Александров Андрей Владимирович
УПРАВЛЕНИЕ НЕМАТЕРИАЛЬНЫМИ АКТИВАМИ ..
УДК 338.24.01: 658.5
УПРАВЛЕНИЕ НЕМАТЕРИАЛЬНЫМИ АКТИВАМИ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
© 2016
Александров Андрей Владимирович, кандидат экономических наук, доцент Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет),
Санкт-Петербург (Россия)
Аннотация. В условиях стремительного развития науки и техники, растущего внимания к феномену «экономики знаний» и роли информации в современной хозяйственной системе на фоне нестабильной экономической и политической ситуации, как в отдельных странах, так и в мире в целом, и, следовательно, повышения уровня динамичности внутренней и внешней среды функционирования субъектов предпринимательства, все чаще в научной литературе и практике хозяйствования поднимаются вопросы управления нематериальными активами (НМА). С учетом того, что данная проблематика имеет значительный научный и практический интерес цель проводимого исследования заключается в изучении теоретико-методологических аспектов управления НМА субъектов предпринимательства, а также выработке практических рекомендаций по созданию механизма стратегического управления НМА и соответствующей структурной модели системы управления ними. Таким образом, в процессе исследования формализованы ключевые этапы управления НМА субъектов предпринимательства, отдельное внимание уделено тому, что прохождение данных этапов предусматривает формирование соответствующего механизма стратегического управления НМА. В статье предложена концептуальная схема построения механизма стратегического управления НМА и выделены его составляющие элементы. Также акцентировано внимание на том, что в рамках реализации предложенного механизма должны выполняться различные функции, связанные с планированием, организацией, мотивацией, контролем и регулированием деятельности по созданию и использованию НМА. Обозначенное требование предопределило разработку в статье структурной модели управления НМА субъектов предпринимательства.
Ключевые слова: нематериальный актив, интеллектуальная собственность, субъект предпринимательства, управление, механизм, этапы, стратегия, эффективность, конкуренция, экономический рост, «экономика знаний», информация.
MANAGING INTANGIBLE ASSETS OF BUSINESS ENTITIES
© 2016
Alexandrov Andrey Vladimirovich, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor St. Petersburg State Technological Institute (technical university), Saint Petersburg (Russia)
Abstract. There are in the rapid development of science and technology, the growing attention to the phenomenon of "knowledge economy" and the role of media in modern economic system against the background of an unstable economic and political situation in individual countries and the world at large, and therefore, more dynamic level internal and external environment of functioning businesses increasingly rising intangible assets management in the scientific literature and practice management (IA). Given the fact that this subject is of great scientific and practical interest in the purpose of the study is to examine the theoretical and methodological aspects of the management of IA of business entities, as well as the development of practical recommendations for the creation of a mechanism of strategic management of IA and the corresponding structural model of their management system. There are formalized key stages of management of IA of business entities, special attention is paid to the fact that the passage of these steps involves the formation of an appropriate mechanism for strategic management of IA. The paper proposes a conceptual scheme of the mechanism of strategic management of IA and allocated its constituent elements. It is also focused on the fact that within the framework of the proposed mechanism must be carried out a variety of functions related to planning, organization, motivation, control and regulation of the creation and use of IA. Indicate requirements determined the development of the article structural model of management of IA of business entities.
Keywords: intangible assets, intellectual property, business entity, management mechanism, steps, strategy, efficiency, competition, economic growth, the "knowledge economy", information.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Функционирование и развитие субъектов предпринимательства в современных условиях в значительной степени определяется наличием активов как важной категории учетно-аналитического процесса [1]. Именно активы выступают базой осуществления хозяйственных операций и позволяют оценить условия деятельности. Однако на сегодняшний день современные субъекты предпринимательства столкнулись с рядом экономических и управленческих вызовов, которые существенно сдерживают их развитие. Указанные вызовы обусловлены динамическими изменениями рыночной среды, трансформацией предпочтений и запросов потребителей, усилением значения НТП во всех сферах жизни общества, что в свою очередь предопределяет необходимость субъектам предпринимательства менять приоритеты своей деятельности, с целью сохранения устойчивости и конкурентоспособности. Эти особые вызовы получили название - требования «новой экономики», или «экономики знаний», которая, по сути, является стадией развития постиндустриальной экономики. «Экономика знаний» определяет с конца ХХ ст. центральное место интеллекта и знаний в составе основных факторов устойчивого экономического роста, а также в процессе достижения и удержания конкурентных позиций на рынке [2].
Итак, очевидно, что в указанных условиях возрас-
тает роль нематериальных активов (НМА), но при этом наблюдается недостаточная изученность особенностей управления ими. Новые вызовы требуют от субъектов предпринимательства разработки современных подходов к управлению НМА. В то же время управление НМА это сложный процесс, который предполагает проведение оценки этих активов, структурирование, обоснование стратегии развития и др. [3].
