!

Поддержка пользовательских типов данных

Поддержка наследования справочников

Наличие web-интерфейса

Наличие Windows-интерфейса

Поддержка ассоциативных связей

Поддержка множественных структурных связей

Поддержка структурных связей между классификаторами

Поддержка процессов согласования изменения данных классификаторов

Поддержание историчности структуры справочников

Возможность взаимодействия с нтеграционными платформами

Поддержка централизованного ведения справочников

Поддержка распределенного ведения справочников, включая ведение справочников с приоритетом одной из систем ведения

Возможность построения справочников фассетной и иерархической системой классификации

Поддержка многоязычного интерфейса и данных

Возможность использования для ведения справочников произвольного назначения

Наличие предопределенных отраслевых моделей строенные функции выверки и

Поддержание историчности данных

дедупликации данных Расширение функциональности за счет подключения программных компонентов, создаваемых пользователем

■ Oracle Master Data Management

Рис. 2. Oracle Master Data Management

Механизм распределения прав доступа пользователей

Поддержка пользовательских типов данных

Наличие web-интерфейса

Поддержка наследования справочников

Поддержка ассоциативных связей

Поддержка множественных структурных связей

Поддержка структурных связей между классификаторами

1,8

1,6

1,4

1,2

1

0,8

0,6 0,6

ИWA

0,2 ЧЮКк

Наличие Windows-интерфейса

Возможность взаимодействия с интеграционными платформами

Поддержка централизованного ведения справочников

Поддержка распределенного ведения справочников, включая ведение справочников с приоритетом одной из систем ведения

Возможность построения справочников фассетной и иерархической системой классификации

Поддержка многоязычного интерфейса и данных

Поддержка процессов согласования изменения данных классификаторов

Возможность использования для ведения справочников произвольного назначения

Поддержание историчности структуры справочников

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наличие предопределенных отраслевых моделей

Поддержание историчности данных

Встроенные функции выверки и дедупликации данных Расширение функциональности за счет подключения программных компонентов, создаваемых пользователем

■ 1С:Управление нормативно-справочной информацией

Рис. 3.1С: Управление нормативно-справочной информацией

Наличие web-интерфейса

Механизм распределения прав доступа пользователей Поддержка пользовательских типов данных

Поддержка наследования справочников Поддержка ассоциативных связей

Поддержка множественных структурных связей

Наличие Windows-интерфейса

Поддержка структурных связей между классификаторами

Поддержка процессов согласования изменения данных классификаторов

Поддержание историчности структуры справочников

Возможность взаимодействия с интеграционными платформами

Поддержка централизованного ведения справочников

Поддержка распределенного ведения справочников, включая ведение справочников с приоритетом одной из систем ведения

Возможность построения справочников фассетной и иерархической системой классификации

Поддержка многоязычного интерфейса и данных

Возможность использования для ведения справочников произвольного назначения

Наличие предопределенных отраслевых моделей

Поддержание историчности данных Встроенные функции выверки и дедупликации данных

Расширение функциональности за счет подключения программных компонентов, создаваемых пользователем

■ NORMA ЛАНИТ

Рис. 4. NORMA

Таблица 2

InfoSphere MDM Server for PIM - IBM

выводы по каждой платформе

Позволяет создать единое предоставление информации об изделии для решения стратегических бизнес-задач. Требуются доработки в части ряда требований, но имеются преимущества, которые позволяют рекомендовать платформу для управления информацией о продуктах.

Oracle Master Data Management - ORACLE

Позволяет создать общекорпоративный источник актуальной и доверительной НСИ для всех участников бизнеса. Требуются доработки в части ряда требований, но имеются преимущества, которые позволяют рекомендовать платформу для консолидации и синхронизации НСИ предприятия.

1C: Управление нормативносправочной информацией - 1C MDM

Позволяет автоматизировать процессы консолидации, первичной обработки и ведения НСИ, предоставляет возможности управления процессом ведения НСИ и обеспечивает функции интеграции НСИ между различными учетными и информационными системами. Требуются доработки в части ряда требований, но имеются преимущества, которые позволяют рекомендовать платформу для построения системы управления НСИ корпоративного уровня.

NORMA-ЛАНИТ

1

19ЯП

18 1

1?в 5

15 Щ 1^7

14 8

12^ *10

11

Предоставляет возможности для проектирования и внедрения систем по управлению НСИ. Демонстрирует высокие оценки по всему перечню параметров.

1

При этом учитывались следующие факторы:

• интегрируемость, адаптируемость, масштабируемость;

• обеспечение требуемых функций;

• надежность;

• наличие поддержки со стороны производителя (гарантийное обслуживание, консультации, программы обновления версий).

Использовалась методика анкетирования.

В результате платформа NORMA может быть рекомендована для создания системы управления нормативно-справочной информацией на предприятии, так как по итогам анализа показала на-

илучший результат соответствия исследуемым параметрам.

Литература

1. Асадуллаев С. URL: http://Www.ibm.com/developeгwoгks/ш/libгaгy/ г-nci/ (дата обращения: 22.02.2014).

2. Черняк Л. Задачи управления мастер-данными. URL: http://www. osp.Tu/os/2007/05/4260254/ (дата обращения: 22.02.2014).

3. Токарева А.В. Эффективное управление нормативно-справочной информацией - важнейшая составляющая повышения эффективности управления компанией. URL: httpy/www.computelju/ upLoad/pгess%20about%20ComputeL/20130516_AutomatizationIT. pdf (дата обращения: 22.02.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.