Ключевая проблема заключается в том, что в настоящее время отсутствуют единые рекомендации и подходы, которые способствовали бы эффективному управлению НМА для повышения результативности деятельности субъектов предпринимательства. Практика показывает, что от правильно определенных элементов и отлаженной работы системы управления НМА зависят финансовые результаты, а эффективное управление НМА способствует повышению конкурентоспособности субъектов предпринимательства, улучшению их платежеспособности, увеличению стоимости и созданию мощной основы для деятельности и развития в будущем.
Итак, научно-теоретическая и практическая значимость указанных выше проблем обусловили выбор темы исследования, его целевую направленность, а также определили цель и основные задачи.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешен-
Александров Андрей Владимирович
УПРАВЛЕНИЕ НЕМАТЕРИАЛЬНЫМИ АКТИВАМИ ...
ных раньше частей общей проблемы. На сегодняшний день НМА являются предметом обсуждения многих отечественных и зарубежных ученых. Осознание значения и роли НМА произошло на Западе еще в начале 60-х гг. ХХ ст. и нашло отражение в работах Л. Едвинссона [4], Е. Брукинга [5], К.-Э. Свейби [6], Б. Лева [7].
Во многих публикациях ученых американской, западноевропейской и отечественной школ маркетинга подчеркивается важная роль и значение НМА для формирования конкурентных преимуществ и увеличения рыночной стоимости предприятий, предлагаются различные подходы к управлению и оценки НМА.
Существенное приращение теоретических и прикладных основ стратегического управления, в частности разработка аналитического инструментария проведения стратегических исследований НМА на микроуровне, принадлежит А. Томпсону, А. Стрикленду [8], Р. Каплану, Д. Нортону [9], В. Катькало [10]. Вопросами развития управления НМА, разработкой методики и организации оценки активов занимаются выдающиеся отечественные и зарубежные ученые, а также известные организации, институты среди которых можно отметить МВФ [11], Всемирный банк [12], J.-P. Danthine, J. Xiangrong [13], John F. Tomer [14], Charles R. Hulten, Janet X. Hao, Cambridge Mass [15], А. Булгакова, А. Кудаеву [16], А. Бурлакову, Н. Максимовскую [17] и др.
Значительный вклад в разработку методологических основ и практических рекомендаций по идентификации, диагностике и управлению активами, в том числе с учетом НМА в деятельности субъектов предпринимательства сделали: R. Acharya [18], M. Bontempi [19], Р. Rao [20], E. Marrocu, R. Paci, M. Pontis [21], Л. Совик, Н. Титова [22] и др.
Несмотря на весомый вклад и ценность полученных результатов в научной и практической сферах, многими учеными и экспертами исследовались лишь отдельные аспекты управления НМА. Недостаточно работ, которые посвящены обоснованию сущности управления НМА и выбору соответствующего действенного и эффективного инструментария, что в целом способствовало бы последующим научным исследованиям и формулировке практических рекомендаций, направленных на принятие таких управленческих решений, при которых рыночная стоимость производства обоснованно отличается от балансовой, а доля НМА в общей структуре активов отображается в отчетности и учитывается в полной мере. Слабо проработанными в теоретико-методическом и прикладном аспектах следует признать вопросы стратегического управления такими НМА как деловая репутация компании, ее знания и компетенции.
Формирование целей статьи (постановка задания). Цель статьи заключается в изучении теоретико-методологических аспектов управления НМА субъектов предпринимательства, а также выработке практических рекомендаций по созданию механизма стратегического управления НМА и соответствующей структурной модели системы управления ними.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Управление развитием НМА является непрерывным процессом и имеет циклический характер. Несомненным является тот факт, что процесс управления НМА должен соответствовать корпоративным целям и общей стратегии субъекта предпринимательства [23]. Следует отметить, что, по мнению автора, учитывая определяющую значимость НМА в создании и приобретении субъектом долгосрочных конкурентных преимуществ, их следует относить к группе так называемых стратегических активов.
Таким образом, считаем, что управление НМА представляет собой совокупность мероприятий, которые включают в себя оценку объемов имеющихся НМА; анализ и контроль эффективности их использования в теку-
щем периоде; выявление потенциальных источников их формирования и обеспечения условий дальнейшего развития, а также полезного использования в соответствии с фактическим состоянием и возможными изменениями внешней и внутренней среды функционирования субъекта предпринимательства, с целью обеспечения роста его социально-экономической ценности и поддержки устойчивых конкурентных преимуществ в долгосрочной перспективе.
Формализуем ключевые этапы управления НМА субъектов предпринимательства:
1. Формирование целей управления НМА - на этом этапе необходимо определить целевые установки управления составляющими интеллектуального капитала, которые подчинялись бы общим (корпоративным) целям и не противоречили бы стратегии развития субъекта предпринимательства.
2. Оценка стоимости и структуры НМА - предполагает оценку структуры портфеля НМА (виды НМА, имеющиеся в наличии), определение их стоимости (определение финансового эквивалента НМА), проведение группировки по содержанию и ранжирование по степени важности.
3. Разработка стратегии развития и использования НМА. Для реализации этапов 2 и 3 целесообразно использовать матрицу «НМА - инновационная активность», которая базируется на двух признаках: уровень использования НМА субъектом предпринимательства и уровень его инновационной активности. Данная матрица позволяет определить состояние субъекта и сформировать в дальнейшем комплекс мер по развитию НМА.
4. Разработка комплекса мероприятий по обеспечению развития НМА - предусматривает меры, которые обеспечат развитие по видам НМА (рыночные активы - маркетинговое обеспечение; человеческие активы - кадровое обеспечение; инфраструктурные активы - информационное обеспечение и т.д.).
5. Реализация комплекса мероприятий по направлениям развития и использования НМА.
6 Контроль и корректировка стратегии развития НМА - этот этап является одним из важнейших, он предусматривает надзор за реализацией стратегии, и в случае возникновения внештатных ситуаций, корректировку предыдущих этапов.
Прохождение указанных этапов предусматривает формирование субъектом предпринимательства механизма стратегического управления НМА. В состав указанного механизма целесообразно включить (см. рис. 1):
а) механизм определения стратегически значимых ресурсов (в т.ч. с помощью построения «ресурсного древа»);
б) механизм соединения стратегических ресурсов в контексте принятой общей стратегии развития предприятия (в том числе путем активизации ключевых компетенций и динамических способностей организации);
в) механизм развития НМА и их капитализации.
Рисунок 1 - Концептуальная схема построения механизма стратегического управления НМА
Необходимо отметить, что в рамках реализации предложенного механизма стратегического управления НМА должны выполняться различные функции, связанные с планированием, организацией, мотивацией, кон-
Александров Андрей Владимирович жт^т^ше
УПРАВЛЕНИЕ НЕМАТЕРИАЛЬНЫМИ АКТИВАМИ ... науки
тролем и регулированием деятельности по созданию, использованию и развитию НМА, что предопределяет необходимость разработки системы организационного обеспечения управления НМА.
На рис. 2 приведена структурная модель системы управления НМА.
Система управления НМА
т * + i
Подсистема управления НИОКР инновациями Подсистема управления организационно-методической базой Подсистема информацией и коммуникациями Подсистема управления коммерциализацией и оценочной деятельностью
Подсистема управления инновационным потенциалом и Подсистема управления портфелем прав на НМА Подсистема управления информацией
Рисунок 2 - Структурная модель системы управления НМА
Таким образом, формирование действенной системы управления НМА, как составляющей общей концепции управления субъектом предпринимательства, позволит существенно изменить его экономический облик, внести значительные изменения в структуру активов, практику определения базы налогообложения, взаимоотношения с партнерами и соответственно значительно улучшить финансово-экономическое положение в целом.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. НМА имеют важное значение на современном этапе развития субъектов предпринимательства, организаций, предприятий и хозяйственной системы в целом. Это обуславливает необходимость интенсификации научных поисков, посвященных эффективному управлению НМА. В данном контексте в рамках проведенного исследования формализованы ключевые этапы управления НМА. Особое внимание уделено особенностям формирования механизма стратегического управления НМА субъектов предпринимательства.
С использованием теоретико-методических основ стратегического менеджмента и учитывая требования системного подхода, автором предложена концептуальная схема построения механизма стратегического управления НМА субъектов предпринимательства. Очевидно, что реализация на практике предложенного механизма предполагает необходимость выполнения различных функций, что в свою очередь предполагает разработку системы организационного обеспечения управления НМА.
С целью реализации данной задачи в статье разработана структурная модель системы управления НМА, включающая в себя несколько взаимосвязанных и подсистем.
Применение предложенных в процессе исследования рекомендаций по управлению НМА позволит повысить уровень методического и информационного обеспечения процесса управления НМА, а также существенно увеличить доходность интеллектуальной деятельности субъектов предпринимательской деятельности.
Следует также отметить, что в ходе исследования управления НМА возникает вопрос реализации на практике определенных этапов данного процесса.
Это обусловливает необходимость разработки системы оценки всей совокупности НМА, находящихся в распоряжении субъекта предпринимательства, а также проведения исследований структуры интеллектуального капитала и оценки его стоимости по видам: рыночные активы, человеческие активы, инфраструктурные активы и объекты интеллектуальной собственности.
Выполнение указанной задачи требует комплексного подхода, предусматривающего разработку системы индикаторов для оценки каждой из групп НМА. Итак, именно эти аспекты определяют перспективные направления дальнейших исследований.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Аликова О.П., Медведева Л.Н., Юшков Е.С. Особенности организации учета нематериальных активов хозяйственных обществ // Сварочное производство.
- 2015. - № 3. - С. 50-54.
2. Сурма И.В. Современное информационное общество и актуальные вопросы управления знаниями // Кибернетика и программирование. - 2015. - № 3. - С. 3046.
3. Лев Б., Даум Ю.Х. Значимость нематериальных активов для управления предприятием и корпоративной отчетности // Менеджмент дайджест. - 2005. - № 2/08. -С. 2-16.
4. Edvinsson L. Intellectual Capital: Realizing Your Company's True Value by Finding Its Hidden Brainpower / L. Edvinsson, M. S. Malone. - New York: HarperCollins. 1997. - 225 p.
5. Брукинг З. Интеллектуальньгй капитал / З. Брукинг; [пер. с англ.]. - СПб: Питер. 2001. - 288 с.
6. Sveiby Karl-Erik. Methods for Measuring Intangible Assets URL: http://www.sveiby.com/articles/ IntangibleMethods.htm
7. Lev B. Intangibles: Management. Measurement. and Reporting / Baruch Lev. - Washington, DC: Brookings Institution Press. 2001. - 216 p.
8. Томпсон А. Стратегический менеджмент / А. Томпсон. А. Стрикленд. - Издательство Вильямс.
2007. - 928 с.
9. Каплан Р. Стратегические карты. Трансформация нематериальных активов в реальные результаты / Р. Каплан. Д. Нортон. - Москва : Олимп-Бизнес. 2005.
- 512 с.
10. Катькало В.С. Эволюция теории стратегического управления / В.С. Катькало - СПб. : Изд. дом СПбГУ. 2006. - 548 с.
11. Intangible Capital. Relative Asset Shortages and Bubbles Publication Details: International Monetary Fund 2013-2015. - 217 p.
12. Natural Disasters And The Dynamics Of Intangible Assets. World Bank. 2014. - 113 p.
13. Intangible capital. corporate valuation and asset pricing / Jean-Pierre Danthine. Xiangrong Jin. London: Centre for Economic Policy Research. 2006. - 26 р.
14. Intangible capital: its contribution to economic growth. well-being and rationality / John F. Tomer; with a chapter by Bart Eikelenboom. Cheltenham: Edward Elgar.
2008. - 279 р.
15. The role of intangible capital in the transformation and growth of the Chinese economy / Charles R. Hulten. Janet X. Hao. Cambridge. Mass.: National Bureau of Economic Research. 2012. - 44 р.
16. Булгаков А.Н.. Кудаева А.С. Нематериальные активы предприятия в условиях перехода экономики к постиндустриализму: тенденции в управлении // Вестник АКСОР. - 2016. - № 2(38). - С. 50-56.
17. Бурлакова О.А.. Максимовская Н.Г. Управление нематериальными активами: проблемы и пути их решения // Экономика и социум. - 2015. - № 1-2(14). - С. 580584
18. Acharya. R.C. ICT use and total factor productivity growth: intangible capital or productive externalities? // Oxford economic papers. - 2016. - № 1. - Р. 16-39.
19. Bontempi. Maria Elena Investment-uncertainty relationship: differences between intangible and physical capital // Economics of innovation and new technology. - 2016. -№ 2. - Р. 240-268.
20. Rao. P.M. What do we know about entrepreneurship as an intangible asset? // International journal of entrepreneurship and small business. - 2016. - Vol. 27 - Issue 1.
- P. 40.
21. Marrocu. E.; Paci. R.; Pontis. M. Intangible capital and firms' productivity // Industrial and corporate change. -2012. - № 2. - Р. 377-402.
22. Совик Л.Е.. Титова Н.Н. Методические вопросы АНИ: экономика и управление. 2016. Т. 5. № 3(16)
Александров Андрей Владимирович УПРАВЛЕНИЕ НЕМАТЕРИАЛЬНЫМИ АКТИВАМИ ...
управления нематериальными активами, задействованными в инновационной стратегии // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 12-2(65-2). - С. 843-847.
23. Егоров М.В. Методологические аспекты оценки нематериальных, неосязаемых активов в механизме инвестирования предприятий // Экономика устойчивого развития. - 2015. - № 2(22). - С. 82-89.